Научная статья на тему 'Национальные административные единицы на территориях компактного проживания вепсов в 1920-30-х годах'

Национальные административные единицы на территориях компактного проживания вепсов в 1920-30-х годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕПСЫ / ФИННО-УГОРСКАЯ ГРУППА / ЭТНОЛОКАЛЬНАЯ ГРУППА / ТЕРРИТОРИЯ / РАССЕЛЕНИЕ / СССР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Башкарев Андрей Альбертович

Проанализирована информация о территории расселения и условиях проживания этнолокальных групп вепсов (финно-угорская группа) в XX веке, а также материалы, связанные с изменением численности вепсов и политикой советских властей по отношению к ним.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause problems of theoretical representation of questions of stability of management are considered by telecommunication systems. The basic problems with reference to modern telecommunication systems are stated.

Текст научной работы на тему «Национальные административные единицы на территориях компактного проживания вепсов в 1920-30-х годах»

УДК 323.15, 314.83, 314.92, 314.7.045

А.А. Башкарев

национальные административные единицы на территориях

КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ ВЕПСОВ В 1920-30-х ГОДАХ

Территорией расселения вепсов с древних времен являлась обширная территория между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Ядром формирования древних вепсов как этнической общности было юго-восточное Приладожье, где к концу XIV века сформировались этнолокальные группы северных, или прионежских [См.: 1—5], средних (оятских1) и южных вепсов. На историческую судьбу вепсов повлияло освоение водных путей, положившее начало процессу ассимиляции вепсского населения, продолжавшемуся весь ХХ век.

Первые наиболее достоверные сведения о численности вепсов в России — 26,7 тыс. человек — были получены по итогам первой всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 году [6, с. 332]. В силу исторических обстоятельств территория расселения вепсов оказалась разделена административными границами. Административно-территориальная разделенность этноса, некоторые различия в социально-экономических условиях жизнедеятельности северных, средних (оят-ских) и южных вепсов затормозили процессы консолидации народа [7, с. 11].

В середине 1920-х годов территория исторического расселения северных (прионеж-ских) вепсов вошла в состав Карельской АССР, остальная часть территории с вепсским населением, где проживали оятские и южные вепсы, — в состав Ленинградской области (рис. 1). По инициативе властей были созданы национально-территориальные образования, основой для определения административных границ которых послужили данные переписи 1926 года. В этот период была зафиксирована самая высокая численность вепсов — 32 800 человек. Из них 17 300 человек проживали на территории образованной Ленинградской области, 8600 человек — на территории Карельской АССР, 6900 человек — в Вологодской области

1 Название данной этнолокальной группы произошло от гидронима «река Оять».

(до 1936 года — Вологодский округ Северного края) (рис. 2).

Эти сведения дали основание говорить о приостановлении ассимиляционных процессов у вепсов [Там же]. Благоприятные условия развития послужили поводом к наращиванию этносом своего демографического потенциала вплоть до конца 1930-х годов. Однако в дальнейшем численность вепсов, как и других малых народов финно-угорской группы, проживавших на территории СССР в 1920-30-х годах, стала резко сокращаться. Так, по данным переписей 1939 и 1959 годов, численность вепсов в эти годы составляла соответственно 29 700 и 15 300 человек, что уже позволяет говорить о ее значительном сокращении в период с 1926 по 1959 год.

Кроме того, в возрастной структуре вепсов с конца 1930-х годов начало наблюдаться постарение, которое ко второй половине ХХ века также станет значительным. Помимо традиционных причин ассимиляции малых народов СССР, в том числе и вепсов (экзогамные браки, усиление миграционных процессов вследствие индустриализации), негативное влияние на численность вепсов в XX веке оказали территориальные факторы [См. об этом подробнее: 8].

Миграционные процессы, связанные с частичным изменением мест проживания вепсов в XX веке, были обусловлены реформированием административно-территориальных единиц, упразднением существовавших и созданием новых. В 1927 году была образована Ленинградская область, а десять лет спустя — Вологодская область, границы которых разделили историческую территорию расселения вепсов. Рассматривая аспекты советской национальной политики по отношению к вепсам, необходимо сосредоточить внимание на том, как повлияло создание новых территориальных единиц на места традиционного расселения вепсов, а также, что представляется особо важным, осветить историю создания и существования вепсских национальных районов в составе административных единиц СССР.

О Пряжа

Петрозаводск

|

Шокша

РЕСПУБЛИКА ...

Шелтозе КАР ЕЛ И Я .А

^------уГ

< И9инский<

\ г**! разлив

О т-ч / л Олонец«*

К /Подпорожье

ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО

рыбрека Каскесручей а«^

Кежозвро. аргниичи £ Ннршнмчи

1вЙН08 Каргниичи^ВИНН»ЩЫ

Поле " яр^?а

Е Н

Н Г Р А Д

Б ПерЬ*

Чикозеро

Немжа ¡Озера

Пелдушй* С

V ■

■ I

Ошта

Вытегра

Анненский] Мост'

|Тукшкмро ОТпрОЗирС

ОКртеоиро

О Шимоэеро

► Пондала

• Мягозеро-4 КАЯ',

Т*Ь

Кореейичк

Ко*ала л

Пяжозе*о|

Тихвин

Шита О Прокушево

Радогощь

К

о

О Бокситогорск

И Куя. . Ч^ч

Войлахта

БЕЛОЕI ОЗЕРО \

О Г О Д С К А Я В^/1 А С Т Ь

& Л

Бабаево

| Северные (прионежские) вепсы Ц Средние (оятские) вепсы Ц Южные вепсы

Рис. 1. Территория расселения этнических групп вепсов (на основе карты, составленной З.И. Строгальщиковой)

а 16141210-

ы

т ь,

т с о н н е л с и

т

8642-

п-1-1-1-1--г

1926 1937 1939 1959 1970 1979 1989 2002

Годы

И Ленинградская обл. —•— Карельская АССР (Республика Карелия) А Вологодская обл.

Рис. 2. Динамика численности вепсов по административным единицам СССР и России, в состав которых вошли территории традиционного проживания этноса (по данным переписей, проводившихся в XX веке)

Статус этнотерриториальных образований укреплялся в результате проводимой в Советском Союзе с 1920-х до второй половины 1930-х годов политики коренизации, целью которой провозглашалось выравнивание политического, культурного и экономического развития нерусских народов и национальных меньшинств с так называемыми «передовыми нациями». Данная политика также была направлена на рост самосознания проживавших на территории СССР народов. Кроме того, власти оказывали содействие увеличению доли национальных кадров в местных администрациях с целью укрепления большевистской власти на местах — преодоление национального неравенства реализовывалось в рамках системы взаимосвязанных мер, льгот и привилегий, обеспечивающих ускоренное формирование национальной элиты и рабочего класса. Делопроизводство и школьное образование переводились на языки местных народов, на них же велась просветительская и культурная деятельность. Все это содействовало институционализации этничности и росту национального (этнического) самосознания народов [9, с. 12].

Следует упомянуть, что «Декларация прав народов России», принятая Советом народных комиссаров РСФСР в ноябре 1917 года и по существу являвшаяся одним из первых документов советской власти, провозглашала свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. Политика коренизации как логическое продолжение такой декларации должна была оказать большое влияние на формирование культурного пространства СССР как многонационального государства. Кроме того, распространение национального языка и культуры, участие национальных кадров в местном самоуправлении по замыслу властей должны были остановить распространение автономистских и сепаратистских настроений.

В местах компактного проживания вепсов в 1927 году были созданы два национальных района — Винницкий (в составе только что образованной Ленинградской области) и Шелто-зерский (в составе Карельской АССР). И если в состав Шелтозерского района вошли места исторического проживания прионежских вепсов, то в состав Винницкого — территории, где проживали оятские вепсы. Вплоть до 1939 года

большая часть сельсоветов в этих районах являлась вепсскими национальными.

В состав новообразованного Винницкого района были включены бывшие административные части прекративших свое существование Лодейнопольского уезда Ленинградской губернии и Тихвинского уезда Череповецкой. Площадь территории района составила практически 3000 квадратных километров, а численность населения, по данным на 1927 год, — более 13 500 человек (55 % из них — вепсы). Таким образом, на территории Винницкого района проживало 90 % вепсского населения Ленинградской области [10]. Административным центром района стал крупный поселок Андроновское (ныне — Винницы2), расположенный на реке Оять. Численность населения поселка, по данным за 1926 год, составляла 1725 человек [11]. Имеются сведения, что руководство Ленинградской области готовило план объединения территорий, заселенных вепсами, в единое административное образование — Вепсский округ [8]. Как сообщалось в административном справочнике Ленинградской области за 1930 год, на базе национальных вепсских сельсоветов планировалось создать еще два вепсских национальных района — Шимозерский и Озерской [12, с. 75, 266]. Но данный план не был реализован.

К моменту образования Винницкого района крупные вепсские поселения представляли собой группу (куст) смежных деревень. Такая особенность расселения была характерна в большей степени для оятских вепсов и несколько в меньшей — для южных. Следует уточнить, что вепсские ойконимы, как правило, обозначали такие группы деревень, расположенных на незначительном расстоянии (не более 2—5 километров) друг от друга. С учетом этой особенности властями были образованы 16 сельсоветов,

2 Ойконим «Винницы» во время существования СССР до 1970 года в официальной топонимике не употреблялся, тем не менее дал название району. Центром района до 1970 года официально считалось село Андроновское (с 1927 по 1956 год — деревня Андроновская), входившее в куст деревень, непосредственно обозначенный ойконимом «Винницы». (Ойконим — вид местного и/или национального топонима, имя собственное — название любого населенного пункта, от города до отдельно стоящего дома, в данном случае -ницы, -ала и др.)

из которых были упразднены или переформированы: 5 — в 1928 году и 1 — в 1954 году. Вплоть до 1939 года сельсоветы являлись преимущественно вепсскими национальными. В разное время своего существования Винницкий район граничил с Вознесенским (до 1954 года), Подпорожским, Лодейнопольским, Оятским (до 1955 года) и Капшинским районами Ленинградской области, а также с Оштинским и Борисово-Судским районами, находившимися с 1937 года в составе Вологодской области и упраздненными в 1950-е годы с передачей территорий в состав Вытегорского и Бабаевского районов той же области. В 2005—2009 годах на основе картографических источников ХХ века и данных о населении соответствующих территорий нами была составлена детальная карта Винницкого района Ленинградской области с указанием практически всех существующих и существовавших в 1927—1963 годах населенных пунктов.

К большому сожалению, положительная тенденция, направленная на поддержку национальной идентификации вепсов, к середине 1930-х годов была свернута. Данное изменение приоритетов со стороны властей объяснялось началом так называемой кампании по «борьбе с буржуазным национализмом», что де-факто привело к борьбе с национальной самобытностью. Исследования по истории народов оказались под запретом как «националистические» и стали отражать только историю соответствующих территорий. Был нанесен серьезный удар по развитию и укреплению духовного единства родственных народов.

В сентябре 1937 года в связи с разделением Северной области, прилегающей к Ленинградской области, на две — Архангельскую и Вологодскую в состав последней вошли северо-восточные и восточные районы Ленинградской области, в том числе сельсоветы с преимущественно вепсским населением (почти 8000 человек) [9, с. 13]. В 1938 году Винницкий район Ленинградской области был преобразован из вепсского национального (как «искусственно созданного») в обычный.

Таким образом, можно было говорить о завершении первого периода национального возрождения вепсов. Процесс этнокультурного развития вепсов как этноса при помощи государства был свернут. Административно-терри-

ториальная разобщенность вепсского населения и отсутствие транспортных коммуникаций между территориальными единицами СССР (в особенности между Ленинградской и Вологодской областями) привели к дальнейшему ослаблению внутриэтнических культурных и языковых связей. Изменившаяся политическая ситуация создала предпосылки для ускорения языковой и политической ассимиляции вепсов [Там же. С. 14].

Одним из наиболее негативных явлений в послевоенный период стала кампания по укрупнению населенных пунктов и упразднению целого ряда их как бесперспективных. Часто упразднялись именно национальные поселения. Причинами тому послужили общая тенденция, имевшая место в стране, и сохранявшаяся, несмотря на усилия властей, неблагоприятная обстановка с дорожной сетью на территории компактного расселения вепсов. В 1956 году был упразднен Шелтозерский район Карело-Финской ССР, а в 1963 году — Винницкий район Ленинградской области, с включением территорий данных районов в состав других административных единиц. Как уже отмечалось, эти районы к моменту своей ликвидации формально вепсскими этническими не являлись.

Второй период возрождения и усиления процессов национальной самоидентификации вепсов пришелся на 1990-е годы. Возникли планы восстановления статуса национальных территорий. На практике такая территория была административно выделена только в Республике Карелия — там с 1994 по 2006 год существовала Вепсская национальная волость. Данная территория является местом проживания северных (прионежских) вепсов. Оятские и южные вепсы, проживающие на территориях Ленинградской и Вологодской областей, своих национальных административных образований в 1990-е годы не получили.

По данным за 2002 год, 59,1 % от общей численности вепсов проживают именно на территории Республики Карелия, и они могут быть этнокультурно отнесены к северной (при-онежской) группе — в Шокшинском, Шелто-зерском и Рыборецком вепсских поселениях (с 2006 года — в составе Прионежского района республики). На территориях Ленинградской и Вологодской областей в 2002 году проживали соответственно 28,4 и 5,2 % от общей числен-

ности вепсов. Сегодня места проживания оят-ских и южных вепсов в Ленинградской области расположены в четырех районах — Подпорож-ском и Лодейнопольском (оятские вепсы), Тихвинском и Бокситогорском (южные), географически — на водораздельном участке Вепсовской возвышенности (бассейны рек Оять, Паша, Курба, Колпь и Лидь). Крайне незначительное количество оятских вепсов проживает также в Вытегорском и Бабаевском районах Вологодской области.

В настоящее время в составе Ленинградской области на правах муниципального обра-

зования существует Винницкое сельское поселение (на юго-востоке Подпорожского района). Представляется целесообразным придание данному муниципальному образованию статуса национального, по опыту создания Вепсской национальной волости в 1994 году в сопредельной Республике Карелия. Замедление процесса ассимиляции вследствие этого представляется маловероятным, однако это позволит привлечь национальные кадры в местное самоуправление, а также мобилизовать усилия по сохранению культурных традиций, инфраструктуры в сфере здравоохранения и образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голубева, Л.А. К проблеме этногенеза вепсов [Текст] / Л.А. Голубева // Древние славяне и их соседи. - М., 1970. - С. 143-146.

2. Она же. Весь и славяне на Белом озере. Х—ХШ вв. [Текст] / Л.А. Голубева. - М., 1973.

3. Проблемы истории и культуры вепсской народности [Текст]. - Петрозаводск, 1989.

4. Вепсы: история, культура и межэтнические контакты [Текст]. - Петрозаводск, 1999.

5. Современная наука о вепсах: достижения и перспективы (Памяти Н.И. Богданова) [Текст]. -Петрозаводск, 2006.

6. Прибалтийско-финские народы России [Текст]. -М., 2003.

7. Пименов, В.В. Вепсы: расселение, история, проблемы этнического развития [Текст] / В.В. Пи-

менов, З.И. Строгальщикова // Проблемы истории и культуры вепсской народности. — Петрозаводск, 1989.

8. Петухов, А.В. Административная разобщенность — фактор ускорения ассимиляции вепсов [Текст] / А.В. Петухов // Там же. — С. 53—63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Вепсы: модели этнической мобилизации [Текст]: сб. мат. и док. / под ред. Е.И. Климентьева, А.А. Кожанова, З.И. Строгальщиковой; Карельский научный центр. — Петрозаводск, 2007.

10. Смирнова, Т.М. Национальность — питерские. Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области [Текст] / Т.М. Смирнова. — СПб., 2002. - С. 73-76.

11. ПФА РАН. Ф. 135. Оп. 3. Д. 92.

12. Справочник по районам Ленинградской области за 1930 год [Текст].

УДК 947:323

А.Н. Мичурин

ВОЕННЫЕ КРУГИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В годы Первой мировой войны в России разразился кризис политической власти, связанный с конфронтацией военных и политических элит по вопросу будущего политического устройства страны. Этот конфликт имеет прямые исторические параллели с «младоту-рецкой» революцией, оценка которой в русских либеральных кругах была последовательно положительной. Более того, отдельные политические деятели видели в ней положительный опыт и пытались его копировать.

Необходимо отметить, что многие аспекты политического объединения в рамках Прогрессивного блока, а также политического единства многих государственных деятелей в Государственной думе и Государственном совете относятся совсем не к лету 1915 года. Одним из виднейших политических деятелей России был А.И. Гучков, сыгравший большую роль в координации политического и заговорщицкого движения накануне Февральской революции 1917 года. Однако эти связи политиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.