Научная статья на тему 'Виртуальный методический кабинет'

Виртуальный методический кабинет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1215
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / МЕТОДИЧЕСКИЕ КАБИНЕТЫ / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / A NETWORK OF EDUCATIONAL RESOURCES / VIRTUAL METHODIC OFFICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ряшенцев Игорь Владимирович, Стародубцев Вячеслав Алексеевич

В статье рассмотрены возможности виртуальных методических кабинетов образовательных организаций для поддержки непрерывного повышения квалификации и самообразования сотрудников. Предложена структурная модель виртуального методкабинета, приведено сравнение с коллективными и индивидуальными блогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ряшенцев Игорь Владимирович, Стародубцев Вячеслав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual Methodic Office

The article considers the possibility of virtual methodic offices to support continuous professional development and self-education. A structural model of a virtual methodic office and the comparisons with collective and individual blogs are discussed.

Текст научной работы на тему «Виртуальный методический кабинет»

И.В. Ряшенцев, В.А. Стародубцев

Виртуальный методический кабинет

В статье рассмотрены возможности виртуальных методических кабинетов образовательных организаций для поддержки непрерывного повышения квалификации и самообразования сотрудников. Предложена структурная модель виртуального методкабинета, приведено сравнение с коллективными и индивидуальными блогами.

Ключевые слова: непрерывное образование, повышение квалификации, методические кабинеты, сетевые образовательные ресурсы.

VIRTUAL METHODIC OFFICE

УДК 378 ВАК 13.00.08 РИНЦ 14.00.00

The article considers the possibility of virtual methodic offices to support continuous professional development and self-education. A structural model of a virtual methodic office and the comparisons with collective and individual blogs are discussed.

Keywords: continuing education, professional development, virtual methodic offices, a network of educational resources.

Введение

Быстрый темп обновления знаний - «информационное цунами» -требует быстрой профессиональной абилитации преподавателей и учителей к новым условиям образовательной среды и непрерывного повышения квалификации. Законодательно сокращен период между очередными актами институционального повышения квалификации - с пяти лет до трех. Поскольку курсы повышения квалификации заканчиваются получением документов государственного или установленного образовательными организациями образца, их можно отнести к формальному дискретному образованию. К этому следует добавить стажировки преподавателей и участие в ежегодных научно-методических конференциях университетского, регионального или международного уровней (представление статей, тезисов, выступление с докладами), если они подтверждаются сертификатами образовательных организаций, проводящих конференции или стажировки. Реальная непрерывность профессионального и личностного роста достигается в процессах са-

мообразования, корпоративного и неформального образования [1]. По мере обретения опыта неформального образования, роль дискретных курсов институционального повышения квалификации начинает снижаться, поскольку доминирующим процессом становится непрерывное неформальное образование и самообразование. Согласно оценкам ряда исследователей (Джей Кросс, Том Грам, Стив Уилер и др.) неформальные виды образования обеспечивают до 80% личностного и профессионального успеха специалистов различных профессий [2]. Нет оснований сомневаться в применимости этой закономерности в отношении профессии педагога. В связи с этим возникает необходимость в непрерывной информационной и методической поддержке неформального образования и самообразования преподавателей и учителей.

Кроме того, общая направленность на повышение конкурентоспособности российской системы образования ведет к возрастанию требований к научно-исследовательской работе профессорско-преподавательского состава университетов и к их публикационной ак-

тивности. При этом возникает риск снижения методического уровня преподавательской деятельности в процессе смены поколений научно-педагогических сотрудников вузов.

Одними из возможных инструментов научно-методической поддержки преподавателей и помощи им в абилитации к быстро изменяющимся условиям являются виртуальные методические кабинеты. Целью статьи является рассмотрение общего назначения, условий функционирования и типовой структуры виртуального методического кабинета (ВМК) образовательной организации и/или его подразделения.

1. Назначение и условия функционирования ВМК

Как правило, ВМК предназначены для создания условий для совершенствования профессионального мастерства сотрудников образовательных организаций, оказания помощи молодым специалистам, для их информирования о передовых методах обучения, активных и интерактивных технологиях, публикации материалов по общим вопросам развития системы

i щ

-

Игорь Владимирович Ряшенцев,

начальник отдела АПК, ассистент Тел.: 8 (3822) 421-370 Эл. почта: rishiv@tpu.ru Национальный исследовательский Томский политехнический университет tpu.ru

Igor V. Riatshentcev,

department head, assistant Tel.: 8 (3822) 421-370 E-mail: rishiv@tpu.ru National research Tomsk Polytechnic University tpu.ru

Вячеслав Алексеевич Стародубцев,

д.пед.н., профессор Тел.: 8 (3822) 564-101 Эл. почта: starslava@mail.ru Национальный исследовательский Томский политехнический университет tpu.ru

VacheslavA Starodubtsev,

Doctor of education, Professor Tel.: 8 (3822) 564-101 E-mail: starslava@mail.ru National Research Tomsk Polytechnic University tpu.ru

образования и положительному опыту методической работы, обсуждения инновационных аспектов образовательной деятельности с учетом достижений высшей школы и «цифровой» педагогики и других аспектов профессиональной деятельности. Как отмечено в [3], ВМК являются важной частью информационно-образовательной среды школы, вуза, региона. Программно-технической базой ВМК служат сайты образовательных организаций или отдельных кафедр, организационно-методической основой - функционал блога, который характеризуется регулярно обновляемым и пополняемым содержанием (контентом), его открытостью, возможностью незамедлительной обратной связи (комментированием содержания страниц). Более детальный анализ функций ВМК приведен в [4].

Как показал опыт кафедры инженерной педагогики Томского политехнического университета, для обеспечения непрерывного функционирования ВМК [5] необходим не только администратор, отвечающий за программно-техническое обеспечение ВМК (как части информационной образовательной среды образовательной организации), но также куратор его контента и видеооператор для документальных съемок интервью с

преподавателями и фрагментов реальных занятий с использованием активных методов обучения.

Основная деятельность куратора (или коллектива кураторов) контента ВМК состоит в поиске в глобальной информационно-коммуникационной сети новостей, обзоров, журнальных статей, презентационных и аудиовизуальных материалов по вопросам развития образовательных технологий в мире и в нашей стране, практики организации самостоятельной деятельности студентов, развития цифровых образовательных ресурсов и массовых открытых дистанционных курсов. Несмотря на определенный субъективизм выбора, куратор контента ВМК уменьшает информационную перегрузку, с которой сталкиваются преподаватели при самостоятельном поиске информации в интернете. Его задача дать в одном месте - в ВМК - все самое ценное, проверенное и актуальное. Принимая за основу работы [6, 7], можно представить деятельность куратора контента циклом, приведенным на рис. 1.

Учитывая быстрое возрастание объема информации в интернете, а также распределенность образовательных ресурсов в сети, диверсификацию источников информации, вариативность средств и путей доступа к ним, ключевым для кура-

Рис. 1. Цикл деятельности куратора контента

другое

Рис. 2. Возможная структура ВМК

тора контента становится этап поиска релевантной информации по предметной и сопутствующим областям. Здесь неоценимую помощь может оказать сеть личных коммуникаций с экспертами и ведущими преподавателями, имеющими свои блоги/сайты в интернете или свои страницы в социальных сетях.

Следующим этапом цикла становится оценка полученной информации, определение областей её возможного использования в учебном процессе и целевой аудитории. На этапе использования (трансформации) производится декомпозиция, фильтрация, классификация и распределение, композиция нового знания и встраивание его в персональные базы хранения. В ряде случаев необходима опытная проверка полученных сведений об эффективности тех или иных решений, методик, приемов обучения. Фактически на перечисленных этапах реализуется функция самообразования преподавателя (куратора блога), без которой невозможна его профессиональная деятельность. Обучать других - значит вдвойне учиться самому. Наконец, на главном этапе - распространения знаний - организуется экспорт актуализированной информации в персональные образовательные сетевые ресурсы, в блоги или в ВМК.

Куратор контента реализует также сотрудничество с преподавателями университета с целью организа-

ции документальных видеозаписей фрагментов аудиторных занятий с инновационными элементами (длительные записи оказались утомительными при их просмотре). В ряде случаев оказываются полезными записи интервью с преподавателями, рассказывающими о своем творческом опыте. В целом содержание кабинета должно быть мультимедийным. Как правило, на сайтах образовательных организаций комментирование контента не предусматривается, поль-

Отдел

информатизации □Бразавамил

it г

зователи могут оставлять записи в гостевой комнате/книге или на отдельном форуме. С целью мотивирования отклика ВМК [5] содержит так называемую стену, на которую можно легко помещать записи-комментарии. Другие разделы ВМК: активные и интерактивные технологии, теории обучения, новости, обзоры, статьи, книги, инфографика, видео, презентации, блоги, вебинары, форумы, советы, за рубежом.

2. Типовая структура ВМК

Исходя из практики организации ВМК на кафедре инженерной педагогики ТПУ, можно предложить более общую модель структуры ВМК, приведенную на рис. 2. В данном случае расширение функционала ВМК состоит в организации таких разделов, как помощь экспертов, приглашений посетить открытые занятия или методические семинары, проведение обсуждений, организации обратной связи с помощью сетевых опросов или анкетирования и др.

В зависимости от обстоятельств в конкретном образовательном учреждении или в его подразделении, приведенная на рис. 2 структура может быть на начальном этапе

Томский полктеснкчесхкй университет

* --V и А *

¿.вторили цня В Портале

Пнцеишонийе ПО СМЮ

Поддоряии Полезные Ресурсы

19 марта 2014

I апреля 2014 г, в Тикхв ювнганм Hattonal «■Технополи ftattotwri Instrument»

Flash тренажер .

к тут н рбдая?ижи»

Место проведения: г, Тоски, ул, Крэооарме&мя, л, 120, «ифврет-нл "Оакел" wwo с 10.00 (мвчвло DcnvrrpsuHn с 9: ЭО)

27 февраля 2014 г. а Томске коники ЗАО "КАДФЕМ Ск-Дк-Эс» аэвпестю С Тонким лолитшмчн»« утверсигетан провешит смиар ги.ъммтелвй AH5YS. тосвяшежый мждо вилчжлострн версии IS.0 грогрвгиюпэ «истее» ANSYS аля зшдо образовательного и науч^о-мсспейовате/ыкого грсикса.

ПРДРРФ^ГС 9 <. С^арс

Адрес н«та проведения: Гоиский пог«те»в«ео!цй утоеоотет, +й кврпус (проспект Ле™«а 30а), луд. 403.

Adobe Acrobat Connect Рта wctinar.lcg.tpu.m

Qgx Мсдаа Лекторий ОИО dile-media.ipij.ru

Рис. 3. Главная страница сайта отдела информатизации образования

создания ВМК редуцирована до нескольких основных страниц и в последующем восстановлена и развита далее. Так, ВМК Национальной библиотеки Республики Карелии содержит разделы «профессиональное общение», «профессиональные мероприятия», «методические мероприятия», «актуальная тема», «последние новости» и «обновления» [8]. Белгородский институт развития образования имеет набор 12 методических кабинетов, ориентированных на учебные предметы школы и на профессиональную специализацию. Для расширения общего информационно-образовательного пространства сообщества педагогов Нижегородской области, использующих ИКТ в своей деятельности, создан ВМР, который, по мнению [9], является многоаспектной информационно-образовательной средой, ориентированной на создание необходимых условий для учителей к самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности. Ресурс пополняется педагогами школ, получившими права соавтора.

Следует отметить, что во многих случаях роль ВМК играют сайты подразделений университетов, занимающихся информатизацией образовательного процесса [10]. Благодаря портальным технологиям появилась возможность быстрого развертывания сайтов различной направленности. В частности, так создан сайт отдела информатизации образования ТПУ (рис. 3). На сайте имеются такие разделы, как новостная лента, медиалекторий с записями вебинаров и научно-методических конференций, корпоративные ресурсы электронного обучения, выход на платформы LMS MOODLE и виртуальных практикумов. В разделе «Новости по Software» публикуются новости и ссылки на информационные обзоры ведущих разработчиков инженерного программного обеспечения (Autodesk, Ansys, Matlab и т.д.).

В курировании контента принимают участие все сотрудники отдела, поставляя ссылки на актуальные материалы в образовательной информационной среде интернета

администратору сайта, который осуществляет оформление и редактирование сайта.

3. Тенденции развития ВМК

По существу образовательного функционала, к виртуальным методическим кабинетам неформального образования можно отнести коллективные и индивидуальные блоги в профессионально ориентированных социальных сетях Intel Education Galaxy (Образовательная галактика Интел), e-LearningPRO (Ассоциации e-learning специалистов), Open Class (Открытый класс), Сеть творческих учителей и ряда других. Общая цель данных сетевых ресурсов - самообразование в содействии и обмене опытом профессиональной деятельности. Здесь происходит обмен результатами научно-методической работы, ведется дискуссия по широкому спектру актуальных вопросов формального и неформального образования в нашей стране и за рубежом, авторами публикаций являются российские, украинские и белорусские работники образовательных организаций и корпораций.

Индивидуальные блоги

А. А. Андреева, Г.О. Аствацатурова, Ю.Н. Белоножкина, К. Бугайчука, И.В. Колобородовой, В.Н. Куха-ренко, В. Наумова, В. Нюренберга, С.Л. Тимкина, Е.В. Тихомировой, И. Травкина, А.В. Хуторского, Ю. Якушевской и многих других являются своеобразными неформальными методическими кабинетами, в которых систематизированы рекомендации экспертов, описаны алгоритмы действий по освоению техники работы с ресурсами, доступными в интернете и полезными для учебного процесса. Авторы блогов, подобных «Ди-дактору» Г.О. Аствацатурова [11], выполняют важную современную роль кураторов контента интернета, дидактические функции которой - аналитическая и исследовательская, а также компенсаторная, сокращающая непроизводительные затраты времени и сил других преподавателей и учителей по поиску релевантной информации. Блог со-

здан в 2010 г. и содержит более 600 записей, в его структуре выделены разделы медиадидактики, педагогических технологий, проектов, рейтинга образовательных программ, ответов на вопросы читателей, рубрики зарубежного опыта, авторской коллекции образовательных ресурсов, статей, текущих дел и др.

Заключение

Проведенное рассмотрение практически реализованных вариантов виртуальных методических кабинетов различных образовательных организаций показывает их общность в отношении целевой аудитории и содержания ВМК как образовательного ресурса, направленного на неформальное повышение квалификации сетевыми средствами, документальными видеозаписями фрагментов реальных занятий, интервью с их авторами, релевантными видео и презентациями, импортированными с сервисов УоиТиЪе, У1шео, 8Ше8Иаге, 8ШеБоош и из других источников.

При общности целевой функции ВМК могут иметь различные форматы (структуру, содержание, сервисы, оформление, платформы и т.д.). Функционирование ВМК во многом определяется не технологической базой, а деятельностью кураторов контента, их квалификацией и эрудицией в менеджменте знаний и в представлении в ВМК реальных, практически значимых для преподавателей процессов.

В качестве неформальных методических кабинетов можно рассматривать блоги преподавателей, учителей, сотрудников отделов развития персонала ряда учреждений, если в них содержатся материалы обмена знаниями и опытом профессиональной образовательной деятельности.

В принципе, при успешной организации обратной связи с преподавателями - пользователями ВМК он может стать основой для создания более широкой профессиональной социальной сети сотрудников университета.

Литература

1. Стародубцев В.А., Соловьев М.А. Неформальная поддержка высшего образования // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С. 10-19.

2. Cross J. Informal Learning: Rediscovering the Natural Pathways That Inspire Innovation and Performance [Electronic resource]. - URL: http://informl.com/book/chapter2.pdf

3. Виртуальный методический кабинет НИРО [Electronic resource]. - URL: https://sites.google.com/site/vmkniro/

4. Григорьева И.Г. Виртуальный методический кабинет преподавателя - стратегический механизм организации медиаобразовательного пространства современного вуза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/virtualnyy-metodicheskiy-kabinet-prepodavatelya-strategicheskiy-mehanizm-organizatsii-mediaobrazovatelnogo-prostranstva

5. Виртуальный методический кабинет кафедры ИП ТПУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// portal.tpu.ru/departments/kafedra/iped/Metod_kabinet

6. Черемисина Е.Н., Белов М.А., Лишилин М.В. Анализ ключевых активностей жизненного цикла управления знаниями в вузе и формирование концептуальной модели архитектуры системы управления знаниями // Открытое образование. - 2013. - № 3. - С. 34-41.

7. Jarche H. Personal Knowledge Management [Electronic resource]. - URL: http://www.jarche.com/wp-content/ uploads/2013/03/PKM-2013.pdf

8. Виртуальный методический кабинет НБРК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://metod.library. karelia.ru/

9. Гергель В.А. Виртуальный методический кабинет как условие непрерывного повышения квалификации педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/V/V-0-3.html

10. Отдел информатизации образования ТПУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dite.tpu.ru

11. БлогГ. Аствацатурова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://didaktor.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.