Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ'

ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гарипова Александра Валерьевна

В статье рассматриваются виртуальные сообщества как социально-коммуникативный фактор социализации молодежи. В ходе проведенного исследования выделены наиболее популярные социальные сети и виртуальные сообщества среди молодых людей. Общение является одной из основных причин использования социальных сетей молодежью, что может нести в себе социализационные риски. Отмечается неоднозначное влияние социальных сетей и виртуальных сообществ на социализацию личности - присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гарипова Александра Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL COMMUNITIES AS A SOCIAL COMMUNICATION FACTOR FOR SOCIALIZING YOUTH

The article considers virtual communities as a socio-communicative factor in the socialization of young people. The study highlighted the most popular social networks and virtual communities among young people. Communication is one of the main reasons young people use social media, which can carry socialization risks. There is an ambiguous influence of social networks and virtual communities on the socialization of the individual - there are both positive and negative aspects.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ»

Виртуальные сообщества как социально-коммуникативный фактор социализации

молодежи

Virtual communities as a social communication factor for socializing youth

Гарипова Александра Валерьевна

Студент 4 курса

Кафедра социологии и организации работы с молодежью Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, г. Белгород e-mail: 1320954@bsu.edu.ru

Garipova Alexandra Valerievna

Student 4 term

Department of sociology and youth work organization

Belgorod State University Russia, Belgorod e-mail: 1320954@bsu.edu.ru

Научный руководитель: Шаповалова Инна Сергеевна

доктор социологических наук, доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, г. Белгород

Academic Supervisor Shapovalova Inna Sergeevna

Doctor of Sociological Sciences, assistant professor of the department of sociology and youth work

organization Belgorod State University Russia, Belgorod

Аннотация.

В статье рассматриваются виртуальные сообщества как социально-коммуникативный фактор социализации молодежи. В ходе проведенного исследования выделены наиболее популярные социальные сети и виртуальные сообщества среди молодых людей. Общение является одной из основных причин использования социальных сетей молодежью, что может нести в себе социализационные риски. Отмечается неоднозначное влияние социальных сетей и виртуальных сообществ на социализацию личности - присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны.

Annotation.

The article considers virtual communities as a socio-communicative factor in the socialization of young people. The study highlighted the most popular social networks and virtual communities among young people. Communication is one of the main reasons young people use social media, which can carry socialization risks. There is an ambiguous influence of social networks and virtual communities on the socialization of the individual - there are both positive and negative aspects.

Ключевые слова: виртуальные сообщества, социальные сети, социализация, молодежь.

Key words: virtual communities, social networks, socialization, youth.

В современном мире огромную роль занимают компьютерные и цифровые технологии, которые связаны с развитием Интернета. Данные технологии используются во всех сферах деятельности человека -экономической, политической, образовательной, развлекательной и других. Они конструируют новую реальность, трансформируют общество и процессы, происходящие в нем, в том числе влияют и на изменение социализации молодежи. Так, традиционные агенты социализации отходят на второй план, а Интернет оказывает все большее влияние на молодежь, так как выполняет важную функцию коммуникации [1].

Виртуальные сообщества особенно много используются молодыми людьми, которые с помощью социальных сетей общаются, обмениваются фотографиями, находят виртуальные сообщества по интересам, проводят досуг. Исходя из этого, можно говорить о виртуальных сообществах как о социально-коммуникативном факторе социализации молодежи. Однако виртуальные сообщества могут иметь некоторые социализационные риски, которые связаны с негативным влиянием на молодых людей. Интернет стал самостоятельным агентом социализации, а его социализационная активность не регулируется, в то время как традиционные агенты социализации (семья, школа, общественные организации) придерживаются общепринятых норм, ценностей и культуры [2].

Именно этим обусловлена актуальность исследования виртуальных сообществ как социально-коммуникативного фактора социализации молодежи. Виртуальные сообщества, став обыденной вещью в современном мире, значительно влияют на молодых людей, что сказывается на общепринятой модели социализации. Она в настоящее время утрачивает свою актуальность в связи с изменением современного мира, становлением Интернета полноценным агентом социализации. Для обозначения данного явления используется новый термин киберсоциализация, которая понимается как «процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку в глобальной сети Интернет» [3].

Одной из важных характеристик использования социальных сетей является возраст первого вхождения и регистрации в социальных сетях. Так, исследователи отмечают, что возраст первого выхода в Интернет и социальные сети уменьшается в современном мире [4]. Молодые люди чаще всего регистрировались в социальных сетях впервые в возрасте 10-12 лет (27%), примерно столько же впервые вышли в Интернет в 13-15 лет (28%). 24% опрошенных впервые вышли в Интернет в 16 лет и позже, а 20% - в 8-10 лет и раньше (Рисунок 1). Такое распределение связано с тем, что активное распространение Интернета как раз пришлось на подростковый возраст (от 14 лет) молодых людей в возрасте 25-35 лет. В то время как молодежь в возрасте от 14 до 24 лет взрослела в реалиях развитого и доступного Интернета и социальных сетей.

■ Раньше 8 лет

■ В 8-10 лет

■ В 10-12 лет - В 13-15 лет

■ В 16 лет и позже

■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «В каком возрасте Вы впервые посетили/зарегистрировались в

виртуальных сообществах в Интернете?»

При этом основными причинами использования виртуальных сообществ и социальных сетей молодые люди отмечают «общение» (86%), «прослушивание музыки, просмотр видео, фильмов, сериалов» (56%), а также «поиск новой и интересной информации» (52%). Однако помимо полезного времяпрепровождения 41% опрошенных используют социальные сети для того, чтобы «занять свободное время», что является не самым положительном моментом их использования. В варианте ответа «другое» респонденты отмечали работу, как причину использования социальных сетей (Рисунок 2).

1%5%

Общение в социальных сетях с друзьями Прослушивание музыки, просмотр видео,. Поиск новой/интересной информации Занять свободное время Увлечения, хобби Чтение мировых, региональных новостей Размещение записей, фото, музыки Обучение, в том числе дистанционное Онлайн-игры Ведение своей страницы, блога Обсуждение различных тем в сообществах,.

Другое:

86%

56% 52%

41%

29% 29%

16% 16% 13% 10% 10%

3%

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Выберите основные причины использования виртуальных

сообществ и социальных сетей?»

Чаще всего молодые люди активно пользуются такими социальными сетями, как Вконтакте (95%), Telegram (81%), YouTube (65%), WhatsАрp (60%), Instagram (51%) (Рисунок 3). Каждая социальная сеть направлена на определенный контент и выполняет свои функции. Поэтому в топ-5 самых популярных социальных сетей вошли именно те, что удовлетворяют основные потребности молодых людей - общение, просмотр фото, видео, прослушивание музыки и поиск новой информации.

ВКонтакте Telegram YouTube WhatsApp Instagram TikTok Discord Viber Twitter Facebook Одноклассники Другое: Мой мир

95%

7% 6%

3% 2%

81%

65%

60%

51%

27%

21% 18%

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «В каких социальных сетях вы зарегистрированы и активно ими

пользуетесь?»

Время, проведенное в виртуальных сообществах и активность в Интернете, 33% молодых людей оценили в более, чем 6 часов в сутки, 13% - в 5 часов, 21% - в 4 часа (Рисунок 4). Среднее время, проводимое респондентами в виртуальных сообществах в день - 4,3 часа, что является довольно высоким показателем, подтверждая то, что социальные сети являются неотъемлемой частью жизни современного молодого человека.

16%

% 3

13%

|Более 6 часов 5 часов 4 часа 3 часа 2 часа

Около 1 часа и менее

21%

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Сколько времени вы проводите в виртуальных сообществах и

социальных сетях в день?»

Виртуальных сообществ в социальных сетях огромное количество, каждое направлено на отдельный круг интересов. Молодые люди являются наиболее активными участниками сообществ, так как проводят в социальных сетях большое количество времени, зачастую просматривая ленту, чтобы занять свободное время. Именно поэтому самым популярным направлением среди респондентов являются развлекательные сообщества с мемами и юмором (69%). Для 46% интересны творческие сообщества, направленные на хобби, а также рисование и фотография (44%). Помимо этого, популярными являются и темы фильмов, сериалов (48%), и музыкальных исполнителей, групп (38%), так как прослушивание музыки и просмотр видео являются одной из главных причин использования социальных сетей (Рисунок 5).

Мемы, юмор, развлекательные сообщества Фильмы, сериалы Творчество, хобби Фотография, рисование, арты (фотографы, Исполнители, музыкальные группы Новости, политические движения, партии Смешные или милые животные Научно-популярные сообщества Городские сообщества Профессиональные сообщества (ЭММ, врачей,...

Обучающие сообщества Блогеры Ютуберы

Общественно-политические движения

Геймеры

Литературные сообщества Известные люди (актеры, певцы, ведущие и др.) Бытовые сообщества (готовка, рецепты, сад,

Аниме Стримеры Другое:

69%

■ 48% I 46% 44%

I 38% 37% 36%

32% 31% 31% 26% 24% 23% 22% 22% 20% 18% 17% 17%

2%

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «В каких виртуальных сообществах вы состоите?»

Так как общение является одной из главных целей использования социальных сетей, необходимо было узнать, преобладает ли виртуальное общение над реальным. Респондентам было предложно оценить соотношение реальной и виртуальной коммуникации от 0 до 10, где 0 - больше реального общения, а 10 - больше виртуального (Рисунок 6). Путем вычисления среднего значения была получена средняя оценка 5,2, которая предполагает, что виртуального и реального общения у молодых людей примерно одинаково. Это связано с тем,

что, чаще всего, респонденты общаются в реальности на учебе, работе, но при этом поддерживают и постоянный контакт в социальных сетях. При этом преимуществом общения в социальных сетях респонденты отмечали легкость, доступность, возможность общения на расстоянии, а плюсом реального общения - возможность наблюдать реакцию собеседника.

15% 15% 15%

11% 11% 10% 10%

0123456789 10

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Оцените соотношение реальной и виртуальной коммуникации в

Вашей жизни.»

Учитывая огромную роль социальных сетей и виртуальных сообществ в жизни молодых людей, можно говорить об их влиянии. Так, абсолютное большинство опрошенных (80%) сходятся во мнении, что социальные сети могут влиять на личность как положительно, так и отрицательно (Рисунок 7).

4%1% 8%

Да, влияют положительно

■ Да, влияют отрицательно

■ Могут влиять как положительно, так и отрицательно

■ Нет, никак не влияют

■ Другое: 80%

Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, влияют ли социальные сети на личность?»

Такое мнение подтверждает и следующий вопрос, который был направлен на выяснение того, как именно социальные сети влияют на личность. Так, 83% опрошенных согласны с тем, что социальные сети могут вызывать зависимость, могут негативно влиять на личность (66%), а также снижают физическую активность (80%). Однако 74% не согласны с тем, что социальные сети делают личность глупее, так как в социальных сетях наоборот популярна мода на саморазвитие. При этом респонденты считают, что социальные сети могут оказывать и положительное влияние - давать свободу самовыражения (91%), возможность развития личности (83%), возможность интересных знакомств (91%). Также социальные сети позволяют найти единомышленников или людей с похожей проблемой (86%), что дает понимание того, что ты не один (таблица 1). То есть влияние виртуальных сообществ на личность можно определить, как неоднозначное. Социальные сети обладают некой двоякостью - в них совмещены как положительные, так и отрицательные стороны.

7%

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Выразите согласие или несогласие со следующими суждениями _о влиянии виртуальных сообществ на личность.» (%)

Суждение Согласен Скорее согласен Скорее не согласен Не согласен

Социальные сети вызывают зависимость 43 40 14 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальные сети дают свободу самовыражения 44 47 8 1

Социальные сети - это возможность развития личности 35 48 13 4

Социальные сети делают личность глупее 6 20 50 24

Социальные сети заменяют реальное общение 12 35 33 20

Социальные сети дают возможность познакомиться и общаться с интересными людьми 48 43 8 1

Социальные сети снижают физическую активность 41 39 16 4

Социальные сети развивают чувство одиночества, что ты хуже других, когда видишь какие-либо аккаунты, фото, лучше себя 19 30 33 18

Социальные сети помогают понять, что ты не один, у других людей есть похожие проблемы, комплексы, мнения 51 35 9 5

Социальные сети могут негативно влиять на личность (террористические движения, романтизация вредных привычек) 30 36 22 12

Что касается ценностей виртуальной среды, то респонденты считают, что в Интернете количество общепринятых и специфических ценностей равно (47%), однако 39% отмечают, что специфических ценностей, отличающихся от реальных, больше (Рисунок 8).

■ Ценности, принятые реальным обществом

■ Специфические ценности социальных сетей, отличающиеся от общепринятых

■ Количество принятых и специфических ценностей равно

Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, какие ценности преобладают в виртуальной

культуре?»

Ценности определяют поведение в социальных сетях и виртуальных сообществах. Исходя из этого, молодые люди считают, что в них транслируется, в основном, поведение, схожее с реальным миром - мода на саморазвитие (68%), толерантность и терпимость (53%), а также доброжелательное и хорошее отношение (40%), социальные вещи (34%). Но наравне с этим можно столкнуться и с агрессивным поведением (36%), разжиганием ненависти (30%) (Рисунок 9). Такие результаты еще раз подтверждают двоякость виртуальных сообществ - в них можно найти как положительные, так и отрицательные стороны, ценности, поведение.

14%

Мода на саморазвитие (обучение, чтение книг, прохождение курсов) Толерантность, терпимость, уважение к различным группам людей

Доброжелательность, хорошее отношение, позитив

Агрессивное поведение, негатив

Социальные вещи (участие в жизни общества, предложение идей, общение) Разжигание ненависти, непринятия некоторых групп людей

Пропаганда ЗОЖ, спорта, здорового питания

Романтизация некоторых вещей (наркотиков, алкоголя, смерти) Асоциальные вещи (равнодушие, изоляция от общества, непринятие общих норм и ценностей)

Пропаганда курения/алкоголя/наркотиков

68%

40% 36% 34% 30% 28% 27%

4%

Рисунок 9. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, какие образцы поведения чаще всего

транслируются в социальных сетях?»

Подводя итог, стоит еще раз отметить, что Интернет в современном мире становится не только неотъемлемой частью жизни, но и новым агентом социализации молодых людей. Влияние виртуальных сообществ на социализацию личности проявляется в усвоении виртуальных норм и ценностей, виртуальной культуры и сленга, транслируемого и одобряемого поведения. Социальные сети в современном мире активно используются молодыми людьми. Именно через них возможно влияние на социализацию подрастающего поколения. Поэтому важно следить за тем, какие ценности и формы поведения транслируются в Интернете. Проведенное исследование выявило двоякость социальных сетей - отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны. Исходя из этого необходимо поддерживать и максимизировать положительные проявления и влияние виртуальных сообществ на личность.

Список используемой литературы:

1. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. - 2013. - № 30. - С. 5.

2. Ефимова Т.В. Интернет как среда социализации современной личности // В мире научных открытий. - 2014. - № 5. - С. 195-209.

3. Мудрик А.В. Социализация человека. - М. : Изд-во Московского психо лого-социального института, 2011. - 736 с.

4. Чванова М.С., Анурьева М.С., Киселева И.А. Влияние Интернета на социализацию молодежи // Вестник ТГУ. - 2017. - № 5. - С. 23-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.