Научная статья на тему 'Особенности социализации молодежи в условиях становления информационного общества'

Особенности социализации молодежи в условиях становления информационного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
413
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / AGENTS OF SOCIALIZATION / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / VIRTUAL SPACE / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ВИРТУАЛЬНО ПРОСТРАНСТВЕ / AGENTS OF SOCIALIZATION IN VIRTUAL SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гвинтовкин Алексей Николаевич

Возрастание социализационной значимости виртуальной среды происходит на фоне разрушения классических социальных коммуникаций, трансформации характера функционирования в социетальной системе таких институтов и агентов социализации, как семья, школа, уличная среда. Все большее значение в процессе социализации молодежи играют средства массовой коммуникации, виртуальное пространство и Интернет. Развитие и популяризация социальных сервисов, тотальное проникновение в молодежную среду коммуникаторов и смартфонов, интеграция их с «контентом», репрезентирующим массовую культуру и культуру общества потребления, создают качественно новую конфигурацию процессов и агентов социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of socialization of youth in terms of the information society

The increasing of importance of virtual space as a socialization agent comes amid the destruction of classical social communications, transformation in the functioning of the societal system of such institutions and agents of socialization as family, school, "outdoor environment". Mass communication, cyberspace and the Internet became a major actors in the process of socialization of youth. Development and promotion of social services, the total penetration of the communicators and smart phones, and their integration with the "content" that represents mass culture and culture of the consumer society, create a new configuration of the processes and s agents of socialization.

Текст научной работы на тему «Особенности социализации молодежи в условиях становления информационного общества»

А.Н. Гвинтовкин аспирант кафедры социологии, политологии и права

ИППК ЮФУ*

Особенности социализации молодежи в условиях становления информационного

общества

При изучении социализации молодежи возникают определенные методологические трудности, связанные с необходимостью теоретического осмысления эмпирического материала и выходом исследований на уровень концептуальной завершенности. Эти трудности обусловлены тем, что социализация молодежи является предметом исследования различных научных направлений и школ, представители которых позиционируют большое разнообразие взглядов на социализацию вообще.

Сложность исследования процессов социализации молодежи в виртуальном пространстве связана с тем, что процессы и тенденции, возникшие за последние годы в этой сфере, имеют многоуровневое измерение. Возрастание социализационной значимости виртуальной среды происходит на фоне разрушения классических социальных коммуникаций, трансформации характера функционирования в социетальной системе таких институтов и агентов социализации, как семья, школа, уличная среда. В связи с этим целью данной статьи является рассмотрение особенностей социализации молодежи в условиях становления информационного общества.

Все большее значение в процессе социализации молодежи играют средства массовой коммуникации, которые уже не ограничиваются телерадиовещанием или газетами. Развитие и популяризация социальных сервисов, тотальное проникновение в молодежную среду коммуникаторов и смартфонов, интеграция их с «контентом», репрезентирующим массовую культуру и культуру общества потребления, создают качественно новую конфигурацию процессов и агентов социализации, а молодые люди из тинейджеров превращаются в «скринейджеров». Усиление роли новых форм СМК, непрерывное развитие и трансформация интерфейса этих форм требуют от ученых создания адекватного теоретико-методологического аппарата.

В современной России происходит не только трансформация основных институтов социализации, кардинально меняется сама их структура под воздействием глобальных процессов информатизации. Мы не обращаем внимания на электронные устройства, подключенные к

* Гвинтовкин Алексей Николаевич, e-mail: gvintovkin@gmail.com

глобальному информационному пространству, потому что они стали предметами обыденности. Однако за привычным, как часто бывает, скрывается парадоксальность: суммарный объем социализирующего воздействия компьютеров и смартфонов, если судить по временным затратам молодежи на взаимодействие с ними, становится практически эквивалентным воздействию традиционных институтов социализации. Современная российская молодежь - это сегодня не просто подрастающее поколение одной страны, это подрастающее поколение «глобальной деревни», которое самостоятельно формирует свой собственный взгляд на мир, свою систему ценностей, вплетенную в концепцию глобального общества потребления.

Воздействие виртуального пространства на социализацию индивида невозможно в полной мере понять без рассмотрения более широкого контекста - понятия информационного общества. Концепции информационного общества появились достаточно давно, и они описывали парадигматические изменения в самом механизме общественного воспроизводства, когда главным фактором экономического роста становится знание. Помимо этого, концепции информационного общества указывали на радикальные перемены в повседневной жизни - невероятное увеличение информационных потоков, релятивизацию социальных ценностей и истин. Понятие информационного общества виделось социологам и философам как наиболее адекватно описывающее новый тип общества и социальной реальности.

Выделяют две группы ученых, которые занимались разработкой понятия «информационное общество». К первой группе он относят:

а) Д. Белла и А. Тоффлера (концепция постиндустриального общества);

б) Ж. Бодрийяра и М. Постера (концепция постмодернизма); в) М. Пайора, Ч. Сейбла, Л. Хиршхорна (концепция «гибкой специализации»); г) М. Кастельса (концепция информационного способа развития). Всех этих авторов объединяет, по мнению Ф. Уэбстера, то, что они считают информационное общество принципиально новым типом, формацией, этапом развития человечества. В противоположность этой когорте выступают ученые, которые отстаивают историческую преемственность современного общества, отмечая, разумеется, все возрастающую роль информации и информационных процессов. Однако, по их мнению, информатизация еще не влечет автоматически нового общественного уклада.

О принципиально ином характере социализирующего воздействия виртуального пространства по сравнению с прежними средствами коммуникации говорит Б.В. Марков. Он отмечает, что буквально на глазах одного поколения был разрушен медиапорядок, который формировался в течение столетий, в центре которого находилось письмо и чтение. Вместо понятий теперь на мышление и поведение

людей воздействуют преимущественно образы1. Наиболее эффективными способами формирования человека становятся СМК, которые трансформируют историческое явление публики в общественность, интернет-общественность, блогосферу, рунет-общественность и т.п. Однако СМК развили свой интерфейс до небывалой степени проникновения в человека: они объединили воедино видеокамеру, телевизор, компьютер.

Еще один аспект формирования информационного общества - это распространение сетевых структур. Этой проблематике посвящены работы М. Кастельса, который считает становление и размножение сетевых сообществ подлинным признаком современной социальной трансформации, полагая, что существование информационного общества - свершившийся факт, оно представлено в виде огромного числа культурных моделей, циркулирующих по коммуникационным сетям2.

Глобализация информационных потоков, лавинообразное увеличение коммуникаций приводят сегодня к серьезным искажениям и деформациям процесса социализации. Как отмечает И.И. Маремшаова, резкое расширение доступа к самым разным массивам информации ведет к изменению понятия об «истинном знании», к вымыванию самого этого знания, а также к разрушению моделей интерпретации, которые веками вырабатывались традиционными и национальными культурами,

о

образовывали культурные системы3. Меняются не только каналы трансляции социализирующих знаний и ценностей, но и сами эти знания. Процесс социализации молодежи как нового поколения приобретает качественно иной характер, поскольку за трансляцию социальных норм и культурных образцов отвечает уже не только локальный социум (как это происходило в традиционных культурах) или вертикально интегрированные институты типа системы образования, профессионально-отраслевой специализации (как в модернизированном обществе), но и сетевые структуры. Виртуализация социальных взаимодействий приводит к виртуализации процесса социализации.

Молодое поколение в условиях информационного общества становится интегрированным не только в глобальную коммуникационную среду, но и в глобальное общество потребления -производства духовных продуктов. Разумеется, это откладывает непосредственный отпечаток на сознании молодежи: молодежные субкультуры, как это ни странно, развиваются в настоящее время как глобальные культурные волны.

1 Марков Б.В. Человек в эпоху массмедиа // Информационное общество: сб. / сост. А. Лактионова. М., 2004. С. 452.

2 Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / пер. с англ. О.И. Шкаратана. М., 2000. С. 62-64.

3 Маремшаова И.И. Информационно-коммуникативное общество и традиционные ценности // Социальное обоснование стратегий городского, регионального и корпоративного развития: проблемы и методы: Дридзевские чтения. М., 2009.

Интернет как основной коммуникационный институт информационного общества инициирует процесс создания «новой виртуальной реальности, среды "обитания" молодежи»4. Молодежь же, в свою очередь, является одним из основных субъектов, способствующих развитию информационно-коммуникационных технологий, изменяющих наше общество.

Молодежь как субъект социализации характеризуется достаточной включенностью в социальное воспроизводство, она представляет собой органическую часть российского общества, несмотря на отличия в ценностях, жизненных устремлениях и повседневных практиках. Поэтому мы не можем сказать, что структура социальных ценностей молодежи в массе своей выглядит девиантной или деформированной. Чаще всего проблемы кроются не в доминирующих социальных ценностях, а в способе их достижения.

Историческая встроенность в пореформенный период придает особые черты современной молодежи, некоторые из которых фиксируются эмпирическими исследованиями. Опросы середины периода реформ (то есть конца 1990-х и начала 2000-х) показывают, например, что унифицирующей характеристикой для молодежи может служить отношение к рыночным реформам: среди городской молодежи фиксировался в три раза больший уровень поддержки рыночных преобразований, чем в населении в целом. Однако незначительность подгруппы молодежи, которая к тому времени видела в рыночных преобразованиях возможности для личностного социального роста, вскрывает реальное соотношение унифицирующих и дифференцирующих характеристик молодежи, связанных с влиянием социальной макросреды. В свое время в аналитическом материале Н. Зоркой было убедительно показано, что тип ценностной ориентации молодого человека непосредственно связан с той моделью адаптации, к которой он принадлежит:

- ориентация на либеральные ценности гораздо сильнее коррелирует с типом повышающей адаптации;

- ориентация на традиционные для советского сознания ценности

„ я

сильнее коррелирует с типом понижающей адаптации и дезадаптацией5.

Однако к концу «нулевых» исследователь скорректировал свои выводы, в целом обозначив характерные черты современной молодежи через понятие «дефектная социализация». Дефектность проявилась в том, что ценностная идентификация, фиксируемая в начале 2000-х гг., имела преимущественно инструментальный характер, была псевдоидентичностью и затем логично сменилась прагматизмом. В итоге молодые люди «при всей уверенности в своем положении,

4 Ильин В.И. Креативный консьюмеризм как тренд современного общества потребления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, № 5. С. 46.

Зоркая Н. Современная молодежь: к проблеме «дефектной» социализации // Вестник общественного мнения. 2008. № 4 (96). С. 22.

удовлетворенности современной жизнью, высокой оценке собственной успешности, как и большинство населения, не имеют четкого представления о своем "большом" будущем». Исследователь полагает, что это свидетельствует о воспроизводстве среди молодежи немодерных установок и ценностей и преобладании модели пассивной адаптации, пассивного «выживания» в условиях относительного изобилия. Порой это пассивное выживание в сети трансформируется в прямо противоположные формы, принимая крайние экстремистские формы, формы протеста и прямой агрессии6.

М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги связывают иждивенческую психологию молодого поколения с социальной структурой, распределительными отношениями, господствующими в обществе. При этом они считают, что слабый потенциал социального творчества молодежи связан с воспроизводством характерных для России образцов патернализма, ориентации на государство и его опеку7.

Главными жизненными ценностями молодежи по результатам многих исследований являются: а) семья; б) друзья; в) здоровье; г) интересная работа; д) деньги; е) справедливость; ж) религия8. В целом такая структура выглядит достаточно благополучной, но нужно иметь в виду, что подобные результаты в количественных исследованиях часто получаются путем навязывания респондентам определенной иерархии ценностей. Особенно характерно это для вопросов с исчерпывающим перечнем ответов.

М.К. Горшков отмечает, что развитие новых информационных технологий существенно изменило характер влияния традиционных СМИ на молодежь. По мнению академика, в настоящее время все больше увеличивается степень информационной свободы молодого поколения, благодаря чему проявляются следующие эффекты9:

1) массовое социализирующее воздействие уступает место индивидуализированному;

2) снижаются возможности традиционных СМИ определять направленность и содержание информации, адресуемой молодежи, т.е. характер коммуникации все в большей мере определяется не источником, а потребителем информации, СМИ превращаются в агента удовлетворения информационных запросов молодежи;

3) резко сокращается потенциал государства с точки зрения формирования массового сознания и мировоззрения молодежи.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что формирование виртуального пространства стало неотъемлемой чертой современного

6 Сериков А.В. Влияние уровня гражданской идентичности на экстремизацию межнациональных отношений в регионе // Вестник Российской академии естественных наук. 2013. № 3. С. 37.

7 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010. С. 588.

8 Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37.

9 Горшков М.К. К вопросу об информатизации российского общества: взгляд социолога // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2011 / отв. ред. М.К. Горшков. Вып. 10. М.; СПб., 2011. С. 14.

понимания информационного общества - стадии развития, концептуализированной в работах футурологов последней трети ХХ в. Информационное общество, однако, реализуется сегодня как глобальное общество массового потребления, для которого виртуальное пространство стало новым интерфейсом распространения своих ценностей и структурных эффектов. В этих условиях производство и потребление информации становятся важнейшими сферами жизни, затраты на получение и донесение информации составляют большую часть стоимости товаров, стирается грань между производителем и потребителем, а коммуникация начинает формировать социальную реальность. Молодое поколение в условиях информационного общества становится интегрированным не только в глобальную коммуникационную среду, но и в глобальное общество потребления -производства духовных продуктов. Разумеется, это накладывает непосредственный отпечаток на сознание молодежи: молодежные субкультуры развиваются как глобальные культурные волны. Такая ситуация ставит по-новому вопрос о соотношении качеств конфигуративности и префигуративности в современном российском обществе. Возможно, по мере становления информационного общества формируется постпреконфигуративная формация, поскольку доминирующими каналами распространения и поддержания культурных образцов становятся сетевые и горизонтальные структуры, а не поколенческие.

Особенности социализации современной российской молодежи невозможно понять без учета двух макротрендов: влияния социальных трансформаций в России и последствий становления глобального информационного общества. Историческая встроенность в пореформенный период придает особые черты современной молодежи - воздействие трансформационных процессов сформировало поколение «дефектной социализации» или «кризисной социализации», лишенное целостной осмысленности социального бытия, консолидирующих символов, выражающих ценностный консенсус и функциональную роль в обществе. Неустойчивое, некогерентное функционирование институтов социализации молодежи на современном этапе породило целую серию рисков и кризисов: институт семьи оказался перегружен возложенными на него социализационными функциями, институт образования -фактором воспроизводства новых ценностей социума (успех, престиж, деидеологизированность), дисфункциональной адаптации и социального неравенства. Трансформационные изменения в России наложились на глобальные изменения в функционировании информационных сетей, вместо классических институтов социализации (семья, образование и др.) на первый план вышли современные интерактивные СМК.

Гвинтовкин А.Н. Особенности социализации молодежи в условиях становления информационного общества. Возрастание социализационной значимости виртуальной среды происходит на фоне разрушения классических социальных коммуникаций, трансформации характера функционирования в социетальной системе таких институтов и агентов социализации, как семья, школа, уличная среда. Все большее значение в процессе социализации молодежи играют средства массовой коммуникации, виртуальное пространство и Интернет. Развитие и популяризация социальных сервисов, тотальное проникновение в молодежную среду коммуникаторов и смартфонов, интеграция их с «контентом», репрезентирующим массовую культуру и культуру общества потребления, создают качественно новую конфигурацию процессов и агентов социализации.

Ключевые слова: социализация, молодежь, информационное общество, агенты социализации, виртуальное пространство, Интернет, агенты социализации в виртуально пространстве.

Gvintovkin A.N. Features of socialization of youth in terms of the information society. The increasing of importance of virtual space as a socialization agent comes amid the destruction of classical social communications, transformation in the functioning of the societal system of such institutions and agents of socialization as family, school, "outdoor environment". Mass communication, cyberspace and the Internet became a major actors in the process of socialization of youth. Development and promotion of social services, the total penetration of the communicators and smart phones, and their integration with the "content" that represents mass culture and culture of the consumer society, create a new configuration of the processes and s agents of socialization.

Key words: socialization, youth, information society, agents of socialization, virtual space, Internet, agents of socialization in virtual space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.