Научная статья на тему 'Виртуальные инструменты формирования профессиональных компетенций в области коррекционной педагогики'

Виртуальные инструменты формирования профессиональных компетенций в области коррекционной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И И. Кукушкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальные инструменты формирования профессиональных компетенций в области коррекционной педагогики»

Вывод

Индивидуальный маршрут и электронное портфолио можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении и воспитании, как этап индивидуального сопровождения, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка (интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного), и одним из инновационных технологий сопровождения обучающихся воспитанников с ОВЗ. А совместная работа классного руководителя и воспитателя позволяет проследить все нюансы развития и воспитания ребёнка с ОВЗ и успешно включать его в индивидуальную образовательную траекторию, обладающую более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные и воспитательные программы, определяющие индивидуальный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута и электронного портфолио достижений (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного и воспитательного процесса) и успешной социализации воспитанника.

Поэтому образовательный и воспитательный процесс являются органическими составляющими индивидуального маршрута, портфолио достижений, который позволит создать условия для самореализации и успешности каждого ребенка в совместной деятельности классного руководителя и воспитателя.

И.И. Кукушкин

кандидат педагогических наук, Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

Виртуальные инструменты формирования профессиональных компетенций в области коррекционной педагогики

Аудитория, обращающаяся к достижениям отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, заметно менялась в ходе развития отечественной практики помощи детям с нарушениями развития.

На этапе становления этой практики аудиторию составляли те, кто непосредственно был занят в работе с аномальными детьми: студенты и преподаватели, педологи, педагоги-подвижники, врачи, представители церкви и общественных организаций, благотворители, устроители учреждений, родители.

Система специального образования начала выстраиваться в логике диалога общества, государства, церкви и родителей. В 1917 г. эта логика была прервана, и из аудитории были исключены: благотворители, представители церкви, волонтеры, а впоследствии педологи и «царские» специалисты. Возникает, по образному выражению Н.Н. Малофеева,

192

«дефектологический квадрат» (30-гг. ХХ в.), внутри которого и будет развиваться система специального образования.

На этапе развития и дифференциации практики (до начала 90-х гг. ХХ в.) аудиторию преимущественно составляли дефектологи (исследователи, практики, преподаватели вузов, аспиранты, студенты). Они используют единую терминологию, работают в единой парадигме и имеют сходную и по уровню, и по содержанию профессиональную подготовку. Аудитория на этом этапе достаточно однородна и профессиональна.

При переходе к этапу интеграции систем общего и специального образования в 90-е гг. ХХ века «дефектологический квадрат» размыкается в историческое одночасье - аудитория стремительно расширяется и перестает быть однородной и профессиональной. В среде дефектологов при этом утрачивается содержательное единство подготовки кадров и единая терминологическая парадигма. С развитием образовательной интеграции аудитория расширяется за счет включения специалистов сферы общего образования (воспитателей, педагогов, психологов и др.) Уникальность современной аудитории заключается в неоднородности ее состава. И без того сложная задача разработки инструментов формирования профессиональных компетенций в области коррекционной педагогики осложняется теперь составом аудитории, необходимостью ориентироваться не только на дефектологов.

Эффективная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья возможна только при условии постоянного обращения к научно обоснованным и экспериментально проверенным разработкам в сфере коррекционной педагогики, способности оперативно ориентироваться в содержании публикаций и адекватно подбирать необходимые для применения в практической работе с детьми. Это одна из базовых компетенций в области коррекционной педагогики, и мы предприняли попытку создать виртуальный и универсальный в контексте современной аудитории инструмент, позволяющий надежно ориентироваться в массивах исследований, содержании опубликованных работ и оперативно подбирать их, используя собственно профессиональные основания.

Был создан виртуальный каталог научных публикаций «Отечественная научная школа специальной психологии и коррекционной педагогики», консолидирующий в виртуальном пространстве результаты исследований, накопленные во всех областях коррекционной педагогики на всех этапах ее исторического развития; представляющий данную школу целостно и в развитии; обеспечивающий возможность использовать во всех областях коррекционной педагогики собственно профессиональные основания при подборе профессиональной литературы и исходной ориентировки в ее содержании.

Мы считали необходимым выйти за пределы принятого библиотечного способа каталогизации научных публикаций, так как профессиональная интерпретация традиционной библиографии доступна специалистам-дефектологам и затруднена для неподготовленной части аудитории, а также специалистов, работающих вне отечественной научной школы.

193

Приведем в качестве примера библиографическое описание работы авторов Е.Л. Гончаровой и Д.В. Дмитриевой «Бездумное чтение у младших школьников: кто виноват и что делать?». По фамилии автора специалист способен определить: область выполнения исследования -специальная психология; направление исследования - чтение и читательское развитие; вид нарушения развития - возможны все; вероятный адресат - общие и специальные психологи, общие и специальные педагоги, возможно, родители; актуальность публикации работы для практики - современный этап. Из названия работы уточняется: возрастной период развития и направление исследования. Знание специалистом источника публикации - в данном случае журнала «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития» позволяет определить жанр работы, ее научнометодическую направленность и степень доступности. Ясно, что подобная интерпретация библиографии и, соответственно, ориентировка недоступна или затруднена для большей части современной аудитории коррекционной педагогики. Из этого следует, что повторять в виртуальном пространстве традиционный каталог не имело смысла, так как он снова будет доступен лишь малой части современной аудитории.

Требуется сделать профессиональные ориентиры явными, видимыми, открытыми для освоения. Был предложен один из возможных способов решения этой задачи - использовать структуру каталога и ввести в нее собственно профессиональные указатели, при этом - общие для разных областей специальной психологи и коррекционной педагогики («направление исследования», «вид нарушения развития», «возрастной период развития», «актуальность для практики», «адресат» и др.). Каждому профессиональному индексу был придан набор возможных значений, которые уточнялись методом экспертной оценки. Так, например, в структуру каталога был введен индекс «Сфера применения исследования». Определяя его возможные значения, мы исходили из идей культурно-исторической теории Л.С. Выготского и соответствующих ей современных представлений о сферах применения дефектологических исследований: «Норма и поддержка нормального развития», «Риски и предупреждение возможных нарушений развития», «Изучение и коррекция выявленных нарушений развития».

При введении индекса «Нарушения речи» были заданы все возможные значения этого индекса в соответствии с принятыми классификациями детей с речевыми нарушениями (по клинико-педагогической классификации: алалия, афазия, афония, брадилалия, дизартрия, дис-графия, дислалия, дислексия, дисфония, заикание, ринолалия, тахила-лия; по психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной: нарушение в применении средств общения (заикание), общее недоразвитие речи I уровня, II уровня, III уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

В соответствии с выбранной логикой была создана структура каталога результатов исследований - публикаций, включающая как библиографические, так и собственно профессиональные указатели. Создав структуру каталога, мы тем самым создали и структуру карты описания

194

публикации, они едины. Карта описания публикации заполняется экспертом по заданной структуре, и в результате становится картой конкретного произведения. Теперь эта карта дает возможность и профессионалу и непрофессионалу составить представление о:

• сфере применения исследования;

• направлении научного поиска;

• рассматриваемых категориях и группах детей;

• возрастных периодах развития;

• областях развития, обучения, воспитания;

• значение исследования в данной системе научного знания;

• адресате;

• актуальности исследования для практики.

Итак, структура каталога, структура карты описания и карты самого произведения равны и содержат единые собственно профессиональные указатели.

Созданный виртуальный каталог научных публикаций отечественной научной школы дефектологии способен стать инструментом формирования профессиональных компетенций в области коррекционной педагогики, потому что пользователю неизбежно придется оперировать элементами структуры при поиске литературы, т. е. оперировать профессиональными указателями при подборе произведений и опираться на эти же ориентиры при анализе публикации.

Принципиально важна для формирования профессиональных компетенций в области коррекционной педагогики заложенная в каталог логика введения новых результатов исследований. Ориентируясь на структуру каталога, можно составить точное представление о значении исследований. Те работы, которые расширяют, углубляют, уточняют сложившиеся научные представления, расширяют массив публикаций, но не влияют на структуру каталога - не меняют ее. Те исследования, которые меняют сложившиеся представления и становятся новыми ориентирами профессионала в области коррекционной педагогики, не просто расширяют массив публикаций, они изменяют структуру каталога - вводят новые профессиональные индексы или новые значения уже существующих индексов. Примером может служить исследование Н.Н. Малофеева, где впервые изучалась практика коррекционной помощи. Результатом исследования стала содержательная периодизация эволюции этой практики, что дает возможность обратиться к любой опубликованной работе и определить, для какого содержательного этапа развития практики она актуальна, т. е. понять, насколько целесообразно ее применение в личной практике. Такое исследование не просто расширяет массив публикаций каталога, оно требует ввести в структуру каталога новый индекс - актуальность исследования для практики. Этому индексу приданы значения, введенные самим исследователем: этап становления системы специального образования, этап ее развития и дифференциации, этап интеграции систем общего и специального образования.

Каждое новое знание в области коррекционной педагогики требует переосмысления накопленного ранее. В каталоге предусмотрен соответ-

195

ствующий механизм - при введении в структуру нового профессионального индекса вносятся соответствующие изменения в описание публикаций. Так, например, введение в структуру каталога индекса «Актуальность исследования для практики» потребовало переосмыслить весь массив с этих позиций и указать по отношению к каждой работе те этапы практики, для которых она актуальна. Работа может быть актуальна для того этапа, на котором была выполнена, например: Руководство для учащихся Н.М. Лаговского «Обучение глухонемых устной речи». Работа может быть актуальна и для того этапа, на котором выполнена, и для последующих, например: многие работы Р.Е. Левиной, выполненные на этапе дифференциации системы специального образования, но сохраняющие актуальность и для современности. Так же, как дефектолог различает паспортный и психологический возраст ребенка, он должен уметь различать хронологический возраст работы и ее актуальность. Они могут совпадать или расходиться. В созданном каталоге это становится очевидным, что и позволяет использовать его как инструмент формирования такого умения.

Уникальность созданного виртуального каталога «Отечественная научная школа специальной психологии и коррекционной педагогики» в том, что пользователь оперирует профессиональными индексами при подборе литературы и тем самым вынужден осваивать их, что делает этот каталог инструментом формирования одной из базовых профессиональных компетенций в области коррекционной педагогики.

Т.В. Лисовская

кандидат педагогических наук, доцент, Научно-методическое учреждение Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь, г. Минск

Жизненные компетенции детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями: содержание и критерии сформированности

Одной из задач образования детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями является деинвалидизация семьи, в которой воспитывается такой ребенок. В то время, когда ребенок обучается, его родители имеют возможность полноценно работать, семья ведет активную социальную жизнь.

С 1999 г. по всей территории Республики Беларусь открываются государственные полифункциональные учреждения образования, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), в которых обучаются дети с выраженными нарушениями развития с раннего возраста и до 18 лет (сегодня в республике функционирует 141 такое учреждение). Пребывание ребенка-инвалида в ЦКРОиР дает возможность ему остаться в семье, его родителям почувствовать ответственность за дальнейшую жизненную перспективу своего ребенка.

196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.