Научная статья на тему 'Виртуальные философские сообщества'

Виртуальные философские сообщества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
51
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Циванюк Д. С.

Целью написания статьи является рассмотрение основных форм организации философской деятельности в сети Интернет. Особое внимание уделено основным моделям «информатизации» философии: и их практическим воплощениям в Интернете на уровне индивидуальных, коллективных, национальных и глобальных технологических инициатив. Сделан вывод о влиянии виртуальных философских сообществ ин­фраструктуры Интернет на обеспечение современного производства научного знания и, в целом, на эпистемическую инфраструктуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальные философские сообщества»

ВИРТУАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ СООБЩЕСТВА1

© Циванюк Д.С.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Целью написания статьи является рассмотрение основных форм организации философской деятельности в сети Интернет. Особое внимание уделено основным моделям «информатизации» философии: и их практическим воплощениям в Интернете на уровне индивидуальных, коллективных, национальных и глобальных технологических инициатив. Сделан вывод о влиянии виртуальных философских сообществ инфраструктуры Интернет на обеспечение современного производства научного знания и, в целом, на эпистемическую инфраструктуру.

Информационно-коммуникативные технологии существенно меняют жизнь современного общество в целом и жизнь отдельного человека в частности. Апогеем нынешнего уровня развития информационно--коммуникативных технологий и одновременно уникальным социокультурным феноменом, требующим философского осмысления, стала глобальная компьютерная сеть Интернет. Подобно тому, как рождение книгопечатания отделило средневековую культуру от эпохи Ренессанса и Модерна, появление Интернета стало демаркационной линией между индустриальным обществом и информационным.

Социокультурная трансформация современного общества под воздействием научно-технического прогресса является бесспорным фактом нашего времени. Эволюция коммуникационных технологий в ходе развития истории человеческого общества порождало у современников противоречивые мнения. Во все времена существовали свои «энтузиасты» и «скептики». Уже у Платона в диалоге «Федр» происходит сравнение живой одушевленной речи знающего человека с технологизированной письменной речью, и живое общение одерживает верх над письменным текстом. Но именно письменность как способ коммуникации донесла до нас труды Платона и возможность соприкоснуться с мыслями Сократа. На сегодня объектом дискуссий стал Интернет. Одни исследователи связывали с возникновением интернета дружественного человеку виртуального мира. Другие предрекали радикальную демократизацию социума в результате использования новых телекоммуникационных технологий. Параллельно были высказаны опасения растущей изоляции людей и усиления их зависимости от глобальной коммуникации. Глобальная компьютерная сеть как социотехническая система, соединяющая в себе технические, информационные и социальные функции стала одним из важнейших признаков современного социума. Интернет по-

1 Статья написана по исследованию в рамках гранта РГНФ 2012 № 12-03-00193, проект «Когнитивно-информационный анализ общества знания».

* Старший преподаватель кафедры Философии Гуманитарного института.

зволил социальным группам ставить и решать новые более масштабные задачи. Молниеносно ворвавшись в жизнь общества и, за короткий срок своего существования, оказался задействованным во всех его сферах. Интернет -самое динамично развивающиеся явление современного общества так по данным на 1993 г. в мире было всего 90 тыс. пользователей глобальной сети, то на сегодня его аудитория превысила отметку в два миллиарда человек. Глобальная информационная сеть Интернет перестает быть инновацией в современном обществе, становится традиционным источником информации и средством коммуникации. В результате социальные изменения под её влиянием сегодня рассматриваются не как революционный, а эволюционный процесс. Большинство исследователей констатируют формирование новой парадигмы взаимодействия в обществе. Возникновение новых способов межличностного, группового и массового взаимодействия на основе информационных и коммуникационных технологий, в свою очередь, порождают изменение коммуникативной практики и культуры традиционных социумов. Глобальная компьютерная сеть становится местом формирования высокоэффективных, мобильных, креативных групп. Интернет становится своего рода площадкой рождения гражданского общества, тропой, ведущей личность из виртуального пространства в реальное. Все это происходит, как на коллективном уровне существования общества, в процессе самоорганизации активных пользователей сети, так и на индивидуальном - через формирование субъектного самосознания, изживание патернализма и формирование активной гражданской позиции.

Значимость глобальной компьютерной сети для многих сфер жизни общества и отдельного человека обусловлена несколькими факторами: во первых Интернет оказывает влияние на экономику, политику, культуру в целом, и соответственно все это сказывается на мировосприятии и мироощущении в повседневной жизни индивида; во вторых можно констатировать факт воздействия сети на изменение самого социального пространства, которое проявляется в генезисе новых коммуникативных практик. Создание персонального компьютера и затем Интернета позволило расширить представления о социальной реальности посредством введения реальности виртуальной. Вместе с усложнением технической и технологической стороны глобальной компьютерной сети все более разнообразным становится тематический охват Интернета. На сегодня практически все категории населения в разной степени являются пользователями различных технологий и ресурсов, перенося часть своих качеств (уровень образования, мировоззрения, культуры) в Сеть, а так же трансформируя себя под воздействием коммуникативных актов в виртуальном пространстве. Столь глобальное явление требует серьезной научно-исследовательской работы. Бурный рост численности пользователей, увеличения количества ресурсов, объема информации и услуг приводят к тому, что пользователю приходится выбирать себе не только круг интересов, способов взаимодействия, но и представляющих их

ресурсов. В итоге становится возможным говорить о формировании социальной структуры Интернета. Этот феномен затронул и развитие современной философии. Можно наблюдать, как в сети возникают сообщества людей, работающих над философской проблематикой. В настоящее время презентация результатов философской рефлексии в сети, становится неотъемлемой частью становления и развития философской науки. Это явление требует изучения, тем более что крупных научных исследований по данной теме в отечественной философии не проводилось. Следует отметить ряд отечественных исследователей работы которых посвящены в целом социальной структуре сети Интернет. Труды Р.А. Барышева, П.А. Константинова, И.Г. Опариной, В.Н. Поправко посвящены исследованием социальной природы глобальной компьютерной сети. Вопросы становления и развития интернет-сообществ в зарубежной литературе отображены в работах Дж. Бишопа, Т. Нишигами, А. Ньюса, Э. Рейд, Г. Рейнгольда, Р. Скобла, Б. Уэллма-на, Р. Хаммана и др. Среди отечественных исследований в данной области примечательны работы следующих авторов: С.В. Бондаренко, В.Е. Гревцо-вой, М.С. Добряковой, Д.В.Иванова, Р.В. Кончаковского, А.О. Разинкиной, И.Н. Розиной, В.Л. Силаевой, А.Б. Скуратова, А.А. Стриженко, В.Н. Щербины. В трудах этих авторов разрабатываются такие темы как разнообразие интернет-комьюнити, их место в новом поле взаимодействия, онтолого-ме-тодологические основания их изучения, мотивы и потребности участников таких сообществ, возможности и перспективы участия научного сообщества в интернет-коммуникации, культура интернет-сообществ.

На рубеже прошлого и нынешнего века философия находится под влиянием изменений в научной политике, исследовательской практике, информационно-коммуникационной инфраструктуре, междисциплинарных отношениях и, в целом, возникновения глубинных сетевых структур процесса производства знаний и продуктов научного труда.

Важным аспектом современных трансформаций философского знания является деятельность виртуальных интеллектуальных сообществ, которые расширяют использование и исследование информационно-коммуникационных технологий, как в качестве научного инструмента, так и в роли социокультурного объекта, нуждающегося в анализе. Новые «цифровые практики» подготавливают основу для возникновения инновационных исследовательских технологий, и, возможно, для изменений в парадигме гуманитарных наук.

Анализируя историю данного вопроса, можно выделить несколько моделей организации философии в цифровой среде. Первый способ заключается в непосредственном переносе практик философских наук в цифровую среду, именно тогда были провозглашены интернет-эпистемология, интернет-философия и т.п., благодаря этому процессу фактически образовались дополнительные ресурсы оцифрованной информации. Учитывая мнение Дж. Ансворта об исследовательской работе в гуманитарных науках, который

выделил её четыре составляющие: чтение, письмо, рефлексия и абстрагирование, можно отметить, что первый способ более соответствует двум элементам исследовательского процесса - чтению и письму [5].

Следующий способ создания модели философии в цифровой среде заключается в формировании системы новых исследовательских практик и технологий. Эта модель на сегодняшний день оказалась самой востребованной и перспективной для дальнейшего развития философских наук. Относительно этой модели «интернет философия» понятие, обозначающее исследования в сфере философских наук с использованием интернет-инструментов по созданию веб-содержания научно-исследовательских интерфейсов, веб-архивов и веб-коллекций.

В Манифесте цифровых гуманитарных наук, частью которых является и философское знание, представленное в рамках глобальной информационной сети Интернет, «цифровые гуманитарные науки» определяются как неоднородная среда, матрица конвергентных практик, которые исследуют человечество и для которых распространение печатных источников не является единственной или нормативной средой для производства и / или распространения знания.

Таким образом, «интернет-философия» - это собирательный термин для широкой сферы практик по созданию, применению и интерпретации новых цифровых и информационно-коммуникационных технологий в философских науках. Эти практики не ограничиваются традиционными философскими сферами, а воздействуют на многие дисциплины, включающее в себя историю, антропологию, искусство, информационные науки, кино и медиа исследования, археологию, социальные науки.

Можно предложить следующую типологию организации философии в рамках виртуального пространства глобальной компьютерной сети и исследование её характеристик: «философские электронные архивы», «блоггинг философия» и «мультимодальная философия». «Философские электронные архивы» - это область создания инфраструктуры, коллекций философских текстов и инструментов работы с ними. «Блоггинг философия» является разделом производства медиа сетевой философской структуры и цифрового сотрудничества. «Мульти модальная философия» представляют собой сферу объединения научных инструментов, баз данных, сетевой структуры сотрудничества и создания медиа, использование возможностей видео и аудиомедиа.

Современная «интернет-философия» имеет несколько форм институционального присутствия: центры, ежегодные конференции и тематические журналы, образовательные программы и проекты.

Можно выделяет две волны в развитии философского знания в сети. Первая волна проявления философии соответствует периоду конца 1990-х -начала 2000-х гг. и характеризуется реализацией широкомасштабных проектов по оцифровке и созданием архивов философских текстов, сайтов пред-

ставляющих академическую философию. Вторая волна «интернет философии», которая начинается с 2007 г. и длится по настоящее время, характеризуется качественным изменением содержания и организации, основной целью которой является создание условий и инструментов для производства, развития и взаимодействия философского знания. По сравнению с первой волной новый этап характеризуется вводом в употребление совершенно новых дисциплинарных дискурсов, конвергентных областей, а также новые модели публикации, огромным количеством проектов, характеризующихся интерактивностью и открытостью относительно участия в различных комплексах теоретических предпосылок, децентрализации знания и значения. Одним из заметных явлений связанных с появлением философии в глобальной сети это изменение представлений о философском тексте. Философский текст, в рамках виртуального пространства можно назвать «динамическим философским текстом» и объединяет в себе не только текст, но и мультимедиа, метаданные и динамичные среды.

В целом, философия в рамках интернет пространства представляет собой область применения новых информационных технологий в качестве вспомогательного средства для поддержки философских наук, сохранения, реконструкции, передачи и интегрирования философского знания.

Список литературы:

1. Абрамов Р.Н. Сетевые структуры и формирование информационного общества // Социологические исследования. - 2002. - № 3 - С. 133-140.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999.

3. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. - Ростов-н/Д: Изд. Ростовского государственного университета, 2004

4. Журавлева Е.Ю. Научно-исследовательская инфраструктура Интернет // Вопросы философии. - 2010. - № 8. - С. 155-167.

5. Журавлева Е.Ю. Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде // Вопросы философии. - 2011. - № 5. - C. 91-98.

6. Паринов С.И. Онлайновые общества: методы исследования и практическое конструирование: автореф. дисс. ... д-ра техн. наук / С.И. Паринов. -Новосибирск, 2000.

7. Перфильев Ю.Ю. Российское интернет-пространство: развитие и структура. - М.: Гардарики, 2003. - 272 с.

8. Путилова Е.А. Интернет как фактор формирования информационного общества: автореф. дисс. ... канд. соц. наук / Е.А. Путилова. - Тюмень, 2004.

9. Розина Н.И. Виртуальные исследовательские сообщества: от зарубежных моделей к отечественным примерам [Электронный ресурс] // IEEE STANDARTS ASSOTIATION. - Режим доступа: http://grouper.ieee.org/groups/ ifets/russian/depository/v12_i2/pdf/7.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.