Научная статья на тему 'Информационное общество (религиозно-политический аспект)'

Информационное общество (религиозно-политический аспект) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
427
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / РЕЛИГИЯ / ПОЛИТИКА / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / СМИ / HIGH-TECH / INFORMATION SOCIETY / RELIGION / POLITICS / DIGITALIZATION / MASS-MEDIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Добродум Ольга Викторовна

Интернет занял одно из приоритетных мест в деятельности религиозных направлений: компьютерная революция способствовала увеличению многообразия религиозной информации, удовлетворению духовных потребностей онлайн и модификации традиционных форм религиозности. В политическом Интернете все большее распространение получает понятие «хактивизм», благодаря использованию блоггинга, картографических, мультимедийных и видеосервисов ощутимым образом меняются ландшафт политического дискурса и способы отстаивания политических интересов. Группы и отдельные личности во всем мире используют Интернет, стремясь влиять на международную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Society (Religious-Political aspect)

Internet became one of the priorities in the activities of Religious movements: the computer revolution determined the increasing of the variety of the Religious information, online-modification of the spiritual needs, and modification of traditional forms of Religiosity. In the Political Internet a concept of "hacktivism” is growing, thanks to blogging, mapping, multimediaand video-services tangibly changing the landscape of Political discourse and instruments of the defending of the Political interests. Groups and individuals all over the world take advantage of Internet in their intentions to influence into the International Politics.

Текст научной работы на тему «Информационное общество (религиозно-политический аспект)»

УДК 291.13:004.738.5

Добродум Ольга Викторовна

Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова Одесса, Украина

Информационное общество (религиозно-политический аспект)

Интернет занял одно из приоритетных мест в деятельности религиозных направлений: компьютерная революция способствовала увеличению многообразия религиозной информации, удовлетворению духовных потребностей онлайн и модификации традиционных форм религиозности. В политическом Интернете все большее распространение получает понятие «хакти-визм», благодаря использованию блоггинга, картографических, мультимедийных и видеосервисов ощутимым образом меняются ландшафт политического дискурса и способы отстаивания политических интересов. Группы и отдельные личности во всем мире используют Интернет, стремясь влиять на международную политику.

Ключевые слова и словосочетания: информационное общество, религия, политика, high-tech, дигитализация, СМИ.

Информационные технологии как знаменательная особенность современного общества маркируются использованием приставок «Интернет-», «онлайн-», «веб-», «сете-», «нето-», «медиа-», прилагательных «интерактивный», «электронный», «виртуальный», «информационный», «цифровой», «дигитальный» и т.д., метафор «Вавилонская башня», «планетарное сознание», «глобальный мозг», «всемирный язык» и т.п. Но как бы ни именовался этот феномен конца ХХ - начала XXI века, важно то, что во всех наименованиях доминирует именно его информационная составляющая.

Период заката метанарраций характеризуется, в частности, широким распространением субкультуры хакеров и электронным фольклором. Ощущение виртуальности истории можно проиллюстрировать сетевым фольклором. Как выразился Н. Карр, мы становимся «сетянами», свободно парящими в некоем пресветлом, чуть ли не ангельском мире» [1], «Реальность -это галлюцинация, вызванная отсутствием Интернета» [2], «- Мама, мама, а правда, что программы, когда их деинсталлируют, попадают на Небо, и там их устанавливают на большом-большом компьютере, который никогда-никогда не зависает?» [2], «- Вася дома? - Нет, Васи больше нету... Он покинул наш мир. - Он что, умер? - Нет, к Интернету подключился!» [2].

Интернет как инфогалактика и нетомультиверсум, планетарный банк данных и глобальный справочник знаменует собой век информатизации, эпоху конца истории и конфликта цивилизаций, эру высоких технологий, веху, когда визуальный человек превращается в электронного человека, мир подвергается информационной глобализации, СЫЫ-изации и микрочипизации, а Интернет становится подобен ноосфере.

Пришествие нетократии и цифровой электронной цивилизации ознаменовалось сменой «эры Гутенберга» «эрой Маклюэна», эпохой, когда встречаются «все времена и пространства сразу». Реальностью настоящего дня становятся телевизионный и сетевой электорат, манипулятивный контроль и всемирная диктатура масс-медиа, глобальные информационно-психологические и кибер-войны. Интернет в негативном проявлении предстает как Оруэлловский «Большой брат» - предтеча всеобщего хаоса, средство идеологических диверсий, инструмент кибер-преступности и глобального засилья американской масс-культуры.

Стало аксиомой, что война на реальном поле боя теперь неизбежно сопровождается войной и в информационном пространстве. Критическое отношение к информационным возможностям достаточно явственно: так, ежегодно 3 мая проводится Международный день без компьютера, а 6 февраля - День безопасного Интернета. Здесь можно было бы вспомнить, как еще в XIX веке А. Г ерцен предрекал, что деспотизм будущего будет гораздо страшнее деспотизма прошлого, ибо это будет «Чингисхан плюс телеграф», то есть, выражаясь современным нам языком, тоталитаризм - это Сталин плюс компьютер [3. С. 21]. Нетократии вменяют и инфернальный импульс: так, согласно некоторым трактовкам приверженцев гуманитарного знания, техническая цивилизация реализует через отстраивание «виртуальной реальности» самоубийственный импульс «апо-стасийного творения» («творчества восьмого дня»), разрушая фундаментальные универсалии культуры (абстрактные альтруистические ценности, историческую память, базовые для человеческой личности понятия об истине, достоинстве и проч.) [4]. Вступление человечества в новую информационную эпоху порождает объективную необходимость в историческом осмыслении происходящих социальных процессов, и тезис «тот, кто владеет информацией, владеет миром» становится всё более актуальным. Как считает Э. Тоффлер, к исходу XX столетия знания и информация стали важнейшим ресурсом власти: можно сказать, что в этих условиях главные победы и поражения совершаются на невидимом фронте информационно-психологической войны, а единое информационное пространство уже признается обязательным компонентом государственности.

Э. Смеричевский полагает, что происходит инфогенезис цивилизаций и народов, система человек - человек вытесняется системой человек -машина - человек, а развитие инфоноосферогенезиса как путь к будущей

информационной цивилизации пролегает через современный техногенезис - появление виртуального феномена информационных технологий в глобальном масштабе [5. С. 95, 160].

В работах, связанных с осмыслением феномена виртуальной реальности, обращают также внимание, что в виртуальной реальности присутствует эффект замещения пространства временем, появляется необходимость демаркации реального и виртуального, критериев их различения, техники превращения «неисточников» в источники, возникает потребность в унификации законодательств различных государств, в установлении единых подходов борьбы с киберпреступностью. Все более актуальным становится понятие «информационные права человека», подчеркивается востребованность оказания помощи в информационном развитии из миссионерских побуждений, формирование Евангелия мирового процесса информатизации [6].

Роль СМИ в манипуляции общественным сознанием значительно возрастает. Масс-медиа создают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. Информационные технологии сегодня создали особую коммуникативную среду, воспринимающуюся зачастую как нивелирующая традиционную систему ценностей и формирующая новую систему по определенному (западному) образцу. Релятивизируя континуум пространственно-временного мира, Интернет с легкостью пренебрегает такими ранее непреодолимыми преградами, как государственные границы, языковые барьеры, стратификационные идентификации и пр. Обозначенное может стать одной из причин поиска виртуального мира как лучшего из возможных миров.

Спектр отношения к high-tech, особенно к Интернету, широк: от опасения технотронной диктатуры и флэшмоба как орудия ЦРУ до оптимистического видения технологий, благодаря которым представляется целесообразным и возможным проведение образовательного «плана Маршала», преодоление т.н. проклятия Вавилонской башни путем формирования глобального пространства свободного общения носителей различных языков и культур. Новую эпоху развития Всемирной паутины открыло широкое распространение мультиязычных социальных сетей международного общения и сотрудничества, оснащенных самосовершенствующимися программами автоматического перевода текстов.

Благодаря Интернету и переходу многих СМИ на цифровой формат произошло как бы «удвоение мира» техническими средствами: здесь можно вспомнить представления Пифагора о том, что Вселенная имеет цифровое соответствие. Уточняя идею соответствий числа и меры, И. Гете отмечал, что числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир, отражая сущность вещей через связность их отношений.

С другой стороны, можно констатировать феномен вытеснения онлайн политических и религиозных мифологем, как и факт информационной манипуляции общественным мнением. СМИ как четвертая власть зачастую способствует формированию или модификации общественного мнения, влияя на миросознание и мировоззрение, политические мифологемы и социальные верования, идеологию и политику. Очевидно также возрастание роли информационных технологий в религиозном сегменте жизни. Так, актуализируется вопрос о потенциальном эзотеризме СМИ и Интернета, необходимости конструирования виртуального богословия компьютерных религий, освящении мобильной и Интернет-связи, онлайн-спиритизме и е-магизме, религиозных конфликтах и кибер-войнах.

В разные эпохи и на разных этапах развития общества формы сакрального разнятся. Всемирная сеть Интернет может представать как средство в поиске сакрального и источник религиозного, профетического божественного откровения и как сакральное образование, как виртуальное послание и путь к Богу, новый импульс онлайнового мира к киберрелигиозности, предлагая различные алгоритмы постижения Бога. Интернет может восприниматься как нечто большее, чем каждая конкретная религия, обеспечивая самостоятельную религиозную жизнь и сакрализи-руя ее, из средства власти преобразовываясь в самостоятельное явление, новый источник веры, новый тип религии, новую религию. Радикализируя и смещая акценты, высказываются даже предположения, что клирики всех религий параллельно с отправлением собственной веры будут объединены служением также онлайновому культу - в этом случае Интернет из средства и инструмента выражения божественного, используемого разными религиями, превратился бы в нечто объединяющее и нетократи-чески-экуменическое, электронный гимн Богу.

Впервые на постсоветском пространстве на возрастание роли кибернетических СМИ в религиозной жизни обратил научное внимание Э. Мартынюк, обозначив этот процесс как виртуализация [7]. Как отмечает М. Пальчинская [8], практически все религиозные организации распространяют информацию относительно своей деятельности в Интернете, используют не только информационные, но и другие Интернет-ресурсы (в т.ч. интерактивные и мультимедийные) и стремятся к максимально эффективному заполнению этого информационного ресурса. Так, каталоги обеспечивают возможностью навигации по конфессиональным Интернет-ресурсам, появляются виртуальные религии, существующие только в границах кибер-пространства. Некоторые религиозные обряды осуществляются с помощью Интернета и подвергаются определенной трансформации. На сегодня в Интернет-пространстве находят свое отражение все актуальные религиозные процессы как в конфессиональной, так и в светской интерпретации. Некоторые Интернет-проекты имеют полифункцио-

нальное значение: они являются и примерами межрелигиозного сотрудничества, и виртуальными религиями в одно и то же время [8. С. 66].

В некотором смысле Интернет может обеспечивать восприятие чуда и связь со сверхъестественным, а также сам может принимать сакрализи-рованные и десакрализированные черты и проявления, причем процесс его канонизации может осуществляться на наших глазах. Интернет становится значимым фактором как политической (возможности осуществления РЯ, имиджелогии, брендинга, информационного противостояния), так и религиозной (осуществление межрелигиозного диалога, проявление виртуальной активности онлайновыми культовыми учреждениями, модификация религиозных практик).

Реакцией на коллизии политико-религиозной жизни, вызывающие резонанс светской и религиозно настроенной общественности, является появление политического и религиозного Интернета, основной целью которого является мониторинг событий, вызвавших значительный резонанс, и оперативное реагирование на них (т.н. сетевая демократизация). Светские и религиозные порталы используют интерактивные и мультимедийные ресурсы Интернета, причем целевой аудиторией значительного их числа являются исключительно пользователи Всемирной сети. Даже при достаточно низком уровне информатизации общества Интернет уже занял одно из приоритетных мест в деятельности религиозных направлений: компьютерная революция способствовала увеличению многообразия религиозной информации, удовлетворению духовных потребностей онлайн и модификации традиционных форм религиозности.

Сгущая краски и несколько утрируя, можно констатировать, что в постмодернистском обществе СМИ превращаются в «информационного инквизитора» (с одной стороны, конспирологические построения о медийном паноптикуме и всеобщей транспарентности, с другой - «информационное проклятие стран», не посвященных в эзотерический круг американояпонского Ы§к-1есЬ-мейнстрима). Впрочем, нетократия - это также шанс информационного реванша для «запаздывающих»: в политическом Интернете все большее распространение получает понятие «хактивизм» как соединение хакерства с активизмом, благодаря использованию блоггинга, картографических, мультимедийных и видеосервисов ощутимым образом меняются ландшафт политического дискурса и способы отстаивания политических интересов. Группы и отдельные личности во всем мире используют Интернет, стремясь влиять на международную политику.

Среди тенденций религиозного Интернета можно назвать карнавали-зацию Интернет-пространства, конструирование электронного сакрального, когда Абсолют понимается как информационное поле, осуществляется интернетогенез, и человек для компьютера, если можно так выразиться, предстает Богом (киборгизация, микрочипизация, создание искусственно-

го интеллекта как попытка сымитировать тайну Творения). Можно говорить о возрастающей значимости виртуальных богослужений как цифрового аналога церковных или особенно как самостоятельных по отношению к последним, о виртуальных сакральных текстах, о виртуализации истории и понимания ее как переписываемого текста, состоящего из политических и религиозных мифологем. В этой связи вспоминается постмодернистское изречение о том, что «мир - это текст». Депутат Европарламента Дж. Кьезе заявил: «Культура изменила свое имя - теперь ее зовут информация».

1. Николас Карр. Бездушность Веб 2.0 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.computerra.ru/think/239597/.

2. Анекдоты про Интернет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anekdoti.rU/j океБ^р?] oke_category=63.

3. Поспеловский Д. Тоталитаризм и вероисповедание / Д. Поспелов-ский. - М.: ББИ, 2003. - 655 с.

4. Савицкая Т. Новая локальность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intelros.ru/2007/02/17/tatj апа_вауіска] a_novaj а_ lokalnost.html.

5. Смеричевский Э.Ф. Информационная цивилизация: проблема виртуальной реальности в общественном развитии: дис. ... канд. философ. наук / Э.Ф. Смеричевский. - Донецк, 2002. - 185 с.

6. Карина Е.Н. Виртуальная реальность: онтологический статус: дис. ... канд. философ. наук / Е.Н. Карина. - Харьков, 2004. - 172 с.

7. Мартынюк Э.И. Особенности религиозной жизни во второй половине ХХ века (методическое пособие для учителей по всемирной истории и религиоведению) / Э.И. Мартынюк. - Одесса: ИПКУ, 1997. - 39 с.

8. Пальчинська М.В. Віртуалізація у релігійному житті сучасної України (соціально-філософський аналіз): дис. ... канд. філософ. наук / М. В. Пальчинська. - Одесса, 2009. - 202 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.