УДК 291.13:004.738.5
Добродум Ольга Викторовна
Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова Одесса, Украина
Информационное общество (религиозно-политический аспект)
Интернет занял одно из приоритетных мест в деятельности религиозных направлений: компьютерная революция способствовала увеличению многообразия религиозной информации, удовлетворению духовных потребностей онлайн и модификации традиционных форм религиозности. В политическом Интернете все большее распространение получает понятие «хакти-визм», благодаря использованию блоггинга, картографических, мультимедийных и видеосервисов ощутимым образом меняются ландшафт политического дискурса и способы отстаивания политических интересов. Группы и отдельные личности во всем мире используют Интернет, стремясь влиять на международную политику.
Ключевые слова и словосочетания: информационное общество, религия, политика, high-tech, дигитализация, СМИ.
Информационные технологии как знаменательная особенность современного общества маркируются использованием приставок «Интернет-», «онлайн-», «веб-», «сете-», «нето-», «медиа-», прилагательных «интерактивный», «электронный», «виртуальный», «информационный», «цифровой», «дигитальный» и т.д., метафор «Вавилонская башня», «планетарное сознание», «глобальный мозг», «всемирный язык» и т.п. Но как бы ни именовался этот феномен конца ХХ - начала XXI века, важно то, что во всех наименованиях доминирует именно его информационная составляющая.
Период заката метанарраций характеризуется, в частности, широким распространением субкультуры хакеров и электронным фольклором. Ощущение виртуальности истории можно проиллюстрировать сетевым фольклором. Как выразился Н. Карр, мы становимся «сетянами», свободно парящими в некоем пресветлом, чуть ли не ангельском мире» [1], «Реальность -это галлюцинация, вызванная отсутствием Интернета» [2], «- Мама, мама, а правда, что программы, когда их деинсталлируют, попадают на Небо, и там их устанавливают на большом-большом компьютере, который никогда-никогда не зависает?» [2], «- Вася дома? - Нет, Васи больше нету... Он покинул наш мир. - Он что, умер? - Нет, к Интернету подключился!» [2].
Интернет как инфогалактика и нетомультиверсум, планетарный банк данных и глобальный справочник знаменует собой век информатизации, эпоху конца истории и конфликта цивилизаций, эру высоких технологий, веху, когда визуальный человек превращается в электронного человека, мир подвергается информационной глобализации, СЫЫ-изации и микрочипизации, а Интернет становится подобен ноосфере.
Пришествие нетократии и цифровой электронной цивилизации ознаменовалось сменой «эры Гутенберга» «эрой Маклюэна», эпохой, когда встречаются «все времена и пространства сразу». Реальностью настоящего дня становятся телевизионный и сетевой электорат, манипулятивный контроль и всемирная диктатура масс-медиа, глобальные информационно-психологические и кибер-войны. Интернет в негативном проявлении предстает как Оруэлловский «Большой брат» - предтеча всеобщего хаоса, средство идеологических диверсий, инструмент кибер-преступности и глобального засилья американской масс-культуры.
Стало аксиомой, что война на реальном поле боя теперь неизбежно сопровождается войной и в информационном пространстве. Критическое отношение к информационным возможностям достаточно явственно: так, ежегодно 3 мая проводится Международный день без компьютера, а 6 февраля - День безопасного Интернета. Здесь можно было бы вспомнить, как еще в XIX веке А. Г ерцен предрекал, что деспотизм будущего будет гораздо страшнее деспотизма прошлого, ибо это будет «Чингисхан плюс телеграф», то есть, выражаясь современным нам языком, тоталитаризм - это Сталин плюс компьютер [3. С. 21]. Нетократии вменяют и инфернальный импульс: так, согласно некоторым трактовкам приверженцев гуманитарного знания, техническая цивилизация реализует через отстраивание «виртуальной реальности» самоубийственный импульс «апо-стасийного творения» («творчества восьмого дня»), разрушая фундаментальные универсалии культуры (абстрактные альтруистические ценности, историческую память, базовые для человеческой личности понятия об истине, достоинстве и проч.) [4]. Вступление человечества в новую информационную эпоху порождает объективную необходимость в историческом осмыслении происходящих социальных процессов, и тезис «тот, кто владеет информацией, владеет миром» становится всё более актуальным. Как считает Э. Тоффлер, к исходу XX столетия знания и информация стали важнейшим ресурсом власти: можно сказать, что в этих условиях главные победы и поражения совершаются на невидимом фронте информационно-психологической войны, а единое информационное пространство уже признается обязательным компонентом государственности.
Э. Смеричевский полагает, что происходит инфогенезис цивилизаций и народов, система человек - человек вытесняется системой человек -машина - человек, а развитие инфоноосферогенезиса как путь к будущей
информационной цивилизации пролегает через современный техногенезис - появление виртуального феномена информационных технологий в глобальном масштабе [5. С. 95, 160].
В работах, связанных с осмыслением феномена виртуальной реальности, обращают также внимание, что в виртуальной реальности присутствует эффект замещения пространства временем, появляется необходимость демаркации реального и виртуального, критериев их различения, техники превращения «неисточников» в источники, возникает потребность в унификации законодательств различных государств, в установлении единых подходов борьбы с киберпреступностью. Все более актуальным становится понятие «информационные права человека», подчеркивается востребованность оказания помощи в информационном развитии из миссионерских побуждений, формирование Евангелия мирового процесса информатизации [6].
Роль СМИ в манипуляции общественным сознанием значительно возрастает. Масс-медиа создают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. Информационные технологии сегодня создали особую коммуникативную среду, воспринимающуюся зачастую как нивелирующая традиционную систему ценностей и формирующая новую систему по определенному (западному) образцу. Релятивизируя континуум пространственно-временного мира, Интернет с легкостью пренебрегает такими ранее непреодолимыми преградами, как государственные границы, языковые барьеры, стратификационные идентификации и пр. Обозначенное может стать одной из причин поиска виртуального мира как лучшего из возможных миров.
Спектр отношения к high-tech, особенно к Интернету, широк: от опасения технотронной диктатуры и флэшмоба как орудия ЦРУ до оптимистического видения технологий, благодаря которым представляется целесообразным и возможным проведение образовательного «плана Маршала», преодоление т.н. проклятия Вавилонской башни путем формирования глобального пространства свободного общения носителей различных языков и культур. Новую эпоху развития Всемирной паутины открыло широкое распространение мультиязычных социальных сетей международного общения и сотрудничества, оснащенных самосовершенствующимися программами автоматического перевода текстов.
Благодаря Интернету и переходу многих СМИ на цифровой формат произошло как бы «удвоение мира» техническими средствами: здесь можно вспомнить представления Пифагора о том, что Вселенная имеет цифровое соответствие. Уточняя идею соответствий числа и меры, И. Гете отмечал, что числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир, отражая сущность вещей через связность их отношений.
С другой стороны, можно констатировать феномен вытеснения онлайн политических и религиозных мифологем, как и факт информационной манипуляции общественным мнением. СМИ как четвертая власть зачастую способствует формированию или модификации общественного мнения, влияя на миросознание и мировоззрение, политические мифологемы и социальные верования, идеологию и политику. Очевидно также возрастание роли информационных технологий в религиозном сегменте жизни. Так, актуализируется вопрос о потенциальном эзотеризме СМИ и Интернета, необходимости конструирования виртуального богословия компьютерных религий, освящении мобильной и Интернет-связи, онлайн-спиритизме и е-магизме, религиозных конфликтах и кибер-войнах.
В разные эпохи и на разных этапах развития общества формы сакрального разнятся. Всемирная сеть Интернет может представать как средство в поиске сакрального и источник религиозного, профетического божественного откровения и как сакральное образование, как виртуальное послание и путь к Богу, новый импульс онлайнового мира к киберрелигиозности, предлагая различные алгоритмы постижения Бога. Интернет может восприниматься как нечто большее, чем каждая конкретная религия, обеспечивая самостоятельную религиозную жизнь и сакрализи-руя ее, из средства власти преобразовываясь в самостоятельное явление, новый источник веры, новый тип религии, новую религию. Радикализируя и смещая акценты, высказываются даже предположения, что клирики всех религий параллельно с отправлением собственной веры будут объединены служением также онлайновому культу - в этом случае Интернет из средства и инструмента выражения божественного, используемого разными религиями, превратился бы в нечто объединяющее и нетократи-чески-экуменическое, электронный гимн Богу.
Впервые на постсоветском пространстве на возрастание роли кибернетических СМИ в религиозной жизни обратил научное внимание Э. Мартынюк, обозначив этот процесс как виртуализация [7]. Как отмечает М. Пальчинская [8], практически все религиозные организации распространяют информацию относительно своей деятельности в Интернете, используют не только информационные, но и другие Интернет-ресурсы (в т.ч. интерактивные и мультимедийные) и стремятся к максимально эффективному заполнению этого информационного ресурса. Так, каталоги обеспечивают возможностью навигации по конфессиональным Интернет-ресурсам, появляются виртуальные религии, существующие только в границах кибер-пространства. Некоторые религиозные обряды осуществляются с помощью Интернета и подвергаются определенной трансформации. На сегодня в Интернет-пространстве находят свое отражение все актуальные религиозные процессы как в конфессиональной, так и в светской интерпретации. Некоторые Интернет-проекты имеют полифункцио-
нальное значение: они являются и примерами межрелигиозного сотрудничества, и виртуальными религиями в одно и то же время [8. С. 66].
В некотором смысле Интернет может обеспечивать восприятие чуда и связь со сверхъестественным, а также сам может принимать сакрализи-рованные и десакрализированные черты и проявления, причем процесс его канонизации может осуществляться на наших глазах. Интернет становится значимым фактором как политической (возможности осуществления РЯ, имиджелогии, брендинга, информационного противостояния), так и религиозной (осуществление межрелигиозного диалога, проявление виртуальной активности онлайновыми культовыми учреждениями, модификация религиозных практик).
Реакцией на коллизии политико-религиозной жизни, вызывающие резонанс светской и религиозно настроенной общественности, является появление политического и религиозного Интернета, основной целью которого является мониторинг событий, вызвавших значительный резонанс, и оперативное реагирование на них (т.н. сетевая демократизация). Светские и религиозные порталы используют интерактивные и мультимедийные ресурсы Интернета, причем целевой аудиторией значительного их числа являются исключительно пользователи Всемирной сети. Даже при достаточно низком уровне информатизации общества Интернет уже занял одно из приоритетных мест в деятельности религиозных направлений: компьютерная революция способствовала увеличению многообразия религиозной информации, удовлетворению духовных потребностей онлайн и модификации традиционных форм религиозности.
Сгущая краски и несколько утрируя, можно констатировать, что в постмодернистском обществе СМИ превращаются в «информационного инквизитора» (с одной стороны, конспирологические построения о медийном паноптикуме и всеобщей транспарентности, с другой - «информационное проклятие стран», не посвященных в эзотерический круг американояпонского Ы§к-1есЬ-мейнстрима). Впрочем, нетократия - это также шанс информационного реванша для «запаздывающих»: в политическом Интернете все большее распространение получает понятие «хактивизм» как соединение хакерства с активизмом, благодаря использованию блоггинга, картографических, мультимедийных и видеосервисов ощутимым образом меняются ландшафт политического дискурса и способы отстаивания политических интересов. Группы и отдельные личности во всем мире используют Интернет, стремясь влиять на международную политику.
Среди тенденций религиозного Интернета можно назвать карнавали-зацию Интернет-пространства, конструирование электронного сакрального, когда Абсолют понимается как информационное поле, осуществляется интернетогенез, и человек для компьютера, если можно так выразиться, предстает Богом (киборгизация, микрочипизация, создание искусственно-
го интеллекта как попытка сымитировать тайну Творения). Можно говорить о возрастающей значимости виртуальных богослужений как цифрового аналога церковных или особенно как самостоятельных по отношению к последним, о виртуальных сакральных текстах, о виртуализации истории и понимания ее как переписываемого текста, состоящего из политических и религиозных мифологем. В этой связи вспоминается постмодернистское изречение о том, что «мир - это текст». Депутат Европарламента Дж. Кьезе заявил: «Культура изменила свое имя - теперь ее зовут информация».
1. Николас Карр. Бездушность Веб 2.0 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.computerra.ru/think/239597/.
2. Анекдоты про Интернет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anekdoti.rU/j океБ^р?] oke_category=63.
3. Поспеловский Д. Тоталитаризм и вероисповедание / Д. Поспелов-ский. - М.: ББИ, 2003. - 655 с.
4. Савицкая Т. Новая локальность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intelros.ru/2007/02/17/tatj апа_вауіска] a_novaj а_ lokalnost.html.
5. Смеричевский Э.Ф. Информационная цивилизация: проблема виртуальной реальности в общественном развитии: дис. ... канд. философ. наук / Э.Ф. Смеричевский. - Донецк, 2002. - 185 с.
6. Карина Е.Н. Виртуальная реальность: онтологический статус: дис. ... канд. философ. наук / Е.Н. Карина. - Харьков, 2004. - 172 с.
7. Мартынюк Э.И. Особенности религиозной жизни во второй половине ХХ века (методическое пособие для учителей по всемирной истории и религиоведению) / Э.И. Мартынюк. - Одесса: ИПКУ, 1997. - 39 с.
8. Пальчинська М.В. Віртуалізація у релігійному житті сучасної України (соціально-філософський аналіз): дис. ... канд. філософ. наук / М. В. Пальчинська. - Одесса, 2009. - 202 с.