Научная статья на тему 'Оцифрованное сакральное: особенности существования религии в интернет-пространстве (по материалам СМИ)'

Оцифрованное сакральное: особенности существования религии в интернет-пространстве (по материалам СМИ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2197
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / САКРАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОСТЬ / INTERNET / VIRTUALITY / COMMUNICATION / SACRALIZATION / SOCIALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гаврилов Евгений Олегович

В статье получает обоснование факт влияния интернет-пространства на сознание верующих людей и на наиболее значимые религиозные практики. В свою очередь сама Сеть, ее отдельные компоненты подвергаются заметному воздействию со стороны религии и, вследствие этого, приобретают черты сакральности. Используя инструменты легитимации и табуирования Интернета, религия становится мощным источником преобразования сферы социальных отношений, порождает сообщества нового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Digitized Sacred: Features of Religion Existence on the Internet (on Media Sources)

In article, justification the fact of influence of Internet space on consciousness of believing people and on the most significant religious practicians is proved. In turn the Network, its separate components are exposed to noticeable influence from religion and thereof, gain lines of sacred. Using instruments of legitimation and a ban of separate fragments of the Internet, the religion becomes a powerful source of transformation of the sphere of social relations, and generates communities of the new type.

Текст научной работы на тему «Оцифрованное сакральное: особенности существования религии в интернет-пространстве (по материалам СМИ)»

Reference

1. Berger P., Lukman T. Social'noe konstrairovanie real'nosti. Traktat po sociologii znanija. Moscow, Medium Publ., 1995. 323 p.

2. Berdjaev N.A. O cheloveke, ego svobode i duhovnosti. Izbrannye trudy. Moscow, MPSI Publ., Flinta Publ., 1999. 312 p.

3. Val'denfel's B. Povsednevnost' kak plavil'nyj tigl' racional'nosti. Socio-logos. Moscow, Progress Publ., 1991, pp. 39-50.

4. Veber M. Izbrannye proizvedenija. Moscow, Progress Publ., 1990. 808 p.

5. Gabitova R.M. Chelovek i obshchestvo v nemeckom ekzistencializme. Moscow, Nauka Publ., 1972. 222 p.

6. Gajdenko P.P. Nauchnaja racional'nost' i filosofskij razum v interpretacii Edmunda Gusserlja. Voprosyfilosofii, 1992, no 7, pp. 116-135.

7. Gusev S.S., Pukshanskij, B.Ja. Obydennoe mirovozzrenie: Struktura i sposoby organizacii. Sankt-Peterburg, Nauka Publ., 1994. 89 p.

8. Dil'tej V. Nabroski k kritike istoricheskogo razuma. Voprosy filosofii, 1988, no 4, pp. 135-152.

9. Djurkgejm E. Sociologija. Ee predmet, metod, prednaznachenie. Moscow, Kanon Publ., 1995. 352 p.

10. Ionin L.G. Sociologija kul'tury. Uchebnoe posobie dlja vuzov. Moscow, GU VSHE Publ., 2004. 427 p.

11. Kamju A. Mif o Sizife. Esse ob absurde. Sumerki bogov. Moscow, Politizdat Publ., 1990, pp. 222-318.

12. Kapitonov E.A. Sociologija XX veka. Rostov-na-Donu, Feniks Publ., 1996. 512 p.

13. Kelle V.Z., Koval'zon M.Y. Formy obshchestvennogo soznanija. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury Publ., 1959. 264 p.

14. Mamardashvili M.K. Mysl' pod zapretom (Besedy s A. Epel'buen). Voprosy filosofii, 1992, no 5, pp. 100-115.

15. Manhejm K. Diagnoz nashego vremeni. Ideologija i utopija. Moscow, Jurist Publ., 1994, pp. 7-276.

16. Mun'e E. Chto takoe personalizm? Moscow, Izdatel'stvo gumanitarnoj literatury, 1994. 128 p.

17. Ojzerman T.I. Filosofija i obydennoe soznanie. Voprosy filosofii, 1967, no 4, pp. 119-130.

18. Ortega-i-Gasset H. Izbrannye trudy. Chelovek i ljudi. Moscow, Ves' mir Publ., 2000, pp. 480-698.

19. Rikkert G. Nauki o prirode i nauki o kul'ture. Biblioteka Gumer - filosofija. Available at: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/rikk/nauk_pr.php (accessed 22.02.14).

20. Uledov A.K. Struktura obshchestvennogo soznanija (Teoretiko-sociologicheskoe issledovanie). Moscow, Mysl' Publ., 1968. 324 p.

21. Chernjak V.A., Talipov K.T. Dialektika teoreticheskogo i obydennogo soznanija: (mirovozzrencheskij aspekt). Alma-Ata, Nauka Publ., 1985. 248 p.

УДК 130.122; 167.7

ОЦИФРОВАННОЕ САКРАЛЬНОЕ: ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ СМИ)

Гаврилов Е. О., кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Кемерово). E-mail: gavrilich@yandex.ru

В статье получает обоснование факт влияния интернет-пространства на сознание верующих людей и на наиболее значимые религиозные практики. В свою очередь сама Сеть, ее отдельные компоненты подвергаются заметному воздействию со стороны религии и, вследствие этого, приобретают черты сакральности. Используя инструменты легитимации и табуирования Интернета, религия становится мощным источником преобразования сферы социальных отношений, порождает сообщества нового типа.

Ключевые слова: Интернет, виртуальность, коммуникация, сакрализация, социальность.

THE DIGITIZED SACRED: FEATURES OF RELIGION EXISTENCE ON THE INTERNET (ON MEDIA SOURCES)

Gavrilov E. O., Candidate of Philosophical Sciences, Senior Lecturer of Chair of State Legal Disciplines, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Kemerovo). E-mail: gavrilich@yandex.ru

In article, justification the fact of influence of Internet space on consciousness of believing people and on the most significant religious practicians is proved. In turn the Network, its separate components are exposed to noticeable influence from religion and thereof, gain lines of sacred. Using instruments of legitimation and a ban of separate fragments of the Internet, the religion becomes a powerful source of transformation of the sphere of social relations, and generates communities of the new type.

Keywords: Internet, virtuality, communication, sacralization, sociality

Влияние Интернета на сферу социальных отношений с каждым годом неуклонно возрастает. Религиям приходится приспосабливаться к новым условиям, чтобы не сойти с исторической сцены, остаться необходимым компонентом жизни общества. Однако освоение нового виртуального пространства не проходит для нее бесследно. Сеть ведет к изменению традиционных форм религиозной активности. Характер этих трансформаций остается неопределенным, что формирует проблемное поле для нашего исследования. Основная задача состоит в том, чтобы ответить на вопрос: какова специфика реализации социальной роли религии в условиях распространения интернет-технологий?

В первую очередь отметим, что Всемирная паутина может быть рассмотрена как фактор социального развития хотя бы потому, что общество всегда несло на себе печать господствующих технологий. Переосмысливая роль объектов в обществе, Б. Латур пишет, что они представляют собой то самое вещество, из которого складывается «социальность», что им присуща способность «буквально, а не метафорически, строить социальный порядок» [11, с. 350]. Называя современное общество посткапиталистическим, постиндустриальным, информационным, обществом знания, обществом риска, техногенным обществом, многочисленные исследователи, так или иначе, затрагивают вопрос о преобразующей роли электронных технических средств. Как отмечает М. Кастельс, под влиянием Интернета меняется характер социальных связей, происходит трансформация социальных структур. Продуктивной метафорой для социальных связей

нового типа становится понятие «сеть», что напрямую отсылает к особенностям функционирования интернет-соединений. Индивидуализированные сетевые сообщества заменяют привычные иерархизированные, централизованные, территориально определенные социальные структуры [9, с. 153-155]. Эта тенденция распространяется и на сферу религиозных отношений.

В виртуальном пространстве религия обретает инструменты мгновенной передачи сообщений, оперативного реагирования, координирования действий, адресного воздействия, доступа в отдаленные области географической карты мира. Сеть снижает, если не отменяет совсем, значимость просранственно-временных ограничений религиозной активности. Скорость информационных потоков придает невиданный динамизм и массовость религиозным процессам. Ее возможности многократно расширяются. Возрастает массовость религиозных объединений. Например, использование электронных технологий позволило образовать буддийскую международную организацию «Монахи без границ» [21]. Но наряду с этим религии теряют прежние иерархичность и структурность. Религиозные интернет-сообщества приобретают индивидуализированный характер. Для поддержания связи внутри сетевого религиозного коллектива важна не пространственная близость, а инициатива и заинтересованность, самоидентификация каждого участника религиозной коммуникации.

Вместе с тем Всемирная паутина, обеспечивая информационную насыщенность, тесное соседство людей с различными убеждениями становится источником угроз существованию

религий. Калейдоскопическое сочетание вырванных из контекста, постоянно меняющихся и обновляющихся элементов различных учений, создает размытое представление о собственной религиозной принадлежности и о религии вообще. Возникает проблема сохранения религиозной идентичности, возрастает количество конфликтных ситуаций. Так, размещение в Facebook индийским подростком изображения сожженного Корана привело к массовым погромам, в результате которых были сожжены десять буддийских храмов и сорок домов [2].

Происходит коммерциализация религий. Верующий может легко приобрести широкий спектр вероучительных текстов, предметы с символикой религии или храма, заказать молебен или иную церемонию. Различного рода маги, астрологи, целители размещают объявления об оказании возмездной помощи, в том числе и дистанционно. Более того, предметом купли-продажи может оказаться даже душа: ее можно продать другому человеку или воспользоваться услугой по организации ритуала продажи души темным силам [1; 12; 16]. Как ни странно, но именно посредством интернет-обмена душа приобретает свойства реальной сущности, того, что может быть передано, продано и принести выгоду обеим сторонам. Если в контексте современного общества, которое не страдает «от недостатка благ», понимать товар как средство, позволяющее приобрести «статус, связи, другие объекты и т. д.» [10, с. 283], то следует признать, что развитие рынка религиозной продукции, сферы религиозных услуг ведет к «товаризации» самой религии. Одним следствием этого процесса становится формирование потребительского отношения к сакральному, а другим - своеобразное воплощение последнего, фиксация его присутствия. Именно этот аспект мы и постараемся ниже рассмотреть более подробно.

Важным результатом проникновения религии в Интернет является то, что Глобальная сеть превращается в место осуществления мистических практик, проведения религиозных ритуалов, участия в священных церемониях. А примеров тому предостаточно. Так, в Индии мусульманская религиозная школа «Даруль-Улюм» признала возможность дистанционного заключения брака

в виртуальном пространстве [13]. В США несколько церквей посредством сервиса мгновенных сообщений создали условия молитвы вдвоем с пастором, причастия (причастники вкушают собственные хлеб и вино), исповедования, проведения «онлайн-крещения» [7]. Такие примеры показывают, что виртуальное пространство Интернета как место проведения ритуалов становится объектом реализации собственно религиозных верований, источником религиозного опыта индивида.

Пользование Сетью с целью проведения некоторых церемоний в определенном смысле трансформирует религиозные традиции. Взаимодействие участников культовых действий становятся дистанцированным, нередко анонимным, но, при этом, роль и инициатива каждого отдельного участника ритуала заметно возрастает. Введение ритуала в сферу интернет-коммуникаций имеет для выполнения религией своих функций особое значение, поскольку не только усиливает ее воздействие на поведение верующих, но и превращает отдельные звенья Сети, выражаясь языком М. Элиаде, в иерофании [20]. Компоненты оборудования, программное обеспечение, вовлекаемые в церемонию, начинают восприниматься как необходимые составляющие обряда и наделяться мистическим свойствами. Важным участником действий и потому посредником между людьми и «высшими силами» становится 1Т-специалист, отвечающий за установку, настройку и работу устройств. Так религиозная компетентность дополняется технической. По сути, формируется новое религиозное пространство, где ритуализированные формы активности опосредуются особого рода вещественными атрибутами. На место собора, кабинки для исповеди или купели приходят монитор, камера с микрофоном и различные программы, позволяющие конструировать виртуальные образы, обеспечивать интерактивную связь нескольких участников мистерии в режиме реального времени и пр.

До сих пор мы говорили о преобразующем влиянии Интернета на сферу религиозных отношений. Однако не стоит забывать о том, что имеет место и обратное влияние. Освоение религией пространства Всемирной паутины превращает его в область реализации религиозных практик,

формирует отдельные сегменты Сети. Здесь уже проявляется способность религии выступать в качестве фактора социогенеза. В основе выполнения этой миссии лежит активность по формированию и тиражированию определенного смысла с последующем опредмечиванием его в символах и практиках. А в качестве источника смысла выступает универсальный алгоритм - деление реальности на области бинарных отношений. В этом процессе Всемирная сеть используется как эффективный инструмент, то есть посредник в достижении цели, но, одновременно, и как предмет религиозного творчества. Преобразование интернет-пространства становится одной из форм осуществления религией своей социальной роли. Как же это происходит?

Суть религиозной активности в Сети раскрывается в генерировании и тиражировании посредством информационных технологий идеи сакрального или, иначе говоря, сакральных смыслов. Именно представления о сакральном делают религию особым мировоззрением, особой формой деятельности, особым институтом, наконец, особенным фактором социальных отношений [6]. В принципе любой предмет, самый что ни на есть заурядный или, напротив, выбивающийся из привычного хода событий, может наделяться сакральным/сверхъестественным значением. Но оно открывается только благодаря установлению системы оппозиций, имеющих по отношению к сакральному внутренний или внешний характер. В нее входят противопоставления религиозного и нерелигиозного, священного и мирского, порядка и хаоса, добра и зла, чистоты и скверны. Возведение смысловых границ и/или их переопределение осуществляется при помощи символических средств и находит выражение в церемониальных ритуализированных формах.

При помощи символических маркеров сакрального религия выделяет те или иные феномены: повышает их престиж или, наоборот, отмечает как угрозу благополучию. Так религия выполняет свое социальное назначение: задает систему координат организующих мышление и поведение верующих. Тем самым она не просто проецирует определенные социальные феномены, но и формирует их. Сакрализация или деса-крализация, осквернение или очищение, создание

доктринально-культовой системы или ее низвержение может превращаться в противостояние социальных альтернатив, являться способом осуществления социальных изменений, формирования и утверждения новых социальных групп. Реализация религией своей социальной роли с помощью Интернета подчиняется этой же закономерности.

Сознание верующего наделяет конкретные интернет-ресурсы религиозным значением, настраивает на восприятие их как проявления сверхъестественных сил, как среду обитания мистических сущностей. Налагаемые на интернет-ресурсы качества греховности - праведности, чистоты - скверны, добра - зла представляют собой смысловую разметку и становятся для верующего, путешествующего по Всемирной паутине, путеводителем, который приглашает посетить одни сайты и воздержаться от посещения других, так или иначе оценивать поступающую информацию, поддерживать определенный стиль общения. Это - своеобразный информационный фильтр. Результаты его действия носят разнонаправленный характер. Некоторые, рассматривая Интернет в ряду иных технологических новаций, склонны видеть в нем по аналогии с ИНН, микрочипами, генной инженерией, клонированием и пр. проявления зла. Так, в 2012 году духовными лидерами сефардов Израиля был наложен запрет на пользование Интернетом. Он, по их мнению, ведет «к разрушению семей и потере человеческой души» [15]. Менее радикальным является предостережения об опасности пагубного воздействия только некоторых интернет-ресурсов. Как правило, осуждению и запрету подвергается контент, противоречащий доктрине или политике конкретной религии: отдельные сайты, социальные сети, новостные ленты, поисковые системы и т. п. Может налагаться запрет на пользование Интернетом отдельными категориями верующих. Например, Македонская православная церковь в 2013 году запретила священнослужителям пользоваться Facebook [5], в этом же году с подобной рекомендацией выступила РПЦ [18]. В теократическом Иране часто блокируются «социальные сети, а также ресурсы, затрагивающие проблемы политики, прав женщин» как противоречащие нормам ислама [8].

Наряду с ограждением интернет-пространства как области греха и искушений существует и обратная тенденция, проявляющаяся во включении Всемирной сети в число явлений религиозного порядка. Речь идет о сакрализации в той или иной степени самой виртуальной реальности и активности в Интернете. Следствием этих процессов оказывается цифровая магия, вера в интернет-приметы, интернет-нечисть и проч. Сравнительно недавно появилась «кошерная» поисковая система Koogle, в которой отсутствуют ссылки на нежелательный, с точки зрения иудаизма, контент [3]. В 2012 году анонсирована социальная сеть для мусульман Salamworld, соответствующая нормам шариата [4]. Известны практики освящения интернет-пространства: в 1999 году католическая церковь назвала святого Исидора покровителем компьютеров и Интернета, существуют специальные молитвы для чтения перед выходом в Сеть [17]. Ярким случаем сакрализации Всемирной паутины является создание в 2010 году в Швеции новой религии - копимизма, имеющей представительства более чем в десяти странах. Она не просто выступает «за свободный обмен файлами», а сакрализует этот процесс, считая «обмен знаниями ...священным» [14].

Справедливости ради, стоит заметить, что возникновение этого учения продиктовано не только духовными исканиями, но является частью общественной активности по борьбе с авторским правами. Здесь мы наблюдаем троякий процесс: возникновение религии, образование особого сетевого сообщества, аккумуляцию политический усилий определенной направленности. Несмотря на заметный игровой компонент, ее не следует воспринимать как безобидное чудачество. Получив официальное признание, учредив институт исповеди, данная религия получила легальное право на тайну информации, право ее последователей отказываться от ответов в суде [19]. Это немаловажно, особенно учитывая ее связь с «Пиратской партией» Швеции, которая, как известно, занимает особую позицию относительно законодательства в области интеллектуальной собственности. Также неправильно будет воспринимать ее только как прикрытие политической деятельности. Будучи реакцией на серьезные со-

циальные тенденции она, возводя символический сакральный порядок, одновременно формирует определенный образ жизни, альтернативную модель социальных отношений, основанную на догматах: «все знания для всех», «поиск знаний священен», «обмен знаниями священен», «копирование священно», «интернет священен» [14]. Здесь освящение Интернета связывает в единое целое поведение последователей копимизма как в Сети так и вне ее. Обращает на себя внимание отсутствие деклараций в доктрине этого движения ценностей, характерных для многих других религий: ценность человеческой жизни, необходимость помощи ближнему, сострадательность, воздержанность и т. д., что может быть интерпретировано как признаки антигуманистического потенциала данного вероучения.

Таким образом, адаптация религий к новым условиям общественной жизни находит выражение в процессе легитимации и табуирования интернет-пространства путем освящения данной области человеческой активности. Но приспосабливаясь к современной жизни, религия в большей или меньшей степени меняется сама. Виртуализации подвергаются важнейшие религиозные практики. Это влечет с одной стороны укрупнение религиозных сообществ, с другой стороны усиление их децентрализации и фрагментации. Интернет становится средством укрепления религиозной идентичности, но в то же время приводит к ее размыванию.

В свою очередь сама религия выступает в качестве фактора преобразования пространства Глобальной сети, выражает претензию на контроль над частью виртуальной реальности. Тем самым она обретает способность влиять на значимые социальные процессы, организовывать активность верующих в интернет-пространстве и за его пределами. В этом статусе религия становится источником образования разного рода субкультур, повседневная жизнь которых может выступать в качестве альтернативы социального развития. Сеть создает условия для свободной комбинации религиозными смыслами, ассоциаций различных сообществ по принципу единства убеждений. Тем самым религия превращается в источник мощной социальной силы и одновременно в источник потенциальных угроз.

Литература

1. Боков М. Кто, как и зачем продает душу? [Электронный ресурс] // Православие и мир (Pravmir.ru). -13.03.14. - URL: http://www.pravmir.ru/kak-prodat-dushu/ (дата обращения: 13.05.14).

2. В Бангладеш сожгли 10 буддийских храмов из-за фотографии в Facebook [Электронный ресурс] // РБК. -30.09.2012. - URL: http://top.rbc.ru/incidents/30/09/2012/671983.shtml (дата обращения: 13.05.14).

3. В Интернете появился кошерный поисковик [Электронный ресурс] // РЕЛИГИЯ и СМИ (www.religare.ru). -15.07.09. - URL: http://www.religare.ru/2_65969.html (дата обращения: 13.05.14).

4. В Интернете появится социальная сеть для мусульман [Электронный ресурс] // РЕЛИГИЯ и СМИ (www.religare.ru). - 14.03.12. - URL: http://www.religare.ru/2_93091.html (дата обращения: 13.05.14).

5. В Македонии православным священникам запретили пользоваться Facebook [Электронный ресурс] // РБК: общество. - 26.10.13. - URL: http://top.rbc.ru/society/26/10/2013/885099.shtml (дата обращения: 13.05.14).

6. Гаврилов Е. О. Принцип различения исходных значений сферы религии как предпосылка социальной динамики [Электронный ресурс] // Теория и практики общественного развития. - 2014. - № 4. - С. 22-24.

7. Интернет-верующие: пасторы открывают онлайн-церкви [Электронный ресурс] // Благовест. - 05.11.09. -URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=30672 (дата обращения: 13.05.14).

8. Иран закрыл доступ к Google и Gmail [Электронный ресурс] // Iran.ru: Рос. информ. агентство. - 18.09.07. -URL: http://www.iran.ru/news/politics/48296/Iran_zakryl_dostup_k_Google_i_Gmail (дата обращения: 13.05.14).

9. Кастельс М. Галактика Интернет. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 328 с.

10. Кнорр-Цетина К. Социальность и объекты. Социальные отношения в постсоциальных обществах знания // Социология вещей: сб. ст. - М.: Территория будущего, 2006. - 276-307 с.

11. Латур Б. Когда вещи дают отпор: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки // Социология вещей: сб. ст. - М.: Территория будущего, 2006. - 342-365 с.

12. Люди стали продавать свои души через интернет-аукционы [Электронный ресурс] // Православие.^. -02.09.2008. - URL: http://www.pravoslavie.ru/news/27512.htm (дата обращения: 13.05.14).

13. Мусульманам разрешили браки по Интернету [Электронный ресурс] // РЕЛИГИЯ и СМИ (www.religare.ru). -

30.07.07. - URL: http://www.religare.ru/2_44091.html (дата обращения: 13.05.14).

14. О Копимизме [Электронный ресурс] // Блог Копимизма. - URL: http://kopimism.pp.ua/index.php/o-kopimizme (дата обращения: 13.05.14).

15. Раввин Овадья Йосеф запретил пользоваться Интернетом [Электронный ресурс] // Jewish.ru (Глобальный еврейский on-line центр). - 27.01.12. - URL: http://www.jewish.ru/news/israel/2012/01/news994304157.php (дата обращения: 13.05.14).

16. Романова К. «Я продам свою душу!» [Электронный ресурс] // Вечный зов. - URL: http://www.vzov. ru/2009/05/01.html (дата обращения: 13.05.14).

17. Святой Исидор - официальный покровитель Интернета. Справка [Электронный ресурс] // РИА Новости. -

04.04.08. - URL: http://ria.ru/spravka/20080404/103751747.html (дата обращения: 13.05.14).

18. Усов Е. Зачем монахам Интернет? [Электронный ресурс] // РЕЛИГИЯ и СМИ (www.religare.ru). - 29.08.12. -URL: http://www.religare.ru/2_102021.html (дата обращения: 13.05.14).

19. Фаликов Б. Властелины «копий». Партия Интернета основала новую религию // ЦетрАзия. - 23.01.12. - URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1327324920 (дата обращения: 13.05.14).

20. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

21. Японские буддисты объединились в «Монахов без границ» [Электронный ресурс] // Лента.Ру. - 12.12.2013. -URL: http://lenta.ru/news/2013/12/12/monks/ (дата обращения: 13.05.14).

References

1. Bokov M. Kto, kak i zachem prodaet dushu? Pravoslavie i mir. Available at: http://www.pravmir.ru/kak-prodat-dushu/ (accessed 13.05.14).

2. V Bangladesh sozhgli 10 buddijskih hramov iz-za fotografii v Facebook. RBK, 30.09.2012. Available at: http:// top.rbc.ru/incidents/30/09/2012/671983.shtml. (accessed 13.05.14).

3. V Internete pojavilsja koshernyj poiskovik. Religija i SMI, 15.07.09. Available at: http://www.religare.ru/2_65969. html. (accessed 13.05.14).

4. V Internete pojavitsja social'naja set' dlja musul'man. Religija i SMI, 14.03.12. Available at: http://www.religare. ru/2_93091.html. (accessed 13.05.14).

5. V Makedonii pravoslavnym svjashchennikam zapretili pol'zovat'sja Facebook. RBK: obshchestvo, 26.10.13 Available at: http://top.rbc.ru/society/26/10/2013/885099.shtml. (accessed 13.05.14).

6. Gavrilov E.O. Princip razlichenija ishodnyh znachenij sfery religii kak predposylka social'noj dinamiki. Teorija i praktiki obshchestvennogo razvitija, 2014, no 4, pp. 22-24.

7. Internet-verujushchie: pastory otkryvajut onlajn-cerkvi. Blagovest, 05.11.09. Available at: http://www.blagovest-info. ru/index.php?ss=2&s=7&id=30672. (accessed 13.05.14).

8. Iran zakryl dostup k Google i Gmail. Iran.ru. Rossijskoe informacionnoe agentstvo, 18.09.07. Available at: http:// www.iran.ru/news/politics/48296/Iran_zakryl_dostup_k_Google_i_Gmail. (accessed 13.05.14).

9. Kastel's M. Galaktika Internet. Ekaterinburg, U-Faktorija Publ., 2004. 328 p.

10. Knorr-Cetina K. Social'nost' i ob'ekty. Social'nye otnoshenija v postsocial'nyh obshchestvah znanija. Sociologija veshchej. Sbornik statej. Moscow, Territorija budushhego Publ., 2006, pp. 276-307.

11. Latur B. Kogda veshchi dajut otpor: vozmozhnyj vklad "issledovanij nauki" v obshchestvennye nauki. Sociologija veshchej. Sbornik statej. Moscow, Territorija budushhego Publ., 2006, pp. 342-365.

12. Ljudi stali prodavat' svoi dushi cherez internet-aukciony. Pravoslavie.ru, 02.09.2008. Available at: http://www.pravo-slavie.ru/news/27512.htm. (accessed 13.05.14).

13. Musul'manam razreshili braki po Internetu. RELIGIJA i SMI, 30.07.07. Available at: http://www.religare.ru/2_44091. html. (accessed 13.05.14).

14. O Kopimizme. BlogKopimizma. Available at: http://kopimism.pp.ua/index.php/o-kopimizme (accessed 13.05.14).

15. Ravvin Ovad'ja Josef zapretil pol'zovat'sja Internetom. Jewish.ru (Global'nyj evrejskij on-line centr), 27.01.12. Available at: http://www.jewish.ru/news/israel/2012/01/news994304157.php (accessed 13.05.14).

16. Romanova K. "Ja prodam svoju dushu!". Vechnyj zov. Available at: http://www.vzov.ru/2009/05/01.html (accessed 13.05.14).

17. Svjatoj Isidor - oficial'nyj pokrovitel' Interneta. Spravka. RIA Novosti, 04.04.08. Available at: http://ria.ru/sprav-ka/20080404/103751747.html (accessed 13.05.14).

18. Usov E. Zachem monaham Internet? RELIGIJA i SMI, 29.08.12. Available at: http://www.religare.ru/2_102021.html (accessed 13.05.14).

19. Falikov B. Vlasteliny "kopij." Partija Interneta osnovala novuju religiju. CentrAsia, 23.01.12. Available at: http:// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1327324920 (accessed 13.05.14).

20. Eliade M. Svjashchennoe i mirskoe, Moscow, MGU Publ., 1994. 144 p.

21. Japonskie buddisty ob'edinilis' v "Monahov bez granic". Lenta.ru, 12.12.2013. Available at: http://lenta.ru/ news/2013/12/12/monks/ (accessed 13.05.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.