Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО'

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные методы / русский как иностранный / виртуальная экскурсия / развитие устной речи / коммуникативные навыки на русском и английском языках / онлайн-поездки. / innovative methods / Russian as a foreign language / virtual tour / oral speech development / communication skills in Russian and English / online trips

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаева, Анжелла Ахатовна

В последние годы все больше внимания уделяется совершенствованию навыков устного общения. В данной работе анализируется образовательный и развивающий потенциал виртуальных экскурсий в изучении русского языка как иностранного. Рассматривается программа онлайн-туров, которая помогла нам развить разговорные навыки учащихся на русском языке в школах с узбекским и другими языками обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL EXCURSIONS AS A MEANS OF IMPROVING THE COMMUNICATION PREPARATION OF A FUTURE TEACHER OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Speaking skills are of great importance for both students and teachers. In the past few years, more and more attention has been paid to improving oral communication skills. This paper analyzes the educational and developmental potential of virtual excursions in the study of Russian as a foreign language. It examines issues such as the online tour program helped to develop the conversational skills of students in schools with Uzbek and other languages of instruction.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 2 | ISSUE 1

educational, natural and social sciences ( ) ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Анжелла Ахатовна Бабаева

преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания.

Джизакский государственный педагогический институт им.А.Кадыри.

anjellal 551 @gmail.com

АННОТАЦИЯ

В последние годы все больше внимания уделяется совершенствованию навыков устного общения. В данной работе анализируется образовательный и развивающий потенциал виртуальных экскурсий в изучении русского языка как иностранного. Рассматривается программа онлайн-туров, которая помогла нам развить разговорные навыки учащихся на русском языке в школах с узбекским и другими языками обучения.

Ключевые слова: инновационные методы, русский как иностранный, виртуальная экскурсия, развитие устной речи, коммуникативные навыки на русском и английском языках, онлайн-поездки.

ABSTRACT

Speaking skills are of great importance for both students and teachers. In the past few years, more and more attention has been paid to improving oral communication skills. This paper analyzes the educational and developmental potential of virtual excursions in the study of Russian as a foreign language. It examines issues such as the online tour program helped to develop the conversational skills of students in schools with Uzbek and other languages of instruction.

Keywords: innovative methods, Russian as a foreign language, virtual tour, oral speech development, communication skills in Russian and English, online trips.

ВВЕДЕНИЕ

Современное образование ставит перед собой задачу активного использования таких форм организации учебной деятельности учащихся, которые отвечали бы их потребностям в использовании большой по объёму информации, с одной стороны , а с другой - обучаемые имели возможность использовать те ресурсы, которые стали более доступными в современном мире информационных потоков. Как отметил глава нашего государства в своей поздравительной речи по случаю дня учителя и наставников, основными

1026

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 2 | ISSUE 1

educational, natural and social sciences ( ) ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

источниками развития и мощью, делающей страну сильной, а нацию великой, являются наука, образование и просвещение. Была отмечена важность внедрения современных образовательных программ и методов преподавания в средних школах нашей страны. В настоящее время в республике происходит модернизация обучения иностранным языкам в школах.

Развитие международных контактов вызывает потребность в специалистах различных профилей, хорошо владеющих иностранными языками, однако их подготовка не всегда дает желаемые результаты. Практика показала, что использовавшийся в последние годы в обучении русскому языку как иностранному специалистов разных профилей грамматико-переводной метод, в котором акцент делается на изучение правил и перевод текстов, а не на общение, себя полностью не оправдал. Имея в целом неплохие знания грамматики, а также умения и навыки в области письменного перевода, выпускники вузов испытывают большие трудности в общении с русскоязычными коллегами в ходе профессиональной деятельности, а на вопрос об уровне владения русским языком современные специалисты всё чаще отвечают «читаю и перевожу со словарём», что фактически означает невладение и неспособность осуществлять практическое общение на русском языке. В действующей школьной практике меньше внимания уделяется навыкам устного общения. Учителя уделяют больше внимания чтению и письму. В вузах у студентов недостаточно времени для практики аудирования и устной речи, так как учителя пропускают занятия по разговорной речи и аудированию, что приводит к недостаточному знакомству с языком.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Основными причинами такого положения дел является излишняя загруженность обучения теоретическими вопросами, слабая осведомлённость по профессиональной деятельности, недостаточная направленность на решение коммуникативных задач, использование устаревших с точки зрения развития языка материалов.

В настоящее время как в Узбекистане, так и за рубежом широко изучаются

возможности развития различных компетенций (в том числе иноязычной

коммуникативной компетенции) в информационно-образовательной среде,

созданной в киберпространстве. Процесс информатизации в образовательных

учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося

общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать

инновационные технологии в образовании. Вопрос использования новых

1027

Scientific Journal Impact Factor

коммуникационных технологий является, на сегодняшний день, одним из самых востребованных. Применение различных инновационных технологий, в которых используются интернет-ресурсы, вызывают большой интерес у обучающихся. Перед нами, преподавателями, стоит задача поиска различных методов обучения, вызывающих не только интерес к образованию, но и мотивируют обучающихся к изучению языка. Поскольку интернет и компьютер прочно вошли в нашу жизнь, инновационные методы завоевывают большую значимость.

В данной работе более подробно остановлюсь в обсуждении одного из инновационных методов, который называется «виртуальной экскурсией». Что такое «виртуальная экскурсия»? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала обратимся к истории экскурсии, как одного из способов донести до обучаемых необходимую информацию.

Экскурсии возникли в конце XVIII - начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе. Многие учёные-дидакты (такие, как П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Я. Голант, В.В. Голубков и многие другие) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы. В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий -виртуальные, интерактивные экскурсии. Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual - похожий, неотличимый.

Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира.

Виртуальная экскурсия - это 3-х мерная сцена, размещенная в сети Интернет, которая позволяет потенциальному клиенту получить представление

Scientific Journal Impact Factor

о каком-либо реальном объекте. Создаваемая модель позволяет осуществлять перемещения по виртуальному объекту, вращение объекта, размещение интерактивных элементов - в общем, предлагает полную свободу передвижений. Таким образом, не выходя из дома и не прилагая никаких усилий, можно оценить данный продукт. Такой подход отличается от других способов представления информации. Для решения поставленной задачи (оценка продукта) было создано специальное программное обеспечение.

Одним словом, «виртуальная экскурсия» - это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места. В отличие от привычных фотоальбомов, картинок, видеофильмов и так далее. Однако возможности виртуальных экскурсий для достижения главной цели - развития коммуникативной компетенции учащихся, еще не до конца изучены.

Экскурсии часто воспринимаются как основа образования как учащимися, так и преподавателями (например,Мейер, 2006). Предоставление образовательных ресурсов в цифровом виде становится все более распространенным явлением. Несмотря на то, что было разработано множество примеров цифровых версий поездок, эмпирические исследования их эффективности до сих пор были скудными (Брендель и Шрюфер, 2013). Виртуальная реальность стала модным словом среди учителей за последние несколько лет из-за ее доступности и дешевизны. Далее он говорит, что любой учитель может провести своих учеников в онлайн-туры, направляя, контролируя их и привлекая их внимание к конкретным достопримечательностям. В литературе, посвященной внедрению новых технологий при обучении русскому языку, большое внимание уделяется применению виртуальной реальности. Если аудиокниги, видеоматериалы и презентации среди других инструментов рассматривать среди общего применения технологий в среде изучения языка, то использование блогов, вебсайтов, социальных сетей, симуляций, видеоигр, онлайн-платформ и других подобных средств массовой информации связано с компьютерным обучением языку. В 2020 году пандемия Covid-19 выявила пробелы в цифровой инфраструктуре многих школ. В нем также были выделены области, в которых знания учителей в школах, лицеях и высших учебных занятиях отсутствовали в альтернативных подходах к преподаванию и обучению. Следовательно, теперь еще более очевидно, что будущим учителям необходимо быть компетентными в использовании методов обучения с цифровой поддержкой. В связи с этим

Scientific Journal Impact Factor

возник вопрос о том, как помочь будущим учителям приобрести опыт в разработке цифровых ресурсов.

В наши дни учителя хотят продолжать предоставлять такое же качественное образование во время изоляции, как и в классе, но задаются вопросом, как это сделать. К счастью, по мере того, как остальной мир адаптируется, появляются некоторые новые, инновационные и привлекательные варианты. Существуют обучающие платформы с обучающими играми (например education.com ) и интерактивные рассказы и виртуальные экскурсии по музеям. Точно так же учителя могут применять различные типы онлайн-туров; они могут водить своих учеников по различным ландшафтам, чудесам, достопримечательностям, природным местам обитания, историческим местам. Доступность этого сокровища онлайн-ресурсов делает использование их преподавателями русского языка таким простым и легким. По словам Юскелира и Кумура (2017), увеличение числа теорий коммуникативного языка, онлайн-видео и ресурсов, основанных на технологиях, в последние десятилетия привело к значительной тенденции к использованию технологий и их интеграции в учебные программы. Далее они отмечают, что использование видео в качестве одного из наиболее мотивирующих инструментов в обучении русскому языку и что в последнее время внимание исследователей привлек повышенный акцент на коммуникативных методах и использовании видео в группах (классах) по обучению русскому языку. Следовательно, целью является изучение того, насколько выгодно использовать онлайн-виртуальные туры для улучшения разговорной речи учащихся средних школ.

Основываясь на некоторые существующие проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся в области разговорных навыков, а также нехватка интересных и аутентичных материалов для прослушивания и устной речи и коммуникативных действий, которые могли бы помочь учащимся общаться на русском языке. В результате предлагается программа онлайн-туров, основанная на развитии разговорных навыков учащихся средней школы, где они могут свободно выполнять задания. Кроме того, учащиеся могут произносить большие фрагменты речи без колебаний или пауз. Они могут эффективно общаться со своими сверстниками и учителем. Темп речи становится быстрее с меньшим количеством замедлений. Они проявляют гибкость в использовании языка. Учащиеся могут точно выражать свои идеи. Использование ими наполнителей и фальстартов уменьшается. Учащиеся будут мотивированы и с энтузиазмом будут говорить по-русски и выполнять устные задания. Они будут

Scientific Journal Impact Factor

выражать готовность продолжить обучение с помощью онлайн-поездок и выражают пожелание, чтобы их традиционные занятия включали больше коммуникативных заданий. Во время программы нужно подчеркивать конкретные моменты произношения, такие как ударение и интонация. Чтобы учащиеся могли понять, как определенные слоги подчеркиваются в словах и как слова подчеркиваются в предложениях. Они также могли понять повышающуюся и понижающуюся интонацию, которая обсуждаются во время программы. Это проявилось позже в их выступлении. Более того, они могли эффективно общаться друг с другом без необходимости использовать родной язык. Как показали результаты, предложенная программа онлайн-туров оказалась эффективной в продвижении навыков устной речи среди студентов. В дополнение к развитию целевых навыков, это помогает им работать с аутентичными материалами, чтобы улучшить позитивную атмосферу в классе и расширить свои общие знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в заключение рассмотрения данного вопроса следует еще раз отметить, что виртуальная экскурсия, конечно, не заменяет личное присутствие, использование новых информационных технологий в обучении русскому языку помогает сформировать социокультурные знания, усовершенствовать учебный процесс, сделать урок более интересным, а также позволяет эффективнее работать с информацией, обращая большее внимание на развитие интеллектуальных, грамматических, лингвистических, аудитивных, устно - речевых умений и навыков учащихся. Такие экскурсии, конечно, достаточно интересны и эффективны. Но их можно осуществить только при наличии подключения к сети Интернет.

REFERENCES

1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. -2010. - № 10. - С. 22-24

2. Баранов А.С., Бисько И.А. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма: учебник / под ред. Е.И. Богданова. - М., 2012. - С. 9.

3. Большая советская энциклопедия. - гл. ред. А.М. Прохоров. - 3е изд. -Т.29. М.: Сов. энциклопедия, 1969-78.

Scientific Journal Impact Factor

4. Грибанова, К.Е. Возможности использования виртуальных экскурсий в профильной ориентации учащихся. - Профильная школа. - 2009. - № 3. - С. 9-

5. Деревякина А. В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма практикоориентированного обучения иностранным языкам бакалавров туризма. - Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2013. - № 4.

6. Краткий психологический словарь: научное издание / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., расш., испр. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998.

7. Нурманов А.Т. Педагогические возможности подготовки студентов к технологии и технике эффективного общения (на примере внеаудиторных занятий): Автореф. дисс... д.п.н. -Т., 2017. - 86 с.

8. Nurmanov A.T (2015) Technological aspects of students training to effective communication at pedagogical universiti. ISJ Theoretical & Applied Science. Scranton,USA 12 (32): 81-86.

9. A.T.Nurmanov, A. Mustafakulov. Managing the quality of training of pedagogical personnels on the basis of tqm - (total quality managment) // International Journal of Psychosocial Rehabilitation, Vol. 24, Issue 05, 2020.

16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.