Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

217
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
при обучении буквам русского алфавита учитель четко / ясно произносит слово с изучаемым звуком – буквой / а учащиеся внимательно слушают / затем повторяют за учителем слоги / слова / предложения / метод с элементами переводного метода и коммуникативный метод / формирование и развитие грамматических навыков / развитие монологической речи. / when teaching the letters of the Russian alphabet / the teacher clearly pronounces the word with the studied sound the letter / and the students listen carefully / then repeat syllables / words / sentences / the method with elements of the translation method and the communicative method / the formation and development of grammar skills / the development of monological speech.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тахмина Тахировна Мансурова

Основным методом обучения русскому языку как иностранному во втором классе является комбинированный метод,Для достижения указанных целей детям даже при изучении русского языка как родного приходится преодолевать трудности, вызванные соотношением звуков и букв, изменениями звуков в потоке речи.Структурными элементами комбинированного урока русского языка в после букварный период являются: прослушивание и чтение текста, его анализ, воспроизведение текста и его видоизменение, лексическая работа, формирование и развитие грамматических навыков, развитие монологической речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main method of teaching Russian as a foreign language in the second grade is the combined method. To achieve these goals, children even when learning Russian as a native language have to overcome difficulties caused by the ratio of sounds and letters, changes in sounds in the speech flow. The structural elements of the combined lesson of the Russian language after the literal period are: listening to and reading the text, its analysis, reproduction of the text and its modification, lexical work, the formation and development of grammatical skills, the development of monological speech.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1151-1154

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Тахмина Тахировна Мансурова

Преподаватель кафедры русского языка Чирчикского государственного института

АННОТАЦИЯ

Основным методом обучения русскому языку как иностранному во втором классе является комбинированный метод,Для достижения указанных целей детям даже при изучении русского языка как родного приходится преодолевать трудности, вызванные соотношением звуков и букв, изменениями звуков в потоке речи.Структурными элементами комбинированного урока русского языка в после букварный период являются: прослушивание и чтение текста, его анализ, воспроизведение текста и его видоизменение, лексическая работа, формирование и развитие грамматических навыков, развитие монологической речи.

Ключевые слова: при обучении буквам русского алфавита учитель четко, ясно произносит слово с изучаемым звуком - буквой, а учащиеся внимательно слушают, затем повторяют за учителем слоги, слова, предложения, метод с элементами переводного метода и коммуникативный метод, формирование и развитие грамматических навыков, развитие монологической речи.

ABSTRACT

The main method of teaching Russian as a foreign language in the second grade is the combined method. To achieve these goals, children even when learning Russian as a native language have to overcome difficulties caused by the ratio of sounds and letters, changes in sounds in the speech flow. The structural elements of the combined lesson of the Russian language after the literal period are: listening to and reading the text, its analysis, reproduction of the text and its modification, lexical work, the formation and development of grammatical skills, the development of monological speech.

Keywords: when teaching the letters of the Russian alphabet, the teacher clearly pronounces the word with the studied sound - the letter, and the students listen carefully, then repeat syllables, words, sentences, the method with elements of the translation method and the communicative method, the formation and development of grammar skills, the development of monological speech.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1151-1154

развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение системы языка, языковой теории, сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием . Изучение русского языка имеет огромное значение для формирования личности младшего школьника.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. «В языке духотворяется весь народ и его родина», - писал К.Д. Ушинский в своей работе «Родное слово». «Родной язык - величайший учитель, который учил детей и тогда, когда не было еще ни книг, ни школы». (М.Р. Львов).

Совершенно новым в стандартах второго поколения стало выделение так называемых «метапредметных», или «надпредметных» знаний, умений и способов деятельности. Эти компетенции формируются средствами каждого учебного предмета. Таким образом, появляется возможность объединить усилия для решения общих задач обучения и воспитания школьников в рамках разных предметов, преодолеть узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира

Основным методом обучения русскому языку как иностранному во втором классе является комбинированный метод, включающий в себя прямой метод с элементами переводного метода и коммуникативный метод. Прямой метод обучения предусматривает применение в обучении иностранному языку общедидактического метода имитации.

При обучении буквам русского алфавита учитель четко, ясно произносит слово с изучаемым звуком - буквой, а учащиеся внимательно слушают, затем повторяют за учителем слоги, слова, предложения. Учитель следит за их произношением и исправляет ошибки, заставляет произносить до тех пор, пока не получится правильно.

Школьники учатся соотносить знакомые им звуки с буквами. Происходит перевод сочетаний букв в звучащие слова (чтение) и, наоборот, звучащиеся слова переводятся в сочетания букв (письмо).

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1151-1154

Для достижения указанных целей детям даже при изучении русского языка как родного приходится преодолевать трудности, вызванные соотношением звуков и букв, изменениями звуков в потоке речи.

Метод, включающий в себя прямой метод с элементами переводного метода и коммуникативный метод. Прямой метод обучения предусматривает применение в обучении иностранному языку общедидактического метода имитации.

При обучении буквам русского алфавита учитель четко, ясно произносит слово с изучаемым звуком - буквой, а учащиеся внимательно слушают, затем повторяют за учителем слоги, слова, предложения. Учитель следит за их произношением и исправляет ошибки, заставляет произносить до тех пор, пока не получится правильно.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Школьники учатся соотносить знакомые им звуки с буквами. Происходит перевод сочетаний букв в звучащие слова (чтение) и, наоборот, звучащиеся слова переводятся в сочетания букв (письмо).

Для достижения указанных целей детям даже при изучении русского языка как родного приходится преодолевать трудности, вызванные соотношением звуков и букв, изменениями звуков в потоке речи.

А учащиеся узбекской школы помимо названных трудностей испытывают затруднения в произношении звуков, отсутствующих в родном языке [ф], [ж], [щ], [ц], [ы], мягкий согласных, особенно перед буквами е, ё, я, ю. Учитель должен добиваться, чтобы учащиеся научились произносить каждый звук, обозначающий изучаемую букву, каждое слово с этим звуком.

Большого внимания учителя требует и работа над усвоением тех слов, написание которых не совпадает с произношением. Учащимся с трудом дается произношение безударных гласных, озвончение глухих согласных перед гласными, оглушение звонких согласных на конце слов и перед согласными. Учитель обращает внимание учащихся на то, что одна и та же буква в одном случае обозначает один звук, в другом - другой, учит произносить каждое новое слово в соответствии с орфоэпическими нормами.

Метод имитации используется и при обучении чтению. Подражая учителю, учащиеся усваивают правильное произношение звуков, слогов, слов, правильное интонирование предложений. Этот метод во многом способствует предупреждению типичных ошибок в произношении и написании слов.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-1151-1154

Выделение и произношение звука - один из главных моментов процесса обучения грамоте. Учитель может показать артикуляцию звука, обратить внимание на трудности произношения. После усвоения нового звука дети знакомятся с печатным изображением - буквой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На одном уроке может быть поставлено несколько учебных задач. В зависимости от характера учебного материала, подготовки учащихся.

Одна задача является основной - это общение в отдельных речевых ситуациях, что требует обучения отдельным вида речевой деятельности или их комплексу. Дополнительные задачи - развитие определенных навыков (произносительных, грамматических, лексических и т.п.)

Структурными элементами комбинированного урока русского языка в послебукварный период являются: прослушивание и чтение текста, его анализ, воспроизведение текста и его видоизменение, лексическая работа, формирование и развитие грамматических навыков, развитие монологической речи.

Все структурные элементы урока объединяются вокруг одной темы, одной коммуникативной цели.

REFERENCES

1. Абдуллина А. А. Детское иллюстрирование как один из приемовработы над произведением [Текст] // Начальная школа, 1980, № 4.

2. Абдуллина А. А. Приемы анализа художественных произведений. Начальная школа, 1983, № 2.

3. Афанасьев П. О. Методика чтения и работы с книгой в начальнойшколе.- М., 1932.

4.Бархин К. Б. Развитие речи в начальной школе. - М., 1934.

5.Бархин К. Б. Творческая работа по родному языку. - Украина,1924.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.