Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
296
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бессознательное / причинно-следственные отношения / сознание / логика целеполагания / средство / цель / unconscious / cause-and-effect relations / consciousness / goal-setting logic / means / goal

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Овчинникова Т.Н.

В настоящей работе предлагается рассмотреть два вида виртуальной активности. Один ее вид, связанный с электронной техникой, сильно отличается по своим психологическим механизмам от личностной виртуальной активности (Н.А. Носов и др.), способствующей достижению важных для субъекта и даже почти не доступных целей. В процессе общения эти виды активности оказывают мощное, но отличное друг от друга воздействие на психическое развитие человека в любом возрасте. В работе анализируются особенности и различия в воздействии на развитие психики субъекта осуществляемой им деятельности в каждом из случаев, показаны достоинства и недостатки каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL COMMUNICATION IN MODERN SOCIETY

In this paper, it is proposed to consider two types of virtual activity. One of its types, associated with electronic technology, differs greatly in its psychological mechanisms from personal virtual activity (N.A. Nosov et al.), which contributes to the achievement of important and even almost inaccessible goals for the subject. In the process of communication, these types of activity have a powerful, but different from each other effect on the mental development of a person at any age. The paper analyzes the features and differences in the impact on the development of the psyche of the subject of the activity carried out by him in each of the cases, shows the advantages and disadvantages of each of them.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Овчинникова Т. Н. (Москва, МСГИ). tatjana.nik.ov@mail.ru

Аннотация. В настоящей работе предлагается рассмотреть два вида виртуальной активности. Один ее вид, связанный с электронной техникой, сильно отличается по своим психологическим механизмам от личностнойвиртуальной активности (Н. А. Носов и др.), способствующей достижению важных для субъекта и даже почти не доступных целей. В процессе общения эти виды активности оказывают мощное, но отличное друг от друга воздействие на психическое развитие человека в любом возрасте.

В работе анализируются особенности и различия в воздействии на развитие психики субъекта осуществляемой им деятельности в каждом из случаев, показаны достоинства и недостатки каждого из них.

Ключевые слова: бессознательное, причинно-следственные отношения, сознание, логика целеполагания, средство, цель.

VIRTUAL COMMUNICATION IN MODERN SOCIETY Ovchinnikova T. N. (Moscow, MSGI). tatjana.nik.ov@mail.ru

Annotation. In this paper, it is proposed to consider two types of virtual activity. One of its types, associated with electronic technology, differs greatly in its psychological mechanisms from personal virtual activity (N. A. Nosov et al.), which contributes to the achievement of important and even almost inaccessible goals for the subject. In the process of communication, these types of activity have a powerful, but different from each other effect on the mental development of a person at any age.

The paper analyzes the features and differences in the impact on the development of the psyche of the subject of the activity carried out by him in each of the cases, shows the advantages and disadvantages of each of them.

Keywords: unconscious, cause-and-effect relations, consciousness, goal-setting logic, means, goal.

Пониманиевиртуальности.

В настоящее времяможно выделить два разных вида в понимании виртуальной активности. Один из них, являясь результатом цифровизации, предполагает работу с компьютерной техникой. Другой же ее вид, рассматриваемый нами в контексте виртуальной психологии Н.А. Носова (Носов, 2000 и др.), имеет отношение к развитиюидеаль-ного плана в сознании человека, а не к цифровизации. Особенности и отличия этих видов виртуальности, а также характер их воздействия на психику человека, мы и хотим обсудить.

Предлагаемые ниже размышления основаны на концепции виртуальной психологии (Носов, Генисаретский, Пронин и др.). В ней отмечается, что в разных отраслях знаний совершенно независимо друг от друга для обозначения специфичности существования объекта каждый раз используется одно и то же слово виртуальный. Неслучайность этого Н.А. Носов видит в том, что «идея виртуальностизатрагивает глубинные пласты человеческого бытия» (Носов, 2000, с.14). Более того, автор, опираясь на высказывания философов и других ученых, приходит к выводу о том, что «разумная душа есть осуществление тела, потому что, действуя внутри по отношению к телу, она может быть названа осуществлением и формой тела» (там же, с. 18-19).Таким образом, субъект, переживая происходящие события, проживает их настолько ярко, что как бы невольно становится их участником и даже их хозяином, распоряжаясь ими в идеальном плане. Пропуская через себя происходящее, он как бы исходит из ситуации, которую вообразил,

153

представил, прожил. Став активным участником ситуации, войдя в соответствующую желанномуОбразуроль, он способен достичь нужный ему результат, добиться, казалось бы, невозможного. Выделять отдельно виртуальность молодежи в данном случае мы не сочти возможным.

Особенностью же виртуального общения посредством компьютерных средств является то, что характер используемых средств такого «общения» сильно меняется из-за отсутствия непосредственного контакта между людьми. В итоге стремление субъекта выразить себя и свои чувства, поделившись ими с собеседником, постепенно заменяется его потребностью сообщитьинформацию в краткой форме, что сильно сужает репертуар применяемых им для этого средств, значительно ограничивая тем самым развитие его возможностей.

Чтобы лучше понять и оценить различия между этими видами виртуальности, рассмотрим особенности межличностногообщения, которое, можно сказать, потенциально содержит в себе оба вида виртуальности.

Общение как процесс взаимодействия.

В традиционном смысле слова общениепонимается как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми» (6, с.345), что, на наш взгляд, является очень важным.

Такое понимание общения позволяет рассматривать его как одну из форм взаимоотношений между людьми Достоинством этого общенияявляется то, что человек в нем может проявлять себя как целостная личность, направляя свою активность на избранный вид взаимодействия, являющийся его целью. Характер же взаимодействия, определяемый поставленной им целью и имеющимися возможностями, позволяет ему менять в нужное время, характер активности и, соответственно, вид общения.

Субъект как целостнаясаморазвивающаяся система.

Человек - это целостная, развивающаяся система, развитие которой происходит при постоянном взаимодействии его с окружающей средой (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Э. В. Ильенков и др.).В связи с двойственностью того мира, в котором живет человек (М. М. Бахтин, В.С. Библер, Ю. М. Лотман и др.), любую его акцию, включающую разные виды деятельности и общения следует рассматривать, как двояко детерминированную, то есть, как включающую в себя, как минимум, две побудительные силы, две составляющие: личностно-смысловую и операционально-

техническую(Овчинникова, 2013). Тогда любую активность субъекта можно рассмотреть как равнодействующую двух факторов, привзаимодействии которых происходит обновление имеющихся знаний и отношений. Общениеже в этом случае играет особую роль в развитии сознания, удовлетворяя потребность каждого собеседника в понимании, про-никновенияв смысл сказанного другим, - с одной стороны, - и в обновлении отношений к своим представлениям и к самому себе и своим возможностям, - с другой.

По справедливому замечанию В.С. Библера, «именно (и только) в сознании бытие не совпадает с самим собой, отличается от себя самого насущно себе самому. Сознание есть (по логике Бахтина) бытие как событие, как ДИАЛОГ" (Библер, 1991, с126). В этом, диалогическом по своей природе, взаимодействии личностно-смысловой и операционально-технической сфер сознания и состоит феномен развития субъекта.

Диалогическое общение, согласно концепции В.С. Библера, предполагает расщепление логического движения на две антиномические ветви: на рассудочную логику и логику интуиции, что, на наш взгляд, можно рассмотреть, как диалог сознания и латентного бессознательного. (В данном случае имеется в виду широкое понимание введенного З. Фрейдом понятия бессознательного, без выделения в нем различных его гра-

ней.)..Если логика интуиции, по аналогии с бессознательным, предполагает аналитическое движение от общего, еще не определенного, к частному, более определенному и конкретному, то логика рационально-рассудочной сферы, имея обычно дело с предметами вещногомира, направлена на конструирование и синтезцелого из частей.

В первом случае, где поведение детерминировано целью, имеет место логика целе-полагания, ориентированная на будущее; во втором же случае, где рассматриваются лишь причиныпроисходящего, т. е. прошлое, уже прошедшее, - логика причинно-следственных отношений.

Развитие психики субъекта происходит в процессе постоянного взаимодействи-явыделенных сфер сознания. При этом одна из них является обычно доминирующей, на которой субъект акцентирует свои усилия,что определяет характер и направленность осуществляемой им деятельности. (Овчинникова, 2013. с. 64-65).

Процесс достаточно хорошо выраженной, почти равномернойактивации двух указанных составляющих является одним из благоприятных условийтворческого развития, которое состоит как бы в деятельном проживаниицелостного цикла осуществляемой деятельности. При этом существенным является то, что обе составляющие, активированные в этом случае примерно в равной степени, обладают способностью ,одновременно изменять себя и окружающий мир, как бы переключаясь с одного на другое (там же, 2013).В этом случае "...сама жизнь, сам образ жизни человека оказывается предметом его собственной деятельности, воли, сознания, внимания. Это - способность выйти за свои собственные пределы в своей деятельности" (Библер, 1993, с.49) При этом субъект развивается в процессе достижения личностно-значимыхцелей, корректируемых принятыми в окружающем социуме нормами, реализуя себя как целостная личность. Этому способствует также возможность и способность выделенных сфер сознания оборачиваться, даже меняясь местами, например, в роли цели и средства, при изменении акцента в выполняемой деятельности.

Эти сферы сознания, тесно связаны между собой, представляя единое целое: постоянное их взаимодействия постепенно укрепляет образующиеся между ними связи, характеризующие определённый тип виртуальной активности, способный к изменени-ям.Такимобразом,для одного вида виртуальногообщения характерно проникновение в суть, проживаниесути происходящего, что и связывает обе выделенные сферы сознания между собой. Для другого же вида виртуальногообщениясмысловая сфера сознания осуществляет лишь своего рода наблюдение и,- иногда ,- контроль за выполнением функциональных и привычных действий.

В зависимости от сложившихся условий и имеющихся потребностей у людей складывается тот или иной тип виртуальной активности.

В случае явного доминированияоперационально-технической сферы сознания (деятельности), что характерно для виртуальной работы с электронными приборами, избранные средства работы, направленные на известный заранее результат, как бы перекрывают возможности смысловойсферы сознания (деятельности) в силу ееневостребо-ванности.

В случае же явно выраженного доминирования личностно-смысловой сферы сознания, направленной на поисксамостоятельно поставленной желаннойцели, каждый шаг приближения к ней проживаетсякак достижение, вызывающее яркие позитивные эмоции. Причем, наиболее яркими, как правило, являются цели, представленные в идеальном плане. (Подобная картина имеет место, видимо, потому что наиболее ценными достижениями в жизни человека, - с которыми он, можно сказать, не расстается, - являются желания субъекта стать другим, добиться чего-то желанного в жизни, чувствовать себя нужным другим людям и пр.)

При этом возможно, вообразив желанное, войти в Образ, прожить его, сколь нужно долго, в соответствующей ему Роли Путь этот явно противоположен тому, который

субъект использует (проходит) в случае виртуальногообщения с компьютерной (электронной) техникой.

Сказанное выше позволяет лучше понять и сделать выводы не только о пользе виртуальной психологии (Н. А. Носов и др.), позволяющей вести виртуальное (личностное) общение, способствующее развитию психики (и личности) субъекта, но также лучше понять, в чем состоит недостаток и вред виртуального общения с помощью электронной техники, когда она становится целью, а не средством деятельности. Об этом виде виртуального общении можно сказать, что оно, способствуя более удобному достижению нужного результата (скорость в разных ее смыслах, удобство и пр.), как бы ограничивает возможности развитияпсихических свойств и функций субъекта.

Литература

1. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры. На путях к гуманитарному разуму.М.:Прогресс :Гнозис, 1991.

2. Библер В.С. Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово: Алеф, 1993. 416 с.

3. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Собр. соч. М.: Педагогика, 1982.Т.1. С. 132-148.

4. Выготский Л. С. Проблема сознания // Собр. соч. Т. 1. С. 156-167.

5. Носов Н. А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. 432 с.

6. Общение // Большой психологический словарь. М., 2002. С. 345-346.

7. Овчинникова Т Н. Развивающийся человек в меняющемся мире // Психотерапия. 2013. № 4. С. 63-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.