Научная статья на тему '"информационная культура" и "психологическая виртуальная реальность" как категории информационной концепции виртуальной реальности'

"информационная культура" и "психологическая виртуальная реальность" как категории информационной концепции виртуальной реальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC
184
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и культура
ВАК
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ВИРТУАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВИРТУАЛ ПСИХИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Афанасьев Сергей Владимирович, Хлап Анна Александровна

В данной статье предпринята попытка обоснования возможности разработки категорий «информационная культура» и «психологическая виртуальная реальность» в рамках информационной концепции виртуальной реальности. В работе используются результаты ранее проведенных авторами исследований, опубликованных в журналах NOTEBENE. Особое внимание авторы уделяют критическому анализу определения понятия «психологическая виртуальная реальность», которое широко используется в современной философской и психологической литературе. Данный аспект исследования позволяет выйти на анализ проблемы трансформации сознания как родового качества человека в условиях развития информационной культуры. Основу методологии информационной концепции виртуальной реальности составляет информационный подход и диалектический метод. В данном исследовании применяются также методы анализа, сравнения и обобщения. Проведенное исследование показало, что разработка категорий информационная культура» и «психологическая виртуальная реальность» в рамках информационной концепции виртуальной реальности возможна, т.к. феномены, определяемые данными категориями, имеют информационную сущность. Изучение сознания как формы бытия информационной культуры в рамках информационной концепции виртуальной реальности позволит выйти на проблемы трансформации его как одного из основных родовых качеств человека в условиях развития современного социокультурного пространства виртуально-информационной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"информационная культура" и "психологическая виртуальная реальность" как категории информационной концепции виртуальной реальности»

«Информационная культура» и «психологическая виртуальная реальность» как категории информационной концепции виртуальной реальности

Грязнова Елена Владимировна

доктор философских наук заведующий кафедрой философии и теологии, профессор 603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

И egik37@yandex.ru

Афанасьев Сергей Владимирович

врач психиатр-нарколог, Государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканский наркологический диспансер" Министерства здравоохранения Республики Татарстан, аспирант кафедры философии и теологии М1ининского университета (Нижегородский педагогический университет им. К.

Минина)

420082, Россия, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Сеченова, 6

И egik37@yandex.ru

Хлап Анна Александровна

аспирант, кафедра философии и теологии, Нижегородский государственный педагогический университет

им. К. Минина

603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1 И magistrant18@yandex.ru

Статья из рубрики "Виртуальная реальность"

Аннотация.

В данной статье предпринята попытка обоснования возможности разработки категорий «информационная культура» и «психологическая виртуальная реальность» в рамках информационной концепции виртуальной реальности. В работе используются результаты ранее проведенных авторами исследований, опубликованных в журналах NOTEBENE. Особое внимание авторы уделяют критическому анализу определения понятия «психологическая виртуальная реальность», которое широко используется в современной философской и психологической литературе. Данный аспект исследования позволяет выйти на анализ проблемы трансформации сознания как родового качества человека в условиях развития информационной культуры. Основу методологии информационной концепции виртуальной реальности составляет информационный подход и диалектический метод. В данном исследовании применяются также методы анализа, сравнения и обобщения. Проведенное исследование показало, что разработка категорий информационная культура» и «психологическая виртуальная реальность» в рамках информационной концепции виртуальной реальности возможна, т.к. феномены, определяемые данными категориями, имеют информационную сущность. Изучение сознания как формы бытия информационной культуры в рамках информационной концепции виртуальной реальности позволит выйти на проблемы трансформации его как одного из основных родовых качеств человека в условиях развития современного социокультурного пространства виртуально-информационной реальности.

Ключевые слова: виртуальная реальность,

психологическая виртуальная реальность, сознание, информация, виртуация, виртуально-информационная культура личности, информационный виртуал психики

DOI:

10.25136/2409-8744.2018.6.27906

Дата направления в редакцию:

17-11-2018

Дата рецензирования:

04-11-2018

1. Основные положения информационной концепции виртуальной реальности

Для обоснования правомерности утверждения того, что категории «виртуальная реальность» и «информационная культура» могут разрабатываться в рамках информационной концепции виртуальной реальности, необходимо представить основные положения этой концепции, изложенные нами в публикациях [11-13]:

1. Информация, будучи атрибутом материи, создает особый вид реальности, которая существует как вещество и энергия не только в процессе взаимодействия, но и вне его. Информация вне взаимодействия (неотраженное разнообразие) бытийствует виртуально, т.е. в закодированном виде, когда ее содержание скрыто и недоступно. Это справедливо для всех ее видов (абиотической, биотической, психической, технической и социальной).

2. Принципиальное отличие способов существования трех составляющих мироздания заключается в том, что энергия символизирует потенцию реализации, а затем и саму реализацию нечто во времени; вещество - возможность оформления и само оформление нечто в пространстве; информация указывает на виртуальное существование свойств, необходимых для актуализации, как потенции, так и возможности.

3. Если рассматривать информацию относительно способа существования, то в качестве ее полярности можно предложить термин «виртуация». При этом виртуация - это составляющая Универсума, которая существует пассивно, вне взаимодействия в скрытом, закодированном виде, т.е. представляет собой неопределенность, отсутствие информационного отражения, а, следовательно, неотраженное разнообразие. Информация же, напротив - составляющая, которая существует активно, лишь во взаимодействии и поэтому является снятой, уничтоженной неопределенностью (К. Шеннон), разнообразием (У. Эшби), отраженным разнообразием (А.Д. Урсул).

4. Опираясь на положения принципа диалектической поляризации, введем понятие «виртуально-информационная реальность», которое формируется как из виртуации, так и информации как полярных категорий. Виртуально-информационная реальность - это

информационная культура, информационная концепция, реальность, информационная

взаимосвязь существования разнообразия в активном (информация) и пассивном (виртуация) состоянии.

2. Информационная культура как информационный феномен

Анализ подходов к определению понятия и сущности информационной культуры показывает, что единого мнения по данному вопросу среди ученых пока не существует. Этот вопрос изучается в различных областях научного знания: философии, социологии,

информационной культурологии, педагогике, информатике и др. 2 6 8 14, 19, 23, 28, 33].

Исследование понятия и сущности информационной культуры было проведено нами в ряде публикаций [3,4]. Кратко изложим полученные результаты:

1 . Информационная культура - это подсистема культуры, формируемая на основе социальной информации.

2 . Эта подсистема культуры определяет качество информационного состояния цивилизации, общества и личности.

3. Ее типы определяются видом социального субъекта и его структурой.

4 . Субстратами информационной культуры являются информационные составляющие цивилизации, общества и человека, обеспечивающие ее соответствующими атрибутами и модусами.

5. Результаты проведенного нами типологического и генетического анализов сущности и природы информационной культуры показали:

- ее природа триедина. Она берет начало в развитии информационного субстрата цивилизации, общества и человека;

- она есть цель, условия и результат информационной деятельности социального с убъе кта ;

- существуя с момента появления человека, данный вид культуры создает информационную реальность, на основе которой развивается сфера общественной жизни - инфосфера.

3. Правомерность разработки категории «информационная культура» в рамках информационной концепции виртуальной реальности

Для обоснования правомерности разработки категории «информационная культура» в рамках информационной концепции виртуальной реальности необходимо показать, что основной ее концепт «виртуально-информационная реальность» может быть использован для раскрытия основных форм бытия информационной культуры.

В рамках данной статьи мы не сможем раскрыть все аспекты смыслового пересечения категорий «виртуальная реальность» и «информационная культура». Это станет предметом наших дальнейших исследований. Здесь же сделаем акцент на обосновании правомерности применения этих категорий в рамках одной концепции как психологических феноменов, позволяющий выйти на изучение такой формы бытия информационной культуры как сознание.

Как известно, в самом общем виде психика определяется как свойство высокоорганизованной материи, возникающей на определенной стадии развития жизни.

Она оказывается неким промежуточным звеном между биотическим и социальным способами бытия человека. В.Н. Дружинин считает, что психика может быть не только бездонной, но и способной к самодвижению и собственной активности. Она порождает бесконечное множество субъективных миров, не сводимых к внешнему миру и порой вообще не проявляющихся во внешней активности. «Более того, потенциальное множество личностных свойств и состояний психики значительно шире, чем те свойства,

которые человек реализует в повседневном поведении» ———Вероятно, это положение и послужило для Н.А. Носова I"30! и его последователей поводом для обозначения множества субъективных реальностей понятием «психологическая виртуальная реальность». Так, например, Н.И. Иконникова пишет: «Виртуальная реальность является результатом взаимодействия «Я» человека с событиями, явлениями, вещами, существующими в книгах, произведениях искусства, исторической литературе, компьютерных играх. Другими словами, виртуальная реальность - это кажущаяся, «иная» реальность, которую человек воспринимает как подлинную и важную для него, поскольку принимает в ней активное участие, но не как физическое лицо, а

как психическое» [21, с-133"1. Как видно, здесь имеет место явное отождествление понятий субъективная и виртуальная реальности, когда последнее не обладает самостоятельным значением.

Следует признать, что в психике и ее компонентах информационная составляющая предстает в качестве доминирующего состояния, что и наделяет ее способностью к обмену информацией со всеми уровнями Универсума. Для определения информационных состояний психики наиболее удачным оказывается полярность: актуальное (активное) и виртуальное (пассивное) состояния психики.

Опираясь на информационный подход и информационную концепцию виртуальной

реальности ———54-74], можно обозначить «потенциальное множество личностных свойств и состояний психики», выделяемых В.Н. Дружининым, как психический информационный виртул.

Как известно, такие явления человеческой психики, как сознание, подсознание и бессознательное, являются механизмами хранения и обработки соответствующих видов информации. Это значит, что не только внешний мир воздействует информационно на психическое, но и психическая информация способна оказывать влияние на внешний мир, участвуя в информационных процессах.

Определяя психическое, субъективное, идеальное как виды информации, можно соотнести их с понятием виртуального. Один из многочисленных смыслов термина «виртуальное» - это динамизм идеи (Демокрит, Аристотель, Платон), который получил свое развитие в средние века (Фома Аквинский, Д. Скотт, Николай Кузанский), а затем использовался и в Новое время (Г.Ф.В. Гегель, Ч. Пирс, Э. Бехер) как способ

существования идеи

В ХХ веке, особенно в России, идеальное приобретает достаточно широкий спектр значений. Например, как вид объективной реальности оно было представлено в работах А.Ф. Лосева и М.А. Лившица. В частности, М.А. Лившиц определяет идеальное как объективный эталон, образец

Поиск природы идеального в рамках концепции субъективной реальности приводит Д.И. Дубровского к отождествлению идеального исключительно с планом субъективных переживаний человека Для Э.В. Ильенкова идеальное это не только субъективное

или логическое, но и объективное, социальное. С его точки зрения идеальное - это объективированные мыслительные формы I22!.

Итак, идеальное интерпретируется и как субъективное, и как объективное, и как социальное, что оказывается практически полной аналогией современной интерпретации виртуального. В самом общем виде виртуальной реальностью во всех этих случаях признаются психологические феномены: сознание или его измененные состояния, самосознание, подсознание, или бессознательное, причем происходит явный подмен понятий. Особенно четко это выражается в определениях виртуальной реальности в современных энциклопедиях и словарях. Например, В. П. Руднев пишет: «В широком смысле Виртуальная реальность - это любые измененные состояния сознания: психотический или шизофренический паранойяльный бред (см. психоз, шизофрения, сновидение), наркотическое или алкогольное опьянение, гипнотическое состояние, изменение восприятия мира под действием наркоза. Виртуальная реальность возникают также у пилотов на сверхзвуковой скорости, у заключенных, подводников, у людей, испытывающих стресс (например, во время авиа - или автокатастрофы), у клаустрофобов (ср. трансперсональная психология), практически у всех, кто каким-то образом насильно

ограничен в пространстве на достаточно длительное время» [34, Сш 124"". Или, например, переименование сновидений, галлюцинаций в виртуальную реальность в работе Т.Н. Березиной

Но что прибавилось в разъяснении всех этих психологических явлений при использовании понятия виртуальность? Ровным счетом ничего. Более того, сущность последней оказалась не только нераскрыта, а, скорее, наоборот - еще глубже запрятана.

В качестве сравнения, можно привести пример того, как одни и те же явления описываются с помощью понятия «виртуальная реальность», причем последняя интерпретируется не как особый способ существования информационной реальности, а как реальность-посредник: «... как психическое явление, виртуальная реальность оказывает влияние на работу всего организма. Например, под ее воздействием могут

изменяться давление, сердечный ритм и потоотделение, напрягаются мышцы» [21, С-133"". Сравним: «Явление субъективной реальности способно выступать причиной телесных

изменений в качестве информационной причины» [18, Сш 253"1. После сопоставления выше приведенных примеров, становится очевидным, что для многих виртуалистов понятия «субъективная реальность» и «виртуальная реальность» суть одно и тоже, а причина подобного отождествления кроется в отсутствии анализа соотношений таких понятий как информация, идеальное и виртуальное.

Объяснить необходимость введения такого терминологического новшества как понятие «психологическая виртуальная реальность» в психологию пытается и С.С. Хоружий, определяя психологическую виртуальную реальность как: «. особого рода образ реальности, тем или другим путем формируемый в сознании: в отличие от обычных образов, продуктов сознания и воображения, он выступает как действительная среда определенной деятельности человека. Иными словами, человек воспринимает себя как пребывающий в данной реальности, и как таковой действует - так, что эта реальность обладает характеристиками обычной эмпирической реальности, однако, разумеется, лишена части ее основных предикатов» [37, С-54"". Предлагаемый признак различия виртуальных событий от реальных и идеальных кажется нам также непродуктивным. Действительно, любой идеальный образ объекта - это только образ этого объекта, а не

сам объект. В сознании, как известно, других объектов не существует. Поэтому они всегда являются идеальной копией материального объекта, а значит, ущербны, т.е. не обладают свойствами оригинала. По каким же критериям следует разделять воображения, представления, фантазии и т.д. от виртуальной реальности? Разве фантазируя, человек мысленно не представляет себя и свое окружение как нечто объективное, проигрывая в уме ту или иную жизненную ситуацию?

Отождествление идеального и виртуального произошло и в работе С.И. Орехова, считающего, что виртуальная реальность является формой объективированного

существования -ОН. Данная концепция полностью совпадает с понятием идеального у Э.В. Ильенкова. Естественно, что анализ идеального тесно связан с проблемами сознания и поэтому замена идеального на виртуальное приводит к пересмотру и сущности сознания. Так, Н.Л. Сергиенко обосновывает гипотезу о том, что сознание

виртуально по своей природе I36}, т.е. оно уже не идеально! Результатом подобного повсеместного переименования идеального в виртуальное оказывается исключение его из списка философских категорий, что наглядно демонстрируется в Новой философской

энциклопедии I29!, где есть статьи «Виртуальность» и «Виртуальная реальность», но нет статьи об идеальном.

Дело в том, что к подобным выводам авторы психологических концепций виртуальной реальности приходят, сопоставляя всего лишь два вида реальностей: компьютерную виртуальную реальность и психологическую. Причем обобщения производятся на одном единственном сходстве этих реальностей: и та и другая являются вымыслом человека с той лишь разницей, что одна из них реализуется с помощью психики своего создателя, а другая с помощью технических приспособлений. Стоит только применить подобные дефиниции к виртуальным частицам, как становится очевидным, что сущность виртуальной реальности не в мнимости, не в иллюзорности, не в воображении, не в «как бы» объективности, а в объективности на самом деле. Да и само отождествление виртуальной реальности с шизофреническими состояниями психики исключает из списка компьютерную виртуальную реальность, т.к. для того чтобы попасть в мир кибернетического пространства совсем необязательно иметь отклонения в психике, достаточно иметь специальное оборудование. К примеру, в современных работах все чаще исследователи начинают обращаться к категории «субъективная реальность», а не «виртуальная реальность» при изучении психологической зависимости от компьютерных игр и коммуникации [9,10].

Это говорит о том, что в психологической науке имеется категориальный аппарат, позволяющий описывать и изучать явления новых видов психологической зависимости. Остается только категорию «психологическая виртуальная реальность» наполнить самостоятельным содержанием.

Мы полагаем, что идеальное и виртуальное являются различными способами существования информации. Первое на что следует обратить внимание это то, что гипотезы об идеальности и виртуальности сознания содержат в себе идею репрезентации, являющуюся одной из составляющих гегелевского триединства в понимании идеальности. Этот факт отражен практически во всех публикациях по проблеме идеального и виртуального. Например, в подходе к идеальному М.А. Лившица «совершенный предмет» наделяется способностью потенциальной репрезентации для других однородных предметов в отношении субъекта. В концепции Э.В. Ильенкова идеальное предстает как триединство репрезентации, распредмечивания и опредмечивания, как «... соотношение между материальными объектами, внутри которого

один материальный объект, оставаясь самим собой, выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее - всеобщей природы этого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его изменениях...» [22, c-131l. Д.В. Пивоваров также соотносит идеальное с репрезентацией: «идеальное - отражение субъектом объекта через репрезентант» [32, c-12°l.

Как видим, речь идет о репрезентации, которая по определению является информационным процессом. Но признать идеальное видом информации ученые долгое время отказывались, опасаясь кибернетизации философии (Э.В. Ильенков).

Тем не менее, при описании виртуальных явлений, исследователи неминуемо обращаются к понятию репрезентация. Подходя к виртуальной реальности онтологически, С.И. Орехов приходит к выводу, что в качестве механизма ее формирования выступает взаимодействие субстанциональной и акцидентальной

реальностей на основе процессов положенности и репрезентации l^ü. Чем не гегелевское «ideelle» или «идеальный репрезентант» Д.В. Пивоварова? При описании процессов виртуализации Д.В. Иванов считает, что сущностный принцип логики виртуализации - замещение реальных вещей и поступков образами - симуляциями -12011.

Как известно, для обозначения процесса замещения реального симуляциями и используется термин «репрезентация». Репрезентация - это представление одного в другом и посредством другого, которое возникает в силу отсутствия (в момент

репрезентирования) объекта, который она репрезентирует [24, c-88°l. и снова можно наблюдать переназывание идеального в виртуальное, но уже с помощью обнаружения у этих феноменов одинаковых репрезентативных свойств.

С развитием современных информационных технологий, исследователи проблемы идеального начинают открыто обращаться к теории информации. В наиболее явном виде информационный подход к проблеме идеального просматривается у Д.И. Дубровского

Для него идеальное выступает одним из многочисленных видов информации -психической. На «закате» дискуссий по проблеме идеального в нашей стране, появилось много работ, отстаивающих необходимость ее обсуждения в рамках информационного подхода. Например, А.В. Булыгин считает, что при информационном подходе к решению проблем идеального понятие «информация» позволяет связать философские

исследования сущности идеального с конкретно-научным изучением сознания [7, c-50~521. К аналогичным выводам по поводу правомерности интерпретации категории идеального через понятие информации приходит и В.Н. Сагатовский [351. Все настойчивей ученые говорят об информационной природе сознания 1271

В рамках информационной концепции виртуальной реальности мы определяем идеальное как информацию, ставшую достоянием психики (сознание), преобразованной в знание, тогда как виртуальное всегда определяется как скрытая, готовая к актуализации информация. Идеальное, социальное, психическое, символическое, знаковое - все это информационные состояния материального мира. Сознание, оказываясь информационным по природе, выступает в роли некоторого инструмента, помогающего человеку работать с информацией различных свойств: извлекать ее из глубин подсознания и бессознательного, из внешнего мира и т.д. Содержание сознания - это совокупность генетической и когнитивной информации, представляющей собой генетические и социальные программы жизнедеятельности, поведения, адаптации, развития и т.д.

Идеальная реальность - это вид информационной реальности, разворачивающейся на базе психики, точнее, ее составляющей - сознания, когда информация предстает как социально-психический феномен, знание. Виртуальная же реальность в этом случае -это вся совокупность информации, не доступной сознанию - это и информационные процессы абиотического уровня (информационное взаимодействие микрочастиц нашего тела с внутренним и внешним окружением), и информационные процессы биотического характера (информационные взаимодействия на клеточном уровне), это и многие психические информационные взаимодействия (подсознание, бессознательное), которые и превращаются в идеальное, в высшую форму информации только после девиртуализации.

Информационная концепция виртуальной реальности позволяет определить понятие «виртуал» как уровень количества и качества запасенной информации. Применительно к психической виртуально-информационной реальности это понятие может обозначать информационный виртуал психики, который она использует при реализации информационных процессов. Понятия «информационный потенциал» или «информационная возможность» также используются в литературе, однако термин «виртуал» оказывается наиболее специфичным и точным в данном случае.

Итак, психическая виртуальная реальность - это особый способ существования психической информации. Виртуация (неотраженное разнообразие) психики -нейродинамический код, который пассивен вне взаимодействия и актуализируясь, превращается в информацию (отраженное разнообразие), создавая информационную реальность. Диалектическое единство этих двух составляющих образуют психическую виртуально-информационную реальность. Как информационный феномен виртуально-информационная реальность обнаруживается не только на уровне психического, но и на всех других уровнях Универсума (абиотическом, биотическом, техническом и социальном).

Разрабатывая типологию информационной культуры [3], мы выявили, что одним из оснований ее типологизации может выступать социальный субъект, что позволяет детализировать, структурировать информационную культуру личности, группы людей, общества. Это, в свою очередь, дает возможность рассмотреть информационную культуру личности на основе антропономических родовых качеств человека: сознание, язык, деятельность и общение. Рассматривая сознание как информационный феномен психики можно выстроить следующую систему для анализа: информационная культура личности -сознание - психологическая виртуально-информационная реальность.

Проведенное исследование показало, что разработка категорий «информационная культура» и «психологическая виртуальная реальность» в рамках информационной концепции виртуальной реальности возможна, т.к. оба феномена имеют информационную сущность. Категория психологическая виртуально-информационная реальность раскрывает индивидуальное и общественное сознание как формы бытия информационной культуры на основе диалектического единства идеального и виртуального. Информационная культура, имея видовое разнообразие на уровне психологического взаимодействия универсума, проявляет себя как информационная составляющая основных родовых качеств человека: сознания, языка, деятельности и общения. В таком аспекте она может применяться для анализа трансформаций (положительных и отрицательных) этих качеств в условиях социокультурного пространства современного общества.

Библиография

1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации/ Р.Ф. Абдеев.-М.: Владос, 1994.-336 с.

2. Александрова, Л. Д. Культура виртуальной коммуникации: автореф. дисс.канд. филос. наук: 09.00.13 / Л.Д. Александрова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2009. - 27 с.

3. Афанасьев С.В. Информационная культура: типологический анализ // Философская мысль. - 2018.-№ 1.-С.59-70. DOI: 10.7256/2409-8728.2018.1.21885. URL: https://e-notabene.ru/fr/article_21885.html

4. Афанасьев С.В. Информационный субстрат информационной культуры: субстратно-атрибутивная модель. // Философия и культура. — 2018.-№ 1.-С.71-88. DOI: 10.7256/2454-0757.2018.1.23916. URL: https://e-notabene.ru/pfk/article_23916.html

5. Березина, Т.Н. Может ли психическая активность изменять физическую реальность? /Т.Н. Березина // Парапсихология и психофизика. - 1999. - № 1. - С. 125 - 141.

6. Бондаренко, С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ = Social structure virtual network communities / С. В. Бондаренко ; Рост. гос. ун-т.-Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2004 (ЗАО Книга).-319 с.

7. Булыгин, А.В. К истокам идеального (естественно-научный анализ проблемы) /А.В. Булыгин. - Л., 1988. - 150 c.

8. Головань, С. А. Трансформация воспитания в пространстве современной информационной культуры: автореф. дисс.канд. филос. наук: 09.00.13 /С.А. Головань. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. - 25 с.

9. Гришина, А.В. Структура субъектности подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / А. В. Гришина, Е. В. Волкова //Вестник Мининского университета.-Том 6, № 1 (2018): https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-14

10. Гришина, А.В. Увлеченность компьютерными играми как предиктор подросткового буллинга / А. В. Гришина, Е. Н. Волкова //Вестник Мининского университета.-№ 4 (2017): https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Грязнова Е.В. Философский анализ концепций виртуальной реальности // Философская мысль. — 2013. - № 4. - С.53-82. DOI: 10.7256/2306-0174.2013.4.278. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_278.html

12. Грязнова, Е.В. Виртуально-информационная реальность в системе «Человек-Универсум» /Е.В. Грязнова. - Монография. - Н. Новгород: ННГУ, 2006. 256 с.

13. Грязнова, Е.В. Информация и виртуальная реальность: концептуальные основания / Е. В. Грязнова, А. Д. Урсул.-Нижний Новгород: ННГАСУ. 2012. 186 с.

14. Даниленко, Л.В. «Культура информационных технологий в маркетинге : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.-Краснодар, 2002.-182 с.

15. Дружинин, В.Н. Структура и логика психологического исследования /В.Н. Дружинин. - М., 1994. 163 с.

16. Дубровский, Д.И. Новое открытие сознания? Д.И. Дубровский // Вопросы философии. - 2003. - № 7. - С. 92 - 112.

17. Дубровский, Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность/Д.И. Дубровский. - М: Канон + . - 2002. - 368 с.

18. Дубровский, Д.И. Субъективная реальность и мозг /Д.И. Дубровский // Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступлений IV Российского философского конгресса. В 5 т. Т.1. - М., 2005. - С. 250-265.

19. Елинер, И.Г. Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе: дисс.... д-ра культурологии : 24.00.01.-Санкт-Петербург, 2010.-311 с.

20. Иванов, Д.В. Виртуализация общества /Д.В. Иванов. - СПб., 2000. - 185 с.

21. Иконникова, Н.И. К проблеме взаимодетерминации способов бытия человека /И.Н. Иконникова// Философские науки. - 2003. - № 8. - С. 130-140.

22. Ильенков, Э. В. Проблема идеала в философии: Гегель и герменевтика / Э. В. Ильенков.-Москва : URSS : Книжный дом "ЛИБРОКОМ", cop. 2011. - 138 с.

23. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы/В.Л. Иноземцев.-М.: Логос, 2000.-330 с.

24. История философии: Энциклопедия. - Мн., 2002 - 1020 с.

25. Колин, К.К. Информация и культура. Введение в информационную культурологию /К.К. Колин, А.Д. Урсул. - М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. - 300 с.

26. Лившиц, М.А. Об идеальном и реальном /М.А. Лившиц // Вопросы философии. -1984. - № 10. - С. 120 - 145.

27. Меркулов, И.П. Информационная природа сознания И.П. Меркулов// Полигнозис. -

2000. - № 4. - С. 19 -32.

28. Нигматуллина, Г. Ф. Культура российских интернет-сообществ в условиях становления информационного общества : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.06.-Тюмень, 2011.-22 с.

29. Новая философская энциклопедия : В 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; Науч.-ред. совет.: В.С. Степин [и др.].-М. : Мысль, Т2: Е-М.-

2001. - 634 с.

30. Носов, Н.А. Психологические виртуальные реальности / Носов Н. А.-М. : Б. и., 1994. 195 с.

31. Орехов, С.И. Виртуальная реальность: исследование онтологических и коммуникационных основ: Автореф. дисс...докт. филос. наук: 09.00.01. - Омск, 2002. - 45 с.

32. Пивоваров, Д.В. Проблема носителя идеального образа. Операциональный аспект /Д.В. Пивоваров. - Свердловск, 1986. 150 с.

33. Ракитов, А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях /А.И. Ракитов.-М., 1998.-104 с.

34. Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. - М., 1997. - 384 с.

35. Сагатовский, В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: в 3 ч. Ч.2. / В.Н. Сагатовский. - Спб., 1999. - 234 с.

36. Сергиенко, Н.Л. Сознание и культура: анализ смысловой организации: Автореф. дисс.докт. филос. наук: 24.00.01. - Краснодар, 2002. - 43 с.

37. Хоружий, С.С. род или недород? Заметки к онтологии виртуальности / С.С. Хоружий// Вопросы философии. - 1997. - № 6. - С. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.