Научная статья на тему 'Виртуальная звуковая агрессия и психическое здоровье человека'

Виртуальная звуковая агрессия и психическое здоровье человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
553
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОНАРКОТИКИ / КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЧЕЛОВЕК / HUMAN BEING / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / MENTAL DISORDERS / AUDIO DRUGS / CLIP MIND

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреев Игорь Леонидович, Есаков Валерий Анатольевич, Качаева Маргарита Александровна, Назарова Лионелла Николаевна

В 2006 году в Интернете появились нехимические, акустические, музыкальные, виртуальные средства целенаправленного достижения желанного изменённого состояния сознания так называемые аудионаркотики. Благодаря сетевой рекламе, они быстро получили довольно широкое распространение среди жаждущих острых ощущений молодых людей. Такое мощное, направленное влияние специально оформленного и сфокусированного звука на мозг и психику юных слушателей, у которых ещё не завершилось формирование прочных стенок черепа и не сложилось адекватное представление о мире и о своём месте в нём, стало новым явлением и вызовом для акустической науки, неврологии и отоларингологии, как и для философов и социологов, медиков и психиатров, педагогов и правоведов, музыкантов и музыковедов такой бурный всплеск интереса к опасному для здоровья, но модному в молодёжной среде развлечению. Очевидно, что столь специфический комплексный биопсихосоциальный феномен требует междисциплинарного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андреев Игорь Леонидович, Есаков Валерий Анатольевич, Качаева Маргарита Александровна, Назарова Лионелла Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL SOUND AGGRESSION AND MENTAL HEALTH

Among the means to achieve the desired targeted altered state of consciousness in 2006 appeared on the internet non-chemical, acoustic, music, so-called virtual audio drugs. Due to network advertising, they quickly got quite widespread among thrill-hungry young people. New acoustic science, neurology and the otolaryngology had such a powerful impact directed specially drawn up and of the focused sound on the brain and psyche young listeners, who have not yet completed the formation of solid walls of the skull and has not developed an adequate view about the world and their place in it. Philosophers and sociologists, physicians and psychiatrists, teachers and lawyers, musicians and musicologists a stormy surge of interest in hazardous, but fashionable in the youth environment amusement of literally caught unawares. Shortly was revealed that such a specific comprehensive biopsychosocial phenomenon of requires an interdisciplinary research.

Текст научной работы на тему «Виртуальная звуковая агрессия и психическое здоровье человека»

^ Образование в сфере культуры

4. Tsarevskaya I. V., Zhuravleva N. S. Proektnaya rabota kak metod formirovania professionalnoy kompetentsii studenta neyazikovogo vuza [Project work as the method of forming professional competence of the student of a non-linguistic institution of higher education]. Gumanitarnye i sotsialno-ekonomicheskie nauki [Humanitarian and socio-economic sciences], 2013, No. 7.

5. Soprantsova Y. S. Genderny podkhod v praktike obucheniya nemetskomu yaziku starshikh shkolnikov (iz lichnogo opyta) [Gender approach in teaching German language to high school students (based on personal experience)]. "Naukovedenie" ["Science of science"], 2013, No. 3 (16). URL: http://naukovedenie.ru/?p=issue-3-13-RGSU

вВиртуальная звуковая агрессия

и психическое здоровье человека

УДК 008:178.8+613.8

И. Л. Андреев1, В. А. Есаков2, М. А. Качаева3, Л. Н. Назарова4

!Институт философии Российской академии наук 2Московский государственный университет культуры и искусств

Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (ГНЦССП) Минздрава России

4Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова (Первый МГМУ) Минздрава России

В 2006 году в Интернете появились нехимические, акустические, музыкальные, виртуальные средства целенаправленного достижения желанного изменённого состояния сознания — так называемые аудионаркотики. Благодаря сетевой рекламе, они быстро получили довольно широкое распространение среди жаждущих острых ощущений молодых людей.

Такое мощное, направленное влияние специально оформленного и сфокусированного звука на мозг и психику юных слушателей, у которых ещё не завершилось формирование прочных стенок черепа и не сложилось адекватное представление о мире и о своём месте в нём, стало новым явлением и вызовом для акустической науки, неврологии и отоларингологии, как и для философов и социологов, медиков и психиатров, педагогов и правоведов, музыкантов и музыковедов — такой бурный всплеск интереса к опасному для здоровья, но модному в молодёжной среде развлечению. Очевидно, что столь специфический комплексный биопсихосоциальный феномен требует междисциплинарного исследования.

Ключевые слова: аудионаркотики, клиповое сознание, человек, психические расстройства.

АНДРЕЕВ ИГОРЬ ЛЕОНИДОВИЧ — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник сектора междисциплинарного исследования человека Института философии Российской академии наук

ANDREEV IGOR' LEONIDOVICH — Full Doctor of Philosophy, Professor, Chief researcher of the Department of interdisciplinary human research, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences ЕСАКОВ ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ — доктор культурологии, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заведующий кафедрой музыкального образования Института музыки Московского государственного университета культуры и искусств

ESAKOV VALERIY ANATOL'EVICH — Full Doctor of Cultural Studies, Professor, Honored worker of culture of the Russian Federation, Head of Department of music education, Institute of music, Moscow State University of Culture and Arts

КАЧАЕВА МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВНА — доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (ГНЦССП) Минздрава России

KACHAEVA MARGARITA ALEKSANDROVNA — Full Doctor of Medical Sciences, Professor, Chief

researcher of the The Serbsky State Scientific Center for Social and Forensic Psychiatry

НАЗАРОВА ЛИОНЕЛЛА НИКОЛАЕВНА — преподаватель кафедры социальной и судебной

психиатрии Института профессионального образования Первого Московского государственного

медицинского университета им. И. М. Сеченова (Первый МГМУ) Минздрава России 135

NAZAROVA LIONELLA NIKOLAEVNA — teacher of Department of social and forensic psychiatry, Institute of vocational education, I. M. Sechenov First Moscow State Medical University (lMSMU)

e-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected] © Андреев И. Л., Есаков В. А., Качаева М. А., Назарова Л. Н., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

I. L. Andreev1, V. A. Esakov2, M. A. Kachaeva3, L. N. Nazarova4

institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, Volkhonka 14/5, Moscow, Russian Federation, 119991

2Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

3The Serbsky State Scientific Center for Social and Forensic Psychiatry, The Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Kropotkinskiy Lane, 23, Moscow, Russian Federation, 119991

4I. M. Sechenov First Moscow State Medical University (1MSMU), The Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Trubetskaya str., 8, bldg 2, Moscow, Russian Federation, 119991

VIRTUAL SOUND AGGRESSION AND MENTAL HEALTH

Among the means to achieve the desired targeted altered state of consciousness in 2006 appeared on the internet non-chemical, acoustic, music, so-called virtual audio drugs. Due to network advertising, they quickly got quite widespread among thrill-hungry young people. New acoustic science, neurology and the otolaryngology had such a powerful impact directed specially drawn up and of the focused sound on the brain and psyche young listeners, who have not yet completed the formation of solid walls of the skull and has not developed an adequate view about the world and their place in it. Philosophers and sociologists, physicians and psychiatrists, teachers and lawyers, musicians and musicologists a stormy surge of interest in hazardous, but fashionable in the youth environment amusement of literally caught unawares. Shortly was revealed that such a specific comprehensive biopsychosocial phenomenon of requires an interdisciplinary research.

Keywords: audio drugs, clip mind, human being, mental disorders.

Звуковая гамма (аура) окружающего мира и роль музыкального искусства в повседневной жизни и творческой деятельности людей приобретают в эпоху информатизации особое значение как принципиально новый предмет комплексного междисциплинарного исследования с участием представителей различных наук.

В последние годы в культурологической и искусствоведческой литературе много вни-ма ния уде ляет ся про бле мам воз действия цифровых технологий на человека, а особенно на мо ло до го че ло ве ка — из-за их за вы-шенных социальных запросов и ожиданий относительно своего настоящего и будущего [10]. Однако при всех явных достоинствах информационно-компьютерных технологий, они создают реальную опасность как для процесса формирования разносторонне развитой личности, так и для здоровья человека, в первую очередь психического. Дело в том, что цифровая эра придаёт массовым представлениям мощный технократический крен: «Сегодня одна из важнейших характеристик общественного сознания — оча-

рованность идеалом человека-функции, высокооплачиваемого профессионала узкого про фи ля, но примитивного ди ле тан та в иных, не материальных сферах. Рост узости и дилетантизма во многом при попустительстве государства ошибочно считается у нас оборот ной стороной про фессиона лиз ма. На деле же это — духовное обнищание, которое ста новит ся настоя щей угрозой для общества. Бездуховный, безнравственный человек-функция относится к другим членам общества функционально, потребительски. Мерилом современности становится эгоизм, цинизм, агрессия и нигилизм» [11].

Авторы статьи — философ-антрополог, культуролог-музыковед и психиатр-нарколог име ют пред ме том сво ей твор че ской деятель но сти соз на ние че ловека: здо ро вое, по умолчанию, общественное сознание в первом случае и болезненное индивидуальное — во втором [2]. Поэтому статья посвящена рассмотрению глобальной проблемы реакции пси хи ки че ловека и по ве де ния людей на кас кад нова ций, вы зван ных циф ро вой ре во-

^ Образование в сфере культуры

ф

люци ей, вклю чая зву ко вое воз дей ст вие.

В данном контексте речь идёт преимущественно о коммерческом использовании специфического нейрозвукового, антисоциального, по сути, системного программиро-ва ния соз на ния под ро ст ков и эмо цио наль-но не ус той чи вых мо лодых лю дей с помо щью ли шён ных мелодии, оторванных от природы и культуры звуковых ритмов, которые молено назвать антимузыкой. Они целенаправленно вызывают с помощью специальных про грамм и уст ройств из менён ные состояния сознания и мотивации поведения у эмо ционально не ус той чи вых людей и у лиц с нарушенной психикой, вызывая у них виртуальный эффект, близкий к использованию химического, биологического или синтетического наркотика, а затем формируют влечение и патологическую зависимость от них. Это выражается в неадекватном восприятии внешнего мира и собственного психического самочувствия, в спонтанных вспле сках бес при чинной эйфории, кайфа, драйва, вплоть до припадков эпилепсии или яркой ил люзии пространст вен ного дис тан-ци рова ния соз на ния и его пре бы ва ния вне физического тела. Реально это вызывает нарушения функционирования мозга, депрессию, бессонницу, головную боль, а значит, дез ор га ни за цию все го ор га низ ма в его адаптации к окружающей среде, которую можно сравнить с болезнью гомеостаза [3].

Впрочем, у аудионаркотиков есть своя специфическая предыстория болезни, начавшаяся на заре человечества, ещё в палеолите, когда это было необходимым условием выживания в труднейших условиях перманентного голода и опасного зоологического окружения. Человек уже давно научился глотать, курить, нюхать и пускать по венам наркосодержащие природные продукты, а позднее и продукты наркоиндустрии. И вот когда, казалось бы, все способы одурмани-ва ния пси хи ки уже изо бре те ны, на гори зонте мед лен но, но уверен но вос ходит ещё од на нар ко ти че ская нова ция — од но вре мен но и с предложением, и с вопросом: а не хотите ли

услышать дозу? Как оказалось, не только художественная сфера и массмедиа, но и Интернет всё активнее присваивает себе функцию создания новой социально-культурной среды обитания человека — виртуального мира, зачастую воспринимаемого как объектив ная ре аль ность, в том чис ле по средст вом приобщения его пользователей и к аудионар-ко ти кам — так на зы вае мым зву ко вым файлам, предположительно вызывающим психоактивное действие на человека [13].

Как справедливо отмечает декан философского факультета МГУ, член-корреспондент РАН В. В. Миронов, современное общество в буквальном смысле слова ста-новит ся фабри кой раз вле чений. При этом глав ным ме ха низ мом транс ля ции и ти ра жирования образцов психологической моды в этой сфере ста новятся захваты вающие сознание молодёжи симулякры национальной и мировой культуры — навязчивые шоу-клипы, пришедшие из глубин низовой массовой культуры неграмотного населения далёкого прошлого. «Шоу, — пишет В. В. Миронов, — это совре мен ный сред неве ко вый кар на вал, который вошёл в нашу жизнь, но в условиях совершенно иной информационной среды. Если раньше он длился определённое время, то сегодня он стал нашей повседневностью, что не так безобидно для культуры. Низовая культура ста новится офи циально при-зна вае мой как её превра щён ная фор ма, и её представители удостаиваются высоких званий и на град, ста новят ся героя ми. Ин тернет во мно гом за кре п ляет эту си туа цию веч но длящегося карнавала со всей его атрибутикой. Вместо собеседников — маски, которые позволяют говорить всё что угодно, включая оскорбления и пр.» [14].

Интернет, подаривший не занятой серьёзным де лом молодё жи мод ный сей час кайф и драйв, в принципе, является принципиально искусственной средой избирательного функционирования сознания людей. В этом качестве он характеризуется уникальным набором психических, физиологических и социальных факторов, непосредственно воз-

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

ф

действующих на личность и ее эволюцию в новых, неизвестных прежде условиях коммуникации, познания и общения. Как справедливо отмечает выдающийся отечественный философ и педагог — академик В. А. Лекторский, это открывает возможность целенаправленного использования Интернета в качестве мобильного средства эффективного манипулирования массовым сознанием населения [12].

В дискуссии об аудионаркотиках, развернувшейся на страницах журнала «Наркология», мы поддерживаем точку зрения о том, что названная проблема носит комплексный характер и, в принципе, не может быть решена запретительными мерами и какими-то карами в адрес молодых людей, попавших в капкан аудиозависимости, в первую очередь детей и подростков [4]. Мы все оказались невольными клиентами пресловутого общества потребления. Ориентация нашего мыш ле ния и мо ти ва ция по ве де ния во многом незримо, на подкорковом уровне определяются принятыми социумом стандартами жизненного успеха. Но если в Древней Греции над ними возвышалась авторитетная философия меры, то сейчас почти все традиционные тормоза разумного индивидуализма сорваны. Престижное демонстрационное изощрённое сверхпотребление через неизбежные излишества ведёт к обществу квазипотребления и злоупотребления, где ре аль ные по треб но сти за ме ща ют спекулятивные симулякры, носящие не биологический, а социальный характер, навязанные квазикультурой переходного общества. «Использование бинауральных ритмов может нести не только "эстетический" вред для слушателя и его финансовые потери, но и представлять потенциальную угрозу его эмоциональному и душевному здоровью», — считают практикующие в клиниках Израиля психиатры-наркологи А. Д. Ворохов и А. М. Капцан. Заключая свою статью, они пишут: «нам кажется целесообразным в дальнейшем проведение мультидисципли-нарного исследования на стыке психологии,

психиатрии, патофизиологии, неврологии, биофизики и культурологии», ибо ... «нельзя, по нашему мнению, недооценивать массовость описываемого явления, и говорить только о его правовых аспектах» [7].

Когда летом 2009 года звуковая зараза докатилась до России и стала известна её далеко не безобидная сущность, выяснилось, что правовых средств борьбы с ней в России практически нет. Ни Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, ни управление «К» МВД РФ, ни Законодательное Собрание Санкт-Петербурга не знали, как оградить социально дезориентированную молодёжь от соблазна заменить «химию» «музыкой» [1]. Впрочем, скрипы, шуршание, скрежет и тому подобные звуки сравнивать с одним из самых древних видов искусства недопустимо.

Связь зрения и слуха имеет глубокие эволюционные корни, порой выплескиваясь у гениальных про фессиона лов либо как зрительное восприятие звуков и нот (композитор Александр Скрябин), либо как феномен слухового восприятия «звучания» красок (художник Василий Кандинский). По-яв ле ние ра дио и не мого, а затем зву ко вого и цветного кино внесло существенный вклад в развитие и совершенствование сознания человека. Вместе с тем оба этих канала общения социу ма с ок ру жаю щей сре дой (природной и социальной) синхронно и зачастую в фор мах, опас ных для пси хи ческо го здоровья людей, используются в современных коммерческих средствах воздействия на мас со вое соз на ние.

Немалую роль в психологической эрозии современной культуры и духовности, а также в инициации массовых психических патологий людей играет агрессивно внедряемое с помощью ком мер че ской рек ла мы и предельно неразборчивого Интернета разорванное, обрывочное, картинно-яркое и шумное, оглушающее клиповое сознание. Происходит цифровой «раскол» мозговых структур. Подкорковые кластеры вытесняют на периферию высшие функции боль-

ф

^ Образование в сфере культуры

Ф

ших полушарий. Клип и слоган, как яркие впечатляющие образы ситуации и сопрово-ж даю щего её настрое ния, имен но бла года-ря сво ей необычности, непривычности для эволюционно и исторически сложившихся алгоритмов психического восприятия буквально «впечатываются» в мозг. Они способны оказывать настолько сильное влияние на ней роны не окор тек са, что вы тес ня ют эволюционно более поздние его структуры — меморинейроны [5], лишая молодое поколение исторической памяти и взаимопони-ма ния с предста ви те ля ми стар ших возрастных групп [15].

Клиповое сознание патологически меняет лич ность, ат ро фи руя у де тей и под ро ст-ков способность самостоятельно мыслить и чувствовать. Оно заменяет потребность в систематическом знании эрзацами фраг-мен тарной информа ции, эф фек тивность мировосприятия — внешними эффектами, искажая смысл и цель жизни погоней за эфемерными «красивыми» жестами, поро-ж дая пры га нье по вер хам, не же ла ние читать, не умение со сре до точить ся, ана ли зи-ровать, обобщать, познавать окружающий мир и себя в нём [6].

Относительно развлекательного сегмента современной мировой экономики, по удачному выражению В. И. Данилова-Данилья-на, «приходится говорить о как бы удовлетворении духовных потребностей и об удов-

летворении как бы духовных потребностей» [8]. Это оказывает «пагубное воздействие на культуру и мораль современного человека, социально-экономическое поведение которого влечёт за собой деградацию среды обитания, распад генома, разрушение стабилизационных социальных механизмов и т.д.» [9].

Аудионаркотики — это одновременно и коммерческие трюки, коварное средство наживы за счёт испорченного психического здоровья молодых людей, и чрезвычайно опас ное имен но внеш не не вин ным прослушиванием, казалось бы, ничем не примечательного, за исключением отсутствия мелодии и привычных фрагментов звукового ря да при родных процессов и произведений музыкального искусства, аудиовоз-действие непосредственно на мозг человека, вызывающее патологически изменённые со стоя ния его соз на ния, опас ные для психического здоровья. С медицинской точки зрения это — звуковой наркоз. Аудионарко-ману нужен не отоларинголог, как полагают не ко торые из участ ни ков дис кус сии, и не наркополицейский, чем озабочены другие, а скорее всего — опытный психиатр-нарколог. Это — невидимое и неслышимое для других людей психическое оружие ближнего боя, в чём и заключается главная опасность этого неуловимого виртуального нарко ти ка.

Ф

Примечания

1. Аксенкин А. Л. Вопросы административной ответственности за пропаганду наркотиков // Административное право и процесс. 2011. № 3. С. 51—52.

2. Андреев И. Л, Назарова Л. Н. Психиатрия как предмет образования и просвещения // Вопросы философии, 2011, № 10. С 57—67.

3. Андреев И. Л., Назарова Л. Н. Теория относительности в кардиологии // Вестник Российской академии наук. 2013. № 8. С. 751—756.

4. Андреев И. Л, Назарова Л. Н. Детская психика: издержки адаптации и иллюзорные искушения // Психическое здоровье. 2013. № 8. С. 68—75.

5. Андреев И. Л. Зеркальные нейроны — физиологический фундамент сознания // Психическое здоровье. 2013. № 10. С. 75—83.

6. Андреев И. Л., Назарова Л. Н. Психическое здоровье населения: что день грядущий нам готовит? // Психическое здоровье. 2013. № 9. С. 75—83.

7. Ворохов А. Д., Капцан А. М. Психиатрическая реальность мифа // Наркология. 2013. № 5. С. 97—100.

8. Данилов-Данильян В. И. Природно-ресурсный сектор в структуре мирового хозяйства и причины глобального экономического кризиса // Вестник Российской академии наук. 2013. № 4. С. 296.

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^

9. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие (теоретико-экономический анализ) // Экономика и математические методы. 2003. № 2. Т. 39. С. 123—135.

10. Есаков В. А. Доступ к современному искусству через управление культурой // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 23—26.

11. Есаков В. А. Система культуры и доступ к современному искусству // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. Казань : Отечество, 2013. С. 33—36.

12. Лекторский В. А. Философия, познание, культура. Москва : Канон+, РООИ «Реабилитация», 2012. 384 с.

13. Липов А. Н. Аудионаркотики (I-Doser) — миф или реальность? // Психология и психотехника. 2012. № 10 (49). С. 98—113.

14. Миронов В. В. Трансформация культуры и гуманизм // Место и роль культуры в будущей цивилизации. Москва : РАН, URSS, 2013. 95 c.

15. Назарова Л. Н. Психиатрическая помощь детям младшего школьного возраста с непсихотическими психическими расстройствами // Российский психиатрический журнал. 2009. № 5. С. 77—80.

References

1. Aksenkin A. L. Voprosy administrativnoy otvetstvennosti za propagandu narkotikov [Questions to administrative responsibility for promotion of drugs]. Administrativnoe pravo iprocess [Administrative law and process]. 2011, № 3. pp. 51—52.

2. Andreev I. L., Nazarova L. N. Psikhiatriya kak predmet obrazovaniya i prosveshcheniya [Psychiatry as a matter of education and awareness]. Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]. 2011, № 10, pp. 57—67.

3. Andreev I. L., Nazarova L. N. Teoriya otnositel'nosti v kardiologii [The theory of relativity in cardiology]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of Russian Academy of Sciences]. 2013, № 8, pp. 751—756.

4. Andreev I. L., Nazarova L. N. Detskaya psikhika: izderzhki adaptatsii i illyuzornye iskusheniya [Children's psyche: the costs of adaptation and illusory temptation]. Psikhicheskoe zdorov'e [Mental health]. 2013, № 8, pp. 68—75.

5. Andreev I. L. Zerkal'nye neyrony — fiziologicheskiy fundament soznaniya [Mirror neurons — physiological foundations of consciousness]. Psikhicheskoe zdorov'e [Mental health]. 2013, № 10, pp. 75—83.

6. Andreev I. L., Nazarova L. N. Psikhicheskoe zdorov'e naseleniya: chto den' gryadushchiy nam gotovit? [Mental health: what tomorrow might bring?]. Psikhicheskoe zdorov'e [Mental health]. 2013, № 9, pp. 75—83.

7. Borokhov A. D., Kaptsan A. M. Psikhiatricheskaya real'nost' mifa [Psychiatric reality myth]. Narkologiya [Narcology]. 2013, № 5, pp. 97—100.

8. Danilov-Danil'yan V. I. Prirodno-resursnyy sektor v strukture mirovogo khozyaystva i prichiny global'nogo ekonomicheskogo krizisa [Natural resource sector in the structure of the world economy and the causes of the global economic crisis]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of Russian Academy of Sciences], 2013, № 4, p. 296.

9. Danilov-Danil'yan V. I. Ustoychivoe razvitie (teoretiko-ekonomicheskiy analiz) [Sustainable development (theoretical economic analysis)]. Ekonomika i matematicheskie metody [Economics and Mathematical Methods], 2003, № 2, Volume 39, pp. 123—135.

10. Esakov V. A. Dostup k sovremennomu iskusstvu cherez upravlenie kul'turoy [Access to contemporary art through the management culture]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, № 4 (54), pp. 23—26.

11. Esakov V. A. Sistema kul'tury i dostup k sovremennomu iskusstvu [Culture system and access to contemporary art]. Iskusstvo i khudozhestvennoe obrazovanie v kontekste mezhkul'turnogo vzaimodeystviya [Art and art education in the context of intercultural]. Kazan, 2013, pp. 33—36.

12. Lektorskiy V. A. Filosofiya, poznanie, kul'tura [Philosophy, knowledge and culture]. Moscow, Canon+ Publ., Russian Society of Disabled People «Rehabilitation» Publ., 2012, 384 p.

13. Lipov A. N. Audionarkotiki (I-Doser) — mif ili real'nost'? [Audionarkotiki (I-Doser) — myth or reality?]. Psikhologiya i psikhotekhnika [Psychology and psychoequipment], 2012, № 10 (49), pp. 98—113.

14. Mironov V. V. Transformatsiya kul'tury i gumanizm [Transformation of culture and humanism]. Mesto i rol kul'tury v budushchey tsivilizatsii [The place and role of culture in the future of civilization]. Moscow, Russian Academy of Sciences Publ., Editorial URSS Publ., 2013, p. 95.

15. Nazarova L. N. Psikhiatricheskaya pomoshch' detyam mladshego shkol'nogo vozrasta s nepsikhoticheskimi psikhicheskimi rasstroystvami [Mental health care for children of primary school age with nonpsychotic mental disorders]. Rossiyskiy psikhiatricheskiy zhurnal [Russian Journal of Psychiatry], 2009, № 5, pp. 77—80.

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.