Научная статья на тему 'Экранная культура как актуальная форма социального мифотворчества и моделирование экранного культурного героя'

Экранная культура как актуальная форма социального мифотворчества и моделирование экранного культурного героя Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
334
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ / ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ / НОВАЯ МИФОЛОГИЯ / CULTURAL POLICY / DOMESTIC FILMS / SCREEN CULTURE / MODERN CULTURAL HERO / NEW MYTHOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аксенов Федор Олегович

Автор статьи развивает тезис об обоснованности формирования государственной культурной политики и стратегии государственного управления культурой, который приводится в книге В. А. Есакова «Мегаполис и его культура на примере Москвы». На основе анализа отечественных фильмов автор приходит к выводу о необходимости государственного контроля в сфере экранной культуры, поскольку она отвечает за создание образа современного культурного героя как творца новой мифологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCREEN CULTURE AS A RELEVANT FORM OF SOCIAL MYTH-MAKING AND CULTURAL MODELING OF THE ON-SCREEN CHARACTER

The author develops the thesis V. A. Esakov about the validity of the formation of the state cultural policy and strategy of state management culture which appears in the book “The metropolis and its culture on the example of Moscow”. After analyzing a large number of domestic films, the author of the thesis comes to the conclusion about the necessity of state control in the sphere of screen culture, as this field is responsible for the creation of a modern culture hero as a Creator of a new mythology.

Текст научной работы на тему «Экранная культура как актуальная форма социального мифотворчества и моделирование экранного культурного героя»

8. Newsru.com: Ливанского фотографа Reuters поймали на фальсификации. 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsru.com/world/07aug2006/fotozhaba.html (дата обращения: 26.07.2015)

9. Newsru.com: Daily Mirror извинилась за публикацию фальшивок о пытках в Ираке. 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsru.com/world/l5may2004/mirror.html (дата обращения: 26.07.2015)

References

1. Butorov S. A. To the question of "cold war": the beginning of a new, or a continuation of the past? (Historical-cultural aspect). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 42—48.

2. Golovin Yu. A. Globalizatsiya: gantirovannoe blagopoluchie ili obyazatelnaya nisheta [Globalization: guaranteed wellness or compulsory poorness]. Kul'tura kak strategicheskiy resurs Rossii [Culture as strategic recourse of Russia]. Moscow, Publishing house of the Moscow State University of Culture and Arts, 2011. Pp. 42—51.

3. Kolomiytseva E. Yu. Music journalism in the social ana cultural processes. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 2 (64), pp. 257—260.

4. Kuznetsov G. V., Tsvik V. L., Yurovsky A. Ya. Televizionnaia zhurnalistika [Television journalism]. 3nd edition. Moscow, Vysshaya Shkola Publishers, 2002. 300 p.

5. Pervyi kanal. Devochka iz Iuzhnoi Osetii okazalas' nepodkhodiashchei gostei dlia amerikanskikh telenovostei. 2008 [First channel. South Ossetian girl turned out to be inconvenient guest for US television news]. 2008. Available at: http://www.1tv.ru/news/osetiya/30359 (accessed: 26.07.2015)

6. Remizov V. A., Korobkina A. N. The nature and structure of modern cultural space media. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 2 (64), pp. 83—86.

7. Chizhikov V. V. The space consumption is from the objective to the subjective. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 52—57.

8. Newsru.com: Reuters photographer from Lebanon has been caught at fasifications. 2006. Available at: http:// www.newsru.com/world/07aug2006/fotozhaba.html (accessed: 26.07.2015)

9. Newsru.com: Daily Mirror apologized for publishing fake about torturing in Iraq. 2004. Available at: http:// www.newsru.com/world/15may2004/mirror.html (accessed: 26.07.2015)

Экранная культура как актуальная форма

социального мифотворчества и моделирование

экранного культурного героя

УДК 009

Ф. О. Аксенов

Московский государственный институт культуры

Автор статьи развивает тезис об обоснованности формирования государственной культурной политики и стратегии государственного управления культурой, который приводится в книге В. А. Есакова «Мегаполис и его культура на примере Москвы». На основе анализа отечественных фильмов автор приходит к выводу о необходимости государственного контроля в сфере экранной культуры, поскольку она отвечает за создание образа современного культурного героя как творца новой мифологии.

Ключевые слова: государственная культурная политика, отечественные фильмы, экранная культура, современный культурный герой, новая мифология.

АКСЕНОВ ФЕДОР ОЛЕГОВИЧ — преподаватель Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, соискатель кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-158 гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

AKSENOV FEDOR OLEGOVICH — the teacher of the Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov (VGIK), doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: aksenov_diss@mail.ru © Аксенов Ф. О., 2016

F. O . Akseno v

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

the screen culture as a relevant form of social myth-making and cultural modeling of the on-screen character

The author develops the thesis V. A. Esakov about the validity of the formation of the state cultural policy and strategy of state management culture which appears in the book "The metropolis and its culture on the example of Moscow". After analyzing a large number of domestic films, the author of the thesis comes to the conclusion about the necessity of state control in the sphere of screen culture, as this field is responsible for the creation of a modern culture hero as a Creator of a new mythology.

Keywords: cultural policy, domestic films, screen culture, modern cultural hero, a new mythology.

Современная мифологическая картина мира с арсеналом соответствующих образов и архетипов оказывается нередко востребованным и эффективным способом манипуляции. В результате человек с обыденным уровнем сознания, привыкший воспринимать информативный поток как безусловную реальность, оказывается всецело в руках манипуляторов. Данный способ манипуляции не разрушает всей системы идеологической концепции, как это случилось с советской мифологией, при «выпадении» одного из элементов. Современная мифологическая конструкция существует иначе: разрушение или девальвация отдельного её элемента не означает краха системы в целом.

Проанализировав имеющуюся научную литературу по мифологии, мы пришли к выводу, что современное мифологическое творчество имеет ряд существенных отличий от классической мифологии. Мы выделили основные черты современных мифологических конструкций. Так, основным организующим принципом современных мифологических конструкций оказывается эклектика, делающая невозможным разрушение мифа, будь он идеологическим, культурным или социальным, или мифологии [6]. Экранная культура порождает современные психологические мифы, которые находят свою реализацию в культурных и народных героях, порождённых экраном [5].

Исследователи данного вопроса полагают, что главным наполнением современного идеологического мифа оказывается неолиберализм, основными составляющими мифологической конструкции которого являются демократические идеалы, которые декларируются культурными и народными героями и реализуются в их схемах взаимоотношений с окружающим миром; товарно-денежные отношения, которые ориентированы на современный рынок; защищающее интересы каждого гражданина правовое государство, с которым находятся в демонстративно позитивных взаимоотношениях культурные и народные герои. Одним из существенных организующих принципов современных мифологических конструкций оказывается переключение внимания массового зрителя с глубинных проблем социума и культуры на бытовые ситуации, схемы которых «предлагают» своим поведением культурные и народные герои, как отмечает М. Ямпольский [8].

Исследователи (Л. Н. Федотова, А. Н. Кольев, А. В. Лубский и другие) также полагают, что современные мифологические конструкции не подвержены воздействию на них рациональных аргументов, в силу чего их невозможно разрушить путём логических размышлений или доказательств. В современных мифологических конструкциях одновременно существуют внешне

противоречивые мифы, которые при этом не сталкиваются друг с другом и не отрицают друг друга. Их взаимодействие являет иллюзию целостности, при которой человек доверяет им всем, не осознавая их противоречивости. Современные мифологические конструкции активно реализуют себя в экранной культуре в переходные периоды развития культуры, предлагая человеку те или иные модели поведения, постулируемые поступками культурных и народных героев, как своеобразный мифологический способ снятия социокультурного напряжения. Исследователи отмечают, что основой коллажного восприятия окружающего мира человеком современной раздробленной культуры становятся клиповые единицы. Данный способ восприятия неизбежно приводит к последующей перегрузке сознания и психики, что превращает человека в готовый плацдарм для различных манипуляций, о чём уже неоднократно писали исследователи [6].

Внутренний мир человека современной культуры представляет собой, по Д. Раш-коффу, разрушение целостной организации, которое нередко сопровождается ощущением разрушенности собственной личности, которая пытается спрятаться от действительности в мире нереализованных фантазий или наркотиков, компьютерных игр или иных видов зависимости личности. Избыток экранной информации создаёт современному человеку иллюзию безграничных возможностей, способствуя деформации психики. Мифологизация сознания человека современной культуры происходит за счёт стимуляции его сенсорных переживаний, которые создают ложное представление о реставрации целостной картины мира, оказывающейся совершенно разрушенной на уровне личностного восприятия. Э. Фромм утверждает, что предсказания предстоящей агонии культуры привлекают внимание человека к якобы всемирной катастрофе, на самом деле отвлекая его от личных неразрешённых проблем, кото-

рые всё больше и больше уходят во внутренний план, оставляя человеку ощущение бесперспективности и бессмысленности существования: «Мы живём в переходный период. Ведь и средневековье не закончилось сразу же в XV веке, и Новое время не началось сразу после этого. Конец и начало есть цельный процесс, который длится на протяжении вот уже четырёхсот лет, — с точки зрения исторического развития, а не человеческой жизни, это очень малый срок. Наш период времени — это именно конец и начало, богатые возможности» [7]. Данный процесс порождает предощущение кризиса или взрыва, которое, с одной стороны, разрушает созданную ранее систему ценностей, но, с другой стороны, не предлагает новую. Это характерно, например, для художественного фильма П. Руминова "Deadline" (2004), который использует эстетику постмодерна, «помещая» её на русскую почву. Герой этого фильма — сценарист, находящийся в творческом кризисе. Вообще, тема кризиса для культурного героя современной экранной культуры, по-видимому, очень интересна, потому что кризис переживают многие культурные герои современного кино вместе со своими зрителями. Культурный герой отражает ситуацию, которая возникла в обществе, и таким образом пытается воздействовать на неё. Это и «Анна Каренина» (2014) режиссёра С. Соловьёва, и «Отпуск в сентябре» (1979) режиссёра В. Мельникова. Но в то же время создаются также фильмы, которые помогают выходить из кризисных ситуаций. Например, религиозные фильмы «Путём Великого Поста» (2009), «Спаси меня, Господи» (2009), «Верую, Господи!» (2008) и другие. Такие фильмы противостоят разрушению вечных культурных ценностей.

При этом очень важно осознавать, что создание мифов — это государственная задача. Общественная идеология, мифология создаются государством и сплачивают общество. При распадении этой общей мифологии распадается и государство (как было, например,

в недавнем прошлом с СССР).

Ценно замечание В. А. Есакова о контрдоводах противников государственного управления сферой культуры. Как известно, у России много врагов, как внешних, так и внутренних. И доводы внутренних врагов обычно основываются на том, что государственное управление культурой приносит ей вред, лишает художника возможности заниматься свободным творчеством и свободно распоряжаться плодами своего творчества. Противники государственной поддержки сферы культуры считают, что культура не является общественным товаром и поэтому в поддержке не нуждается. Однако при этом различные культурные проекты часто находят поддержку деятелей чужого государства, например — в виде международных грантов, которые оказывают помощь далеко не всякому искусству, а только такому, которое представляет нашу страну в выгодном для жертвователей свете. Но бывает и так, что и при поддержке российского правительства создаются неоднозначные фильмы. Например, таковым многие критики называют фильм А. Звягинцева «Левиафан» (2015). Итак, налицо серьёзная проблема нашей экранной культуры, которая состоит в том, что государство способно поддерживать откровенно антироссийские культурные продукты.

В. А. Есаков пишет, что культурный потенциал России (как и экономический, социальный) связан с «культурной деятельностью масс, культурными традициями и культурным наследием. Образ России как великой культурной державы был во многом сформирован благодаря великим произведениям искусства, культурным традициям и памятникам нашего Отечества» [4, с. 66—67]. В связи с этим хочется добавить, что, к счастью, подобных скандальных историй, как с «Левиафаном» не так много, и в основном это тенденция набрала силу сравнительно недавно (приблизительно с начала девяностых годов, после распада СССР). Однако такая тенденция настораживает

и должна заставить руководителей государства задуматься над тем, как оградить страну от подобного негатива. Нужна более тщательная процедура проверки проектов, финансируемых государством, и особенно тех, которые выходят потом на международный рынок, потому что это непосредственно связано с имиджем нашей страны на международной арене.

Поэтому, как совершенно справедливо резюмирует В. А. Есаков, «остаётся одно: не вглядываясь и не вслушиваясь в различные субъективные возражения, беспристрастно отстаивать научную обоснованность формирования культурной политики и стратегии управления культурой» [4, с. 67], для чего руководители в сфере культуры должны находиться в тесном взаимодействии с представителями учёного мира во избежание чиновничьего произвола.

Таким образом, современная экранная культура оказывается новым способом построения ценностной системы координат, а также путём утверждения новых стереотипов взаимоотношений человека с социумом и миром культуры. Наиболее распространённым вариантом оказываются экранные произведения, в которых героем вообще не поднимается проблема смысла жизни, и нравственные ориентиры не являются определяющими. Герои таких картин живут по собственным законам, стремясь к успеху и благополучию в своём понимании этих слов. Многие из произведений экранной культуры дают однозначное решение главным героем вопроса о смысле жизни и о том, существует ли он вообще. Исходя из того, что таких фильмов большинство и развивая тезис В. А. Есакова об обоснованности формирования государственной культурной политики и стратегии государственного управления культурой, мы считаем, что необходим государственный контроль в сфере экранной культуры, поскольку эта сфера отвечает за создание образа современного культурного героя как творца новой мифологии.

Примечания

1. Андреев И. Л., Есаков В. А., Качаева М. А., Назарова Л. Н. Виртуальная звуковая агрессия и психическое здоровье человека // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). C. 135—140.

2. Андреев И. Л., Есаков В. А., Назарова Л. Н. Аудионаркотики: звук вместо «химии» // Человек. 2014. № 3. С. 66—76.

3. Андреев И. Л., Назарова Л. Н. Психические расстройства детей и подростков // Человек. 2013. № 4. С. 102—110.

4. Есаков В. А. Мегаполис и его культура на примере Москвы. 2-е изд., перераб. Москва : Альфа-М, 2009. 207 с.

5. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. Москва : Мысль, 1983. 284 с.

6. Наговицын А. Е. Древние цивилизации: общая теория мифа : [учебное пособие для студентов гуманитар. специальностей]. Москва : Академический Проект , 2005. 651, [3] с., [40] л. цв. ил.

7. Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ. Г. Ф. Швейника ; общ. ред. и послесл. [с. 248—267] П. С. Гуревича. Москва : Прогресс, 1990. 271 с.

8. Ямпольский М. Видимый мир : Очерки ранней кинофеноменологии / НИИ киноискусства и др.Москва : НИИ киноискусства, 1993. 215 с.

References

1. Andreev I. L., Esakov V. A., Kachaeva M. A., Nazarova L. N. Virtual sound aggression and mental health. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 4 (60), pp. 135—140.

2. Andreev I. L., Esakov V. A., Nazarova L. N. Audio drugs: sound instead of "chemistry". Chelovek [Human being]. 2014, No. 3, pp. 66—76.

3. Andreev I. L., Nazarova L. N. Children and adolescent mental disorders. Chelovek [Human being]. 2013, No. 4, pp. 102—110.

4. Esakov V. A. Megapolis i ego kul'tura yf primere Moskvy [The metropolis and its culture on the example of Moscow], Moscow, Alfa-MPubl., 2009. 207 p.

5. Markaryan E. S. Teoriia kul'tury i sovremennaia nauka: logiko-metodologicheskii analiz [Theory of culture and modern science: logiko-methodological analysis]. Moscow, Mysl Publishers, 1983. 284 p.

6. Nagovitsyn A. E. Drevnie tsivilizatsii: obshchaya teoriya mifa [Ancient civilizations: the general theory of myth]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ. [Academic Project Publ.], 2005. 655 p.

7. Fromm E. Begstvo ot svobody [Escape from freedom]. Moscow, Progress Publishers, 1990. 271 p.

8. Yampolsky M. Vidimyi mir : Ocherki rannei kinofenomenologii [The visible world. Essays on early of cinemaphenomenology]. Moscow, 1993. 215 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.