Научная статья на тему 'Оздеиствие музыки в стиле рэп на сознание современной молодёжи'

Оздеиствие музыки в стиле рэп на сознание современной молодёжи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1978
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОНАРКОТИКИ / РЭП / СУБКУЛЬТУРА / ИНТЕГРАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СОЗНАНИЕ / КЛИПОВОСТЬ СОЗНАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / AUDIO DRUGS / RAP / SUBCULTURE / INTEGRATION / IMAGERY / ADOLESCENCE / CONSCIOUSNESS / CONSCIOUSNESS CLIP MIND / INTERNET ADDICTION / MENTAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Есаков Валерий Анатольевич, Логвинова Ирина Владимировна

В статье речь идёт о проблеме воспитания современной молодёжи, сознание которой не защищено от опасных воздействий Интернета, современной музыки. Решение проблемы видится в использовании интегративной модели преподавания предметов в школе на основе изучения художественного образа и вовлечения родителей в обсуждение проблем развития подростка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MUSIC IN STYLE RAP ON THE MINDS OF TODAY’S YOUTH

In the article we are talking about the problem of modern youth education, the consciousness which is not protected from dangerous influences of the Internet, modern music. The solution of this problem lies in the use of integrative models of teaching subjects in school based on the study of the artistic image and of involving parents in the discussion of the teenager development

Текст научной работы на тему «Оздеиствие музыки в стиле рэп на сознание современной молодёжи»

ОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ В СТИЛЕ РЭП НА СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

УДК 009

В. А. Есаков1, И. В. Логвинова2

Московский государственный институт культуры

'Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке

В статье речь идёт о проблеме воспитания современной молодёжи, сознание которой не защищено от опасных воздействий Интернета, современной музыки. Решение проблемы видится в использовании интегративной модели преподавания предметов в школе на основе изучения художественного образа и вовлечения родителей в обсуждение проблем развития подростка. Ключевые слова: аудионаркотики, рэп, субкультура, интеграция, художественный образ, подростковый возраст, сознание, клиповость сознания, интернет-зависимость, психические расстройства.

V. A. Esakov1, I. V. Logvinova2

!Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

2A. Schnittke Moscow State Institute of Music, Moscow Department of Culture, Marshala Sokolovskogo str., 10, 123060, Moscow, Russian Federation

THE INFLUENCE OF MUSIC IN STYLE RAP ON THE MINDS OF TODAY'S YOUTH

In the article we are talking about the problem of modern youth education, the consciousness which is not protected from dangerous influences of the Internet, modern music. The solution of this problem lies in the use of integrative models of teaching subjects in school based on the study of the artistic image and of involving parents in the discussion of the teenager development. Keywords: audio drugs, rap, subculture, integration, imagery, adolescence, consciousness, consciousness clip mind, Internet addiction, mental disorders.

Судьба современной молодёжи в век стремительного развития различного рода новых технологий в кибернетической сфере — чрезвычайно актуальный и требующий тщательного анализа и своевременного реагирования вопрос. О негативном влиянии деструктивной музыки и разных аудионаркоти-

ков (диссонансы, шумы, тяжёлый рок, рэп и др.) на сознание молодёжи, соединённом с клиповостью этого сознания и интернет-зависимостью, мы говорили уже неоднократно [см.: 1; 2; 3; 4]. В частности, мы писали о том, что музыка в стиле рэп запрещена в Таджикистане [4]. В данной статье

1ЕСАКОВ ВАЛЕРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ — доктор культурологии, профессор, проректор по попечительскому совету и общественным организациям Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации

ESAKOV VALERII ANATOLEVICH — Full Doctor of Cultural Studies, Professor, Vice rector for the Board of Trustees and public organizations of Moscow State Institute of Culture, Honored worker of culture of the Russian Federation

2ЛОГВИНОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА — кандидат филологических наук, преподаватель кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке

LOGVINOVA IRINA VLADIMIROVNA — Ph.D. (Philology), teacher of The Department of general humanitarian, social and economic disciplines, A. Schnittke Moscow State Institute of Music

e-mail: [email protected], [email protected] © Есаков В. А., Логвинова И. В., 2016

мы проанализируем подробнее, как и почему «неправильная» музыка вызывает зависимость и каковы могут быть последствия этой зависимости.

Корень проблемы, как нам видится, в том, что с развитием компьютеризации мышление подростков становится клиповым. На это обращают внимание многие специалисты, в частности И. Л. Андреев, который пишет о «пещере аутизма», в которую загоняет себя пользователь сети Интернет, и о «компьютерной шизофрении», которая у него развивается при неправильном использовании Интернета. Опасность Интернета и компьютерных технологий, по словам И. Л. Андреева, очень велика в силу того, что они вместе с агрессивной рекламой и телевидением внедряют в современную культуру «обрывочное "клиповое" сознание». Клип, как яркий впечатляющий образ ситуации и сопровождающего её настроения, своей необычностью, непривычностью для эволюци-онно и исторически сложившихся алгоритмов психического восприятия столь сильно влияет на видео- и аудионейроны коры нео-кортекса, что теснит мемонейроны. Молодое поколение лишается исторической памяти и взаимопонимания с представителями старших возрастных групп. «Клиповое сознание» патологически меняет личность, атрофируя у детей и подростков способность самостоятельно мыслить и чувствовать. Оно замещает потребность в систематическом знании эрзацами фрагментарной информации, искажая смысл и цель жизни в погоне за эфемерными «красивыми» жестами, порождая нежелание читать, неумение сосредоточиться, анализировать, обобщать, познавать мир и себя [3, с. 107]. Формирование клипового сознания началось ещё во времена возникновения и развития телевидения. Ситуация усугубилась в результате того, что большую популярность в начале 1990-х годов приобрели музыкальные клипы с мелькающими кадрами. Одновременно с мелькающими, яркими, вспыхивающими и быстро гаснущими картинками появилась сеть Интернет, а также

широкое распространение получили мобильные устройства, способные воспроизводить эти картинки. Вместе с мелькающими картинками и развитием сети Интернет с готовыми ответами практически на все вопросы, какие возникают у среднестатистического человека, появилась также своеобразная субкультура рэперов, вышедшая из среды уличных подростков африканских кварталов Америки. Кроме того, современная молодёжь выдвигает к обществу и своему будущему завышенные социальные запросы и ожидания. При этом общество не успевает реагировать, как мы уже отмечали, на «каскад новаций, вызванных цифровой революцией, включая звуковое воздействие» [1, с. 136].

Для рэпа (от англ. гар — 'лёгкий удар, стук') характерны не только речитативная музыка, но ещё и особый вид одежды, поведения, употребление наркотиков. Молодёжь привлекает в этом виде субкультуры её демократичность, а также внешне красивые и «крутые», с точки зрения молодого человека, стороны этого явления — ритмичная стильная музыка, экстремальные виды спорта, изображения которых часто мелькают за спиной у исполнителя, чёткие движения, стильная одежда. Однако увлечение рэпом далеко не безобидно. Как мы уже писали [4], оно может быть приравнено к употреблению аудионаркотиков, поскольку имеет с ними много общего: изохронные тона и бинау-ральные ритмы используются и в музыке в стиле рэп (всяческие «искореженные» звуки и шумы, а также однообразный, словно подчиняющий себе, ритм, на фоне которого ритмично читается текст песни). Интересно при этом, что слова (тексты) как будто не рассчитаны на восприятие, они буквально обрушиваются на сознание: «Клип и слоган, как яркие впечатляющие образы ситуации и сопровождающего её настроения, именно благодаря своей необычности, непривычности для эволюционно и исторически сложившихся алгоритмов психического восприятия буквально "впечатываются" в мозг» [1, с. 139]. Их невозможно осмыслить, потому

что в этом сплошном потоке нет никакого сюжета или художественного образа, а есть только лозунги, которые сознанием подростка воспринимаются как житейские истины, как важная информация, которую ему не могут дать «не знающие жизни» родители и учителя в школе. Тексты рэпа внушают подростку истины «улицы» и «настоящей жизни». Другое дело, что за красивой обложкой этой якобы «настоящей жизни» скрывается элементарная наркомания и деградация. Но этого неокрепший и незрелый мозг молодого человека не замечает, поскольку его всячески отстраняют от навыков мыслительного процесса, отвлекают клипами, которые, мелькая, создают иллюзию целостного восприятия мира.

Массовое распространение рэп получил в России потому, что его активно раскручивают менеджеры (приезжают знаменитые в Америке рэперы, дают концерты), а также потому, что музыка в стиле рэп не требует никаких талантов, её легко исполнять, она очень пафосна (а молодёжь любит пафос), для неё легко писать ни к чему не обязывающие тексты, в которых часто содержатся нецензурные выражения и т.п. Как известно, плохому научиться всегда легче, чем хорошему. Например, на сайте «для умных родителей»1 мы нашли такую информацию: «Рэп является составной частью культуры хип-хоп. На сегодняшний день эта субкультура переживает сложные моменты интеграции в поп-культуру и мир шоу-бизнеса. Её продвижению во многом способствуют музыкальные журналы, музыкальные телевизионные каналы, кино». Это заставляет задуматься о том, что нужно искать средства, чтобы оградить подрастающее поколение от пагубного влияния подобной субкультуры, которая не несёт в себе ничего развивающего. Часто для подростков, слушающих рэп, характерно девиантное поведение, отказ от чтения книг. К чему это может привести? Если целое поколение не будет развивать

1 http://www.mternet-kontrol.ru/subkulturi/populyarnaya-sredi-molodezhi-subkultura-reperov.html

мышление и читать книги, то страна погибнет. Ведь рэп убивает в человеке вкус, культуру, традиции, не даёт развиваться талантам и способностям, которые заложены в нём от природы. Рэп приводит подростка в псевдовзрослый мир, в мир криминала и насилия, где нет чистой любви и чистой радости. При этом нужно отметить псевдохудожественность рэп-текста. Он отличается от настоящего поэтического текста примерно так же, как эротический фильм отличается от порнографического. Приведём пример с сайта http://song5.ru/text/реп-про-жизнь-жизнь: Рэп про жизнь (текст длинный, поэтому мы взяли для анализа его первый «куплет»):

Аюбовь — это основа любого моего слова, / Эта клятва для тебя, я повторяю снова, Переверну весь мир, смешаю день с ночью, / Просто я люблю, и на этом точка... / Я буду тебе верить, моя Вера без сомнения, / Буду твоим верным знаком, олицетворения, / Буду навеки с тобой, буду беречь от горя, / Буду лучшим другом, для тебя могу свернуть горы, / Буду преданным тебе, буду хранить твою улыбку, / Буду делать настоящей каждую твою попытку, / Буду так бороться, как в войнах не боролись люди, / Буду там, где нужен, там, где нет, меня не будет, / С тобой буду решать вопросы, буду находить ответы, / Если потеряю, буду вечно искать где ты, / Буду рабом твоим, буду хранить слёзы, / Сделаю все невозможное, подарю звёзды, / Буду любить вечно, образ твой со мною навсегда, / Так же, как и я... / Эти слова от сердца для тебя, / Ведь рэп — это не только боль и кровь в каждом треке, / Рэп — это слова любви о близком человеке...

Уже по одному куплету можно сказать, что в этом тексте вся поэтичность держится на простых рифмах, создающих иллюзию стиха. Причём эти рифмы, которые должны выразить основную мысль автора текста, выражают, скорее, банальный пафос: основа — слова — снова, ночью — точка, верить — без сомнения — олицетворения, от горя —

горы и т.д. Слова, на которые падает здесь смысловой акцент, не несут смысловой нагрузки (создаётся иллюзия смысла, иллюзия социального протеста, чувства и т.д.). Настоящая поэзия — это выражение чувства, впечатления, какого-то воспоминания, которые имеют более или менее осязаемые (не иллюзорные !) черты. В данном же тексте есть только декларация чувства. Кроме того, здесь нет и намёка на художественный образ (набор фраз ещё не составляет образа). Автор текста голословно обещает своей «возлюбленной» что-то эфемерное, пафосное, не обладающее действительным бытием. Более того, в тексте нет никакого намёка на реальность адресата, на какие-то конкретные черты, нет его имени. Он никому, таким образом, не адресован. Вообще же, все обещания, о которых идёт речь в рассматриваемом тексте, почти никак не связаны между собой и даже часто грамматически неправильны (например, «Буду твоим верным знаком, олицетворения»). По-видимому, неопытная в стихосложении молодёжь считает, что это новое слово в поэзии (по аналогии, может быть, с концептуальной поэзией), доходчивое и такое «жизненное» (в это слово они вкладывают какое-то смутное понимание взрослой жизни, о которой не имеют реального представления). Поэтому такие тексты, заменяющие реальные чувства суррогатом, выдающие пафос высоких слов за настоящие убеждения, несут в себе опасность для сознания подростка, ибо они блокируют способность постигать настоящую поэзию и интеллектуально развиваться. Однообразие ритма и такта также создаёт предпосылки для ощущения вседозволенности, побуждает подростка к действию. Однако поскольку эти побуждения импульсивны и не связаны с конкретными целями и задачами, то и деятельность выходит не совсем конструктивной. Чаще всего она выливается в неприятие нормального (принятого в приличном обществе) образа жизни, в отказе выполнять требования учителя, читать классическую литературу и т.д. Чтобы

предотвратить последствия прослушивания музыки в стиле рэп подростками, нужно приучать их мыслить ассоциативно и постепенно учить воспринимать художественные образы. Это возможно, если на уроках литературы или музыки использовать образы искусства, объясняя их смысл и значение, показывая модели, по которым они создаются в культуре.

О большом значении художественного образа для интеллектуального развития написано много, в частности об этом пишет И. Э. Кашекова [5]. Художественный образ, по её теории, есть основа всей системы образования, поскольку он представляет собой универсальную модель в искусстве (изобразительном, словесном, музыкальном). Художественный образ является двигателем фантазии и основой гармоничного развития личности. В музыке рэп, как мы убедились, этого нет, соответственно, нет и предпосылок для личностного роста её слушателя и исполнителя. Художественный образ предполагает развитие ассоциативных связей между предметами, явлениями, на чём строится познание человеком себя и окружающего мира. Без ассоциативных связей не происходит познания, не развивается гибкость мышления, не работает память, а эмоции остаются на примитивном уровне.

Таким образом, музыка в стиле рэп вызывает у подростков зависимость в силу неразвитости у них эстетического вкуса, низкого уровня музыкальной культуры, что приводит к тому, что они не замечают подмены настоящих понятий о любви, жизни и т.д. штампами и пустыми, ничего не значащими пафосными фразами. Рэп, в основе которого лежит культура клипа, с мелькающими кадрами, прерывающейся и искажённой (словно разомкнутой в пространстве и времени) музыкой, приводит к разрушению сознания и деградации личности. Подростку кажется, что он занимается делом, что-то крутое делает, что он на гребне новаций, тогда как на самом деле он в плену плохого вкуса и сам себе помочь не может, как геймер не может ото-

рваться от игры, выйти из её ритма, который заполняет его иллюзией спокойствия, занятости. Сознание подростка, воспитанное на иллюзии познания, не способно контролировать свои мысли и чувства, сосредоточиться на своём внутреннем мире, а потом и сопереживать другому человеку в его чувствах. Всё это — тревожные симптомы, и решение проблемы видится в создании иммунитета против них с помощью продуманной методической и психологической работы

как с детьми, начиная с младшего школьного возраста, так и с их родителями. Такая работа должна вестись посредством специальных статей в средствах массовой информации (об опасностях интернет-культуры и о том, как правильно использовать гаджеты в обучении), обращения большего внимания на гуманитарную составляющую школьной программы по всем дисциплинам (курс на интегративное образование, основанное на изучении художественного образа [5]).

Примечания

1. Андреев И. Л., Есаков В. А., Качаева М. А., Назарова Л. Н. Виртуальная звуковая агрессия и психическое здоровье человека // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). C. 135—140.

2. Андреев И. Л., Есаков В. А., Назарова Л. Н. Аудионаркотики: звук вместо «химии» // Человек. 2014. № 3. С. 66—76.

3. Андреев И. Л., Назарова Л. Н. Психические расстройства детей и подростков // Человек. 2013. № 4. С. 102—110.

4. Есаков В. А. Искусство или бизнес? Перспективы государственно-частного партнёрства в вузах культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). C. 193—199.

5. Кашекова И. Э. Изобразительное искусство : учебник для вузов. Москва : Академический проект, 2009. 583 с. (Gaudeamus. Серия: Фундаментальный учебник).

References

1. Andreev I. L., Esakov V. A., Kachaeva M. A., Nazarova L. N. Virtual sound aggression and mental health. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 4 (60), pp. 135—140. (In Russian)

2. Andreev I. L., Esakov V. A., Nazarova L. N. Audio drugs: sound instead of "chemistry". Chelovek [Human being]. 2014, No. 3, pp. 66—76. (In Russian)

3. Andreev I. L., Nazarova L. N. Children and adolescent mental disorders. Chelovek [Human being]. 2013, No. 4, pp. 102—110. (In Russian)

4. Esakov V. A. The art or business? Prospects for public-private partnership in higher education institutions of culture and arts. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 193—199. (In Russian)

5. Kashekova I. E. Izobrazitelnoe iskusstvo [Fine arts]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ. [Academic Project Publ.], 2009. 583 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.