Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежова Т. В., Вороньжева О. В.

В статье рассматривается вопрос интеграции виртуальной среды в образовательный процесс, анализируются возможности использования виртуальной среды как фактора эффективного обучения иностранному языку (мотивация обучающихся к изучению иностранного языка, погружение в языковую среду, использование учебных Интернет-ресурсов, совершенствование форм и методов дистанционного обучения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ежова Т. В., Вороньжева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL ENVIRONMENT AS A FACTOR EFFECTIVE LEARNING FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the issue of integrating the virtual environment into the educational process, analyzes the possibilities of using the virtual environment as a factor in effective teaching a foreign language (motivation of students to learn a foreign language, immersion in the language environment, use of educational Internet resources, improvement of forms and methods of distance learning).

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 378

Ежова Т.В.

декан факультета иностранных языков, доктор педагогических наук, профессор Оренбургский государственный педагогический университет

(Россия, г. Оренбург)

Вороньжева О.В.

студентка 2 курса магистратуры Оренбургский государственный педагогический университет

(Россия, г. Оренбург)

ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР

ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: в статье рассматривается вопрос интеграции виртуальной среды в образовательный процесс, анализируются возможности использования виртуальной среды как фактора эффективного обучения иностранному языку (мотивация обучающихся к изучению иностранного языка, погружение в языковую среду, использование учебных Интернет-ресурсов, совершенствование форм и методов дистанционного обучения).

Ключевые слова: виртуальность, виртуальная среда, образовательные платформы, обучение английскому языку.

Виртуальная реальность стремительно развивается во многих секторах, от медицины до обучения. Понимая проблемы академической мобильности, в том числе и вызванные необходимостью дистанционного обучения на фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки, вызванной Covid-19, важно изучить возможности использования виртуальной среды в качестве инструмента стимулирования обучающихся к учебному взаимодействию в онлайн-формате. На сегодняшний день вопрос интеграции виртуальной среды в образовательный процесс становится все более актуальным. Анализом недостатков

34

существующей системы обучения иностранным языкам на разных этапах образования, а также вопросами эффективности использования виртуальной среды в образовательном процессе занимались многие известные исследователи (В. С. Бабенко, А.И. Воронов, С. Т. Махлина, Н. А. Носов, С.В. Тарасов и др.).

Центральное место в этом растущем интересе к виртуальным образовательным средам занимает переход от рассмотрения компьютера как обычного технического средства обучения к восприятию компьютера как пространства, где учащиеся могут сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, а также с носителями изучаемого языка. По сравнению с другими способами обучения, виртуальная реальность обладает уникальной способностью полностью задействовать чувства, обеспечивая пользователям ощущение полного личного присутствия и возможность сосредоточиться в виртуальном мире.

Слово «виртуальный» происходит от латинского «virtualis», которое, в свою очередь, происходит от слова «virtus», что означает «сила» или «мощь». В философии виртуальным считается то, что существует в потенциале, а не в действии. Представление философа Ж. Делеза о «виртуальном» имеет два аспекта: во-первых, виртуальное - это своего рода поверхностный эффект, производимый действительными причинными взаимодействиями на материальном уровне [3]. Когда кто-то использует компьютер, на мониторе отображается изображение, которое зависит от физических взаимодействий, происходящих на уровне оборудования. Окна нигде в действительности нет, но, тем не менее, оно реально, и с ним можно взаимодействовать. Этот пример фактически ведет ко второму аспекту виртуального, на котором настаивает Ж. Делез: к его генеративной природе. Это виртуальное воплощение потенциальности в актуальном. Это пока не материально, но реально.

Слово «среда» означает «окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов» [6].

С.В. Тарасов рассматривает термин «образовательная среда» как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности [8, с. 4].

Термин «виртуальная образовательная среда» в педагогике главным образом представляет собой информационное пространство, которое дает возможность обучающимся находить, получать и обрабатывать определенную информацию, осуществлять научную, учебную и проектную деятельность.

В настоящее время Интернет-ресурсы стали немаловажным компонентом образовательного процесса. Учебные Интернет-ресурсы являются значимой основой для создания информационно-предметной среды, обучения и самообразования людей в соответствии с их профессиональными и личными интересами и потребностями [7, с. 363].

На современном этапе изучения иностранных языков существует острая необходимость в разработке новых учебных Интернет-ресурсов, которые будут направлены на совершенствование и развитие знаний студентов с использованием таких форм Интернет-ресурсов, как трэжа хант, хотлист, скрэпбук, сабджект сэмпл, веб-квест. Обратимся к структуре и методическому содержанию каждого из названных типов учебных Интернет-ресурсов.

Хотлист - это список Интернет-сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой тематике. Его довольно просто создать, и он может пригодиться в процессе обучения. Хотлист помогает сэкономить время на поиск необходимой информации. Учащимся просто нужно ввести ключевое слово в поисковик в Интернете, и можно получить желаемый список избранного.

Скрэпбук - это своего рода сборник мультимедийных источников. В отличие от хотлиста, скрэпбук не только относится к текстовым сайтам, но также помогает находить изображения, аудио и видеоклипы, графику, анимацию, видео-туры, которые сейчас очень популярны. Все файлы скрэпбука могут быть

легко загружены и использованы обучающимися в качестве информационного и иллюстративного материала во время изучения определенной темы.

Трэжа хант («охота за сокровищами») выглядит как хотлист и скрэпбук. Он включает ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие состоит в том, что каждая из ссылок содержит вопросы о содержании веб-сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисковую активность учеников. Самый общий вопрос о понимании темы можно задать в конце «поиска сокровищ». Расширенный ответ будет включать ответы на предыдущие более подробные вопросы по каждому из сайтов.

Четвертый инструмент изучения иностранных языков - сабджект сэмпл. Он находится на следующем уровне сложности по сравнению с трэжа хант. Он также содержит ссылки на текстовый и мультимедийный контент в Интернете (изображения, аудио- и видеоклипы, графику). Обучающиеся должны ответить на вопросы после изучения каждого аспекта темы. Однако, в отличие от «охоты за сокровищами», с помощью которой студенты изучают фактический материал, тематическая подборка в сабджект сэмпл направлена на обсуждение социально острых и спорных тем. Обучающиеся должны не только ознакомиться с материалом, но и выразить собственное мнение по вопросам обсуждения.

И последний, самый сложный вид обучающих Интернет-ресурсов - это веб-квест. Это сценарий деятельности проектной организации с использованием Интернет-ресурсов. Он включает в себя все компоненты четырех вышеупомянутых материалов и предполагает участие в проекте всех обучающихся [7].

Развитие учебных Интернет-ресурсов позволяет совершенно по-другому взглянуть на Интернет: роль образовательных Интернет-ресурсов постепенно становится аналогом или альтернативой традиционным способам учебного процесса. Образовательные Интернет-ресурсы (наряду с печатными учебниками и учебными пособиями) также могут быть направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся (по видам речевой деятельности).

Однако следует отметить, что эффективное использование информации, размещенной в Интернете, в значительной степени зависит от умения преподавателя адекватно оценивать потенциальные электронные ресурсы, используя проверенные критерии оценки их качества, что позволяет подготовить отобранную информацию для успешного использования в качестве аутентичных материалов.

Виртуальная реальность - то новый важный инструмент в педагогическом наборе, который может воспроизвести и улучшить личный опыт обучающихся кардинальным образом. Информационно-коммуникационные технологии, в том числе компьютерные, никогда полностью не заменят процесс обучения в классе, но они предлагают более мощные инструменты по сравнению с использовавшимися ранее. Использование всех этих инструментов обеспечит прогресс учащихся сегодня и в будущем [2, с. 15-16]. Основной целью, предметным результатом обучения иностранному языку, в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, является развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в совокупности её составляющих - речевой, языковой, компенсаторной, учебно-познавательной и социокультурной компетенций, что и обусловило возникновение потребности в многоаспектном интерактивном изучении иностранного языка.

С этой целью созданы различные виртуальные образовательные платформы (VLE - virtual learning environments), которые широко использовались в учебных заведениях в период дистанционного обучения. Интернет и виртуальная среда изменили возможности обучения английскому языку в школе, разнообразив варианты получения информации.

Виртуальная среда обучения (VLE) является ценным инструментом в обучении иностранному языку. Использование возможностей VLE важно для улучшения языковых и коммуникативных навыков.

Изучая вопрос выбора VLE, мы составили список образовательных платформ и виртуальных сред, широко и успешно используемых во многих зарубежных и российских университетах:

1. Canvas

2. Blackboard

3. Google Classroom

4. Moodle

5. Bright space

6. Schology

7. Infinite Campus.

VLE выполняет следующие функции в процессе иноязычного образования:

• сочетает в себе разработку заранее подготовленных входных данных и легенд с импровизацией;

• является активной формой обучения - обучающиеся постоянно вовлечены в образовательный процесс;

• стимулирует к развитию независимого творческого способа решения проблем;

• поощряет групповое обсуждение и командную работу;

• раскрывает языковой, профессиональный и лидерский потенциал обучающихся;

• повышает мотивацию и активность обучающихся в рамках учебной дисциплины.

Термины «Виртуальная среда обучения» (VLE) и «Управляемая среда обучения» (MLE) часто взаимозаменяемы [9]. По мнению Д. Кука, «виртуальная среда обучения (VLE) - это набор инструментов преподавания и обучения, разработанных для улучшения обучения за счет включения компьютеров и Интернета в процесс обучения [5]».

Использование виртуальной реальности, и в частности образовательной платформы, дает обучающимся возможность общаться с носителями языка, создает искусственную языковую среду, формирует и развивает лингвистические, социокультурные, коммуникативные и стратегические компетенции.

Вышеупомянутые компетенции обеспечивают формирование у обучающихся следующих умений и навыков:

1. взаимодействовать в мультикультурном сообществе с разными национальными ценностями, нормами и традициями;

2. создать позитивный, толерантный дух в процессе межкультурного общения;

3. сохранить национальную и профессиональную самоидентификацию в мире международной интеграции и мобильности.

Анализ научных исследований в области обучения английскому языку показывает, что наиболее эффективный способ овладеть иностранном языком -это метод полного погружения.

Чтобы интегрировать изучение английского языка в другие сферы жизни обучающегося, УЬЕ предлагает следующие возможности:

• двуязычное образование;

• международные проекты;

• аудио и видео, проблемные ситуации;

• онлайн-курсы и ролевые игры.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование УЬЕ решает проблему погружения в языковую среду, психологически подготавливает обучающихся к использованию имеющихся знаний и умений, мотивирует их к дальнейшему изучению иностранного языка. Работа с образовательными порталами вдохновляет и мотивирует обучающихся к приобретению новых языковых и поведенческих навыков. Интернет и образовательные платформы оказывают значительное влияние на процесс

группового сотрудничества и проектной работы обучающихся. УЬЕ - ценный инструмент, предназначенный для обогащения стратегий обучения, процесса выставления оценок, методов обратной связи. Однако использование УЬЕ требует тщательной подготовки, что может занимать значительную часть времени учителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Воронов, А.И. Философский анализ понятия «виртуальная реальность: автореф. дис. ... канд. филос. Наук / А. И. Воронов. - СПб.,1999. - С. 5. Доброва, В.В. Виртуальная реальность в преподавании иностранных языков. / В.В. Доброва, П.Г. Лабзина // Вестник Самарского Государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2016. -№4. - С.13-20.

Делез, Ж. Диалоги /Д. Жиль, К. Парне. - Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2008. - 174 с.

Делез, Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях.Бергсонизм / Д. Жиль.-М.: ПЕР СЭ, 2001. - 301 с.

Кук, Д. Интернет-обучение: плюсы, минусы и противоречия / Д. Кук / Клиническая медицина. - 2007. - №7. - С. 37-42.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов: под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс: Мир и образование, 2007. - 640 с.

Сысоев, П. В. Использование новых учебных интернет-технологий в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США). / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Вестник ТГУ. Серия: Педагогика и психология.- 2008. - № 2. - С. 363-370.

Ezhova T.V.

Dean of the Faculty of Foreign Languages, Doctor of Pedagogy, Professor Orenburg State Pedagogical University (Russia, Orenburg)

Voronzheva O.V.

2nd year graduate student Orenburg State Pedagogical University (Russia, Orenburg)

VIRTUAL ENVIRONMENT AS A FACTOR EFFECTIVE LEARNING FOREIGN LANGUAGE

Abstract: the article discusses the issue of integrating the virtual environment into the educational process, analyzes the possibilities of using the virtual environment as a factor in effective teaching a foreign language (motivation of students to learn a foreign language, immersion in the language environment, use of educational Internet resources, improvement offorms and methods of distance learning).

Keywords: virtuality, virtual environment, educational platforms, teaching English.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.