Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОДМОСКОВНОЙ УСАДЬБЫ ПУЩИНО-НА-НАРЕ: ИСТОЧНИКИ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОДМОСКОВНОЙ УСАДЬБЫ ПУЩИНО-НА-НАРЕ: ИСТОЧНИКИ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСАДЬБА / ДВОРЯНСКИЕ УСАДЬБЫ / ПУЩИНО-НА-НАРЕ / ВЯЗЕМСКИЕ / ДВОРЯНСТВО / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ОЦИФРОВКА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / СКЕТЧАП / CULTURAL HERITAGE / VIRTUAL RECONSTRUCTION / NOBILITY / VYAZEMSKY / PUSHCHINO-ON-NARA / NOBLE ESTATES / MANOR / STUDY OF HISTORICAL SOURCES / DIGITIZATION OF CULTURAL HERITAGE / SKETCHUP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамонова Светлана Алексеевна

Подмосковная усадьба XVIII - начала ХХ вв. занимает особое место в социокультурном контексте истории России. После периода забвения на протяжении большей части ХХ века усадьбы Подмосковья снова привлекают исследователей русской культуры, архитектуры, повседневной жизни дореволюционной России. Сегодня большинство известных усадеб Подмосковья, некогда славившихся своей архитектурой, парковой культурой, имевших примечательную социальную историю, связанную с именами известных в России деятелей, находятся в руинированном состоянии. Одной из главных характерных особенностей усадебной культуры является её синтетичность, что требует при её изучении объединенных усилий специалистов различных профилей и междисциплинарных подходов. В статье проводится анализ комплекса выявленных источников, которые обладают потенциалом для создания 3D-реконструкции главного дома усадьбы и элементов усадебного комплекса, а также которые в совокупности с литературой дают возможность установления истории усадьбы Пущино-на-Наре и её владельцев. Виртуальная реконструкция дает возможность визуализировать облик некогда процветающего памятника культурного наследия и продемонстрировать возможности применения методик трёхмерного компьютерного моделирования в исторических исследованиях на примере реконструкции усадеб. В статье также рассказывается о применении автором современного программного обеспечения (Adobe Photoshop, SketchUp и Twinmotion) для решения поставленных задач. Исследование проводилось в сотрудничестве с Центральным государственным архивом Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL RECONSTRUCTION OF PUSHCHINO-ON-NARA MANOR NEAR MOSCOW: RESEARCH SOURCES, METHODS AND TECHNOLOGIES

Manors of the 18th - early 20th centuries located near Moscow can boast their specificity within the socio-cultural context of the history of Russia. After a period of oblivion for most of the twentieth century, the manors of Moscow Oblast started to attract researchers of Russian culture, architecture and everyday life in pre-revolutionary Russia. Today most of the well-known manors of Moscow Oblast, once famous for their architecture, park culture, remarkable social history associated with the names of the famous Russians are in ruins. One of the main characteristic features of the manor culture is its synthetic nature that requires combined efforts of specialists belonging to different interdisciplinary approaches to study it. The article analyzes the complex of identified sources that have the potential for creating a 3D-reconstruction of the main house of the manor and elements of the manor complex and which, taken together with the literature, make it possible to study the history of Pushchino-on-Nara manor and its owners. Virtual reconstruction makes it possible to visualize the appearance of this cultural heritage site and demonstrate the opportunities to use three-dimensional computer modeling techniques in historical research by the example of the manor reconstruction. The article also tells us about the author’s use of modern software (Adobe Photoshop, SketchUp and Twinmotion) to solve the goals set. The research was carried out in collaboration with the Central State Archive of Moscow Oblast.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОДМОСКОВНОЙ УСАДЬБЫ ПУЩИНО-НА-НАРЕ: ИСТОЧНИКИ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Историческая информатика

Правильная ссылка на статью:

Мамонова С.А — Виртуальная реконструкция подмосковной усадьбы Путщно-на-Наре: источники, методы и технологии исследования//Историческая информатика. - 2020. - № 3. ЕЮ1:10.7256/2585-7797.2020.3.34245 иКЬ: 1шрз://|йриЫЫгсо1г/11Ьгагу_гсаё_аг1ю1с.р1р?к1=34245

Виртуальная реконструкция подмосковной усадьбы Пущино-на-Наре: источники, методы и технологии исследования

Мамонова Светлана Алексеевна

бакалавр, выпускница кафедры исторической информатмки Исторического факультета Мзсковского

Государственного Университета им. МБ. Ломоносова

119991, Россия, г. Москва, ул. Ломоносовский Проспект, 27к4, Исторический факультет

ЕЗ [email protected]

Статья из рубрики "Геоинформационные системы и ЗР-реконструкции"

001:

10.7256/2585-7797.2020.3.34245

Дата направления статьи в редакцию:

03-11-2020

Аннотация.

Подмосковная усадьба XVIII - начала XX вв. занимает особое место в социокультурном контексте истории России. После периода забвения на протяжении большей части XX века усадьбы Подмосковья снова привлекают исследователей русской культуры, архитектуры, повседневной жизни дореволюционной России. Сегодня большинство известных усадеб Подмосковья, некогда славившихся своей архитектурой, парковой культурой, имевших примечательную социальную историю, связанную с именами известных в России деятелей, находятся в руинированном состоянии. Одной из главных характерных особенностей усадебной культуры является её синтетичность, что требует при её изучении объединенных усилий специалистов различных профилей и междисциплинарных подходов. В статье проводится анализ комплекса выявленных источников, которые обладают потенциалом для создания ЗО-реконструкции главного дома усадьбы и элементов усадебного комплекса, а также которые в совокупности с литературой дают возможность установления истории усадьбы Пущино-на-Наре и её владельцев. Виртуальная реконструкция дает возможность визуализировать облик некогда процветающего памятника культурного наследия и продемонстрировать возможности применения методик трёхмерного компьютерного моделирования в исторических исследованиях на примере реконструкции усадеб. В статье также рассказывается о применении автором современного программного обеспечения (Adobe

Photoshop, SketchUp и Twinmotion) для решения поставленных задач. Исследование проводилось в сотрудничестве с Центральным государственным архивом Московской области.

Ключевые слова: уса дьба, дворянские усадьбы, Пущино-на-Наре, Вяземские, дворянство, виртуальная реконструкция, культурное наследие, источниковедческие аспекты, оцифровка культурного наследия, СкетчАп

Введение

Среди широкого круга объектов, составляющих культурное наследие страны, особое место занимает усадьба как явление самобытное и многогранное, в котором нашли отражение социально-экономические и историко-культурные аспекты истории России

XVII-XX вв.Усадьбы прошли несколько этапов формирования: от «дворов вотчинника» до классического образа дворянской усадьбы с последующим приходом в упадок, разграблением, опустением или музеефикацией, превращением в места отдыха или полнейшим разрушением.

Характерный пример такого рода - усадебный ансамбль Пущино-на-Наре (ныне это территория Серпуховского района Московской области). Эволюция дворянской усадьбы в

XVIII-XIX вв. нашла свое отражение и в истории этой усадьбы князей Вяземских, владельцами которой во второй половине XIX в. становятся крупные предприниматели. В советское время главный дом усадьбы Пущино-на-Наре постепенно приходит в упадок, а в настоящее время этот памятник историко-культурного наследия стоит в руинах.

Цель работы заключается в восстановлении исторического облика главного дома и элементов усадебного комплекса Пущино-на-Наре с помощью технологий виртуальной 3 D-реконструкции.

В первой части статьи дается краткая история усадьбы Пущино-на-Наре, источников для создания её виртуальной реконструкции, методов и технологий Зй-моделирования, использованных в работе. Вторая часть статьи содержит этапы и результаты виртуальной реконструкции главного дома Пущино-на-Наре, анализ соотношения разных источников и информации, извлеченной из них.

Краткая история усадьбы

Усадьба Пущино-на Наре - памятник архитектуры конца XVIII — начала XIX веков, расположенный на северной окраине современного города Серпухова Московской области.

Первое упоминание местности относится к 1645-1647 гг., когда в переписной книге Серпуховского уезда появляется «деревня Пущино-на-Наре» с четырьмя крестьянскими дворами Онфиногена Федоровича Шишкина

В 1657 г. деревня переходит во владение князей Вяземских, представителей высшей знати и прямых потомков Рюрика и Мономаха, и одним из первых владельцем становится Алексей Васильевич Вяземский, за которым закрепляются границы уже неделимого имения. То, что в документах значится именно «деревня», указывает на то, что ни при О.Ф.Шишкине, ни при А.В.Вяземском в Пущино не было господского дома, иначе оно

числилось бы «сельцом»-!-^-.

С первой половины XVIII в. Пущино-на-Наре стало родовым имением Вяземских и

принадлежало Ивану Андреевичу Вяземскому— деду поэта П.А.Вяземского.

Главный дом имения был деревянным и располагался южнее нынешнего Все

дополнительные постройки группировались вдоль правого берега реки Нары, парк был небольшого размера, на территории усадьбы были расположены пруды, ведущий к ним ручей и родник-1-^1.

Исходя из вышесказанного мы можем определить первый строительный период усадьбы Пущино-на-Наре промежутком между 1657 г., когда деревня становится сельцом, закрепляются территории за родом Вяземских, строятся первые, еще деревянные, постройки, разбивается сад и огороды, создается, одним словом, основа будущего имения, и второй половиной XVIII века, когда владения переходят к следующему хозяину. Никаких документальных сведений о том, что происходило в усадьбе до 1766 г., к сожалению, не имеется.

На данный момент имеются противоречивые сведения о том, когда, от кого и при каких обстоятельствах имение досталось действительному тайному советнику, сенатору князю Сергею Ивановичу Вяземскому (1743-1813). По одним источникам земли перешли к нему в 1786 г. после смерти его отца И.А.Вяземского, по другим, в 17бб-м. Также имеются сведения, что отец был не И.А., а И.П. и, возможно, даже не от отца было унаследовано имение. Помимо этого, имеется информация, что И.А.Вяземский скончался в 1789 г.

По плану Генерального межевания 1766 г. фиксируется существенно отличное от описания вотчины прошлого периода состояние владения, а также оно уже начинает называться сельцом-!-^- , так как в поселении не было церкви, но зато в отличие от деревни был господский дом-^-.

Сергей Иванович заведовал в 1780-93 гг. государственными доходами Российской империи, в 1798 г. вышел в отставку с чином тайного советника.

Будучи долгое время руководителем экспедиции государственных доходов сенатского казначейства заимел солидное состояние, позволившее ему провести масштабное строительство на территории имения. Был женат на Анне Федотовне Каменской (1743-1787), сестре генерала-фельдмаршала Михаила Федотовича Каменского.

Предположительно 90-е гг. XVIII века в Пущино-на-Наре выстраивается архитектурный ансамбль, отличавшийся своим великолепием. На территории усадьбы была построена

суконная фабрика, где работали крепостные крестьяне I2Ö1. в документе от 20 июня 1799 г., написанного канцеляристом Сергеем Алексеевым и подписанного Сергеем Ивановичем Вяземским и московским купцом Андреем Ивановичем Пашелниковым, указано, что последние заключили договор по сотрудничеству, указав обязанности друг

друга по поставке сырья и товаров, а также условия труда-^1. Данный факт был достаточно необычным для дворянских усадеб того времени, но также поступил и брат Сергея Ивановича Андрей Иванович, владелец подмосковного Остафьева. Многие отмечали деловые качества, интерес к наукам, искусствам, образованность, широту взглядов и тонкость вкусов братьев.

Предполагается, что архитектором ансамбля мог быть Н.А.Львов, известный последователь стиля Палладио в России, но существуют мнения и исследования,

которые указывают на то, что данный ансамбль не принадлежит руке этого мастера-^-. При Сергее Ивановиче происходит перепланировка усадьбы, которая является ключевой

в становлении комплекса, такая планировка была окончательной, новый господский дом, выполненный из камня, теперь выстроен на новом месте, ближе к дороге. Можно предположить, что на время строительства деревянные постройки сохранялись, в связи с этим и была выполнена перепланировка.

Главный дом являлся образцом палладианства, трехэтажный, он был украшен восьмиколонным портиком с парадного входа и четырехколонным со стороны парка, фасады были украшены лепниной, гирляндами и медальонами. Главный усадебный дом был настоящим дворцом, он сочетал в себе широкий греческий портик под низким фронтоном и мотив «итальянских» арок и полукружий в цокольной части и в завершении огромного центрального окна на главном фасаде здания-^. Коринфским колоннам соответствовали пилястры на стенах. Парадный вход находился по центру на первом этаже, к нему вела мощённая дорога, сохранившаяся до наших дней.

К главному усадебному дому, образуя с ним П-образную форму, примыкали четыре двухэтажных флигеля. В работах краеведов особое внимание уделено растительной составляющей ансамбля, которая была крайне разнообразна.

Посреди двора стоял фонтан с овальной чашей, такой же был и перед парадным фасадом здания. Парк имел привычную для своего времени центрально-осевую композицию, по бокам шли шесть липовых рядов, ведущих к спуску к Наре

Таким образом, нам представляется достаточно величественный и модный для своего времени усадебный комплекс.

Все части парка были продуманы, в западной, например, располагался огород, в восточной фруктовый сад, около реки были устроены пруды: для ловли рыбы, накопительные и даже купательные. Рядом с прудами росли редкие деревья: пирамидальные тополя, тополя с клиновидными серебристыми листьями, лиственницы, южные длинноиглистые сосны, серебристые ели, плакучие декоративные ивы, а у самой воды - черная смородина, калина, черемуха, малина и бузина-^.

После смерти Сергея Ивановича в 1813 г. усадьба значится за его старшим сыном от брака с Анной Федоровной Каменской - генерал-майором Михаилом (1770-1848г.^1 , однако, его семья жила в основном в Москве, а Пущино-на-Наре использовалось в качестве доходного имения.

Второй строительный период, относящийся к владению усадьбой Сергея Ивановича Вяземского, оказался «золотым» для Пущино-на-Наре. В итоге имение приобрело вид, который, хоть и в руинах, но дошел до наших дней. Благодаря Сергею Ивановичу усадьба расцвела, приобрела величественный вид и походила на дворец. В последующие года комплекс претерпевал лишь небольшие изменения.

Из-за разорения Вяземских последним наследникам пришлось выставить имение на продажу вместе с обстановкой, в которой было немало ценных вещей, например,

курильница государственного фарфорового завода, подаренная Александром 1-^1. В 1839 г. усадьбу покупает камергер Его Императорского Величества, статский советник Петр Михайлович Донауров (1801-1863).

Он был женат на Наталье Алексеевне Хитрово (1804—1863), фрейлине двора, дочери государственного контролёра А. 3. Хитрово, в их семье было четверо детей.

Наталья Алексеевна была больна, поэтому по её просьбе планировалась домовая

церковь на третьем этаже главного дома -£211. Разрешение на устройство домовой церкви было получено, но воспользоваться им Донауровым не пришлось

За недолгие пару лет владения имением никаких изменений в его облике Донауровыми произведено не было.

После продажи Донауровыми Пущино-на-Наре, усадьба оказывается во владении Новосильцевых, а в 1852 г. переходит по наследству дочери коллежского асессора Ивана Ефграфовича Новосильцева, которым, предположительно, и было куплено имение

у Донауровых. Новой хозяйкой становится Наталья Ивановна Новосильцева Усадьба использовалась как «доходная», закладывалась и начала приходить в упадок, управлялась плохо £^£.

Перестроено или изменено в облике усадьбы ничего не было, известно, что погибло много растительности, так как зимой пришел в негодность потолок, но управляющий

имением не предпринял никаких мер

В XIX в. Серпухов становится крупным промышленным центром. Ведущей отраслью серпуховской промышленности становится производство хлопчатобумажных изделий. Самыми крупными являлись бумаготкацкая и ситценабивная фабрика Третьяковых и бумагопрядильная и ткацкая Н. Н. Коншина. Они имели при себе бани, школы, больницы,

ясли и родильный дом £21. Е.М. Дементьев в 1884 г. хвалил фабричную больницу

Третьяковых как «единственную полноценную во всем уезде» £2*—с,2491, а школу

описывал как «безупречную во всех отношениях»^2, с-3031.

В 1879 г. усадьба и все прилегающие земли покупаются «Товариществом мануфактур Третьяковых» за 63 тысячи рублей. По архивным данным на тот момент в усадьбе имелись скотный двор, три флигеля, сенной сарай, каретный сарай, оранжерея, главный

дом, рига и прачечная-£221. Имение продолжает использоваться как доходное, где всем хозяйством заведует управляющий; отмечается, что вследствие фабричной местности выявлен недостаток рабочих рук для ведения хозяйства£221.

В 1885 г. фирма Коншиных приобретает красильно-отделочную фабрику на реке Наре, а в 1892 г. - бездействовавшие фабричные строения и землю у разорившейся семьи Третьяковых-Ш-.

В 1888 г. усадьба выкупается фабрикантом, купцом, почетным гражданином г. Серпухов Петром Ивановичем Рябовым (1816 - 1889), владельцем села Подмоклово.

Петр Иванович получил домашнее воспитание и образование. С 1859 по 1863 гг. состоял в одном капитале с отцом и дедом, Иваном Васильевичем и Василием Ивановичем Рябовыми, которые владели и заправляли «ткацким заведением» (фабрикой) в д. Нефедово Серпуховского у. Московской губернии. В 1881 г. построена бумагопрядильная фабрика, а в 1888 г. куплена у Ивана Николаевича Коншина ткацкая фабрика в Серпухове. В 1866 г. Петр Иванович стал главой семьи и возглавил производство. После смерти П. И. Рябова в 1889 г. дело было преобразовано в «Товарищество Рябовской мануфактуры бумажных изделий», в которое была включена красильно-набивная и отделочная фабрика Степана Петровича Рябова в Москве.

Период владения Рябовым выделяется в литературе как возрождение усадьбы. При исследовании памятника были обнаружены следы ремонтных и строительных работ. Были

заменены на железобетонные кирпичные своды портиков, застеклены арки первого этажа, по трем сторонам портиков балюстрады с муфтрованными балясинами, заменены

лестницы, сооружены фонтаны-^-. Расширяется открытая терраса, устанавливается винтовая лестница, позволяющая попадать в парк прямо с террасы, на полах террас с обеих сторон выкладывается мозаика. При Рябове в усадьбе также проводится капитальный ремонт. В итоге усадьба не только не потеряла свой стиль, но и стала отвечать новым веяниям архитектурной моды.

После смерти Петра Ивановича в 1889 г. усадьба переходит к его наследникам.

В период Первой мировой войны в усадебном доме находился лазарет для раненных воинов, просуществовавший вплоть до 1918 г., усадьба была национализирована, в ней организовали молочную коммуну.

В 1924 г. в Пущино-на-Наре открывают детский дом имени М.И. Калинина на 60 воспитанников, в начале Великой Отечественной войны он был эвакуирован в Уфу-^-.

Имеются сведения, что с 1929 г. в Пущино-на-Наре располагался совхоз «Большевик», помещения эксплуатировались и как жилые, и как рабочие, например, как сельский клуб, также в здании усадьбы в 50-ые гг. предположительно располагалась поселковая школа, которая вскоре была расформирована из за аварийного состояния здания-^-.

В 1975 г. усадьба была поставлена на государственную охрану в качестве объекта

культурного наследия-^-. Аварийное состояние продолжало ухудшаться, но у здания еще была кровля и внутренние перекрытия. К началу XXI в. два из трех оставшихся флигелей были утрачены.

В конце 1980-х усадьбу собирались восстановить и устроить там профилакторий для работников Бумажной фабрики, но после проведения обмерных предварительных работ руководство фабрики посчитало этот проект невыгодным в силу сильных разрушений и повреждений как самого основного здания, так и флигелей, находящихся рядом с ним.

Подготовленные для реставрации документы, содержащие в себе планы, чертежи, инженерные записки и постановления хранятся в ЦГАМО и являются основными источниками для виртуальной реконструкции в данной работе.

В 2014 г. нашелся инвестор, который выиграл аукцион в рамках государственной программы «Усадьбы Подмосковья» и выкупил усадьбу'-^-'-. Согласно программе, памятник выставляют на аукцион по льготной цене за право аренды сроком на 49 лет. В течение первых семи лет победитель аукциона должен за свой счет реконструировать исторический облик усадьбы. Оставшиеся 42 г. он может эксплуатировать объект по своему усмотрению, оплачивая аренду по одному рублю за один кв.м. в год. Памятник же остается в собственности государства. Внутри усадьбы планировалось открыть бутик-отель, с фермерским хозяйством, а в дневные часы планировалась возможность посещения усадьбы с экскурсионной группой. На тот момент от когда-то величественного дома остались только стены и некоторые перегородки, а от великолепного и поражающего своим природным разнообразием парка только небольшая часть липовой аллеи.

По мнению экспертов Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (далее ВООПИиК) работы по восстановлению усадьбы Пущино-на-Наре ведутся с нарушениями. В 2017 г. эксперты ВООПИиК направили в Министерство культуры

Московской области письмо, в котором отмечалось, что в ходе реконструкции необходимо не только воссоздать внешний облик зданий, но и уделить внимание строительным материалам, их составу, способу изготовления, формам. Представители инвестора не согласны с этим, по их словам, проект разрешает использование новых и более прочных материалов. В феврале 2017 г. здание Пущино-на-Наре обследовала комиссия Министерства культуры Московской области и выявила ряд нарушений. Сейчас Пущино-на-Наре стоит в руинах и практически целиком доступно взору со стороны.

На ноябрь 2019 г. состояние главного дома слегка преобразилось. В целом, его внешний облик практически не отличается от первоначального или, как минимум, от того, который был при П.А. Рябове, за исключением некоторых разрушенных деталей. В главном доме было проведено строительство, восстановлены полы всех трёх этажей, доступен путь с первого до третьего этажа, восстановлены стены, полностью восстановлена кровля, созданы новые перегородки, можно увидеть, где дыры залатаны новым кирпичом вперемешку с оригинальным. Состояние некогда обширных террас аварийное, пол обвален, куски мозаики разбросаны по участку.

Территория главного дома огорожена забором, часть здания в лесах, но строительные работы не ведутся уже давно. Элементы декора свалены в кучу со строительным мусором, фонтаны также наполнены мусором и сухой травой, ветками. Оставшийся флигель скрыт от взора высоким забором с трёх из четырех сторон, покрашен с одной стороны в серый цвет, на южном фасаде заложено окно второго этажа. Территория парка пришла в запустение, большая часть застроена новыми дачными домами.

В настоящее время работы по реставрации усадебного комплекса остановлены. В связи со сложившейся спорной ситуацией между инвесторами и ВООПИиК возникает четкая проблема: как аутентично провести восстановление усадебного комплекса, составить такой план реставрации, чтобы он опирался на источники и мог бы дать достоверную картину облика усадьбы.

Начатая в 1980-х гг. деятельность по восстановлению Пущино-на-Наре была оставлена ввиду отсутствия финансирования, проект 2014 г. выполняется с нарушениями и ожидать аутентичности здесь не приходится. Это подчеркивает актуальность данной работы и создания виртуальной реконструкции усадьбы Пущино-на-Наре.

Источники виртуальной реконструкции

История усадьбы Пущино-на-Наре отображена в ряде источников разного типа. Основные документы хранятся в фонде 2753 Центрального государственного архива Московской области (ГКУ МО ЦГАМО).

Наиболее важными для данного исследования являются те, что описывают внешний облик усадьбы, например, чертежи фасадов главного дома, чертежи отдельных декоративных элементов экстерьера, план усадебной территории, фотографии, а также архивные обмеры и проектная документация. Хранящиеся в фонде архива документы относятся к 1987-1988 гг., когда планировалось восстановить усадебный комплекс, чтобы устроить там профилакторий для работников Бумажной фабрики. Для этого Союз Архитекторов СССР по заказу Производственного бюро по охране и реставрации памятников культуры Московской области произвел обмеры всех зданий, всей территории, составил планы и чертежи сохранившихся конструкций, а так же провел инженерное обследование. В ходе работ было постановлено, что состояние памятника неудовлетворительно-аварийное, для сохранения необходимо провести полный комплекс реставрационных работ. В ансамбле отсутствовало все внутренне убранство, а также

полы в большинстве помещений главного дома.

Источники, использованные в данной работе, можно разделить на три группы: планы и чертежи, фотодокументы, описательные источники.

Чертежи и планы

I .* .111.1 I ЦП г:|М'

Рис. 1. Чертеж западного фасада главного дома

Чертежи Главного здания усадьбы с обмерами -Ш1, листы технического обследования зданий с указанием материалов строительства 1А21 ситуационный план усадьбы дают возможность для создания виртуальной реконструкции главного дома усадьбы. В них присутствуют не только планы и чертежи, но и обмеры, декоративные элементы и некоторые уточнения материалов. Архитектурные обмеры представляют особенную ценность, так как позволяют создать модель здания в трех измерениях, основываясь как на графических материалах, так и на конкретных цифрах, характеризующих ширину, длину, высоту любого элемента. Само собой, не стоит исключать человеческий фактор, который может принести погрешности в расчетах, так как все обмеры выполнены вручную.

Фо тод окументы

Фотографии содержат более точное изображение конструкций и элементов на конец XIX - начало XX вв. в связи с тем, что здесь уменьшается количество искажений, которые могли возникнуть при работе художника или архитектора. Также различные ракурсы фотографий могут восполнить те пробелы в чертежах, которые появились за счет того, что они отражают только конкретные плоскости, а, например, углы зданий или стены, «прячущиеся» за колоннами, они отразить не могут.

Современное состояние ансамбля максимально полно отражено в фотографиях, сделанных автором данной работы и М.С. Яковлевым (рис. 2-3.) при поддержке ЦГАМО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при посещении усадьбы в ноябре 2019 г.-1-^1 .

Рис. 2. Западный фасад главного дома усадьбы. Дата съемки 28.11.2019г. Автор съемки М.С.Яковлев, Коллекция электронных фотодокументов усадебных комплексов Подмосковья. ЦГАМО. Ф. 2753. Оп.2. Ед.18

Рис. 3. Восточный фасад главного дома усадьбы. Дата съемки 28.11.2019г. Автор съемки М.С.Яковлев, Коллекция электронных фотодокументов усадебных комплексов Подмосковья. ЦГАМО. Ф. 2753. Оп.2. Ед.18

Конечно, работа с ними имеет свои минусы, например, отсутствие необходимой техники не дает возможность сделать снимки восстановленной крыши. Тем не менее, полученных снимков достаточно для их сравнения с главными источниками — чертежами и работы

над виртуальной реконструкцией.

В нашем распоряжении имеются также фотографии XX в., которые будут использоваться для соотнесения с современными фотографиями и чертежами конца XX века. В работе использованы:

1. Фотографии из архива Министерства культуры Московской области (1970-е г.г.)

2. Фотографии из проекта Союза Архитекторов (1988-1989 г.г.)

3 . Фотографии 1920-1930-х г.г. из фондов Серпуховского историко-художественного музея (рис. 4.1) https://pastvu.eom/p/184224

4. Фотографии 1982 г. Татьяны Беляевой (Рис. 4.2)

Ь^рэ ://Ье I ¡а еуа-1.1 ivejournal.com/40527.html

5 . Фотографии начала XX в., взятые из интернета (электронные ресурсы свободного доступа), авторство не установлено http://nataturka.ru/muzey-usadba/puchino_nara.html Ь^рБ://а!х1ау.ги/?р= 162 (Рис. 5)

фасад главного дома, 1950-1965 гг.; Рис. 4.2 Западный фасад съемки 1982 г.

Рис. 5. Западный фасад главного дома. 1920-1930 гг.

Сделанные до разрушения усадьбы, фотографии отвечают хронологическим рамкам нашей виртуальной реконструкции, поэтому могут служить материалами для установки неточностей в чертежах и современном состоянии здания. Стоит отметить, что важно руководствоваться не только современными фотографиями, так как ВООПИиК неоднократно подавало жалобу в Министерство культуры Московской области в связи с нарушениями реставрационных работ. Тем не менее, фотографии этого периода черно-белые и обладают невысокой резкостью, частичной размытостью, что уменьшает возможности их применения.

Таким образом, представленные графические и визуальные источники являются отправной точкой создания виртуальной реконструкции. Наложение и соотнесение планов, чертежей и фотографий в компьютерных программах дают нам информацию о параметрах строений, соответственно и основания для построения основной геометрии с помощью выбранного программного обеспечения.

Описательные источники

Для построения ЗО-модели существенную роль играют проектные документы, составленные Всесоюзным Архитектурно-проектным объединением Союза архитекторов

Что касается текстовых источников по усадьбе Пущино-на-Наре, то отметим, что материалов личного происхождения, характеризующих жизнь в усадьбе в период ее расцвета, выявить не удалось (если не считать кратких упоминаний о том, кому принадлежала усадьба в те или иные периоды ее существования). По результатам нашего запроса в Серпуховский краеведческий музей никакой полезной информации по данной усадьбе также не было выявлено.

СССР «Архпроект» в 1988-1989 г.г. в рамках запланированной реставрации усадебного комплекса Пущино-на-Наре; эти документы хранятся в ЦГАМО (Фонд 2753). В итоге реставрация, не получив финансирования, осталась в рамках эскизного проекта, о чем было сказано в предыдущей главе.

Официальная документация, подготовленная для производства реставрационных работ, представлена в виде:

1. Исходных данных и исторической справки

2. Планового задания на реставрацию памятника архитектуры

3. Актов осмотра технического состояния памятника культуры и истории IAS1.

4. Инженерного обследования IA21.

Проектная документация позволяет дополнить ту информацию, которая содержится в графических источниках, так как в ней характеризуются строительные материалы, а также информация по таким элементам здания как, например, крыша. К сожалению, к моменту составления документации уже не сохранились элементы внутреннего убранства, а также информация по цветовой гамме зданий и их элементов. На основе сравнения описательных и графических источников можно оценить степень разрушения и изменения внешнего облика главного усадебного дома.

Выбор программного обеспечения

Для склейки чертежей был выбран Adobe Photoshop. Это было необходимо, так как в изначальном бумажном варианте они имеют большой формат и при сканировании из архивных дел их пришлось обрабатывать частями. Также была произведена их коррекция, так как их необходимо было привести примерно в одну цветовую гамму и сделать более удобными для дальнейшей работы в последующих программах. В связи с тем, что чертежи фасадов нанесены на большие листы, а хранятся уже долгое время в сложенном виде, помимо возможных неточностей в чертежной документации архитектора необходимо учитывать погрешности, возникшие из-за образования сгибов на бумаге.

В данной работе использовалась программа SketchUp Рго2019, как оптимальная для решения поставленных задач по разработке виртуальной реконструкции. Данная программа доступна и проста, а также обладает богатым инструментарием и возможностью его расширения за счет множества различных плагинов, что позволяет решать различные задачи, возникающие на различных этапах реконструкции. Также в программе имеется библиотека, которая дает возможность пополнять её своими элементами и загружать готовые.

Для рендеринга использовалась программа Twinmotion, которая основана на технологиях Unreal Engine. Она позволяет произвести рендеры различной сложности, не теряя при этом качества модели.

Виртуальная реконструкция главного дома и элементов усадебного комплекса

В начале необходимо загрузить в рабочее пространство имеющиеся чертежи и провести их масштабирование, создать стены, провести соотнесение всех четырех плоскостей с учетом неровностей ландшафта, погрешностей автора чертежей и оседания здания со временем. По имеющимся сведениям, после 1917 г. дом не перестраивался, значит мы можем провести реконструкцию по чертежам и использовать обмеры из эскизного

проекта.

Чертежи, которыми мы располагаем, характеризуют главный дом и элементы усадьбы на рассматриваемый нами период конца XIX - начала XX вв., а выявленные фотографии XX в. могут служить для корректировки создаваемых ЗО-моделей.

Обмерные чертежи 1988-1989 гг. были размещены на рабочем поле в программе Бке^Мир по синей и зеленой осям (масштаб измеряется в мм).

Было сформировано два уровня реконструкции: основная часть здания и портик с фронтоном и колоннадой. Для начала создается базовая часть здания. После того, как были совершены загрузка, масштабирование и соотнесение чертежей друг с другом, были отмоделированы общие объемы здания, которые после были конвертированы в блок (компонент). За нижнюю линию плоскостей была принята линия земли на чертеже, верхняя проведена по первой линии до карниза (Рис. 6.1). Так как в масштабах чертежей имеются погрешности из-за неровности ландшафта, при соединении плоскостей стен создастся небольшая диагональ, которая возникает, если дом стоит на рельефе местности под небольшим наклоном.

Рис. 6.1 Моделирование общих объемов здания; Рис. 6.2. Создание компонента «Окна»

На следующем шаге можно приступать к созданию отдельных элементов модели. Главный дом усадьбы богат на окна; согласно источникам, окна находятся в углублении стен. С помощью инструмента Push/Pull было сделано углубление в стене, предварительно прочерченное вместе с оконной рамой в соответствии с обмерами на чертежах и преобразованное в компонент «Окна», после чего размноженное нужное количество раз и размещенное согласно чертежу (рис. 6.2). «Компонент» удобен в нашей работе, так как в конструкции здания присутствует симметрия и повторяющиеся элементы, а данный инструмент позволяет производить нужные манипуляции с одним объектом, автоматически производя изменения в точно таких же. Для того, чтобы углубления были сделаны ровно и симметрично, был использован инструмент Offset (Контур). Так как чертежи составлялись при уже явных разрушениях здания, для прояснения расположения окон мы используем фотографии первой половины XX в. В некоторых

углублениях было не по два окна (одно для первого этажа, одно для второго), а по одному. На западном и восточном фасадах присутствуют также дополнительные, полукруглые окна, которые отрисовывались вручную согласно чертежу.

Информация по крыше на чертеже практически отсутствует, но нам известно, что она была четырехскатной, и по имеющемуся фото можно вполне точно её воссоздать. Для этого было установлены границы крыши, её высота. Воссоздана крыша была с помощью инструмента Line (Линия).

Следующим уровнем реконструкции было создание выступающих частей здания, а именно портика, фронтона, колоннады, галерей по фасадам здания, террас.

Для этого были созданы две новых плоскости, соответствующих размерам на чертежах, учитывая, что на западном фасаде имеется портик с восемью колоннами и короткой трассой, а на восточном фасаде - портик двойной с четырьмя колоннами и удлиненной террасой.

Согласно размерам на чертеже, была создана плоскость стены дома, с помощью инструмента Line (Линия) отрисованы необходимые линии для создания элементов (нижнего для пола и галерей и верхнего для создания фронтона) и посредством инструмента Push/Pull вытянуты обе части на необходимое расстояние, ориентируясь на боковые чертежи, где отображены интересующие нас элементы, учитывая тот факт, что на восточном фасаде терраса отличается по размеру. Так же был отрисован и вытянут фронтон на обоих фасадах и будущие арочные проемы (рис. 7.1 и 7.2).

Рис. 7.1Воссоздание террасы западного фасада по чертежам; Рис. 7.2. Воссоздание

террасы восточного фасада по чертежам

Важный элемент фасада - арочные галереи. В данной работе они были созданы путем отрисовки простых элементов «арка», а затем путем вытягивания и пересечения создавались своды, корректировавшиеся в дальнейшем путем удаления лишних деталей. Рустовка была сделана простыми элементами, созданными с помощью инструмента Line, смещением и использованием инструмента Push/Pull (рис. 8).

Рис. 8. Воссоздание галерей и арок

Работа с элементами декора

Основные элементы декора - валюта, балюстрада, колонны, цветочный орнамент, медальоны, фестоны, фронтоны над окнами - были загружены из библиотеки Warehouse SketchUp и добавлены как компоненты (Рис. 9.1 и 9.2). Затем они были модифицированы, исходя из данных, полученных из источников.

Фруктовые фестоны были созданы из загруженных мелких элементов фруктов, скомпонованы и модифицированы согласно источникам. (Рис. 10)

Рис. 9.1 и 9.2. Элемент декора: колонна; Рис. 10. Элемент декора: фестон

Также посредством инструмента Push/Pull из заранее прорисованной фигуры были сделаны две печные трубы, которые мы видим на снимках начала XX в. (см. Рис. 4.1), и размещены на крыше дома.

Работа со сложным орнаментальным рисунком (мозаикой)

На западной террасе была выложена масштабная мозаика, которая, к сожалению, в наши дни расколота и её крупные куски раскиданы по земле. Во время посещения усадьбы рабочие, ведущие реставрационные работы, предложили автору данного исследования забрать куски мозаики на память, что говорит о том, что нынешние арендаторы усадьбы и сами рабочие не считают эти элементы ценностями, коими они являются, будучи все-таки оригинальными элементами усадьбы начала XX в. К счастью, в архитектурном проекте имеется подробный чертеж мозаики (Рис. 11), располагавшейся на полу удлиненной террасы, которая служила местом отдыха и приема гостей (Рис. 12).

Рис. 11 Чертеж мозаики

Рис. 12. Чаепитие владельцев усадьбы Рябовых и их гостей на террасе, выходящей на липовую аллею, 1910-е гг. Четвертый слева - Сергей Семенович Рябов, напротив него Ольга Дмитриевна Рябова (Хутарева) - владельцы усадьбы на момент фотосъемки https://beliaeva-t.livejournal.com/40904.html?thread = 247752 Дата обращения: 20.05.2020

Чертежи мозаики были, так же, как и чертежи фасадов, склеены и отредактированы по яркости и контрастности в редакторе Adobe Photoshop, а затем загружены в отдельный файл SketchUp, в котором обрисовывались все элементы вручную (Рис. 13.1 и 13.2), затем этот орнамент был добавлен в основной проект, нанесен на пол террасы и текстурирован.

На восточном фасаде так же располагалась мозаика, но до наших дней сохранилась только небольшая её часть. В чертежах, которые являются основным источником по созданию ЗО-модели, никаких изображений данной мозаики найдено не было, поэтому в качестве источника были использованы фотографии. Мозаики западной и восточной террасы отличаются друг от друга, на фотографиях также видно, что восточная мозаика состояла из трёх частей, но четко видно только центральную часть, которая и была восстановлена в данной работе.

Рис. 13.1. Модель мозаики Западного фасада; Рис. 13.2. Модель мозаики Восточного

фасада

Работа с цветом и материалами

Данных по цветовым палитрам строений усадьбы в источниках нет, а к нашим дням здание пришло в сильный упадок. В ходе инженерного обследования состояния усадьбы в 1987-1988 гг. было установлено, что главный дом Пущино-на-Наре построен из кирпича, облицованного белой штукатуркой. В связи с этим, для текстурирования стен был выбран цвет белой штукатурки, найденный и загруженный из интернета. Он был добавлен в программу в качестве текстуры, далее на все необходимые плоскости была применена заливка.

Сведений по крыше нет, единственное черно-белое фото не дает полных сведений о цвете или материале, поэтому был выбран материал из раздела «Крыша», наиболее подходящий, по мнению автора модели.

Для текстурирования колонн был взят цвет более темной штукатурки, также загружен и нанесен на компонент.

Что касается текстурирования мозаики (Рис. 14.1 и 14.2), то мы можем установить примерный цвет элементов по фото, сделанным при поездке на объект при организационной поддержке ЦГАМО. Через Adobe Photoshop осуществлялся подбор цвета при применении элемента «пипетка», также подбирался материал, корректировался. После изображения были добавлены в текстуры SketchUp и наложены на соответствующие элементы объекта. На момент посещения усадьбы в ноябре 2019 г. от восточной мозаики сохранилась только небольшая часть, но она засыпана песком и строительными материалами, поэтому при текстурировании удалось использовать только 2-3 цвета с фотографии, остальное подбиралось по фотографии и было загружено из библиотеки текстур.

Рис. 14.1. Текстурированная мозаика западного фасада; Рис. 14.2. Текстурированная

мозаика восточного фасада

Соотнесение графических источников между собой и с имеющимися описательными источниками не выявило никаких утраченных или незамеченных элементов в облике главного дома усадьбы Пущино-на-Наре. Таким образом размещение деталей и декоративных элементов здания было выполнено, опираясь на чертежи и фотографии XX

Рис. 15.1. Восточный фасад 30-модели;Рис. 15.2. Западный фасад ЗО-модели

Результаты рендеринга

Рендеринг выполненной модели, собранной в программе Бке^Мир 2019, осуществлялся в программе Тмппто^оп. Сцена была добавлена в рабочее пространство программы, где были внесены корректировки, свет и т.д.

В процессе рендеринга результатами стала визуализация главного дома и элементов усадебного комплекса Пущино-на-Наре с разных ракурсов и передающая особую атмосферу Пущино-на-Наре, характерную для летнего утра (Рис. 16-22).

Рис. 16. Визуализация главного дома усадьбы. Вид на западный фасад в парковой среде

(с фонтаном).

Рис. 17. Визуализация главного дома усадьбы. Вид на восточный фасад в парковой

среде

ш 'Ш.

Рис. 18. Визуализация главного дома усадьбы. Вид на восточный фасад с липовой аллеи

Рис. 19. Визуализация главного дома усадьбы. Вид на липовую аллею с восточного

фасада

Рис. 20. Визуализация главного дома усадьбы. Вид на западный фасад в парковой среде

Рис. 21. Визуализация главного дома усадьбы. Вид на западный фасад в парковой среде

Рис. 22. Визуализация главного дома усадьбы. Мозаика на западной террасе.

* * *

Таким образом, в ходе работы был выявлен и проанализирован комплекс источников и историографии об усадьбе Пущино-на-Наре, ее владельцах, основных этапах её строительства. Информационный потенциал источников позволяет создать достоверную Зй-модель главного дома усадьбы и элементов усадебного комплекса Пущино-на-Наре.

Автор выражает свою признательность /1.И. Бородкину, чл.-корр. РАН, д.и.н., проф., заведующему кафедрой исторической информатики исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, а также М.С. Мироненко, специалисту по учебно-методической работе той же кафедры и сотрудникам Центрального государственного архива Московской области, оказавшим большую помощь в формировании источниковой базы исследования и ее оцифровке.

Библиография

1. Бородкин Л.И., Валетов Т.Я. Микроанализ данных о квалификации и динамике заработной платы рабочих-текстильщиков Товарищества мануфактур Н.Н.Коншина (конец XIX-начало XX вв.)// Экономическая история. Ежегодник. 2000. РОССПЭН, Москва, 2001. - С. 351-388.

2. Бородкин Л.И., Валетов Т.Я., Смирнова Ю.Б., Шильникова И.В. «Не рублем единым»: Трудовые стимулы рабочих-текстильщиков дореволюционной России. РОССПЭН Москва, 2010 г. 535 с.

3. Бруннек Н. Край Серпуховский-край родной. Серпухов, 2004 г. Стр. 93-94

4. Гудзь-Марков A.B. История Серпуховского и Оболенского уездов. М, 2003 г. с. 161.

5. Заметки. Ярославские усадьбы // Среди коллекционеров. 1924г. № 9.

6. Никитин Алексей, Новиков Степан, Балабанова Юлия, Абдулхакова Айслу Усадьба князей Вяземских Пущино-на-Наре — от сегодняшних руин к великолепию века просвещения // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. 2014. №2 (Об). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usadba-knyazey-vyazemskih-puschino-na-nare-ot-segodnyashnih-ruin-k-velikolepiyu-veka-prosvescheniya .

7. По материалам М.Пантелеевой. Серпуховички, которые ковали Победу//Альманах

«Воинская доблесть.Серпухов». Протвино, 2019 г. №3(16). с. 16

8. Постановление Правительства Московской области от 31.10.2014 № 924/41 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения - усадьбы «Пущино-на-Наре», XIX в. в деревне Пущино сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района». Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон»

9. РГАДА. Ф. 1209. Оп. I. Кн.440. Лл. 87об-88 / Книги переписные серпуховские, боровские, ярословецкие, оболенские 154го и 155го году(1645-1647гг.)

10. РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.786 б/д. Экономические примечания N058 по Генеральному плану. Сельцо Пущино и деревня Павшино князя Сергея Ивановича Вяземского

11. Сайт администрации Серпуховского района: http://serpregion.rU/content/view/20116/2/

12. ЦГАМО. Ф. 2753 Д.3127.Л. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. ЦГАМО. Ф. 2753. Сдаточная опись. Д. 3132. и Д. 3151

14. ЦГАМО. Ф. 2753. Сдаточная опись. Д. 1965

15. ЦГАМО Оп. 2

16. ЦГАМО. Ф. 2753. Сдаточная опись. Д.3140

17. ЦГАМО. Ф.2753.Д.3127

18. ЦГАМО. Ф.2753. Д. 3126

19. ЦГАМО. Ф.2753. Д. 3136

20. ЦГИА. Ф. 32. Оп. 20. Д. 622. Лл. 229-229об.

21. ЦИАМ. Ф. 203, Оп. 256, Д. 30 / Об устроении домовой церкви в сельце Пущине по прошению статской советчицы Донауровой, урожденной Хитрово.

22. ЦИАМ. Ф. 184, Оп. 10, Д.2458, Л. 350, 420, 491

23. ЦГИА. Ф. 184 Оп. 10. Д. 2517 Лл. 338-341об.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Исследование посвящено созданию виртуальной реконструкции главного дома подмосковной усадьбы Пущино-на-Наре, являющейся объектом культурного наследия федерального значения (регистрационный номер - 5000617000 Единого государственного реестра объектов культурного наследия

1п11р5://ги_топ и те nts.toolforge.org/wikivoyage.php7id = 5000617000), расположенной по адресу: Московская область, Серпуховский район, с. Пущино. Цель, сформулированная автором статьи, «восстановление исторического облика главного дома и элементов усадебного комплекса Пущино-на-Наре с помощью технологий виртуальной 30-реконструкции» в настоящее время является чрезвычайно актуальной, поскольку состояние усадебного комплекса должно характеризоваться не просто как «руинированное», а фактические полностью уничтоженное (см.: https://ru.wi И voyage.org/wi И/Кул ьтурное_наследие_России/Московская_обл а сть/Серпухо вский_район#5000б17000). Учитывая это, выявление комплекса источников, отражающих историю строительства, использования и разрушения известной усадьбы, и попытка ЗО-реконструкции ее внешнего облика являются первым и самым необходимым

шагом на пути к ее реальному возрождению. Представленная статья отражает основные результаты выполненного автором исследования, в ходе которого был проанализирован обширный комплекс опубликованных и архивных источников (в основном графических и визуальных) и создана виртуальная реконструкция главного дома подмосковной усадьбы Пущино-на-Наре. Логически статья состоит из двух больших частей, представленных в нескольких параграфах. В первой части и первом параграфе -«Краткая история усадьбы» - автор подробно рассматривает историю и хронологию строительства усадьбы, изменения ее статуса от «деревни» до усадьбы, хозяйственно-экономическое использование в разные периоды времени от XVIII до начала XXI вв., переходы путем купли-продажи из рук в руки (до 1917 г.). Большой удачей автора по мнению рецензента является попытка создания периодизации строительства усадьбы, ее роста и изменения условий хозяйственного использования. Эта сугубо историческая часть текста производит большое впечатление обширностью привлеченного и изученного материала. Вместе с тем, чрезмерно лапидарным и скудным представляется изложение истории использования усадьбы в период 1917-2010 гг. вплоть до 2014 г., когда усадьба была арендована инвестиционной группой компаний АБС в рамках программы восстановления усадеб Правительства Московской области. (Губернаторская программа «Усадьбы Подмосковья» (начата в 2013 г. - https://mosreg.ru/seychas-v-rabote/gosudarstvennye-programmy/programma-usadby-podmoskovya; Ь^рэ ://www.fa се book.com/pages/category/Community/ry6epHaTopcKa я -Программа -УсадьбыПодмосковья-1183201525031707/). О плачевном состоянии усадьбы до и в ходе реставрации имеются телевизионные репортажи (Вести-Московская область, 16 апреля 2013 г. и 29 августа 2017 г. - https://www.youtube.com/watch? ^те_соп1тие = 1б5&л/=го37х]'к21СА8Л:еа1иге = етЬ_1одо), которые тоже могли бы быть использованы автором. Второй параграф посвящен обзору источников, привлеченных автором к работе. Здесь хотелось бы отметить внимание, которое автор уделил архивным материалам, хранящимся в ЦГАМО, и его (автора) умение работать с чрезвычайно сложными видами исторических источников - научно-технической документацией в виде проектно-реставрационных чертежей, листов технического обследования зданий с указанием материалов строительства (которые оказались весьма информативным источником при последующей реконструкции в программном обеспечении), ситуационным планом усадьбы и т.п. (подпараграф «чертежи»); хорошее владение методиками изучения фотодокументов (подпараграф «фотодокументы»), как выявленных у различных фондодержателей (в том числе - в музеях), так и созданных самим автором и фотографами ЦГАМО в процессе выполнения работы. Достоинством этого подпараграфа является также умение автора выявить, провести источниковедческий анализ и уместно использовать материалы, опубликованные в сети Интернет, который в последние десятилетия стал еще одним, весьма интересным «архивом». Третий подпараграф («Описательные источники») в основном содержит анализ текстовых материалов, которые сопровождали проектно-реставрационную документацию. Представляется, что в данном случае эти документы, хотя и являются письменными источниками, не носят характера «описательных» («нарративных»), являются неотъемлемой частью проектно-реставрационной документации и должны быть рассмотрены в связи с технической графикой (чертежами). Однако данное замечание автору следует учесть не в рамках настоящего материала, а при дальнейшей (надеется рецензент) работе над темой. Вторая логическая часть статьи посвящена собственно практическим вопросам виртуальной реконструкции и ее результатам - визуализации созданной модели. Опуская рассмотрение программного обеспечения и методов его использования, подробно описанных автором, необходимо отметить, что безусловным достоинством этой части статьи (о чем часто забывают историки-реконструкторы)

является четкое обоснование автором выбранного хронологического периода, на который создается реконструкция, и увязка этого выбора с наличием исторических источников. Здесь же следует обратить внимание на отсутствие обычного для статей по виртуальной реконструкции и ставшего общим местом параграфа, посвященного историографии метода. С удивлением рецензент вынужден констатировать, что это отсутствие является не недостатком, а безусловным достоинством статьи, поскольку не отвлекает внимания от главного - описания итогов исследования и создания самой 3D-модели, а историография виртуальной реконструкции хорошо известна и многократно описана другими авторами... Отметим еще несколько наиболее удачных (по мнению рецензента) фрагментов текста второй части, наглядно демонстрирующих точность и скрупулезность работы исследователя по реконструкции объекта: например, описание реконструкции практически полностью утраченной напольной мозаики (параграф «Работа со сложным орнаментальным рисунком (мозаикой)») (попутно заметим, что роскошь мозаичных украшений усадьбы Вяземских, вероятно, можно сравнить с очередными недавно обнаруженными древнеримскими мозаиками

(https ://www. yahoo.com/news/ancient-roman-villa-elaborate-mosaics-093121179. html? guccounter= 1); целиком параграф «Работа с цветом и материалом» и собственно -представленные результаты реконструкции. Статья завершается развернутым списком источников и литературы, в котором рецензенту очень импонируют прямые ссылки на архивные фонды, которые (и это нужно подчеркнуть особо!) вводятся в научный оборот впе р в ые . Завершая рецензию, необходимо высказать несколько пожеланий. Оговоримся, что первое из пожеланий относится не к данному материалу, а, скорее, к программной платформе, с помощью которой размещается статья в электронном журнале. Но именно этот материал в очередной раз продемонстрировал несовершенство данного инструмента. Так, в тексте статьи (особенно в первой логической части) имеются фрагменты, которые без вреда для материала могли бы быть вынесены в примечания. В частности, речь идет о биографических сведениях о владельцах усадьбы и их домочадцах. Кроме того, по мнению рецензента, к данному тексту, как и к другим текстам, посвященным историко-архитектурным реконструкциям, необходим словарь специальных терминов по истории и теории архитектуры, поскольку не всякий читатель знает, что такое «палладианство» и представляет, как выглядят «муфтрованные балясины», «валюта» (в архитектуре), «фестоны» и т.п. Отсутствие такого словаря наносит объективный вред статьям и сокращает число потенциальных читателей. Второе пожелание адресовано автору статьи. Рецензент считает, что данное исследование должно быть иметь продолжение и расширение в части реконструкции полного состава объектов усадьбы (перечень см.:

1п11р5://ги^к1уоуаде.огд^1к1/Культурное_наследие_России/Московская_область/Серпухо вский_район#5000617000), их экстерьеров и интерьеров, паркового ансамбля в целом, а также в части описания всех этапов последующей работы. В заключение отметим, что статья написана отменным русским языком, хорошо отражает итоги самостоятельного, завершенного, целостного крупномасштабного исследования, достигшего поставленные цели и наметившего перспективы для дальнейшего развития данного проекта, и должна быть непременно опубликована.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.