Секция
«ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»
УДК 004.358
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ
А.Е. Баюров, О.А. Петрова Научный руководитель - А.Н. Городищева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
*E-mail: bayurovs@mail.ru
В данной статье рассматриваются возможности использования технологии виртуальной реальности в образовании, в том числе и для обучения космонавтов, а также преимущества и недостатки данной технологии.
Ключевые слова: виртуальная реальность; образование; информационные технологии.
VIRTUAL REALITY IN EDUCATION
A.E. Bajurov, O.A. Petrova Scientific Supervisor - A.N. Gorodishcheva
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: bayurovs@mail.ru
The possibilities of using virtual reality technology in education, including training for astronauts, as well as its advantages and disadvantages are discussed in this article.
Keywords: a virtual reality; education; information technologies.
Современное общество характеризуется сильным влиянием на него информационных компьютерных технологий, которые уже проникли практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и сферу образования. Примером одной из таких технологий является виртуальная реальность, которая представляет собой созданный с помощью технического и программного обеспечения виртуальный мир, передающийся человеку через осязание, слух, зрение, а также в некоторых случаях обоняние.
В наши дни технология виртуальной реальности начинает использоваться во многих сферах жизнедеятельности общества. В первую очередь, это сфера развлечений, компьютерные игры. Однако сейчас виртуальная реальность начинает активно применяться и в образовании.
Как отмечается, человек получает 80% информации из окружающего мира с помощью зрения, при этом люди запоминают 20% того, что они видят, 40% того, что они видят и слышат, и 70% того, что они видят, слышат и делают [5]. Технологии виртуальной реальности позволяют в полной мере использовать эти особенности восприятия для повышения эффективности образовательного процесса. Таким образом, данная технология может являться очень действенным методом обучения в школах и университетах.
В школе с помощью шлемов виртуальной реальности ученики могут пройти виртуальный тур по местам древней Греции, на уроках по физике наглядно увидеть физические опыты. Также
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3
виртуальная реальность может помочь студентам в университете, чтобы более детально разобраться в плане здания, или наглядно увидеть формулы и силы действия в теоретической механике.
Особое значение обучение с помощью технологий виртуальной реальности приобретает для обучения профессиям, где эксплуатация реальных устройств и механизмов связана с повышенным риском либо связана с большими затратами: пилот самолёта, машинист поезда, диспетчер, а также процесс обучения вождению в автошколах и т.п. Здесь следует уделять особое внимание качеству системы визуализации, так как картинка должна быть абсолютно достоверной.
Большое значение виртуальная реальность имеет и при обучении такой сложной и уникальной специальности как космонавт. Для обучения космонавтов можно использовать имитирующие открытый космос тренажеры с виртуальной реальностью, что уже планируют реализовать в российском Центре подготовки космонавтов [1].
Можно привести несколько плюсов технологий виртуальной реальности перед обычными презентациями на интерактивной доске, и обучающими фильмами:
- Ощущение присутствия. Когда человек видит информацию от первого лица, он лучше запоминает ее, и более вовлечен в процесс.
- Интерактивность. В виртуальной реальности есть возможность взаимодействовать с окружающими предметами, что позволяет быстро разобраться в информации.
- Наглядность. Сейчас технология виртуальной реальности достаточно хорошо развита, и графика выглядит почти фотореалистичной, таким образом можно снизить затраты на симуляцию реальных событий.
Технология виртуальной реальности может дополнять как традиционные занятия в школах и вузах, так и помогать более эффективно реализовывать дистанционное обучение. С появлением виртуальной реальности школьникам и студентам не обязательно приходить в учебные заведения. Дистанционно можно присутствовать в классе, с другими учениками. Преподаватель может отмечать учеников, которые пришли на урок, также спрашивать их об успеваемости, и доносить информацию в более удобной и понятной форме. Практические занятия будут более качественны, так как преподаватель может следить одновременно за несколькими учениками. Кроме того, виртуальная реальность открывает огромные возможности для тех, кто хочет заняться самообразованием, «в интернете можно найти огромное количество виртуальных лекций, интерактивных фильмов, и симуляторов» [2].
Наряду с виртуальной реальностью может использоваться еще и дополненная реальность. В отличие от виртуальной реальности, которая полностью погружает человека в цифровую, виртуальную вселенную, дополненная реальность - это дополняющие реальное окружение технологии путем добавления различной сенсорной информации. Невзирая на наименование, такие технологии могут не только дополнять в мир данные виртуального характера, но и устранять некоторые объекты из окружения [6].
Несмотря на все достоинства, не обошлось и без минусов. Стоит учитывать некоторый вред, от использования шлема, так, если провести достаточно много времени в виртуальном мире, начнут напрягаться мышцы шеи из-за веса шлема. «Пожилые люди могут испытывать некоторые неудобства при использовании упомянутой выше технологии, например, головные боли, головокружение и тошнота» [3]. Это происходит из-за психологического и физического напряжения, так как органы чувств работают не синхронно. Кроме того, долгое нахождение в виртуальной реальности может оказать вредное воздействие на зрение. Определенную проблему может представлять и финансовая составляющая, поскольку «стоимость виртуального шлема, на примере Оси1шШйсоставляет около 40 000 рублей» [4], что очень дорого при закупке его как в учебные заведения, так и отдельно каждому ученику.
Таким образом, можно сказать, что технологии виртуальной реальности могут присутствовать в учебном процессе. Пусть данная технология пока не так развита, и ее технологии еще не доработаны, но уже сейчас ей можно успешно пользоваться. Внедрение информационных технологий в сферу образования позволяет качественно изменить содержание, методы и формы обучения, сделать его более интересным и эффективным.
Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы гуманитарных наук»
Библиографические ссылки
1. ЦИК: виртуальные SD-тренажеры разрабатывают для подготовки космонавтов //РИА новости [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20150305/1051150617.И1т1(дата обращения: 18.02.2019).
2. VRgeek: новости виртуальной реальности [Электронный ресурс] URL: https://vrgeek.ru/ obrazovanie-v-vr/(дата обращения: 18.02.2019).
3. Какой вред наносят зрению и организму очки виртуальной реальности? // P1anetVRAR[Электронный ресурс] URL: https://planetvrar.com/ochki-virtualnoj-realnosti-polza-ili-vred/(дата обращения: 18.02.2019).
4. Оси!шпй[Электронный ресурс] URL: https://www.ocu1us.com/rift/(дата обращения: 18.02.2019).
5. Центр визуализации и виртуальной реальности для науки и образования [Электронный ресурс] URL: http://ve-group.ru/3dvr-resheniya/obrazovanie-i-nauka/ (дата обращения: 18.02.2019).
6. Виртуальная и дополненная реальность (VRm AR) - что это? [Электронный ресурс] URL: https://68bit.ru/2017/10/virtualnaja-i-dopolnennaja-realnost-vr-i-ar-chto-jeto/ (дата обращения: 18.02.2019).
© Баюров А.Е., Петрова О.А., 2019