Научная статья на тему 'Виртуальная образовательная среда: сущность понятия'

Виртуальная образовательная среда: сущность понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1664
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астахова Людмила Викторовна, Запускалова Наталья Степановна

В данной статье представлен анализ различных подходов теоретиков педагогической науки к понятию виртуальной образовательной среды, а также обоснован подход, базирующийся на социоцентристской модели виртуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальная образовательная среда: сущность понятия»

УДК 004. 056

Астахова Людмила Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Информационная безопасность» Южно-Уральского государственного университета, lvastachova@mail.ru, Челябинск

Запускалова Наталья Степановна

ДиректорМАОУ гимназия №23, nataly23sc@yandex.ru, Челябинск

виртуальная образовательная СРЕДА: сущность понятия

Astakhova Lyudmila Viktorovna

Doctor of Pedagogy, Professor, head of “Information security" chair, South Ural State University, lvastachova@mail.ru, Chelaybinsk.

Zapuskalova Natalia Stepanovna

The principal of grammar school №23, nataly23sc@yandex.ru, Chelaybinsk

VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT:

THE ESSENCE OF THE CONCEPT

Роль среды в образовании осознаётся и осмысливается, начиная с древнегреческих времен. Платоновская Академия, Аристотелевский Ликей были образовательной средой античности. Монастырь был такой средой для средневекового образования. Мастерская художника и учёного-экспериментато-ра воспитывали титанов Возрождения. Университет и школа стали символами образовательной среды Нового времени вплоть до наших дней. Чертой настоящего времени является виртуальная образовательная среда [6].

Восприятие человеком окружающей среды осуществляется в процессе постоянного взаимодействия с ней. Человек действует как неотъемлемая составная часть среды, в которой он находится. Принципиальными являются идеи С. Л. Рубинштейна, о том, что люди сами изменяют среду, или, по крайней мере, в их власти сделать это [5, с. 144]. Человек может выступать как объектом различных воздействий, так и субъектом, который, изменяя внешнюю среду, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирующую свое поведение. И развитие человека является, в конце концов, ничем иным, как становлением личности - активного и сознательного субъекта человеческой истории. Ее развитие является не продуктом взаимодействия различных внешних факторов, а «самодвижением» субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающими.

В современных научных исследованиях, раскрывающих вопросы взаимодействия личности и среды, основополагающими являются идеи об образовательной среде как открытой системе, коэволюции образовательной среды и общества (Б. С. Гершунский); об образовательной среде как микромодели человеческой культуры, средства для актуализации внутреннего мира обучающегося (В . И. Слободчиков, В А. Петровский, Н. Б. Крылова, М. М. Князева); о возможностях образовательной среды для познания и развития личности сообразно индивидуальным особенностям (В. Б. Калинин,

A. Р. Селиванова, В. В. Сериков, В. А. Ясвин); о возможности управления образовательной средой со стороны самого обучающегося (М. И. Рожков), построения индивидиуальной образовательной траектории для каждого (В. М. Дрофа, Т. В. Гончарова) и др.

Анализ этих и других средоориентированных исследований показал, что в современной педагогической науке превалирует функциональный подход к трактовке понятия «образовательная среда», акцентирующий внимание на функциональной возможности последней создавать оптимальные условия для всестороннего развития личности [7-9]. Под образовательной средой понимается функционирование конкретного учреждения образования как системы социальных условий, организуемых руководством образовательного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов [2]. А. В. Хуторской раскрывает понятие «образовательная среда» в контексте личностно - ориентированного образования как характеристику внешнего содержания образования, заключающую в себе условия развития личности [11, с. 64].

B. А. Ясвин под образовательной средой (или средой образования) понимает систему влияний и условий формирования личности по задаваемому образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно - предметном окружении [12] и др.

Следует констатировать, что функциональный подход при всем его эвристическом богатстве не отражает влияния социально-культурных трансформаций на образовательную среду, поэтому потребность в других методологических подходах становится все более очевидной. Так, заслугой

В. И. Слободчикова является его попытка не только вписать образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, но и выделить ее истоки в предметности культуры общества. При этом он показывает амбивалентность образовательной среды в любой исторический период: «Эти два полюса - предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [10, с. 181]. Примечательно, что автор отмечает признаки эфемерности образовательной среды. Так, по его мнению, среда, понимаемая как совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка - для образования вообще не есть, она не существу-

ет для него как нечто налично-существующее и натурально-данное заранее, «образовательная среда не есть нечто однозначно и наперед заданное, среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить - и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения» [6, с. 190]. Основываясь на данном подходе, мы можем утверждать, что предметность нового, информационного типа современной культуры и человек информационного общества в их органическом единстве формируют сегодня и специфичную для данного периода истории образовательную среду.

Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий, их широкое применение в образовательной практике актуализировало проблему изучения различных модификаций современной образовательной среды. Учёными исследуется сущность, структура и особенности проектирования информационно-образовательной среды, ресурсной образовательной среды, мультимедийной образовательной среды, медиаобразовательной среды и др. Объектом нашего исследования является виртуальная образовательная среда, становление, развитие и использование которой становится особо актуальным в связи со стремительной виртуализацией общества и колоссальным влиянием, которые она оказывает на процессы саморазвития личности.

Выделим два основных подхода к понятию «виртуальная образовательная среда» в отечественной педагогике: техноцентристский и традиционный функциональный. Сторонники техноцентристского подхода отождествляют виртуальную образовательную среду с информационно-образовательным пространством, построенным с помощью интеграции традиционных информационных носителей и компьютерных технологий, включающим в себя распределённые базы данных, виртуальные библиотеки, оптимизированный УМК, адаптированный и расширенный аппарат дидактики, в котором (пространстве) действуют принципы педагогической системы новой образовательной среды. Они понимают под виртуальной образовательной средой информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса (М. Е. Вайндорф-Сысоева, С. С. Хапаева, В. А. Шитова); информационную Интернет/интранет среду, интегрирующую образовательный контент, пользовательские сервисы и инфраструктуру сетевого взаимодействия преподаватель-учащийся, иначе - виртуальную среду обучения, реализованную на основе локальных и глобальных вычислительных сетей и настраиваемую в зависимости от характеристик используемых телекоммуникационных каналов (В. П. Кулагин, Ю. М. Кузнецов) и др. Очевидно, что в названных определениях, сформулированных на основе техноцентристского подхода к виртуальной образовательной среде, отражен результат появления новых носителей информации и информационных технологий

обмена информацией, однако, сущность понятия виртуальной образовательной среды не раскрыта.

Другие ученые отдают приоритет традиционному функциональному подходу и под виртуальной образовательной средой понимают среду, которая способствует творческому постижению Себя - Нового, то есть личность, находящуюся в процессе образовательного становления, осваивающую как новые знания, так и новые степени свободы [4]. Очевидно, что определение виртуальной образовательной среды, как и названные выше определения образовательной среды, - через призму самореализации учащихся - отражает в большей степени ее функции, а не сущность.

Считаем, что ни техноцентристский, ни функциональный подходы недостаточно эвристичны для сущностного определения виртуальной образовательной среды, поскольку не учитывают сущности базовых понятий - виртуализации и виртуальной среды.

Определяя виртуальную образовательную среду, мы основываемся на современной теории общественных изменений - теории виртуализации, в частности - социоцентристской модели виртуализации Д. В. Иванова [3]. Его модель построена на концептуальной зависимости виртуализации от контингентного сдвига рубежа ХХ-ХХ1 вв. и способна адекватно отразить новые тенденции: экспансию симуляций-образов, замещающих реальные вещи (действия в экономике, политике, культуре), а также компьютерную революцию и формирование так называемой киберкультуры). Виртуализация - это любое замещение реальности ее симуляцией (образом) с применением логики виртуальной реальности: нематериальность воздействия, условность параметров, эфемерность. Виртуальная реальность есть не что иное, как пространство симулякров, которое в противоположность актуальной действительности, выражающей целостность, стабильность и завершенность, является источником различия и многообразия.

Основываясь на социоцентристской модели виртуализации, будем считать, что виртуальная среда - произвольно конструируемая структура реальности, основанная на замещении инстинных картин мира порождаемыми гиперреальностями (симулякрами) и обладающая признаками интерактивности субъектов и институционализации рисков. Интеграция двух сущностей - образовательной среды (по В. И. Слободчикову) и виртуальной среды (по Д. В. Иванову) - позволяет нам сформулировать определение виртуальной образовательной среды. Виртуальная образовательная среда - произвольно конструируемая структура информационной среды, интегрирующаяся совокупностью автономных субъектов, связи которых носят нелинейный, вероятностный характер, и реализующая их жизненные стратегии и ценностные ориентации в интерактивном социальном взаимодействии в условиях институционализации рисков, обусловленных несоответствием реальных и виртуальных образовательных реальностей.

Генетическая имманентность виртуальности структуре бытия позволяет утверждать, что она является первичной по отношению сети Интернет.

Вплоть до конца 70-х годов XX века термин «виртуальность» не связывался ни с электронными, ни с информационными технологиями, о чем свидетельствуют определения виртуального в справочных изданиях советской эпохи как возможного, т. е. такого, которое может и должно появиться при определенных условиях. Это свидетельствует о том, что образовательная среда всегда отчасти имела признаки виртуальной. Однако интеллектуализация, создание компьютерных трехмерных макромоделей реальности с присутствием в них человека способствовали развитию Интернет, усилили процессы виртуализации, дали возможность получения максимально приближенных к реальности данных об объекте, в совокупности составляющих его образ. Именно эти возможности стали источником искажения реальных свойств объектов, а образовательная среда превратилась в виртуальную -опосредованное отражение интересов и потребностей сторон, участвующих в процессе общения друг с другом. Наличие в структуре виртуальной образовательной среды реальных объектов с несуществующими, желаемыми свойствами, т. е. объектов, не имеющих в этой реальности аналогов, естественным образом способствует появлению и институционализации рисков в процессе взаимодействия субъектов в этой среде [1].

Таким образом, наиболее эвристичным методологическим подходом к выявлению сущности виртуальной образовательной среды является соци-оцентристский подход, выявляющий главный признак виртуального - его несоответствие реальному. Это сущностное свойство виртуальной образовательной среды порождает противоречие: с одной стороны, оно является основным источником разнообразия образовательной среды, а значит - повышения ее потенциала для саморазвития личности; с другой стороны, - источником информационных угроз, являющихся фактором снижения этого потенциала. Поиск путей разрешения этого противоречия - одна из актуальнейших проблем современной педагогики.

Библиографический список

1. Астахова, Л. В. Виртуализация как фактор усиления угроз информационной безопасности [Текст] / Л. В. Астахова // Наука ЮУрГУ: материалы 62-й научной конференции. Секции экономики, управления и права. - Челябинск, 2010. - Т. 3. -С.5-10.

2. Иванов, Д. А. Образовательная или развивающая среда безопасности [Текст] / Д. И. Зеер // Биб-ка журнала «Директор школы». - 2007. - №6. - С. 48-49.

3. Иванов, Д. В. Императив виртуализации безопасности [Текст] / Д. В. Иванов. - СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2002. - 211с.

4. Калмыков, Д. А. Опыт реализации виртуальных образовательных сред [Текст] / Д. А. Калмыков, Л. А. Хачатуров // Школьные технологии. - М., 2002. - №2.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. -СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

6. Беловолов, В. А. Образование и культура в развитии современного общества [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1. -С.28-39.

7. Стародубцев, В. А. Самоорганизация в информационной образовательной среде [Текст] / В. А. Стародубцев // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 7. -

С. 38-47.

8. Кириллова, О. В. Алгоритмитизация процесса повышения профессионального уровня преподавателей в образовательном учреждении [Текст] / О. В. Кириллова, А. И. Давыдова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. -

С.291-298.

9. Стародубцев, В. А. Профессиональное образовательные сферы в информационном обществе: взаимосвязь с компетенции [Текст] / В. А. Стародубцев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - С. 49-57.

10. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры [Текст] / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 177-184.

11. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика [Текст] / А. В. Хуторской. -М.: Академия, 2008. - 256 с.

12. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.