Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ КИБЕРБУЛЛЕРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ КИБЕРБУЛЛЕРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КИБЕРБУЛЛИНГ / АГРЕССИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джемилова Ф.Р.

В данной работе проанализирована виртуальная личность кибербуллера как психологический феномен; рассмотрена её трехкомпонентная структура, состоящая из ценностного, эмоционального и поведенческого компонента; представлены результаты исследования для определения основных свойств виртуальной личности кибербуллера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VIRTUAL PERSONALITY OF CYBERBULLER AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

In this paper, the virtual personality of cyberbuller is analyzed as a psychological phenomenon; Its three-component structure consisting of a value, emotional and behavioral component is considered; The results of the research for determining the basic properties of the virtual personality of the cyberbuller are presented.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ КИБЕРБУЛЛЕРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

Джемилова Ф.Р. студент кафедра психологии научный руководитель: Зекерьеяв Р.И.

преподаватель кафедра психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно - педагогический

университет» Российская Федерация, г. Симферополь

Dzhemilova F.R. Student of the Psychology Department of SBEI HE RC

«CIPU», Simpheropol c., Russian Federation ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ КИБЕРБУЛЛЕРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН THE VIRTUAL PERSONALITY OF CYBERBULLER AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

Аннотация: в данной работе проанализирована виртуальная личность кибербуллера как психологический феномен; рассмотрена её трехкомпонентная структура, состоящая из ценностного, эмоционального и поведенческого компонента; представлены результаты исследования для определения основных свойств виртуальной личности кибербуллера.

Ключевые слова: виртуальная личность, кибербуллинг, агрессивность, асоциальность, коммуникативная эмоциональность.

Abstract: In this paper, the virtual personality of cyberbuller is analyzed as a psychological phenomenon; Its three-component structure consisting of a value, emotional and behavioral component is considered; The results of the research for determining the basic properties of the virtual personality of the cyberbuller are presented.

Key words: virtual personality, cyberbullying, aggressiveness, asociality, communicative emotionality.

Постановка проблемы. Сеть Интернет помогает людям в поиске данных, необходимых в той или иной сфере жизнедеятельности, а также в создании различной информации, которая может нанести вред.

В социальных сетях люди могут устанавливать контакт друг с другом в независимости от их пола, возраста, общественной принадлежности. Это связано с тем, что перед людьми перестают существовать определенные коммуникативные преграды. Созданный в виртуальном мире образ будет являться истинным для пользователей. Соответственно, человек может выдавать ложную информацию о себе как действительную, а так же пользоваться чужими фотографиями, именами. Глобальным преимуществом некоторых социальных сетей является анонимность их пользователей, которая даёт возможность для более раскрепощенного общения. Создавая себе абсолютно новую страницу, в которой нет никакой личной информации, пользователь может придерживаться любого поведения, в том

числе и деструктивного, как для него самого, так и для окружающих его виртуальных личностей.

Одним из подобных явлений является кибербуллинг - новый феномен в виртуальном общении, который представляет собой отчетливую социальную проблему.

Научная проблема заключается в выявлении структуры виртуальной личности кибербуллера, его основных свойств.

Исходя из вышесказанного, можно сделать заключение о необходимости разработки методики, в связи с тем, что основной контингент сетей социального взаимодействия - подростки, которые находятся на стадии формировании личности. Из-за этого они чаще могут становиться жертвами интернет-агрессоров или сами ими становиться.

Целью статьи является выявить особенности виртуальной личности кибербуллера.

Анализ литературы. С.А. Решенин в своей статье «Виртуальная личность как актор и элемент социальной структуры виртуальных сетевых сообществ» рассматривает виртуальную личность как личность в полной мере обладающей психологическими и социальными компонентами, которая крайне многомерна и в значительной степени является самосозданной и в то же время её самоутверждение происходит в заданном социальном контексте. По мнению С.А. Решенина, виртуальная личность может копировать, подражать или продолжать личность пользователя, в таком случае она сознательно выбирает то же имя и естественную модель поведения и саморепрезентации. Кроме того, подобный вариант виртуальной личности можно назвать дополненной личностью, по аналогии с дополненной реальностью[1].

В соответствии с мнением Д. А. Беляева, виртуальное пространство, модифицирует человеческую природу, формируя новый вид человека, так называемого Homo Virtualis. Автор, устанавливает не только вовлеченность виртуальной личности в Интернет пространство, но и говорит о трансформации ценностного измерения человека. Так же, Д.А. Беляев подчеркивает возможности нового вида: неограниченность его поступков, решительность, анонимность, обратимость любых действий и событий через функцию «перезагрузка» или «удалить». Он считает, что Homo Virtualis способен «перезагрузить» любое игровое событие и «переиграть» его, либо «перепрожить» это в виртуальном мире. Даже смерть является неприятным, но вполне исправимым эпизодом жизни сверх - человека. Таким образом, пользователи Сети Интернет не видят грани между виртуальной жизнью и реальностью[2].

А.А. Бочарев, К.Д. Хломов в своей статье «Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий» дают определение понятию кибербуллинг. Кибербуллинг - это одно из направлений запугивания людей, которое сопровождается агрессивными действиями, на протяжении определенного периода времени и осуществляется группой или

кибербуллером лично с использованием Интернет ресурсов. Данная тема в психологии, по мнению автора, глубоко не изучена, но возрастные рамки определены. Кибербуллером может быть как подросток, так и взрослая сформировавшаяся личность. Обладающая такими качествами личности, как систематичность, агрессивность и неравенство в силе преследователя и жертвы. Власть в интернет-пространстве имеет и особенности: обидчик анонимен, может скрываться за ложной информацией и обращаться к огромной аудитории, которая поддается к принуждению и клевете; кроме того, жертва преследования доступна через Сеть Интернет круглосуточно. В реальной жизни, преследования требуют не только временных, но и финансовых затрат, что может доставить дискомфорт кибербуллеру. В свою очередь, виртуальная реальность даёт неограниченную возможность в преследовании жертвы, в комфортной ему среде.

А.А. Бочарев и К.Д.Хломов считают, что ресурсами для кибербуллера являются социальные сети, электронные почты, веб-страницы, MMS- и SMS сообщения, онлайн игры и другие информационно-технологические коммуникации.

Учеными в статье выделены два вида кибербуллинга - прямой и косвеный. Прямой кибербуллинг — это личные угрозы в сторону жертвы, без чьей- либо помощи, через письма или сообщения. При косвенном в процесс запугивания жертвы привлекаются другие люди разных возрастных категорий , не всегда с их согласия.

Также исследователи указывают, что кибербуллер может взломать аккаунт жертвы и, замаскировавшись под владельца страницы, делать рассылку личной информации, фотографий разрушая при этом коммуникативное поле жертвы и порождая сомнение в его моральных качествах.

Ученые также обращают внимание на то, что существует четыре категории детей, занимающихся кибербуллингом, в зависимости от мотивации к этому занятию:

1) «ангел мести» (ребенок ощущает чувство правоты, часто мстит за то, что сам оказался жертвой);

2) «жаждущий власти» (кибербуллер хочет контроля, власти и авторитета, при этом может быть меньше и слабее сверстников, более уязвимым)

3) «противная девчонка» (данный тип присущ как девочкам, так и мальчикам; занимается кибербуллингом ради развлечения, целью является запугивание и унижение других);

4) «неумышленные преследователи» (включаются в кибербуллинг в ответ на поступившуюся угрозу, в которую их вовлекают как свидетелем, так и соучастником).

На сегодняшний день исследователи считают, что жертвами кибербуллинга, в основном, становятся морально неустойчивые люди, часто отличающиеся по внешнему виду, по состоянию здоровья, а так же по

поведению от других людей[3].

Основное изложение материала. Декларируя виртуальную личность как целостный образ, отметим основные компоненты ее структуры, обеспечивающую уникальную идентификацию. Анализ доступного контента страниц пользователей в социальных сетях позволил определить несколько основных свойств виртуальной личности, а именно: ценностную ориентацию, эмоциональную направленность и поведенческие особенности.

Ценностная ориентация человека представляет собой важную характеристику личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, характеризуют его положительные и отрицательные качества.

Эмоциональная направленность - это личностные предпочтения в том или ином виде эмоций, то есть склонность к определенному типу переживаний.

Поведенческие особенности, это способность разнообразно реагировать на различные ситуации.

Виртуальная ЛИЧНОСТЬ

Ценностный компонент Эмоциональный компонент Поведенческий компонент

Рис. 1. Трехкомпонентная структура виртуальной личности

Эмпирическую базу пилотного исследования составили 40 человек. Верхняя и нижняя возрастные границы не устанавливались. Респонденты привлекались благодаря рассылке приглашений к участию в научном исследовании и были выбраны методом случайных чисел.

В ходе эмпирической части исследования использовались варианты сбора информации, такие как индивидуальное интервьюирование, онлайн заполнение анкеты-опросника «Виртуальная личность кибербуллера».

В результате контент-анализа ответов, данных респондентами, было выделено три основных компонента, составляющие структуру виртуальной личности кибербуллера: асоциальность, коммуникативная эмоциональность, агрессивность. Данные исследования, представлены на рис.2.

рис.2. Выраженность компонентов виртуальной личности

кибербуллера.

Асоциальность - свойство ценностного компонента виртуальной личности кибербуллера, которое выражается, как устойчивое стремление не соблюдать правила и нормы, принятые в каждом конкретном виртуальном сообществе и готовности к действиям, которые могут спровоцировать в нем конфликтную ситуацию. Данное свойство было отмечено 88% респондентов.

Коммуникативная эмоциональность - свойство эмоционального компонента виртуальной личности кибербуллера, которое выражается необходимостью демонстрации негативных эмоций в общении. Данное свойство было отмечено 90% респондентов.

Агрессивность - это свойство поведенческого компонента виртуальной личности кибербуллера, которое выражается в мотивированном деструктивном поведении, противоречащем нормам поведения в Сети Интернет, а также наносящее вред объектам нападения. Данное свойство было отмечено 95% респондентов.

Выводы. В эпоху развития ИКТ, человечество активно погружается в интернет пространство. Интернет форумы, социальные сети и сайты, в данный промежуток времени являются постоянными местами пребывания интернет пользователей. Большинство пользователей Интернет пространства, являются подростки, дети малого, среднего школьного возраста, которые находятся на стадии формирования личности.

Виртуальная личность формируется в процессе виртуальной коммуникации, в ходе которой проявляются особенности виртуальной личности, происходит ее самореализация и самовыражение в интернет социуме, при этом может наблюдаться существенное ее отличие от реального прототипа.

Одновременно с этим возникает риск формирования виртуального образа с девиантными установками, функционирование которого в виртуальном пространстве будет нести деструктивный характер, как для него самого, так и для других окружающих его виртуальных личностей. Жертвами и организаторами интернет-троллинга, кибербуллинга, интернет-

мошенничества и сексуального насилия в интернет-пространстве становится все большее количество детей и подростков, часть их которых в реальной жизни, по мнению педагогов и родителей, не склонны к девиантному поведению.

Одним из таких видов являются кибербуллеры. Кибербуллером может быть как подросток, так и взрослая сформировавшаяся личность. Обладающая такими качествами личности, как систематичность, агрессивность и неравенство в силе преследователя и жертвы.

На сегодняшний день исследователи считают, что жертвами кибербуллинга, в основном, становятся морально неустойчивые люди, часто отличающиеся по внешнему виду, по состоянию здоровья, а так же по поведению от других людей.

Власть в интернет-пространстве имеет и особенности: обидчик анонимен, может скрываться за ложной информацией и обращаться к огромной аудитории, которая поддается к принуждению и клевете; кроме того, жертва преследования доступна через Сеть Интернет круглосуточно.

Появление такого явления, как кибербуллинг, связано не только с возрастными категориями, но и с наличием специальных социально-информационных условий, создающих благоприятные условия для его распространения. Целью кибербуллинга является запугивание, шантаж и угрозы преследуемой жертвы.

В ходе исследования были выявлены основные свойства личности кибербуллера: асоциальность, коммуникативная эмоциональность и агрессивность. Стратегии поведения кибербуллеров в интернет-сообществах несут исключительно негативный характер, так как их действия могут нести деструктивный характер для других виртуальных личностей.

Использованные источники:

1. Решенин, С.А. Виртуальная личность как актор и элемент социальной структуры виртуальных сетевых сообществ [Текст] //С.А. Решенин//Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - № 2 (54). - С.243-248

2. Беляев, Д.А. Виртуальное Net-бытие пост (сверх) человека[Текст] //Д.А.Беляев// Вестник Волгоградсого государсвтенного университета. -2012.- №3 (18). - С. 15-21

3. Бочавер, А.А., Хломов,К.Д. Кибербуллинг: Травля в пространстве современных технологий[Текст] //А.А. Бочавер, К.Д. Хломов// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014.-№3. - С. 178-191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.