Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО КИБЕРБУЛЛЕРА'

К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО КИБЕРБУЛЛЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИБЕРБУЛЛИНГ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ / АГРЕССИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ТРАВЛЯ / CYBERBULLYING / JUVENILE DELINQUENTS / AGGRESSION / DEVIANT BEHAVIOR / INTERNET / BULLYING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Путинцева А.В.

Целью настоящего исследования является изучение особенностей личности несовершеннолетнего преступника как основного носителя причин преступности. В личности кибербуллера отражаются все социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления, она является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. Основной задачей настоящего исследований является выявление характерных особенностей личности несовершеннолетнего преступника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО КИБЕРБУЛЛЕРА»

определенные недостатки. Для того, чтобы выявленные недостатки исправлялись, необходимо анализировать опыт зарубежных стран в реализации данного института, и перенимать множество мер, которые имеют положительную оценку в зарубежных странах, где данный институт существует более длительное время. Внесение определенных дополнений в данный институт и изменений позволит увеличить его эффективность, что будет способствовать раскрываемости преступности и обращению граждан в правоохранительные органы с целью оказать содействие им.

Список литературы

1. Уголовно - Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г. №174-ФЗ (ред. от 01.04.2019г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001г. - ст. 57.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. №63-ФЗ (ред. от 01.04.2019г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996г. - ст. 361.

3. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон РФ от

29.12.2004г. №199 - ФЗ. (ред. от 07.02.2017г.) // Собрание законодательства РФ. - 2004г. - Ст. 29.

4. Постановление правительства «Об утверждении мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства» от 27.10.2006г. №630 (ред. от 27.06.2017г.) // Собрание законодательства РФ. - 2006г.

5. Постановление правительства «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы» 13.07.2013 №586 (ред. от 31.10.2018). - 2018г.

6. Бородкина Т.В. Проблемы и перспективы развития института государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства / Т.В. Бородкина // Мировой судья. - 2006г. - 98с.

7. Шаров А.Г. Секретный свидетель / А.Г. Шаров // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2004г. - №5072 (248) - 45с.

8. Луценко П.А Актуальные проблемы судебной деятельности / П.А.Луценко // Молодежный вектор развития аграрной науки. -2017. - 213с.

К ВОПРОСУ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

КИБЕРБУЛЛЕРА

Путинцева А.В.

Адъюнкт ДВЮИМВД России Россия, г. Хабаровск

АННОТАЦИЯ

Целью настоящего исследования является изучение особенностей личности несовершеннолетнего преступника как основного носителя причин преступности. В личности кибербуллера отражаются все социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления, она является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения. Основной задачей настоящего исследований является выявление характерных особенностей личности несовершеннолетнего преступника.

ANNOTATION

The purpose of this study is to study the personality characteristics of a minor offender as the main carrier of the causes of crime, which reflects all social processes and phenomena that lead to the commission of a specific crime, it is the main and most important link in the entire mechanism of criminal behavior. The main objective of this study is to identify the characteristic features of the personality of a minor offender.

Ключевые слова: кибербуллинг, несовершеннолетние преступники, агрессия, девиантное поведение, Интернет, травля.

Keywords: cyberbullying, juvenile delinquents, aggression, deviant behavior, Internet, bullying.

Актуальность данного исследования определяется возросшей популярностью в современном мире феномена кибербуллинга среди несовершеннолетних. В рамках сети Интернет кибербуллинг реализуется в виде агрессивного поведения кибербуллера. В мировой практике существует большое количество определений понятия «агрессия», подразумевающих широкий спектр действий. Слово «агрессия» происходит от лат. «aggredi» и означает нападать [1, с. 139].

По утверждению российского психолога С. Н. Еникалопова агрессией является целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, которое нарушает нормы и правила

сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический определённый дискомфорт [5, с. 60].

Возраст несовершеннолетнего преступника является основным определяющим фактором при рассмотрении его личности. Профессором Галиной Щукиной было отмечено, что возрастом принято называть период развития человека, который характеризуется качественными изменениями в физических и психических потребностях [11, с. 3].

Социология, в свою очередь, определяет возраст как категорию, служащую для обозначения

временных характеристик индивидуального развития и выделяет два вида возраста: хронологический, выражающий длительность существования индивида с момента его рождения, и психологический - определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, характеризующаяся своеобразием в условиях и стиле жизни, обучении, воспитании, восприятии мира, мышлении и т.п. [4, с. 106].

Именно с возрастом связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Необходимый уровень сознания достигается еще в детском возрасте, и поэтому несовершеннолетние могут нести ответственность за совершенные ими противоправные деяния. Тем не менее, отдельные наиболее значимые для общества правовые нормы усваиваются в более раннем возрасте, а другие только в старшем возрасте.

По общему правилу условием наступления уголовной ответственности физического лица является именно достижение им установленного законом возраста. Закрепление в действующем уголовным законом возрастных признаков призвано обеспечить привлечение к уголовной ответственности только тех лиц, которые по уровню своего развития в состоянии осознать недопустимость под страхом уголовного наказания совершать общественно опасные деяния [6, с. 488].

Разрабатывая действующий Уголовный кодекс РФ [9] отечественный законодатель учитывал современные социально-психологические

характеристики несовершеннолетних, такие как акселерацию не только в физической, но и в интеллектуально-волевой сфере, более широкое участие несовершеннолетних во всех видах деятельности, как социально-позитивной, так и негативной, в частности в преступной групповой деятельности, распад семьи и увеличение в связи с этим числа беспризорных и безнадзорных детей, которые пополняют ряды преступников.

Именно в подростковом возрасте формируется чувство взрослости. Подросток начинает идентифицировать себя со взрослыми, но пока не может наладить с ними полноценное сотрудничество. Это связано с еще не полностью сформированной психофизиологической основой взрослости, а также с тем, что взрослые продолжают смотреть на него как на ребенка. Вследствие чего в подростке проявляются конфликтность, стремление к самоутверждению, подражание асоциальным формам поведения, упрямство, негативизм. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности.

В общей структуре личности несовершеннолетнего легко уживаются положительные и отрицательные качества. Формирование негативных черт у несовершеннолетнего сопровождается

интенсивными изменениями в его сознании и

физиологии, психологическими особенностями подросткового периода. Отдельные акты поведения подростка не всегда выражают его социальную сущность, а подчас объясняются возрастными особенностями или совершаются под воздействием внешних факторов.

Для несовершеннолетних вообще и несовершеннолетних преступников в частности характерно культивирование возрастных различий, на этой основе зачастую возникают даже межличностные конфликты, в том числе ведущие к совершению преступления.

Возможные предпосылки в становлении личности агрессора являлись предметом многих исследований. Так, например, С.А. Решенин рассматривает виртуальную личность как личность в полной мере обладающей психологическими и социальными компонентами, которая крайне многомерна и в значительной степени является самосозданной и в то же время её самоутверждение происходит в заданном социальном контексте. По мнению данного автора, виртуальная личность может копировать, подражать или продолжать личность пользователя, в таком случае она сознательно выбирает то же имя и естественную модель поведения и саморепрезентации. Кроме того, подобный вариант виртуальной личности можно назвать дополненной личностью, по аналогии с дополненной реальностью [7, с. 234].

В соответствии с мнением Д. А. Беляева виртуальное пространство, модифицирует человеческую природу, формируя новый вид человека, так называемого Homo Virtualis. Данный автор, устанавливает не только вовлеченность виртуальной личности в Интернет пространство, но и говорит о трансформации ценностного измерения человека, а также подчеркивает возможности нового вида: неограниченность его поступков, решительность, анонимность, обратимость любых действий и событий. По его утверждению современные пользователи глобальной сети не способны видеть грани между виртуальной жизнью и реальностью [2, с. 15].

Российские исследователи А. А. Бочарев и К. Д. Хломов выделяют четыре категории несовершеннолетних, которые занимаются кибербуллингом, в зависимости от мотивации к этому занятию:

- первая категория - «ангел мести». Данный тип ощущает чувство правоты и мстит за то, что сам, когда то оказался в статусе жертвы;

- вторая категория - «жаждущий власти». Данный тип стремиться к контролю и авторитету, при этом, чаще всего, является слабее и уязвимее сверстников;

- третья категория - «противная девчонка». Данный тип вовлекается в кибербуллинг ради развлечения, целью является запугивание и унижение других;

- четвертая категория - «неумышленные преследователи». Данный тип включаются в кибербуллинг в ответ на поступившуюся угрозу, в

которую их вовлекают либо соучастником, либо свидетелем [3, с. 178].

По справедливому утверждению Романовой Н. П. развитию агрессивного поведения могут способствованию следующие факторы: материнская депривация; неполные семьи; властные и авторитарные семьи; семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями; семьи с генетической предрасположенностью к насилию [8, с. 38].

За частую, организаторами и исполнителями кибербуллинга становятся физически и нравственно сильные, но интеллектуально неразвитые дети, которые таким образом пытаются компенсировать свою интеллектуальную и социальную несостоятельность. Фактически кибербуллинг позволяет нападающему обойтись без последствий, то есть избежать физического насилия и таким образом уклониться от ответственности.

Чтобы использовать глобальную сеть как орудие насилия и при этом остаться безнаказанным, необходимы такие качества личности как гибкость мышления и интеллектуальная зрелость. При этом зачастую несовершеннолетние кибербуллеры

характеризуются определенной ущербностью психологического характера: отсутствие эмпатии, нарциссизм, искаженные моральные принципы, нездоровое стремление к лидерству, беспринципность и цинизм. Кибербуллинг хорошо подходит для тех подростков, которые чувствуют неуверенность в себе и предпочитают прятаться за спинами лидеров [10, с. 235].

Кибербуллинг также привлекает тех подростков, кто в реальной жизни является скорее жертвой буллинга, нежели участником, а также таких детей, которые не отличаются особой физической силой, не умеют быстро придумать подобающий ответ, желают изменить свой образ и занять главенствующую позицию.

Психологические последствия любого насилия могут проявиться спустя годы, так виктимные подростки, становясь взрослыми, часто страдают бессонницей, психическими расстройствами, склонны к подозрительности, тревожности, депрессивности и суицидальному поведению. Сами «школьные тираны» страдают от психологических последствий своего девиантного поведения: став взрослыми, они имеют очень большие шансы остаться одинокими, так как буллинг развивает у них склонность к нарциссизму, догматизм, авторитарность, комплекс

превосходства над остальными. Агрессивное поведение в подростковом возрасте нередко приводит к проблемам с социальной адаптацией, например, на работе или в личной жизни.

Таким образом, необходимо отметить, что виртуальная личность формируется в процессе виртуальной коммуникации, в ходе которой

проявляются особенности виртуальной личности, происходит ее самореализация и самовыражение в интернет социуме, при этом может наблюдаться существенное ее отличие от реального прототипа. Одновременно с этим возникает риск формирования виртуального образа с девиантными установками, функционирование которого в виртуальном пространстве будет нести деструктивный характер, как для него самого, так и для других окружающих его виртуальных личностей. Одним из таких видов являются кибербуллеры, которыми могут быть как подросток, так и взрослая сформировавшаяся личность. Кибербуллеры обладают такими качествами личности, как систематичность, агрессивность и неравенство в силе преследователя и жертвы.

Список литературы:

1. Агрессия // Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков и В. Зинченко. Олма-пресс, 2004.

2. Беляев Д.А. Виртуальное №^бытие пост (сверх) человека // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. № 3 (18). С. 15-21

3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: Травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 178-191.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Возрасты человеческой жизни. Т. 9 // Фундаментальная социология: В 15 т. М., 2005. -321 с.

5. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-72.

6. Латыпова Д.И. Особенности кибербуллинга в подростковой среде // Инновационные подходы в современной науке. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2017. С. 488-491.

7. Решенин С.А. Виртуальная личность как актор и элемент социальной структуры виртуальных сетевых сообществ // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2 (54). С.243-248

8. Романова Н.П. Моббинг: учебное пособие / Н.П. Романова. Чита: ЧитГУ, 2007. - 110 с.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

10. Харитонова А.О., Викторова А.С., Тазетдинова А.А. Феномен кибербуллинга как угроза негативного влияния на детей школьного возраста // Новая наука и формирование интегративно-целостного мышления. 2017. С. 235241.

11. Щукина Г.И. Возрастные особенности школьника. Л., 1955. - 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.