Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ'

ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
218
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СЕТЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / СЕТЕВОЙ ФОЛЬКЛОР / ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галичкина Е.Н.

В статье рассматривается виртуальная личность как объект изучения антропологической лингвистики, описывается содержание понятия «виртуальная личность», особенности ее структуры, разграничиваются понятия «виртуальная личность» и «сетевая личность». Цель статьи - описать виртуальную личность как объект изучения антропологической лингвистики; определить содержание понятий «виртуальная личность» и «сетевая личность»; установить функции виртуального имени; обозначить направления изучения Интернет-дискурса и основные векторы развития виртуальной личности в будущем. Актуальность исследования обусловлена важностью описания растущего многообразия направлений изучения Интернет-дискурса и особенностей коммуникативного поведения виртуальной личности. В качестве материала для анализа были взяты тексты из сетевого дискурса и картотеки записей письменной речи пользователей сети Интернет, датируемые 2020-2021 гг., список виртуальных имен пользователей форума Русфишинг и сетевого сообщества любителей видеоигр Steam (450 имен). В результате анализа практического материала были выделены следующие группы виртуальных имен (ников): официальные имена, неофициальные (производные) имена, виртуальные имена, образованные на основе инициалов, виртуальные имена, характеризующие участника коммуникации с физической стороны или указывающие на какую-то черту в характере человека и др. Основными функциями виртуального имени являются: номинативная, идентифицирующая, фатическая, аттрактивная, металингвистическая и эстетическая. Отмечается, что сетевая личность обладает лингвокреативным потенциалом. В результате креативной деятельности сетевой личности создаются разножанровые тексты, среди которых: новые формы художественного творчества (стишки-пирожки, антипословицы, шутки), демотиваторы и мемы (поликодовые тексты, включающие изображение и комментарий к нему). Данные тексты формируют центральное ядро Интернет-фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC ANTHROPOLOGY APPROACH TO VIRTUAL IDENTITY

The paper deals with linguistic anthropology’s approach to virtual identity, the term “virtual identity” is defined, the distinction between “virtual identity’ and “online identity” is stated, the peculiarities of virtual identity’s structure are described. The aim of the article is to describe and investigate “virtual identity” as an object of linguistic anthropology’s approach; to define the terms “virtual identity” and “online identity”; to identify the virtual name’s functions; to state the tendencies of further research studies of the virtual identity. The importance of the Internet discourse investigation and key trends in the studies of the virtual personality structure determine the research topicality. The material analyzed comprises texts taken from online discourse, written speech card-catalogues compiled by the author during 2020-2021, the list of the virtual names (450 in number) retrieved from Rusfishing and Steam user profiles. Different groups of virtual names are discovered in the research: official; informal; derivative, i.e. formed by adding diminutive suffixes, etc. The main functions of virtual names are identified. Special attention is devoted to linguistic creativity of Russian online users, who create different types of texts (jokes, anecdotes, antiproverbs, demotivators, memes) that form the core of Internet folklore.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ»

Тематический выпуск АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ

ЛИНГВИСТИКА: КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ _В ЯЗЫКЕ_

CIP&PL

AXIOLOSICAL LINGUISTICS: CULTURAL MEANINGS IN LANGUAGE

Thematic issue

http://philjournal.ru 2021 No2 28-38

Оригинальная статья

УДК 81 373.2

DOI: 10.29025/2079-6021-2021-2-28-38

Виртуальная личность как объект изучения антропологической лингвистики

Е.Н. Галичкина

Астраханский государственный университет 414056, г. Астрахань, Российская Федерация, ул. Татищева, 20а; e-mail: elenagalich@rambler.ru ORCID ID: 000-003-0771-6821; Researcher ID: G-6736-2012

Резюме: В статье рассматривается виртуальная личность как объект изучения антропологической лингвистики, описывается содержание понятия «виртуальная личность», особенности ее структуры, разграничиваются понятия «виртуальная личность» и «сетевая личность». Цель статьи - описать виртуальную личность как объект изучения антропологической лингвистики; определить содержание понятий «виртуальная личность» и «сетевая личность»; установить функции виртуального имени; обозначить направления изучения Интернет-дискурса и основные векторы развития виртуальной личности в будущем. Актуальность исследования обусловлена важностью описания растущего многообразия направлений изучения Интернет-дискурса и особенностей коммуникативного поведения виртуальной личности. В качестве материала для анализа были взяты тексты из сетевого дискурса и картотеки записей письменной речи пользователей сети Интернет, датируемые 2020-2021 гг., список виртуальных имен пользователей форума Русфишинг и сетевого сообщества любителей видеоигр Steam (450 имен). В результате анализа практического материала были выделены следующие группы виртуальных имен (ников): официальные имена, неофициальные (производные) имена, виртуальные имена, образованные на основе инициалов, виртуальные имена, характеризующие участника коммуникации с физической стороны или указывающие на какую-то черту в характере человека и др. Основными функциями виртуального имени являются: номинативная, идентифицирующая, фатическая, аттрактивная, металингвистическая и эстетическая. Отмечается, что сетевая личность обладает лингвокреативным потенциалом. В результате креативной деятельности сетевой личности создаются разножанровые тексты, среди которых: новые формы художественного творчества (стишки-пирожки, антипословицы, шутки), демотива-торы и мемы (поликодовые тексты, включающие изображение и комментарий к нему). Данные тексты формируют центральное ядро Интернет-фольклора.

Ключевые слова: виртуальная личность, сетевая личность, пользователь, Интернет-дискурс, сетевой фольклор, лингвокреативность.

Для цитирования: Галичкина Е.Н. Виртуальная личность как объект изучения антропологической лингвистики. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №2. С. 28-38.

* © TajiiMKHHa E .H., 2021.

[gv Q I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License K^^KEI^H https://creativecommons. org/licenses/by/4.0/

Original Paper

DOI: 10.29025/2079-6021-2021-2-28-38

Linguistic anthropology approach to virtual identity

Elena N. Galichkina

Astrakhan State university 20a Tatishev St., Astrakhan, Russian Federation, 414056; e-mail: elenagalich@rambler.ru ORCID ID: 000-003-0771-6821; Researcher ID: G-6736-2012

Abstract: The paper deals with linguistic anthropology's approach to virtual identity, the term "virtual identity" is defined, the distinction between "virtual identity' and "online identity" is stated, the peculiarities of virtual identity's structure are described. The aim of the article is to describe and investigate "virtual identity" as an object of linguistic anthropology's approach; to define the terms "virtual identity" and "online identity"; to identify the virtual name's functions; to state the tendencies of further research studies of the virtual identity. The importance of the Internet discourse investigation and key trends in the studies of the virtual personality structure determine the research topicality. The material analyzed comprises texts taken from online discourse, written speech card-catalogues compiled by the author during 2020-2021, the list of the virtual names (450 in number) retrieved from Rusfishing and Steam user profiles. Different groups of virtual names are discovered in the research: official; informal; derivative, i.e. formed by adding diminutive suffixes, etc. The main functions of virtual names are identified. Special attention is devoted to linguistic creativity of Russian online users, who create different types of texts (jokes, anecdotes, antiproverbs, demotivators, memes) that form the core of Internet folklore.

Keywords: virtual identity, online identity, user, Internet-discourse, Net folklore, linguistic creativity.

For citation: Galichkina E.N. Linguistic anthropology approach to virtual identity. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 2, pp. 28-38 (In Russ.).

Введение

Антропологический подход находится в центре современной научной парадигмы, о чем свидетельствуют многочисленные работы исследователей [1; 2; 3; 4; 5]. Являясь междисциплинарной областью знания, антропологическая лингвистика занимается изучением влияния языка на культуру и цивилиза-ционных процессов на язык. Современное человечество перешло на новый этап своего развития с появлением Интернета. Исследователи отмечают, что в результате развития цифровых технологий процесс информатизации ускорился, сформировалось глобальное информационно-коммуникативное пространство [6: 419; 7: 30; 8: 716; 9; 10: 29; 11: 46]. В результате появления цифровых технологий, произошел революционный сдвиг в сфере межличностного взаимодействия. Языковая личность стремительно погрузилась в сетевое пространство, стала активно его осваивать, изучать способы и форматы взаимодействия и возможности самопрезентанции в нем.

Актуальность исследования обусловлена важностью описания растущего многообразия направлений изучения Интернет-дискурса и особенностей коммуникативного поведения виртуальной личности. Работы по анализу этого феномена являются востребованными в отечественной и зарубежной лингвистике на современном этапе, вместе с тем установление конститутивных признаков Интернет-дискурса и детальное описание его дискурсивных форматов, относится к числу дискуссионных вопросов в сфере гуманитарного знания.

Цель статьи

Цель данной работы - описать виртуальную личность как объект изучения антропологической лингвистики; определить содержание понятий «виртуальная личность» и «сетевая личность»; устано-

вить функции виртуального имени; обозначить направления изучения Интернет-дискурса и основные векторы развития виртуальной личности в будущем.

Обзор литературы

В результате стремительного развития цифровых технологий сформировалась новая область исследований - цифровая антропология. Назовем несколько авторов, которые на данный момент внесли значительный вклад в развитие данного научного направления [12: 16; 13: 445; 14: 15]. В перечисленных работах объект исследования получает различные наименования: виртуальная этнография, интернет-этнография, цифровая этнография. Если на Западе изучение цифровой антропологии находилось в фокусе исследовательского интереса с 1970-х гг., то в нашей стране лингвисты стали активно проводить исследования в русле данного направления начиная с начала 2000-х гг. Андроутсопулос [6: 420] был одним из первых ученых, предложивших этнографический подход к «социально ориентированным лингвистическим исследованиям» в цифровых медиа. Он отмечал, что «дискурсоцентрированная онлайн этнография» позволяет реконструировать компьютерный дискурс, коммуникативное поведение участников и анализировать их социолингвистическую осведомленность» [7: 421]. Современные цифровые подходы пытаются решить задачу «всестороннего исследования и понимания сути коммуникативных практик пользователей» [15: 31].

В пространстве цифровой антропологии выделим несколько подходов исследования. В центре внимание первого подхода оказывается виртуальное пространство и понятие «виртуальность». Первые антропологические исследования в области сетевой коммуникации были связаны с изучением особенностей виртуальной среды и концептуализировали данное пространство без учёта его дискурсивной и социальной сущности. В центре внимания второго подхода оказываются методы изучения виртуальной среды и форм взаимодействия в ней. Таким образом, речь идет об объекте и методах его изучения.

Феномен создания виртуальных личностей был зарегистрирован многими учеными [16; 17; 18]. В настоящее время исследователей больше интересует проблема идентичности и соотношение реального «Я» с виртуальной личностью [18: 16], так как сетевое общение позволяет «скрыть» реальные данные о человеке (возраст, социальный статус и др.). Несмотря на то, что в некоторых чатах общение носит синхронный характер, и вы можете предварительно просмотреть информацию о пользователе в разделе info (она включает: имя, город, страна, возраст, адрес электронной почты), необходимо помнить, что данная информация предоставляется самим участником общения и может отражать не реальные данные, а воображаемые.

Использование в качестве имен позьзователя ников может повлиять на процесс самоидентификации виртуальной личности. В результате, может развиться «псевдоидентичность», т.к. в сетевое общение вступает желаемая, конструируемая личность [19: 193]. Существует также мнение, что в ходе данного процесса происходит «социальное изменение структуры идентичности человека» [16: 30].

Материал и методы исследования

Материалом для анализа послужили тексты из сетевого дискурса и картотеки записей письменной речи пользователей сети Интернет (2020-2021 гг.), список виртуальных имен пользователей форума Русфишинг и сетевого сообщества любителей видеоигр Steam. Анализ материала проводился в русле когнитивно-дискурсивного подхода. Для уточнения актуальной семантики исследуемых виртуальных имен и способов денотации задействованы элементы компонентного анализа. Интерпретация сетевых сообщений пользователей осуществлялась с привлечением элементов дискурс-анализа (на текстуальном уровне - по Н. Фэркло) [20].

Результаты и дискуссия

Общение в сети Интернет имеет совершенно особую специфику, поскольку «в сетевом пространстве вы можете играть любую роль, быть тем кем вы мечтали, назвать любой возраст, даже поменять пол» [16]. В реальной жизни существует большое количество индивидуальных и социальных факторов, препятствующих успешной коммуникации. К индивидуальным факторам отнесем антипатию ко внешности собеседника, стилю одежды, манере поведения и др. К социальным факторам можно отнести разницу в возрасте, статусе, национальные предпочтения и др. Имея минимум данных о получателе информации, участник общения начинает создавать образ своего собеседника. Можно предположить, что представление о собеседнике и его образ выстраиваются на основе ряда признаков: наличие фоновых знаний, определенного уровня образования и т.д. Главной когнитивной особенностью сетевого общения является возможность конструировать адресата и адресанта, т.к. в сетевом пространстве участники

придумывают себе «виртуальную личность», называя и описывая себя определенным образом, а также общаются с придуманными личностями.

Предметом исследования данной статьи является виртуальная личность, под которой мы понимаем личность, моделируемую самим участником сетевой коммуникации. Понятия «виртуальная личность» и «сетевая личность» часто используются как синонимичные. Мы, в свою очередь, предлагаем их разграничивать. «Сетевая личность» - это личность, о существовании которой сообщество узнает в результате ее появления в сети, она реальна и существует в действительности. «Виртуальная личность» - это искусственно сформированный образ, возможно с придуманной моделью поведения. Важно также и то, что эта личность не существует, она конструируется индивидуумом, поскольку еще до начала коммуникации участник сетевого общения придумывает себе «виртуальное имя» («ник», от англ. nickname - псевдоним).

В результате анализа практического материала было выделено два типа «имени» человека в сети: «логин» и «ник». «Логин» (от англ. log in - регистрироваться) имеет техническое назначение и обеспечивает доступ к онлайновым объектам. «Ник» отличается большим разнообразием и более прозрачно отражает виртуальную личность субъекта [21: 31]. Интересна точка зрения П. Флорински, согласно которой «логин и ник сообщают об идентичности личности прямо и непосредственно, потому, что они не что иное, как самоназвание пользователя, его самоопределение [22]. Согласимся с П. Флорински в том, что логин - это что-то более или менее постоянное, в то время как ников у пользователя может быть много. Получается, что ники - это множество «субличностей» [22]. Мы полагаем, что между понятиями «логин» и «ник» нельзя провести параллель, т.к. главное назначение логина - техническое, и он не отражает личность человека. Так, например, у моего мужа, Андрея Галичкина, всегда был один логин на форуме Fishing.ru: «Andrey Galichkin», в то время, как ник несколько раз менялся (пять лет назад -«galand», три года назад - «and» и сейчас - «ЗлойОхотник»).

Виртуальное имя относится к классу имен собственных, являясь номинативной единицей языка. Оно генетически вторично по сравнению с реальным именем индивидуума. Выделим несколько функций виртуального имени: номинативная, идентифицирующая, фатическая, аттрактивная, металингвистическая, эстетическая. Идентифицирующая функция является одной из преобладающих, т.к. виртуальное имя позволяет определить собеседника, выделить его из круга других участников коммуникации. Немаловажное значение играет и фатическая функция, поскольку знакомство может совершается на основе имен собеседников. Важная роль отводится аттрактивной функции, главная задача которой привлечь к себе внимание и максимально выделиться из большого количества участников сетевого общения. Виртуальное имя может выполнять металингвистическую функцию, особенно когда средством самовыражения является лингвистическое манипулирование (например, нарочитое изменение орфографии слов). Для виртуального имени характерна эстетическая функция, которая проявляется при игре слов, создании разного рода каламбуров и звукосимволических образований.

Выделим следующие варианты существования личности в сети Интернет:

1) реальная и полноценная личность - это личность как реальный человек (например, персональные сайты политиков, президента, лидеров общественного мнения);

2) реальная личность с измененными характеристиками;

3) выдуманная, «виртуальная» личность - это личность, которая участвует в общении под «маской», дистанцируясь от реальной личности.

Мы согласны с А.Е. Жичкиной в том, что «в ходе реального общения, человек ограничен в плане самореализации и если он полностью удовлетворяет потребности общения, то у него отсутствует желание «моделировать» свою личность. В таком случае, реальное общение будет доминировать, а сетевое носить вспомогательный характер» [23]. Мы полагаем, что существует несколько причин создания или конструирования виртуальных личностей: стремление к самовыражению, желание компенсировать недостаток реальной социализации, стремление продемонстрировать свою принадлежность к определенному онлайн сообществу, возможность анонимно и безнаказанно совершать осуждаемые действия. Выбор виртуальной личности также может быть обусловлен фактором «декорирования» происходящего, заданными условиями коммуникации (цели, мотива участия в том или ином формате сетевого общения).

В качестве материала для анализа были взяты тексты из сетевого дискурса и картотеки записей письменной речи пользователей сети Интернет, датируемые 2020-2021 гг., список виртуальных имен

пользователей (общее количество 450 имен) форума Русфишинг и сетевого сообщества любителей видеоигр Steam. В результате анализа практического материала были выделены следующие группы виртуальных имен:

1) официальные имена: Владимир, Игорь, Лёня, Влад, Борис, и др. Ники, которые выбирают себе участники сетевого общения, могут совпадать с реальными именами пользователей. В данном случае они не являются виртуальными и остаются реальными именами, «погружаясь» в сетевое пространство. В условиях использования реального имени возникает потребность в его графическом уточнении, т.к. таких имен может быть много, например, Максиммм, Светлана 50, Ббборис, Danillla, Макс 23 и др. В исключительных случаях в качестве виртуального имени встречается полное официальное имя и фамилия: Илья Белецкий, Дмитрий Титов, и др.

2) имена, производные от полных: Сева, Костя, Митя, Рита, Саня и др.

3) производные имена, созданные с помощью положительных и отрицательных уменьшительно-ласкательных суффиксов: Мишаня, Светочка, Игорек, Витек, Стасян, Диман и др.

4) производные имена, оформленные с помощью латиницы: Max, Valentin, Sergey, Alex, Slava, Alexey, Oleg, Alexander, Eugene, и др.

5) виртуальные имена, оформленные с помощью комбинации реальных имен, отчеств: Игорь ИБ, Петрович, Анатолич и др.

6) виртуальные имена, характеризующие участника с физической стороны или указывающие на какую-то черту в характере человека: Авантюрист, Любитель пива, Буйный и др.

7) виртуальные имена, указывающие на возможную профессию пользователя: Хирург, Нарколог, Доктор, Слесарь и др.

8) виртуальные имена, свидетельствующие о местожительстве или месте рождения пользователя:

Илья из Коптево, Митинский, Сергей Мытище, Серега Углич, Димон Гродно и др.

9) виртуальные имена, указывающие на увлечения человека: Волгарь Тверь, Byker и др.

Интересны ответы участников сообщества Steam, которые в разделе «Расскажи, почему у тебя такой

ник» сами объясняют мотив выбора ника:

Hanberg - мой первые ник Fakerkill в л2, потом играл в гарене (не дота) и ник был TERMINboli, там довольно большой лвл, в скайпе Hennessy потому что не могу на одном нике сидеть, да и взрослеешь как-то ... ники меняются;

Киморисан - друг прозвал за то, что у меня узкие глаза. Сначала я обижался, а потом понял, что Кимори - это нормальное японское имя, а приставка сан - это уважительное обращение;

Печенька - я не помню почему у меня такой ник. P.S. Нет, не потому, что я люблю печеньки)))

KoRRvin - это герой моей любимой книги))) Хроники Амбера одна из лучших книг моего детства;

Linknoob - началось все еще с компьютерных клубов, играли в кс. Тогда слушал Linkin Park и не задумываясь поставил себе такой ник. Сокращенно меня называли Link, но этот ник повсюду занят, поэтому добавил noob;

Mut - как Mutt из kick gaming;

MQQOP - это аббревиатура или код старой игры Doom или Duke Nukem;

Comatose228 - я фанат песни Skillet Comatose;

Byanko - это древний Бог, который оберегал человечество (взято из мифологии Китая);

Ktn -раньше любил слушать Kill the Noise;

Immersion - погружаюсь на дно с каждой игрой, потому что рак на миде =D

a4a - просто набрал на клавиатуре, сейчас все Ачей зовут.

IFrezzy - ничего не значит. Шесть рандомных букв, которые всплыли в голове 5 лет назад;

Sebring - Модель автомобильной марки Chrysler;

Yulia Zaykova - лень было придумывать никнейм.

Vasyaursa 1998 - меня зовут Вася, мой любимый герой Урса, я 1998 года рождения и я не скрываю этого;

nkt - от имени НиКиТа.

Отметим, что большинство пользователей в вышеприведенных примерах осознанно подходят к выбору виртуального имени. Многие виртуальные имена представляют собой бывшие или настоящие прозвища их владельцев. Выбор ника позволяет вести игру с идентичностями, совершать действия невозможные для реальности (смена пола, возраста).

Чат - это один из коммуникативных форматов взаимодействия в сети Интернет, на площадке которого пользователь может «существовать» виртуально и подобно карнавалу «примерять» разные маски. «Карнавал нивелирует существующие в реальной жизни статусные характеристики и конвенциональные нормы общения» [24]. Участники чата могут свободно «конструировать» свой виртуальный образ, изменить реальное имя и «замаскировать» свои коммуникативные действия [25]. Карнавальное общение театрально по своей сути [26: 152].

В отличие от прототипных жанров сетевой компьютерной коммуникации таких, как электронная почта, форум, чат, блог динамично развивается. В силу своей тематической многогранности и наличия интерактивного компонента - возможности комментирования - блог претерпел значительные изменения. За последние несколько лет появилось большое количество разных типов блогов, которые можно классифицировать по параметру тематического содержания (образовательные блоги, политические блоги, блоги о путешествиях, фитнес-блоги, психологические блоги, лайф-стайл блоги, бизнес-блоги, блоги о моде, туристические блоги, кулинарные блоги, Б1У блоги, спортивные блоги, кино-блоги, новостные блоги, игровые блоги, бьюти-блоги и др.) и по форме (текстовые, видеоблоги, фотоблоги, блоги, которые объединяют разные формы). Блог реализуется в письменной форме, имеет сложную структуру, так как состоит из следующих жанров: бытовой рассказ, инструкция, рекомендация, совет и др. Описание жанра блог на языке семантических примитивов выглядит следующим образом: пишу Вам: ...; пишу Вам, потому что хочу поделиться опытом; пишу Вам, потому что хочу поделиться с Вами тем, что я умею и интересно для меня и может быть интересно для Вас; пишу Вам, потому что хочу побудить Вас, вызвать желание осуществить определенную деятельность. Коммуникативные цели жанра блог можно описать следующим образом: 1. Самоактуализация автора блога, стремление выразить собственное «Я», желание быть узнаваемым и поделиться знаниями; 2. Привлечение внимание читателей, желание выделить свой блог в ряду других блогов; 3. Желание вдохновить целевую аудиторию на определенные поступки.

Актуализация социальной идентичности авторов блогов осуществляется двумя способами: посредством актуальной и виртуальной самопрезентации. Под актуальной самопрезентацией понимается реальная самопрезентация авторов. В данном случае в виртуальное пространство «переносятся» реальные социально-значимые характеристики блоггера (его пол, возраст, национальность, профессия и др.). Виртуальная самопрезентация осуществляется путем конструирования своего «Я», самопредъявления, самоописания и самостоятельного создания определенного образа в глазах окружающих. Самопрезентация авторов блогов осуществляется посредством следующих стратегий: презентационная стратегия; аттрактивная стратегия; инспиративная стратегия. Поскольку основными целями презентационной стратегии в сетевом дискурсе являются выделение себя из множества других авторов блогов, акцентирование своей реальной или виртуальной индивидуальности, то основными презентационными стратегиями являются: 1) стратегия самопродвижения; 2) стратегия продвижение своего продукта, услуги, идей / блога. Стратегия самопродвижения реализуется с помощью целого ряда тактик: тактики персональной презентации, тактики передачи объективной (субъективной) информации о себе, тактики конструирования собственного «Я», тактики демонстрации своей компетентности и тактика единения со своими подписчиками. Персональная информация размещается автором блога в профиле, в особом поле для указания текущего статуса блогера. В данном разделе может содержаться следующая информация об авторе блога: имя, фамилия, дата и место рождения, образование, популярная цитата или философская фраза, строчки из популярной книги, песни, фильма и др. В качестве примера приведем профили Ирины Хакамады и Маргариты Симоньян в различных форматах сетевого дискурса

Ирина Хакамада, публичная личность, бизнес-тренер, писатель, кандидат в Президенты России 2004 [аккаунт в Инстаграме irina_hakamada]

Ирина Хакамада, бизнес-тренер, писатель [аккаунт в Тик Токе irina_hakamada]

Ирина Хакамада, бизнес-тренер, писатель, день рождения 13 апреля; город: Москва; семейное положение: замужем; образование РУДН 78, МГУ 84; политические предпочтения: либеральные; интересы: литература, кино, каллиграфия; любимые цитаты: У меня есть только нервы. Р. Акутагава [профиль в УК vk.com/irinahakamadaofficial].

Маргарита Симоньян, публичная личность; Этот блог - не об RT, не о работе и не о политике. Здесь мой дом, дети, еда и общее счастье. Политика есть в других моих соцсетях. Важно: директ закрыт [аккаунт в Инстаграме m_simonyan]

Маргарита Симоньян, главный редактор RT и МИА Россия Сегодня; готовлю, читаю стихи, не танцую [аккаунт в Тик Токе simonyan.m]

Маргарита Симоньян, день рождения 6 апреля 1980 г.; родной город: Краснодар; место работы: RT, Москва, главный редактор; вуз: КубГу 2002 [профиль в vk.com/m_s_simonyan].

Авторы указанных блогов представляют себя как публичную личность, они конструируют свою идентичность, очерчивают круг своих интересов, в том числе и политических, отмечают, что позиционируют себя по-разному на разных коммуникативных площадках в сети Интернет.

Сетевая личность обладает лингвокреативным потенциалом. «Лингвосемиотическая креативность» - это творческий процесс, в ходе которого сетевая личность создает нетривиальные тексты и преследует цель оказать воздействие на получателя информации [27: 370]. В результате креативной деятельности сетевой личности создаются разножанровые тексты, среди которых: новые формы художественного творчества (стишки-пирожки, антипословицы, шутки), демотиваторы и мемы (поликодовые тексты, включающие изображение и комментарий к нему). Данные тексты формируют центральное ядро Интернет-фольклора, под которым мы понимаем «сочетание различных видов авторского или анонимного нетривиального творчества пользователей, оформленного в письменном виде» [27: 370].

В период пандемии отмечен всплеск языкового творчество, оформленного в следующих жанрах сетевого фольклора: стишки-пирожки, анекдоты, шутки, пословицы. Теща долго радовалась турпутевке в Китай. Таких внезапных подарков зять еще никогда не делал. Юмористический эффект в приведенном примере основан на противоречии между действительным и гипотетическим положением дел. Зять подарил теще турпутевку, однако тот факт, что она едет в Китай, где «царит» коронавирус усиливает комический эффект. В анекдоте осмысливается распространенный стереотип - желание зятя избавиться от тещи. Обратим особое внимание на иронические антипословицы: Вирус не воробей, вътетит - не поймаешь; Где родился - там и сиди на карантине; Обещанной вакцины три года ждут; Уже коронавирус на пороге, а ВОЗ и ныне там; Коронавирусная жена и мужу не мила; Каше маска не помеха; Плох тот вирус, который не хочет выбиться в люди; На Бога надейся, а сам маску надень.

Антипословицы являются зеркалом, в котором отражается современная пандемическая ситуация. В них сталкиваются жизненные наблюдения двух планов: предписание соблюдать масочный режим в общественных местах во время пандемии и его выполнение, которое часто бывает недобросовестным. В вышеприведенных пословицах очевидна аллюзия на традиционные пословицы: Слово не воробей, вылетит - не поймаешь; Где родился - там и пригодился и др.

Таким образом, переложение известных пословиц происходит в соответствии с новыми жизненными ситуациями на основе языковой игры; современные трансформации в пословицах позволяют получить представление об актуальных событиях в мире и об ироничном отношении носителей языка к происходящему.

Отличительными характеристиками Интернет-фольклора являются: игровое и анонимное творчество, традиционная преемственность или тиражируемость, коллективное авторство, интертекстуальность, карнавальность, анонимное / виртуальное / реальное авторство.

Заключение

Виртуальная личность является объектом изучения цифровой антропологической лингвистики. На современном этапе исследователей интересует проблема идентичности виртуальной личности. Главной когнитивной особенностью сетевого общения является возможность конструировать адресата и адресанта, так как в сетевом пространстве участники придумывают себе «виртуальную личность», называя и описывая себя определенным образом, а также общаются с придуманными личностями.

Следует разграничивать содержание понятий «виртуальная личность» и «сетевая личность». «Виртуальная личность» - это искусственно сформированный образ, возможно с придуманной моделью поведения. «Сетевая личность» - это личность, о существовании которой сообщество узнает в результате ее появления в сети, она реальна и существует в действительности. Виртуальное имя относится к классу имен собственных, являясь номинативной единицей языка. Оно генетически вторично по сравнению с реальным именем индивидуума. В результате исследования были выделены следующие функции виртуального имени: номинативная, идентифицирующая, фатическая, аттрактивная, металингвистическая, эстетическая. Выделяются следующие варианты существования личности в сети Интернет: реальная и полноценная личность (личность как реальный человек), реальная личность с измененными характеристиками; выдуманная, «виртуальная» личность. В результате анализа практического материала были

выделены следующие группы виртуальных имен: официальные имена, имена, производные от полных, виртуальные имена, характеризующие участника с физической стороны или указывающие на какую-то черту в характере человека, виртуальные имена, характеризующие увлечения человека и др. Актуализация социальной идентичности авторов блогов осуществляется посредством актуальной (реальная самопрезентация авторов) «виртуальной самопрезентации» (осуществляется путем конструирования своего «Я», самопредъявления, самоописания и самостоятельного создания определенного образа в глазах окружающих). Самопрезентация авторов блогов актуализируется посредством следующих стратегий: презентационной, аттрактивной, и инспиративной. Сетевая личность обладает лингвокреатив-ным потенциалом и в результате своей деятельности создает разножанровые тексты (стишки-пирожки, антипословицы, шутки, демотиваторы и мемы). Данные тексты формируют центральное ядро Интернет-фольклора, под которым понимается совокупность различных видов и форм анонимного и авторского массового игрового письменного и устного творчества субъектов компьютерной коммуникации в пространстве Интернета. Лингвокреативность сетевого дискурса обусловлена ориентацией массовой культуры на молодежь, которой свойственна креативность, стремление к реализации творческого потенциала и желание украсить повседневную жизнь игровыми моментами.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гринев-Гриневич С.В., Сорокина Э.А. Язык как средство познания и эволюции человека (к 10-летней годовщине появления антрополингвистики). Основы антрополингвистики. Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2014;5:12-25. Доступно по: https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/7772. Ссылка активна на 03.03.2021.

2. Карасик В.И. Общие проблемы теории речевых жанров. Жанры речи. 2020;2(26):90-99. https://doi. org/10.18500/2311074020202269099.

3. Омельченко С.Р. В поисках антропологии языка. Научный диалог. Филология; 2012;12:76-84. https://elibrary.ru/item.asp?id=18319352.

4. Krasavsky N.A., Baranova K.M., Muzykant V.L., Barabash V.V, Burdovskaya E.Y. Philosophical and Conceptual Presentation of the Emotional Cluster of Sadness: Metaphorization of German artistic Consciousness. XLinguae. 2020; 3(13):134-144. https://elibrary.ru/item.asp?id=45365189.

5. Rampton B., Maybin, B., Roberts, C. Theory and method in linguistic ethnography. In J. Snell, S. Shaw, F. Copland (Eds.). Houndmills: Palgrave, 2015:14-50. https://doi.org/10.1057/9781137035035_2.

6. Androutsopoulos J. Introduction: Sociolinguistics and computer-mediated communication. Journal of Sociolinguistics. 2006;10f4):419-438. Доступно по: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1467-9841.2006.00286.x. Ссылка активна на 04.03.2021.

7. Baron N.S. Always on: Language in an online and mobile world. New York: Oxford University Press, 2008:160. Доступно по: https://www.researchgate.net/publication/200772850_Always_0n_Language_in_ an_0nline_and_Mobile_World. Ссылка активна на 09.04.2021.

8. Beneito-Montagut R. Ethnography goes online: Towards user-centered methodology to research interpersonal communication on the internet. Qualitative Research. 2011;6:716-735. https://doi.org/10.1177/ 1468794111413368.

9. Herring S.C. Computer-mediated conversation: Introduction and overview. Language@Internet. 2010; 7: article 2. Доступно по: htttp: //www.languageatinternet.org/articles/2010/2801. Ссылка активна на 10.05.2021. (in Eng.).

10. Blommaert J., De Fina A. (2015). Chronotopic identities. In A. De Fina, D. Ikizoglu, & Wegnet (Eds.), Diversity and superdiversity. Washington, DC: Georgetown University Press. 2015; 29-40. Доступно по: https://www.researchgate.net/publication/311318286_Chronotopic_Identities_0n_the_Timespace_0rganiza-tion_of_Who_We_Are. Ссылка активна на 15.05.2021.

11. Norreby T.R., Moller J.S. Ethnicity and social categorization in on-and offine interaction among Copenhagen adolescents. Discourse, Context & Media. 2015;8:46-54. https://doi.org/10.1016/j.dcm.2015.05.006.

12. Marcus G.E. Multi-sited ethnography: Five or six things I know about it now. In S. Coleman von Hellermann (Eds.), Multi-sited ethnography: Problems and possibilities in the translocation of research methods. London: Routledge. 2012:16-33. Доступно по: https://romrep.se/wp-content/uploads/2020/06/Falzon_ 2009_Multi-Sited-Ethnography.pdf. Ссылка активна на 08.03.2021.

13. Pennycook A. Posthumanist applied linguistics. Applied Linguistics. 2016;39(4):445-461. https://doi. org/10.1093/applin/amw016

14. Rampton B., Maybin, Roberts C. Theory and method in linguistic ethnography. In J. Snell, S. Shaw, F. Copland (Eds.), Linguistic ethnography. Interdisciplinary explorations. Houndmills: Palgrave. 2015:14-50. https://doi.org/10.1057/9781137035035_2.

15. Varis P., Blommaert J. Conviviality and collectives on social media: Virality, memes, and new social structures. Multilingual Margins. 2015;2(1):31-45. https:// doi.org/10.14426/mm.v2i1.55.

16. Kelly P. Human Identity. Part I: Who are you? Lecture from the university course about the net. 1997. Доступно по: http://www.home.calumet.vorku.ca/pkelly/www/idI.htm. Ссылка активна на 10.05.2021.

17. Turkle Sh. Constructions and reconstructions of the self in virtual reality. Massachusetts Institute of technology. Identity workshop. 1997. Доступно по: https://sherryturkle.mit.edu/sites/default/files/images/ ST_Construc%20and %20reconstruc%20of%20self.pdf. Ссылка активна на 09.04.2021.

18. Собольников В.В. Цифровая трансформация как фактор развития виртуальной личности. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(1):3601-3610. https://doi.org/10.15372/ PEMW20200123.

19. Леонтович О.А. Проблемы виртуального общения. Волгоградский государственный педагогический университет. Волгоград: IREX. 2000. Доступно по: https://septemberfox.ucoz.ru/biblio/leontovich. html. Ссылка активна на 02.02.2021.

20. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Х.: Изд-во «Гуманитарный центр»; 2017. Доступно по: https://socioline.ru/files/5/41/metody_analiza_teksta_i_diskursa.pdf. Ссылка активна на 10.05.2021.

21. Казяба В.В. Никнейм переходного типа как способ самономинации в немецкоязычной интернет-коммуникации. Вестник Северного (Арктического) Федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016;5:86-90. https://elibrary.ru/item.asp?id=27193532.

22. Флорински П. Имена. Современная городская культура. InterNet. 2003. Доступно по: http://www. ok.msk.ru:4444/gagin/internet/17/29.html. Ссылка активна на 03.02.2021.

23. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета. 2004. Доступно по: http: //flogiston.df.ru/ projects/ articles/strategy.shtml. Ссылка активна на 03.04.2021.

24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство; 1979:270. Доступно по: https:// royallib.com/book/bahtin_mihail/estetika_ slovesnogo_tvorchestva.html. Ссылка активна на 08.05.2021.

25. Киссер Т.С. Виртуальная идентичность российских немцев. Сибирские исторические исследования. 2019;2. https://doi.org/10.17223/2312461X/24/4.

26. Нестеров В.В. Что выплавляется из «тонн словесной руды» или попытка реабилитации чатов. 2003. Доступно по: http://lite.lbe.ru/cgi-bin/href/alisa?45. Ссылка активна на 03.02.2021.

27. Галичкина Е.Н. Неофольклорные тексты в Интернете. Материалы XIX Международной научной конференции «Россия и Запад: диалог культур». Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Москва, 2017;2:363-375. https://elibrary.ru/item.asp?id=37091971.

References

1. Grinev-Grinevitch SV, Sorokina EA. Language as the means of perception and evolution of the person (to the 10th anniversary of the birth of anthropolinguistics). Foundations of anthropological Linguistics; Moscow Vestnik. Linguistics; 2014;5:12-25. Available at: https://vestnik-mgou.ru/ Articles/Doc/7772. Accessed: March 3rd 2021. (In Russ.).

2. Kakasik VI. General problems of the Theory of Genres. Speech Genres. 2000;2(26):90-99. https://doi. org/10.18500/2311074020202269099. (In Russ.).

3. Omelchenko SP. Finding language antropology. Scientific dialogue. Philology; 2012;12:76-84. https:// elibrary.ru/item.asp?id=18319352. (In Russ.).

4. Krasavsky NA., Baranova KM., Muzykant VL., Barabash VV., Burdovskaya EY. Philosophical and Conceptual Presentation of the Emotional Cluster of Sadness: Metaphorization of German artistic Consciousness. XLinguae. 2020;3(13):134-144. https://elibrary.ru/item.asp?id=45365189. (In Eng.).

5. Rampton B., Maybin B., Roberts C. Theory and method in linguistic ethnography. In J. Snell, S. Shaw, F. Copland (Eds.). Houndmills: Palgrave, 2015:14-50. https://doi.org/10.1057/9781137035035_2. (In Eng.).

6. Androutsopoulos J. Introduction: Sociolinguistics and computer-mediated communication. Journal of Sociolinguistics. 2006;10(4): 419-438. Available from: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1467-9841.2006.00286.x. Accessed: March 4th 2021. (In Eng.).

7. Baron NS. Always on: Language in an online and mobile world. New York: Oxford University Press, 2008:160. Available from: https://www.researchgate.net/publicati0n/200772850_Always_0n_Language_in_ an_Online_and_Mobile_World. Accessed: 9th April 2021. (In Eng.).

8. Beneito-Montagut R. Ethnography goes online: Towards user-centered methodology to research interpersonal communication on the internet. Qualitative Research. 2011;6:716-735. https://doi. org/10.1177/1468794111413368 (In Eng.).

9. Herring SC. Computer-mediated conversation: Introduction and overview. Language@Jnternet. 2010; 7: article 2. Available from: htttp: //www.languageatinternet.org/articles/2010/2801. Accessed: May 10th 2021. (In Eng.).

10. Blommaert J., De Fina A. Chronotopic identities. In A. De Fina, D. Ikizoglu, & Wegnet (Eds.), Diversity and superdiversity. Washington, DC: Georgetown University Press. 2015; 29-40. Available at: https://www. researchgate.net/publication/311318286_Chronotopic_Identities_On_the_Timespace_Organization_of_Who_ We_Are. Accessed: May 15th 2021. (In Eng.).

11. Norreby TR., Moller JS. Ethnicity and social categorization in on-and offine interaction among Copenhagen adolescents. Discourse, Context & Media. 2015;8:46-54. https://doi.org/10.1016Zj.dcm.2015.05.006. (In Eng.).

12. Marcus GE. Multi-sited ethnography: Five or six things I know about it now. In S. Coleman von Hellermann (Eds.), Multi-sited ethnography: Problems and possibilities in the translocation of research methods. London: Routledge. 2012:16-33. Available at: https://romrep.se/wp-content/uploads/2020/06/ Falzon_2009_ Multi-Sited-Ethnography.pdf. Accessed: March 08th 2021. (In Eng.).

13. Pennycook A. Posthumanist applied linguistics. Applied Linguistics. 2016;39(4):445-461. https://doi. org/10.1093/applin/amw016. (In Eng.).

14. Rampton B., Maybin, Roberts C. Theory and method in linguistic ethnography. In J. Snell, S. Shaw, F. Copland (Eds.), Linguistic ethnography. Interdisciplinary explorations. Houndmills: Palgrave. 2015:14-50. https://doi.org/10.1057/9781137035035_2. (In Eng.).

15. Varis P., Blommaert J. Conviviality and collectives on social media: Virality, memes, and new social structures. Multilingual Margins. 2015;2(1):31-45. https:// doi.org/10.14426/mm.v2i1.55. (In Eng.).

16. Kelly P. Human Identity. Part I: Who are you? Lecture from the university course about the net. 1997. Available at: http://www.home.calumet.vorku.ca/pkelly/www/idI.htm. Accessed: May 10th 2021]. (In Eng.).

17. Turkle Sh. Constructions and reconstructions of the self in virtual reality. Massachusetts Institute of technology. Identity workshop. 1997. (In Eng.). Available at: https://sherryturkle.mit.edu/sites/default/files/im-ages/ST Construc%20and %20reconstruc%20of%20self.pdf. Accessed: April 9th 2021. (In Eng.)

18. Sobolnikov V.V. Digital transformation as a factor of virtual personality development. Professional Development in the Modern World. 2020; 10(1):3601-3610. https://doi.org/10.15372/PEMW20200123. (In Russ.).

19. Leontovitch OA. Problems of virtual communication. Volgograd State Pedagogical University. Vogo-grad: IREX. 2000. Available from: https://septemberfox.ucoz.ru/biblio/leontovich.html. Accessed: Feb. 2nd 2021. (In Russ.).

20. Titcher S., Mayer M., Vodak P., Vetter E. Methods of the analysis of the text and discourse. X.: Humanitarian center; 2017. Available at: https://socioline.ru/files/5/41/metody_analiza_teksta_i_diskursa.pdf. Accessed: May 10th 2021. (In Russ.).

21. Kazyaba VV. Transformational type of the nickname in German Internet communication. Vestnik of Siberian (Arktic) Federal university. Humanitarian and Social Sciences. 2016;5:86-90. https://elibrary.ru/item. asp?id=27193532. (In Russ.).

22. Florinsky P. Names. Modern Urban Culture. InterNet. 2003. Available at: http://www.ok.msk.ru:4444/ gagin/internet/17/29.html. Accessed: Feb. 3rd 2021. (In Russ.).

23. Gichkina AE., Belinskaya EP. Selfpresentation in virtual communication and teench identity - users of the Internet. 2004. Available from: http: //flogiston.df.ru/projects/articles/strategy.shtml. Accessed: April 3rd 2021. (In Russ.).

24. Bahtin MM. Esthetics of speech. Moscow. Art; 1979:270. Available at: https://royallib.com/book/ bahtin_mihail/estetika_slovesnogo_ tvorchestva.html. Accessed: May 5th 2021. (In Russ.).

25. Kisser TS. Virtual identity of Russian Germans. Siberian Historical Research. 2019;2. https://doi. org/10.17223/2312461X/24/4. (In Russ.).

26. Nesterov VV. What is made out of tons of words and chats' reabilitation. 2003. Available at: http://lite. lbe.ru/cgi-bin/href/alisa?45. Accessed: Feb. 3rd 2021. (In Russ.).

27. Galichkina EN. Neofolklore texts on the Internet. Proceedings of the conference «Russia and West: dialogue of cultures». Bulletin of the Moscow State University after M.V. Lomonosov. Moscow. 2017;2:363-375. https://elibrary.ru/item.asp?id=37091971. (In Russ.).

История статьи:

Получена: 23.04.2021 Принята: 18.05.2021 Опубликована онлайн: 25.06.2021

Article history:

Received: 23.04.2021 Accepted: 18.05.2021 Published online: 25.06.2021

Сведения об авторе:

Галичкина Елена Николаевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры английской филологии Астраханского государственного университета, Астрахань, Российская Федерация; e-mail: elenagalich@rambler.ru.

Bionote:

Elena N. Galichkina, PhD in Philology, Astrakhan State University, Department of English Philology, Astrakhan, Russian Federation; e-mail: elenagalich@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.