Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ ФЛЕЙМЕРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ ФЛЕЙМЕРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ФЛЕЙМ / КОНФЛИКТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чир-Чир Э.Р.

В данной работе проанализирована виртуальная личность флеймера как психологический феномен; рассмотрена её трехкомпонентная структура, состоящая из ценностного, эмоционального и поведенческого компонента; выявлены основные свойства виртуальной личности флеймера, такие как асоциальность, коммуникативная эмоциональность и конфликтность; представлены результаты исследования для определения основных свойств виртуальной личности флеймера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL PERSONALITY OF THE FLAMER AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON

In this paper, the virtual personality of the flamer as a psychological phenomenon is analyzed; Its three-component structure consisting of a value, emotional and behavioral component is considered; Identified the main properties of the virtual personality of the flamer, such as assococity, communicative emotionality and conflict; Presented the results of the study to determine the basic properties of the virtual personality of the flamer.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ ФЛЕЙМЕРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

(близко к тексту, сжато, выборочно либо с творческим заданием);

* рассказы - импровизации (можно письменные) из жизни, либо по заданной теме;

* сочинения устные и письменные;

* отзывы о литературных произведениях, о фильмах либо спектаклях;

* Инсценирование сказок и пр.

Использованные источники:

1. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969.

2. Львов М.Р. Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987. - 415с.

3. Климова К.Я. Основи культури i техшки мовлення: Навч. пошбник. - 2-е вид., випр. i доп. - К.: Лiра - К,2007. - 240 с.

4. Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб.пособие для студентов пед. Учеб. Заведений - 3-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 1997. -383с.

5. Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. - К.: Выща школа, 1989. - 311 с.

6. Методика навчання украшсько!' мови в початковш школi : навчально-методичний пошбник для студенлв вищих навчальних закладiв / За наук. ред. М. С. Вашуленка. — К. : Лггера ЛТД, 2011. -364 с.

7. Гордиенко А.А. Методика развития русской речи младших школьников -методическое пособие для студентов пед. уч. заведений -Житомир: Изд. ЖГУ им. И.Франко, 2008 . -48с.

8. Селезнева, Е.П. Развитие речи детей / Е.П. Селезнева. М., 1984. - 175с.

Чир-Чир Э.Р. студент кафедра психологии ГБОУ ВО РК «КИПУ» Российская Федерация, г. Симферополь

Chir-Chir E.R. Student of the Psychology SBEI HE IN THE RC "CEPU" Simferopol s., Russian Federation ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ ФЛЕЙМЕРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН VIRTUAL PERSONALITY OF THE FLAMER AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON Аннотация: в данной работе проанализирована виртуальная личность флеймера как психологический феномен; рассмотрена её трехкомпонентная

структура, состоящая из ценностного, эмоционального и поведенческого компонента; выявлены основные свойства виртуальной личности флеймера, такие как асоциальность, коммуникативная эмоциональность и конфликтность; представлены результаты исследования для определения основных свойств виртуальной личности флеймера.

Ключевые слова: виртуальная личность, флейм, конфликтность, асоциальность, коммуникативная эмоциональность.

Abstract: in this paper, the virtual personality of the flamer as a psychological phenomenon is analyzed; Its three-component structure consisting of a value, emotional and behavioral component is considered; Identified the main properties of the virtual personality of the flamer, such as assococity, communicative emotionality and conflict; Presented the results of the study to determine the basic properties of the virtual personality of the flamer.

Key words: virtual personality, flame, conflictness, asociality, communicative emotionality.

Постановка проблемы. В процессе развития технологий и во времена информационной революции нет людей, которые бы не знали, что такое Интернет. Это понятие довольно быстро внедрилось не только в жизнь современного общества, но и в структуру жизненного пространства личности. Однако, стремительное развитие и внедрение технологий в жизнь людей оказывает мощное и порой негативное воздействие, как на физическое, так и на психологическое здоровье человека. Особенно сильное влияние он оказывает на развитие человека как личности, в связи с этим процесс общения в виртуальной реальности стал занимать огромное место в жизни человека, и поспособствовал появлению такого понятия, как коммуникация в сети Интернет.

Одним из новых феноменов виртуального общения как формы коммуникативного поведения является флейминг, который подразумевает конфликтный диалог, смыслом которого является сам полемический процесс, т.е. спор ради спора. Причиной начала такого диалога является фраза способная задеть личность, то есть флейминг - это результат эффективной речевой провокации.

Целью статьи является выявить особенности виртуальной личности флеймера.

Анализ литературы. По мнению Джудит Донат, флейм - это игра в подделку личности, при этом никто кроме играющего о ней не знает. Донат утверждает, что конфликтующая личность стремится зарекомендовать себя в качестве среднестатистического пользователя ресурса, разделяющего трудности и проблемы того или иного сообщества и старающегося внести свою лепту в обсуждение и рассмотрение данного вопроса[1].

Зачастую такое поведение вызвано стремлением быть замеченным и жаждой к развлечению. Флеймерам доставляет удовлетворение неадекватная реакция на провокацию незнакомых им людей, они стремятся приобрести контроль над обсуждением, что даст возможность управлять процессом в

своих целях.

Как правило флеймы возникают внезапно и спонтанно, формируются быстро и завершаются только при вмешательстве администратора сайта или когда все участники этого спора окончательно устанут. Это тот самый вид диспута, в котором истина не рождается — а по окончанию флейма все участники не получают никакого конструктивного результата .

По мнению С.А. Решенина, виртуальная личность может копировать, подражать или продолжать личность пользователя, в таком случае она сознательно выбирает то же имя и естественную модель поведения и саморепрезентации. Кроме того, подобный вариант виртуальной личности можно назвать дополненной личностью, по аналогии с дополненной реальностью[2].

В.А. Крючков в исследовании, посвященном психологическому анализу проблемных зон организации иноязычной речевой деятельности, придерживается научной трактовки сетевого флейма как идеи сетевого конфликта целью которого является создание ситуации острой полемики, горячего спора, конфликта мнений, столкновение точек зрения или резкую смену предмета обсуждения и воплощается в виде ролевой игры разных уровней. Похожую идею высказывает М.С. Рыжков, утверждая, что в рамках реализации напористой троллинга провокативный коммуникант стремится каузировать на стороне адресата раздражение, внести разлад в общение, противопоставить себя сетевому сообществу[3].

Флеймер являясь постоянным пользователем сети интернет, охватывает широкий круг зоны сетевого пользования. П.В. Шкапенко говорит о том, что изначальная предрасположенность к осуществлению ложных высказываний кроется в самой природе виртуальной сети, в том, что каждый пользователь изобретает себе собственную новую личность под новым именем, конструируя свои виртуальные характеристики которые в корне отличаются от реальных, тем самым у флеймера появляется возможность создания большого количества аккаунтов для охвата широкого круга средств информационных ресурсов.

Проблему самоидентификации реальной личности в виртуальном мире рассматривает О. Гуров в статье «Феномен виртуальной реальности и его рефлексия в современном западном кинематографе», где говорит о том, что человек при создании виртуального образа сознательно или не осознавая представляет данные о своем «идеальном «Я». При этом создаваемая личность является не точным отражением своего прототипа, а социально или эстетически желаемую личность. Основной особенностью создания виртуального образа становится то, что отсутствие видимой связи с прототипом, и относительная анонимность дают возможности для творчества неограниченного масштаба. Автор также указывает что при создании виртуальной личности, прототип не только может превращаться в один желаемый образ, а может создавать много вариантов своих воплощений.

Все это обуславливает возможность возникновения и функционирования феномена личности флеймера, поскольку такие свойства виртуальной реальности как анонимность, физическая непредставленность, возможность прожить несколько жизней, отсутствие социальный границ и т.д. способствует реализации деструктивных тенденций виртуального образа.

Данная тема в психологии, по мнению современных исследователей вопроса конфликтов в интернет пространстве считают что данная тема глубоко не изучена. Флеймером может быть как подросток, так и взрослая сформировавшаяся личность. Обладающий такими качествами личности, как систематичность, агрессивность и неравенство в силе преследователя и жертвы. Власть в интернет-пространстве имеет и особенности: обидчик анонимен, может скрываться за ложной информацией и обращаться к огромной аудитории, которая поддается к принуждению и клевете; кроме того, жертва преследования доступна через Сеть Интернет круглосуточно. В реальной жизни, преследования требуют не только временных, но и финансовых затрат, что может доставить дискомфорт. В свою очередь, виртуальная реальность даёт неограниченную возможность в преследовании жертвы, в комфортной ему среде.

Е.Н. Галичкина относит флейминг к жанрам агрессивной компьютерной коммуникации, она характеризуются атональностью и манипулятивностью и показана в двух основных форматах общения -троллинге, состоящем в выдвижении провокационных утверждений, которые могут вызвать негативную эмоциональную реакцию пользователей сети, и флейминге, заключающемся в конфликтной организации общения, сознательном использовании перевернутых норм этики[4].

В своих работах О. В. Лутовинова объединяет данные явления под термином «флейм» и рассматривает как специфический жанр виртуального высказывания, по ее мнению флейм не только подразумевает под собой грубое провокационное сообщение, направленное на разжигание ссоры, но и сам непосредственно процесс этой ссоры переходит на личности спорящих с использовании упреков вместо аргументов, а так же трактуется как пустой разговор, то есть разговор ради разговора не несущий в себе никакой информации[5].

Огромную роль играет эмоциональное состояние коммуникантов и в основном это и является поводом для агрессивного взаимодействия. По мнению Л.П. Якубинского, при диалоге быстрая смена ролей вынуждает собеседников почти одновременно выполнять несколько когнитивных действий: слушать, понимать и формировать ответную реплику, и это вынуждает говорящего пренебрегать заботой о форме высказывания[6]. В реальном же общении ответ должен быть дан моментально иначе разговор прерывается. В виртуальном же общении мы имеем дело с письменной формой где предоставляется возможность отсрочить ответ, или не давать ответ вовсе. Следовательно у коммуникантов есть время что бы

сформулировать свой ответ. В связи с этим можно предположить, агрессивная реакция внеформальной интернет коммуникации представляет собой преднамеренное речевое действие.

Условный характер такого конфликта подтверждается тем, что, в отличие от конфликта реального, он не имеет логического завершения и коммуникативных последствий: коммуниканты просто обрывают агрессивный диалог и переключаются на другую тему или на других собеседников. Такое поведение коммуникантов свидетельствует о том, что флейминг для них является коммуникативной игрой.

Основное изложение материала. Декларируя виртуальную личность как целостный образ, отметим основные компоненты ее структуры, обеспечивающую уникальную идентификацию. Проведя анализ страниц пользователей сети интернет, можно выявить основные структурные компоненты виртуальной личности такие как ценностный, эмоциональный и поведенческий.

Ценностный компонент: формирование такого рода коммуникации как в сети интернет вызвало необходимость обращения к явлению самопрезентации коммуникантов в виртуальном пространстве. Описание любой языковой личности сводится к перечислению черт, развитых на основе национально-культурных ценностей. Этот компонент определяет моральные и идеалогические ценности виртуальной личности.

Эмоциональный компонент можно отметить стремление личности эмоционально обогатить текст с помощью которого он общается, и проявить то что он переживает, это личностные предпочтения в том или ином виде эмоций.

Поведенческий компонент: заключается в стремление к нетипичному, ненормативному поведению - зачастую пользователи Интернета презентируют себя с иной стороны, чем в условия реальной социальной нормы.

Виртуальная личность

Ценностный компонент Эмоциональный компонент Поведенческий компонент

Рис. 1. Трехкомпонентная структура виртуальной личности

Эмпирическую базу исследования составили 40 человек. Верхняя и нижняя возрастные границы не устанавливались. Респонденты привлекались благодаря рассылке приглашений к участию в научном исследовании и были выбраны методом случайных чисел.

В ходе эмпирической части исследования использовались варианты сбора информации такие как онлайн заполнение анкеты-опросника «Виртуальная личность флеймера».

Респондентам было предложено ответить на вопросы предоставленных на бланке. Вопросы были направлены, на выявление основных свойств личности флеймера, а также на различные вариации поведения флеймера с которыми могли бы столкнуться респонденты в Сети Интернет.

В результате контент-анализа ответов, данных респондентами, было выделено три основных свойства, составляющие структуру виртуальной личности флеймера: асоциальность, коммуникативная эмоциональность, конфликтность. Данные исследования, представлены на рис.2.

Асоциальность

Коммуникативная ~

эмоциональность —

Конфликтность

0% 20° Ь 40% 60% 80% 100° о Рис.2. Выраженность компонентов виртуальной личности

флеймера

Асоциальность - свойство ценностного компонента виртуальной личности флеймера подразумевающее под собой поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.Данное свойство было отмечено 88% респондентов.

Коммуникативная эмоциональность - свойство эмоционального компонента виртуальной личности флеймера, которое выражается необходимостью демонстрации тех или иных эмоций в общении. Данное свойство было отмечено 93% респондентов.

Конфликтность - готовность личности к конфликтам, степень ее вовлеченности в развитие конфликтов. Это интегральное свойство личности, которое отражает частоту ее вступления человека в межличностные конфликты. Данное свойство было отмечено 80% респондентов.

Выводы. Быстрое развитие информационно-компьютерных технологий привело к возможности ускоренной и эффективной работы с любыми видами информации, возможностью создания виртуальных групп, сообществ, возможностью создания своей собственной виртуальной личностью, которая может быть, полной противоположностью своей реальной личности, иметь определённый набор уникальных свойств и особенностей. На сегодняшний день виртуальная реальность представляет собой коммуникативную среду, в которой есть возможность напрямую устраивать дискуссии с другими пользователями интернет ресурсов. С

каждым дне контакты в Сети не только не теряют востребованность, но и очень быстро увеличивают численность вовлеченных в виртуальное пространство людей. Социальные последствия этого явления уже сейчас значимы, и эта значимость неизбежно будет возрастать.

Флейминг - это формы реализации речевой агрессии, обусловленные дискурсивной спецификой интернет-коммуникации, имеющие различный лингвопрагматический статус, это диалогическое или полилогическое взаимодействие людей друг с другом.

Таким образом, специфика флейминга как формы агрессивного речевого поведения определяется установкой коммуникантов на конфликтное общение, не имеющее прагматической цели, что позволяет рассматривать флейминг как коммуникацию с различным исходом событий. Власть в интернет-пространстве имеет и особенности: обидчик анонимен, может скрываться за ложной информацией и обращаться к огромной аудитории.

Появление такого явления, как флейм, связано с наличием специальных социально-информационных и благоприятных условий для его распространения.

В ходе исследования были выявлены основные свойства личности флеймера,такие как асоциальность, коммуникативная эмоциональность и конфликтность. Флейминг не стоит понимать как речевые жанры или как особый вид речевого поведения, это форма реализации речевой агрессии, обусловленные логической особенностью сети-интернет.

Использованные источники:

1. Donath, Judith S. Identity and deception in the virtual community^^^// с анг. И.Ю.Багровой// Smith, Marc A., Kollock, Peter. Communities in Cyberspace / Judith S. Donath. - Routledge// Москва. - P. 29-59.

2. Решенин, С.А. Виртуальная личность как актор и элемент социальной структуры виртуальных сетевых сообществ [Текст] //С.А.Решенин//Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - № 2 (54). - С.243-248

3. Рыжков, М.С. Речевые стратегии участников синхронного интернет-дискурса[Текст]// М.С. Рыжков//Воронеж: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2010. - C. 15-18.

4. Галичкина, Е.Н. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство[Текст]// Галичкина Е.Н// Волгоград, 2012. С 8.

5. Лутовинова, О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе[Текст]// Лутовинова О.В.//. Волгоград, - 2013.-С. 21

6. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст]// Якубинский Л.П.// Избранные работы: Язык и его функционирование// Москва, -1986.-С. 17-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.