Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПОНЯТИЯХ «ТРОЛЛИНГ» И «ФЛЕЙМИНГ» КАК ПРЕДИКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ В КИБЕРКОММУНИКАЦИЯХ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПОНЯТИЯХ «ТРОЛЛИНГ» И «ФЛЕЙМИНГ» КАК ПРЕДИКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ В КИБЕРКОММУНИКАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
178
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КИБЕРКОММУНИКАЦИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ТРОЛЛИНГ / ФЛЕЙМИНГ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРЕДИКТОРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозова И. С., Каменева В. А., Коломиец С. В., Рабкина Н. В.

В статье представлены результаты исследования проблемы киберагрессии, которая опасна своей возможностью выходить за пределы виртуального мира и иметь негативные последствия для всех участников акта интернет-коммуникации. Теоретически обоснован свершившийся факт переноса процессов социализации и инкультурации из реального в виртуальное пространство. Доказано, что агрессия в киберпространстве всегда имеет последствия в реальной жизни представителей подрастающего поколения, так как усиливает их неуверенность в себе, способствует снижению самооценки, приводит к апатии или попыткам суицида. Определены предикторы возникновения агрессивного поведения, к числу которых отнесены не только переживаемые эмоциональные состояния, но и психологические защиты, а также совокупность представлений (когнитивных моделей) личности о сущности данного явления. Был проведен ассоциативный эксперимент, в котором принимали участие 540 студентов Кемеровского государственного университета. Словами-стимулами послужили лексемы «флейминг» и «троллинг». Полученные результаты выявили достаточно низкую степень осведомленности студентов о данных проявлениях киберагрессии и еще более низкую степень настороженности в отношении этих явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Морозова И. С., Каменева В. А., Коломиец С. В., Рабкина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' PERCEPTIONS OF THE CONCEPTS OF “TROLLING” AND “FLAMING” AS PREDICTORS OF THE OCCURRENCE OF AGGRESSION CYBER COMMUNICATIONS

The paper presents the results of a study on cyber aggression, which is dangerous in its ability to transcend the virtual world and have negative consequences for all participants in the act of Internet communication. Theoretically, it has been substantiated that the processes of socialization and enculturation have been transferred from the real to the virtual space. There is evidence that aggression in cyberspace always has consequences in the real life of adolescents, as it increases their insecurity, lowers self-esteem and leads to apathy or suicide attempts. Predictors of aggressive behavior were identified, including not only emotional states, but also psychological defenses, as well as cognitive models of the personality of the essence of this phenomenon. Associative experiment was conducted, in which 540 students of Kemerovo State University took part. The stimulus words were the lexemes “flaming” and “trolling”. The results revealed a rather low degree of students' awareness of these manifestations of cyber aggression and an even lower degree of vigilance towards these phenomena.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПОНЯТИЯХ «ТРОЛЛИНГ» И «ФЛЕЙМИНГ» КАК ПРЕДИКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ В КИБЕРКОММУНИКАЦИЯХ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 163-171. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 163-171.

Научная статья

УДК 159.9.072:159.96

https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.24

Представления студентов о понятиях «троллинг» и «флейминг» как предикторы возникновения проявлений агрессии в киберкоммуникациях

Ирина Станиславовна Морозова1, Вероника Александровна Каменева2, Светлана Вячеславовна Коломиец3, Надежда Владимировна Рабкина4

12,34Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия 1ishmorozova@ya.ru, http://orcid.org/0000-0002-0862-7225 2russia_science@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-8146-9721 3kolomsvetlana@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-2885-094X 4nrabkina@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-6623-6679

Аннотация. В статье представлены результаты исследования проблемы киберагрессии, которая опасна своей возможностью выходить за пределы виртуального мира и иметь негативные последствия для всех участников акта интернет-коммуникации. Теоретически обоснован свершившийся факт переноса процессов социализации и инкультурации из реального в виртуальное пространство. Доказано, что агрессия в киберпространстве всегда имеет последствия в реальной жизни представителей подрастающего поколения, так как усиливает их неуверенность в себе, способствует снижению самооценки, приводит к апатии или попыткам суицида. Определены предикторы возникновения агрессивного поведения, к числу которых отнесены не только переживаемые эмоциональные состояния, но и психологические защиты, а также совокупность представлений (когнитивных моделей) личности о сущности данного явления. Был проведен ассоциативный эксперимент, в котором принимали участие 540 студентов Кемеровского государственного университета. Словами-стимулами послужили лексемы «флейминг» и «троллинг». Полученные результаты выявили достаточно низкую степень осведомленности студентов о данных проявлениях киберагрессии и еще более низкую степень настороженности в отношении этих явлений.

Ключевые слова: агрессивное поведение, киберкоммуникация, представления, троллинг, флейминг, ассоциативный эксперимент, предикторы

Для цитирования: Морозова И.С., Каменева В.А., Коломиец С.В., Рабкина Н.В. Представления студентов о понятиях «троллинг» и «флейминг» как предикторы возникновения проявлений агрессии в киберкоммуникациях // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 163-171. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.24.

Original article

Students' perceptions of the concepts of "trolling" and "flaming" as predictors of the occurrence of aggression in cyber communications

Irina S. Morozova1, Veronika A. Kameneva2, Svetlana V. Kolomiets3, Nadezda V. Rabkina4

1 2 34Kemerovo State University, Kemerovo, Russia 1ishmorozova@ya.ru, http://orcid.org/0000-0002-0862-7225 2russia_science@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-8146-9721 3kolomsvetlana@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-2885-094X 4nrabkina@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-6623-6679

Abstract. The paper presents the results of a study on cyber aggression, which is dangerous in its ability to transcend the virtual world and have negative consequences for all participants in the act of Internet communication. Theoretically, it has been substantiated that the processes of socialization and enculturation have been transferred from the real to the virtual space. There is evidence that aggression in cyberspace always has consequences in the real life of adolescents, as it increases their insecurity, lowers self-esteem and leads to apathy or suicide attempts. Predictors of aggressive behavior were identified, including not only emotional states, but also psychological defenses, as well as cognitive models of the personality of the essence of this phenomenon. Associative experiment was conducted, in which 540 students of Kemerovo State University took part. The stimulus words were the lexemes "flaming" and "trolling". The results revealed a rather low degree of students' awareness of these manifestations of cyber aggression and an even lower degree of vigilance towards these phenomena.

Keywords: aggressive behavior, cyber communication, representations, trolling, flaming, associative experiment, predictors

© Морозова И.С., Каменева В.А., Коломиец С.В., Рабкина Н.В., 2021

For citation: Morozova, I.S., Kameneva, V.A., Kolomiets, S.V., & Rabkina, N.V. (2021) Students' perceptions of the concepts of "troNing" and "flaming" as predictors of the occurrence of aggression in cyber communications. Society: Sociology, Psychology, Pédagogies. (12), 163-171. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.24 (In Russian).

Введение. Киберкоммуникация совсем недавно получила столь масштабное распространение во многих частях света, но окончательно и прочно изменила некоторые аспекты жизни и деятельности людей разных возрастов. Сильнее всего трансформация коммуникативных процессов сказалась на детях, подростках и молодежи. Процессы социализации и инкультурации переместились из реального в виртуальное пространство, изменив механизм вхождения человека в социальную среду с ее нормами и правилами, а также алгоритм приобщения человека к родной культуре. В свою очередь киберсоциализация (Плешаков, 2006; Таранова, 2016) трансформировала многие аспекты жизни подрастающего поколения, начиная со сфер интересов и разнообразия досуга и заканчивая учебным процессом. Невозможно не согласиться с утверждением В.А. Плешакова о том, что в настоящее время «интернет-среда существенно влияет на усвоение социальных норм, формирование ценностных ориентаций; является зачастую системой неформального образования и просвещения» (Плешаков, 2010: 17).

С одной стороны, богатство информационной базы и ее ежесекундная пополняемость предоставляют подрастающему поколению уникальные возможности для духовно-нравственного развития и совершенствования. С другой стороны, ситуация с обширным, но плохо контролируемым потоком информации ставит перед родителями и учебными заведениями задачи по обучению детей и подростков безопасной киберкоммуникации, ознакомлению их с основными терминами и понятиями, мониторингу сформированности этих понятий, воспитанию ответственности за высказывания в виртуальном пространстве и т. д.

Актуальным знание особенностей киберкоммуникации детьми, подростками и молодежью делает следующее заблуждение: общение в киберпространстве не рассматривается как нечто потенциально опасное, так как коммуниканты физически отдалены друг от друга, что дает иллюзию максимального контроля общения. Кроме того, физическая удаленность партнеров по коммуникации, анонимность и отсутствие административного правового регулирования общения в мировом киберпространстве не способствуют осознанию ответственности за свои высказывания во время общения в сети.

Изучение вопросов киберагрессии и кибербезопасности должно идти в тесной взаимосвязи. Доказано, что агрессия в кибепространстве всегда имеет последствия в реальной жизни представителей подрастающего поколения, так как усиливает их неуверенность в себе, способствует снижению самооценки, приводит к апатии или попыткам суицида. Так, китайские лингвисты настаивают на том, что изучение флейминга и троллинга с позиции лингвопрагматики призвано помочь законодательной власти урегулировать межличностные отношения в области интернет-коммуникации, которая неизбежно оказывает влияние на закон и порядок реальной жизни. Их исследование подробно описывает, как то, что началось как обыкновенный спор на тему бездомных животных в китайской соцсети WeChat, привело к волне жестоких убийств бродячих собак(Zhang, 2021).

Киберкоммуникация - сложное и плохо изученное явление современного мира. На сегодня нет однозначных данных о том, кого считать базовыми актантами данного процесса, можно ли говорить о постоянстве их ролей, какие сообщения считать приемлемыми, а какие рассматривать как проявление деструктивного поведения, какие виды агрессии существуют (Филенко, 2019), сформированы ли базовые понятия киберкоммуникации в языковом сознании детей, подростков и молодежи и т. д.

Рассматривая проблему проявления агрессии в киберпространстве, мы считаем необходимым констатировать наличие вариативности предикторов возникновения данного явления.

По мнению Я.А. Корнеевой и коллег, значимыми предикторами агрессивного поведения подростков по отношению к сверстникам следует считать обиду и вербальную агрессию (Психодиагностические показатели склонности к агрессии как предикторы агрессивного поведения де-виантных подростков ..., 2014). Т.В. Белашина определяет в качестве предиктора агрессии наличие состояния гнева (Белашина, 2019). На основании данных, полученных на выборке осужденных, Р.Р. Искандаров с коллегами предлагает учитывать такой предиктор, как особенности травматического опыта, приводя в качестве обоснования суждение о том, что одним из последствий психологической травмы может стать формирование и закрепление агрессивного поведенческого стереотипа, возникающего как вариант бессознательной психологической защиты (Факторы риска и предикторы агрессивного поведения осужденных мужчин с посттравматическим стрессовым расстройством ..., 2013: 27).

В качестве предиктора возникновения агрессивного поведения возможно рассмотрение субъективного отношения человека к самому факту негативного направленного воздействия. По мнению А.А. Сержантовой, характер интерпретации индивидом провокационных или угрожающих действий другого субъекта (когнитивный аспект) оказывает влияние на его поведение и чувства (Сержантова, Уваров, 2019: 117). Другими словами, необходимо учитывать уровень понимания человеком того факта, что подобное поведение действительно является агрессивным, фактически определять когнитивную модель агрессии, существующую в сознании индивида.

Целью данного исследования было изучение сформированности понятий «троллинг» и «флейминг» в сознании российских студентов в качестве предикторов возникновения проявлений агрессии в киберкоммуникациях на основе результатов применения метода свободного ассоциативного эксперимента. Для достижения данной цели потребовалось решить ряд задач: систематизировать данные научных исследований по выявлению особенностей троллинга как вида киберагрессии; провести свободный ассоциативный эксперимент по выявлению реакций на слово-стимул «троллинг»; соотнести содержание данного понятия в научном понимании и в трактовке его студентами; обобщить данные психологических исследований по выявлению специфики флейминга как вида киберагрессии; провести свободный ассоциативный эксперимент по выявлению реакций на слово-стимул «флейминг»; соотнести содержание данного понятия, представленное в науке и сознании студентов.

Понятийно-терминологический аппарат исследования. Не только киберсталкинг, но и кибертроллинг часто определяют как проекцию киберагрессии на поведение человека в реальном социуме (Монахова, 2019а).

В русле этой интерпретации кибертроллинг может подразделяться по прагматике на бесцельный (как правило, осуществляется психически нездоровой личностью) и целенаправленный, который можно классифицировать по цели реализуемого деструктивного поведения, например, вызвать конфликт, оскорбить и унизить, спровоцировать суицид, получить сексуальное удовлетворение, оказать психологическое давление, шантажировать, выманить деньги (Монахова, 2019б), реализовать политические интересы (Акулич, 2012).

Так как целенаправленный троллинг может быть организованным, его можно классифицировать также по принципу количества участников-«троллей». Например, заказной троллинг, осуществляемый профессионалами киберагрессии, принято называть астротурфингом (Фетисова, 2018).

В принципе, если считать кибертроллинг видом языковой агрессии (Печенегова, 2021), то он по определению не может быть бесцельным, так как языковая агрессия - это форма речевого поведения, ориентированная на намеренное причинение вреда (Быкова, 1999), осознанная деформация коммуникативного пространства адресата (Воронцова, 2016). Впрочем, есть мнение, что многие агрессивные интернет-комментарии не имеют цели манипулировать массовым сознанием, в отличие, к примеру, от языковой агрессии в традиционных СМИ. Так, киберагрессия речевых комментариев призвана выразить, прежде всего, отношение к миру и окружающим: это общий эмоциональный фон, и многие авторы подобных комментариев зачастую не осознают свою агрессивность (Стексова, 2013), так как принадлежат к конфликтно-агрессивному подтипу языковой личности, для которой естественна демонстрация негативной иллокуции по отношению к коммуникативному партнеру (Седов, 2005).

По тактике поведения субъекта киберагрессию подразделяют на так называемый грубый/ «тупой» троллинг, который сводится к стратегии вербального оскорбления, в большинстве случаев выраженного ненормативной лексикой, и тонкий (Акулич, 2012), который распадается на две схожих по принципу тактики - интеллектуальный троллинг («задавить» жертву широтой кругозора) и интеллигентный (унизить оппонента путем демонстрации знаний в узкоспециальной области) (Монахова, 2019а). Другая тактическая классификация троллинга выделяет «шоковый» троллинг (агрессивное опровержение общего мнения) и негативную оценку высказывания одного из участников (Воронцова, 2016).

В общем и целом троллинг как средство негативного воздействия, порождающее ответную агрессию, является одним из самых эффективных и практически ненаказуемых механизмов жесткой манипуляции киберобщения (Булатова, 2017).

Флейминг - вид киберагрессии, близкий бесцельному подвиду троллинга в том плане, что целью его выступает сам процесс языковой агрессии. Это неожиданно вспыхнувшая (flame -англ. «пламя») вербальная перепалка, поддерживаемая ее участниками ради самого процесса конфликтного общения (Зеркина, Ломакина, 2015; Солдатова и др., 2021; Шестопалова, 2021) и имеющая нулевую информативность (Лутовинова, 2012). Можно сказать, что флейминг имеет лудическую природу - это игра ради игры (Воронцова, 2016).

Троллинг и флейминг рассматриваются или как стратегии речи в целом (Леонтьев, 2013), или же как специфические для киберкоммуникации явления, например, варианты инсталляционного жанра агрессивной компьютерной коммуникации (Галичкина, 2018).

Иногда троллинг и флейминг объединяют под одним термином - «флейм», под которым подразумевается специфический жанр виртуального дискурса (Лутовинова, 2012). Однако троллинг и флейминг различаются по лингвопрагматике и соотносятся как причина и следствие: троллинг, как правило, представляет собой отдельное высказывание и самостоятельное речевое действие, которое выступает триггером для флейминга - коммуникативного акта диалогического или полилогического взаимодействия (Воронцова, 2016). Так, по мнению А.Е. Шестопаловой, «флейминг - такой диалог, смыслом которого является сам полисемический процесс, то есть спор ради спора, в котором все средства хороши. Пусковым механизмом подобного диалога или полилога является реплика-троллинг. То есть можно сделать вывод, что фреймлинг - это, по сути, взаимный троллинг, где основным и едва ли не единственным приемом является переход на личности» (Шестопалова, 2021: 419).

Процедура и методы исследования. С целью выявления и фиксации фоновых знаний студентов о понятиях «флейминг» и «троллинг» был проведён свободный ассоциативный эксперимент, в ходе которого респондентам было предложено записать свои ассоциации на предъявленные им слова-стимулы. В эксперименте приняли участие 540 студентов, обучающихся в Кемеровском государственном университете.

В ходе эксперимента были выявлены следующие типы реакций - (1) реакции, выраженные одним словом (глаголом, существительным, прилагательным), (2) реакции-словосочетания и (3) реакции-предложения. Некоторые респонденты не только предоставили реакции на слово-стимул, но и предложили свои объяснения явлениям, находящимся в фокусе исследования. Например, «У человека "горит", он задет, оскорблен, выведен из психического равновесия, и по его поведению это хорошо видно».

Общее количество полученных реакций на слово-стимул «флейминг» составило 587 слов. Из них 50 немаркированных отказа, 3 - выраженных «?» и 8 отказов, выраженных аббревиатурой Рунета «Хз», повторением слова-стимула в слове-реакции - «флейминг» (5).

Большое количество слов-реакций - 132 - отражает отсутствие знаний о значении слова-стимула. Респонденты выразили это следующими словами и фразами: «не знаю», «без понятия», «что?», «ещё бы знать, что это», «не имею ассоциаций», «первый раз вижу», «непонятное слово». Полученные реакции свидетельствуют о том, что большинство студентов не знают данного явления из области киберкоммуникации.

Ассоциативный эксперимент показал, что частотными ассоциатами на слово-стимул «флейминг» являются: «спор», «спор ради спора» (60), «оскорбление» публичное или в Интернете (30). Данные вербальные ассоциации лежат в основе сформированного понятия о флей-минге в студенческой среде.

Ближайшую периферию составляют реакции, выраженные лексемами как с отрицательной, так и с нейтральной коннотацией - «речевая агрессия» (21), «негатив»/«негативные эмоции» (19), «пустая трата времени» или «пустая болтовня» (17), «бессмыслица»/«демагогия» (18), «огонь»/«пламя» (14), «конфликт»/«разжигание конфликта» (12), «дискуссия»/«беседа» (12). Лексемы «огонь»/«пламя» можно также отнести к словам-реакциям, подтверждающим наличие пробелов в знаниях о явлении «флейминг» у участников ассоциативного эксперимента, так как они являются переводом с английского языка слова «flame», дериват которого послужил номинантом для рассматриваемого явления - «флейминг».

К дальней периферии относятся ассоциаты, связанные с отрицательными чувствами и эмоциями - «намеренное желание вызвать ссору» (8), «война»/«словесная война» (8), «ненависть» (8), «гнев» (5), «травля» (5), «ярость» (4), «злость» (4).

Немногочисленная группа ассоциатов связана с фигурой человека абстрактного («агрессор», «феминистки», «женоненавистник», «хейтер», «бомбила», «писатель», «учёный») или определённого («Джеймс Бонд», «Гриша»). Ассоциаты «писатель» и «Джеймс Бонд» возникли из-за схожего произношения слова-стимула и фамилии писателя Я. Флеминга (автора шпионских романов о Джеймсе Бонде). Имя собственное «Гриша», вполне вероятно, имеет ассоциации со словом-стимулом вследствие личного опыта респондента.

Обсуждение результатов исследования. Полученные слова-реакции были проанализированы по методу «семантического гештальта». Все ассоциаты были распределены по семантическим зонам, объединяющим значимые признаки явления, представленного словом-стимулом. Основу для именования семантических зон к слову-стимулу «флейминг» составляют базовые местоимения «кто», «что», «какой», «где», и «как», т. е. ассоциирующиеся с ним лицо, предмет, признаки, действие, место и качество.

Кто (лицо, ассоциируемое со словом-стимулом «флейминг»): хейтер (1), феминистки (1), женоненавистники (1), бомбила (1), человек (1), плохой человек (1), учёный (1), писатель (1), союзники (1), спамер (1). Включённые в данную группу лексемы, репрезентирующие людей разных профессий и принадлежащих к разным социальным группам, свидетельствуют об отсутствии чёткого образа людей, вовлечённых во флейминг, у участников эксперимента.

Что (предмет, ассоциируемый со словом-стимулом): «спор» (60), «оскорбление» (30), «агрессия» (21), «негатив» (19), «трата времени» (17), «бессмыслица» (17), «огонь» (14), «конфликт» (12), «дискуссия» (12), «желание вызвать ссору» (8), «война» (8), «ненависть» (8), «гнев» (5), «травля» (5), «ярость» (4), «злость» (4), «унижение» (4), «троллинг» (3), «буллинг» (2), «ругань» (2), «издевательство» (2), «критика» (2), «негативный комментарий» (2), «способ самоутвердиться» (2), «провокация» (1), «дуэль» (1), «общение с матами» (1).

Какой (признаки, раскрывающие образ слова-стимула). В ходе анализа были зафиксированные следующие признаки предметов и явлений, ассоциируемых со словом-стимулом «флейминг»: «бессмысленный/ая» (12), «бесцельный» (8), «негативный» (7), «пустой/ая» (5), «рече-вой/ая» (4), «плохой» (4), «грубый» (4), «жестокий/ие» (3), «совместный» (2), «взаимный» (1).

Делать (что) - действие, ассоциируемое со словом-стимулом: гореть (2), обзывают (1), обижать (1), агрессировать (1), находить слабые места (1), выводить на эмоции (1), бомбить (1).

Делать (где) - место, ассоциируемое со словом-стимулом: все лексические единицы, описывающее место, относятся к Интернету: «в интернете» (3), «интернет-форумы» (2), «чат» (2), «социальные сети» (1), «войсчат в DOTA 2».

Анализируя полученные данные ассоциативного эксперимента со словом-стимулом «флейминг», можно сделать вывод об отсутствии чётко сформированного образа соответствующего явления в молодежной студенческой среде. Свидетельством этого является большое количество отказов предоставить ответ и количество реакций с признанием отсутствия каких-либо ассоциаций, связанных с указанным понятием. Анализ семантических зон позволяет говорить о том, что «флейминг» у респондентов ассоциируется в основном с лексемами, представляющими явления или предметы, такие как «спор», «дискуссия» и т.д., и их признаками - «бесцельный», «бессмысленный», «пустой».

На слово-стимул «троллинг» участниками эксперимента было предложено 639 ассоциаций, выраженных в большинстве своём именем существительным. Из них 9 являются немаркированными отказами, выраженными графически: «...», «ххххх», 13 отрицательных ответов, свидетельствующих об отсутствии ассоциаций со словом-стимулом - «Хз» (1) и «нет» (12).

Особенностью реакций на слово-стимул, полученных в ходе эксперимента, является их эмоциональность, которую продемонстрировали участники в своих ответах: «азазаза», «Азазааааа!», «вхвххавх», «Лол как чебурек», «Rofl (слэнг. Rolling on the floor laughing), «ну и вопросы у Вас».

Ассоциативный эксперимент позволил выделить лексемы «шутка»/«подшучивание»/«стёб (слэнг. шутка, насмешка)» (111) и «издевательство» (95) в качестве основных признаков, входящих в ядро понятия «троллинг». Примечательным выступает факт, что лексема «шутка» не обладает яркой отрицательной коннотацией и может быть вполне безобидной и доброй, в то время как понятие «издевательство» сопряжено с унижением и насилием. Вполне вероятно, что в молодежной среде существует два диаметрально противоположных отношения к феномену «троллинга» - положительное и крайне негативное.

Ближайшую периферию составили словесные ассоциации «насмешка» (48) и «провокация» (42). Дальняя периферия включает ассоциаты со значениями развлечения и розыгрыша: «смех» (21), «подкол» (14), «прикол» (11), «юмор» (5), «пранк (слэнг. розыгрыш)» (4), «веселье» (3), «розыгрыш» (2), «забава» (2), «подстава» (2), «игра»/«психологическая игра» (2), «смешнявка» (1).

В семантическую зону, означающую лицо, ассоциируемое со словом-стимулом «троллинг», вошли мифические/сказочные персонажи - тролль (3), Шрек (1), «орк» (1), «гоблин» (1), «шут» (1); в группу слов, представляющих людей, были включены следующие лексемы: клоун (2), много людей (1), «грубый шутник» (1), «человек, вызывающий на конфликт» (1), «школьники» (1), «плохой человек» (1), «маленький человек» (1), «ржекич (слэнг. блогер)» (1).

К данной группе также было отнесено имя собственное «Гриша» и слово - наименование животного «ехидна». Ехидна ассоциируется с негативными человеческими качествами и в переносном значении подразумевает коварство и злость.

Очевидно, что большая часть лексем данной группы ассоциируется у респондентов с игровой виртуальной реальностью (тролль, гоблин, шут), плутовством и розыгрышами (клоун, шут). Вторая группа слов рассматриваемой семантической зоны являет собой общие представления респондентов о людях, которые могут быть инициаторами троллинга - это люди, обладающие негативными чертами характера, или подростки (школьники).

В группу слов-реакций, определяющих предмет, ассоциируемый со словом-стимулом, были включены следующие лексические единицы: «шутка» / «подшучивание» (111), «издевательство» (95), «насмешка» (48) и «провокация» (42), «смех» (21), «подкол» (14), «прикол» (11), «юмор» (5), «пранк (слэнг. розыгрыш)» (4), «веселье» (3), «сарказм» (3), «розыгрыш» (2), «забава» (2), «подстава» (2), «игра»/«психологическая игра» (2), «буллинг» (2), «агрессия» (2), «травля» (2), «манипулирование» (1), «хейт» (1), «кибербуллинг» (1), «смешнявка» (1), «сатира» (1), «ирония» (1), «стиль рыбалки» (1), «грубость» (1), «глупость» (1), «обман» (1), «радость» (1), «идиотизм» (1). Слова-реакции, включённые в данную группу, имеют как отрицательное, так и положительное значение. В то же время степень позитивной оценки слов, входящих в данную группу, не так однозначна. Так, лексема «шутка» часто сопровождается респондентами в ответах такими прилагательными, как «злая» (6), «злобная» (2), «ужасная» (1), «плохая» (1), «жестокая» (1), «жесткая» (1), «обидная» (1), «ненормальная» (1), «несмешная» (1).

Дополнительными признаками, раскрывающими образ слова-стимула, послужили лексемы «социальная» (5), «агресссивная/ое» (3), «оскорбительное» (2), «глупый» (1), «шутливый» (1), «саркастичные» (1), «сатирическая» (1), «провокационные» (1), «резкие и колкие» (1), «неуместный» (1), «словесный» (1), «намеренный» (1), «зелёный» (1).

В семантическую зону, отображающую действие, ассоциируемое со словом-стимулом, были включены следующие слова-реакции: шутить (4), «подшучивать» (2), «смеяться» (1), «хвалить» (1), «задевает» (1), «унизить» (1), «оскорблять» (1), «высмеивать» (1).

Единицами, входящими в семантическое поле, описывающее качество, ассоциируемое со словом-стимулом, являются следующие лексемы: «неправильно» (2), «плохо» (1), «не смешно» (1), «бессмысленно» (1).

Группа слов-реакций, которые можно отнести к «месту действия», представлена двумя лексемами: Интернет (2) и «мост с двумя троллями, которые охраняют вход».

Полученные в результате ассоциативного эксперимента данные позволяют сделать вывод о двойственной природе понятия «троллинг». Участников эксперимента можно условно разделить на две группы. Респонденты первой из них рассматривают троллинг как явление безобидное, относят его к шутке и розыгрышу, причисляют к миру фэнтези и виртуальной реальности, но при этом соотносят его с настоящей действительностью. Ассоциации респондентов со словом-стимулом позволяют говорить о сложившемся в молодежной среде образе троллинга как злой или жестокой шутки, имеющей своей целью оскорбить или унизить человека.

Выводы. Результаты эксперимента подтверждают тезис, сформулированный в начале статьи: тот факт, что агрессор и жертва отделены друг от друга в физическом пространстве, не позволяет молодежи видеть в киберагрессии и различных ее видах какую бы то ни было серьезную опасность. Данные проведенного ассоциативного опроса свидетельствуют о том, что молодежь имеет слабое представление о кибербезопасности и не разбирается в видах виртуальной агрессии, хотя с большой долей вероятности данные явления так или иначе присутствуют в опыте интернет-коммуникации участников эксперимента. Полученные ассоциации позволяют заключить, что троллинг и флейминг в сознании молодых людей связаны с шутками, розыгрышами, клоунадой, чем-то, что не имеет никаких серьезных последствий для реальной жизни, кроме некоторого количества негативных эмоций. Представляется, что российской молодежи необходимо повышать свою компетентность в области интернет-коммуникации и учиться видеть скрытую угрозу за теми проявлениями киберагрессии, которые кажутся им обыденными и несерьезными. Неслучайно китайские лингвисты в своем исследовании (Zhang, 2021) совершенно справедливо назвали скрытый флейминг (covert flaming) «отвратительным» (hideous) именно за его способность преодолевать границы виртуального и проникать в реальный мир, поэтому следует пресекать подобное поведение на законодательном уровне еще до того, как оно эту границу пересечет. Необходимо формировать у молодежи соответствующее отношение к виртуальной агрессии, которое бы вытеснило кибербуллинг и флейминг из категории нормального и допустимого.

Список источников:

Акулич М.М. Интернет-троллинг: понятие, содержание и формы // Вестник Тюменского государственного университета: Социология. 2012. № 8. С. 47-54.

Белашина Т.В. Исследование проявлений гнева как предикторов агрессивного поведения личности в разновозрастных группах // Развитие человека в современном мире. 2019. № 2. С. 17-25.

Булатова Е.И. Сетевые коммуникативные стратегии: троллинг // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 2 (31). С. 75-78.

Быкова О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия: материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 1 (8). Красноярск, 1999. С. 91-103.

Воронцова Т.А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2016. Т. 26, № 2. С. 109-116.

Галичкина Е.Н. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство. М., 2018. 331 с.

Зеркина Н.Н., Ломакина Е.А. К вопросу о языковой агрессии интернет-пространстве // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи : материалы внутривузовской конференции. Магнитогорск, 2015. С. 219-224.

Леонтьев В.В. Стратегии невежливой коммуникации в компьютерном дискурсе // Человек. Язык. Культура : сборник статей: в 2 частях. Киев, 2013. Часть 1. С. 714-723.

Лутовинова О.В. Коммуникативное пространство виртуальной языковой личности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 11 (75). С. 56-59.

Монахова Л.Ю. Обучение противостоянию агрессивной коммуникации в киберпространстве // Человек и образование. 2019а. № 1 (58). С. 42-46.

Монахова Л.Ю. Педагогический контекст информационной безопасности ребенка // Informatization of Society: Socio-Economic, Socio-Cultural and International Aspects : materials of the IX international scientific conference. Prague, 2019б. P. 45-47.

Печенегова А.Л. Троллинг как форма речевой агрессии в интернет-коммуникации школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (216). С. 48-56. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2021-4-48-56

Плешаков В.А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16, № 2. С. 15-18.

Плешаков В.А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности // Проблемы педагогического образования : сб. науч. статей. Вып. 25. М., 2006. С. 23-25.

Психодиагностические показатели склонности к агрессии как предикторы агрессивного поведения девиантных подростков / Я.А. Корнеева [и др.] // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 4 (23). С. 1-10. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/82PVN414.pdf (дата обращения: 12.12.2021).

Седов К.Ф. Речевая агрессия в повседневной коммуникации // Речевая агрессия в современной культуре / под ред. М.В. Загидуллиной. Челябинск, 2005. С. 32-41.

Сержантова А.А., Уваров И.А. Агрессия как социально-психологическая форма девиантного поведения. Ее причины и последствия // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 1. С. 116-119.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Флейминг как вид киберагрессии: ролевая структура и особенности цифровой социальности // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 3. С. 87-96. https://doi. org/10.31857/S020595920015229-7

Стексова Т.И. Речевая агрессия в интернет-комментариях как проявление социальной напряженности // Политическая лингвистика. 2013. № 3 (45). С. 77-81.

Таранова В.С. Троллинг как проблема киберсоциализации молодежи // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-4. С. 133-135.

Факторы риска и предикторы агрессивного поведения осужденных мужчин с посттравматическим стрессовым расстройством / Р.Р. Искандаров [и др.] // Социальная и клиническая психиатрия. 2013. Т. 23, № 2. С. 21-28.

Фетисова Т.А. Агрессивное поведение в интернет-коммуникации. Обзор // Культурология. 2018. № 4 (87). С. 185-197.

Филенко А.С. Анализ видов агрессии в Интернете // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер - 2019) : сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием. М., 2019. С. 308-311.

Шестопалова А.Е. Флейминг как форма речевой агрессии в интернет-коммуникации // Трибуна ученого. 2021. № 5. С. 416-423.

Zhang S. From Flaming to Incited Crime: Recognising Cyberbullying on Chinese WeChat Account // International Journal for the Semiotics of Law. 2021. № 34. Р. 1093-1116. https://doi.org/10.1007/s11196-020-09790-x

References:

Akulitch, M. M. (2012) Internet Trolling: Concept, Content and Forms. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta: Sotsiologiya. (8), 47-54 (in Russian).

Belashina, T. V. (2019) Research of Appearances of Anger as Predictors of Aggressive Behavior of Personality in Diversified Groups. Razvitie cheloveka v sovremennom mire. (2), 17-25 (in Russian).

Bulatova, E. I. (2017) Online Communicative Strategies: Trolling. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo univer-siteta kul'tury i iskusstv. (2 (31)), 75-78 (in Russian).

Bykova, O. N. (1999) Rechevaya (yazykovaya, verbal'naya) agressiya: materialy k entsiklopedicheskomu slovaryu «Kul'tura russkoi rechi» [Speech (Language, Verbal) Aggression: Materials for the Encyclopedic Dictionary «Culture of Russian Speech»]. In: Teoreticheskie i prikladnye aspekty rechevogo obshcheniya. Vyp. 1 (8). Krasnoyarsk, рр. 91-103 (in Russian).

Fetisova, T. A. (2018) Agressivnoe povedenie v internet-kommunikatsii. Obzor [Aggressive Behavior in Internet Communication. Review]. Kul'turologiya. (4 (87)), 185-197 (in Russian).

Filenko, A. S. (2019) Analiz vidov agressii v Internete [Analysis of Types of Aggression on the Internet]. In: Sotsial'no-guman-itarnye problemy obrazovaniya i professional'noi samorealizatsii (Sotsial'nyi inzhener - 2019) : sbornik materialov Vserossiiskoi konferentsii molodykh issledovatelei s mezhdunarodnym uchastiem. Moscow, рр. 308-311 (in Russian).

Galichkina, E. N. (2018) Komp'yuternaya kommunikatsiya: lingvisticheskiistatus, znakovye sredstva, zhanrovoeprostranstvo [Computer Communication: Linguistic Status, Signification, Genre Space]. Moscow. 331 р. (in Russian).

Iskandarov, R. R., Masagoutov, R. M., Mukhitova, I. E., Vaghizov, K. R., Kamalov, A. E. & Irapetova, O. V. (2013) Risk Factors and Predictors of Violent Behavior in Convicts with Post-Traumatic Stress Disorder. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiat-riya. 23 (2), 219-224 (in Russian).

Korneeva, Y., Skripchenko, N., Kubyshkina, M., Syurkova, T. & Mashinskaya, N. (2014) Psycho-Diagnostic Indicators Propensity to Aggression as Predictors of Aggressive Behavior Deviant Adolescents. Internet-zhurnal Naukovedenie. (4 (23)), 1 -10. Available from: http://naukovedenie.ru/PDF/82PVN414.pdf [Accessed 12th Desember 2021] (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Leont'ev, V. V. (2013) Strategii nevezhlivoi kommunikatsii v komp'yuternom diskurse [Strategies of Impolite Communication in Computer Discourse]. In: Chelovek. Yazyk. Kul'tura : sbornik statei: v 2 chastyakh. Chast' 1. Kiev, рр. 714-723 (in Russian).

Lutovinova, O. V. (2012) Kommunikativnoe prostranstvo virtual'noi yazykovoi lichnosti [The Communicative Space of a Virtual Linguistic Personality]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. (11 (75)), 56-59 (in Russian).

Monahova, L. Y. (2019) Training Against Aggressive Communication in Cyberspace. Chelovek i obrazovanie. (1 (58), 4246 (in Russian).

Monakhova, L. Yu. (2019) Pedagogicheskii kontekst informatsionnoi bezopasnosti rebenka [The Pedagogical Context of the Child's Information Security]. In: Informatization of Society: Socio-Economic, Socio-Cultural and International Aspects : materials of the IX international scientific conference. Prague, рр. 45-47 (in Russian).

Pechenegova, A. L. (2021) Trolling as a Form of Speech Aggression in Internet Communication (on the Material of the School Community in the Social Network). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 4 (216), 48-56. Available from: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2021-4-48-56 (in Russian).

Pleshakov, V. A. (2006) Osobennosti virtual'noi komp'yuternoi sotsializatsii lichnosti [Peculiarities of Virtual Computer Socialization of the Individual]. In: Problemy pedagogicheskogo obrazovaniya : sb. nauch. statei. Vyp. 25. Moscow, рр. 23-25 (in Russian).

Pleshakov, V. A. (2010) Cybersocialization: Social Development and Social Upbringing of the Modern Human. Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yu-venologiya. Sotsiokinetika. 16 (2), 15-18 (in Russian).

Sedov, K. F. (2005) Rechevaya agressiya v povsednevnoi kommunikatsii [Speech Aggression in Everyday Communication]. In: Zagidullinа, M. V. (ed.) Rechevaya agressiya v sovremennoi kul'ture. Chelyabinsk, рр. 32-41 (in Russian).

Serzhantova, A. A. & Uvarov, I. A. (2019) Agressiya kak sotsial'no-psikhologicheskaya forma deviantnogo povedeniya. Ee prichiny i posledstviya [Aggression as a Socio-Psychological Form of Deviant Behavior. Its Causes and Consequences]. Med-itsina. Sotsiologiya. Filosofiya. Prikladnye issledovaniya. (1), 116-119 (in Russian).

Shestopalova, A. E. (2021) Flaming as a Form of Speech Aggression in Internet Communication. Tribuna uchenogo. (5), 416-423 (in Russian).

Soldatova G. U., Rasskazova, E. I. & Chigarkova, S. V. (2021) Flaming and Trolling as a Type of Cyberaggression: the Role Structure and Features of Digital Sociality. Psikhologicheskii zhurnal. 42 (3), 87-96. Available from: https://doi.org/10.31857/S020595920015229-7 (in Russian).

Steksova, T. I. (2013) Verbal Aggression in Internet Comments as Manifestation of Social Tension. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologii. (3 (45)), 77-81 (in Russian).

Taranova, V. S. (2016) Trolling kak problema kibersotsializatsii molodezhi [Trolling as a Problem of Cybersocialization of Youth]. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologii. (11-4), 133-135 (in Russian).

Vorontsova, T. A. (2016) Trolling and Flaming: Speech Aggression in the Internet Communication. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Istoriya i filologiya. 26 (2), 109-116 (in Russian).

Zerkina, N. N. & Lomakina, E. A. (2015) K voprosu o yazykovoi agressii internet-prostranstve [On the Issue of Language Aggression in the Internet Space]. In: Informatsionnaya bezopasnost' i voprosy profilaktiki kiberekstremizma sredi molodezhi : materialy vnutrivuzovskoi konferentsii. Magnitogorsk, рр. 219-224 (in Russian).

Zhang, S. (2021) From Flaming to Incited Crime: Recognising Cyberbullying on Chinese WeChat Account. International Journal for the Semiotics of Law. (34), 1093-1116. Available from: https://doi.org/10.1007/s11196-020-09790-x

Информация об авторах

И.С. Морозова - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой акмео-логии и психологии развития, директор Института образования Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=388103.

Researcher ID: V-6179-2017.

SPIN-код: 9296-1166.

B.А. Каменева - доктор филологических наук, профессор кафедры романо-германской филологии Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=336440.

Researcher ID: L-3938-2018.

SPIN-код: 9659-7646.

C.В. Коломиец - кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия.

SPIN-код: 1190-4049.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=545277.

H.В. Рабкина - кандидат филологических наук, доцент кафедры переводоведения и лингвистики Кемеровского государственного университета, Кемерово, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=538631.

SPIN-код: 5166-3567.

Information about the authors

I.S. Morozova - D. Phil. in Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Acme-ology and Development Psychology, Director, Institute of Education, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=388103.

Researcher ID: V-6179-2017.

SPIN code: 9296-1166.

V.A. Kameneva - D. Phil. in Philology, Professor, Department of Romano-Germanic Philology, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=336440.

Researcher ID: L-3938-2018.

SPIN code: 9659-7646.

S.V. Kolomiets - PhD in Philology, Associate Professor, Department of Romano-Germanic Philology, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=545277.

SPIN code: 1190-4049.

N.V. Rabkina - PhD in Philology, Associate Professor, Department of Translation Studies and Linguistics, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=538631. SPIN-code: 5166-3567.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.10.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.