Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
УДК 374.7
Виртуальная коммуникативная профессионально ориентированная образовательная среда как средство повышения эффективности дистанционного обучения
Н. М. Валюшина
Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск
Аннотация. В статье представлены основные составляющие и свойства разработанной автором виртуальной коммуникативной профессионально ориентированной образовательной среды, показаны её значимость, необходимость создания и использования при организации повышения квалификации педагогов на основе дистанционных обра-г зовательных технологий.
Ключевые
слова: виртуальная коммуникативная профессионально ориен-
тированная образовательная среда, повышение квалификации, дистанционное обучение.
В современных условиях усиливается потребность педагогов в непрерывном повышении квалификации и самообразовании на новой технической основе и, следовательно, появляется необходимость в создании особой развивающейся информационно-образовательной среды для организации повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
В данной статье будут рассмотрены основные составляющие, свойства, значимость виртуальной коммуникативной профессионально ориентированной образовательной среды, создаваемой с целью повышения эффективности дистанционного обучения педагогов.
В теории и практике повышения квалификации разработаны различные подходы к решению проблем подготовки учителя с применением дистанционных образовательных технологий (А. А. Андреев, Ю. Л. Деражне, В. С. Меськов, О. С. Осипова, Е. С. Полат, А. Г. Теслинов, А. В. Хуторской, С. А. Щенников, А. Г. Чернявская и др.).
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
Результаты внедрения различных моделей образовательной среды для дистанционного обучения представлены в работах С. В. Агапонова, А. А. Калмыкова, И. Г. Кревского, С. Л. Лобачёва, С. Уолкер, Л. А. Хачатурова, А. В. Хуторского и др. Из этих работ следует, что процесс использования дистанционных образовательных технологий в системе образования может быть реализован посредством формирования единой информационной образовательной среды.
Обучение на основе использования ДОТ предполагает рассмотрение и оценивание не только результатов обучения, но и процессов взаимодействия субъектов обучения: обучающегося на курсах повышения квалификации; тьютора, обеспечивающего условия для реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося; преподавателя, передающего метазнания и способствующего овладению слушателем универсальными способами деятельности, в том числе в условиях виртуальной образовательной среды.
Понятие «взаимодействие» заимствовано из социальной психологии, которая определяет его как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь» [13]. В нашем случае взаимодействие субъектов повышения квалификации на основе использования ДОТ происходит посредством компьютера и сети Интернет.
При дистанционном повышении квалификации взаимодействие призвано сыграть одну из важных ролей, так как эффективное взаимодействие между всеми участниками процесса обучения в сети Интернет, а также с обучающей системой рассматривается нами как в качестве средства общения и обмена информацией между субъектами процесса обучения, так и в качестве одной из целей обучения, достижение которой ведёт к более высокому результату повышения квалификации.
Мы считаем, что действительно результативное взаимодействие в рамках повышения квалификации в дистанционном режиме возможно только в условиях специально созданной информационно-образовательной среды.
В справочной литературе сущность понятия «среда» трактуется по-разному. Толковый словарь русского языка определяет её как «окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [14]. В социологическом словаре среда (англ. environment) представлена как «совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект».
По мнению Т. П. Браун, некоторые среды, например информационные, могут быть созданы усилиями определённой группы людей [1]. Согласившись с мнением Т. П. Браун, вслед за А. В. Хуторским [15] утверждаем, что не только информационные, но и образовательные среды могут быть созданы группой людей. При этом подобные среды имеют чётко сформулированные цели, наполнение, способы взаимодействия субъектов и объектов их составляющих, обладают определёнными характеристиками.
В ГОСТ Р 53620-2009 информационно-образовательная среда определена как «система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий» [4]. По определению В. А. Красильниковой, информационно-образовательная среда - «многоаспектная целостная, социально-психологическая реальность, обеспечивающая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и
программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, предоставляющих необходимое обеспечение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам» [10].
Определяя основные характеристики информационно-образовательной среды, выделим её структуру и свойства. К структурным компонентам отнесём электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств. При этом в соответствии с Национальными стандартами Российской Федерации мы рассматриваем:
- ЭОР как образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [5];
- метаданные ЭОР как структурированные данные, предназначенные для описания характеристик ЭОР [5];
- электронные информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), которые могут быть выполнены в электронном исполнении [3].
Так как в настоящей статье рассматривается процесс дистанционного обучения с использованием именно компьютерных и интернет-технологий, то следует обратить внимание на сущность интернет-среды.
Являясь частью информационной среды, Интернет не сводится к набору технических решений и множеству компьютерных сетей, но, что более важно для нас, представляет собой сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой интернет-среде [6].
В этой связи важное значение имеет понятие «виртуальность». Виртуальность (от лат.у^иа^ - возможный) - объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определённых условиях. Эти условия по-разному эксплицируются в различных подходах к виртуальности [14].
По определению Дж. Ланье, «виртуальная реальность» - это иммерсивная и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред, т. е. некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причём создаётся этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени» [8].
Учитывая деятельностную составляющую, присущую интернет-пространству, а также всё сказанное выше, можно говорить о характеристиках создаваемой среды, которые имеют первостепенное значение для организации дистанционного повышения квалификации - это коммуникативность и профессиональная направленность.
Таким образом, рассмотрев наиболее значимые для организации повышения квалификации в дистанционном режиме составляющие, считаем необходимым создание специальной виртуальной коммуникативной профессионально ориентированной образовательной среды, под которой мы подразумеваем «специально созданные в виртуальном пространстве условия, обеспечивающие осуществление продуктивной коммуникации сотрудничества всех субъек-
тов процесса обучения в целях повышения своей профессиональной компетентности, а также их собственную деятельность в данном направлении» [2].
Создание виртуальной коммуникативной профессионально ориентированной образовательной среды в системе повышения квалификации учителей предполагает разработку следующих компонентов:
- целевой компонент (постановка целей и задач обучения, предвосхищение ожидаемых результатов; определение критериев и показателей успешности процесса обучения и учения, итоговых результатов);
- содержательный компонент (тщательная разработка контента, включающего в себя отбор содержания курса, учебных материалов, системы коммуникативно-направленных заданий и видов деятельности, а также выбор технологий, форм, методов (в том числе исследование собственной учебно-профессиональной деятельности) и средств обучения, разработка контрольно-измерительных материалов);
- коммуникативный (организация продуктивного взаимодействия всех участников курсов);
- психолого-андрагогическое сопровождение (создание атмосферы доверия и психологического комфорта, оказание андрагогической и психологической поддержки, организация деятельности, способствующей командообразова-нию);
- рефлексивный компонент, включающий регулятивные действия субъектов обучения (проведение контрольных мероприятий, в т. ч. по самоконтролю; анализ обучающимися результатов собственной деятельности, выявление причин успехов и неудач по итогам каждого модуля; помощь слушателям в осуществлении саморефлексии, определении своего прогресса в обучении, планировании эффективной собственной учебно-профессиональной деятельности; коррекция тьютором процесса обучения в зависимости от результатов, полученных при рефлексии);
- технический компонент (использование технических средств и программного обеспечения для размещения и обновления учебно-методических материалов курса, организации виртуального синхронного и асинхронного взаимодействия участников обучения).
Процесс виртуальной профессионально ориентированной коммуникации рассматривается нами как один из видов взаимодействия педагогов в сети Интернет не только в рамках курсов повышения квалификации, а также при общении в профессиональных сетевых сообществах, заочных научно-практических конференциях, вебинарах и т. д. Любой процесс обучения, чтобы стать эффективным, должен быть диалогичным [12]. Не является исключением и дистанционное обучение.
Рассматривая процесс взаимодействия субъектов виртуальной образовательной среды, следует отметить, что он может быть как однонаправленным, так и интерактивным. И тот и другой способы при дистанционном обучении используются, но превалирующим при этом должно являться взаимодействие интерактивное. Подобное взаимодействие субъектов дистанционного обучения представляет собой процесс коммуникации, которую здесь мы рассматриваем в рамках деятельностного подхода, где процесс общения подразумевает совместную деятельность его участников-коммуникантов по выработке общего взгляда на явления, предметы и действия с ними. Так, под виртуальной
коммуникацией понимается процесс общения, опосредованный техническими средствами, а также сетью Интернет, что позволяет передавать и одновременно сохранять информацию в виде продуктов деятельности. Виртуальное общение содержит три взаимосвязанных аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный [7].
Процесс коммуникации при дистанционном обучении имеет специфические особенности, которые в данной статье рассматриваются с точки зрения психологии.
Общение участников в виртуальном пространстве происходит с помощью технических средств и может быть как синхронным (видео- и аудиоконферен-ции, чат, вебинар и др.), так и асинхронным (форум, электронная почта и др.). В большинстве случаев используется асинхронная коммуникация, при которой участники не имеют возможности постоянного визуального контакта с преподавателем и друг с другом, и это накладывает определённый отпечаток на само общение, а именно:
- обучающиеся в дистанционной группе имеют разные стартовые возможности для коммуникации, так как уровень владения компьютером, стабильность доступа в Интернет, опыт общения в сети различны;
- восприятие информации часто происходит посредством визуального канала, в значительно меньшей степени - посредством аудиального канала. Передача информации осуществляется, как правило, при помощи письменной речи, и только её незначительное количество - посредством устной; практически отсутствуют невербальные средства общения;
- ответ на коммуникативное действие может быть отсрочен во времени.
Указанные особенности вызывают трудности в общении, которые могут негативно влиять на процесс повышения квалификации. В подобных условиях роль психолого-андрагогического сопровождения обучающихся значительно возрастает. Им необходимо изучать правила взаимодействия в виртуальной среде, уметь ориентироваться в психологическом потенциале партнёров, осознавать свои возможности, разбираться в поставленной задаче и сложившейся ситуации [11].
Средовый подход, применяемый нами при организации дистанционного повышения квалификации, предполагает осуществление процесса обучения в определённой среде или нескольких средах в зависимости от субъектов в ней действующих. Следовательно, организаторам дистанционного обучения необходимо создать коммуникативно ориентированную виртуальную среду, способствующую реализации коммуникативного, креативного потенциала каждого, эффективному общению всех субъектов обучения, опираясь на основные принципы андрагогики. В ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» для организации дистанционного повышения квалификации используется платформа MOODLE, которая позволяет организовать качественное интерактивное виртуальное взаимодействие.
В данной статье мы рассматриваем интерактивность как «характеристику протекания процесса коммуникации, определяемую отношением друг к другу коммуникационных сообщений, или, если говорить более точно, определяемую отношением текущего коммуникационного сообщения к предшествующим. Характерной чертой интерактивного взаимодействия является необходимость немедленной ответной реакции на приход сообщения или информации, которая должна находиться в контексте предыдущих сообщений» [15].
УАУДПОИРО г
Предлагаемая нами виртуальная коммуникативная профессионально ориентированная образовательная среда, помимо основных элементов - форм, методов, средств обучения, связей, отношений между субъектами, целей, содержания, процесса обучения - должна включать в себя личностный, предметный и метапредметный компоненты. Личностный компонент при этом учитывает сознательную мотивацию, личный опыт слушателей, их познавательные потребности, обязательную рефлексию, связанные с личностной организацией процесса обучения.
Метапредметный компонент связан со спецификой освоения учебного материала и предполагает решение образовательных задач, в основе которых лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, основанный на принципах рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления, таким как «знание», «знак», «проблема», «задача», «смысл», «ситуация» [9].
Предметный компонент придаёт содержанию обучения прикладной характер и позволяет слушателю курсов внедрять изученное в практику. При этом есть возможность перераспределять акценты между этими тремя компонентами в зависимости от конкретных условий обучения.
Описываемая здесь виртуальная коммуникативная профессионально ориентированная образовательная среда выступает в качестве средства повышения эффективности дистанционного обучения ещё и потому, что обладает совокупностью следующих свойств: структурированностью, системностью, открытостью, техничностью и технологичностью, виртуальностью, интерактивностью, целостностью, адаптивностью, вариативностью, управляемостью, коммуникативностью, профессиональной и личностной ориентацией, проявления которых в контексте организации повышения квалификации педагогов с использованием ДОТ представлены в таблице 1.
Таблица 1
Свойства виртуальной коммуникативной профессионально ориентированной образовательной среды [2]
Свойство Проявление свойства в виртуальной коммуникативной профессионально ориентированной образовательной среде
Структурированность Чёткая структура создаваемой среды, упорядоченное расположение в ней всех присущих ей компонентов
Системность Среда рассматривается как система взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга и на среду в целом элементов
Техничность и технологичность Зависимость эффективности образовательных процессов от программно-технического обеспечения
Виртуальность Среда объективно не существует, но человек воспринимает её как реальность
Интерактивность Среда предполагает взаимодействие субъектов и объектов среды как между собой, так и с самой средой
Открытость Среда открыта для внешних и внутренних воздействий
Свойство Проявление свойства в виртуальной коммуникативной профессионально ориентированной образовательной среде
Целостность Внутреннее единство среды, его относительная автономность. Только при наличии всех необходимых компонентов и человека как обязательного элемента среды она обладает всеми присущими ей свойствами
Адаптивность Способность среды органично встраиваться в существующую систему образования, не нарушать её структуры и принципов построения; способность модифицировать в соответствии с потребностями целевой аудитории, внешними запросами, изменением государственной политики или политики образовательного учреждения и т. п.
Вариативность Видоизменение каких-либо устойчивых данных, компонентов, существующих в среде под воздействием внутренних и внешних сил. При этом среда не теряет своей целостности
Управляемость Способность изменяться под целенаправленным воздействием для дальнейшего развития и совершенствования
Коммуникативность Свойства среды предоставляют возможность субъектам для продуктивной полноценной коммуникации
Профессионально-личностная ориентация Деятельность всех субъектов обучения направлена на развитие и совершенствование их личностных и профессиональных качеств и компетенций
Субъектность Зависимость уровня развития ресурсов среды, её компонентов и среды в целом от активности субъектов обучения, взаимодействующих в ней
Описанные выше свойства могут изменяться (добавляться новые или исчезать уже имеющиеся) в зависимости от внутренних и внешних воздействий на среду. Но все они призваны обеспечить комфортные условия для учебно-профессиональной деятельности субъектов дистанционного повышения квалификации.
В заключение следует отметить, что создание виртуальной коммуникативной профессионально ориентированной образовательной среды при организации повышения квалификации педагогов с применением дистанционных образовательных технологий особенно актуально, так как позволяет создать оптимальные условия для наиболее эффективного взаимодействия, сотрудничества, профессионального совершенствования всех субъектов дистанционного обучения.
Список литературы
1. Браун, Т. П. Разновидности сред в образовании [Электронный ресурс] / Т П. Браун. - URL: https://sites.google.com/site/ metodsovet09/kirillo-mefodievskie-ctenia2010/braun-t-p (дата обращения: 05.01.2012).
2. Валюшина, Н. М. Педагогические условия повышения квалификации учителей на осно-
УАУДПОИРО г
ве использования дистанционных образовательных технологий : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. М Валюшина. - Чита, 2013. - 186 с.
3. ГОСТ Р 43.0.2-2006 «Национальный стандарт РФ. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения». [Электронный ресурс]. - URL: http://gost. piototypes.ru/ (дата обращения: 01.03.2013).
4. ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» [Электронный ресурс]. - URL: http://gost. prototypes.ru/ (дата обращения: 01.03.2013).
5. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» [Электронный ресурс]. - URL: http://gost.prototypes.ru (дата обращения: 01.03.2013).
6. Гура, В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентиро-ванных электронных образовательных ресурсов и сред / В. В. Гура. - Ростов н/Д : Изд-во Южного федерального ун-та, 2007. - 320 с.
7. Зенкина, С. В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / С. В. Зенкина. - М., 2007. - 48 с.
8. Зудина, Е. А. Виртуализация общества: две среды одного пользователя [Электронный ресурс] / Е. А. Зудина. - URL: http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz26_pril/29/template_article-ar=K21-40-k21.htm (дата обращения: 09.03.2010).
9. Козлова, О. Н. Социокультурное развитие в режиме с обострением / О. Н. Козлова // Синер-гетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М. : Прогресс-Традиция, 2003. - 157 с.
10. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебное пособие / В. А. Красильникова. - М. : Дом педагогики, 2006. - 231 с.
11. Мелибурда, Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибурда. - М. : Прогресс, 1986. - 256 с.
12. Овсянников, В. А. Введение в дистанционное образование : учебное пособие для системы повыш. квалиф. и профес. переподготовки специалистов МГОПУ им. Шолохова [Электронный ресурс] / В. А. Овсянников, В. И. Густырь. - URL: http://www.mgopu.ru (дата обращения: 17.06.2009).
13. Социальная психология : словарь [Т. 3] / под ред. М. Ю. Кондратьева. - М : ПЕР СЭ. 2006. -176 с. - (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. В 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского).
14. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vedu.ru/ExpDic/ (дата обращения: 12.08.2009).
15. Хуторской, А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос. - 2005. -1 сентября. - URL: http://www.eidos.ru/ journal/2005/0901.htm (дата обращения: 14.06.2016).
Virtual Communicative Professionally-oriented Education Environment as a Means of Improving Effectiveness of Distance Learning
N. M. Valyushina
Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk
Abstract. In the article the main components and characteristics of the virtual communicative professionally-oriented education environment created by the author are considered. Its necessity, importance of creating and using for organization of teachers professional development in distance are described.
Keywords: virtual communicative professionally-oriented education environment, professional development, distance learning.
Валюшина Наталья Михайловна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой предметной области
Институт развития образования Иркутской области 664007, г. Иркутск, ул. Красноказа-чья, 10-А
тел. раб. 8(3952)500904 e-mail: [email protected]
Valyushina Natalia Mikhailovna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Head of the School Subject Department
Institute of Education Development of Irkutsk Region
10-A Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007
tel. 8(3952)500904
e-mail: [email protected]