Научная статья на тему 'Проект "Открытое образование": этапы реализации в образовательной организации'

Проект "Открытое образование": этапы реализации в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OPEN EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANT LEARNING TECHNOLOGY / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH / INFORMATION EDUCATIONAL AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдосенко Елена Валериановна, Куйдин Анатолий Анатольевич

Построение единого информационно-образовательного пространства в образовательной организации возможно через реализацию проекта «Открытое образование». Целью такого проекта является не только обеспечение доступности и непрерывности образования, но и улучшение его качества. В статье рассматриваются основные этапы такого проекта и определяются задачи для их реализации. Первый этап носит аналитический характер, второй стратегический. Третий этап предполагает внедрение электронного обучения в образовательной организации. Четвертый этап ориентирован на взаимодействие со сторонними образовательными организациями, а пятый этап оценивает эффективность применения электронного обучения в образовательной организации. На каждом из этапов предлагаются конкретные мероприятия, которые могут варьироваться в зависимости от специфики образовательной организации. Проект реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, поэтому комплекс мероприятий на каждом из этапов представлен в единой системе внедрения электронного обучения и ориентирован на все кат егории обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авдосенко Елена Валериановна, Куйдин Анатолий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project “Open education”: the phases of implementation in an educational organization

An educational information area can be realized in an educational organization with the Project “open education”. The main objective of the project is not only to ensure accessibility and continuity in the education, but also to improve the quality. The major project phases are described and the tasks are formulated in the article. The first phase is analytical and the second is strategic. The third phase implements e-learning in an educational organization. The fourth phase is focused on interaction with outside educational organizations. The fifth evaluates the effectiveness of e-learning in an educational organization. At each phase specific activities are proposed and they can be different depending on the organization’s specificities. The project is implemented through the system and activity approach, therefore the set of actions at each phases is presented in a system of e-learning and intended for all categories of students.

Текст научной работы на тему «Проект "Открытое образование": этапы реализации в образовательной организации»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018

№ 3 (33). С 43-48. Л Л I/ ~

удк 378.14 Е. В. Авдосенко, А. А. Куидин

Проект «Открытое образование»: этапы реализации в образовательной организации

Построение единого информационно-образовательного пространства в образовательной организации возможно через реализацию проекта «Открытое образование». Целью такого проекта является не только обеспечение доступности и непрерывности образования, но и улучшение его качества. В статье рассматриваются основные этапы такого проекта и определяются задачи для их реализации. Первый этап носит аналитический характер, второй - стратегический. Третий этап предполагает внедрение электронного обучения в образовательной организации. Четвертый этап ориентирован на взаимодействие со сторонними образовательными организациями, а пятый этап оценивает эффективность применения электронного обучения в образовательной организации. На каждом из этапов предлагаются конкретные мероприятия, которые могут варьироваться в зависимости от специфики образовательной организации. Проект реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, поэтому комплекс мероприятий на каждом из этапов представлен в единой системе внедрения электронного обучения и ориентирован на все категории обучающихся.

Ключевые слова: открытое образование, информационно-образовательное пространство, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, системно-деятельностный подход

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archivel8/l8-O3/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 43-48.

E. V. Avdosenko, A. A. Kujdin

The project "Open education": the phases of implementation in an educational organization

An educational information area can be realized in an educational organization with the Project "open education". The main objective of the project is not only to ensure accessibility and continuity in the education, but also to improve the quality. The major project phases are described and the tasks are formulated in the article. The first phase is analytical and the second is strategic. The third phase implements e-learning in an educational organization. The fourth phase is focused on interaction with outside educational organizations. The fifth evaluates the effectiveness of e-learning in an educational organization. At each phase specific activities are proposed and they can be different depending on the organization's specificities. The project is implemented through the system and activity approach, therefore the set of actions at each phases is presented in a system of e-learning and intended for all categories of students.

Keywords: open education, information educational area, e-learning, distant learning technology, system and activity approach

//'") еалии современного образователь-УУ ного процесса требуют от образо-/ вательной организации построения единого информационно-образовательного пространства для организации электронного обучения (далее ЭО) и применения дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ). Целостность, открытость, доступность, динамизм, модульность будут являться ключевыми характеристиками такого пространства [2, с. 22; 3, с. 158].

Введем термины, которые будут использоваться далее в работе:

• Открытое образование - система организационных, педагогических и информационных технологий для обеспечения гибкого доступа к образованию всех категорий обучающихся [3; 7, с.7].

• Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, а также информаци-

онно-телекоммуникационных сетей [10].

• Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников [10].

• Информационно-образовательное пространство - пространство, в котором информация используется для образовательных целей [4, с. 196].

• Электронная информационно-образовательная среда - совокупность инструментальных средств, технологий и ресурсов, обеспечивающих условия для организации электронного обучения [5].

• Системно-деятельностный подход - интеграция системного и деятельностного подходов, при котором на передний план выходит самоопределение обучающихся в учебном процессе [8, с. 42].

Как спроектировать единое информационно-образовательное пространство в образовательной организации? Какие основные этапы можно определить для его реализации? Следует учитывать наработанный опыт, а также понимать, что конфигурация и наполнение пространства в образовательной организации может варьироваться в зависимости от его специфики. [6, с.160]

В данной статье рассматривается опыт построения открытого информационно-образовательного пространства через реализацию проекта «Открытое образование».

Цель проекта - повышение качества образовательных услуг и обеспечение общедоступности образования. К основным этапам реализации данного проекта относятся следующие:

1. Оценка уровня применения ЭО и ДОТ в образовательной организации.

2. Разработка общей стратегии развития ЭО.

3. Внедрение ЭО в образовательной организации.

4. Взаимодействие со сторонними организациями через образовательное пространство организации.

5. Оценка эффективности применения ЭО и ДОТ в образовательной организации.

Остановимся более подробно на каждом этапе. Первый этап предполагает оценку уровня применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации.

Для реализации данного этапа необходимо проведение мониторингов по различным показателям. Перечень данных показателей (как на уровне учебных подразделений, так и в организации в целом) определяется образовательной организацией самостоятельно. Это могут быть бинарные, процентные или количественные показатели.

Возможными показателями внедрения электронного обучения на уровне образовательной

организации в целом могут быть следующие.

Процентные показатели определяют:

• Процент электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) от общего количества дисциплин по образовательным программам.

• Процент ЭОР от общего количества дисциплин для иностранных обучающихся.

• Процент обучающихся, использующих при обучении хотя бы один ЭОР, от общего числа обучающихся.

• Процент обучающихся, использующих при обучении ЭОР по всем изучаемым дисциплинам, от общего числа обучающихся.

• Процент педагогических работников, прошедших повышение квалификации по программам ЭО, от общего числа работников.

Количественные показатели могут представить:

• Количество используемых в образовательной организации ЭОР.

• Количество интернет-мероприятий для обучающихся: конкурсов и олимпиад, виртуальных клубов и других учебно-образовательных проектов.

• Количество интернет-конференций и ве-бинаров разного уровня.

• Число участников «Школы IT-педагога».

• Количество договоров со сторонними организациями по вопросам взаимодействия в области ЭО и применения ДОТ.

• Количество пользователей образовательного портала (как данной организации, так и внешних пользователей).

Показатели, связанные с внедрением ЭО, на уровне учебных подразделений организации (институтов, факультетов, кафедр):

• Доля электронного ресурсного обеспечения.

• Коэффициент технической сложности наполнения ЭОР (агрегированный показатель интерактивно-образовательных модулей, предназначенных для представления материала в ЭОР).

Второй этап включает в себя разработку общей стратегии развития электронного обучения в данной образовательной организации. На данном этапе выделяются следующие задачи:

• Формирование платформы для организации ЭО в образовательной организации.

• Популяризация данной платформы.

• Соблюдение организацией правил применения ЭО.

Для реализации первой задачи необходимо правильно выбрать электронную информационно-образовательную среду в качестве платформы для организации электронного обучения. Например, система дистанционного обучения Moodle, ¡Logos, Mirapolis Virtual Room, Гекадем и др.

Следует рассмотреть все преимущества, ко-

торая данная образовательная среда может предоставить для обучающихся, педагогических работников и для образовательной организации в целом [1, с. 301-302].

Для реализации второй задачи данного этапа требуется популяризация выбранной платформы для организации ЭО [2, с. 23-24]. Для этого необходимы следующие мероприятия:

• Персонализация образовательного портала. Например:

SOVA (Spécial Open Virtual learning Areal / Открытое специализированное виртуальное образовательное пространство);

BELCA (Baikal E-Learning Campus/ Байкальское виртуальное образовательное пространство электронного обучения);

KEDR (Knowledgeable Efficient Distance Realm / Развитая эффективная дистанционная среда);

PCHELA (Predial Campus Highly Effective E-learning Areal / Высокоэффективное электронное обучающее пространство аграрного института).

• Презентация образовательного портала в социальных сетях: https://www.facebook. com; https://www.youtube.com, https:// vk.com; https://www.instagram.com и др.

• Разработка стилистической концепции: логотип, фирменный стиль.

Для соблюдения единых правил применения электронного обучения в данной образовательной организации требуется единое до-кументационное обеспечение по организации ЭО. Наряду с действующими нормативными документами Министерства образования и науки России по ЭО [9; 10] разрабатываются локальные акты по организации ЭО.

Возможные следующие локальные документы:

- Положение о структурном подразделении, ответственном за организацию электронного обучения, где прописывается организационная структура, функции, взаимодействие, права, обязанности и ответственность при организации электронного обучения в образовательной организации.

- Положение о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, регламентирующее процесс организации ЭО и применения ДОТ при реализации образовательных программ в образовательной организации.

- Положение об электронном образовательном ресурсе, которое будет определять единые требования к содержанию, структуре и правилам оформления ЭОР при применении ЭО в образовательной организации.

На третьем этапе, этапе внедрения электронного обучения, в образовательной организации создаются условия для организации ЭО и применения ДОТ. На этом этапе основными задачами являются:

• Подготовка кадрового, технического и программного обеспечения.

• Повышение академической мобильности.

• Диверсификация образовательных услуг.

• Повышение 1Т-компетенции обучающихся и педагогических работников.

Для реализации первой задачи создается структурное подразделение, отвечающее за разработку и реализацию стратегии ЭО в образовательной организации (например, центр электронного обучения). Здесь же требуется подготовка (а при необходимости закупка) серверного оборудования и программного обеспечения, технические характеристики которого удовлетворяют требованиям функционирования электронной информационно-образовательной среды, выбранной в качестве платформы для организации ЭО.

Для реализации второй и третьей задач данного этапа требуется электронное ресурсное обеспечение всех направлений деятельности: образовательной, воспитательной, профори-ентационной, социально-ориентированной, а также деятельности по решению административных задач.

Для повышения 1Т-компетенции обучающихся и педагогических работников (четвертая задача) организуется не только обучение, но и техническая поддержка пользователей. Для обучающихся проводятся аудиторные семинары, для круглосуточного доступа в портале размещаются видео-инструкции. Для педагогических работников проводятся аудиторные обучающие семинары и краткосрочные курсы повышения квалификации (например, по программе «Использование ЭОР при реализации образовательных программ»). Возможна также организация «Виртуальной школы 1Т-педагога» для доступа к материалам в любое удобное время.

Четвертый этап проекта предполагает взаимодействие с образовательными организациями посредством электронной информационно-образовательной среды (платформы) образовательной организации. На данном этапе открываются виртуальные представительства, разрабатываются открытые ЭОР на Национальной платформе открытого образования.

Пятый этап требует оценки эффективности внедрения электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий в данной образовательной организации. Данный этап необходим для определения уровня развития электронного обучения. Для реализации данного этапа проводятся повторные мониторинги для сравнения показателей и определения корректирующих действий [2, с. 25].

Проект «Открытое образование» реализуется в течение нескольких лет в образовательных организаций г. Иркутска и г. Читы. Этапы, задачи и мероприятия проекта сформированы с учетом оценки внедрения электронного обучения в образовательных организациях и проведения корректирующих действий.

1ЛГЛЛСТ JCSDCTM Г>СС IJH I IU| •

SPECIAL OPEN VIRTUAL LEARNING '.'V*X

/А A

AREAL .

Olpj гФл: oti .1 iL'n'fc*'.Fij li-: il i. j. » с ifjiniL : ч: jn-i i lfp.:i irrf.vii ^ ^^

.UVJ Л 1ГСПГЧ I h Г-1 U J >

)

Рис.1 Образовательный портал колледжа управления и предпринимательств, http://sova.irkcollege.ru

(L л Образовательный портал

t Иркутской государствентой! униаереитмв

САйЦ«1

Кург L.I

' ФЛКУЛЬ"Е1 ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОБ |*>ФИЯМ Рис.2 Образовательный портал Иркутского государственного университета, http://belca.isu.ru/

Проект «Открытое образование» реализуется в рамках системно-деятельностного подхода при внедрении электронного обучения в образовательной организации, где

каждый этап ориентирован на достижение основного результата, повышения качества образовательных услуг для всех категорий обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдосенко Е.В. Десять аргументов за применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам // Вестник Иркутского государственного технического университета. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2015. № 5 (100). С. 301-305.

2. Авдосенко Е.В., Куйдин А.А. Модель открытого информационно-образовательного пространства образовательной организации // Электронное обучение и дистанционные технологии в образовании: опыт и перспективы развития. Иркутск: САПЭУ, 2015. С.22-25.

3. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd. ru/document/gost-r-52653-2006. (дата обращения 28.04.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Максимова Н. А. Моделирование информационно-образовательной среды учебного заведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 5. С. 195-200. URL: http://e-koncept.ru/2016/16114.htm (дата обращения 29.04.2018).

5. Методические рекомендации по организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий / Информационно-правовое обеспечение Гарант. http://base.garant.ru (дата обращения 29.04.2018)

6. Никитина Е.Ю., Курносова С.А. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор подготовки компетентного выпускника // Вестник ЧГПУ. 2012. № 4. С. 148-162.

7. Нохрин Е.В. Проблемы реализации открытого образования // Педагогическое образование в России. 2017. № 4. С.6-10.

8. Парфёнова А.В. Оболочка дистанционного обучения Moodle как средство реализации системно-деятельностного подхода // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2013. № 1. С. 40-45.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» / Министерство юстиции Российской Федерации. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/36757 (дата обращения 28.04.2018)

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 / Общие положения Федерального закона об образовании 2018. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 28.04.2018)

REFERENCES

1. Avdosenko E.V. Ten arguments for the use of e-learning and distance education technologies in teaching foreign languages. Bulletin of the Irkutsk State Technical University. Irkutsk: Publishing House of IrSTU, 2015. no. 5 (100). pp. 301-305. (in Russian)

2. Avdosenko E.V., Kuidin A.A. Model of the open information and educational space of the educational organization // Electronic learning and distance technologies in education: experience and development prospects. Irkutsk, SAPEU Publ., 2015. pp.22-25. (in Russian)

3. GOST R 52653-2006. Information and communication technologies in education. Terms and definitions [Electronic resource] / Electronic fund of legal and normative technical documentation. Available at: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006. (accessed 1 May 2018) (in Russian)

4. Maksimova N.A. Modeling of the information-educational environment of the educational institution. Scientific-methodical electronic journal "Concept". 2016. no. 5. pp. 195-200. Available at: http://e-koncept.ru/2016/16114.htm (accessed 1 May

2018). (in Russian)

5. Methodical recommendations on the organization of the educational process using remote educational technologies / Information and legal support Garant. Available at: http://base.garant.ru (accessed 1 May 2018) (in Russian)

6. Nikitina E.Yu., Kurnosova S.A. Informational and educational space of the university as a factor in the preparation of a competent graduate. Herald of CSPU. 2012. no. 4. pp. 148-162. (in Russian)

7. Nokhrin E.V. Problems of realization of open education. Pedagogical education in Russia. 2017. no. 4. pp. 6-10. (in Russian)

8. Parfyonova A.V. The Moodle Distance Learning Shell as a Means for Implementing the System-Activity Approach. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Informatization of education. 2013. no. 1. pp. 40-45. (in Russian)

9. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 23, 2017 No. 816 "On Approving the Procedure for the Application of E-Learning and Distance Learning Technologies by Educational Organizations in the Implementation of Educational Programs" / Ministry of Justice of the Russian Federation. Available at: https://minjust. consultant.ru/documents/36757 (circulation date April 28, 2013) (in Russian)

10. Federal Law "On Education in the Russian Federation» N 273-FZ of December 29, 2012 as amended in 2018 / General provisions of the Federal Education Act 2018. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (accessed 1 May 2018) (in Russian)

Информация об авторах Авдосенко Елена Валериановна

(Россия, Иркутск) Кандидат филологических наук, доцент Иркутский национальный исследовательский технический университет E-mail: [email protected]

Information about the authors

Avdosenko Elena Valerianovna

(Russia, Irkutsk) PhD in Philology, Associate Professor Irkutsk National Research Technical University E-mail: [email protected]

Куйдин Анатолий Анатольевич

(Россия, Иркутск) Руководитель центра электронного обучения, Восточно-Сибирский институт экономики и права Заместитель директора по рекламно-информационной работе, Колледж управления и предпринимательства E-mail: [email protected]

Kuidin Anatoly Anatolyevich

(Russia, Irkutsk) Head of e-learning center, East-Siberian Institute of Economics and Law Deputy Director for Advertising and Information Work, College of Management and Entrepreneurship E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.