Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РУССКИХ И ТАТАР: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПАБЛИКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ")'

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РУССКИХ И ТАТАР: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПАБЛИКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ") Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
166
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КИБЕРЭТНИЧНОСТЬ / РУССКИЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / ТАТАРСКИЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "ВКОНТАКТЕ" / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / VIRTUAL ETHNIC IDENTITY / СYBER-ETHNICITY / RUSSIAN VIRTUAL COMMUNITIES / TATAR VIRTUAL COMMUNITIES / VKONTAKTE SOCIAL NETWORK / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махмутов З. А., Титова Т. А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения виртуальной этнической идентичности как проекции реальной. Одно из проявлений виртуальной этнической идентичности - участие пользователей в этнических сетевых сообществах. В условиях эпохи Web 2.0. пользователи являются не только потребителями контента, но и сами становятся производителями обособленной среды смыслов и представлений. Цель работы - сравнение аудиторий русских и татарских групп в социальной сети «ВКонтакте» при помощи инструментов обработки «big data» В статье приводятся результаты проведенного исследования, в котором обозначены особенности сообществ; представлен обобщенный «личностный профиль» типичного участника. При составлении портрета пользователя особое внимание уделялось таким его характеристикам, как возраст, пол, дислокация. Статья предназначена для исследователей, занимающихся изучением этничности, сетевых сообществ и информационного общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL ETHNIC IDENTITY OF RUSSIANS AND TATARS: TO THE FORMULATION OF THE PROBLEM (BASED ON THE MATERIALS OF A COMPARATIVE ANALYSIS OF PUBLICS ON THE VKONTAKTE SOCIAL NETWORK)

The relevance of the article is due to the need to study virtual ethnic identity as a projection of the real one. It manifests itself on the Internet through the participation of users in ethnic networking communities. In the Web 2.0 era they are not only consumers of content, but they themselves become producers of a separate environment of meanings and representations. The aim of the work was to compare the audiences of Russian and Tatar groups on the VKontakte social network. For this, we used the big data processing tools. The article presents the results of the study, which shows the characteristics of the community, presents a generalized "personal profile" of a typical participant. When the author has modeled a portrait of a user, he has special attention paid such characteristics as age, gender, location. The article is intended for researchers who study ethnicity, network communities and the information society.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РУССКИХ И ТАТАР: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПАБЛИКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ")»

УДК 316.472.43

Виртуальная этническая идентичность русских и татар: к постановке проблемы (по материалам сравнительного анализа пабликов в социальной сети «ВКонтакте»)

Virtual ethnic identity of Russians and Tatars: to the formulation of the problem (based on the materials of a comparative analysis of publics on the VKontakte social network)

Махмутов З.А., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», [email protected]

Титова Т.А., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», tatiana. [email protected]

Makhmutov Z., FGBNU «Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems», [email protected]

Titova T., FGBNU «Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems», tatiana. [email protected]

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.040

Статья выполнена по государственному заданию № 0599-2020-0006 «Проблема бесконфликтного социального взаимодействия».

Ключевые слова: виртуальная этническая идентичность, киберэтничность, русские виртуальные сообщества, татарские виртуальные сообщества, социальная сеть «ВКонтакте», информационное общество.

Keywords: virtual ethnic identity, сyber-ethnicity, Russian virtual communities, Tatar virtual communities, VKontakte social network, information society.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения виртуальной этнической идентичности как проекции реальной. Одно из проявлений виртуальной этнической идентичности - участие пользователей в этнических сетевых сообществах. В условиях эпохи Web 2.0. пользователи являются не только потребителями контента, но и сами становятся производителями обособленной среды смыслов и представлений. Цель работы - сравнение аудиторий русских и татарских групп в социальной сети «ВКонтакте» при помощи инструментов обработки «big data» В статье приводятся результаты проведенного исследования, в котором обозначены особенности сообществ; представлен обобщенный «личностный профиль» типичного участника. При составлении портрета пользователя особое внимание уделялось таким его характеристикам, как возраст, пол, дислокация. Статья предназначена для исследователей, занимающихся изучением этничности, сетевых сообществ и информационного общества в целом.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study virtual ethnic identity as a projection of the real one. It manifests itself on the Internet through the participation of users in ethnic networking communities. In the Web 2.0 era they are not only consumers of content, but they themselves become producers of a separate environment of meanings and representations. The aim of the work was to compare the audiences of Russian and Tatar groups on the VKontakte social network. For this, we used the big data processing tools. The article presents the results of the study, which shows the characteristics of the community, presents a generalized "personal profile" of a typical participant. When the author has modeled a portrait of a user, he has special attention paid such characteristics as age, gender, location. The article is intended for researchers who study ethnicity, network communities and the information society.

Введение. Одной из особенностей современного информационного общества стало появление сетевых сообществ. Под ними подразумеваются добровольно формируемые в информационно -коммуникативном пространстве социальных сетей объединения пользователей, основанные на общности разделяемых ими интересов и ценностей в ходе производства и потребления социокультурных практик [5, с.63]. По мнению испанского социолога М. Кастельса, в новых реалиях эти институции все чаще обеспечивают социальное взаимодействие и социальную идентичность [6, с.153].

В ряде случаев базовой ценностью для объединения в группы становится этничность. Этнические виртуальные сообщества только начинают становиться объектом научных исследований. Изучаются русские [10], татарские [3], киргизские, узбекские, таджикские [4], саамские [8], удмуртские [12], чувашские, армянские, немецкие объединения [9]. Исследователи уделяют внимание сетевым дискурсам, процессам формирования виртуальной идентичности, функциям групп. Для дальнейшего изучения виртуальной этнической идентичности необходимо рассмотреть особенности ее презентации и стратегии конструирования в пабликах, выявить социально-демографические характеристики участников сообществ. Целью нашего исследования является проведение сопоставительного анализа аудитории татарских и русских виртуальных групп в социальной сети «ВКонтакте».

Методология исследования.

Методологической основой исследования являются концепция этнических границ Ф. Барта и теория социальной идентичности Х. Тэджфела и Дж. Тернера. Ф. Барт отмечает, что этнические границы — это, в первую очередь, границы социальные, формирующиеся не в силу изолированности групп людей друг от друга, а в результате межэтнических контактов и взаимосвязей [1]. Г. Тэджфел и Дж. Тернер определяют социальную идентичность как «те аспекты «образа Я» человека, которые возникают из социальных категорий, к которым он ощущает свою принадлежность» [15]. Согласно подходу вышеперечисленных исследователей,

идентичность и этнокультурные границы динамичны и могут трансформироваться в зависимости от контекста.

Этническую идентичность, проявляющуюся в Интернете через создание этнических объединений, принято называть виртуальной. Сравнение виртуальной и реальной этничности является значимой частью научных дискуссий.

По мнению социолога Марка Постера, виртуальная этничность — это историческая вариация «реальной этничности» [13], она, в отличие от так называемой «старой племенной этничности» (old tribal ethnicity), виртуальная не имеет глубоких связей с исторической памятью, непосредственный контакт лицом к лицу (face-to-face) [14]. Как считают авторы коллективной монографии «Этничность, место и коммуникативные технологии», современная виртуальная этничность в большинстве случаев обладает свойством контекстной

обусловленности, выраженной в связях этнической идентичности пользователей социальных сетей со сложным комплексом факторов, окружающих их в офлайн-пространстве: конкретного места и времени пребывания, этно-расового состава окружения и индивидуальных особенностей социо-экономического положения [11]. Большинство исследователей склонно рассматривать виртуальную идентичность в эпоху Web 2.0. как своеобразную проекцию реальной, а в киберэтничности видеть новую форму проявления этничности в интернет-среде [2, с.37].

Для исследования самой популярной в России социальной сети «ВКонтакте» нами были отобраны 6 наиболее крупных этнических виртуальных сообществ самых многочисленных народов России: русских и татар. Первая этническая группа относится к славянской общности православного исповедания, вторая -это преимущественно мусульмане тюркского происхождения. Согласно данным последней переписи населения, татар можно отнести к малым этническим группам: они составляют 3,8% от всех жителей страны и более чем в двадцать раз по численности уступают русским (https ://www.gks .ru/free_doc/new_site/perepis2010/p erepis_itogi 1612 .htm).

К этническим виртуальным сообществам мы относим паблики, в названиях которых фигурирует этническая идентичность. Методологическую базу работы составила «big data» (серия подходов, инструментов для обработки и анализа огромных объемов данных). Анализ численности сообществ, ее динамики, подсчет активных пользователей производился про помощи сервиса таргетирования рекламы «Adspoiler» (https://adspoiler.com/). Для выявления лиц, состоящих сразу в нескольких сообществах, мы использовали приложения «Media-VK» (https://media-vk.ru) и «Compare_groups» (https ://vk.com/compare_groups).

Результаты исследования. В названиях русских и татарских этнических виртуальных

сообществ национальность выступает ключевым элементом наименования, например, «Я РУССКИМ» (Здесь и далее сохранены авторские написания названий сообществ) (URL: https://vk.com/pysskie), «Мы - РУССКИЕ» (URL: https://vk.com/are_we_russian), «Татары и Татарочки» (URL: https://vk.com/tatar_vk) или служит одним из компонентов структуры. Последнее является достаточно характерным для русских сообществ. Популярный среди целевой интернет-аудитории лозунг «Русские не сдаются!» часто используется администраторами отдельно или в сочетании с такими государственными концептами, как «ВЕЛИКАЯ РУСЬ!» (URL: https://vk.com/russ_great), «ЭТУ СТРАНУ НЕ ПОБЕДИТЬ!» (https: //vk.com/rus_improvisation). Администраторы татарских пабликов для наименования сообществ

больше склонны привлекать компоненты, семы которых связаны с автостереотипами, формирующими образ «Мы», например, «Дэртле Татарлар» (Задорные татары) (URL: https://vk.com/tatarsila) или «ОЯТСЫЗ ТАТАРИН» (Наглый татарин) (URL: https://vk.com/otatarin).

Русские группы являются самыми многочисленными в социальной сети «ВКонтакте», объединяющей пользователей с общей идентичностью. Самая крупная из них «ЭТУ СТРАНУ НЕ ПОБЕДИТЬ! Русские не сдаются!» (URL: https://vk.com/rus_improvisation) насчитывает свыше 400000 пользователей. Татарские группы в среднем более чем в два с половиной раза уступают русским по количеству участников, однако доля активных пользователей в них выше, см. таблицу 1 и 2.

Таблица 1. - Численность русских сообществ по данным сервиса «Adspoiler» на 05.08.2020

Название группы Количество Прирост за последний месяц Доля активных пользователей

ЭТУ СТРАНУ НЕ ПОБЕДИТЬ! Русские не сдаются! 400223 218 60%

ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются! 294913 717 76%

Я РУССКИЙ 282058 47 50%

Россия везде, где есть русские! 199441 315 66%

Русские не сдаются 154385 327 73%

Мы - РУССКИЕ 98404 -199 59%

Средние показатели 238237,3 237,5 64%

Таблица 2. - Численность татарских сообществ по данным сервиса «Adspoiler» на 05.08.2020

Название группы Количество Прирост за последний месяц Доля активных пользователей

Татарлары 195836 -909 90

Татары и Татарочки 119194 304 62

ТИПИЧНЫЙ ТАТАРИН 83901 28 52

Дэртле Татарлар 74160 565 62

ОЯТСЫЗ ТАТАРИН 57259 124 60

ТАТАРЫ.Ш 51544 2474 88

Средние показатели 96982,33 431 69

Прирост новых пользователей за последний месяц свидетельствует о том, что практически все изученные нами сообщества являются развивающимися.

Из известных персон в русских виртуальных сообществах состоят российский

государственный и политический деятель, Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Виталий Валентинович Милонов (в сообществе «ЭТУ

СТРАНУ НЕ ПОБЕДИТЬ. Русские не сдаются»); советский и российский актёр кино и телевидения, кинорежиссёр, Иван Иванович Охлобьгстин (в сообществе «Я РУССКИЙ»); российский боксёр-профессионал - Дмитрий Александрович Кудряшов (в сообществах «Я РУССКИЙ», «ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются»); самбист, Сергей Юрьевич Никитин (в сообществе «ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются»); российский рэп-исполнитель Роман

Вячеславович Воронин (в сообществе «Мы -РУССКИЕ»); в татарских - певцы Радик Мухарлямович Юльякшин (Элвин Грей) и Саида Мухаметзянова; муфтий, председатель Духовного управления мусульман республики Татарстан Ильдус Ахметович Фаизов (в сообществе «Татары и Татарочки»).

Нами были замечены пользователи, которые подписаны как на татарские, так и русские группы: это предприниматели Максим Мернес (сообщества «Татары и Татарочки» и «Мы -русские»); Алексей Корнелюк (сообщества «Татары и Татарочки» и «ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются!»), которые, видимо, данные площадки рассматривают для продвижения своих коммерческих интересов.

Как свидетельствуют данные, полученные при помощи приложения «Ме<^а-УК»,

значительная часть аудитории русских сообществ параллельно состоит в политических виртуальных объединениях, как «АнтиМайдан» (URL: https://vk.com/adekvatnik), «Правые» (URL: https://vk.com/rus.prav), в то время как татары в основном числятся в этнокультурных (этнонишевых) сообществах, таких, как «Иц шэп татарча ^ырлар» (URL:

https://vk.com/tatarchamusic), «Учим татарский язык!» (URL: https://vk.com/tatarbelem), «КЫЗЫК-МЫЗЫК (Татарча юмор)» (URL: https ://vk.com/kizik_mizik).

Большинство пользователей этнических сообществ в качестве региона дислокации (проживания) указали Россию. Около 14% пользователей русских и 7% татарских объединений проживает за пределами страны, преимущественно в Украине и Казахстане.

Таблица 3. -Дислокация участников русских сообществ по данным сервиса «Adspoiler» на 05.08.2020

Название группы Месторасположение

ЭТУ СТРАНУ НЕ ПОБЕДИТЬ! Русские не сдаются! Россия (87%), Украина (7%), другие (6%)

ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются! Россия (90%), Украина (4%), Беларусь (2%), другие (4%)

Я РУССКИЙ Россия (91%), Украина (2%), Казахстан (2%), другие (4%)

Россия везде, где есть русские! Россия (85%), Украина (8%), Беларусь (2%), другие (5%)

Русские не сдаются Россия (87%), Украина (7%), Беларусь (2%), Казахстан (3%), другие (1%)

Мы - РУССКИЕ Россия (83), Украина (8%), Беларусь (2%), Украина (2%), другие (5%)

Средние показатели Россия (86%), Украина (6%), другие (8%)

Таблица 4. -Дислокация участников татарских сообществ по данным сервиса «Adspoiler» на 05.08.2020

Название группы Месторасположение

Татарлары Россия (84%), Казахстан (4%), Украина (2%), другие (10%)

Татары и Татарочки Россия (90%),Казахстан (4%), Украина (2%), другие (4%)

ТИПИЧНЫЙ ТАТАРИН Россия (95%), другие (5%)

Дэртле Татарлар Россия (97%), другие (3%)

ОЯТСЫЗ ТАТАРИН Россия (97%), другие (3%)

ТАТАРЫ^и Россия (96%), другие (4%)

Средние показатели Россия (93%), Казахстан (2%), другие (5%)

Изучая социально-демографические

особенности этнических виртуальных сообществ, мы должны отметить, что по данным крупного исследовательского центра «Mediascope», в аудитории социальной сети «ВКонтакте» в возрастном отношении доминируют лица от 35

до 64 лет, в гендерном - женщины (URL: https ://popsters .ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii).

Возрастные и гендерные особенности участников русских и татарских сообществ, представлены в таблицах 5 и 6.

Таблица 5. - Возрастной и гендерный состав русских сообществ по данным сервиса «Adspoiler» на 05.08.2020 (в %)

Название группы Пол Возраст Возраст не указан

мужской женский до 18 1821 2124 2427 3035 3545 45 и выше

ЭТУ СТРАНУ НЕ ПОБЕДИТЬ! Русские не сдаются! 75 25 19 13 6 6 8 16 14 18

ВЕЛИКАЯ РУСЬ! Русские не сдаются! 79 21 2 3 3 5 20 31 27 8

Я РУССКИЙ 83 17 3 8 16 19 18 13 8 15

Россия везде, где есть русские! 80 20 23 8 4 5 17 21 16 7

Русские не сдаются 78 22 3 4 4 6 21 30 25 8

Мы - РУССКИЕ 81 19 3 4 12 16 24 16 9 16

Средние показатели 79 21 9 7 8 9 18 21 17 12

Таблица 6. - Возрастной и гендерный состав татарских сообществ по данным сервиса «Adspoiler» на 05.08.2020 (в %)

Название группы Пол Возраст Возраст не указан

мужской женский до 18 1821 2124 2427 3035 3545 45 и выше

Татарлары 68 32 45 28 9 3 2 2 9 2

Татары и Татарочки 55 45 3 5 9 13 26 16 12 17

ТИПИЧНЫЙ ТАТАРИН 58 42 7 16 17 11 14 13 13 10

Дэртле Татарлар 48 52 4 7 11 11 17 18 27 7

ОЯТСЫЗ ТАТАРИН 62 38 7 8 7 7 8 23 22 18

ТАТАРЫ^и 46 54 6 5 6 9 24 23 15 12

Средние показатели 56 44 12 11 10 9 15 16 16 11

Как видим из представленных выше данных, если возрастные параметры участников пабликов сходны в целом с аудиторией социальной сети «ВКонтакте», то гендерные - отличаются. Как в русских, так и в татарских сообществах наблюдается численное преобладание мужчин над женщинами. Более высокая актуализация виртуальной идентичности у мужчин может быть объяснена тем, что в современном обществе еще сильны консервативные традиции, где женская роль сводится к «частной жизни», дому, семье и детям, а мужская роль в большой степени распространяется на «общественную сферу» [7, с.137], частью которой является этничность.

Заключение. Аудитория этнических сообществ в сети «ВКонтакте» многочисленна и имеет положительную динамику по увеличению количества подписчиков. Соотношение реальной численности русских и татар и их сетевых объединений свидетельствует о том, что

виртуальную этническую идентичность склоны больше проявлять последние.

Русская виртуальная идентичность более политизирована, что проявляется как в названиях групп, так и в членстве участников объединений в политических пабликах. Татарская - имеет весомую культурную ориентацию. Многие участники татарских сообществ состоят в этнокультурных группах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этнические виртуальные сообщества в сети «ВКонтакте» в целом объединяют представителей достаточно разнообразных возрастных и социальных групп (от рядовых пользователей до известных личностей), проживающих как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Типичным представителем русских и татарских групп в социальной сети «ВКонтакте» является мужчина в возрасте от 30 до 35 лет из Российской Федерации.

Литература:

1. Барт Ф. Введение / Ф. Барт // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. - М., 2006. - С. 9-49.

2. Белоруссова С.Ю. Виртуальная этничность: новация на фоне традиции? / Ю.С. Белоруссова, А.В. Головнев // Сибирские исторические исследования. - 2019. -№ 2. - С. 36-40.

3. Гимадеева Д.Р. Татарские сетевые сообщества / Д.Р. Гимадеева // Этничность, религиозность и миграции в современном Татарстане. - Казань. - 2013. - С. 166-188.

4. Глухов А.П. Ассалам а-Нке-ум: конструирование национальной идентичности посредством социальной сети (кейс-стади этносетей мигрантов из Средней Азии в России): сборник / А.П. Глухов // Материалы V Международной научно-практической интернет-конференции «CONNECT-UNIVERSUM - 2014». - Томск. - 2015. - С. 82-86.

5. Каменский Е.Г. Сетевые сообщества в социальных сетях как фактор развития личностной субъектности / Е.Г. Каменский, О.А. Гримов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014. - № 2. - С. 62-67.

6. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. - Екатеринбург. - 2004. - 328 с.

7. Османова Д.А. Гендер и религия как факторы этнической идентификации / Д.А. Османова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов. - 2017 - № 9(83). - С. 135-138.

8. Разумова И.А. Саамские сетевые сообщества в «Этническом интернете» России / И.А. Разумова О.А. Сулейманова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - Петрозаводск. - 2019. - № 2(179). - С. 114-122.

9. Титова Т.А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура / Т.А. титова. - Казань. - 2007. - 254 с.

10. Федорова АА. К вопросу о ценностных ориентации прорусских групп в виртуальном пространстве социальных сетей / А.А. Федорова // Актуальные вопросы в науке и практике. - Уфа. - 2018. -С. 73-77.

11. Kim Y., Jung J., Ball-Rokeach S. Ethnicity, place, and communication technology: Effects of ethnicity on multidimensional internet connectedness / Y Kim., J. Jung, S. Ball-Rokeach // Information Technology & People. - 2007. - № 3. - P. 282-303.

12. Pischloger С. Udmurtness in Web 2.0: Urban Udmurts Resisting Language Shift / С. Pischloger // Finnisch-Ugrische Mtteilungen. - 2014.- № 38. - P. 143-162.

13. Poster M. The information subjects. Amsterdam: Overseas Publishing Association. 2001. - 120 p.

14. Poster M. Virtual Ethnicity: Tribal Identity in an Age of Global Communications / M. Poster // CyberSociety 2.0. Revisiting Computer-Mediated Communication and Community. Thousand Oaks: Sage, 1998. - P. 184-211.

15. Tajfel H., An integrative theory of intergroup conflict / H. Tajfel., J. Turner // The social psychology of intergroup relations. - Monterey, CA: Brooks-Cole, 1979. - Р. 33-48.

References:

1. Bart F. Introduction / F. Bart // Ethnic groups and social boundaries. Social organization of cultural differences. - M., 2006. - S. 9-49.

2. Belorussova S.Yu. Virtual Ethnicity: Innovation Against the Background of Tradition? / Yu.S. Belorussov, A.V. Golovnev // Siberian Historical Research. - 2019. - №2 2. - P. 36-40.

3. Gimadeeva D.R. Tatar network communities / D.R. Gimadeeva // Ethnicity, religiosity and migration in modern Tatarstan. - Kazan. - 2013. - S. 166-188.

4. Glukhov A.P. Assalam a-like-um: construction of national identity through a social network (case studies of ethnic networks of migrants from Central Asia in Russia): collection / A.P. Glukhov // Materials of the V International Scientific and Practical Internet Conference "CONNECT-UNIVERSUM -2014". - Tomsk. - 2015. - P. 82-86.

5. Kamensky E.G. Network communities in social networks as a factor in the development of personal subjectivity / E.G. Kamensky, O.A. Grimov // Bulletin of Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. - 2014. - № 2. - P. 62-67.

6. Castells M. Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business and Society / M. Castells. - Yekaterinburg. - 2004. - 328 p.

7. Osmanova D.A. Gender and Religion as Factors of Ethnic Identification / D.A. Osmanova // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. - Tambov. - 2017 - № 9(83). - S. 135-138.

8. Razumova I.A. Sami network communities in the "Ethnic Internet" of Russia / I.A. Razumova O.A. Suleimanova // Scientific Notes of Petrozavodsk State University. - Petrozavodsk. - 2019. - № 2(179). - S. 114-122.

9. Titova T.A. Ethnic minorities in Tatarstan: status, identity, culture / T.A. titova. - Kazan. - 2007. - 254 p.

10. Fedorova A.A. On the issue of value orientations of pro-Russian groups in the virtual space of social networks / A.A. Fedorova // Topical issues in science and practice. - Ufa. - 2018. -P. 73-77.

11. Kim Y., Jung J., Ball-Rokeach S. Ethnicity, place, and communication technology: Effects of ethnicity on multidimensional internet connectedness / Y Kim., J. Jung, S. Ball-Rokeach // Information Technology & People. - 2007. - № 3. - P. 282-303.

12. Pischlöger C. Udmurtness in Web 2.0: Urban Udmurts Resisting Language Shift / C. Pischlöger // Finnisch-Ugrische Mitteilungen. - 2014. - № 38. - P. 143-162.

13. Poster M. The information subjects. Amsterdam: Overseas Publishing Association. 2001. - 120 p.

14. Poster M. Virtual Ethnicity: Tribal Identity in an Age of Global Communications / M. Poster // CyberSociety 2.0. Revisiting Computer-Mediated Communication and Community. Thousand Oaks: Sage, 1998. - P. 184-211.

15. Tajfel H., An integrative theory of intergroup conflict / H. Tajfel., J. Turner // The social psychology of intergroup relations. - Monterey, CA: Brooks-Cole, 1979. - P. 33-48.

22.00.04 - «Социальная структура, социальные институты и процессы»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.