Научная статья на тему 'Виртуализация жизненного мира как феномен информационного общества'

Виртуализация жизненного мира как феномен информационного общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / NETWORK SOCIETY / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL INTERACTION / ВИРТУАЛЬНЫЙ / VIRTUAL / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / VIRTUALIZATION / ЖИЗНЕННЫЙ МИР / LIFE-WORLD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Велешко Елена Николаевна

Статья посвящена анализу феномена информационного общества виртуализации жизненного мира современного человека. Рассматриваются особенности построения и функционирования сетевых социальных коммуникаций, их психологические особенности. Обосновывается необходимость дальнейшего изучения ближайших и отдаленных последствий виртуализации жизненного мира ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtualization of the Life-World as a Phenomenon of the Information Society

In the article the phenomenon of the information society virtualization of modern person life-world was analyzed. The features of formation and functioning of social communications and their psychological consequences considered. The necessity of further study of immediate and long-term effects of virtualization life world of the child proved.

Текст научной работы на тему «Виртуализация жизненного мира как феномен информационного общества»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Е. Н. Велешко

УДК:159.9.015

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО МИРА КАК ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

ы живем в эпоху информационного общества, когда информация становится не только очень важным ресурсом, в том числе и экономическим, но и способом структурирования своего пространства. Темп жизни ускорился с возрастанием скорости коммуникаций между людьми. Нивелируются пространственные и временные барьеры, и поэтому обмен идеями, знаниями, опытом становится очень интенсивным. В большинстве развитых государств каждая семья имеет доступ к информационно-коммуникационным технологиям, год от года растет число пользователей сети Интернет.

В своем повседневном общении современный человек практически круглосуточно «привязан» к мобильному телефону и компьютеру. Главное условие его успешности и современности - мобильность в принятии решений, а также высокая скорость и интенсивность общения. А потому человеческие контакты становятся все более мимолетными и поверхностными: общение должно легко начинаться и быстро завершаться. Этим целям прекрасно служат SMS и MMS, переписка по электронной почте, односложные деловые ответы по мобильной связи. Это дает возможность принимать оперативные решения для большого количества разнообразных задач, вести быстрый поиск нужной информации, выполнять элементарные математические действия и т. д.

Вместе с тем высокий темп жизни и огромные потоки информации накладывают отпечаток на особенности функционирования

психики современного человека; виртуализация окружающего пространства влияет на развитие личности современного ребенка. Ближайшие, а тем более отдаленные психологические и медицинские последствия «всеобщей гаджетизации» подрастающего поколения ученым еще предстоит оценить.

Целью данной статьи является рассмотрение феномена виртуализации жизненного мира современного человека и влияния этого феномена на формирование личности ребенка.

Взгляды на проблему определения понятия «информационное общество» в научной среде сильно различаются. Введение в научный обиход самого термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Ха-яши. Японские ученые рассматривали информационное общество с технологической точки зрения, определяя его как «такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство - продукт его станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, проектно-конструкторских работ и маркетинга в его стоимости; производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества» [1]. Информационное общество в трактовке известного американского социолога Д. Белла, обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества (экономика услуг, центральная роль теоретического знания, ориентированность на будущее и обусловленное ею управление технологиями, развитие новой интеллектуальной технологии) [1].

Другие исследователи проблем информационного общества указывают, что информационное общество «менее четко социально структурировано и более полиморфно», «одним из факторов полиморфизма явится отношение различных групп к тенденции упрощения языка, связанной не в последнюю очередь с экономичностью баз данных и различ-

ных форм электронно-опосредованной коммуникации» [1].

Исследователи феноменов информационного общества выделяют также виртуализацию жизненного мира современного человека. Киберпространство, искусственная среда, виртуальный мир, параллельная действительность, информационное поле, символическое пространство - это термины, которые употребляются для описания явлений, связанных с виртуальной реальностью. Впервые термин «виртуальная реальность» ввел в научный обиход в 1985 году Джерон Ланье: «некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени» [2]. В зависимости от характера взаимодействия человека с виртуальной средой, выделяется три ее вида: пассивная, исследовательская и активная.

В виртуалистике считается, что порожденное обладает таким же статусом реальности и истинности, как и порождающее, что временность существования не делает событие менее существенным, чем породившее его «начало». Исследователи этого феномена выделяют физическую, психологическую, социальную, биологическую, техническую и другие виды виртуальных реальностей. Виртуальная реальность имеет следующие свойства: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуальной реальности своя «природа»). Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них [3].

Интересен взгляд на информационное общество с точки зрения виртуализации куль-

туры (М. Маклюэн, А. Крокер и др.): «Повальная миграция общества в Интернет, сопряженная с переформатированием значительных пластов социальной ткани, знаменует своего рода «конец истории»: истории больших нарративов, отменяемых вневременностью всемирных коммуникативных потоков; истории классов, преобразованных в орды пользователей; и, наконец, личной истории, превращенной в карнавал аватаризированных электронных самопрезентаций» [4]. В реальности образ продвинутого индивида, получающего неограниченное владение информацией, «маскирует глубоко фрустрированную личность, ставшую заложницей (попавшую во владение) навязываемых ей информационных потоков», «удар новой технологии парализует процедуры осознания», вследствие чего по преимуществу нынешняя «эпоха тревоги и электрических средств является также эпохой бессознательного и апатии», эпохой господства массовой психологии и ренессанса телесного дорефлексивного восприятия [4].

Современный человек как генератор информации должен быть образован, технически грамотен и мобилен. Ему приходится решать множество разноплановых задач, перерабатывать большие объемы информации, работать в режиме колоссального дефицита времени, а также поддерживать огромное количество контактов. Развитие информационных технологий изменило общество, придав ему черты сетевого общества. Исследователи все чаще обращаются к понятию «сети», используют понятие «сетевой подход» в анализе информационного общества, указывая, что сети - это не только феномен, но и способ взаимодействия акторов в информационном пространстве. Сети имеют ряд преимуществ перед традиционными иерархически организованными связями. А в информационном обществе становятся информационными сетями, усиленными новыми информационными технологиями. Сети делятся на большие, средние и малые; на глобальные и локальные. Сетевой анализ позволяет описать процессы взаимодействия между социальными акторами, обменивающимися разными типами ресурсов (информацией, изображениями, звуками, символами и т. п.).

В исследовании сетей на сегодняшний день существуют два подхода: качественный, или содержательный, и структурный. Первый нацелен на анализ качества отношений между участниками сети (формирование доверия, общих ценностей, норм, идентичностей и т. п.). Используя второй подход, сеть можно рассматривать с точки зрения ее структурных характеристик: размер сети, ее плотность, центра-лизованность и т. д. Сеть служит целям обмена информацией и дает возможность контроля над этим обменом, а также обусловлена теми или иными структурными позициями участника в сети [5].

Различают следующие психологические особенности сетевого взаимодействия индивидов:

1. Многоуровневость структуры сетей и перекрестное членство во многих сетях приводят к размытости самоидентификации участников сети.

2. Изменение структуры и состава сетей способствуют постоянному изменению положения индивида в сети.

3. Привлекательность группы, ее имидж, плотность контактов в сети влияют на стату-сность индивида в данной сети, на его индивидуальные установки относительно членства в группе;

4. Ценностный аспект сетевого взаимодействия состоит в формировании разделяемых членами сети групповых ценностей и формировании чувства доверия в группе.

Но есть и другая сторона взаимодействия в сетевом обществе. Люди стараются поддерживать многочисленные поверхностные контакты с большим количеством людей вместо того, чтобы рассмотреть характерные особенности каждой личности, с которой они вступают в социальное взаимодействие. Контакты легко налаживаются и легко разрываются. Анонимность и поверхностность контактов позволяют индивиду выступать от имени определенной субличности, сконструированной для конкретной ситуации общения. В таких контактах личности участников могут претерпевать значительные «изменения», в них проигрываются разнообразные сценарии взаимодействия, и не всегда конструктивные

и позитивные. Анализируя качество общения и позиционирования участников сетевых коммуникаций, можно выделить несколько устойчивых тенденций.

При колоссальном количестве времени для коммуникаций (подростки практически все свое свободное время общаются с кем-то в социальных сетях), страдает качество коммуникации: наблюдаются проблемы в распознавании эмоций собеседника, коммуникативный язык в сети обеднен и упрощен. Коммуникация в режиме коротких сообщений предполагает употребление достаточно большого количества сокращений типа «ок», «норм», «спс» и т. п., американизмов. Общение при помощи собственного лексикона отдельного сообщества предполагает употребление большого количества вульгаризмов, сконструированных слов. Такого типа коммуникации вызывают употребление смайликов для придания сообщению некоторой эмоциональной окраски, хотя и не передают нюансы настроения, а также не всегда дают возможность распознать юмор в сообщении. Также часто можно встретить такой тип коммуникации, при котором общение происходит при помощи так называемых «эмодзи», графических стикеров.

В сети существуют группы с асоциальной, деструктивной направленностью. «Хамство» в сетевом общении, как еще называют его современные исследователи феномена трол-линга, становится нормой манипулирования не только отдельным человеком, но и массовым сознанием при использовании его как политтехнологии при ведении информационных войн. Цель троллинга - спровоцировать, разозлить, заставить собеседника «выйти из себя», проявить агрессию по отношению к «троллю». В процессе троллинга используется заведомо ложная информация, оскорбления, клевета, непечатные выражения.

Практически массовое увлечение «сел-фи» позволяет предположить перенос маркетинговых технологий в сферу сетевого общения. Человек сегодня рассматривает себя как продукт на рынке труда, требующий оценки своих ресурсов и определения своей «стои-

мости», рекламирования и продвижения на рынке труда. Селфи в таком случае можно рассматривать как элемент саморекламирования.

В общественном дискурсе появились сообщения о негативном влиянии очень раннего использования (у детей возрастом до 1 года) экранных гаджетов (мобильных телефонов, планшетов, компьютеров). Педиатры констатируют задержку эмоциональных реакций у детей, неумение держать внешние сигналы в поле зрения, и даже расстройства аутисти-ческого спектра. Эта проблематика требует еще дополнительных научных исследований. На умственное развитие ребенка оказывает определяющее существенное влияние развитие речи и деятельность учения. Как указывал Л. С. Выготский, «из всей массы раздражителей для меня ясно выделяется одна группа, группа раздражителей социальных, исходящих от людей, выделяемая тем, что я сам могу воссоздать эти же раздражители, тем, что очень рано они делаются для меня обратимыми и, следовательно, иным образом определяют мое поведение, чем все прочие. Они уподобляют меня, делают тождественным с собой. В широком смысле слова - в речи и лежит источник поведения и сознания» [7; 11].

К программному развитию речи относятся следующие виды обучения и развития ребенка:

- усвоение литературного языка, подчиненного норме. Сюда включается развитие рефлексии на соотнесение литературного и нелитературного языка;

- овладение чтением и письмом как речевыми навыками, определяющими навыки построения речи, особенности выражения своих мыслей и процесс восприятия чужой речи;

- умения построения связной речи (работа с осознанием темы рассказа, формирования сюжетной линии, подбора речевых выразительных средств, а также построением и написанием связного текста);

- ребенок должен научиться в речевых ситуациях воспринимать контекст, правильно интерпретировать его;

- умение соотносить дополнительные неречевые выразительные средства: интонацию, громкость речи, паузы, мимику собеседника со смыслом сообщения;

- способность логически верно и последовательно описать обсуждаемую информацию, выделить главное в сообщении, проанализировать и обобщить смысловые блоки, а также выразить свое эмоциональное отношение к информации.

Следовательно, проблема развития речи и навыки современного сетевого общения вступают в какой-то момент в противоречие: в сен-зитивном периоде развития речевых навыков особое внимание следует уделять количеству и качеству коммуникаций ребенка в сети.

Взаимодействие человека с виртуальной реальностью приводит к появлению некоторых психологических феноменов:

1. Конструирование собственных миров в воображаемой реальности позволяет человеку нивелировать собственные проблемы, зачастую уходя от них в виртуальный «мир без проблем».

2. В социальном взаимодействии появляется посредник - компьютер, что позволяет как ускорить контакты между людьми, так и нивелировать личностные характеристики или сконструировать новые.

3. Перевод реальных действий, требующих усилий (мышечных и других), в воображаемую действительность, где они совершаются легко и без напряжения.

4. Общение в анонимном режиме без моральных предписаний позволяет человеку поэкспериментировать с разными стратегиями собственного поведения без боязни быть узнанным и уличенным; в крайних формах -троллинге - общение в провокативном стиле, имеющее целью вызвать максимально негативную эмоциональную реакцию у собеседника, позволяет человеку безнаказанно манипулировать другим, вызвать ярость, гнев, раздражение, злость, унизить и растоптать достоинство виртуального собеседника.

5. Виртуальное анонимное общение привлекает отсутствием ответственности за свои слова, мысли и действия.

6. Для социофобов это становится единственно доступным средством общения.

7. Появление зависимостей: в научной литературе закрепился термин «компьютерная зависимость», которую исследователи часто рассматривают как поведенческую аддик-цию, стремление к уходу от реальности.

Вместе с тем исследователи прогнозируют существенный прорыв в интеллектуальной сфере, в уровне интеллекта будущих школьников и расширение возможностей интерактивного обучения с использованием компьютерных технологий. А моделирующие возможности виртуальной среды могут быть использованы при решении высокотехнологичных и ресурсозатратных задач [3].

Все вышеизложенное позволяет нам сделать следующие выводы.

Высокий темп жизни и огромные потоки информации накладывают отпечаток на особенности функционирования психики современного человека, виртуализация окружающего пространства влияет на развитие личности современного ребенка. Ближайшие и отдаленные психологические и медицинские последствия этих процессов ученым еще предстоит оценить.

В виртуальном пространстве анонимность и поверхностность контактов позволяют индивиду выступать от имени определенной субличности, сконструированной для конкретной ситуации общения. В таких контактах личности участников могут претерпевать значительные «изменения», в них проигрываются разнообразные сценарии взаимодействия, не всегда конструктивные и позитивные.

При огромном количестве контактов и времени общения в сети наблюдается общая тенденция снижения самого качества общения, проблемы в поддержании устойчивых межличностных контактов.

Ребенок, присваивая языковую культуру, становится полноправным членом общества. Необходима система обогащения и развития речи детей. Особое внимание следует уделять количеству и качеству коммуникаций ребенка в сети.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу феномена информационного общества - виртуализации

жизненного мира современного человека. Рассматриваются особенности построения и функционирования сетевых социальных коммуникаций, их психологические особенности. Обосновывается необходимость дальнейшего изучения ближайших и отдаленных последствий виртуализации жизненного мира ребенка.

Ключевые слова: информационное общество, сетевое общество, социальное взаимодействие, виртуальный, виртуализация, жизненный мир.

SUMMARY

In the article the phenomenon of the information society - virtualization of modern person life-world was analyzed. The features of formation and functioning of social communications and their psychological consequences considered. The necessity of further study of immediate and long-term effects of virtualization life world of the child proved.

Key words: information society, network society, social interaction, virtual, virtualization, life-world.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева И. Ю. Что такое общество знаний [Электронный ресурс]? - URL: http :// iph.ras.ru/page46589323.htm (дата обращения: 17.01.2016).

2. Коловоротный С. В. Виртуальная реальность: манипулирование временем и пространством [Электронный ресурс] - URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles (дата обращения: 17.01.201б).

3. Носов Н. А. Манифест виртуалистики. -М.: Путь, 2001. - 17 с. [Электронный ресурс] -URL: http://www.virtualistika.ru/vip_15.html (дата обращения: 17.01.2016).

4. Савицкая Т. Виртуализации культуры [Электронный ресурс] - URL: http://www. intelros.ru/subject/figures/tatyana-savickaya/236 49-virtualizacii-kultury.html (дата обращения: 17.01.2016).

5. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. - М.: РУДН, 2009. - 233 с. [Электронный ресурс] - URL: http://finbook.news/

kapital-book/setevoy-podhod-izucheniyu-sotsial nogo.html (дата обращения: 17.01.2016).

6. Выготский Л. С. Методика рефлексологического и психологического исследования: собр. соч.: в 6-ти т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - С. 43-62.

(ШШ)

А. А. Стерхов

УДК 371.123

УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ

ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ

современных условиях развития общего образования, когда все большее внимание уделяется процессу сопровождения духовно-нравственного воспитания личности ребенка, направленному на развитие в нем творческой и высоконравственной индивидуальности, важнейшее значение приобретает подход учителя к учащемуся как к самоценному субъекту, имеющему полное право на максимальную реализацию данных ему природой способностей. Основным критерием духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности становится признание безусловной ценности каждого маленького гражданина, воплощение в жизнь его неотчуждаемых прав на гармоничное развитие, свободу выбора образовательной траектории, на признание своих разносторонних достижений со стороны школьного коллектива и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.