Научная статья на тему 'Виртуализация коммуникационных процессов в контексте возникновения и массового потребления мобильной связи'

Виртуализация коммуникационных процессов в контексте возникновения и массового потребления мобильной связи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
313
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН / COMMUNICATION / VIRTUALIZATION / MOBILE TELEPHONE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Зоя Викторовна

Исследован фактор массового потребления мобильной связи и его влияние на виртуализацию коммуникационных процессов. Выявлены особенности социальной общности потребителей мобильной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtualization of Communication Processes in the Context of the Initiation and Mass Consumption of the Mobile Communication

The factor of mass consumption of the mobile communication and its influence on the virtualization of communication processes are researched. Features of mobile communication consumers social community are revealed.

Текст научной работы на тему «Виртуализация коммуникационных процессов в контексте возникновения и массового потребления мобильной связи»

Z.V. Ivanova

Virtualization

of Communication Processes

in the Context of the Initiation

and Mass Consumption of the Mobile Communication

The factor of mass consumption of the mobile communication and its influence on the virtualization of communication processes are researched. Features of mobile communication consumers’ social community are revealed.

Key words and word-combinations: communication, virtualization, mobile telephone.

Исследован фактор массового потребления мобильной связи и его влияние на виртуализацию коммуникационных процессов. Выявлены особенности социальной общности потребителей мобильной связи.

Ключевые слова и словосочетания: коммуникация, виртуализация, мобильный телефон.

УДК 621.394:316.77 ББК 60.55

З.В. Иванова

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ

^В XXI в. выступающие элементами технологической и социальной инфраструктуры общества информация и коммуникация превращаются в определенном смысле в самостоятельную величину, в новую - виртуальную - реальность, конструирующую общественную жизнь. Информационные и коммуникационные институты включаются в центральные подсистемы социума, которые отвечают за жизнеспособность всех остальных систем. На фоне этого специалисты констатируют переход к новому этапу развития -информационному (постиндустриальному) обществу. В таком обществе наиболее высокими темпами растут не только секторы, связанные с созданием и потреблением информации, но в приоритетном порядке развиваются новые информационные и коммуникационные технологии, которые влияют на характер коммуникаций, инициируя непрерывный информационный обмен. Как следствие, мобильный доступ к информации становится решающим фактором организации общества. Производство, обработка и передача информации становятся новой, мощной производительной силой и значительно влияют на социальные, экономические и политические процессы, происходящие в мире.

Одновременно с преобразованиями в социально-экономической и политической сфе-

рах становление информационного общества оказывает социальное, психологическое и культурное воздействие на личность и социум в целом. Трансформация телекоммуникационных сетей и появление электронной среды общения изменили коммуникативное поведение аудитории.

История знает целый ряд различных типов коммуникации - от тактильного и устного до письменного, печатного и аудиовизуального. Коммуникация непосредственно связана с реализацией психологической потребности людей в общении, которое сегодня особенно необходимо, поскольку мир наряду с глобализацией подвергается мощным тенденциям, ведущим к распаду общества на множество подсистем и сообществ, а окружающая среда становится все более агрессивной и конфликтной.

В связи с изложенным общение, как гуманистическая ценность, приобретает особое значение. Сегодня неизбежны трансформации способов передачи социокультурного опыта, адекватного объяснения происходящих процессов и их прогностики. В значительной степени это обусловлено информатизацией общества.

Определяющее влияние на изменение среды обитания человека в ее коммуникативном измерении оказали развитие Интернета и массовое потребление мобильной связи. Во многом именно благодаря им складывается новая система виртуальной коммуникации.

Сам термин «виртуализация» активно вводится в научный оборот с середины 1990-х годов М. Уотерсом, У. Беком, С. Сассеном, а также видным отечественным исследователем Д.В. Ивановым [1-4]. Механизмом формирования виртуальной реальности стали Интернет и мобильная связь.

Если компьютеризация, как одна их форм виртуализации всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека, является самым впечатляющим феноменом последней четверти XX в., то «мобилизация» стала уникальным явлением XXI столетия, во много раз по скорости проникновения, масштабам и популярности превышающим развитие Интернета. Например, число пользователей мобильной связи в России по итогам 2008 г. составило 137 млн человек [5] (при общей численности населения 141,9 млн), в то время как постоянных пользователей услугами Интернета оказалось всего 1,5 млн человек.

С появлением Интернета, а затем мобильной связи мир вступил в новый период исторического развития - «постмодерн». Для него свойственны многозначность символов и реалий «жизненного мира», плюрализм их интерпретаций; нарастание эзотеризма («новая непрозрачность», «новая непросматривае-мость», «новые потемки»); элиминация субъекта, в основе которой лежит «мас-совизация» сознания, приводящая к подмене личности индивидуальностью, а в конечном итоге к растворению человеческой индивидуальности в безличном «коллективном», «бессознательном», «трансцендентном»; наконец, «виртуализация» действительности, понимаемая как субъективное придание реалиям «жизненного мира» свойств пространственной инверсии, временной обратимости и произвольности их структурообразующих параметров.

Именно виртуализация коммуникационных процессов создает уникальную возможность прямого диалога человека с каждым иным - практически вне зависимости от ситуации и физического местонахождения. Происходит замена

традиционных способов коммуникации и управления, требовавших физического контакта, удаленными интеракциями. Современные технологии коммуникации сокращают путь уже не к просто читателю или зрителю, а к партнеру, собеседнику или участнику. Появилась возможность связаться, общаться, работать в любой момент с человеком на другом краю земного шара, с неограниченным числом людей одновременно.

С момента создания мобильного телефона прошло 36 лет. За этот период благодаря беспроводной революции он претерпел значительные изменения. Первый мобильный аппарат весил 794 грамма, заряда аккумуляторов хватало на 8 часов работы в режиме ожидания или часа разговоров, на панели располагалось всего 12 клавиш (из них десять цифровых и две для отправки вызова и прекращения разговора), а его стоимость составляла 3995 долларов. Такой телефон был доступен только весьма состоятельным людям. В настоящее время, став значительно легче по весу (100-150 граммов), имея множество дополнительных функций, а главное - будучи доступным по цене каждому человеку, мобильный телефон стал предметом массового пользования, из чисто технического прибора превратившись в настоящий фетиш.

Созданный изначально для удобства общения, мобильный телефон преобразовал самые различные аспекты жизни человека и даже в некотором смысле поработил его. Для современного человека он стал неотъемлемым атрибутом полноценной жизнедеятельности. В связи с этим актуализируется проблема определения степени влияния мобильной связи на формирование и развитие социума и изучения последствий этого влияния на межличностную и внутригрупповую коммуникацию.

В своем повседневном общении человек, как правило, окутан сетью деловых, личных, рекламных (не нужных) контактов. Фактически, обычный человек сегодня днем и ночью «привязан» к трубке мобильного телефона. При этом социальные связи операционализируются, становятся все более безличностны-ми и мимолетными. Важнейшее условие мобильности - скоротечность: контакт должен легко возникать и быстро завершаться. Для этого используются сообщения по электронной почте, короткие SMS- и MMS-сообщения, односложные деловые ответы по мобильному телефону.

Мобильный телефон стал второй по значимости средой межличностной коммуникации после личного общения. Психологическая привлекательность общения по мобильной связи обусловлена тем, что виртуальные собеседники зачастую более доброжелательны и непосредственны. С помощью телефона человек мгновенно может передать собственные проблемы (как эмоциональные, так и любые другие) и взамен получить возможность их такого же мгновенного разрешения. При этом им используются чужие эмоциональные и интеллектуальные ресурсы. Вместе с тем такая практически постоянная возможность объективно препятствует развитию собственной эмоциональной и волевой сферы индивида. Абонент, общаясь с миром через мобильный телефон, привыкает подчиняться «голосу из трубки». Так формируется новая социальная реальность.

На первый план в мобильном или онлайновом диалоге выходит личность без учета персональных внешних данных, пола, уровня образованности, социального

и профессионального статуса. Эти факторы способны в позитивную сторону менять самооценку, способствуя более полному удовлетворению потребности человека в самоутверждении через общение, увеличивая ощущение сопричастности к «группе по интересам». Однако в силу того, что «виртуальный» фактор в общении все же велик, индивидуум нередко «убегает» от реальной жизни, получая взамен ощущение свободы и независимости, защищенности и гарантированности от неприятных для него факторов. Однако за «коммуникационный» комфорт человеку приходится расплачиваться, в том числе своей индивидуальностью.

Мобильная связь является инструментом, который позволяет осуществить коммуникацию, невзирая на расстояния и временные пояса. Общение, выступающее в роли бесспорной социальной ценности, становится доступным, как никогда. Мобильный телефон дает возможность иметь «много общения», но насколько оно будет качественным?

Опрос, проведенный оператором мобильной связи Orange, выявил, что 91% британских подростков используют SMS для общения с человеком, находящимся в другой части дома, вместо того чтобы просто пойти и поговорить. Этот пример показывает, что опосредованное общение эмоционально и физически гораздо менее напряженный и рискованный процесс, чем личное. Оно создает ряд несомненных преимуществ: во-первых, «за бортом» остается невербальная коммуникация, что дает возможность выражать негативные эмоции, не демонстрируя соответствующую мимику; во-вторых, общением по мобильному телефону вполне допустимо управлять - если не хочется говорить, то, в отличие от живого, сидящего напротив собеседника, аппарат можно отключить; в-третьих, коммуникация осуществляется в любое время: позвонить можно в любой момент и практически из любого места - теперь не обязательно идти в гости, чтобы обсудить какие-то проблемы, и не нужно ждать встречи, чтобы решить важные вопросы.

Мобильный телефон превратился в маркер социального статуса, профессиональной принадлежности, социальной востребованности. В эпоху культа успеха модно быть занятым, поэтому молчащий телефон - верный признак ненужности. Демонстративно разговаривая по мобильному телефону в общественном месте, человек всем своим видом показывает, что у него - насыщенная жизнь, что в нем нуждаются, что у него много общения и мало времени. А если у человека нет времени, значит, он в цене.

Мобильный телефон из простого средства связи трансформируется в уникальный аппарат, который человек ни на секунду не может «выпустить из рук». Он становится посредником между человеком и окружающим миром, отражает свойства личности, ее интересы и потребности, образ жизни пользователя. Без мобильного телефона человек чувствует себя неполноценным, незащищенным, ненужным.

Согласно утверждению знаменитого философа Маршалла Маклюэна, «the Medium is the Message» - «средство есть сообщение» [6]. Сегодня недостаточно знака равенства между средством и сообщением, требуется более сильная формула: «The Medium exceeds the Message» - «средства перерастают сообщение». Мощность передачи информации на данный момент во многом превосходит ее содержание: общество нередко оказывается в ситуации, когда контен-

та для цифровых сетей просто не хватает. Таким образом, мобильная связь делает средство куда большим, чем просто сообщением.

Технические средства информации выполняют революционизирующую функцию в истории цивилизации, поскольку именно они, создавая языки общения (алфавит, печать, фото, кино, телевидение), формируют характер передачи информации и восприятия мира. Онлайновые медиа в новой форме возрождают ту эмоционально ощущаемую форму восприятия мира, которая была свойственна первобытно-устным языкам общения и затем была вытеснена печатными средствами. По мнению Маклюэна, технические средства связи, структурируя характер подачи информации, влияют не только на ее форму, но и на содержание, подчиняя его тем или иным типам кодификации реальности: печатные средства создают линейный принцип кодификации, а электронные, являясь антиподом печатных (хотя также выражаются в тексте, как и в визуальном ряде), обусловливают мозаичный принцип восприятия мира, основанный на слухо-визуальной образности.

Технологии вообще и информационно-коммуникационные в частности являются «продолжением» и «расширением» человеческих органов и психики. Если за отправную точку взять предположение, что культура развивается благодаря изменениям в технике коммуникации, или идею Маклюэна, что технологии коммуникации выступают в истории в качестве решающего фактора формирования социальных систем, то кардинальные изменения в обществе лучше всего прослеживать в связке с теми историческими типами общения, которые поэтапно господствуют в конкретно-историческом пространственно-временном континууме [7].

Социум коммуникативен по своей природе: понятия «общество» и «общение» не просто однокоренные слова, они неотделимы друг от друга. Отличительными особенностями мобильной связи как коммуникационной среды можно назвать виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность, глобальность, креативность, анонимность, мозаичность.

В современных условиях виртуализация коммуникационных процессов приобретает всеобъемлющий характер благодаря возникшей технико-технологической оснащенности. Внутренне разнородный, разнонаправленный процесс симуляции, воспроизводства, замещения средствами Интернета, мобильной связи реальной действительности (различных сфер жизнедеятельности общества, социальных ролей, атрибутов институциональности, вещей, взаимодействий и практик) идеальными, потенциальными пространственно-временными относительно самостоятельными образами адекватно отражает своеобразие процессов модернизационных и постмодернизационных трансформаций.

Процесс виртуализации проявляется прежде всего в ходе трансформации различных, но типологически определенных социальных коммуникаций. Виртуализация коммуникации в условиях трансформирующегося современного общества характеризуется доминированием виртуальных коммуникаций переходного модернистского типа, базирующихся на мобильной связи, что предопределяет их функциональные особенности.

Трансформация институционального характера и структуры коммуникативных взаимодействий обеспечивает приоритет виртуальных над реальными кон-

тактами, повышая их доступность, динамичность, координированность, плотность, гибкость, ситуативность, снижая роль пространственных параметров, увеличивая значимость временных рамок. На смену иерархичной коммуникации модерна с жестким институционализированным нормативным контролем приходит более размытое неопределенное сетевое сообщество с мягкими формами коммуникативной регламентации постмодерна.

Библиографический список

1. Waters M. Globalizacao. Oeiras, 1999.

2. Beck U. Was ist Globalisierung? Frankfurt a. M., 1998.

3. Sassen S. Territory and Territoriality in the Global Economy // International Sociology. 2000. № 2.

4. ИвановД.В. Виртуализация общества // Социология и социальная антропология / под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского. СПб., 1997. С. 132-135.

5. URL: http://www.ixbt.com/cm/beeline-mobile-etiquette-2k6.shtml

6. McLuhan M. Myth and Mass Media // Daedalus. 1959. V. 88, № 2. P. 339-348.

7. Михайлов В A., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // Актуальные проблемы! теории коммуникации: сб. науч. тр. СПб., 2004.

E.Yu. Strigankova Regional Contexts of Communication Philosophic and Sociological Research

The article provides the integrated research of communication analysis in philosophy and sociology, which was carried out by Saratov scholars in the first decade of XXI century. The most promising directions of regional communicative research are predicted.

Key words and word-combinations: communication metatheory, Saratov academic communities, communicative risks, net communication.

Дается обобщенный анализ философско-социологических исследований коммуникации, проведенных саратовскими учеными в первом десятилетии XXI в. Прогнозируются наиболее перспективные направления региональных исследований.

Ключевые слова и словосочетания: метатеория коммуникации, коммуникативные риски, сетевая коммуникация.

УДК 316.77:001+004.9 ББК 60.561.8:72+32.973-018.2

Е.Ю. Стриганкова

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНТЕКСТЫ

ФИЛОСОФСКО-

СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

КОММУНИКАЦИИ

еформирование российского социума требует осознания современной коммуникативной ситуации и выработки соответствующих реальности стратегий и тактик управления коммуникативной деятельностью, способности общества воспринимать и конструировать коммуникативные инновации и активно участвовать в их реализации.

Коммуникация признается сегодня существенной и значимой компонентой общественного бытия, подчеркивается ее центральное положение в человеческой истории, речь идет даже о коммуникативной революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.