Научная статья на тему 'Виртуализация сознания и задачи образования'

Виртуализация сознания и задачи образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуализация сознания и задачи образования»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

ББК 88.4

Н.А. Лызь ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Безопасность человека мы определяем как его физическое и психологическое здоровье «плюс» его развитие в направлении гармонизации отношений с окружающими людьми, природой, самим собой. При этом человек рассматривается с точки зрения единства материальной, энергетической и информационных структур.

2. Традиционно в обучении безопасности жизнедеятельности основное внимание уделяется обеспечению безопасности человека в аспекте целостности и нормального функционирования его анатомо-физиологической структуры, что само по себе является необходимым, но не может быть достаточным условием развития личности безопасного типа. Не менее важным в этом процессе представляется обеспечение безопасности информационно-психологической структуры человека.

3. Необходимость отражения данного компонента в содержании образования обусловлена рядом факторов. Во-первых, современная наука рассматривает любой живой организм, в том числе и человека, как открытую систему, то есть существующую в потоке вещества, энергии и информации.

,

обеспечить посредством упорядочивания внешних и внутренних воздействий лишь на часть его подструктур. Во-вторых, информационное воздействие, хотя и являясь энергетически слабым, способно нанести человеку несоизмеримо больший вред по сравнению с физическим воздействием (разрушение целостности личности, «зомбирование»). В-третьих, с развитием информационных и психотехнологий, расширяются возможности информационного воздействия на человека.

4. « » .

Объем и качество воспринимаемой информации зависит от пропускной способности фильтра восприятия, которая согласно В.А. Непомнящему, обуславливается тремя факторами: пропускной способностью органов восприятия, неосознанными управляющими воздействиями, осознанными

.

5. В качестве одной из задач развития личности безопасного типа необходимо рассматривать формирование у обучающихся мотивов, а также

, -пускания фильтра восприятия и собственной реакцией на внешние инфор-

.

УДК 002.63:159.9

..

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие «сознание» остается в ряду тех неопределенностей, о которых в естественных науках до сих пор идет спор и осуществляется непрерывный поиск адекватных моделей и соответствующих определений их

Секция психологии и безопасности жизнедеятельности

. , -

ление о нем как о функции мозга не соответствует современной научной парадигме. Сознание в современном понимании отождествляется с системой управления жизнедеятельностью человека, что определяет первостепенную значимость исследований его феноменов, к которым, в частности, относится и эффект сужения осознанно воспринимаемого пространства состояний того Мира, в котором существует человек. Это явление можно определить как виртуализацию сознания, в процессе которой реальный мир подменяется в сознании человека его весьма упрощенной субъективной моделью - виртуальным (якобы существующим) миром. В восточной философии такой виртуальный мир определялся и определяется в настоящее время как Майя - великая иллюзия, во власть которой неизбежно попадает человек, не стремящийся к постоянному самосовершенствованию.

Сознание часто определяется и как совокупность знаний о себе и Ми.

хранилища, хозяин которого остается неизвестным, оно все же представ, -зации сознания - через сужение каналов осознаваемого восприятия Мира, для чего человеком и применяются испытанные веками средства: алкоголь, , « », , . . цели виртуализации сознания были подробно исследованы Л. Толстым и проанализированы в его фундаментальном труде «Зачем люди одурмани-».

( , , , -тизации и т.п.) увлечение человека - компьютеризация его жизни, - явилась, как это ни прискорбно осознавать, одним из самых эффективных путей виртуализации его сознания и удаления, тем самым, человека от реалий целостного Мира и, прежде всего, от самого себя. Проведенные нами исследо-, , , во много раз суживается диапазон воспринимаемой извне и изнутри информации, что входит в противоречие с основной задачей образования -расширением сферы осознаваемого восприятия. Кроме того, использование так называемых «новых информационных технологий» также неизбежно приводит к эффекту виртуализации сознания, вследствие чего возникает острая необходимость найти соответствие между прагматическими целями, ради которых эти технологии применяются и средствами достижения этих .

88.52

..

АВТОРИТАРНАЯ АГРЕССИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЛИЧНОСТИ

Одной из основных составляющих деструктивности человека является агрессия. Данная работа посвящена исследованию механизма оборони,

.

1 69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.