Научная статья на тему 'Виртуализация общества и теория гиперреальности Ж. Бодрийяра в коммуникационном пространстве'

Виртуализация общества и теория гиперреальности Ж. Бодрийяра в коммуникационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1267
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MASS-MEDIA / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MASS COMMUNICATION / ПОСТМОДЕРН / POSTMODERN / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ МЕДИА / MEDIA SOCIAL INSTITUTE / МАСС-МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чистяков Денис Игоревич

В статье анализируется теория гиперреальности Ж. Бодрийяра, подробно описывающая происходящие глубинные изменения, вызванные переходом общества от модерна к постмодерну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtualization of society and Jean Baudrillard theory of hyperreality in the communication space

The article dedicated to the Jean Baudrillard’s theory of hyper reality, in detail describing happening profound alterations caused by social transition from modern to postmodern.

Текст научной работы на тему «Виртуализация общества и теория гиперреальности Ж. Бодрийяра в коммуникационном пространстве»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Д. И. Чистяков

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ТЕОРИЯ ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ Ж. БОДРИЙЯРА В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье анализируется теория гиперреальности Ж. Бодрийяра, подробно описывающая происходящие глубинные изменения, вызванные переходом общества от модерна к постмодерну.

Ключевые слова: масс-медиа, массовая коммуникация, постмодерн, информация, социальный институт медиа.

Стремительное развитие компьютерных технологий во второй половине XX в. вызвало повсеместную информатизацию и технократизацию общества. Однако принципы бытия информационного общества, успешно адаптирующиеся к новым объективным конструктам, достаточно быстро преодолевают технологический детерминизм и переходят в область симуляционных технологий, т. е. технологий виртуальной реальности.

Сегодня виртуальное взаимодействие существует между различными сообществами: корпорациями, политическими группами, рекламными компаниями и т. д. Все эти многообразные отношения являются виртуальным аналогам реальных социальных связей.

Реальность бытия современного общества становится похожей на виртуальную реальность и может описываться с помощью тех же характеристик. Социальные феномены предстают как виртуальные, если образы реальных объектов/процессов замещают институционально определенные действия (экономические, политические, культурные).

Виртуальная реальность искусственна. Более того, все человеческое, социальное искусственно, т. е. внеприродно, небиологично. К. Ясперс писал: «Природа человека - это его искусственность» [ 1]. Но это человеческиискусственная реальность, а потому она естественно органична человеку. Человек постмодерна живет в искусственно созданном мире симуляционных процессов и симуляк-ров, практически утративших связь с реальным предметным миром. Знаково-образная символическая реальность выступает как самостоятельный мир, не представляющий и не отражающий объективную реальность. По мере распространения и совершенствования информационных технологий, углубления виртуализации общества этот искусственный мир все более и более становится естественным для человека. Наиболее ярко пока-

зывает свойства, сущность, противоречивость, этапы развития симуляционного неподлинного мира Ж. Бодрийяр в своей концепции гиперреальности и симулякров.

Прежде всего определимся с понятиями «знак» и «симулякр», имеющими наибольшую значимость для концепции Ж. Бодрийяра и логики нашего исследования. В новоевропейской культуре знак выступал в качестве предмета, свойства, отношения либо представителя другого предмета, свойства или отношения. Акцент делался на репрезентацию, на указание чего-то другого, невидимого, но предполагаемого. Знак, таким образом, фиксировал отсутствие присутствия - чего-то настоящего, реального, неизмененного.

В эпоху постмодернизма возникают кризис репрезентации и постмодернистское понимание симуляции и симулякров. Теоретическая реакция на этот кризис есть попытка удержать реальность в новых изменившихся условиях. Ж. Делез предпринял попытку освободить симулякры от античной смысловой привязанности к моделям: «Проблема касается теперь уже не разграничения Сущности-Видимости или же Модели-копии... Сйму-лякр не просто вырожденная копия, в нем кроется позитивная сила, которая отрицает и оригинал, и копию, и модель, и репродукцию» [2, с. 8]. Ж. Бодрийяр термину «симулякр» придает философско-онтологический смысл. В работе «Символический обмен и смерть» исследователь представляет историческую логику развития «трех порядков» си-мулякров, сменяющих друг друга в новоевропейской культуре от Возрождения до наших дней: «подделка» (от Возрождения до промышленной революции) - «производство» (промышленная эпоха) - «симуляция» (эпоха, регулируемая кодом - структурной игрой со смыслом). Симуля-кры первого и второго порядков еще сохраняют связь подобия с вещами; симулякры же третьего

Трибуна молодого ученого

порядка утрачивают всякое подобие с миром вещей. В 1990 г. Ж. Бодрийяр добавляет еще одну, четвертую, стадию развития симулякров - «фрактальную стадию ценности». Французский мыслитель сравнивает ее с раковой опухолью, которая дублирует и размножает свои «клетки» [3].

Традиционно сложившиеся социальные институты на последнем этапе не разрушаются, а незаметно заменяются их подобиями. Поэтому оказываются охвачены гиперреальностью и социальные институты, и культурные артефакты. Предложенные Ж. Бодрийяром характеристики третьего периода симулякров означают исчезновение социальности в том понимании, который предлагал модерн, и предусматривают замену социального контроля его симуляцией.

При этом важнейшее место в постсовременном мире симуляций занимает масс-медиа и циркулирующие потоки медийной информации. Общество оказалось устойчиво включенным в информационно-коммуникационное пространство, создаваемое и постоянно воспроизводимое медийными корпорациями. Социальная жизнедеятельность постоянно находится в состоянии получаемых сообщений, на которые необходимо давать ответы. Общество живет в «режиме референдума» (Ж. Бодрийяр), который никогда не прекратится, не нацелен на получение глубокого знания, осуществления рефлексии или анализа получаемых сообщений. «Вся система коммуникаций перешла от сложной синтаксической структуры языка к бинарно-сигналетической системе вопрос/ ответ - системе непрерывного тестирования. Между тем известно, что тест и референдум представляют собой идеальные формы симуляции: ответ подсказывается вопросом, заранее моделируется/обозначается им. Таким образом, референдум - это всегда не что иное, как ультиматум: односторонний вопрос, который никого больше не вопрошает, а сам сразу навязывает некоторый смысл, чем и завершается цикл» [3, с. 134].

Поскольку масс-медиа являются основным производителем и «поставщиком» информации, выстроенной так, что сообщения подсказывают (а иногда и навязывают) ответы на поставленные вопросы, а обсуждаемые проблемы оказываются предрешенными, получается, что масс-медиа - ведущие производители информационных симулякров. Обсуждаемая проблема, конфликтная ситуация, социальный факт становятся «языковой игрой» в вопросы и ответы. Реальность не только вопрошается и тестируется человеком, но и сама «испытывает» индивида. Поскольку каждое информационное сообщение -это вариации кодов (по Ж. Бодрийяру), то задача субъекта теперь заключается в раскодировании/ дешифровке и интерпретации этой информации.

Декодирование, однако, предстает в виде многообразной гаммы решений: каждый человек предлагает свое видение проблемы, свою «расшифровку» сообщения и делает свой индивидуальный выбор. Тем самым он одновременно тестируется, декодируется и отбирается средствами массовой информации. Социология постмодернизма утверждает, что наш способ общения с миром сходен в целом с чтением, с «селективной расшифровкой». Но это одновременно означает подверженность селекции со стороны масс-медиа. По мнению Ж. Бодрийяра, наиболее ярким социально-психологическим симулякром, смоделированным под воздействием масс-медиа, является «общественное мнение - не ирреальная, но гиперреальная политическая субстанция, фантастическая гиперреальность, которая жива только благодаря монтажу и манипуляциям в ходе тестирования» [3, с. 136-137].

Смысловая значимость получаемых субъектом сообщений также определяется масс-медиа, продуцируемой и передаваемой информацией. Процесс восприятия и переработки информации реципиентом во многом регулируется самими масс-медиа, а именно способами, средствами, методами осуществляемого подбора содержания сообщений, монтажом, предшествующими опросами, поставленными целями, политическими задачами, запрограммированными результатами. Возникает проблема получения истинного знания, т. к. в информационном обществе практически стерта граница между истиной и ложью, между постановкой вопроса и ожиданием ответа, здесь «истина сама становится симулякром».

Симуляция, однако, не относится к манипуля-тивным процессам: в манипуляции всегда есть некая подлинная реальность, вокруг которой и разворачиваются манипуляционные процессы. В постмодернистской симуляции не может быть никакого отнесения к подлинности. Симуляция создает особую структурно-игровую реальность, располагающуюся вне отношения к дихотомии «подлинное - неподлинное».

Следует еще раз подчеркнуть, что Ж. Бодрий-яр рассматривает гиперреальность как «медиа-тическую реальность», т. е. создаваемую и постоянно воспроизводимую масс-медиа. Объективный мир заменяется многочисленными средствами массовой информации и бесконечно ре-продуцирущими знаками и сообщениями, которые в своей циркуляции превращаются в модели, картины мира, передаваемые массам людей. Гиперреальность тяготеет к созданию «тотальной модели окружающей среды», лежащей в основе коммуникации масс-медиа и потребляющих информацию людей. Масса и масс-медиа взаимообусловлены, что выражается не в производ-

Философия права, 2014, № 1 (62)

стве смысловой коммуникации, а в создании гиперреальности с вращением симулякров. В пространстве гиперреальности происходит смешение моделей, создаваемых медиа, и реалий мира.

Таким образом, в замкнутом круге гиперреальности функционируют коммуникации и социальное, масса и медиасредства, симулякры и симуля-тивные процессы в основе передачи медийной информации. Но сама коммуникация не реальна, а инсценирована и представляет собой «гигантский процесс симуляции». Вместе с тем Бодрий-яр подчеркивает, что часто социализацию человека измеряют восприимчивостью к сообщениям СМИ. Индивид не коммуникативен, выключен из социума, если не ощущает воздействия масс-медиа. «Десоциализированным, а фактически асоциальным является тот, кто недостаточно восприимчив к средствам информации» [4, p. 28].

Углубляющаяся виртуализация современного общества вызывает процессы замены реалий объективного мира их симулятивными формами и медийными мифологемами. Подобные принципы иллюзорного преподнесения действительности реализуются в социальном конструировании картин мира, которое предпринимают средства массовой информации для последующей их трансляции реципиентам.

Для раскрытия основы конструирования моделей мира важное значение имеет учение о симулякрах и формировании гиперреальности Ж. Бодрийяра. Согласно концепции гиперреальности человек постсовременности живет в зна-ково-символической среде, в мире симулятив-ных имитаций, копий и подделок. Главная идея этого учения состоит в том, что никакой есте-

ственной (т. е. подлинной или образцовой) реальности вообще больше нет. Существует мир гиперреальный (нереальный), полный коловращения симулякров, иллюзорных изображений, но он не есть искажение реального мира, поскольку больше нечего искажать. В гиперреальности социокультурные факты утрачивают связь с объективным миром и становятся автономными симулякрами.

Гиперреальность есть медиатическое пространство, т. е. создаваемое и постоянно воспроизводимое масс-медиа. Она тяготеет к созданию «тотальной модели окружающей среды», которая и лежит в основе коммуникации масс-медиа и потребляющих информацию масс.

Вместе с тем гиперреальность представляет собой нецелостное, рассредоточенное множество симулякров и симуляций. Каждый симулякр фрагментарен, частичен, живет сам по себе и ни к какой упорядоченности, или структуре, не приписан. Это - поток (потоки) сингулярностей, де-территориализированная клип-культура, в которой отсутствует общая картина мира.

Литература

1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

2. Зенкин С. Жан Бодрийяр: время симулякров. Вступительная статья // Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2009.

3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2009.

4. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. Sheila Faria Glaser (Translator). Michigan, 1995.

А. И. Юдин

МЕХАНИЗМ РАЗРЕШЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КОЛЛИЗИЙ

В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Автор анализирует механизм разрешения юридических коллизий в контексте правового регулирования общественных отношений. Делается вывод о том, что для эффективного действия правовых средств разрешения коллизий исследование лишь вопроса, относящегося к их классификации, явно недостаточно. Нужен комплексный подход к вопросам разрешения коллизий в российской правовой системе и употребление в связи с этим оригинальной правовой дефиниции «механизм разрешения юридических коллизий».

Ключевые слова: юридические коллизии, общественные отношения, правовое регулирование, российское законодательство, механизм разрешения юридических коллизий.

На современном этапе развития Российского государства, организованном на безусловной демократизации всех сфер социальной жизни, реа-

лизации принципов общечеловеческой морали и гуманизма и реформ хозяйственных отношений, пришло время осознания ценности законодатель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.