Научная статья на тему 'Виолетта Аскарова. Клиентоориентированность или читателецентризм? Вот в чем вопрос'

Виолетта Аскарова. Клиентоориентированность или читателецентризм? Вот в чем вопрос Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виолетта Аскарова. Клиентоориентированность или читателецентризм? Вот в чем вопрос»

Виолетта Аскарова

КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ ИЛИ ЧИТАТЕЛЕЦЕНТРИЗМ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС*

«Библиотека пытается осмыслить себя как «видимая библиотека», «коммуникативная площадка», «информативный медиацентр» и т.д., а библиотекари категорически отказываются считать себя «последними святыми на Руси», пытаясь рационализировать свое место в социуме» (с. 13). Начиная с середины XX в. библиотечный читатель пережил череду переименований. Он успел побывать «потребителем информации», «абонентом», «пользователем», а теперь ему предлагается именоваться «клиентом». Библиотека становится «клиентоориентирован-ной». О чем говорит смена терминологических предпочтений?

На Руси с первых десятилетий зарождения книжного дела человек читающий именовался праведником, книжником, философом, что отражало характерное для того времени почитание книжное. Праведность связывалась с книжностью. Затем появились чтецы, призванные не только читать вслух в монастырях, но также проповедовать и толковать текст. Чтецу предъявлялись высокие моральные требования.

И только в конце XVII в. с рационализацией чтения человек читающий обретает новое наименование - читатель; «впервые он называется словом без какой-либо эмоциональной оценки, словом, не выражающим отношения к человеку с книгой, а лишь обозначающим процесс собственно чтения» (с. 14). Считается, что впервые слово

* Аскарова В.Я. Клиентоориентированность или читателецентризм? Вот в чем вопрос // Человек читающий: Homo legens - 8: Сб. ст. / Рус. ассоц. чтения. - М., 2016. -С. 12-27.

Виолетта Аскарова

«читатель» встречается в сочинении Григория Котошихина «О России, в царствование Алексея Михайловича».

Ближе к середине XVIII в. у слова «читатель» появляются синонимические обозначения: «охотники до чтения», «охочие до книг», «читать желающие». В XIX в. появились обозначения «любители книг» и «читающая публика». Теперь это в значительной мере были посетители и абоненты библиотек.

Мотивировка открытия публичных библиотек носила гуманистическую и демократическую окраску: они создавались «для всеобщего употребления», «для каждого», «для всех состояний», «для людей недостаточных», «для просвещенного и непросвещенного». Библиотечными деятелями книга понималась как средство просвещения, а не развлечения.

После 1917 г. утвердилась идеология взаимодействия с читателями по принципу «рычагов и винтиков»: «рабоче-крестьянский читатель» - это прежде всего объект руководящего воздействия, материал для создания нового человека.

В последующие десятилетия советской власти идеология взаимодействия «сверху вниз» сохранилась, но характеристика читателя стала более нейтральной.

Ныне все заметнее тенденция называть пользователя библиотеки клиентом, поскольку библиотека предоставляет широкий спектр услуг, не связанных непосредственно с чтением, вплоть до игры в боулинг.

Тут имеет место «некритичный перенос бизнес-терминологии в профессиональный библиотечный лексикон» (с. 22). У бизнеса и библиотеки принципиально иные цели. В бизнесе удовлетворение потребностей клиента - промежуточная цель, а главная - повышение рентабельности. «Клиентоориентированность понимается как ресурс организации, обеспечивающей ее прибыльность» (с. 22).

«Идеология читателецентризма видит целью содействие личностному росту читателя, возвышение его потребностей, признает верховенство его интересов, в то время как клиентоориентированность обращена к интересам организации, предоставляющей определенные услуги» (с. 23).

К. В. Душенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.