Научная статья на тему 'Вино в литургии преждеосвященных Даров'

Вино в литургии преждеосвященных Даров Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
622
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВХАРИСТИЯ / ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ / ПРЕЛОЖЕНИЕ / ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ ХЛЕБ И ВИНО / THE EUCHARIST / THE LITURGY OF PRESANCTIFIED GIFTS / EUCHARISTIC BREAD AND WINE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скальцис Панайотис

В статье рассматривается проблема освящения вина на Литургии преждеосвященных Даров. Основываясь на святоотеческом наследии и церковном Предании, автор доказывает, что вино освящается в момент смешения-единения с освященным на полной Литургии евхаристическим хлебом — Телом Христовым. По мнению автора, после этого соединения, вопреки мнению русских богословов, в евхаристической Чаше уже не простое вино, а Кровь Христова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WINE IN THE LITURGY OF PRESANCTIFIED GIFTS

The article considers the problem of consecration of wine for the Liturgy of presanctified Gifts. Taking into account the heritage of the Fathers and the Church Tradition, the author argues that wine is consecrated at the time of mixing with eucharistic bread (the Body of Christ) consecrated during the full Liturgy. According to the author, after mixing wine and bread we get not just wine but Christ’s Blood in the eucharistic Chalice, though Russian theologians object to this theory.

Текст научной работы на тему «Вино в литургии преждеосвященных Даров»

•ЛИТУРГИКА

П. Скальцис

ВИНО В ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ*

В статье рассматривается проблема освящения вина на Литургии пре-ждеосвященных Даров. Основываясь на святоотеческом наследии и церковном Предании, автор доказывает, что вино освящается в момент смешения-единения с освященным на полной Литургии евхаристическим хлебом — Телом Христовым. По мнению автора, после этого соединения, вопреки мнению русских богословов, в евхаристической Чаше уже не простое вино, а Кровь Христова.

Ключевые слова: Евхаристия, Литургия преждеосвященных Даров, преложение, евхаристические хлеб и вино.

Одна из важнейших проблем, к которым обращалось исследование Литургии преждеосвященных Даров, это тема способа освящения и совершения вина в Чаше. А именно: является ли вино евхаристическим в тот момент, когда оно как общая чаша1 еще не освящено, точно так

* Пер. статьи выполнен по изд.: ХкаХгац^ П. І. О оЬос стт^ Лєітоируіа та^ Прог|уіаацє-vwv Дшра^ // ЕФНМЕРЮ2. 2012. Теи^ос 3. 2. 9-12.

1 Согласно греческой литургической терминологии, «общей чашей» (кої^о потерю) именуется вино, приготовленное для преложения на Литургии в Тело и Кровь Христовы, но еще не освященное во время анафоры, либо вино, символически изображающее собой причащение, как, напр., то вино, что предлагается испить брачующимся во время таинства Венчания. — Прим. пер.

же, как и хлеб до его освящения? И если мы примем точку зрения, что существует проблема по этому вопросу, тогда как объяснить, что в засвидетельствованной с VII в. Херувимской песни Преждеосвященной литургии «Ныне силы небесныя...»2 идет речь о «жертве тайной совершенной», которая в момент Великого входа дориносится, чтобы верные приступили к Божественному причащению, дабы стать «причастниками жизни вечной»? Возможно ли, в конечном итоге, существование евхаристической Жертвы, совершенной без вина, и Божественной литургии только с освященным хлебом?

Исторические свидетельства и текстуальные данные об освящении вина в потире Преждеосвященной литургии следующие: Литургия преждеосвященных Даров3, совершаемая в период Великой Четыредесят-ницы «прикровенно и печально»4, засвидетельствована с VII в.5, но имеет свои корни в древних евхаристических прообразах хранения освященного хлеба как простыми верными, так и монахами-пустынниками для частного причащения на дому или в местах аскетических подвигов. Этот обычай постоянного причащения в связи с запрещением совершения Божественной литургии во время Великой Четыредесятницы, «за исключением только субботних и воскресных дней»6, привел Церковь к образованию новой литургической формы причащения верных в пери-

2 Chronicon Paschale // PG 92. Col. 989B.

3 Изначально такая Литургия совершалась кроме Великой Четыредесятницы (Chronicon Paschale // PG 92. Col. 989B), то есть по средам и пятницам всего года (см. Типикон Великой Церкви, изд. Mateos J. Le Typicon de la Grand Eglise. Т. II. Roma, 1963. P. 188) или в среду и пятницу сыропустной недели согласно свидетельству Никифора Константинопольского (Ralli G. A., Potli M. ZúvTaY^a twv Geíwv Kai [epwv Kavóvwv. T. IV. S. 430). Она совершалась также «во все дни поста святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья» (52-й канон Трулльского Собора, Ralli G. A., Potli M. ZúvtaY^a twv Geíwv Kai [epwv Kavóvwv. T. II. S. 427. См. также: Zv^eüv &eooa\ovÍKr¡<.;. AnoKpíaeic; npôç Tivaç èpwT^aaç Âpxispéwç, 56 // PG 155. Col. 904C).

4 ©eoSápov Tov XwvSímv (псевдоэпигр.). 'Ep^r|váa t^ç Geíac; Лeп'oupYÍaç twv npor|Yia-a^évwv // PG 99. Col. 1688A.

5 Chronicon Paschale // PG 92 Col. 989AB.

6 49 канон Лаодикийского Собора. Конечно, существуют также свидетельства, согласно с которыми полная Божественная литургия совершается на всем протяжении Великой Четыредесятницы. См. подробнее: N&aaq X. 'H TeÁemoupYÍa tou MuaT^pÍou t^ç EûxapiCTTÎaç. KavoviK^ 5i5aaKaÁÍa Kaí ÀsiToupYiK^ Tá^r| [KavoviKá Kaí ЛslToupYl-кá; 5]. 0eaaaÁovÍKr|, 2007. Z. 455-465.

од длительной молитвы и коленопреклонения, поскольку в этот период, когда установлен одноразовый прием пищи, правило поста помогает соблюдать девятый час7, поэтому причащение преждеосвященными Дарами совершается во время последования вечерни.

Высказывалась точка зрения, что ранее, до XI в., вместе с прежде-освященным хлебом сохранялось и преждеосвященное вино. И это по причине фраз, которые имеются в древнейшей рукописи византийского Евхология, Кодексе Барберини 336 (конца VIII в.): «Се пречистое Его Тело и животворящую Кровь...»8, «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь...»9, «Благодарим Тя <...> о причащении святого Тела и Крови Христа Твоего»10 и др. Это, пишет покойный профессор Димитрий Мо-раитис, «можно истолковать и иначе, как помазание хлебов при помощи лжицы (с момента установления ее как литургического предмета) или как “орошение” Честной Кровью сохраняемого хлеба, о чем говорит “Чинопоследование проскомидии” и т. д.»11.

Действительно, в некоторых источниках говорится об окроплении хлеба освященным вином, помазании лжицей или даже погружении хлеба в вино. Это действие впервые засвидетельствовано с конца XII века12, но начинает господствовать и широко распространяется после XV в.13 Точно это показывает и свидетельство Константина Арменопула (XIV в.), что нужно «не умащивать Кровью Владыки преждеосвященные хлеба лжицей, намереваясь их сохранить, но более точно, как говорит блаженный Иоанн (речь идет об Иоанне Китре) совершать это как в нашей Великой Церкви)»14.

На основании вышеприведенного сообщения, а также соответствующего свидетельства Михаила Оксита (XII в.), видно, что в константинопольской литургической традиции освящение вина на Пре-

7 Xvpe&v &eaaaXovÍKn^. ÄnoKpiaa;... 55 // PG 155. Col. 904В.

8 Parenti S., Velkovska E. L’Eucologio Barberini 336. Roma, 1995. P. 44.

9 Ibid. P. 45.

10 Ibid. P. 47.

11 'H Лепх>ир71.а twv npor|Yiaa^£vwv. ©eaaaAovÍKr|, 1955. Z. 47-48.

12 Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке // Богословские труды. Вып. XIII. М., 1975. С. 158-159.

13 Goar J. Euchologion sive Rituale Graecorum. Graz, 1960. P. 161. Tpe^néXa^ П. N. AL rpeíc; Geíai Лепх>ир71ш Kara TOÚ; ¿v ÄG^vai; KwSiKac;. ÄG^vai, 1982. Z. 196.

14 PG 150. Col. 97.

ждеосвященной литургии изначально совершалось не окроплением при помощи лжицы или окунанием хлеба в Святой Крови, а через соединение освященного хлеба с неосвященным вином во время Божественного причащения15. То есть хлеб сохранялся сухим, как это происходило и в Древней Церкви во время частного причащения верных дома16, хотя для частного причащения «отшельников в горах», согласно с более древним Чинопоследованием проскомидии (XII в.), «Божественный хлеб погружается в Крови <...> так, чтобы Божественный хлеб сохранялся в некотором чистом ларце, омоченный в Божественной Крови»17.

Однако, очевидно по причине некоторого сомнения в евхаристическом характере вина на Преждеосвященной литургии, рано появилась двоякая практика. Так, согласно с ответом Илии Критского (XII в.), «одни совершают это при помощи помазания хлеба, дабы сохранялся некий остаток вина преждеосвященного и незримо в Кровь преложенного; другие же, не совершая сего и довольствуясь только хлебом уже преложенным в Тело Христово, сопрелагают с ним вино в Кровь в момент причащения и приобщающихся освящают, довольствуясь сохранением только преждеосвященных хлебов»18.

Конечно, мнение Илии Критского согласуется с обычаем Великой Церкви, по которому освященный хлеб не омачивается Божественной Кровью19, но «при возгласе иерея “Благословен Бог наш всегда” помещается преждеосвященный и преждесовершенный святой хлеб в таинственный Потир с вином, которое прелагается, и считается, что

15 МщацХ Ofamv (XII в.). Д^Хшак; npó; tóv ßaaiAsa nepi t^ç twv npor|Yiaa^¿va>v цистта-Y^yta; // Allatius L. De missa praesanctificatorum apud Graecos, Dissertatio, De Ecclesia Occidentalis atque orientalis perpetua consensione libri tres. KoÀwveia, 1648 (репринт 1970).

16 Tertullian. On prayer, ch. 19 // The Anti-Nicene Fathers. Vol. III. Latin Christianity: its founder, Tertullian. New York, 1903. P. 687.

17 МщацХ III (патриарх Константинопольский), 1170-1178. Д^га^ t^ç Проакоц^; тф кир ШиХф ипо^пф^ф KaÀÀiTOÀewç // Jacob A. La lettre patriarcale du Typicon de Casole et l’évêque Paul de Gallipoli // Rivista di studi bizantini e neoellenici 24 (1987). P. 143-163. См. также: Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий. С. 157-158.

18 Мцтр. Iwavvov reôewv. Zuààoy^Ç KavoviK^ç £ф0Хкю^ // ’ЕккХпаюапк^ AÀ^Gsia 40 (1916). Z. 18.

19 Ibid: «А поскольку мы видим в Великой Церкви это второе совершаемое, должно и нам сему, как более точному, следовать». Успенский Н. Д. Литургия преждеосвященных Даров (Историко-литургический очерк) // Богословские труды. Вып. XV М., 1976. С. 164.

преложится.. ,»20. Согласно с более древним Чинопоследованием проскомидии (XII в.), Преждеосвященные хлеба сохраняются «неорошенными Честною Кровью, поскольку Чаша на всякий день поста приготовляется и освящается во время совершения Преждеосвященной литургии; в эту Чашу и помещается преждеосвященный хлеб, после его возвышения и преломления. Ибо Преждеосвященная и совершается только ради освящения Святой Чаши»21. Приведенный текст, очевидно, ссылается на вероятный древний обычай, согласно с которым «оба евхаристических Дара имели две отдельные и отличные освятительные молитвы, одна из которых совершалась над Потиром, а другая над хлебом»22.

Соответствующее свидетельство нам дает и святой Феодор Студит, который пишет: «Налив вина в определенную для этого стеклянную чашу и совершив обычные молитвословия, я, недостойный, причащаюсь этого Дара»23.

В любом случае, установившаяся в качестве господствующей в византийский период практика принадлежит Великой Церкви (то есть сохранения только сухого хлеба). Конечно, согласно святому Симеону Фессалоникийскому, святой хлеб, как освященный, соединен с Божественной Кровью: «Преждеосвященные Святейшие Дары не освящаются читаемыми молитвами, ибо они уже освящены»24. То есть в хлебе пребывает Тело и Кровь: «поскольку таинство уже совершено, это уже Тело и Кровь Христовы»25. Так, общая Чаша, согласно святому Симеону, не освящается какой-то особой молитвой на Преждеосвященной, но после раздробления и входа верхней части в Потир, освящается «причастием и соединением с животворящим хлебом, который, поистине, есть Тело Христово в соединении с Кровью»26.

20 МщацХ O^eÍTov (XII век). Д^Ашт; npó; tóv ßaaiAsa пєрі т^с twv npor|Yiaa^¿vwv ци-ataY^YÍ-a^. P. 1587.

21 МщацХ III (патриарх Константинопольский), 1170-1178. Ді-áTa^ri т^с Проакоціб^с тф KÚp naúAw ипо^пфі-ф KaXXinóXswc. P. 143-163.

22 Об истории этого см.: NäaaqX. 'Н tsXsaioupYÍa той Миатг|рюи т^с Eú^apiatíac;... Z. 481-483. Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий... С. 157-159.

23 Послание 57 (554), 48-56. в изд.: Fatouros G. Theodori Studitae epistolae [Corpus Fon-tium Historiae Byzantinae; XXXI]. T. II. Berlin, 1992. S. 849.

24 Xvpe&v @eeeaXovÍKr¡$. Алокріаєіс;... 55 // PG 155. Col. 909В.

25 Ibid. Cap. 55 // PG 155. Col. 904B.

26 Ibid. Cap. 57 // PG 155. Col. 909B; рус. пер. приводится по изд.: Труды блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1916. С. 433.

В наши дни, как это отмечается и в современных литургических книгах, сохраняемый освященный хлеб погружается в Кровь, точно так, как это происходит, согласно с древним обычаем, в случае сохранения прежде-освященного хлеба для нужд причащения больных. Проблема сомнения в евхаристическом характере добавляемого вина не ставится27. Такой вопрос возник в русской литургической практике XVII в., очевидно, под влиянием взглядов митрополита Петра (Могилы) на эту проблему28. Но в греческой православной традиции имеется глубокое убеждение, что Преждеосвя-щенная есть «некая малая Евхаристия и воспоминание благодеяний Божи-их на нас»29. И, конечно, не существует отдельной молитвы на освящение Чаши, как, возможно, в некоторых случаях, случалось в древние времена. На основании всего вышеприведенного, а также того, что пишет святой Симеон Фессалоникийский, проблема оказывается решенной, поскольку вино освящается в момент смешения-единения с освященным хлебом.

Соответствующий случай мы имеем, когда для причащения верных используется множество потиров. По крайней мере, сегодня их освящение происходит разделением хлеба внутрь их, после раздробления Агнца и причащения иереев30. Также, когда во время Божественного причащения ощущается недостаток вина, возможно его добавление, и его освящение снова происходит смешением31. Таким образом вино Литургии пре-ждеосвященных Даров есть евхаристическое, точно как евхаристическим является и хлеб. К тому же молитвы самой Литургии ясно запечатлевают эту истину, а именно, что верные во время таинственной и совершенной Жертвы принимают и приобщаются святых Тела и Крови Христовых.

Перевод с новогреческого языка А. В. Ларионова

27 Подробнее по этой теме см.: пршт. X. N&aaq. Eivai sûxapiaTiaKÔç о xapaKT^paç twv npor|Yiaa^¿vwv Awpwv; // rr|0óauvov Zsßaa^a. AvTÍ5wpov ti^ç Kaí ^v^r|Ç slç tóv Ka9r|-Y^t^v 'Iwávvr|v ФоигутоиХг^ (в печати).

28 Raes A. La communion au calice dans l’office byzantin des présanctifiés // Orientalia Christiana Periodica 20 (1954). P. 116-174.

29 KopaKÍSq A. 'Iwáaaf 'Ефестои (t 1437) (Iwávvr^ BÀa5uvTspoç), p^-spYa-6i6aaKaÁía. A0iíva, 1992. Z. 214.

30 По этой теме см.: ХкаХтоц П. I. 0[ noÁÁoí äpToi Kaí Tá noÁÁá noT^pia ctt^ 9sía ЛslToupYÍa // Elç ^apTÚpiov toïç s9veai. Tô^oç xapi^T^pioç slKoaasTspiKÔç slç tóv OIkou^svikóv naTpiápxnv K.K. Bap9oÀo^aïov. 0saaaÁovÍKr|, 2011. Z. 779-781.

31 ФоттоьХц I. M. AnavT^asiç slç ЛslToupYlкáç ÄлopÍaç. Т. A’. Ä9^va, 1991. Z. 84-85.

Panaiotis Skaltsis

WINE IN THE LITURGY OF PRESANCTIFIED GIFTS

The article considers the problem of consecration of wine for the Liturgy of presanctified Gifts. Taking into account the heritage of the Fathers and the Church Tradition, the author argues that wine is consecrated at the time of mixing with eucharistic bread (the Body of Christ) consecrated during the full Liturgy. According to the author, after mixing wine and bread we get not just wine but Christ’s Blood in the eucharistic Chalice, though Russian theologians object to this theory.

Keywords: the Eucharist, the Liturgy of presanctified Gifts, eucharistic bread and wine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.