Научная статья на тему 'ВИНИЛОВЫЙ ТЕАТР DARK CABARET'

ВИНИЛОВЫЙ ТЕАТР DARK CABARET Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАБАРЕ / ТЕАТР / МАССОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Магон Светлана Александровна

Статья посвящена «дарк кабаре» - своеобразному синтезу панка и жанра кабаре первой половины XX века. Автор берет на себя смелость познакомить читателя с этим сложным и малоизученным явлением массовой музыкальной культуры. Как и в кабаре 1920-х гг., театр остается неизменным спутником музыки на сцене. И не только на сцене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VINYL THEATRE DARK CABARET

Vinyl theatre dark cabaret (by S.A. Magon) focuses on “dark cabaret” - a peculiar fusion of punk and cabaret genres of the first half of the 20 th century. The author takes the liberty to acquaint the reader with this complex and poorly understood phenomenon of the mass musical culture. Like in the cabaret of 20-s, theater remains to be a constant companion of music on the stage. And not just on the stage.

Текст научной работы на тему «ВИНИЛОВЫЙ ТЕАТР DARK CABARET»

древних календарных песен, дошедших до нас со времен язычества) и русские народные инструменты (гусли, гудки, свирели, рожки, сопели, погремушки, трещотки, колокольчики).

В наши дни музыкально-педагогическая система К. Орфа прочно укоренилась как средство творческого развития. Будучи созданной для общеобразовательной школы, она используется и в специальном музыкальном образовании. Наряду с другими системами воспитания методические принципы К. Орфа применяются в детских садах и в группах раннего развития (для детей до трех лет). Идеи выдающегося педагога используются и в арт-терапии, при лечении детей с отклонениями в развитии. Таким образом, концепция творческого обучения К. Орфа оказалась универсальной.

Литература

1. Орф К. «Шульверк». Итоги и задачи / Баренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по Карлу Орфу. — М., 1978.

2. Off C. Keetman G. Orff-Schulwerk. Musik fur Kinder, Bd. 1 Schott, 1950-1954.

3. Леонтьева О. Карл Орф. — М., 1984.

4. Баренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по Карлу Орфу. — М., 1978.

© Магон С.А., 2011

ВИНИЛОВЫЙ ТЕАТР DARK CABARET

Статья посвящена «дарк кабаре» — своеобразному синтезу панка и жанра кабаре первой половины XX века. Автор берет на себя смелость познакомить читателя с этим сложным и малоизученным явлением массовой музыкальной культуры. Как и в кабаре 1920-х гг., театр остается неизменным спутником музыки на сцене. И не только на сцене.

Ключевые слова: кабаре; театр; массовая музыкальная культура

Сначала появится конферансье...

Вы смотрите поверх движущихся силуэтов и видите сиамских близнецов с одним аккордеоном на двоих...

Вы смотрите на сцену и видите трех «арахисовых» девиц с изуродованными искусственным целлюлитом бедрами...

На секунду гаснет свет — и декорации меняются. Теперь вы видите флегматичного клоуна, одетого, как бармен из старого вестерна. И не сразу понятно, что он поет веселые куплеты... об убийстве.

На что только не насмотришься на концертных выступлениях музыкантов, чье творчество связано с жанром dark cabaret: Nora Keyes, Vagabond Opera, Circus Contraption, Jason Webley, The Dresden Dolls, Jill Tracy... Dark cabaret — это молодой музыкально-театральный жанр, в котором музыка настолько подчиняется сценическому действию, что по одной интонации голоса на пленке мы угадываем малейшее движение мимических складочек на лице артиста. Dark cabaret — это круг темных, часто отнюдь не позитивных образов, навеянных работами Тима Бёртона, Роберта Вине, Фридриха Вильгельма Мурнау и Дэвида Линча. Dark cabaret — это не попытка реанимировать подвальные кабачки начала прошлого века, а, скорее, своеобразная аура вокруг того или иного музыкального коллектива...

В 1972 году в свет выходит фильм Боба Фосса о кабаре времен Веймарской республики. Разумеется, подкрашенный голливудским флером и черной тушью для ресниц. И всего через десятилетие после этого мы получаем бесшабашных клоунов — музыкантов из The Tiger lilies и эксцентричных кабаре дамочек Les Reiners Prochaines. Но официальная дата рождения dark cabaret будет зарегистрирована Сэмом Розенталем лишь десять лет спустя — в 1995-м. В тот год термин был применен исключительно к МУЗЫКАЛЬНОМУ проекту, не предполагавшему сценической рефлексии на тему кабаре. Позднее сплав немецких зонгов с французским шансоном, стиль ретро, «облагороженный» старой доброй панк-культурой, и

все популярные легкие музыкальные жанры далеких 20-х в песнях dark cabaret спровоцировали интересный побочный эффект: желание воскресить атмосферу веймарских лет. За счет театра. За счет элементов яркого запоминающегося шоу. Музыка создается с расчетом на определенное сценическое действие. B мы попадаем из вполне конкретного места и времени в искусственно созданный срез реальности: в 3-4-минутное кино, сопровождающее насыщенную событиями песню... Или маленький театрик ужасов, не рассчитанный на параллельную трансляцию с больших экранов — для тех, кто сидит на галерке. Мы должны видеть каждый жест, каждую детальку костюма — ведь все это настолько хрупко! Мы должны быть готовы к спонтанному диалогу и уметь моментально реагировать на все маленькие провокации. Сцена камерна. Сцена условна. Как и тогда — в 1920-е, часто стирается грань между артистом и публикой. У кого-то из «дарк кабаре» артистов это заметно в большей степени, у кого-то — в меньшей.

Русско-немецкая группа Leik Eick. Женщины, размалеванные под изрядно потрепанных жизнью проституток, могут отвесить вам звонкую оплеуху, а могут заключить в наигранно жаркие объятия — все зависит от ситуации, в которую вас бросят. Или их же клип на песню «Метаморфозы». Самое настоящее шоу уродов, вульгарно отплясывающих под «фашистский» маршик. Лица, как восковые маски, которые только что подрисовали паяльником; деформированные щеки; губы с полустертым контуром помады; выцветшие безумные глаза. Ничего не происходит. Нам просто показывают детали.

Сестрички из Vermillion Lies. Розовые кружочки румян, кукольные шляпки и купальники а-ля 30-е поверх колгот в сеточку. Домашние выступления этой неразлучной парочки («сиамские близнецы, сросшиеся кончиками волос») давно обсуждаются на страницах Интернета. С оттенком легкого сожаления от невозможности увидеть это вживую. Гитара, аккордеон, фисгармония и целый арсенал необычных музыкальных инструментов — от старинной пишущей машинки до велосипедного звоночка. «Уровень воды в океане поднимает-ся»1 — свисток иллюстрирует текст забавным мультяшным «уим!» «Ледники тают» — свисток послушно вторит «иум!» Между строк — забавные комментарии на тему глобального потепления. Зрители счастливы.

Клип на песню My old friend группы Voltair. Слушая запись, невозможно догадаться, что этот «старый друг» стар в самом прямом смысле этого слова, причем настолько, что уже превратился в почерневший труп в накрахмаленном смокинге. Правда, это не мешает веселой толпе из «Семейки Аддамсов» отмечать очередной день рождения покойника. Задувать вместе с ним свечки на праздничном торте, водить хороводы, танцевать и пить из старых пыльных бокалов. Не на всех «живых» праздниках бывает такая жизнерадостная атмосфера! Веселая смерть. Метафора, разросшаяся за пределы абсурда.

Что объединяет все dark cabaret группы — это своеобразное отношение к миру мертвых, к смерти. Не жестокой, не предопределенной, не безысходной. Скорее, она похожа на Белую Королеву из бёртоновской «Алисы». На Биттлджуса, играющего на банджо. Или на цепочки нелепых убийств в фильмах братьев Коэнов. Смерть не пугает, но вызывает какой-то патологический интерес — и ее атрибутика постоянно присутствует в текстах песен, элементах имиджа, видеокартинке...

Клип на песню In the room where you sleep группы Dead man's bones. Первое, что бросается в глаза, — оскалившиеся черепа на фортепиано, из которого трагично торчат внутренности. Второе — это хор маленьких детей, спрятанных под масками монстров, скелетов, «полосатых» ведьмочек на фоне мрачной нарисованной улицы. В целом что-то среднее между «Праздничным деревом» Рея Брэдбери и «Кабинетом доктора Калигари» Роберта Вине. Лица детей серьезны до безобразия.

Но даже без визуального ряда dark cabaret музыка насыщенна театральными спецэффектами. Сценические образы, в прошлом сезоне покинувшие театр, в этом занимают все пространство компакт диска — и оно подчас гораздо шире самой сцены. Здесь возможно все. Мы слышим голос из граммофона; игла шипит по гравию толстой-претолстой пластинки — размером с сырную лепешку. И мы помним, что в 1900-х гг. грамзаписи были крайне попу-

лярны... Мы слышим, как бежит с корабля скопище крыс — или это звук стригущих ножниц? Голоса по рации. Волны и чайки — иногда лишь намекающие на второй, подводный смысл текста...

Многие dark cabaret песни просто напоминают саундтрек к какому-нибудь фильму ужасов 1980-х, потому что опираются на те звуковые эффекты, которые мы привыкли осознавать как «щекочущие нервы»...

Виниловый театр в dark cabaret. Лишь малая часть того, что скрывается за этим необычным, подчас ломающим привычный мир, явлением. За кадром остались и интересные пародии, перенявшие суть у кабаре начала прошлого века... И комплекс музыкальных жанров — с которыми так любят экспериментировать dark cabaret артисты... И странный юмор, проявляющийся в разных, иногда совсем не светлых сценических ситуациях... И круг образов, который вовсе не ограничивается смертью и уродцами. Все это пока остается за кадром. Но только пока...

Примечания

1 Строчка из песни Global Warming.

2 Ассоциация вольная, но не случайная.

© Покало Е.А., 2011

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ ФРАНЦИИ «ПЕРИОДА ОБНОВЛЕНИЯ»

Последняя треть XIX века — время расцвета инструментальной музыки во Франции. Сен-Санс, Лало, дЭнди, Франк, Форе, Шоссон активно пишут для симфонического оркестра и камерно-инструментальных составов. Смещению композиторского интереса от театральной музыки в область инструментальных и камерно-инструментальных жанров способствовали организация Национального общества, занимающегося пропагандой французского искусства, возникновение новых симфонических оркестров и камерных ансамблей, активная деятельность выдающихся педагогов Парижской консерватории и исполнителей-виртуозов.

Ключевые слова: Франция; обновление; камерная; инструментальная; музыка

Последняя треть XIX века во французской музыке, с одной стороны, время обновления, поиска новых путей развития, с другой — обращение к традициям, возрождение «национального духа». В этот период расцветает творчество целого созвездия молодых композиторов: Сен-Санса, Лало, Шоссона, Форе, дЭнди. Широкое признание приходит к Сезару Франку, который стал одним из лидеров нового движения. В фокусе их внимания впервые за долгое время развития французского музыкального искусства оказываются инструментальные жанры чистой музыки. Опера, традиционно занимавшая важнейшее место в культуре Франции, несколько сдает свои позиции, что позволило Сен-Сансу в 1897 году в статье «Музыкальное движение» написать: «В современном мире музыки доминирует одно явление: эмансипация инструментальной музыки; до сих пор — вассал вокальной музыки, ныне она внезапно взлетает, раскрывает новый мир, выступает соперницей своей старой владычицы» [1, 270].

Причиной этих перемен явилась не только революция 1870 года, которая активизировала социально-культурные процессы в обществе и послужила толчком к новому витку развития музыкального искусства. Период становления камерно-инструментальной и симфонической музыки во Франции был длительным и охватывал почти все XIX столетие. Богатые традиции французской музыкальной культуры уходят корнями в XVII-XVIII века. Это время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.