7. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2001.
8. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.
9. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед, 2004.
ВИММЕЛЬБУХИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ Хвостикова А.А.
Хвостикова Алёна Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 5, ст. Крыловская, Краснодарский край
Аннотация: книги виммельбухи для детей - это важный инструмент для развития речи, визуальной дифференциации, внимательности и памяти. Эту книгу можно просматривать часами - подмечая все новые и новые детали, воображая, придумывая собственные истории, которые случаются с героями. Ключевые слова: виммельбух, дошкольники, развитие речи.
По последним исследованиям - для наилучшего формирования речи детей им следует разглядывать книжки, в которых отсутствует текст. Однако имеются иллюстрации, согласно которым возможно сочинять интересные истории. Ранее это были детские журналы, где картинок много, а текста - по минимуму. Например, журнал «Весёлые картинки», книга «Рассказы в картинках» с иллюстрациями Николая Радлова - нарисованные истории про зверей и птиц, в которых можно заметить человеческие нравы, переживания, эмоции. Отмечу, что похожие книги выпускаются и настоящее время. В современном мире есть книга «Девочка Маша, кукла Наташа и все-все-все», в которой Феликс Шапиро собрал иллюстрации из детского юмористического вышеупомянутого журнала.
Однако, на замену данным книгам пришли книжки-картинки для рассматривания -виммельбухи, которые возникли в Германии около 40 лет назад. Они так приглянулись детям ивзрослым, что в скором времениданный стиль получил собственное наименование «Wimmelbilderbcher» (то есть книга-картинка, с множественными фигурами). Другими словами, это книги с огромным числом подробно прорисованных иллюстраций. Они интересные, захватывающие и имеют все шансы завоевать интерес детей. Подобные книги, как правило, имеют 8-10 разворотов, изданных на плотном картоне, и имеющие большой формат. Но имеются также наиболее компактные книги, которые удобно взять с собой в дорогу или на прогулку.
Число элементов на страничках попросту зашкаливает. Здесь отсутствует единый смысловой центр, сюжетные направления происходят одновременно. Каждый раз, пролистывая страницы виммельбуха, можно обнаружить актуальные жизненные ситуации, сопоставлять, а также и видеть наперед развитие событий.
При рассматривании картинок возможно познакомить детей в игровой форме с разными жизненными событиями, людьми, рассказать о животных, о временах года и т.д.
Для детей среднего и старшего возраста очень значимы зрительные образы, а так же разглядывание виммельбухов содействует формированию речи и воображения. Зачастую внизу на страницах выносятся задания (к примеру, отыскать предмет по тени), либо элементы картинок, которые необходимо отыскать на развороте. Данные упражнения тренируют память, внимание, способность концентрироваться, а также
расширяет словарный запас ребенка, формирует кругозор, способность определять причинно-следственные связи. Специалисты по психологии предпочитают данные книги-картинки и советуют взрослым как можно чаще рассматривать их и анализировать совместно с детьми.
Виммельбухи, в основном, разработаны для семейного времяпрепровождения, потому как описание картинки и составление рассказа по ней формируется при коллективном просмотре и объяснений ситуаций ребенку. Сидеть вместе с ребенком необязательно, главное, находиться неподалеку от него, чтобы была возможность спрашивать у вашего чада наводящие вопросы к его исследовательской работе, это надолго увлечет вашего ребёнка и даст возможность взрослым заняться своими делами. Примеры игр с виммельбухами
• отыскать предметы из задания, можно устроить соревнование "кто же быстрее";
• находить на всех разворотах книжки одного и того же героя;
• составлять истории с персонажем - кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
• сопоставлять рисунки в книге с настоящим пространством, находящимся вокруг ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы;
• закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу вспомнить то, что там было изображено.
Самые популярные виммельбухи от российских издательств:
1. Серия "Городок", издательство "Самокат", иллюстратор Ротраут Сюзанна Бернер.
Бестселлер среди виммельбухов. Включает в себя "Зимнюю", "Весеннюю", "Летнюю", "Осеннюю" и "Ночную" книги. Главные герои книги - жители небольшого городка, за повседневной жизнью которой в разное время года и суток наблюдает зритель. Книга очень насыщена деталями и образами, здесь каждый сможет найти историю себе по душе.
2. "Отто в городе", издательство "Манн, Иванов и Фербер", иллюстратор Том Шамп.
Главный персонаж книги - котенок Отто, который становится спутником малыша в путешествии по необычному городу - вымышленной европейской столице. Книга знакомит со всеми атрибутами современной городской жизни: автозакусочная, офисные небоскребы, торговые центры, подземный паркинг, эвакуаторы и т. д.
3. Серия "Ищи и найди", издательство "Нигма", иллюстраторы Мюллер Даниель, Лила Лэйбер.
Книга с заданиями на полях страниц. Одно из самых главных преимуществ этой серии - удобный компактный вариант, позволяющий взять виммельбух с собой в дорогу.
Виммельбух - это целый жанр детской литературы, который дает пищу для ума и фантазии как детям, так и взрослым.
Список литературы
1. Али Митгуш. Моя большая книжка-картинка. Виммельбух. Росмэн-пресс, 2016.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1997.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999.
4. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.