Научная статья на тему 'ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ О ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ АВТОБИОГРАФИЙ'

ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ О ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ АВТОБИОГРАФИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ / "ПОНИМАЮЩАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА" / АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО / САМОПОЗНАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Райх К.Г.

Важность изучения автобиографий в контексте исследования исторической действительности была обоснована в концепции германского ученого Вильгельма Дильтея. Изучение жизни и трудов В. Дильтея представлено в научной литературе, однако обращение к автобиографическому письму для анализа и понимания исторического бытия практически отсутствует. Цель исследования состоит в определении возможности объяснения исторических процессов с помощью изучения текстов автобиографических повествований. В статье проясняется роль анализа текстов автобиографии как выражения духовной жизни в историческом контексте. Научная новизна заключается в представленной в комплексной оценке «понимающей герменевтики» В. Дильтея. В результате доказано, что метод понимания и толкования исторической действительности посредством автобиографического письма возможен и необходим в современных науках о духе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WILHELM DILTHEY ON THE POSSIBILITY OF ANALYZING HISTORICAL PROCESSES THROUGH AUTOBIOGRAPHIES

The importance of studying autobiographies in the context of the study of historical reality was justified in the concept of the German scholar Wilhelm Dilthey. Biognosis of W. Dilthey's life and writings is represented in the scientific literature, but there is little recourse to autobiographical writing for the analysis and understanding of historical being. The purpose of the study is to determine the possibility of explaining historical processes through the study of texts of autobiographical narratives. As an expression of spiritual life in a historical context, the article clarifies the role of analyzing the autobiography texts. The scientific novelty of the article results from the complex analysis of Dilthey's “understanding hermeneutics”. Consequently, the method of understanding and interpreting historical reality through autobiographical writing is proved to be both conceivable and indispensable in the modern spiritual sciences.

Текст научной работы на тему «ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ О ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ АВТОБИОГРАФИЙ»

PHILOSOPHY

Общество: философия, история, культура. 2022. № 10. С. 66-70. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 10. P. 66-70.

Научная статья УДК 130.2

https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.10

Вильгельм Дильтей о возможности анализа исторических процессов с помощью автобиографий

Калина Геннадьевна Райх

Дальневосточный государственный институт искусств, Владивосток, Россия, kalina.raih@mail.ru

Аннотация. Важность изучения автобиографий в контексте исследования исторической действительности была обоснована в концепции германского ученого Вильгельма Дильтея. Изучение жизни и трудов В. Дильтея представлено в научной литературе, однако обращение к автобиографическому письму для анализа и понимания исторического бытия практически отсутствует. Цель исследования состоит в определении возможности объяснения исторических процессов с помощью изучения текстов автобиографических повествований. В статье проясняется роль анализа текстов автобиографии как выражения духовной жизни в историческом контексте. Научная новизна заключается в представленной в комплексной оценке «понимающей герменевтики» В. Дильтея. В результате доказано, что метод понимания и толкования исторической действительности посредством автобиографического письма возможен и необходим в современных науках о духе.

Ключевые слова: Вильгельм Дильтей, «понимающая герменевтика», автобиографическое письмо, самопознание, историческая действительность

Для цитирования: Райх К.Г. Вильгельм Дильтей о возможности анализа исторических процессов с помощью автобиографий // Общество: философия, история, культура. 2022. № 10. С. 66-70. https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.10.

Original article

Wilhelm Dilthey on the Possibility of Analyzing Historical Processes through Autobiographies

Kalina G. Reich

Far Eastern State Academy of Arts, Vladivostok, Russia, kalina.raih@mail.ru

Abstract. The importance of studying autobiographies in the context of the study of historical reality was justified in the concept of the German scholar Wilhelm Dilthey. Biognosis of W. Dilthey's life and writings is represented in the scientific literature, but there is little recourse to autobiographical writing for the analysis and understanding of historical being. The purpose of the study is to determine the possibility of explaining historical processes through the study of texts of autobiographical narratives. As an expression of spiritual life in a historical context, the article clarifies the role of analyzing the autobiography texts. The scientific novelty of the article results from the complex analysis of Dilthey's "understanding hermeneutics". Consequently, the method of understanding and interpreting historical reality through autobiographical writing is proved to be both conceivable and indispensable in the modern spiritual sciences.

Keywords: Wilhelm Dilthey, "understanding hermeneutics", autobiographical writing, self-consciousness, historical reality

For citation: Raih, K.G. (2022) Wilhelm Dilthey on the Possibility of Analyzing Historical Processes through Autobiographies. Society: Philosophy, History, Culture. (10), 66-70. Available from: doi:10.24158/fik.2022.10.10. (In Russian)

Автобиографическое письмо может быть использовано для изучения и понимания исторической действительности. Германский ученый-философ Вильгельм Дильтей обосновывал в своих трудах этот тезис. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что изучение и осмысление автобиографий с позиции исследования и понимания исторического бытия не представлено в современной философской антропологии и философии культуры. Автобиографии оказываются важной составляющей анализа исторической действительности как факта видения и понимания исторической эпохи в воспоминаниях конкретного человека о собственной жизни.

Научная новизна заключается в том, что изучение индивидуальных структур исторического бытия позволяет говорить об истории, наполненной смыслами. Цель статьи: выявить гносеологические основания «понимающей герменевтики» и обосновать возможность анализа исторических процессов с помощью автобиографий.

© Райх К.Г., 2022

Актуальность исследования и его цель предполагают постановку задач:

1) рассмотреть историко-философский контекст формирования понимающей герменевтики В. Дильтея;

2) описать метод изучения наук о духе, предложенный В. Дильтеем;

3) обозначить возможности и перспективы применения «понимающей герменевтики» в современных гуманитарных науках.

Для достижения поставленной цели и решения задач в работе применяются следующие методы: герменевтический (искусство толкования текстов и фиксирование значений в художественных знаках); феноменологический (непосредственные созерцания и феноменологические редукции, очевидность), историко-философский анализ.

Учитывая обозначенную методологию, в качестве теоретической базы выступают работы В. Дильтея, В. Виндельбанда (1995), Г. Риккерта (1995), П. Рикера (2008) и Ю.М. Лотмана (1992). В рассуждениях мы опираемся на концепцию В. Дильтея о необходимости и возможности анализа исторической действительности с помощью автобиографий. Философ, разграничивая науки о духе и науки о природе, постулирует ценность первых. Понимание как важнейший способ познания в науках о духе противостоит объяснению, принятому в естественных науках, или науках о природе.

Практическая значимость обусловлена тем, что результаты представленной работы могут быть использованы в гуманитарных и междисциплинарных исследованиях. Понимание и истолкование индивидуальных историй (автобиографий, биографий, мемуаров) в контексте исторического знания помогают формировать целостное представление об историческом пространстве бытия.

Во второй половине XIX в. в Западной Европе возникло философское направление, получившее название «философия жизни». Оно нашло выражение в трудах В. Дильтея, Ф. Ницше,

A. Бергсона, Г. Зиммеля. Философы стремились изучать жизнь не просто как целостное и единое образование, но как центральный факт миропонимания человека. Однако сложность заключалась в том, что категория «жизнь» не была определена. Германский философ и историк культуры

B. Дильтей впервые вводит понятие «науки о духе» как противопоставление естественным наукам, или наукам о природе. Естественные, или эмпирические, науки, имеют дело с исследованием явлений посредством опыта, описания полученных результатов, как следствие - формирование научной теории. Науки о духе, по мнению В. Дильтея, имеют дело с человеческими переживаниями. Мыслитель исходит из того, что естественные науки противостоят наукам о духе, следовательно, реально существуют науки о природе и науки о духе.

Основанием деления философ определяет предмет: науки о природе изучают факты природы. Науки о природе доказательны: они подкрепляются опытом, экспериментом, опираются на рациональное знание и достоверные выводы (подтвердить их достоверность может каждый, повторив доказанный опыт или эксперимент).

Науки о духе, по В. Дильтею, имеют принципиально иную природу, они изучают факты духа: важно, чтобы субъект переживал собственную жизнь и события истории. Такое переживание не имеет отношения к рациональности, оно интуитивно. В. Дильтей указывает, что «при материалистическом понимании нет места для восприятия мира с точки зрения ценности и цели» (1995б: 242-243). Возникает вопрос: можно ли к интуитивному знанию применить категорию «наука»?

В. Дильтей настаивает именно на науках о духе. Он включает в них широкий спектр гуманитарных наук: историю, культуру, психологию; он ищет основания гуманитарных наук. Науки о духе имеют особенные методы и формы познания. Если обнаружить законы, принципы, очертить категориальный аппарат таких наук, то они хотя и не встанут в один ряд с доказательными естественными науками, но приобретут наукообразный вид.

Концепция исторического знания В. Дильтея (1987, 2001) не была популярна по сравнению с теориями В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Однако ее важнейшие постулаты, несомненно, оказали влияние на герменевтику и феноменологию. Германский философ по-особому относится к проблеме разграничения наук о природе и наук о духе. Сложные вопросы исторического бытия человечества позволяют говорить о ценности наук о духе. В процессе истории люди являют себя как целостные субъекты. При этом современная В. Дильтею психологическая наука строится на методах объяснения, как в естественных науках. На смену существующей психологии, по мнению мыслителя, должна прийти описательная психология как наука нового типа, наука о духе, использующая метод понимания (Дильтей, 1996). Описательная психология поможет изучить культуру одного человека, народов и исторических эпох.

Психологизм становится исходной точкой учения В. Дильтея: исследование уникального духовного мира человека предполагает уникальные исторические методы. Описательная психология предстает как непрерывный процесс: от фактов к гипотезам и от гипотез к фактам. Открытие особого метода описательной психологии позволяет не только описать переживание жизни, но самое главное - перейти к ее пониманию. «Понимающая герменевтика» В. Дильтея - это не

РН!ЬОЭОРНУ

просто искусство или наука толкования текстов. Германский философ стремился постичь жизненные проявления отдельного человека с тем, чтобы открыть и понять через них жизнь другого. Переживание и понимание - это два взаимосвязанных процесса «понимающей герменевтики», поскольку переживание актов жизни служит основой для возникновения понимания. Однако для формирования понимания через переживания важно изучать факты исторического опыта, анализировать жизнь другого и понимать ее.

Человек есть существо биологическое и историческое. Исследованием и пониманием человека как части природного мира занимаются естественные науки. Тем не менее человек не может быть понят только как часть природы, поскольку осуществляет свободную деятельность, ставит цели и достигает их. Гуманитарные науки, или науки о духе, призваны изучить и понять эту сторону деятельности человека. Они опираются на внутренний опыт человека, самонаблюдение, изучение наблюдений над другими людьми.

В работе «Категории жизни» (глава из сочинения «Структура исторического мира в науках о духе») В. Дильтей исходит из того, что в основе гуманитарных наук лежит жизнь. Философ определяет жизнь как «взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменения места и времени. Я использую выражение "жизнь в науках о духе" лишь применительно к человеческому миру; тем самым уже определена область применения этого слова и исключается его неверное истолкование. Жизнь заключается во взаимодействии живых существ» (Дильтей, 1995а: 129).

Понятие жизни обладает всеобщим свойством, которое испытывает субъект, переживая жизнь. Переживание можно назвать важнейшей категорией в философии В. Дильтея. Духовная жизнь человека неразрывно связана с миром физическим. Законы мира физики открываются в естественных науках, науках о природе. Человеческое тело - это часть природы. Однако с телом взаимодействует психическая категория переживания, психические процессы можно считать основополагающими процессами жизни. Переживание определяется В. Дильтеем как понимание других людей, понимание истории. Переживание связано с психологическими характеристиками познающего субъекта: «это - жизненный миг, переживаемый нами» (Дильтей, 1995а: 130). В переживание включены акты мышления: суждение и умозаключение. Однако акт переживания существует для переживаемого только в настоящем. Философ замечает: «Даже если переживание относится к прошлому, оно дано нам только как переживание в настоящем» (Дильтей, 1995а: 131).

Общим признаком для постижения сущности жизни В. Дильтей считал время. Целостный характер жизни определен именно временем. Вслед за И. Кантом В. Дильтей полагал, что время дано человеку в единстве сознания: «Жизнь существует во времени, как отношение элементов к целому, т. е. как некая взаимосвязь» (Дильтей, 1995а: 130).

Настоящее, переживаемое познающим субъектом, - это наполненное реальностью мгновение жизни. Элементарной формой понимания В. Дильтей считал «истолкование одного отдельного проявления жизни» (Дильтей, 1988: 142). Оно реально здесь и сейчас. Это не воспоминание о прошлом, не мечты о будущем. Реальность, наполненная для нас настоящим, есть, а наше переживание постепенно меняется. Течение времени не остановить, настоящее становится прошлым, а будущее открывается нам в череде возможностей. Так возникает связность жизни.

В истории нет причинно-следственных связей естественных наук. Итак, «настоящее наполнено прошлым и несет в себе будущее. В этом и состоит смысл слова "развитие" в науках о духе» (Дильтей, 1995а: 132). Это не значит, что можно применить понятие цели к жизни индивида или всего человечества, достигающего эту цель: «понятие "развитие" характеризует отношение, присущее самой жизни» (Дильтей, 1995а: 132). По В. Дильтею, необходимо не просто объяснять внешними влияниями становление и развитие жизни индивида, общества, но стараться понять -как происходило становление и развитие.

Вместе с категорией «развитие» В. Дильтей вводит понятие формообразования как всеобщего свойства жизни. Наиболее зримо формообразование предстает в судьбе известных и выдающихся людей. Германский философ заключает, что, когда структура и взаимосвязь душевной жизни образуют устойчивость, тогда течение жизни во времени становится формообразованием.

Слова обладают значением, в предложениях заключен смысл, следовательно, можно конструировать значение элементов жизни из их взаимосвязи: «Любое проявление жизни обладает значением, поскольку оно, подобно знаку, выражает нечто, указывает, будучи выражением, на нечто, что принадлежит жизни» (Дильтей, 1995а: 133). Чем больше элементов, звеньев, душевных состояний для понимания исторических событий, тем больше возможностей для определенного течения этих событий. «Но в этой нашей жизни заключена реальность, знанием о которой обладают науки о духе» (Дильтей, 1988: 136).

Задача наук о духе заключается в понимании целостной жизненной активности. Жизнь распределена по земле во множестве замкнутых циклов жизни каждого человека. За этим невозможно

наблюдать одномоментно для анализа проживаний отдельной жизни и целостной жизни человечества. Поэтому воспоминания о пережитых мгновениях жизни как объективированных проявлениях субъективных переживаний заключают в себе общие черты, доступные для научного анализа.

По В. Дильтею, понимание и истолкование используются в качестве метода науками о духе. Понимая и переживая понимание о самом себе, человек формирует возможность и умение понимать жизнь другого. Для этого необходимо явить эту жизнь в чувственный мир. Текст автобиографии становится таким проявлением: выражением духовного посредством слов о переживании автором чувственных проявлений собственной жизни. Выражение автором переживания в тексте описания жизни «поднимается из глубин, не освещенных сознанием» (Дильтей, 1988: 142) и может быть правдивым или неправдивым. Однако это не категории истины и лжи. Правдивое или неправдивое истолкование событий возникает вследствие изменения позиции автора по поводу пережитого им события. Это новое истолкование произошедшего, пережитого и понятого события.

В современном мире изучение социокультурных явлений действительности подразумевает применение разных методов. В качестве методологической основы для формирования общих подходов к исследованию социокультурных феноменов можно обратиться к герменевтике. Описательный метод «понимающей герменевтики» направлен на исследование и понимание рассматриваемого явления изнутри.

Германский философ, историк культуры В. Дильтей стоял у истоков формирования герменевтического метода в философии, поэтому анализ «понимающей герменевтики», который предложил ученый, представляется актуальным и важным: «Не в мире, а в человеке философия должна искать внутреннюю связь своих познаний» (Дильтей, 1995б: 216). Изучение онтологических и гносеологических оснований «понимающей герменевтики» позволит обогатить и расширить методы гуманитарных наук. Современный человек хочет познать жизнь, проживаемую другими людьми.

Таким образом, в соответствии с поставленными задачами исследования концепции

B. Дильтея можно сделать следующие выводы.

1. Современное гуманитарное знание, опираясь на метод, предложенный В. Дильтеем, может конструировать модели исследования. «Понимающая герменевтика» включена в междисциплинарные связи со многими гуманитарными науками: философией, историей, психологией, филологией.

2. Анализ исторических процессов с помощью автобиографий, в понимании В. Дильтея, возможен, поскольку именно в автобиографии, как в субъективированном проявлении объективных черт исторического прошлого, можно исследовать общие черты исторического процесса.

Следовательно, в современных гуманитарных науках в основе изучения наук о духе лежит сама жизнь, которую нужно понять и постигнуть. Предметом выступают социальная действительность и истолкование форм, текстовых маркеров - автобиографий, жизнеописаний. Поэтому главный вектор гуманитарного познания обращен к постижению целостности человеческого существования, исследованию уникальных индивидуальных проявлений жизни, ценностной ориентации индивида.

Список источников:

Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм / пер. С.И. Гессена // Культурология. XX век: антология. М., 1995. С. 57-68.

Дильтей В. Основная мысль моей философии // Вопросы философии. 2001. № 9. С. 122-123.

Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996. 160 с.

Дильтей В. Категории жизни (глава из сочинения В. Дильтея «Структура исторического мира в науках о духе») / пер. с нем. А.П. Огурцова // Вопросы философии. 1995а. № 10. С. 129-143.

Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах / пер. Г.А. Котляра, С.И. Гессена // Культурология. XX век: антология. М., 1995б. С. 213-255.

Дильтей В. Наброски к критике исторического разума / пер. с нем. А.П. Огурцова // Вопросы философии. 1988. № 4.

C. 135-152.

Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: трактаты, статьи, эссе / сост., общ. ред. Г.К. Косикова. М., 1987. С. 108-135.

Лотман Ю.М. О роли случайных факторов в истории культуры // Избранные статьи : в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992. С. 472-479.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. с фр. И.С. Вдовиной. М., 2008. 695 с.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / пер. М.Е. Зингера // Культурология. XX век: антология. М., 1995. С. 69-103.

References:

Dilthey, W. (2001) The Essential Idea of My Philosophy. Voprosy Filosofii. (9), 122-123. (In Russian)

Dilthey, W. (1996) Descriptive psychology. Saint Petersburg, Aletheya. (In Russian)

Dilthey, W. (1995а) Categories of Life (Chapter from the Essay W. Dilthey's "The Structure of the Historical World in the Spiritual Sciences"). Voprosy Filosofii. (10), 129-143. (In Russian)

PHILOSOPHY

Dilthey, W. (19956) The types of worldview and their development in metaphysical systems. In: Culturology. XX century: Anthology. Moscow, Yurist, 213-255. (In Russian)

Dilthey, W. (1988) Sketches for a Critique of Historical Reason. Voprosy Filosofii. (4), 135-152. (In Russian) Dilthey, W. (1987) Introduction to the Spiritual Sciences. In: Kosikov, G.K. (ed.) Foreign Aesthetics and Literary Theory in the XIX-XXCenturies: Treatises, Articles, Essays. Moscow, MGU, 108-135. (In Russian)

Lotman, Yu.M. (1992) On the Role of Random Factors in Cultural History. In: Lotman, Yu.M. Selected articles : in 3 vols. Т. 1. Articles on Semiotics and Typology of Culture. Tallinn, Alexandra, 472-479. (In Russian)

Rickert, G. (1995) Natural Sciences and Culturology. In: Culturology. XX century: Anthology. Moscow, Yurist, 69-103. (In Russian)

Riker, P. (2008) The conflict of interpretations: Essays in hermeneutics. Moscow, Akademicheskii Proekt. (In Russian) Windelband, V. (1995) Philosophy of Culture and Transcendental Idealism. In: Culturology. XXcentury: Anthology. Moscow, Yurist, 57-68. (In Russian)

Информация об авторе К.Г. Райх - кандидат философских наук, заведующий кафедрой общегуманитарных дисциплин, Дальневосточный государственный институт искусств, Владивосток, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=934805.

Information about the author K.G. Reich - PhD, Head of the Department of General Humanitarian Disciplines, Far Eastern State Academy of Arts, Vladivostok, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=934805.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 31.08.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.09.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 11.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.