Научная статья на тему 'МЕМУАРЫ КНЯЗЯ ФЕЛИКСА ЮСУПОВА КАК ОПЫТ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ'

МЕМУАРЫ КНЯЗЯ ФЕЛИКСА ЮСУПОВА КАК ОПЫТ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
902
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМУАРЫ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ / ОСМЫСЛЕНИЕ БЫТИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / САМОПОЗНАНИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / MEMOIRS / AUTOBIOGRAPHICAL NARRATIVE / COMPREHENSION OF BEING / HISTORICAL CONTEXT / SELF-KNOWLEDGE / EXISTENTIAL SITUATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Райх Калина Геннадьевна

Цель статьи - представить возможность изучения мемуаров с точки зрения опыта автобиографического повествования в конкретный исторический период первой четверти XX в. Знакомство с жизнью отдельного человека в контексте его исторического бытия оказывается важным для понимания философских, социологических и психологических аспектов произошедших исторических событий. Мемуары и автобиография как способы познания социальной действительности имеют общие черты и различия. Автобиография представляет, как правило, цельное повествование о жизни автора, а мемуары выделяют и описывают важное событие в жизни автора, оказавшее влияние на становление и формирование личности. В мемуарах князя Юсупова главное событие - убийство Григория Распутина - определено самой жизнью князя. В статье представлен анализ мемуаров князя Феликса Юсупова как опыта автобиографического повествования. Научная новизна представленной статьи заключается в том, что, изучая мемуаристику как факт жизни отдельного человека, можно пополнять и расширять знания об условиях социальной действительности и исторической эпохе в целом. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, показывают общие и отличительные черты автобиографии и мемуаров; представляют анализ «Мемуаров» Феликса Юсупова как опыта автобиографического повествования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Райх Калина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMOIRS OF PRINCE FELIX YUSUPOV AS AUTOBIOGRAPHICAL NARRATIVE EXPERIENCE

The aim of the paper: to introduce the possibility of memoirs research in terms of autobiographical narrative at a specific historic period of the first quarter of the 20th century. Knowing particular person life in the context of his historical existence is important for understanding of philosophical, sociological and psychological aspects of historical events. Memoirs and autobiography have common features and differences as ways of understanding social reality. An autobiography generally provides the solid narration of author’s life, whereas memoirs highlight and describe significant personality formation event, which had an impact on formation of a person. The main event of Prince Yousupov’s memoirs as assassination of Grigory Rasputin is defined by Prince’s own life. The study provides the analysis of Felix Yusupov’s memoirs as autobiographical narrative experience. The scientific novelty of the study results from the statement that exploring memoirs as fact of particular person life one can expand and enhance knowledge of the social reality context and the entire historic epoch. The results of the research show common and distinctive features of autobiography prose and memoirs: represent analyses of Felix Yusupov’s “Memoirs” as autobiographical narrative experience.

Текст научной работы на тему «МЕМУАРЫ КНЯЗЯ ФЕЛИКСА ЮСУПОВА КАК ОПЫТ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ»

УДК 82-94Юсупов

Райх Калина Геннадьевна

кандидат философских наук, заведующий кафедрой общегуманитарных дисциплин Дальневосточного государственного института искусств

МЕМУАРЫ КНЯЗЯ ФЕЛИКСА ЮСУПОВА КАК ОПЫТ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ

Raikh Kalina Gennadyevna

PhD, Head, General Humanities Department, Far Eastern State Institute of Arts

MEMOIRS OF PRINCE FELIX YUSUPOV AS AUTOBIOGRAPHICAL NARRATIVE EXPERIENCE

Аннотация:

Цель статьи - представить возможность изучения мемуаров с точки зрения опыта автобиографического повествования в конкретный исторический период первой четверти XX в. Знакомство с жизнью отдельного человека в контексте его исторического бытия оказывается важным для понимания философских, социологических и психологических аспектов произошедших исторических событий. Мемуары и автобиография как способы познания социальной действительности имеют общие черты и различия. Автобиография представляет, как правило, цельное повествование о жизни автора, а мемуары выделяют и описывают важное событие в жизни автора, оказавшее влияние на становление и формирование личности. В мемуарах князя Юсупова главное событие - убийство Григория Распутина - определено самой жизнью князя. В статье представлен анализ мемуаров князя Феликса Юсупова как опыта автобиографического повествования. Научная новизна представленной статьи заключается в том, что, изучая мемуаристику как факт жизни отдельного человека, можно пополнять и расширять знания об условиях социальной действительности и исторической эпохе в целом. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, показывают общие и отличительные черты автобиографии и мемуаров; представляют анализ «Мемуаров» Феликса Юсупова как опыта авто-биографического повествования.

Ключевые слова:

мемуары, автобиографическое повествование, осмысление бытия, исторический контекст, самопознание, экзистенциальная ситуация

Summary:

The aim of the paper: to introduce the possibility of memoirs research in terms of autobiographical narrative at a specific historic period of the first quarter of the 20th century. Knowing particular person life in the context of his historical existence is important for understanding of philosophical, sociological and psychological aspects of historical events. Memoirs and autobiography have common features and differences as ways of understanding social reality. An autobiography generally provides the solid narration of author's life, whereas memoirs highlight and describe significant personality formation event, which had an impact on formation of a person. The main event of Prince Yousupov's memoirs as assassination of Grigory Rasputin is defined by Prince's own life. The study provides the analysis of Felix Yusupov's memoirs as autobiographical narrative experience. The scientific novelty of the study results from the statement that exploring memoirs as fact of particular person life one can expand and enhance knowledge of the social reality context and the entire historic epoch. The results of the research show common and distinctive features of autobiography prose and memoirs: represent analyses of Felix Yusupov's "Memoirs" as autobiographical narrative experience.

Keywords:

memoirs, autobiographical narrative, comprehension of being, historical context, self-knowledge, existential situation

Знакомство с жизнью отдельного человека в контексте исторической действительности его бытия всегда интересно и важно для понимания исторической эпохи. Актуальность темы представленного исследования обусловлена тем, что осмысление мемуаров с позиции автобиографического повествования не представлено в современной философской эпистемологии. Проблема изучения мемуаров важна, поскольку мемуары можно трактовать как одну из новых форм теоретических конструктов исследования историко-философской действительности. Мемуары можно трактовать как факт общественного сознания, преломление исторической эпохи в воспоминаниях конкретного человека.

Задачи исследования:

1) изучить и соотнести мемуары и автобиографию как способы реализации ментальных структур человека;

2) проанализировать мемуары князя Ф.Ф. Юсупова.

В качестве теоретической базы исследования мы опираемся на концепцию Вильгельма Дильтея о возможности анализа исторических процессов с помощью автобиографического письма.

Вслед за неокантианцами, Вильгельм Дильтей уделяет особое внимание разграничению наук о духе и наук о природе, утверждая ценность наук о духе. Сущность понимания, по мнению философа, лежит в разрыве между бытием и мышлением: основной акцент делается на бытии, которое осмысляется как жизнь [1]. Понимание как важнейший способ познания в исторических науках (науках о духе) противостоит объяснению, которое принято в естественных науках. Главной задачей гуманитарных наук, по Дильтею, провозглашается возможность и способность человека познавать себя, историю, общество. Науки о природе изучают внешние по отношению к человеку явления. Науки о духе обращены к человеку и человеческим отношениям непосредственно. По мнению В. Дильтея, в автобиографии представлена высшая форма понимания истории как подлинной науки о жизни людей, которая рассказывает о духе через проявление этого духа [2].

Используемые методы научного исследования - метод научного анализа и синтеза. Анализ текста в процессе прочтения как разъединение и появление новых смыслов в процессе синтезирования; метод герменевтики представляется основным: этот метод предполагает понимание и толкование текста как процесса поиска новых смыслов, заключенных в слове.

Практическое значение научного исследования, в соответствии с поставленной целью, заключается в возможности изучения мемуаров как социокультурных маркеров исторического бытия. В мемуарах князя Феликса Юсупова такими маркерами стали важнейшие события его жизни, которые он анализирует и выносит на суд читателя. Князь Юсупов сам выделяет и маркирует эти события по мере взросления, нарастания общей социальной напряженности в стране и вольного или невольного вовлечения главного героя в ход исторического процесса. Полагаем, что социокультурными маркерами в жизни Ф.Ф. Юсупова стали:

- гибель брата на дуэли и осознание молодым князем того бремени, которое в этой связи легло на его плечи;

- женитьба на великой княжне Ирине Александровне, которая породила счастливый пожизненный союз любящих супругов и единомышленников;

- убийство Феликсом Юсуповым Григория Распутина, что стало началом конца династии Романовых;

- революция в России и анализ собственной жизни в эмиграции.

Исследование и изучение социокультурных маркеров может быть использовано историками, философами, социологами при изучении и анализе исторической ситуации в России первой четверти XX в.

Мемуары князя Феликса Феликсовича Юсупова написаны в 1953 г. В России впервые изданы во второй половине 90-х гг. XX в. издательством «Захаров». Прекрасный перевод с французского сделан Еленой Кассировой. И об этом нужно обязательно упомянуть: текст переведен так «по-русски», что в процессе чтения совершенно забываешь о том, что мемуары были написаны на французском. Многие слова переведены в том произношении, которое было характерно для конца XIX -начала XX в.: «брильянты» [3, с. 16], «пофигурять на коньках» [4, с. 20], «братнины учителя» [5, с. 39]. Очень правильно построены предложения, к месту употребляются поговорки, пословицы и афоризмы [6, с. 11; с. 18; с. 20; с. 62], речевые обороты не создают ощущения инородности.

Мемуары - воспоминания о своей жизни, полагаем, что их можно назвать автобиографическим повествованием. Но, конечно, автобиография и мемуары - это не одно и то же. Обращаясь к анализу автобиографии и мемуаров, понимаешь, что эти два жанра литературного творчества во многом схожи, однако между этими двумя жанрами есть отличия.

Ранее мы говорили о том, что понимаем под автобиографией форму суждения и умозаключения о жизни автора, описанную им самим [7, с. 119]. Автор выступает как главный герой повествования: он рассказывает о событиях собственной жизни, анализирует собственные субъективные переживания. Нередко автобиография выстроена в хронологическом порядке. Автор -главный герой, рефлексирующий о собственной жизни с помощью письма и последующей публичной трансляции своих мыслей. Автобиография предстает историей жизни самого писателя.

Мемуары - это воспоминания, память о реальном времени, реальных событиях, пережитых автором. Мемуары могут быть выстроены не хронологически, как автобиография, а могут хронологически освещать жизнь автора. Главное заключается в том, что в мемуарах автор фокусирует свое внимание на одном важном эпизоде собственной жизни, который оказал влияние на формирование личности, на жизнь и судьбу. Автор мемуаров рассказывает читателям о реальном опыте, который он извлек из описываемой важной ситуации в собственной жизни. Историческая эпоха, в которой живет автор, также подвергается анализу и осмыслению в связи с ключевым событием жизни. Автор мемуаров, рефлексируя об описываемом событии, делится опытом, извлекает урок и в процессе анализа пытается снять возможные негативные последствия для собственного понимания этичности или неэтичности поступка.

Автобиография и мемуары - это литературные жанры, в которых автор рассказывает о себе, о своей истории жизни, но в мемуарах акцент делается на ключевое, важное событие в жизни, оказавшее влияние на автора. В автобиографии жизнь, как правило, представлена целиком (до момента описания) и хронологически, в мемуарах хронология может не соблюдаться, они могут не быть структурированы. Автобиографии пишут от первого или третьего лица. В мемуарах повествование ведется от первого лица, это личная история автора.

Мемуары можно назвать поджанром автобиографии. Главное отличие заключается в том, что автобиография - это жизнь целиком, а мемуары описывают какое-то важное и значимое событие в жизни.

Совершенно неслучайно я познакомилась с мемуарами русского князя Феликса Феликсовича Юсупова. Нужно отметить, что князь никогда не был однозначной исторической личностью. Вокруг его имени и жизни слагались легенды, и трудно отличить правду от вымысла. Отметим, что чтение мемуаров князя Юсупова действительно изменило мнение автора о князе Юсупове-младшем.

Мемуары написаны Феликсом Феликсовичем Юсуповым легко и изящно, читается текст с огромным интересом. Автор проявил свой писательский талант. И самое важное в том, что в «Мемуарах» видна фигура самого князя - аристократа с высокой самооценкой, который просто и благородно сумел рассказать о себе, провел самопознавательный анализ на страницах мемуаров для многих читателей.

Князь Феликс Феликсович Юсупов (1887-1967) - один из самых известных представителей русской аристократии. Полное имя князя длинно и красиво - князь Феликс Феликсович Юсупов -граф Сумароков-Эльстон-младший. Род князей Юсуповых очень древний. И не только в России, но и в мире.

Генеалогическое древо, представленное в «Мемуарах» князя Ф. Юсупова, отправляет любознательного читателя к глубокой древности - и пророк Мухаммед, и правители Египта, и ханы Ногайской орды формировали род будущих русских князей Юсуповых. Свою фамилию Юсуповы ведут от ногайского хана Юсуфа, союзника Ивана Грозного. Дети Юсуфа, отправленные в качестве заложников, обрусели, приняли православие, заняли видные должности при дворе и сумели накопить огромные богатства. Е.Е. Юдин в статье «Промышленно-финансовая буржуазия и богатейшие фамилии русской аристократии в 1890-1914 гг.» анализирует динамику роста капитала центральных аристократических фамилий России. «Ведущие позиции в этом отношении занимали семьи Юсуповых, Шереметевых, Строгановых. Миллионные состояния этих аристократических фамилий в абсолютных цифрах были вполне сравнимы с капиталами крупнейших российских частных банков и компаний» [8, а 107].

Однако, важное примечание: «Состояние князей Юсуповых в начале XX в. современникам казалось исключительным, даже на фоне других крупных землевладельцев» [9, а 116]. «Таким образом, чистый капитал Юсуповых в 1900 г. составлял 19 851 301 рублей» [10, а 116]. «1914 г. ... чистый капитал составлял 19 364 758 рублей» [11, а 118]. Юсуповы были баснословно богаты.

Много замечательных представителей этого знатного и богатейшего рода служили русскому царю. Но так получилось, что люди знают именно о князе Феликсе Феликсовиче Юсупове-младшем. Его жизнь совпала с процессом разрушения империи, революцией и становлением советской власти. Этот человек всегда мог заставить о себе говорить, он с молодых лет стал источником множества противоречивых слухов.

Мать Феликса Юсупова - Зинаида Николаевна Юсупова - была в 80-е гг. XIX в. последней представительницей рода князей Юсуповых. И огромные богатства (считали, что состояние Юсуповых превосходило состояние русских императоров) сыграли злую шутку. Княжне долго не поступало предложение руки, потому что в аристократических кругах опасались обвинения в корысти. Мужем Юсуповой и отцом ее детей стал гвардейский офицер граф Сумароков-Эльстон. «... - княжна Юсупова влюбилась с первого взгляда в Феликса Эльстона и на следующий день приняла его предложение руки и сердца». [12, c 188]. Особым указом императора супруги и их потомки получили право на двойной титул и тройную фамилию. «По императорскому указу княжеский титул и фамилию Юсупов мог наследовать лишь старший в роде» [13, а 65]. К титулу и фамилии было приложено самое богатое в России состояние: огромные земельные угодья, дворцы в Москве и Петербурге с прекрасными архитектурными комплексами и уникальными коллекциями живописи и скульптуры, дачи в Крыму и Сочи.

Из четверых сыновей Юсуповых выжили только двое - Николай и Феликс, младший и любимый. Мать очень хотела девочку и, когда вновь появился мальчик - Феликс, Зинаида Николаевна до пяти лет одевала младшего сына в платьица. Впоследствии эта двойственность сыграла с князем злую шутку.

Ребенком князь был вредным: доводил своих гувернеров, совершенно не считался с чужим мнением, и часто жертвами его шуток становились не только люди, которые служили в семье, но и друзья и родственники. «Оказался я с характером. И теперь без стыда не вспомню, как мучил я воспитателей» [14, с. 38]. Феликс Феликсович не раз ставил своих родителей в неловкое положение, им приходилось оправдываться за сына. Выходки неспокойной юности описаны в мемуарах легко и просто. А знаменитую историю с переодеванием в певичку кабаре автор весело и без смущения описал в ярких красках. Ему нравилась такая жизнь и вот эта двойственность натуры, сформированная, может быть, искусственно матерью, была по душе молодому повесе. Однако Зинаида Николаевна занималась воспитанием и формированием культуры молодого аристократа. В письмах к Феликсу мать просит сына «...вести себя соответственно своему высокому социальному статусу и соответственно относиться к окружающим людям» [15, с. 267]. Княгиня Юсупова в многочисленных письмах к сыну постоянно указывает на необходимость следовать определенным этическим установкам, что должно соответствовать «достоинству знатной и уважаемой фамилии» [16, с. 269]. Но молодой князь Юсупов почти всегда вел себя по-царски: не скрывал баснословное состояние, но и не кичился богатством.

В 1908 г. в семье Юсуповых сбывается проклятие рода - на дуэли в канун 26-летия погибает старший брат Николай. Существовало предание, что после отказа от ислама и принятия христианства детьми хана Юсуфа, шаманы наложили проклятие на род: только один мужчина рода живет более 26 лет [17, с. 103]. И проклятие это сбывалось со всеми потомками хана Юс-уфа, сбылось и в семье Зинаиды Николаевны.

И молодой князь превращается в единственного наследника колоссального состояния -земель, дворцов, ценностей, нефтяных скважин, заводов, которые ежегодно приносили доход более одного миллиона рублей. Именно после смерти брата с Феликсом происходят перемены, которые удивили и его и его родителей [18]. Впервые молодой человек строит планы по изменению жизни и перераспределению богатств [19, с. 113-114]. Нельзя сказать, что это были революционные мысли. Феликс Юсупов-младший собирался перераспределить богатства, чтобы они стали достоянием не только их семьи. Архангельское собирался превратить в художественный центр, дома в Петербурге и Москве превратить в «больницы, клиники, приюты для стариков» [20, с. 114]. Мечты молодого человека поддержала великая княгиня Елизавета Федоровна, но матушка Феликса воспротивилась категорически. И молодой князь перестал настаивать, он переключил свое внимание на другое.

В начале XX в., до первой мировой войны князь Феликс Юсупов-младший вел праздный образ жизни. Бесконечные балы, гости чередой, развлечения. Империя с блеском и шиком доживала свои последние годы. И как тепло вспоминает автор время, которое ушло невозвратно, и исчезла страна, породившая его.

Но что-то происходит с князем, он пресыщен, но не переполнен. Он ищет новых ощущений, нового качества жизни. И совершенно внезапно Феликс Юсупов-младший отправляется учиться в Оксфорд в 1909-1910 гг. Интерес к культуре и образовательной системе Англии был популярен в среде русского дворянства и аристократии. «Считается, что в начале XX в. Оксфорд был не самым лучшим местом для занятия наукой. Большинство студентов занимались, главным образом, спортом, светскими развлечениями, а отнюдь не учебой» [21, с. 258]. Читая мемуары князя Юсупова, понимаешь, что годы учебы в университете мало затронуты. Может быть, это связано с тем, что князь Феликс Юсупов с детства не был склонен к постижению наук: «В целом же обучение в гимназии давалось Феликсу с большим трудом, и его успехи были весьма скромными» [22, с. 246].

В основном юный князь развлекается с товарищами по университету и посещает светские мероприятия. Наукой студент занимается мало: «К наукам меня не тянуло. Хотелось узнать людей иной культуры, их характеры, нравы обычаи» [23, с. 126]. Е.Е. Юдин в своей статье цитирует письма молодого князя Юсупова матери: «Когда у меня больше времени, то я посещаю лекции философии, что очень интересно» [24, с. 262]. В мемуарах Юсупова мы не находим подробного описания обучения в Оксфорде.

Молодой человек очень умело сочетает учебу и светскую жизнь «.учиться я учился, но лондонская ярмарка тщеславия все более меня захватывала» [25, с. 135], однако студент Феликс Юсупов успешно сдает выпускные экзамены: «Как смог я выдержать экзамены - для меня загадка и по сей день» [26, с. 135]. Но, как оказалось впоследствии, Феликс Юсупов «так и не овладел английским языком в достаточной степени» [27, с. 259]. Важным итогом пребывания Феликса Юсупова в Англии было активное включение молодого человека в британскую светскую и политическую жизнь.

Чаяния и желания родителей увенчались успехом: Феликс Феликсович Юсупов получил диплом о высшем образовании. Однако о государственной службе речь уже не шла: Феликс увлекался сначала земледелием, потом наукой политической экономией. Высшее образование имело

значение само по себе: оно было необходимо для духовного и культурного становления и развития молодого человека.

Важное значение в жизни князя Юсупова сыграло знакомство с великой княгиней Елизаветой Федоровной, вдовой великого князя Сергея Александровича, убитого террористами. Феликс называет ее «святой душой» [28, с. 106] и пишет: «Слишком важным и нужным оказалось ее влияние в жизни моей. Да и сыздетства я любил ее, как вторую мать». [29, с. 106]. Именно беседы и занятия с Елизаветой Федоровной, основательницей Марфо-Мариинской обители, открыли глаза молодому князю на мир, после встреч и бесед, имея перед собой пример бескорыстного служения людям, Феликс Юсупов думает о благотворительности, о помощи людям, и о бремени и тягости колоссальных богатств.

В 1913 г. князь Феликс Юсупов встретился с великой княжной - Ириной Александровной -племянницей Николая II. Девушке молодой князь честно рассказал о себе и встретил полное понимание и сочувствие. Было много препонов, но, благодаря вдовствующей императрице Марии Федоровне, брак был заключен.

И это, несомненно, одно из важнейших событий в жизни Ф. Юсупова. Он стал прекрасным семьянином, заботливым отцом и дедушкой. Ирина и Феликс любили друг друга и составили очаровательную пару - оба утонченные аристократы, отлично разбиравшиеся в искусстве, прожили трудную, но счастливую жизнь. Обязательно хочется отметить, что княжна Ирина была необыкновенно красивой женщиной, и, по нашему мнению, Феликс и Ирина были внешне похожи с молодости.

Да, Феликс Юсупов сумел побороть множество своих пороков, сумел отказаться от них -этим он очаровывает читателей «Мемуаров».

Но, отодвинув самое главное событие жизни молодого князя в середину повествования, мы признаем, что всему миру Феликс Юсупов известен как организатор заговора и убийства Григория Распутина.

1914 г. памятен для всех началом первой мировой войны. Юсупов-младший никогда не интересовался политикой. Но молодость его пришлась на бурное время - русско-японская война, революция, забастовки. Когда на западном фронте начались крупные неудачи, недовольство властью стало запредельным. Дума, пресса, либеральная оппозиция в один голос заявляли, что главный виновник всех бед - темный сибирский старец-лекарь - Григорий Распутин. Он всецело завладел царской семьей и оказывал влияние на политику страны, умело используя болезнь цесаревича Алексея, которого лечил.

Николай II не предпринимает никаких решительных шагов, чтобы избавиться от Распутина. Особое неприятие вызывала совершенно непотребная жизнь старца, пропагандировавшего разврат [30, с. 175; с. 176; с. 183; с. 185]. Многие люди в политике считали, что необходимо физически устранить Распутина.

К такому же выводу пришел и Феликс Феликсович Юсупов (в 1927 году была написана книга «Конец Распутина»). В мемуарах князь вновь вспоминает о первом знакомстве с Распутиным в 1909 г.: «Было действительно что-то особенное в его простецком облике. На святого старец не походил. Лицо лукаво и похотливо, как у сатира. Более всего поразили меня глазки: выраженье их жутко, а сами они так близко к переносице и глубоко посажены, что издали их и не видно» [31, с. 125]. Автор признает, что «Конечно, Распутин обладал гипнотической силой» [32, с. 175].

Приняв решение к физическому устранению Распутина, князь Юсупов очень умело вошел в круг людей, с которыми старец поддерживал отношения. В группу единомышленников вошли великий князь Дмитрий, депутат Пуришкевич и поручик Сухотин. Именно в этом составе и в присутствии доктора Лазоверта и двух слуг состоялось страшное убийство ночью 29 декабря 1916 г.

Событие убийства очень подробно и тщательно описано автором мемуаров. Князь Феликс Юсупов признается, что совершил преступление самостоятельно, фактически в одиночку. И именно событие преступления делит жизнь князя на две части - до и после. В книге, содержащей 426 страниц, рассказ о страшной ночи 1916 г. располагается примерно на середине - 170-я страница и далее.

Перед тем, как было принято решение о каре, молодой человек действительно колебался, в душе он был «не воитель», но доводы разума и общая ситуация в стране и в мире подвигли его на убийство. Миссия казалась ему невыполнимой, но когда все свершилось: «На миг ужаснулся я, как легко убить человека». [33, с. 208].

Переживания этой поистине экзистенциальной ситуации для Феликса Феликсовича Юсупова стало на долгое время главной психологической задачей. И совершенно не случайно, он к месту и не к месту постоянно упоминает о своей причастности к убийству. Его не смущают шепотки за спиной. Да и прямые намеки на незавидную роль не вызывают огорчения. Тень Григория Распутина отныне следует за князем Юсуповым всюду.

Молодой князь Феликс Юсупов всегда был объектом сплетен и скандалов. Удачный и счастливый брак с любимой женщиной не избавил его от шлейфа шепотков и смешков. Он не признается на страницах мемуаров в своих страданиях, но действительно стоящего дела молодой мужчина в своей жизни к 29 годам так и не совершил. Воином он не был, открыть для народа галереи и музеи, выставив в них бесценные художественные полотна, принадлежащие семье, ему не позволили. Лазареты и госпитали тоже остались в «прожектах».

Непонятность и никчемность существования ощущались так остро, что терзания и сомнения по поводу убийства были недолгими. Князь Юсупов выбирает роль изгоя, переметнувшись из лагеря сибаритов, наслаждающихся жизнью, в лагерь жертв, несущих тяжелый крест. Самое печальное, что жертва его не была принята небом - напротив, складывается впечатление, что убийство Распутина лишь подтолкнуло начало революции. «Мир сошел с ума и погибал на глазах» [34, с. 230]. Шел страшный, роковой 1917 г., разрушая судьбы и страны, уничтожая все, что было дорого и любимо.

Крайности, которые наполняли жизнь князя Юсупова, были сущностью и смыслом его существования. Психологизм Достоевского «тварь ли я дрожащая или право имею» не свойственен таким людям, как Феликс Феликсович. Умный, проницательный и глубокий человек, взвесив все имеющиеся факты о влиянии Распутина на судьбу горячо любимой Родины, и, будучи верным и преданным подданным царской семьи, он видел перед собой только высшую цель - благо России. Лично для себя он не приобрел ничего. В этом проявляется благородство человека, сумевшего переступить свое человеческое в момент совершения преступления.

А простота заключается в естественности жизни, которую прожил князь Ф. Юсупов. Нет позерства, наигранности, есть великий артистизм и аристократизм. Легкое и утонченное чарование собою, стремление к гармонии с природой, счастье обладания прекраснейшей из женщин, которая любит и понимает.

Человек, оказавшийся вместилищем противоположностей, прожил свою жизнь качественно и незлобиво. Поступок, совершенный в период «акме», фактически оказался своего рода самореализацией мужского начала и проявления гражданских качеств. Вопрос о раскаянии в убийстве Распутина для Феликса Юсупова существовал. Но ответа на этот вопрос автор так и не нашел. «Мемуары», по нашему мнению, стали попыткой осмысления и переживания важнейших вех в жизни и судьбе. Самое главное событие своей жизни князь Феликс Юсупов представил на страницах воспоминаний о жизни. Это убийство Григория Распутина. Автор проанализировал политическую и историческую ситуацию в стране, убедил в необходимости исполнения убийства и стал убийцей. Как отмечает М. Фуко, «.история есть превращение памятника в документ, «обращение в память» памяток прошлого, «оглашение» этих следов, которые сами по себе часто бывают немы или же говорят вовсе не то, что мы привыкли от них слышать. Современная же история - это механизм, преобразующий документ в памятник. Там, где мы пытались расшифровать следы, оставленные людьми, теперь преобладает масса элементов, которые необходимо различить и вычленить, означить и обозначить, соотнести и сгруппировать» [35, с. 10].

Эмигрировав из России в 1919 г., Феликс Юсупов с семьей провел большую часть жизни за границей. Горькая чужбина и теплые воспоминания о Родине, которыми наполнил «Мемуары» князь Феликс Юсупов, позволили еще раз пережить счастливые годы и сказать себе, что все было правильно. Мечты о возвращении испарялись с каждым годом. Иногда Юсуповым приходилось очень тяжело, так как состояние было полностью утеряно, а имя Юсупова подвергнуто остракизму. Советские газеты сочиняли о князе небылицы, и только в 1960 г. советская делегация посетила пожилого Юсупова.

В 1967 г. князь Феликс Феликсович Юсупов - граф Сумароков-Эльстон-младший умер. Его похоронили на знаменитом кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Через три года умерла княгиня Ирина. Только их внучка Ксения побывала на Родине.

Таким образом, в соответствии с поставленными задачами исследования мемуаров князя Феликса Юсупова как опыта автобиографического повествования, можно сделать выводы:

1. Автобиография и мемуары - это литературный текст, в котором автор описывает историю собственной жизни.

2. В мемуарах акцент делается на ключевое событие в жизни автора, которое оказало влияние на последующую жизнь, стало значимым и смыслоопределяющим, хронология может не соблюдаться.

3. В автобиографии жизнь, как правило, представлена целиком и хронологически.

4. Автобиографии пишут от первого или третьего лица. В мемуарах повествование ведется от первого лица, это личная история автора.

5. В «Мемуарах» князя Ф.Ф. Юсупова представлены важные события российской истории, это одно из письменных свидетельств эпохи, ставшее фактом общественного сознания; текст, конституирующий социальную действительность.

Мир человеческий структурирован как исторический. Жизнь реализуется в комплексе объ-ективаций, для понимания их смысла требуется усилие. Исторические факты, пережитые князем Ф.Ф. Юсуповым, становятся частью исторического знания. Согласно концепции В. Дильтея, тексты о жизни людей, автобиографии, мемуары, дневники, содержат сообщения об исторических событиях, их описание, интерпретацию. Совокупность текстов становится историей. Мемуары князя Ф. Юсупова предстают уникальным индивидуализирующим историческим событием: это и субъект бытия, и одновременно историческое со-бытие (совместное бытие).

Мемуары князя Феликса Феликсовича Юсупова являются опытом автобиографического повествования, осмысления собственного бытия в контексте исторической действительности.

Ссылки:

1. См.: Дильтей В. Основная мысль моей философии // Вопросы философии. 2001. № 9. С. 122-123.

2. См.: Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. С. 108-135.

3. Юсупов Ф. Князь Феликс Юсупов. Мемуары в двух книгах / пер. с фр. Е.Л. Кассировой. М., 2008. 432 с.

4. Там же. С. 20.

5. Там же. С. 39.

6. Там же. С. 11, 18, 20, 62.

7. См.: Райх К.Г. Автобиография в контексте мифологического и рационального осмысления бытия // Манускрипт. Тамбов, 2020. Т. 13, Вып. 3. С. 116-120. https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.3.23

8. Юдин Е.Е. Промышленно-финансовая буржуазия и богатейшие фамилии русской аристократии в 1890-1914 гг. // Вопросы истории. 2017. № 4. С. 106-125.

9. Там же. С. 116.

10. Там же. С. 116.

11. Там же. С. 118.

12. Руднева С. Избранная // Вокруг света. 2009. № 12. С. 184-192.

13. Экштут С. Феликс Юсупов: земли - крестьянам, заводы - акционерам! // Родина. 2019. № 5. С. 64-68.

14. Юсупов Ф. Указ. соч. С. 38.

15. Юдин Е.Е. Князья Юсуповы: аристократическая семья в позднеимперской России: 1890-1916. М., 2012. 355 с.

16. Там же. С. 269.

17. Юсупов Ф. Указ. соч. С. 103.

18. См.: Красных Е. Князь Феликс Юсупов: «За все благодарю...». Биография. М., 2012. 552 с.

19. Юсупов Ф. Указ. соч. С. 113-114.

20. Там же. С.114.

21. Юдин Е.Е. Князь Феликс Юсупов в Оксфорде (1909-1912) // Преподаватель XXI век. 2010. № 1. С. 256-264.

22. Там же. С. 246.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Юсупов Ф. Указ. соч. С. 126.

24. Юдин Е.Е. Князь Феликс Юсупов в Оксфорде (1909-1912)... С. 262.

25. Юсупов Ф. Указ. соч. С. 135.

26. Там же. С. 135.

27. Юдин Е.Е. Князья Юсуповы: аристократическая семья в позднеимперской России. С. 259.

28. Юсупов Ф. Указ. соч. С. 106.

29. Там же. С. 106.

30. Там же. С. 175, 176, 183, 185.

31. Там же. С. 125.

32. Там же. С. 175.

33. Там же. С. 208.

34. Там же. С. 230.

35. Фуко М. Археология знания / пер. с фр. С. Митина, Д. Стасова. Киев, 1996. 208 с.

Редактор: Мамлиева Лилия Нурихановна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.