Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЗМА ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ: ЗАМЕТКИ ФИЛОСОФА'

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЗМА ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ: ЗАМЕТКИ ФИЛОСОФА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
510
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ / ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ / ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ / ГЕРМЕНЕВТИКА / ИСТОРИЗМ / "КРИТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗУМА" / "КРИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА" / ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / АНАРХИЯ УБЕЖДЕНИЙ / НАУКИ О ДУХЕ / PHILOSOPHY OF HISTORY / PHILOSOPHY OF LIFE / WILHELM DILTHEY / HERMENEUTICS / HISTORICISM / "CRITIQUE OF HISTORICAL REASON" / "CRITICAL HISTORICAL SCIENCE" / UNDERSTANDING OF MAN / ANARCHY OF BELIEFS / SCIENCE OF THE SPIRIT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рау Иоганн

В статье освещены взгляды немецкого классика «философии жизни» Вильгельма Дильтея, среди прочего, оказавшие значительное влияние на методологию исторической науки, творчество целого ряда видных историков. Как представитель исторически ориентированной немецкой философии жизни, мыслитель основал теорию познания человеческой духовности и высших психических состояний, описал герменевтику, как искусство научного толкования, понимания смысла текстов на разных языках, разных способов выражения сходной мысли, исторических событий и продуктов искусства. Особо выделяя понимание, как «внедрение себя» в других людей и их действия по аналогии со своими собственными, Дильтей выступал сторонником «восстановления» всего индивидуального, неповторимого - по аналогии со своей собственной индивидуальностью и неповторимостью. Общность, фундаментальные сходства разнообразнейших культурных систем - предпосылка понимания человека человеком. Метод «понимания» стал классическим в характерологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE HISTORISM OF WILHELM DILTEY: NOTES OF PHILOSOPHE

In the article highlights the views of the German classic “Philosophy of Life” by Wilhelm Dilthey, among other things, which had a significant influence on the methodology of historical science, the work of a number of prominent historians. As a representative of the historically oriented German philosophy of life, the thinker founded the theory of cognition of human spirituality and higher mental states, described hermeneutics as the art of scientific interpretation, understanding the meaning of texts in different languages, different ways of expressing similar thoughts, historical events and products of art. Emphasizing the understanding of how “introducing oneself” into other people and its actions by analogy with its own, Dilthey advocated the “restoration” of the whole individual, unique - by analogy with his own individuality and uniqueness. The commonality, the fundamental similarities of diverse cultural systems is a prerequisite for the understanding of man by man. The method of "understanding" has become a classic in characterology.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЗМА ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ: ЗАМЕТКИ ФИЛОСОФА»

УДК 130.2 Дильтей:93

РАУ И.

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЗМА ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ: ЗАМЕТКИ ФИЛОСОФА

Ключевые слова: философия истории, философия жизни, Вильгельм Дильтей, герменевтика, историзм, «критика исторического разума», «критическая историческая наука», понимание человека, анархия убеждений, науки о духе.

В статье освещены взгляды немецкого классика «философии жизни» Вильгельма Дильтея, среди прочего, оказавшие значительное влияние на методологию исторической науки, творчество целого ряда видных историков. Как представитель исторически ориентированной немецкой философии жизни, мыслитель основал теорию познания человеческой духовности и высших психических состояний, описал герменевтику, как искусство научного толкования, понимания смысла текстов на разных языках, разных способов выражения сходной мысли, исторических событий и продуктов искусства. Особо выделяя понимание, как «внедрение себя» в других людей и их действия по аналогии со своими собственными, Дильтей выступал сторонником «восстановления» всего индивидуального, неповторимого - по аналогии со своей собственной индивидуальностью и неповторимостью. Общность, фундаментальные сходства разнообразнейших культурных систем - предпосылка понимания человека человеком. Метод «понимания» стал классическим в характерологии.

RAU, JOHANNES

FEATURES OF THE HISTORISM OF WILHELM DILTEY: NOTES OF PHILOSOPHE

Keywords: philosophy of history, philosophy of life, Wilhelm Dilthey, hermeneutics, historicism, "critique of historical reason", "critical historical science", understanding of man, anarchy of beliefs, science of the spirit.

In the article highlights the views of the German classic "Philosophy of Life" by Wilhelm Dilthey, among other things, which had a significant influence on the methodology of historical science, the work of a number of prominent historians. As a representative of the historically oriented German philosophy of life, the thinker founded the theory of cognition of human spirituality and higher mental states, described hermeneutics as the art of scientific interpretation, understanding the meaning of texts in different languages, different ways of expressing similar thoughts, historical events and products of art. Emphasizing the understanding of how "introducing oneself' into other people and its actions by analogy with its own, Dilthey advocated the "restoration" of the whole individual, unique - by analogy with his own individuality and uniqueness. The commonality, the fundamental similarities of diverse cultural systems is a prerequisite for the understanding of man by man. The method of "understanding" has become a classic in characterology.

Философия культуры Вильгельма Дильтея (Wilhelm Dilthey) стала ядром культурологии XX века, как времени феноменального развития природоведческих наук и нарастающей их математизации. Такие науки имели не только научный, но и несомненный прикладной успех в форме техники и технологии. Этот успех отодвинул на время в тень обществоведческие и гуманитарные науки. Причем был во многом забыт завет древнегреческой философии, относящийся как к отдельному человеку, так и к обществу в целом - «познай самого себя». Но постепенно, параллельно победоносному шествию природоведческих наук, пробуждались от спячки и оцепенения и науки о человеке и обществе. Во главе этого пробуждения, в числе немногих, стоял и В. Дильтей.

Вильгельм Дильтей (1833-1911) - выдающийся немецкий философ, историк философии, культуры, психолог и педагог, оказавший большое влияние на гуманитарную мысль, особенно в лице своих учеников и последователей. Конечно, последние «следовали» далеко не всему набору идей Дильтея, а только некоторым из них. К примеру, Эдуард Шпрангер указывал не только на В. Дильтея, но и на Буркхарда, и на Ницше, и на Аристотеля, и на многих других мыслителей, выдвигавших идеи, сходные с его собственными [1]. В полной мере это относится и к классикам философии истории Г. Риккерту, В. Виндельбанду и др.

Как и Фридрих Ницше, В. Дильтей был молодым талантом, о чем говорит тот факт, что уже в 34 года он стал (с 1866) профессором в Базеле (Ницше стал им здесь же в 25 лет).

Наряду с Шопенгауэром и Ницше, Дильтей - крупнейший представитель исторически ориентированной немецкой философии жизни. Он основал теорию познания человеческой духовности и высших психических состояний. Он описал герменевтику, как искусство научного толкования, понимания смысла текстов на разных языках, разных способов выражения сходной мысли, исторических событий и продуктов искусства. При работе над этими проблемами им написаны труды «Жизнь Шлейермахера» (1870), «Введение в науки о духе» (1883), «Переживание и поэтическое творчество» (1906), «Восстановление исторического мира в науках о духе» (1910), «Мировоззрение, философия и религия» (1910), «О поэтическом творчестве и музыке» (1933) и др.

В своих исследованиях по теории познания В. Дильтей не избег определенных противоречий, связанных с тем, что он опирался, с одной стороны, на герменевтику и диалектику Ф. Шлейермахера (Schleiermacher Friedrich Даше1 Ernst, 1768-1834), а с другой -на теорию познания Р. Декарта. В силу последнего обстоятельства, совершенно несостоятельны обвинения В. Дильтея в последовательном иррационализме. Главная цель его исследований - мировоззренчески-методологическое обоснование наук о духе и обществе, в целом, и исторических наук - в частности. Эти свои усилия он обозначал иногда как «критику исторического разума».

Особо отметим и то обстоятельство, что Шлейермахером, в значительной степени, обусловлено понимание В. Дильтеем религии, которая стала для него переживанием «мистического» единства человека с «бесконечным» и возможностью выражения этого единства. Научное рассмотрение религии возможно с двух сторон: 1) рассмотрением религиозных переживаний; 2) рассмотрением внешних форм выражения этих переживаний. Объяснение этой возможности у Дильтея противоречиво. Так он писал: «Религия есть душевная взаимосвязь, ... данная в двойном виде: в религиозном переживании и объективации его. Переживание всегда остается субъективным. И лишь возникшее после переживания понимание ... делает возможным объективное знание о религии» [2, S. 304]. Мы полагаем, что достоверное знание о вере-переживании другого человека в принципе невозможно именно потому, что она субъективна. И любое понимание здесь субъективно, как, впрочем, и знание. Объективна информация, не замутненная человеческими интересами и предрассудками. Между тем, последние наличествуют и у самых великих и морально чистых гениев. В то же время изучение многотысячелетней истории религии дает множество достаточно надежных исторических сведений и облегчает ориентацию в практической жизни настоящего. Религиозный опыт сопровождает, по Шлейермахеру, всю историю человечества; человек имел религиозные чувства до появления вербального языка [3, S.37].

Начиная с В. Дильтея и его главной работы «Введение в науки о духе. Попытка основоположения для изучения общества и истории» (1883), меняется специфика немецкой философии жизни. У Дильтея она ограничивается жизнью человека, человечества и истории человечества. Космическая широта подхода к проблеме как у А. Шопенгауэра или у французских философов жизни А. Бергсона или М. Блонделя, у В. Дильтея отсутствует. Он стремится понять реальную земную жизнь, в особенности жизнь человеческую, в первую очередь исходя из самой этой жизни. В своем понимании психологии личности Дильей различает - до противопоставления - понятия «понимать» и «объяснять», трактуя их в пользу первого понятия. «Объяснять» достаточно для явлений бездуховной природы, которыми занимаются природоведческие науки. Все, что связано с духом, личностью, деятельностью людей, с индивидуальностями, людьми-личностями, а также обществом и его историей нужно не только «объяснять», но и понимать. Этого не осознают, полагал Дильтей, представители «объясняющей» науки. В трактовке человеческой индивидуальности и личности они не учитывают их неповторимости, единственности, одноразовости. В природе же нет ни индивидуальностей, ни личностей, хотя в живой природе, в сфере многоклеточных организмов есть индивидность, биологическая неповторимость существа-организма. На уровне индивидности состоятельность «объясняющей» психологии Дильтеем не отрицается. Но человек - не только индивидуальность и личность, но и индивид, т.е. неповторимый

многоклеточный организм. «Понимание» или постижение - это усмотрение смысла событий и вещей из мира людей. Кратко эту мысль Дильтей сформулировал так: «Природу мы объясняем, жизнь душевную - понимаем («Die Natur erkennen wir, das Seelenleben verstehen wir".) [4, S. 318].

Здесь, надо признаться читателю, у нас возникли определенные сложности с переводом понятия «Seelenleben». Дословно это «жизнь души». Но эта жизнь на русском языке вовсе не есть «душевность». И тем более понятие индивидуальной души в немецкой философии никогда не совпадало с намного более широким понятие «дух».

Понимание - это «внедрение себя» («sich Hineinsetzen») в других людей и их действия по аналогии со своими собственными. Это - «восстановление» («Nachbilden») и «послепереживание» («Nacherleben») другой человеческой жизни, всего индивидуального, неповторимого - по аналогии со своей собственной индивидуальностью и неповторимостью. Общность, фундаментальные сходства разнообразнейших культурных систем - предпосылка понимания человека человеком. Метод «понимания» стал классическим в характерологии. В русле идей этого метода были написаны выдающиеся работы: «Формы жизни» (Э. Шпрангер), «Формы мышления» (Г.Лейзеганг), «Теоретическая антропология» (А. Демпф) и др.

Под влиянием критики, Дильтей пояснял, что неправильно рассматривать «понимание» как процесс самостоятельный, полностью изолированный от других методов духовно-интеллектуального освоения мира. Понимание и объяснение не должны обязательно противоречить друг другу; они чаще всего коррелируют друг с другом. Чаще всего понимание связано со способностью воспринимать объяснения; последние, если они убедительны, ведут к пониманию. При этом понимать надо, поскольку убедительность не тождественна доказательности. Под влиянием критики со стороны Э. Гуссерля и некоторых неокантианцев, В. Дильтей переосмыслил свои положения [5]. «Понимание» возникает только там, где есть «сфера взаимопонимания, общности» («Sphäre der Gemeinsamkeit»). Серьезная критика стимулирует творчество критикуемого.

Как гносеологическую и психологическую основу «понимания», В. Дильтей вводит понятие «переживание». Оно касается, прежде всего, всегда неповторимого индивидуального опыта межчеловеческого общения. М. Хайдеггер подчеркивал значимость этого понятия для понимания человека, межиндивидуальной коммуникации [6]. Переживание - это психически-духовная оболочка внутреннего опыта, не ограниченная этим опытом. Переживание объективируется и проявляет себя как «выражение» в реальной жизни, равно как и во всей исторической действительности. В работе «Критика исторического разума» («Kritik der historischen Vernunft», 1883) В. Дильтей противопоставляет роль «объективного духа», столь любимого многими предыдущими философами, и творческую деятельность конкретных личностей в ходе истории, отдавая несомненное предпочтение последним. На этой основе Дильтей окончательно покидает поле всей прежней философии истории. Эта устаревшая философия стремилась дать, опираясь на некий сверхиндивидульный общеисторический дух, общеобязательные ценности и нормы для всех времен, цивилизаций и народов. На место такой философии Дильтей ставит критическую историческую науку. Последняя отрицает обязательные для всех ценности, всегда действующие нормы, божественный план истории, абсолютный разум в истории. Все в человеческом знании и убеждениях, равно как и в оценках движения истории, относительно, заключает В. Дильтей. Исследователи должны стремиться лишь к тому, чтобы наши, каждый раз относительные истины, были возможно более точными, определенными и взаимосвязанными [7, S.1079]. Субъект исторических изменений - всегда - отдельная личность и находящиеся под ее влиянием люди, и говорить поэтому о господстве «объективного духа» бессмысленно.

Для духовно-познавательного освоения жизни в ее «живости» («Lebendigkeit») Дильтей разрабатывает специфические «категории жизни». Например, такие как «взаимосвязь» («Zusammenhang«), целое и часть, структура и развитие, «временность» («Zeitlichkeit»), «значение» («Bedeutung»), ценность и цель и т.д. Среди них категория

«временность» занимает такое же важное значение, как категория «длительность» у Анри Бергсона. Дильтей различал два вида категорий. С одной стороны, это «формальные категории», которые всеобщи, так как имеют свое основание в разуме любого человека. С другой стороны, это «реальные категории», имеющие свой исток в конкретных, реальных жизненных взаимосвязях, «категории жизни». Содержание этих категорий не подается в своих существенных аспектах в формально-логических формулах, так как в них отражается рационально-логическая непознаваемость самой жизни («da die Unergründlichkeit des Lebens in jeder Kategorie zurückkehrt). Главная функция «реальных категорий» - обоснование особого способа познания «понимания» («eigenständige Weise des Erkennens»). Обратим внимание на то, что на немецком языке „erkennen" - это и познавать, и узнавать, т.е. понятие и гносеологическое, и психологическое.

Важный элемент «понимающей» психологии В. Дильтея - термин «структура». То, что переживает человек из своих восприятий и представлений, зависит от «состояния моего сознания» или «уровня моего сознания» («Bewustseinsstand»). Эту зависимость Дильтей определяет двумя структурами: «структура поперечного или горизонтального разреза» («Struktur der Querschnitt») и структура «продольного разреза» («Struktur der Langschnitt»). Это вторая структура связывает прошлое, настоящее и возможное будущее в самоощущении и самосознании. Как я воспринимаю и переживаю свое возможное будущее, на которое я направляю свою деятельность, активность, усилия, зависит и от моего восприятия прошлого, и от состояния или уровня моего сознания («Bewußtseinsstand»). Состояние моего сознания -это духовный фон, горизонт, на котором протекает моя активность или пассивность. Это состояние переживается как самоощущение, самочувствие, определенный волевой настрой («Willenshaltung, Willensstimmung). Осознание элементом структуры духа - важная предпосылка самопонимания человека [8, S. 89-100].

В. Дильтей - сторонник историзма, который у него прямо связан с философией жизни. Там, где господствует органическая жизнь и жизнь духа, все существующее неповторимо («einmalig»). В этом жизненном потоке постоянно возникает новое, но ничего общеобязательного («Allgemeinverbindliches»). В духовной жизни, в мировоззрениях, например, одна точка зрения надстраивается над другой или выстраивается рядом в ней. Из такого положения Дильтей не видит выхода. Общество захлестывается и будет захлестывается «анархией убеждений» («Anarchie der Überzeugungen») [9]. Задача каждого человека - иметь собственные убеждения, хотеть и уметь отстаивать их или преодолевать. Иначе человек - не вполне личность.

В данном контексте, совокупность наук о культуре В. Дильтей обозначал словосочетанием «науки о духе» («Geisteswissenschaften»), не различая принципиально, как это делал Гегель, дух субъективный, т.е. дух отдельного человека, от духа «объективного», пронизывающего общество как нематериальная, но неизбывная его составляющая. У Гегеля это, например, объективная система нравственности (система традиций, обычаев, неписанных норм и правил и др., принятых в данном обществе, но не зафиксированных в формальном праве) [10]. Соотношение понятий «объяснение» и «понимание» в пользу понимания играло существенную роль в культурологии Дильтея.

Вильгельм Виндельбанд (Wilhelm Windelband, 1848-1915) уточнил это соотношение через различение «идеографических» и «номотетических» наук о культуре и природе. Первые, «идеографические» науки связаны с трактовкой исторически-конкретных ситуаций, духовной активностью и реальными действиями людей в них. Вторые, «номотетические» науки исследуют явления, качества, подчиняющиеся законам, не имеющим «привязки» к конкретному времени и пространству, законам универсальным. При таком подходе философия рассматривается как особая научная дисциплина, которая занимается ценностно ориентированным мировоззрением. В соответствие с таким мировоззрением, культура определяется как совокупность всех объектов и явлений, которые связаны со всеобще принятыми в данном обществе ценностями. При таком подходе антиценности не включаются в понятие «культура», что сомнительно: говорят же о культуре военных действий, т.е. о

«культуре» взаимного уничтожения людей. Через понятие «ценность» Виндельбанд отграничивал науки о духе и культуре от наук о природном. С точки зрения современной экологической ситуации, такой подход нуждается, однако же, в существенном пересмотре.

Ядро философии жизни В. Дильтея сконцентрировано в выражении «Жизнь неподсудна разуму». Это он пишет в своей работе «Строение исторического мира в науках о духе» [11, S. 359]. В этом высказывании ставится под сомнение не только возможности природоведения в объяснении жизни, но и всего разума. Это самая радикальная постановка вопроса В. Дильтеем. Смягчению этого радикализма служит его работа «Учение о мировоззрении. Исследование о философии философии» [12, S. 206]. В этом произведении автор показывает дополнительность различных мировоззрений по принципу: все мировоззрения нужны, все мировоззрения важны. Находится среди этих мировоззрений место и натурализму.

Примерно того же подхода позднее придерживались М. Шелер в работе «Философское мировоззрение» (Бонн 1929) и К. Ясперс в работе «Психология мировоззрений» (Берлин/Гайдельберг, 1971, шестое издание) Сам В. Дильтей от первоначальной точки зрения, что жизнь не подлежит суду разума, так и не отказался полностью. Поэтому у него встречаются в текстах не только термин «мировоззрение», но и «жизневоззрение» [12, S. 9]. И «жизневоззрение» у него господствует, а остальные мировоззрения могут только служить ему в большей или меньшей степени. Дильтей изменил и традиционное понимание субъекта философствования. На место рассудочно-разумного существа им ставилось существо с «единством всех духовных сил» («Totalität der Seelenkräfte»). Доминирующими в этом субъекте стали психические факторы: инстинкты, чувства, порывы и воля [13].

На творчество В. Дильтея опиралась целая ветвь немецких представителей философии жизни, истории и педагогики. Безусловным его достижением стало не только обращение к миру отдельного человека (актуальное для историков-биографов), но и к сфере духовной жизни в целом. В частности, Дильтей начал перерабатывать педагогику из нормативной рационалистической науки в герменевтически-систематическую научную дисциплину. Она рассматривалась как учение, которое учитывает историческое много- и разнообразие воспитательных и образовательных систем у разных народов, цивилизаций, их временные рамки. Учение В. Дильтея ориентирует на исследование мотивов и смысла реальных социальных практик, а не предписывание им абстрактных (потому что всеобщих) норм. Впрочем, на наш взгляд, ученики и последователи идей Дильтея не представляли собой монолитного течения, нередко дискутируя между собой по частным вопросам. Общим для них стало в основном преодоление натурализма и техницизма, внимание к духовно-эмоциональной сфере.

Литература и источники

1. Spranger, Eduard. Lebensformen. Geisteswissenschaftliche Psychologie und Ethik der Persönlichkeit. 7. Auflage. Halle (Saale)1930. Max Niemeyer Verlag, S.IX, XIV, XV, XVI.

2. Dilthey W. Das Problem der Religion (1911). In: Gesammelte Schriften. Leipzig/Berlin 1924, Bd. 6.

3. Dilthey W. Das Leben Schleiermachers (1870). Gesammelte Schriften. Stuttgart 1979, Bd. 13.

4. Dilthey W. Gesammelte Schriften. Leipzig/Berlin 1924, Band V.

5. Husserl E. Logische Untersuchungen. In: E. Ströker (Hr.). Edmund Husserl, IV, Logische Untersuchung. Hamburg 1975, & 32; Husserl E. Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins. Halle 1928.

6. См.: Heidegger M- Sein und Zeit- Tübingen 1960, 9. Auflage, Kapitel 2; Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik. 4. Aufl. Frankfurt am Mein 1973.

7. См.: «Kritik der historischen Vernunft", цитировано по Hans Jörg Sandkühler (Hg.). Enzyklopädie Philosophie. Hamburg 1999. Meiner Verlag.

8. Dilthey W. Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissensschaften. Fr./M. 1981.

9. См.: Einleitung in die Geisteswissenschaften. Versuch einer Grundlegung für das Studium der Gesellschaft und der Geschichte. Bd. 1. 1883.

10. См.: Рау И.А. Гегель об ограниченности формального права (к вопросу о соотношении общественных взглядов Гегеля с «юридическим мировоззрением») // Человек, общество, познание. Историко-философские очерки. - М.: Издательство Московского университета, 1981. - С.16-26.

11. «Leben kann nicht vor den Richterstuhl der Vernunft gebracht werden". In: Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften. Gesammelte Schriften. Stuttgart/Göttingen 1958, Bd. VII.

12. Dilthey W. Weltanschauungslehre. Abhandlung zur Philosophie der Philosophie. In: Gesammelte Schriften. Stuttgart/Göttingen 1962, Bd. VIII.

13. См.: Kon, S. Die Geschichtsphilosophie des 20. Jahrhunderts. Berlin 1964, Band 1., S. 82-108.

РАУ ИОГАНН - доктор философии, профессор; Научный форум по международной безопасности при Академии штабных офицеров Бундесвера (Гамбург) и Академии защиты Отечества (Вена) (rau100@mail.ru).

RAU, JOHANNES - Doctor of Philosophy, Professor; Scientific Forum on International Security at the Academy staff officers of the Bundeswehr (Hamburg) and the Academy of defending the Homeland (Vienna) (rau100@mail.ru).

УДК 94(571.1/.5).«18»:316.722_172.12

КЛИМАЧКОВ В.М., ГАМАЛЕЙ С.Ю. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ В XIX ВЕКЕ И ЕГО ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Ключевые слова: Сибирь, правовая культура, правосознание, декабристы, социальная группа, судебная реформа.

В статье исследуется проблема эволюции политико-правовой культуры городского населения Сибири в XIX веке. Рассматривая специфику социально-демографического состава городского населения региона, авторы акцентируют внимание на особенностях преобразований, проводимых на данной территории органами государственной власти и управления. Особое внимание уделяется специфике развития в Сибири культуры, образования, экономики, которая, безусловно, оказывала влияние на становление правосознания и, как следствие, правовой культуры проживающего в Сибири городского населения. Показано, что большой вклад в формирование политико-правовой культуры населения Сибири внесли политические ссыльные, нередко игравшие видную роль в местных городских сообществах. Значительное влияние на нее оказывала также церковь, которая являлась проводником официальной идеологии.

KLIMACHKOV, V.M., GAMALEY, S.Yu.

TO THE QUESTION ON THE FORMATION OF URBAN POPULATION OF SIBERIA IN THE XIX CENTURY AND ITS POLITICAL-LEGAL CULTURE

Keywords: Siberia, legal culture;legal conscience; the Decembrists; social group; judicial reform

In the article researched the problem of evolution of the political-legal culture of the urban population of Siberia in the XIX century. The authors speak about the specifics of the social-demographic composition of the urban population of the region, on the specifics of the ongoing reforms on the part of the state authorities for the given territory. Attention is also paid to the specifics of the development of culture, education, and economy in Siberia, which undoubtedly influenced the development of legal awareness and as a consequence of the legal culture of the urban population residing in Siberia. It is shown that political exiles, who often played a prominent role in local urban communities, made a great contribution to the formation of the political and legal culture of the population of Siberia. The church, which was the conductor of the official ideology, also had a significant influence on it.

Правовая культура в узком смысле слова означает знание индивидом действующего законодательства, его правильное понимание, соблюдение и исполнение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высший уровень правовой культуры личности - его социально-правовая активность, использование имеющихся правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка. Правовую культуру социальной группы или даже всего народа можно определить, исследовав, прежде всего, правовую информированность, отношение к правовым явлениям современности, а также готовность следовать действующему законодательству. Таким образом, понятие правовая культура тесно связано с правосознанием, причем последнее является элементом правовой культуры.

Развитие правовой культуры населения Сибири, как восточной части России, в начале XIX века обуславливалось различными региональными особенностями. В начале 1820-х годов эта территория делилась на два генерал-губернаторства - Восточно-Сибирское и Западно-Сибирское. В отличие от Восточно-Сибирского генерал-губернаторства, генерал-губернатор Западной Сибири поддерживал более тесные контакты с высшими центральными государственными учреждениями, тем самым активнее реализуя интересы высшей государственной власти и эффективнее осуществляя надзорные функции. Восточная же Сибирь даже в XIX столетии представляла собой край весьма малообжитой, во многом живущий особой, автономной жизнью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.