Научная статья на тему 'ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ И МЕТАФИЗИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО В КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ СТАТЬИ ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ «О ВОЗМОЖНОСТИ ВСЕОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ»'

ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ И МЕТАФИЗИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО В КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ СТАТЬИ ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ «О ВОЗМОЖНОСТИ ВСЕОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЛЬГЕЛЬМ ДИЛЬТЕЙ / ПЕДАГОГИКА / УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУКА / ИСТОРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Докучаев Илья Игоревич

В предисловии к статье Вильгельма Дильтея «О возможности всеобщей педагогики» указывается, что его проект универсальной педагогики предполагает построение не метафизики образования, то есть абстрактного и не зависящего от конкретной культуры знания, а исторического накопления наиболее ценных педагогических практик. Именно за универсализм критикует Дильтей современную ему педагогику, создатели которой пытались обосновать ее научный статус за счет метафизической этики и позитивистской психологии. Под образованием Вильгельм Дильтей понимает процесс совершенствования человека, осуществляемый под влиянием обстоятельств окружающего его мира (который выступает стимулом совершенствования) и под влиянием ценностей культуры, сформировавшими его дух (которые выступают целями совершенствования). Проект педагогики Вильгельма Дильтея включает два раздела: учение о социальных институтах образования и учение о методике эффективного обучения и воспитания. К числу важнейших институтов, которые в кооперации с педагогикой причастны к процессу формирования человека, Вильгельм Дильтей относит семью, общину, государство и церковь. Процесс образования он сравнивает с игрой, в которой важна непосредственность восприятия участников и творческое отношение к деятельности, а также - с пониманием, в котором общающиеся люди обогащаются за счет проникновения в содержание духовного опыта каждого из них. К числу важнейших методик педагогики Дильтей относит развитие памяти, изучение математики и языков, учет стимулов ученика к получению образования, использование учителем наглядных примеров для объяснения формальных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORICAL AND METAPHYSICAL MEANING OF THE UNIVERSAL IN THE CONCEPT OF EDUCATION BY WILHELM DILTHEY. PREFACE TO THE TRANSLATION OF WILHELM DILTHEY’S ARTICLE “ON THE POSSIBILITY OF UNIVERSAL PEDAGOGY”

The preface to Dilthey’s article “On the possibility of Universal Pedagogy” highlights that his project of universal pedagogy does not concern with the metaphysics of education and abstract knowledge that is not dependent on specific culture. Rather, it is a historical accumulation of the most valuable pedagogical practices. Dilthey criticizes modern pedagogy for its attempt to be universal and to use metaphysical ethics and positivist psychology to try to underpin its scientific status. Dilthey understands education as a process of human development inextricably linked to the surrounding world (driver of development) as well as the values of the culture that shape human spirit (goals of development). Wilhelm Dilthey’s project of pedagogy includes two sections: the teaching about social institutions of education and the teaching about the methods of effective training and upbringing. He admits the crucial role of family, community, state and church. Together with pedagogy, these institutions are involved in human development. Dilthey compares education with a game with its priority for immediate perception and creativity. He also compares education with understanding where the parties to communication are enriched by the exchange of individual spiritual experience. Among the most important methods of pedagogy, Dilthey considers the development of memory, the study of mathematics and languages, due regard for the student’s motivation to study, the use of illustrative examples to explain formal knowledge.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ И МЕТАФИЗИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО В КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРЕВОДУ СТАТЬИ ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ «О ВОЗМОЖНОСТИ ВСЕОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ»»

Журнал интегративных исследований культуры, 2021, т. 3, № 2 Journal of Integrative Cultural Studies, 2021, vol. 3, no. 2 _www.iik-journal.ru

Я Check for updates

Публикации и переводы

УДК 801.731 https://www.doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-2-163-166

Об историческом и метафизическом смысле универсального в концепции образования Вильгельма Дильтея. Предисловие к переводу статьи Вильгельма Дильтея «О возможности всеобщей педагогики»

И. И. Докучаев01

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Для цитирования:

Докучаев, И. И. (2021) Об историческом и метафизическом смысле универсального в концепции образования Вильгельма Дильтея. Предисловие к переводу статьи Вильгельма Дильтея «О возможности всеобщей педагогики». Журнал интегративных исследований культуры, т. 3, № 2, с. 163-166.

https://www.doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-2-163-166 Получена 14 февраля 2021; принята 6 апреля 2021. Права: © И. И. Докучаев (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии СС БУ-ЫС 4.0.

Аннотация. В предисловии к статье Вильгельма Дильтея «О возможности всеобщей педагогики» указывается, что его проект универсальной педагогики предполагает построение не метафизики образования, то есть абстрактного и не зависящего от конкретной культуры знания, а исторического накопления наиболее ценных педагогических практик. Именно за универсализм критикует Дильтей современную ему педагогику, создатели которой пытались обосновать ее научный статус за счет метафизической этики и позитивистской психологии. Под образованием Вильгельм Дильтей понимает процесс совершенствования человека, осуществляемый под влиянием обстоятельств окружающего его мира (который выступает стимулом совершенствования) и под влиянием ценностей культуры, сформировавшими его дух (которые выступают целями совершенствования). Проект педагогики Вильгельма Дильтея включает два раздела: учение о социальных институтах образования и учение о методике эффективного обучения и воспитания. К числу важнейших институтов, которые в кооперации с педагогикой причастны к процессу формирования человека, Вильгельм Дильтей относит семью, общину, государство и церковь. Процесс образования он сравнивает с игрой, в которой важна непосредственность восприятия участников и творческое отношение к деятельности, а также — с пониманием, в котором общающиеся люди обогащаются за счет проникновения в содержание духовного опыта каждого из них. К числу важнейших методик педагогики Дильтей относит развитие памяти, изучение математики и языков, учет стимулов ученика к получению образования, использование учителем наглядных примеров для объяснения формальных знаний.

Ключевые слова: Вильгельм Дильтей, педагогика, универсальная наука, историзм, национальное образование.

On the historical and metaphysical meaning of the universal in the concept of education by Wilhelm Dilthey.

Preface to the translation of Wilhelm DiUhey's article "On the possibility of Universal Pedagogy"

I. I. Dokuchaev®1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Abstract. The preface to Dilthey's article "On the possibility of Universal Pedagogy" highlights that his project of universal pedagogy does not concern with the metaphysics of education and abstract knowledge that is not dependent on specific culture. Rather, it is a historical accumulation of the most valuable pedagogical practices. Dilthey criticizes modern pedagogy for its attempt to be universal and to use metaphysical ethics and positivist psychology to try to underpin its scientific status. Dilthey understands education as a process of human development inextricably linked to the surrounding world (driver of development) as well as the values of the culture that shape human spirit (goals of development). Wilhelm Dilthey's project of pedagogy includes two sections: the teaching about social institutions of education and the teaching about the methods of effective training and upbringing. He admits the crucial role of family, community, state and church. Together with pedagogy, these institutions are involved in human development. Dilthey compares education with a game with its priority for immediate perception and creativity. He also compares education with understanding where the parties to communication are enriched by the exchange of individual spiritual experience. Among the most important methods of pedagogy, Dilthey considers the development of memory, the study of mathematics and languages, due regard for the student's motivation to study, the use of illustrative examples to explain formal knowledge.

Keywords: Wilhelm Dilthey, pedagogy, universal science, historicism, national education.

For citation:

Dokuchaev, I. I.

(2021) On the historical and

metaphysical meaning

of the universal in the concept

of education by Wilhelm Dilthey.

Preface to the translation

of Wilhelm Dilthey's article

"On the possibility of Universal

Pedagogy'!

Journal of Integrative Cultural Studies, vol. 3, no. 2, pp. 163-166. https://www.doi.org/10.33910/2687-1262-2021-3-2-163-166

Received 14 February 2021; accepted 6 April 2021. Copyright: © I. I. Dokuchaev (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

В небольшой работе «О возможности всеобщей педагогики», созданной в 1888 году, Вильгельм Дильтей предложил очерк науки об образовании и воспитании как целостном исследовательском проекте. К моменту создания очерка педагогика уже была сложившейся научной дисциплиной, опиравшейся на различные хорошие практики, известные благодаря созданным их авторами школам и образовательным центрам, и на некоторые системы знаний, получившие еще в начале девятнадцатого века новый импульс к развитию и достигнувшие к его концу серьезных результатов. Речь идет, прежде всего, о психологии. Помимо этих новых направлений исследований, педагогика опиралась и на старые и хорошо разработанные традиции, прежде всего на этику, философскую антропологию и социальную философию. Вместе с тем Вильгельм Дильтей считал положение дел в педагогике к моменту публикации его работы совершенно неудовлетворительным. В своей статье великий немецкий философ увязал существо педагогики с ключевыми идеями соб-

ственной философской программы, прежде всего с теорией историзма ключевых теоретических концептов социально-гуманитарного знания и с традициями герменевтики.

Критика педагогики, предпринятая Вильгельмом Дильтеем, затрагивает ключевой аспект науки — универсальность ее положений. Примечательно, что сам проект педагогики увязывается с кантианскими методами анализа знания — критикой, суть которой заключается в постановке вопроса о возможности того или иного знания и в ответе на этот вопрос, заключающемся в указании границ этого знания. В самом названии текста Вильгельм Дильтей спрашивает: как возможна универсальная педагогика? На этот кантианский вопрос Дильтей дает совершенно некантовский ответ. Ответ Иммануила Канта на любой вопрос такого рода считался им самим удовлетворительным только тогда, когда в его основе лежала характеристика соответствующей категории как априорного знания о категоризируемой сфере опыта. Априорный фактор опыта характеризовал

И. И. Докучаев

всякий его вариант в той или иной сфере или вообще всякий опыт. Эта универсальность делала знание не зависящим от опыта не в том смысле, что оно существовало само по себе, а в том, что оно было релевантным для всякого опыта. Такой фактор был своеобразным гносеологическим аналогом онтологических категорий античной философии. Вопрос Аристотеля о том, как возможно бытие того или иного сущего, был переформулирован в вопрос о том, как возможно знание о том или ином сущем. Однако ответ и в том, и в другом случае носил метафизический характер, ибо он предполагался как полученный раз и навсегда, как формальный и неслучайный, в отличие от материальности и опыта, и универсума.

Именно метафизический вариант универсальной педагогики отрицает Вильгельм Дильтей. Он связывает его с рационалистическими традициями философии эпохи Просвещения и сциентизмом позитивистской науки. Вот характерный тезис, в котором отрицается этическое и психологическое обоснование универсализма педагогики: «любая формулировка конечной цели человеческой жизни оказывается исторически обусловленной. До сих пор ни одной моральной системе не удалось получить всеобщее признание. Это же умозаключение можно вывести из психологического анализа». В этом высказывании очень важно не только увидеть критику метафизики, но и указание на цель человеческой жизни как реальную проблему социально-гуманитарного знания в целом и педагогики — в частности. Телеологический характер педагогики не отрицается Вильгельмом Дильтеем, как не отрицается даже его универсализм, но концепция универсальной телеологии приобретает совершенно иную форму — исторически обусловленную и аккумулятивную.

Для обоснования этой концепции Вильгельм Дильтей выстраивает своеобразную философскую антропологию, а точнее — теорию человеческой деятельности. В ее основе лежат три тезиса:

1) Структура деятельности включает три компонента, связь которых имеет причинно-следственную форму. Имеется стимул деятельности, его познание и действие на основе этого познания. Познание заключается не только и не столько в созерцании предмета, сколько в формулировке цели действия. И таковой целью является процесс совершенствования человека и окружающего его мира.

2) Типы стимулов и реакций многообразны и не сводимы ни к какой формальной системе.

3) Типы стимулов и реакций изначально, то есть филогенетически и онтогенетически, никак не взаимосвязаны, но в процессе исторического развития общества и биографического развития человека они приобретают целостный характер, то есть выстраиваются в систему ценностей, или целей.

Образование есть способ такого рода систематизации, возможность повторить в онтогенезе филогенез, за короткое время достичь результатов длительной исторической традиции. Образование есть процесс совершенствования и достижения совершенства. Вот формулировка самого Вильгельма Дильтея, в которой он высказывает важнейшую для представляемой работы идею: «Образовательной мы называем любую деятельность, которая стремится обеспечить совершенство процессов душевной жизни и их взаимосвязей, а образованием, соответственно, мы называем достигнутое совершенство». Поскольку никто не знает единственно возможной цели деятельности человека и смысла его жизни, остается искать исторически обусловленные цели и смыслы, то есть такие ценности, которые создавались народами в ту или иную эпоху. Их систематизация и есть единственно возможный универсализм социально-гуманитарного знания, а воспитание на их основе и обучение им — единственно возможный универсализм педагогики. Итак, универсальная педагогика — это список полученных в разных культурах целей совершенствования человека и мира, а также практик их достижения; это открытый, но принципиально систематизируемый список педагогических принципов.

Сформулировав общую идею универсальной педагогики, Вильгельм Дильтей завершает свою работу описанием ее структуры. Она состоит из двух частей. Первая часть — это социальная педагогика, она включает в себя три раздела. Это, во-первых, теория школы как социального института, во-вторых, теория среды существования этого института (то есть его связей с другими институтами: семьей, общиной, государством и церковью), и наконец, в-третьих, теория взаимоотношения учителя и ученика. Теория школы связывается Вильгельмом Диль-теем с основной целью такого института — выявления и реализации таланта ученика. Очень существенным аспектом этой связи Дильтей считает равные возможности влияния на образование со стороны каждого из упомянутых

Журнал интегративных исследований культуры, 2021, т. 3, № 2

165

социальных институтов: «Семья представляет собой, прежде всего, элемент счастья человека, община в своем экономическом единстве находит ему применение, государство требует способности принести пользу целому, чьим законам следует подчиняться, продолжая умеренно их развивать. Церковь стремится к высшей цели личности — к встрече с Богом в вечности лицом к лицу». Наконец, концепция взаимоотношения учителя и ученика трактуется в духе герменевтики; это процесс понимания одного человека другим, процесс приобщения их друг к другу и обогащения за счет обмена содержанием опыта каждого из них, как учителя, так и ученика. Понимание есть, прежде всего, изменение содержания опыта понимающего, в отличие от объяснения, которое универсализирует объясняемое знание. Понимание есть творческий процесс, который делает педагога и ребенка родственными душами, а педагогику и поэзию — родственными занятиями, связывая их в одно целое как благодаря важнейшей практике образования и искусства — игре, так и благодаря важнейшему условию получения результата этой практики — непосредственности восприятия и уникальности воспринимающей личности каждого из участников творческого общения. Такая уникальность не редуцируется универсальными категориями науки, а приобретает социальную значимость и воплощается в историческом становлении культурных ценностей народа.

Вторая часть — учение о методиках образования и воспитания. Здесь Вильгельм Дильтей перечисляет ряд принципов успешного педагогического процесса, к которым относятся:

1) приемы преподавания тех или иных дисциплин, такие как объяснение теории на наглядном примере, систематизация объясняемого материала, обучение пра-

вилам формулировки понятий и определений и т.д.

2) учет мотивов обучающихся, который включает как спонтанный интерес, так и сознательно формируемый учителем;

3) развитие памяти ученика;

4) развитие формальных способностей — обучение языкам и арифметике, позволяющим увидеть связь знания и действительности, а также развивающим умение определять существенные черты этой действительности.

Как уже отмечалось выше, Дильтей не считает эту структуру исчерпывающей, она принципиально открыта. Важно насыщать ее новым содержанием, имея в виду как взаимосвязь отдельных достижений, так и ценность каждого из них. Ни первое, ни второе не должно иметь преимущества. Но именно опасность абстрактной универсализации культуры и педагогики Вильгельм Дильтей подчеркивает в последней фразе своего сочинения: «исторический этос народа, который влечет за собой также и способы воспитания, не должен подвергаться разрушительному воздействию радикальной теории, претендующей на воспитание всех народов на основе всеобщей системы». Эта опасность существует и сегодня; до сих пор идея абстрактного универсализма, под которым чаще всего скрывается та или иная доминирующая в современном мире культура и ее концепции, угрожает уничтожить национальное своеобразие сохраняющихся культурных тезаурусов; именно поэтому проект универсальной педагогики Вильгельма Дильтея, который преодолевает крайности как изоляционистского истори-цизма, так и универсалистского формализма, актуален и ценен в наши дни так же, как и тогда, когда он был впервые опубликован.

Сведения об авторе

Илья Игоревич Докучаев

SPIN-код: 6082-3212, Scopus Author ID: 57203725047, Researcher ID: K-8453-2015, ORCID: 0000-0002-0506-2927, e-mail: ilya dokuchaev@mail.ru

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Author

Ilya I. Dokuchaev

SPIN-код: 6082-3212, Scopus Author ID: 57203725047, Researcher ID: K-8453-2015, ORCID: 0000-0002-0506-2927, e-mail: ilya dokuchaev@mail.ru

Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Theory and History of Culture, Herzen State Pedagogical University of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.