УДК 796.01
ВИКТИМОЛОГИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
А.А Найн - доктор педагогических наук, профессор А.Я. Найн - доктор педагогических наук, профессор Л.Ф. Артемьева - соискатель Уральский государственный университет физической культуры
Челябинск
VICTIMOLOGY AS A PRIORITY WAY TO PREVENT STUDENTS' DRUG
ADDICTION
A.A. Nayn - doctor of pedagogics, professor A.Y. Nayn - doctor of pedagogics, professor L.F. Artemeva - applicant Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk
e-mail: artlu21@mail. ru
Ключевые слова: виктимология, виктимность, виктимное поведение, наркозависимость, профилактика, студенческая молодежь.
Аннотация. В статье рассматривается виктимология как важная область научного знания, позволяющая направить усилия педагогического сообщества на организацию профилактики наркозависимости студенческой молодежи.
Keywords: victimology, victimization, victim behavior, drug addiction, prevention, students.
Annotation. The article considers the "victimology" as an important area of scientific knowledge, that allows to direct the efforts of the pedagogical community on prevention of students' drug addiction.
ВВЕДЕНИЕ
В конце 2012 года в кремле состоялось очередное заседание Совета безопасности с участием Президента РФ В. В. Путина, посвященное вопросам борьбы с наркоманией. За 10 лет в России в 10 раз увеличилось число наркоманов, наркоторговцам удалось вовлечь в потребление наркотиков такое количество детей и подростков, что это угрожает национальной безопасности. Будущее России оказалось под двойной угрозой. С одной стороны, это удар по здоровью нации, а с другой - мощный источник финансирования международного терроризма. Эти страшные факты констатировали эксперты при подготовке заседания Совета безопасности.
Открывая заседание, Президент сказал: «Общеизвестно, что 80 процентов героина поставляется на мировой рынок из Афганистана, где боевики отдельных движений контролируют переброску оттуда наркотиков в Центральную Азию и дальше в Европу. Терроризм и наркотики - явления абсолютно родственные, у них общие корни и, похоже, разрушительная
сила. Как и терроризм, наркобизнес имеет разветвленную международную сеть и, без всякого сомнения, носит транснациональный характер».
По словам Президента, наша страна - не только перевалочный пункт для наркоторговцев, но и колоссальный потребитель наркозелья. Большинство наркоманов сегодня - люди до тридцати лет. Но наркотики, поступающие извне, - это только полбеды.
«Растет собственное производство наркотиков в стране, - сказал далее Президент, - в том числе синтетических наркотиков, дешевых и дающих моментальную зависимость. Что особенно опасно: количество таких лабораторий, по некоторым оценкам экспертов, в последние годы сильно возросло». Президент отметил, что «щупальца» наркомафии часто проникают не только в школы и вузы, но даже в те ведомства, которые должны бороться с их распространением. Это сегодня уже самоочевидно, и это настораживает. Отмеченное позволяет отнести изучаемую проблему не только к проблемам важной значимости, но и к приоритетным для педагогики. Она в той или иной мере уже была предметом обсуждения в концептуальных документах государственной важности [5; 6; 7; 8].
Нестабильность социально-экономических отношений в России, несовершенство правовой сферы обеспечения сложившихся рыночных отношений приводят к необходимости поиска мер по стабилизации криминальной обстановки в студенческой среде, в том числе по профилактике наркомании [4, с. 93]. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; падение престижа среднего и высшего профессионального образования; увеличение числа молодых людей, начинающих трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющих желания продолжать обучение; снижение интеллектуального уровня студенческой аудитории - будущего российской науки; нежелание многих студентов обучаться в родных вузах, их отток из страны [3, с. 89-91].
Сегодня студенческое поколение во многом оказалось без надежных социально-педагогических ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанных на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед проблемой выбора, с другой стороны - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Именно в этих условиях особую важность приобретает рассмотрение проблемы виктимизации молодежи, становления ее как полноправного члена общества, отвлечения от наркотической зависимости, тяги к «уходу в себя» и получения сиюминутного удовольствия. Помочь студенту социализироваться в сложном и многогранном процессе адаптации в обществе призваны прежде всего педагоги. Однако здесь все еще достаточно велико число нерешенных проблем: идет дальнейшее расслоение на богатых и бедных, растет безработица, ухудшается положение со здравоохранением, образованием и культурой. Наблюдается смещение нравственных идеалов и ценностей в сторону бездуховности, жестокости, насилия, меркантилизма. Увеличивается число правонарушений среди подростков и студенческой молодежи. Все это тормозит эффективность работы по организации профилактики наркомании среди студенческой молодежи.
Ключевым понятием данной статьи является дефиниция «виктимология». В литературе имеются различные определения этого явления. Так, например, «Экономический словарь» определяет виктимологию как «систему объяснений» провала биржевой сделки, возникшего в результате ошибки или форс-мажора.
Виктимология (лат. victima - жертва, лат. logos - учение) - междисциплинарная область, исследующая виктимизацию, то есть процесс становления жертвой преступления.
В криминалистике П. Ю. Утков этому термину дает следующее определение [11, С. 15-16]: виктимология - это общая теория, имеющая предметом жертву любого происхождения, как криминального, так и не связанного с преступлениями. Виктимология, таким образом - самостоятельная наука, принадлежность которой к юридическим можно признать лишь
отчасти. Скорее, это наука о безопасности жизнедеятельности человека. Следовательно и сама отрасль науки, по нашему мнению, должна называться более точно - «педагогическая виктимология».
Виктимология, как считает И. В. Журлова, изучает [4, С. 41-42]: пути, возможности, способы и средства возмещения причиненного преступлением вреда, а в первую очередь, физической реабилитации потерпевшего; систему мероприятий профилактического характера, в которых учитываются и используются защитные возможности реальных потерпевших.
Виктимность (от лат. victima - жертва) - достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объективную предрасположенность индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, «не опасными» для других личностей.
С точки зрения О. О. Андронниковой, в широком смысле виктимология - социально-психологическая область знания, изучающая различное виктимное поведение людей, нуждающихся в социализации. Предметом социально-психологической виктимологии является изучение детей и взрослых, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и требующих специальной педагогической и психологической помощи. Таким образом, виктимология -это развивающееся комплексное учение о лицах, находящихся в кризисном состоянии (жертвах наркомании, табакокурения, стихийных бедствий, катастроф, различных форм насилия, аддиктивного поведения и т. д.), и мерах профилактики виктимизации личности.
Что касается педагогической виктимологии, то в ее задачу, как показали материалы нашего исследования, входит как минимум два больших направления исследования [2, С. 7379]: разработка методов и технологий коррекции опережающей профилактики виктимного поведения личности (наркозависимости); выявляя типы виктимных подростков (студентов) различного возраста, их сензитивность к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимозависимого субъекта в жертву социализации.
Исследуя многие годы проблему виктимологии как приоритетного направления профилактики наркозависимости студенческой молодежи, можно констатировать, что она тесно переплетается с теорией социальной работы, психологической и социальной педагогикой, поскольку отражает особенности функций данных наук. Она изучает природу и генезис отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социально-психологические факторы, которые обусловливают социопатогенез. Педагогическая виктимология анализирует с опережением причины воздействия негативных явлений на индивида и разрабатывает систему предупреждения, диагностику, коррекцию отклоняющегося поведения, которое может приводить человека в состояние жертвы и носить разные формы.
Можно согласиться с мнением А. И. Тесля, который считает, что эта отрасль педагогической науки должна разрабатывать [10, С. 91] методы диагностики виктимности личности, виктимогенности группы и микросоциума; содержание, формы и методы профилактики и реабилитации жертв социализации; определять степень их эффективности; предлагать рекомендации по стратегии и тактике общества, государства, социальных институтов по отношению к различным категориям жертв. Педагогическая виктимология на основе исследования типов виктимных личностей и физических, психических и социальных отклонений в развитии субъекта должна предлагать конкретные меры по опережающей коррекции этих отклонений и по предотвращению негативных влияний на развитие личности.
В нашей опытно-экспериментальной работе по профилактике виктимного поведения студентов особое внимание уделялось такому фактору, как влияние педагога на студента. Если следовать позиции А. И. Тесля, то деформированная личность преподавателя вуза в
процессе взаимодействия с развивающейся личностью студента посредством не только вербальных, но и невербальных средств оказывает репрессивное влияние на личность последнего. Студент становится экспрессором - жертвой травматической проекции преподавателя, а педагогическое общение - механизмом компенсирующей проекции опыта травматического развития личности педагога. Компенсирующая проекция социальной травмы или траматиче-ского опыта развития не только определяет стиль принуждения в отношении преподавателя к студенту, но и характеризует обращение к репрессивным социально-педагогическим психотехникам, а это прямой путь к виктимизации личности. Вырабатывается и закрепляется своего рода позиция принуждения, характеризующая деформированную личность преподавателя [10, С. 71-72].
В таблице 1 приведены некоторые признаки, определяющие позицию принуждения студента преподавателем и соответствующей каждой позиции - оценочный ранг.
Таблица 1
Влияние личности преподавателя на принуждение студента к профилактике вик-тимного поведения
№ п/п Признаки позиции принуждения студента преподавателем Оценочный ранг
1. Повышение у студента напряженности как приоритет негативных форм оценивания над позитивными 5
2. Раздражительность, обидчивость, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе 6
3. Негативная открытость (принятие, но с ориентацией на отрицательное), эгоцентричность, наличие комплекса психологических защит 4
4. Нетерпимость к чужому мнению, другим людям (коллегам, студентам), ограничение субъективной свободы 3
5. Приоритет дисциплинарных воздействий над организационными 2
6. Низкий уровень способности подключать студентов к собственным целям и подключаться к целям обучающихся 1
В тестировании учавствовали 136 человек, студенты второго курса специальности «Легкая атлетика» базового вуза - ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры» - и двух его филиалов - Стерлитамакского и Екатеринбургского. Ранговые оценки были ранжированы по известной методике А. С. Мосалыгина (Пермь, 2004).
Приведенные признаки позволяют рассматривать социально-педагогическое воздействие на развивающуюся личность в системе образования как виктимогенное педагогическое влияние, приводящее к виктимизации студента. Это подтверждает одно из условий нашей гипотезы о необходимости коррекции межличностного взаимодействия субъектов в физ-культурно-образовательной системе в целях профилактики виктимного поведения обучающихся.
Реализуя второе условие гипотезы, мы попытались обосновать эффективность применения средств легкой атлетики в рамках занятий физической культурой для профилактики наркозависимости студенческой молодежи.
Легкая атлетика как вид спорта отличается увлекательностью, многообразием форм, доступностью, зрелищностью. Для этого вида спорта характерны легкость и быстрота движений, стремительность атак и самоотверженность. Разнообразие двигательных навыков и действий, различных по координационной структуре и интенсивности, способствует развитию всех физических качеств. В процессе занятий занимающиеся получают довольно значительную и в то же время посильную физическую нагрузку (безопасную для организма в плане перегрузок), и вместе с тем сильную эмоциональную зарядку.
В процессе реализации физкультурно-оздоровительной функции по профилактике виктимного поведения студентов (на основе применения наших педагогических технологий) предметом преобразования выступают различные способности студента, приоритет из которых мы отдаем способностям противостоять рискам виктимизации. Так, к примеру, в процессе занятий трудно переоценить преобразовательную роль специально подобранных тренировочных упражнений и действий из арсенала средств этого вида спорта, обеспечивающих значительный позитивный результат в развитии гибкости, ловкости, координации, скорости реакции, выносливости, повышения общего тонуса, физической и интеллектуальной трудоспособности.
Для ознакомления с сущностью и содержанием феномена виктимизации личности нами разработан и апробирован 32-часовой семинар-практикум «Виктимизация как основа организации профилактики наркомании среды студенческой молодежи». В содержание семинара входило изучение роли физической культуры и жизни современного человека; знакомство с понятиями «здоровье», «валеология», «генезис виктимности», «виктимная личность», «виктимное поведение», «педагогическая профилактика виктимности», «группы в ситуации виктимного риска»; развитие ценностных представлений студентов о здоровьесбе-регающей и здоровьепреумножающей деятельности; рассмотрение факторов физического и духовного здоровья человека; конкретные способы и средства укрепления своего здоровья и конкретные механизмы развития собственной здоровьеориентированной направленности личности.
Таким образом, содержательный смысл и контекст данного спецкурса заключается:
а) во-первых, в том, чтобы вооружить студентов полезной информацией о проблеме виктимизации, создать личное информационное пространство для сохранения и приобретения знаний и умений здорового образа жизни;
б) во-вторых, сформировать у студента осознание и ощущение принадлежности к общности, пригодности к важному процессу образования, возможность подкрепить свои впечатления в диалоге с другими студентами, не задействованными в этом семинаре;
в) в-третьих, в том, чтобы в том, чтобы добиться понимания студентом того, что создает мотивацию к виктимологической профилактике и как должны использоваться полученные знания, умения, навыки в деятельности по проектрированию индивидуального пути саморазвития и самосовершенствования средствами физической культуры и спорта.
В таблице 2 показаны некоторые результаты оценки профилактики поведения студентов, полученые различными методами после обучения на семинаре-практикуме.
Таблица 2
Комплекс методик выявления сформированности виктимного поведения студентов по ряду критериев_
Методы Критерии Наблюдение Беседа Анкетирование Метод самооценок Метод экспертных оценок
Мотивационный + + + +
Ценностный + + + +
Интеллектуальный + + + + +
Поведенческий + + + +
Сопоставительный анализ обобщенных данных, полученных в контрольной и экспериментальной группах, позволил проследить общую динамику процесса формирования вик-тимного поведения личности студентов (табл. 3).
Таблица 3
Общая динамика процесса формирования виктимного поведения личности студентов
Уровни сформированности виктимного поведения студентов Экспериментальная группа, % Контрольная группа, %
До обучения на семинаре-практикуме Оптимальный (высокий) 8,1 7,4
Допустимый (средний) 23,9 21,6
Недостаточный (низкий) 67,2 63,2
После обучения на семинаре-практикуме Оптимальный (высокий) 47,1 9,8
Допустимый (средний) 43,8 28,6
Недостаточный (низкий) 9,0 59,7
Достижение позитивного результата в экспериментальной группе, где были реализованы выдвинутые в гипотезе условия, мы связываем с тем, что в образовательном процессе была достигнута собственно интеграция различных форм учебной и внеучебной деятельности, физического воспитания и клубно-оздоровительной работы, спортивной тренировки (легкая атлетика), овладение теоретическими знаниями различных предметных областей, влияющие на процесс виктимизации личности. Этим самым, как показывает анализ результатов опытно-экспериментальной работы, значительно облегчался процесс занятий, сокращались сроки реализации поставленных целей, а также достигалось взаимопонимание и единство целей деятельности студентов и преподавателя. С другой стороны, преодолевалась отвлеченность теоретических знаний от практической деятельности. Воспитание студента в направлении профилактики наркомании в частности, и его образование в целом, в процессе занятий любительским спортом все в большей степени превращаются в здоровьенаправлен-ное самовоспитание и самообучение (т. е. стрессоустойчивость), когда студент из объекта физкультурного воспитания превращается в его субъект. Это проявляется в устойчивом стимулировании творческой активности к здоровому образу жизни студента: появляется не просто стремление выполнить необходимый комплекс упражнений и действий, запланированных преподавателем на занятие, но и мотивация к виктимологической профилактике.
Литература
1. Андронникова, О. О. Виктимология и ее основные понятия в отечественной и зарубежной науке / О. О. Андронникова // [Электронный ресурс] режим доступа : http://obrazovanie9.ru/articles/345-victimology.htm.
2. Артемьева, Л. Ф. Педагогические условия организации профилактики наркомании студентов: новые направления исследования / Л. Ф. Артемьева // Педагогическая наука и образование : тематический сбор. науч. трудов / под ред. А. Я. Найна. - Вып. 13. - Челябинск : УралГУФК, 2013. - С. 73-79.
3. Барановский, Н. А. Введение в виктимологию / Н. А. Барановский. - Минск : Амалфея, 2002. - 186
с.
4. Журлова, И. В. Социально-педагогическая виктимология : курс лекций / И. В. Журлова. - Мозырь : ОМГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. - 172 с.
5. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде // Диалоги о воспитании: Наркомания: Ситуация, опыт, профилактика. - М. : ВХТЦ, 2000. - № 1. - С. 3-47.
6. Концепция антинаркотической физкультурно-профилактической работы в Волгоградском регионе / под ред. А. А. Сучилина. - Волгоград : ВГАФК, 2002. - 38 с.
7. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма в Челябинской области / под ред. Л. Ф. Артемьевой, В. С. Быкова, Л. М. Кустова. -Челябинск : УралГУФК, 2002. - 24 с.
8. Концепция технологий профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге / под. Ред. С. П. Евсеева. - СПб. : СПбГУФК, 2002. - 24 с.
9. Украинец, П. П. Социальная работа: теория и организация / П. П. Украинец и др. : пособие для студ. вузов / под ред. П. П. Украинец, С. В. Лапиной. - 2-е изд. - Минск : ТетраСистемс, 2007. - 288 с.
10. Тесля, А. И. Социальная работа: введение в социальную виктимологию / А. И. Тесля : учеб.-метод. пособие. / А.И. Тесля - Минск : БГПУ, 2009. - 134 с.
11. Утков, П. Ю. Роль и место социально-педагогической виктимологии в процессе подготовки специалистов с высшим образованием / П. Ю. Утков // Юридическое образование и наука. - 2007. - № 1. - С. 15-18.
Bibliography
1. Andronnikova, O. O. Victimology and its basic concepts in the domestic and foreign science / O.O. Andronnikova // [electronic resource] access mode: http: // obrazovanie9.ru/articles/345-victimology.htm.
2. Artemevа, L. F. Pedagogical conditions of students' drug addiction prevention: new directions of the research / L. F. Artemeva // Pedagogics and education : a thematic collection of scientific works / under edition of A. Y. Nayn. -13th edition. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2013. - P. 73-79.
3. Baranovskiy, N. A. Introduction to Victimology / N. A. Baranovskiy. - Minsk :Amalfeya, 2002. - 186
p.
4. Zhurlova, I. V. Social-pedagogical victimology : lectures / I. V. Zhurlova. - Mozyr :I. P. Shamyakin Omsk State Pedagogical University , 2010. - 172 p.
5. The concept of preventionof psychoactive substances usage in the educational environment // Conversations about education: Drug addiction: The situation, experience, prevention. - Moscow: VHTC, 2000. - № 1. - P. 347.
6. The concept of anti-drug prevention sports within the Volgograd region / under edition of A. A. Suchilin. - Volgograd: Volgograd State Academy of Physical Culture, 2002. - 38 p.
7. The concept of prevention of drug addiction among children, adolescents and young people by means of physical culture, sport and tourism in the Chelyabinsk region / under edition of L. F. Artemieva, V. S. Bykov, L. M. Kustov. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2002. - 24 p.
8. The concept of preventive technologies of drug addiction among children, adolescents and young people by means of physical culture and sports in St. Petersburg / under edition of S. P. Evseev. - St. Petersburg: St. Petersburg State University of Physical Culture, 2002. - 24 p.
9. Ukrainets, P. P. Social work: theory and organization / P. P. Ukrainets and others: Manual for students of Universities /under edition of P. P. Ukrainets, S. V. Lapina. - 2nd edition. - Minsk: Tetra Systems, 2007. - 288 p.
10. Teslya, A. I. Social Work: An Introduction to Social victimology / A. I. Teslya: workbook - Minsk: Belarusian State Pedagogical University, 2009. - 134p.
11. Utkov, P. Y. Role and place of social and pedagogical victimology in the preparation process of specialists with higher education / P.Y.Utkov // Legal Education and Science. - 2007. - № 1. - P. 15-18.
Статья поступила в редакцию: 18.02.2013 г.