Е.А. ТАЮРСКАЯ
Е.А. ТАЮРСКАЯ
преподаватель Восточно-Сибирского института МВД России (г. Иркутск)
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Дорожно-транспортные преступления имеют значительную общественную опасность, поскольку они являются причиной гибели и увечий людей. Поэтому крайне важно заниматься их предупреждением, которое должно носить системный характер. Это значит, что профилактические меры необходимо направлять не только на преступника, но и на потерпевшего. В этой связи виктимологической профилактике дорожно-транспортных преступлений придается особое значение.
Под виктимологической профилактикой понимается «специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или
~ 1
активизации их защитных свойств»1.
Таким образом, меры виктимологической профилактики воздействуют на потенциальных и реальных потерпевших, влияют на снижение числа случаев проявления виктимного поведения, а также способствуют уменьшению общего количества дорожно-транспортных преступлений.
Виктимологическая профилактика имеет свой «специфический предмет воздействия — конкретные виктимогенные процессы или вик-тимогенные факторы, которыми могут быть виктимизация, виктимность и виктимное поведение»2, а также условия, способствовавшие их проявлению.
Автором было установлено, что основной причиной виктимизации личности потерпевшего в дорожно-транспортном преступлении является правовой нигилизм, который выражается в повсеместном нарушении действующих Правил дорожного движения (ПДД). Нарушения ПДД наблюдались во всех группах потерпевших (у пешеходов, пассажиров и водителей).
Для изменения такого положения необходимо пропагандировать правомерное поведение, а также улучшать правовое воспитание населения. С этой целью можно использовать
средства массовой информации, где нужно рассказывать, как вести себя в аварийных ситуациях. Для повышения правовой культуры можно проводить специальные занятия как в образовательных учреждениях, так и на предприятиях. Занятия должны быть построены на основе обобщения имеющейся административной и судебной практики с объяснением типичных ситуаций, предшествовавших совершению преступления или административного правонарушения, и разъяснением возможных вариантов поведения в них.
Кроме того, важным аспектом вик-тимологической профилактики является предупреждение повторной виктимизации потерпевших. Для этого необходимо установить роль жертвы в генезисе преступления. В том случае, если пострадавший допустил какие-либо нарушения ПДД, нужно применить в отношении него административные или процессуальные меры. Административной мерой может быть назначение штрафа; процессуальные меры применяются судом или следственными органами и реализуются через вынесение в отношении потерпевшего предписаний или частных определений.
Также с пострадавшими в дорожно-транспортных преступлениях целесообразно проводить отдельные беседы, в ходе которых данным лицам необходимо разъяснять ошибки, допущенные ими при развитии криминогенной ситуации. Кроме того, таким лицам можно раздавать небольшие памятки, в которых будут прописаны основные правила поведения на дорогах.
Помимо этого, виктимизации потерпевших в значительном количестве преступлений способствовало их нахождение в состоянии алкогольного опьянения. Данный виктимогенный фактор имеет двоякое влияние на поведение человека и зависит от степени опьянения и особенностей его организма. У одних потерпевших начинают преобладать процессы возбуждения, у других — торможения. В опасной ситуации ни те, ни другие не могут принять верного решения либо вовсе не замечают опасности.
© ЕА. Таюрская, 2006
ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Изложенное позволяет сделать вывод, что другим важным аспектом виктимологической профилактики дорожно-транспортных преступлений является разработка мер, направленных на снижение уровня потребления алкоголя населением, а также на выявление лиц, находящихся в состоянии опьянения в общественных местах и на транспорте. Для нейтрализации таких лиц необходима система медицинских вытрезвителей, которые сегодня практически упразднены, однако их положительное профилактическое влияние бесспорно.
Установлено также, что одним из факторов, способствующих виктимизации потерпевших, является возрастная виктимность. Как известно, возраст потерпевшего может оказывать влияние на процесс его виктимизации. Так, каждый десятый пострадавший к моменту совершения преступления не достиг 18-летнего возраста, примерно половина из них не достигли 10-летнего возраста, а также около 15% потерпевших были старше 50 лет.
Поэтому при работе с молодым поколением особое внимание следует уделять воспитанию у них культуры поведения на дорогах. В ряде случаев подростки стали жертвами дорожно-транспортных преступлений из-за несерьезного отношения к транспортным средствам, но думается, что все же главная причина кроется в деформации воспитания. Основное влияние на изменение данной ситуации может оказать семья, поскольку именно в семье ребенок узнает о правилах поведения в обществе. Если взрослые будут себя вести на дорогах в полном соответствии с ПДД, то подрастающее поколение будет принимать такое поведение как норму и копировать его.
При профилактике поведения, связанного с возрастной виктимностью у пожилых людей, следует иметь в виду, что она достаточно часто сочетается с виктимностью-патологией. Такие лица становятся жертвами дорожно-транспортных преступлений в силу психофизиологических особенностей, связанных с их возрастом. В большинстве случаев они либо не заметили опасности, либо не успели предпринять меры к предотвращению преступления. Следовательно, основное внимание нужно уделить не работе с потерпевшими, а такому техническому оснащению дорог, которое сведет возможность случайного появления пожилых людей на проезжей части
к минимуму. Во-первых, для предупреждения наездов, совершаемых в вечернее и ночное время, на городских улицах необходимо обеспечить ночное освещение. Во-вторых, светофоры должны иметь звуковой сигнал, который позволит спокойно и вовремя перейти проезжую часть. Также на светофорах можно установить часы, показывающие время, оставшееся до включения зеленого сигнала. В-третьих, для предупреждения наездов на пешеходов, совершаемых на тротуарах, следует обустроить их невысокими ограждениями либо газонами, которые также будут препятствовать переходу проезжей части пешеходами в неположенном месте. Все это не только позволит сократить количество дорожно-транспортных преступлений, в которых страдают пожилые люди, но и поможет предотвратить транспортные преступления с участием и других потерпевших.
Не последнее место в процессе виктимизации потерпевших играют и объективные условия конкретной криминальной ситуации. Наибольшее влияние на вероятность совершения преступления оказывают неблагоприятные погодные условия: снег, гололед, дождь и т.д. Конечно, полностью исключить их влияние невозможно, однако хорошая работа дорожных служб может значительно его уменьшить.
В заключение можно отметить, что все приведенные меры виктимологической профилактики переплетаются с мерами общесоциальной и специальной криминологической профилактики дорожно-транспортных преступлений. Особое внимание субъектам профилактики следует уделить процессу выявления потенциальных потерпевших и снижению уровня их виктимности, для чего необходимо не только наличие плана мероприятий, но и их правовая регламентация. Также надо иметь в виду, что все профилактические мероприятия для наибольшей их эффективности должны быть обоснованными, законными, конкретными и реальными.
Примечания
1 Горшенков А.Г. Виктимологический аспект предупредительного воздействия на преступность в сфере массовой информации: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999. С. 35.
2 Репецкая А.Л., Рыбальская В.Я. Криминология: Общая часть: учеб. пособие. Иркутск, 1999. С. 216.
Известия ИГЭА. 2006. № 4 (49)