Научная статья на тему 'Типология поведения жертв дорожно-транспортных происшествий'

Типология поведения жертв дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1441
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология поведения жертв дорожно-транспортных происшествий»

ТИПОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЖЕРТВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

А.В. Майоров, кандидат юридических наук, старший преподаватель ка-

федры уголовного права и криминологии Челябинского юридического института МВД России

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается активный рост преступности. В 2006 году по данным ГТИАЦ МВД России зарегистрировано 3855,3 тыс. преступлений, что на 8,5 % больше, чем в прошлом году1. Неблагоприятные тенденции развития этого явления обусловлены социальными, экономическими и политическими изменениями, происходящими в обществе. На фоне повсеместного увеличения количества умышленных преступлений происходит и рост преступлений, совершаемых по неосторожности, среди которых самыми распространенными являются преступные деяния, совершаемые на транспорте.

Транспорт - это одна из основных составных частей инфраструктуры современного общества; от уровня его развития и работы в значительной мере зависит успешное осуществление экономической стратегии государства и функционирования общества в целом. Значительный ущерб нормальной деятельности транспорта наносят дорожно-транспортные происшествия. Динамика состояния транспортных происшествий в настоящее время имеет неблагоприятные характеристики. Об этом свидетельствует интенсивность роста общего числа ДТП, которые исчисляются сотнями тысяч, а также тяжесть последствий (постоянное увеличение количества ДТП со смертельным исходом). В прошлом году по России зарегистрировано 229 140 дорожно-транспортных происшествий, темп прироста составил 2,6 %, в которых погибло 32 724 человека и ранено 285 362, тяжесть последствий составила 10,32.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» до-рожно-транспортным происшествием признается «событие, возникающее в процессе движения транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения».

В приведенном определении выделяются основные признаки ДТП, отличающие его от

других происшествий. Эти признаки и являются своеобразным критерием, позволяющим делить все дорожно-транспортные происшествия на две группы: административные правонарушения и автотранспортные преступления. Главное здесь не само происшествие как таковое, а его последствия, с учетом которых и определяется характер происшествия.

Если говорить схематично, то связь между административным правонарушением (проступком), происшествием и преступлением в сфере дорожного движения выглядит следующим образом: нарушение правил дорожного движения (проступок), если оно повлекло несчастные случаи с людьми или материальный ущерб, рассматривается, по общему правилу, в качестве дорожно-транспортного происшествия, а при наличии последствий, перечисленных в ст. 264 УК РФ («Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») - в качестве автотранспортного преступления3.

Всякое преступление представляет собой уголовно наказуемое действие или бездействие нарушителя. Противоправное поведение правонарушителя (действие или бездействие) детерминировано целым рядом факторов (причин и условий), способствующих противоправному акту.

Одним из наиболее важных факторов, способствующих увеличению числа дорожно-транспортных происшествий, являются действия потерпевших, которые сами нередко способствуют развитию криминогенной ситуации или ее созданию. Так, например, в 2006 году по вине водителей, нарушивших правила дорожного движения, произошло 187 531 происшествие, по вине пешеходов -47 655.

Среди поводов конкретных правонарушений во многих криминогенных ситуациях важное, а подчас и определяющее место принадлежит поведению жертвы. Но поскольку непосредственным поводом значительного числа правонарушений выступает ненадлежащее, отрицательное поведение потерпевше-

го, можно говорить о вине жертвы в зарояоде-нии и развитии правонарушения.

Таким образом, поведение жертвы -сложная и многоплановая категория, требующая специального самостоятельного исследования. Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в действие по отношению к социально значимым объектам. Оно представляет собой внешне наблюдаемую систему действий (поступков) людей, в которой реализуются внутренние побуждения человека. Поведение выражается в практических (физических) действиях людей или является вербальным (словесным)4.

Существует множество видов и форм поведения. Рассмотрим виктимное поведение как один из типов социально отклоняющегося поведения. Виктимное поведение жертв дорожно-транспортных происшествий, особенно тех, кто в результате таких происшествий погиб или получил серьезные увечья, есть своеобразное «опасное поведение», опасное для людей, общества в целом. Такое состояние, конечно, не всегда одинаково, все зависит от степени виктимности, которая определяется как способность лица стать жертвой того или иного преступления (в данном случае жертвой - ДТП).

Всех участников дорожного движения можно разделить на три категории: водитель, пассажир и пешеход.

Рассмотрим подробнее водителей, которые выделяются в объекты «повышенного криминологического внимания», что весьма важно в первую очередь для соответствующей профилактической деятельности. Именно водитель создает ситуацию, и сам, оказавшись в ней, ставит точку после всего того, что он уже сделал, или, наоборот, не сделал, допустив нарушение.

Из большого объема информации, которую водитель получает при управлении автомобилем, он должен сосредоточить свое внимание на главном, определяющем в данный момент дорожную обстановку или мешающем движению и грозящем наездом или столкновением (т.е. дорожно-транспортным происшествием). При этом совершенно недопустимо пропустить информацию, регламентирующую режим движения на дороге.

Осуществляя виктимологический анализ автотранспортных происшествий, совершаемых водителями, важно выяснить, было ли виктимное поведение случайностью, или, на-

оборот, явилось результатом укоренившихся противоправных взглядов и установок.

С одной стороны, перед нами предстает водитель, виктимное поведение которого явилось всего лишь эпизодом в его водительской практике, резко выделяющимся на фоне остальных свойственных ему поступков и действий за рулем. Они постоянно и строго соблюдают правила дорожного движения, ранее у них отсутствовали какие-либо транспортные происшествия, они соблюдают требования относительно технического состояния автомобили и т.д.

С другой стороны, мы имеем дело с водителями, поведение которых за рулем выражает их, если можно так сказать, дорожноправовую сущность. Они постоянно и злостно нарушают правила дорожного движения, проявляют цинизм и дерзость по отношению к другим участникам дорожного движения, ранее совершали транспортные происшествия, что почти всегда связано с умышленным «противостоянием» требованиям закона. Это опасная категория водителей. И причины таких действий нарушителей надо искать в психологии, в нравственных установках каждого, кто садится за руль. «Их поведение за рулем почти всегда совпадает с поведением в обыденной жизни. Для нарушителей правил дорожного движения и в жизни характерны такие черты, как эгоизм, агрессивность, неуживчивость с людьми, склонность к антиобщественным поступкам»5.

Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий показывает, что в первые месяцы после получения прав водители водят автомобиль аккуратно и правила дорожного движения не нарушают. Затем они обретают уверенность и начинают ездить быстрее. К концу первого года самостоятельного вождения у многих водителей наступает критический переходный период. Набравшись некоторого опыта вождения автомобиля в простых условиях, они начинают считать, что уже все умеют, и сознательно идут на нарушения правил. Попав в сложную ситуацию, они, как правило, теряются и совершают дорожно-транспортное происшествие. Критический переходный период у некоторых водителей затягивается на несколько лет, и можно считать, что он заканчивается лишь тогда, когда самоуверенность становится уверенностью, а лихачество заменяется осторожностью и предусмотрительностью.

Особое место в этимологии виктимного поведения, а в большей степени - агрессивного, занимает такой фактор, как употребление спиртных напитков за рулем и воздействие алкоголя. При употреблении спиртных напитков у водителей появляется склонность к агрессивной манере вождения, игнорированию требований дорожных знаков и светофоров, обусловленных торможением нервно-психи-ческих процессов, нарушением координации, способностью правильно оценивать расстояния.

Здесь же следует подчеркнуть, что вик-тимное поведение многих молодых водителей обусловливается не столько отсутствием у них опыта и навыков управления автомобилем, сколько склонностью к лихачеству, управлению транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Кроме того, молодые водители чаще склонны недооценивать опасность и переоценивать свои возможности, что является признаком некритичного виктимного поведения. Молодые водители значительно чаще теряют контроль над автомобилем. Легкость управления современным автомобилем на больших скоростях создает у них опасную иллюзию уверенности в том, что они с такой же легкостью могут выйти из любой опасной ситуации. Очень часто эта иллюзия подводит молодых водителей.

Таким образом, легкомысленность, невнимательность, беспечность, неумение достаточно дальновидно оценить ситуации на дороге, отсутствие опыта вождения автомобиля - типологические черты в некритичном виктимном поведении водителей

Пешеход с виктимным поведением - тоже источник повышенной опасности, поскольку распространенность такого отклоняющегося поведения и тяжесть наступающих в результате этого последствий делают проблему безопасности дорожного движения еще более острой.

В соответствии с Правилами дорожного движения к пешеходам относятся лица, находящиеся вне транспортного средства на дороге и не производящие на ней работу, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, лица, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, ведущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

Пассажир также является участником дорожного движения и принимает непосредственное участие в процессе движения в каче-

стве такового, т.е. находясь внутри частного легкового автомобиля.

Для отнесения указанных лиц к категориям пешехода или пассажира не имеет значения их возраст, физическое состояние.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» участник дорожного движения - это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Однако, как показывает практика, в отличие от водителей, пешеходы и пассажиры обычно слабо знакомы с нормами, регулирующими порядок дорожного движения, и требованиями к его участникам; они не подвержены, как отмечалось, каким либо ограничениям по возрасту и состоянию здоровья.

Среди пешеходов можно выделить два основных типа виктимного поведения: агрессивное и некритическое.

Для пешеходов с агрессивным виктимным поведением характерно злостное, неоднократное нарушение правил дорожного движения: переход проезжей части в неустановленном месте, в том числе перед близко идущим транспортом; неподчинение сигналам регулировщика дорожного движения.

Между тем на практике очень редки случаи привлечения к уголовной ответственности пешеходов. Это в основном связано с тем, что пешеходы, нарушающие правила дорожного движения, в своем большинстве становятся потерпевшими: получают увечья, телесные повреждения, погибают, другими словами, виновные превращаются в потерпевших.

Что же касается жертв-пешеходов с некритичным виктимным поведением, то здесь основную долю всех потерпевших составляют лица пожилого возраста (среди них немало лиц, имеющих физические недостатки: плохое зрение или слух, с трудом передвигающихся), а также дети и несовершеннолетние. Это так называемая возрастная виктимность, присущая многим видам преступлений, которые сами по себе не означают фатальной опасности для таких лиц стать жертвой ДТП. Однако престарелые, больные люди и дети приобретают повышенную уязвимость только в связи с конкретными обстоятельствами их жизнедеятельности, в том числе участвуя в процессе дорожного движения в качестве пешеходов.

Пешеходы - самые многочисленные и неорганизованные участники дорожного движения. Одни из них не знают правил дорожного движения, другие, зная в общих чертах, умышленно нарушают их.

Для жертв-пешеходов с некритичным виктимным поведением характерны неосмотрительность, растерянность, неумение оценить даже простые дорожные ситуации.

При анализе виктимного поведения по-терпевших-пассажиров следует отметить, что это самая малочисленная категория жертв рассматриваемых нами автотранспортных происшествий. Это, конечно, вовсе не означает, что пассажиры страдают меньше, чем другие участники дорожного движения в результате ДТП. Так, например, М.П. Чичерина выделяет два типа виктимного поведения, характерного для жертв-пассажиров частных легковых автомобилей: инициативное и некритичное6.

Инициативное виктимное поведение пассажиров в основном проявляется в требованиях или просьбах: увеличить скорость свыше разрешенной или той, которая соответствовала бы конкретным условиям движения; обогнать тот или иной автомобиль; объехать «пробку», что, как правило, связано с выездом на полосу встречного движения или обочину. Зачастую это объясняется так называемым «спортивным интересом». Нередки случаи, когда пассажиры начинают сами участвовать в оценке дорожной обстановки, предупреждать водителя о возможной опасности, подсказывать водителю в управлении автомобилем. В результате таких подсказок и указаний водитель (особенно начинающий) в экстремальных условиях может просто растеряться и принять неверное решение, навязанное ему людьми, не знающими или недостаточно хорошо знающими правила дорожного движения и не имеющими опыта вождения автомобиля.

Поведение жертв-пассажиров с некритичным виктимным поведением часто выражается в отвлечении водителей легковых автомобилей посторонними разговорами. Здесь же можно отметить, что такое поведение проявляется в непринятии соответствующих мер к водителям, если они находятся в состоянии алкогольного опьянения или утомления во время долгой поездки и т.д.

В последние годы, как уже отмечалось, на дорогах заметно увеличилось количество транспортных средств, что в свою очередь не

могло не отразиться на структуре и количественных показателях дорожно-транспортной аварийности. Сложившаяся обстановка на дорогах заставляет более внимательно относиться к самым младшим участникам дорожного движения. Так, например, только в 2005 г. по Челябинской области в ДТП погибли 32 ребенка и 661 были ранены, что составило около 6 % от общего числа пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях людей. При этом почти каждый третий (29,6 %) пострадавший на дорогах - велосипедист и каждый пятый (18,1 %) пешеход -ребенок. Свыше половины (61,4 %) всех пострадавших детей были в возрасте от 7 до 14 лет, каждый пятый (21,8 %) - в возрасте от 14 до 16 лет.

По данным ГУ ГИБДД МВД России, основная часть пострадавших в ДТП детей и подростков - это пешеходы (около 63 %) и пассажиры (около 27 %). Однако сюда входят все пострадавшие, независимо от своего виктимного или невиктимного поведения.

Виктимизация среди детей и подростков распространяется неравномерно. Эта общая оценка касается также и детей-жертв ДТП, в том числе совершенных с наступлением тяжких последствий и гибели детей. Наиболее опасным является возраст от 7 до 14 лет, т.е. школьники. Это во многом связано с тем, что дети в таком возрасте не могут объективно воспринимать и оценивать дорожную обстановку, степень ее опасности. Поведение детей на дороге, как правило, бывает непредсказуемым. Они в любой момент могут выбежать на проезжую часть, неожиданно остановиться или изменить направление движения в любую сторону.

Для детей-пешеходов характерны те же нарушения правил дорожного движения, что и для взрослых участников дорожного движения. Наиболее распространены переход проезжей части в неустановленном месте, неожиданное появление на проезжей части из-за транспортных средств, деревьев, сооружений и т.п.

Дети, как правило, нетерпеливы, неосмотрительны, поле зрения у них составляет всего одну треть от поля зрения взрослых, они имеют иное представление о пространстве и времени, часто неправильно оценивают направление и скорость движения автомобиля.

В заключение необходимо отметить, что виктимологическое изучение дорожно-транс-портных происшествий следует осуществлять

постоянно, с тем чтобы вовремя улавливать динамику явления виктимности в сфере дорожного движения, которая может значительно отличаться в различных регионах. В определенной мере существуют отличия и в структуре жертв и обстоятельств причинения вреда. Все это непосредственно влияет на практическую организацию дела, выбор форм и методов как виктимологической профилактики, так и профилактики в целом.

1 Оперативная ситуация // Щит и меч. - 2007. - 15 марта.

2 См.: Там же.

3 Ходасевич О.Н. Криминологическая характеристика и предупреждение автотранспортных преступлений: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2003. -С. 10.

4 Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. -М., 1982. - С. 3.

5 Сабодахо С.В. За рулем легкового автомобиля. - М., 1990. -С. 11.

6 Чичерина М.П. Виктимологический анализ и профилактика дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями частных легковых автомобилей: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. - С. 75-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.