Научная статья на тему 'Виктимогенное воздействие средств массовой информации на население и отдельных граждан'

Виктимогенное воздействие средств массовой информации на население и отдельных граждан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
346
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / ЖЕРТВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIME VICTIM / ВИКТИМНОСТЬ / VICTIMIZATION / СВОБОДА СЛОВА / LIBERTY OF SPEECH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Осипова Е.С.

В статье рассматриваются средства массовой информации в качестве одного из источников виктимизации как отдельных граждан, так и значительной части населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Victimogenic effect of mass media on the population and certain citizens

Mass media are considered as one of the sources of the victimization of both certain citizens and a considerable part of the population.

Текст научной работы на тему «Виктимогенное воздействие средств массовой информации на население и отдельных граждан»

I_

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

Е.С. ОСИПОВА,

* о О

адъюнкт кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлении

(Академия управления МВД России)

Виктимогенное воздействие средств массовой информации на население и отдельных граждан

В статье рассматриваются средства массовой информации в качестве одного из источников виктимизации как отдельных граждан, так и значительной части населения.

Средства массовой информации, жертва преступления, виктимность, свобода слова.

Процесс становления и развития информационного общества наряду с позитивными переменами породил обилие проблемных ситуаций. Исходя из того, что все люди в той или иной степени виктим-ны, вполне обоснованно говорить о такой проблеме, как виктимогенное воздействие средств массовой информации.

Так, А. Г. Горшенков процесс формирования виктимности под воздействием средств массовой информации называет массово-информационной виктимизацией, под которой он понимает формирование и реализацию в механизме преступления прежде всего виктимных потенций лица. По его мнению, массово-информационная виктимогенность — это способность органа массовой информации оказывать вредоносное воздействие на лицо, причиняющее ему нравственные, физические страдания, либо повышать его виктимность [7, с. 52].

Средства массовой информации, воздействуя на психику человека, вызывают в массовом сознании людей либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное криминальное событие или явление, в результате чего возникает определенное психологическое воздействие на население. Согласно результатам экспертного опроса 73 % респондентов ответили, что средства массовой информации оказывают виктимогенное воздействие на граждан; 27 % отрицали эту связь1.

В свою очередь, К.В. Вишневецкий отмечает, что факторы виктимизации проявляют-

* Ранее — следователь отдела по расследованию преступлений отдела полиции № 4 в составе УВД по г. Саратову.

1 Экспертный опрос проводился нами в 2011 г. среди

профессорско-преподавательского состава Саратовского юридического института МВД России.

ся как на массовом, так и на индивидуально-групповом уровнях [5, с. 52]. В связи с этим мы предлагаем рассмотреть виктимогенное воздействие средств массовой информации на общем социальном, групповом и индивидуальном уровнях.

На общем социальном уровне данное воздействие заключается в злоупотреблении распространением данных о преступности, насилии и жестокости. С учетом того, что средства массовой информации являются для большинства граждан основным источником получения сведений о жизни государства и общества, у значительной части населения на этой основе формируется представление и об уровне преступности, ее характере и распространенности.

Для российского общества в целом характерен достаточно высокий уровень тревожности. Так, по данным опроса, проведенного ВНИИ МВД России, сохраняется значительная доля респондентов (55 % в 2011 г.), опасающихся пострадать от преступных посягательств. Проблема сохраняющейся криминогенной ситуации в стране для россиян не менее значима, чем проблемы бедности, низкого уровня жизни, а также алкоголизма и наркомании, и более значимы, чем иные вопросы, например, состояние социальной инфраструктуры, социальное неравенство [11].

На вопрос о влиянии на психику граждан сообщений криминальной хроники 17 % респондентов ответили, что испытывают страх, беспокойство; 37 % — предпринимают определенные меры, чтобы защититься; 30 % — не обращают никакого внимания на подобные сообщения; 16 % — выбрали вариант «иное»2.

По мнению отдельных ученых, «средства массовой информации могут создать у граждан впечатление о наличии волн преступности, искусственно делая их социально заметными» [9, с. 302]. Например, преподнесенное читателям через средства массовой информации субъективное мнение о состоянии преступности ока-

2 Опрос осуществлен нами в 2011 г. на территории Саратовской области. Объем общей выборки составил 300 человек в возрасте от 18 до 25 лет.

МБЫ 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

зывает существенное влияние на восприятие населением ситуации общественной безопасности, складывающейся в стране или отдельном регионе. В результате возникает немало ложных стереотипов, в сознании людей преобладающим становится образ негативной действительности, что искажает реальное состояние дел. Поэтому страх населения, вызываемый информацией о преступлениях, имеет субъективную основу и приводит к тому, что люди начинают бояться наименее вероятного. К этому виду злоупотреблений свободой массовой информации относятся такие сообщения на криминальные темы, которые либо утрируют, либо гиперболизируют описываемые преступления, возводят их в ранг опасной и нарастающей тенденции, хотя в действительности они не имеют никакой серьезной основы. Подобная информация вызывает сильный общественный резонанс.

На общем социальном уровне виктимо-генное воздействие средств массовой информации заключается также в распространении сведений, основанных на слухах. Под слухами понимают информационные сообщения об актуальных событиях, передаваемые по каналам межличностного общения без подтверждения из достоверных источников [6, с. 75]. Стимулирующее воздействие средств массовой информации на жертву осуществляется за счет сообщений, возбуждающих чувства и эмоции адресата, особо привлекающих его внимание и вызывающих повышенный интерес к содержанию. Помимо использования шокирующих материалов авторы статей нередко делают попытку запугать читателя, вызвав чувства страха, опасности или ужаса. Поэтому циркулирующие слухи являются активным фактором формирования настроений, мнений и, соответственно, поведения людей.

Если принять во внимание, что ст. 51 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» запрещает журналистам в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений распространение слухов под видом достоверных сообщений [3], то получается, что средства массовой информации открыто нарушают законодательство, при этом не несут никакой ответственности за свои противоправные действия. Таким образом, средства массовой информации, бесконечно рассуждая о правах человека, о свободе мысли и слова, с легкостью и безответственностью нарушают эти права.

Полагаем справедливым утверждение, что средства массовой информации способны подтолкнуть читателя к простому «проглатыванию» предложенного материала [8, с. 89]. Это, на наш взгляд, связано, во-первых, с эмоциональной стороной жизни человека, которая при его активной деятельности не всегда оказывается осознаваемой и контролируемой. В резуль-

тате чувство страха, вызываемое подобными статьями, оказывает стрессовое воздействие и порождает различные эмоции, включая и негативные. Во-вторых, публикации, рассказывающие о преступниках и преступлениях, как информационный источник вызывают страх, переживаемый человеком во время прочтения, который может сохраняться определенное время или сопровождать индивида в повседневной жизни.

На групповом уровне виктимогенное воздействие средств массовой информации может осуществляться посредством вовлечения жертвы (например, женщин, несовершеннолетних, пожилых людей) в социальные отношения с преступником. Примером могут служить рекламные и подобные им объявления, публикуемые в средствах массовой информации (о приглашении на работу, в частности, в увеселительные заведения; об оказании услуг, например интимных; об участии в различных акциях, связанных с мошенничеством и т. п.).

На индивидуальном уровне виктимогенное воздействие средств массовой информации представляет распространение ложных сведений о личности. В связи с большим влиянием средств массовой информации и отсутствием цензуры остро стоят вопросы контроля за этичностью и достоверностью публикуемых сведений и, как следствие, о возможности и способах защиты чести, достоинства и деловой репутации личности.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации [2] каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако бесконтрольное использование информации может нанести непоправимый урон безопасности лица, общественному порядку, нравственности населения. Поэтому в ч. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. подчеркивается, что использование права на свободное выражение своего мнения налагает на распространителя сведений особые обязанности и ответственность [1].

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» сказано, что под распространением сведений, порочащих честь и достоинство или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и распространение в других средствах массовой информации, а также посредством сети Интернет и иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях,

ISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)

132

адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу [4, п. 7].

Актуальной проблемой является нарушение неприкосновенности частной жизни и доведение до самоубийства в результате регулярного унижения человеческого достоинства через социальные сети Интернет, подтверждением чему служит немало подобных случаев.

Так, было возбуждено уголовное дело по факту доведения до самоубийства 12-летней школьницы в Смоленской области: 13 сентября 2011 г. девочка спрыгнула с балкона пожарной лестницы, расположенной на девятом этаже жилого дома в г. Гагарине. Причиной того, что толкнуло подростка на самоубийство, является получение негативной, психотравмирующей информации в социальных сетях [10].

В г. Сочи расследовано уголовное дело в отношении молодой женщины, обвиняемой в доведении до самоубийства своего знакомого посредством социальных сетей Интернета. Зарегистрировавшись под вымышленными именами в социальной сети, она рассылала сообщения о нетрадиционной половой ориентации потерпевшего, который, прочитав обидные комментарии, заявил друзьям, что не переживет позора, и покончил жизнь самоубийством. Комиссия экспертов Федерального центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского пришла к выводу, что потерпевший не страдал каким-либо психическим расстройством и его состояние перед совершением суицидального акта определялось личностной реакцией, связанной с действиями лиц, распространивших в Интернете сведения, порочащие его репутацию [12].

С учетом изложенных обстоятельств средства массовой информации следует рассматривать как один из источников виктимизации отдельных граждан и значительной части населения. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к изучению закономерностей формирования личности под виктимогенным воздействием средств массовой информации, так как на виктимность граждан влияет не только их социальное положение, профессиональная занятость, бытовые, семейные и иные межличностные отношения, но и то, что различным возрастным и демографическим группам присущи свои психологические особенности. Поэтому степень виктимогенно-го воздействия средств массовой информации на граждан зависит от наличия характерных признаков личности, что также повышает вероятность совершения в отношении нее преступного посягательства.

В целях профилактики формирования вик-тимности населения и отдельных граждан необходимо размещать в средствах массовой

информации альтернативную информацию, прежде всего предупредительного характера. Это могут быть, например: модели оптимального поведения в криминогенных ситуациях и специальные тренинги; сведения, которые повышали бы уровень защищенности должностных лиц, чьи служебные функции сопряжены с риском подвергнуться преступному посягательству; информация о возможных виктимо-генных ситуациях, а также о так называемых ловушках, чтобы по возможности избегать их.

Список литературы

1. Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

2. Конституция Российской Федерации.

3. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 7. Ст. 300.

4. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 // Рос. газ. 2005. 13 марта.

5. Вишневецкий К.В. Криминогенная виктимиза-ция социальных групп в современном обществе: монография / под ред. С.Я. Лебедева. М., 2010.

6. Горбатов Д.С. Слухи, сплетни, городские легенды: психологическая природа различий // Вопросы психологии. 2009. № 4.

7. Горшенков А.Г. Виктимологический аспект предупредительного воздействия на преступность в сфере массовой информации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999.

8. Зубков А.Н., Клочкова А.В. Роль СМИ в формировании отношения молодежи к наркотикам (по результатам криминологических исследований) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2009. № 6.

9. Криминология. Словарь-справочник / сост. Х.-Ю. Кернер, отв. ред. пер. А.И. Долгова. М., 1998.

10. Официальный сайт РИА «Новости». URL: http://www.ria.ru/ inquest /2011/ 10/12/ 456640013.html (дата обращения: 28.08.2012).

11. Официальный сайт Федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». URL: http:// www.vnii-mvd.ru/ node/1480 (дата обращения: 28.08.2012).

12. RC.RV. Официальный сайт «Российской га-зеты».URL: http://www.rg.ru/2011/12/07/reg-skfo/delo.html. (дата обращения: 28.08.2012).

E-mail: osipovalena23@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.