Научная статья на тему '«ВИКИПЕДИЯ» КАК ПРОСТРАНСТВО МЕМОРИАЛЬНОЙ КОНФРОНТАЦИИ КАТАЛОНСКОЙ И ИСПАНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ'

«ВИКИПЕДИЯ» КАК ПРОСТРАНСТВО МЕМОРИАЛЬНОЙ КОНФРОНТАЦИИ КАТАЛОНСКОЙ И ИСПАНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТАЛОНИЯ / ИСПАНИЯ / КАТАЛОНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / КАСТИЛЬСКИЙ (ИСПАНСКИЙ) НАЦИОНАЛИЗМ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ МЕМОРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ВОЙНА ПАМЯТИ / «ВИКИПЕДИЯ» / МЕМОРИАЛЬНАЯ КОНФРОНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирчанов Максим Валерьевич

Цель исследования - анализ восприятия каталонского национализма в каталонской и испанской версиях «Википедии» как современном пространстве развития и актуализации коллективной исторической памяти и национальных идентичностей. Автор анализирует, как агенты исторической политики в Каталонии и Кастилии, используя виртуальное пространство «Википедии», конструируют различные образы истории каталонского национализма и его политических производных. Новизна исследования состоит в анализе виртуального пространства «Википедии» как сферы актуализации различных для Каталонии и Испании версий коллективной исторической памяти. В статье проанализированы: восприятие каталонского националистического опыта в каталонском и испанском разделах «Википедии»; различные точки зрения на историю каталонского национализма, представленные в виртуальном пространстве; восприятие истории каталонского национализма как пространства войн памяти и мемориальных конфронтаций. В статье также показано, что виртуализация коллективной памяти стала фактором, стимулирующим различные и взаимоисключающие способы восприятия исторического прошлого, представленные в статьях каталонского и испанского разделов «Википедии», сфокусированных на истории каталонского национализма. Предполагается, что виртуальное пространство каталонской и испанской версий «Википедии» так же подвержено политизации, как и академическая среда региональных историографий Испании. Результаты исследования позволяют предположить, что тенденции виртуализации памяти будут поддерживать мемориальное каталоно-испанское противостояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WIKIPEDIA AS SPACE FOR A MEMORIAL CONFRONTATION BETWEEN CATALAN AND SPANISH HISTORICAL MEMORY

The purpose of this study is to analyze the perception of Catalan nationalism in the Catalan and Spanish versions of Wikipedia as modern space for the development and actualization of collective historical memory and national identities. The author analyzes how agents of historical politics in Catalonia and Castile, using the virtual space of Wikipedia, construct various images of the history of Catalan nationalism and its political derivatives. The novelty of the research consists in the analysis of the virtual space of Wikipedia as a sphere of actualization of different versions of collective historical memory for Catalonia and Spain. The author analyzes: the perception of Catalan nationalism experience in the Catalan and Spanish sections of Wikipedia; various points of view on the history of Catalan nationalism presented in the virtual space; the perception of the history of Catalan nationalism as space of memory wars and memorial confrontations. The study also shows that the virtualization of collective memory has become a factor stimulating various and mutually exclusive ways of perceiving the historical past, as presented in articles in the Catalan and Spanish sections of Wikipedia focused on the history of Catalan nationalism. It is assumed that the virtual space of the Catalan and Spanish versions of Wikipedia are just as susceptible to politicization as the academic environment of the regional historiographies of Spain. The results of the study suggest that the trends of memory virtualization will contribute to the Catalan-Spanish memorial confrontation.

Текст научной работы на тему ««ВИКИПЕДИЯ» КАК ПРОСТРАНСТВО МЕМОРИАЛЬНОЙ КОНФРОНТАЦИИ КАТАЛОНСКОЙ И ИСПАНСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ»

Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 15-24. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 6. P. 15-24.

Научная статья УДК 327

https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.1

«Википедия» как пространство мемориальной конфронтации каталонской и испанской исторической памяти

Максим Валерьевич Кирчанов

Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3819-3103

Аннотация. Цель исследования - анализ восприятия каталонского национализма в каталонской и испанской версиях «Википедии» как современном пространстве развития и актуализации коллективной исторической памяти и национальных идентичностей. Автор анализирует, как агенты исторической политики в Каталонии и Кастилии, используя виртуальное пространство «Википедии», конструируют различные образы истории каталонского национализма и его политических производных. Новизна исследования состоит в анализе виртуального пространства «Википедии» как сферы актуализации различных для Каталонии и Испании версий коллективной исторической памяти. В статье проанализированы: восприятие каталонского националистического опыта в каталонском и испанском разделах «Википедии»; различные точки зрения на историю каталонского национализма, представленные в виртуальном пространстве; восприятие истории каталонского национализма как пространства войн памяти и мемориальных конфронтаций. В статье также показано, что виртуализация коллективной памяти стала фактором, стимулирующим различные и взаимоисключающие способы восприятия исторического прошлого, представленные в статьях каталонского и испанского разделов «Википедии», сфокусированных на истории каталонского национализма. Предполагается, что виртуальное пространство каталонской и испанской версий «Википедии» так же подвержено политизации, как и академическая среда региональных историографий Испании. Результаты исследования позволяют предположить, что тенденции виртуализации памяти будут поддерживать мемориальное каталоно-испанское противостояние.

Ключевые слова: Каталония, Испания, каталонский национализм, кастильский (испанский) национализм, коллективная память, виртуализация мемориальной культуры, война памяти, «Википедия», мемориальная конфронтация

Для цитирования: Кирчанов М.В. «Википедия» как пространство мемориальной конфронтации каталонской и испанской исторической памяти // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 15-24. https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.1.

Original article

Wikipedia as Space for a Memorial Confrontation between Catalan and Spanish Historical Memory

Maksym V. Kirchanov

Voronezh State University, Voronezh, Russia,

[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3819-3103

Abstract. The purpose of this study is to analyze the perception of Catalan nationalism in the Catalan and Spanish versions of Wikipedia as modern space for the development and actualization of collective historical memory and national identities. The author analyzes how agents of historical politics in Catalonia and Castile, using the virtual space of Wikipedia, construct various images of the history of Catalan nationalism and its political derivatives. The novelty of the research consists in the analysis of the virtual space of Wikipedia as a sphere of actualization of different versions of collective historical memory for Catalonia and Spain. The author analyzes: the perception of Catalan nationalism experience in the Catalan and Spanish sections of Wikipedia; various points of view on the history of Catalan nationalism presented in the virtual space; the perception of the history of Catalan nationalism as space of memory wars and memorial confrontations. The study also shows that the virtualization of collective memory has become a factor stimulating various and mutually exclusive ways of perceiving the historical past, as presented in articles in the Catalan and Spanish sections of Wikipedia focused on the history of Catalan nationalism. It is assumed that the virtual space of the Catalan and Spanish versions of Wikipedia are just as susceptible to politicization as the academic environment of the regional historiographies of Spain. The results of the study suggest that the trends of memory virtualization will contribute to the Catalan-Spanish memorial confrontation.

Keywords: Catalonia, Spain, Catalan nationalism, Castilian (Spanish) nationalism, collective memory, virtualization of memorial culture, memory war, Wikipedia, memorial confrontation

For citation: Kirchanov, M.V. (2023) Wikipedia as Space for a Memorial Confrontation between Catalan and Spanish Historical Memory. Society: Politics, Economics, Law. (6), 15-24. Available from: doi: 10.24158/pep.2023.6.1 (In Russian).

© Кирчанов М.В., 2023

роитюэ

Введение. Современные общества активно манипулируют фактами прошлого. Подобные практики и стратегии правящих элит в историографии известны как историческая политика или политика памяти. Традиционно в научной литературе в качестве инициаторов проведения подобной политики определяются правящие элиты. В проведение политики памяти на современном этапе вовлечен максимально широкий круг акторов, среди которых средства массовой информации, общественные активисты, музеи, различные исследовательские организации и фонды. На современном этапе политика памяти характеризуется тенденциями к ее максимальной виртуализации. Если раннее пространством войн памяти и столкновений по поводу различных интерпретаций прошлого была академическая историография, то в современных реалиях подобные мемориальные конфликты переносятся в сферу интернета.

Виртуальные ресурсы, форумы, сообщества и группы в социальных сетях становятся каналами актуализации и визуализации исторической памяти. Среди интернет-ресурсов, которые в максимальной степени воспроизводят идеологически мотивированные версии восприятия истории, можно выделить «Википедию». Значительная часть статьей в этой виртуальной энциклопедии посвящена истории, но ситуация осложняется наличием статей по одной тематике на разных языках, которые могут свободно редактироваться пользователями. В этой ситуации подобные статьи в «Википедии» автоматически превращаются в зависимые от идеологических и политических предпочтений пользователей ресурса. Подобная зависимость становится еще более заметной, если речь идет о таких исторических событиях, которые в национальной и коллективной памяти различных народов получают диаметрально противоположное прочтение.

Возможность пользователей свободно редактировать тексты, с одной стороны, а с другой -зависимость анонимных авторов текстов от политической и идеологической конъюнктуры превращают «Википедию» в сферу мемориальных конфронтаций и пространство войн памяти. Особое место в структуре современной «Википедии» занимают проекты на языках Испании, которые не могут обойти вниманием историю активно действующего в политическом поле страны национализма различных регионов. Среди таких региональных националистических движений одним из самых развитых и влиятельных является каталонское. История каталонского национализма достаточно широко представлена в «Википедии» как на каталанском, так и на испанском (кастильском) языках. Соответствующие каталонские и испанские статьи могут представлять диаметрально противоположные способы восприятия одних и тех же событий, процессов и явлений, связанных с историей каталонского национализма. Поэтому «Википедия» в условиях растущей виртуализации исторической политики превращается в пространство мемориальных конфронта-ций между каталонской и испанской (кастильской) версиями коллективной исторической памяти.

Цель и задачи исследования. В центре авторского внимания в представленной статье находятся проблемы конкуренции различных национальных версий исторической памяти, связанных с историей каталонского национализма, в рамках каталонской и испанской «Википедии». Целью является анализ войн памяти в Испании в связи с восприятием истории каталонского национализма на страницах «Википедии» на испанском и каталанском языках. В число задач входит:

- анализ расхождений в восприятии каталонского национализма в «Википедии»;

- выявление особенностей интерпретации исторического опыта националистического движения в Каталонии в виртуальной среде;

- изучение конфликтогенного потенциала различных версий восприятия прошлого в контекстах мемориальных каталоно-кастильских конфликтов.

Методология и историография. Методы, применяемые при изучении коллективной исторической памяти, опираются на ряд подходов. Первый модус анализа мемориальной политики и культур памяти представлен нарративными и дискурсивными исследованиями. Сторонники этого течения в современной историографии предпочитают редуцировать явление коллективной исторической памяти, с одной стороны, и исторической политики, с другой, до сегментов более широкой истории идей, или интеллектуальной истории. Такая методология в качестве основных акторов мемориальной политики определяет активистов памяти, представленных общественными организациями, фондами и прочими деятелями, формирующими представления о прошлом в публичных пространствах. Подобный подход получил значительное распространение в современной историографии, а его сторонники вынуждены в силу ограниченности методологического инструментария редуцировать политику памяти до производства и воспроизводства нар-ративов. Поэтому нарративные стратегии воспринимаются как универсальные методы и практики манипуляций с прошлым в рамках исторической политики.

Второй модус изучения политики памяти в значительной степени носит альтернативный характер и представлен интерпретациями мемориальной культуры через призму достижений визуального поворота в современной междисциплинарной историографии. Альтернативный нарративному анализу визуальный поворот представлен постмодернистскими интерпретациями, которые

описывают политику памяти как форму функционирования общества массового потребления. Визуальный поворот в историографии политики памяти в качестве основных пространств функционирования коллективной памяти определяет культурные индустрии, локализуемые в виртуальных пространствах. Поэтому представленная статья методологически не может быть локализована среди текстов, которые ретранслируют идеи, высказанные в исследованиях коллективной памяти М. Хальбвакса, П. Нора и А. Ассманн (Halbwachs, 1925 ; Nora, 2010 ; Assmann, 2010).

Мы полагаем, что мемориальную конфронтацию между каталонскими и испанскими националистами в виртуальных пространствах «Википедии» невозможно воспринимать как «points de repère» М. Хальбвакса (Halbwachs, 1925) потому, что изучаемые нарративные конструкции вдохновлены не социальными и классовыми конфликтами, а идеологическими предпочтениями конкурирующих версий национализма. Анализируемые нарративное конструкции, описывающие каталонский национализм и представленные в «Википедии», не могут быть определены в качестве классических «lieux de mémoire», предложенных и описанных П. Нора (Nora, 2010).

Статьи «Википедии», которые воспринимаются как символические фронты мемориальной конфронтации, лишены символического и сакрального значения, предписываемого «местам памяти». Кроме того, исследовательский инструментарий, предложенный А. Ассманн (Assmann, 2010), не представляется применимым для анализа виртуальных мемориальных испано-каталонских конфликтов, так как ресурсы «Википедии», актуализирующие различные культуры исторической памяти, лишены качеств идеальных моделей, которые используются исследователем. Историческая память и мемориальная культура современной Испании не избежала влияния этих тенденций изучения мемориальной культуры.

Каталонские страны и их политические производные: «Википедия» как пространства каталоно-испанской мемориальной конфронтации. К началу активной виртуализации коллективной памяти и Каталония, и Испания имели свои сложившиеся мемориальные традиции (Llobera, 1998), которые раннее функционировали в рамках национализма (Keene, 2007) или академической историографии (Boyd, 2008). В испанской и каталонской версиях «Википедии» представлены обобщающие статьи, посвященные национализму в Каталонии. Они предлагают противоположные, точнее - диаметрально отличающиеся прочтения истории каталонского национализма. Для испанской и каталонской версий «Википедии» характерно взаимоисключающее видение самого понятия «Països Catalans», т. е. «каталонские страны». С точки зрения испанской «Википедии» это -«двусмысленный термин, который относится к лингвистической и культурной сфере, к территориям, где говорят на каталонском языке, или к национальному проекту, который объединяет каталано-язычные территории и территории, где каталанский язык не используется традиционно»1.

По мнению российских историков, историческая память - это «многоуровневая информационная система, в структуру которой входит не только феномен индивидуальной памяти, но и структуры надындивидуальной памяти» (Макаров, 2014: 8). Они в современном обществе представлены виртуализированной памятью, в число пространств бытования которой входит «Википедия». Функционирование последней как пространства памяти связано с неограниченным доступом к ней, возможностью свободного редактирования со стороны пользователей, к которым относятся сторонники как каталонской, так и испанской точки зрения. Поэтому условно «исторические» тексты пишутся как франкистами, так и их оппонентами, что делает состав акторов политики памяти гетерогенным (Crameri, 2012). Каталонская «Википедия» продвигает иное видения концепта «каталонские страны», понимая под последними «территории каталонской культуры, где родным языком является каталанский, или территории, которые являются частью географической, исторической, культурной и языковой единицы с преобладанием каталанского языка»2.

Что касается испанской «Википедии», то для ее авторов концепт «каталонские страны» представляет собой не более чем «делимитацию, основанную исключительно на языковом сходстве, так как каталонские страны никогда не существовали как политический субъект»3. В противовес испанской точке зрения каталонская «Википедия» утверждает, что каталонские страны -это «территории, на которых живут или жили каталонцы»4. Аналогичное видение заметно и в восприятии явления панкаталонизма. Если для каталонской «Википедии» панкаталонизм не более

1 Países Catalanes [Электронный ресурс] // Wikipedia, dia.org/wiki/Países_Catalanes (дата обращения: 12.03.2023).

2 Països Catalans [Электронный ресурс] // Viquipèdia, dia.org/wiki/Països_Catalans (дата обращения: 12.03.2023).

3 Países Catalanes [Электронный ресурс] // Wikipedia, dia.org/wiki/Países_Catalanes (дата обращения: 12.03.2023).

4 Països Catalans [Электронный ресурс] // Viquipèdia, dia.org/wiki/Països_Catalans (дата обращения: 12.03.2023).

la enciclopedia libre. URL: https://es.wikipe-

l'enciclopèdia lliure. URL: https://ca.wikipe-

la enciclopedia libre. URL: https://es.wikipe-

l'enciclopèdia lliure. URL: https://ca.wikipe-

чем «доктрина, выступающая за политический союз каталонских стран»1, то испанская версия этого проекта воспринимает эту концепцию как одновременно сепаратистскую и ирредентистскую. Поэтому панкаталонизм воспринимается как не просто «политическая идеология, защищающая государственность всех территорий, где говорят на каталанском языке», но и попытка оправдать «создание независимого государства»2.

Испанская версия «Википедии» конструирует образ каталонизма в качестве политического национализма, основанного на восприятии Каталонии как нации3. По мнению австрийского историка Р. Линднера, «во все эпохи и в каждом обществе историография подчиняется политике» (Лшднер, 1996: 20). Именно поэтому испанская и каталонская версии «Википедии» фактически актуализируют политические предпочтения обществ, которыми они созданы и поддерживаются. В этой ситуации признается влияние культурного фактора на генезис националистической идеологии, которая возникла в период национального возрождения, когда началось «культурное и литературное движение на каталаноязычных территориях, достигшее своего пика во второй половине XIX в.», вызванное стремлением «возродить каталанский язык в качестве литературного и культурного языка после столетий диглоссии по отношению к кастильскому»4.

Каталонская «Википедия» формирует несколько иной образ национализма как «гражданского, культурного и политически структурированного движения левых, центристских и правых, поскольку оно выступает за признание политической, исторической, лингвистической, культурной и национальной индивидуальности Каталонии»5. По мнению исследователей памяти, в современном мире «происходит рост фрагментации памяти, и разные социальные группы пытаются конструировать свое прошедшее различно» (Outhwaite, 2005: 194), что в еще большей степени актуализируется, когда источниками памяти являются не социальные, но национальные сообщества.

Поэтому усилиями испанской «Википедии» формируется образ каталонизма как системной антииспанской угрозы, представленной одновременно собственно националистами, а также левыми, центристами и правыми. Авторы испанской версии «Википедии» ставят в вину каталонским участникам интернет-проекта, что они намеренно продвигают антииспанский национализм, определяемый как «критическое отношение к мадридскому централизму и испанскому национа-лизму»6. В отличие от испанской версии каталонская основана на восприятии национализма как преимущественно культурного движения7.

Каталония как нация и регион в испано-каталонских войнах памяти. Если на протяжении перехода к демократии «испанцы молчали публично о прошлом»8, то виртуализация памяти привела к обострению мемориальной конфронтации. Восприятие прошлого в современных мемориальных культурах Каталонии и Испании отягощено тем, что они оказались в состоянии конфронтации различных версий исторической памяти. Если к концу 1990-х гг. среди историков существовал неформальный компромисс, что мемориальные конфликты характерны преимущественно для Центральной и Восточной Европы с гипертрофированно развитым этническим национализмом (Jedlicki, 1999), то перемещение истории в центр политических и идеологических дебатов ввергло в войну памяти и общество Испании. Ситуация столкновения различных версий памяти в современной Каталонии актуализирует ситуацию одновременного софункционирования в мемориальной культуре трех различных типов коллективной памяти, включая контргегемонистскую память угнетения и сопротивления, переформулированную гегемонистскую память, основанную на испанском гражданском национализме, и полифонические формы памяти, представленные контрвоспоминаниями каталонцев как меньшинства, которое противостоит попыткам ее редукции из испанской мемориальной культуры (Agustín, 2021). В связи с этим испанской стороной отрицается то, что

1 Pancatalanisme [Электронный ресурс] // Viquipédia, l'enciclopédia lliure. URL: https://ca.wikipe-dia.org/wiki/Pancatalanisme (дата обращения: 12.03.2023).

2 Pancatalanismo [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia libre. URL: https://es.wikipe-dia.org/wiki/Pancatalanismo (дата обращения: 12.03.2023).

3 Nacionalismo catalán [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia libre. URL: https://es.wikipe-dia.org/wiki/Nacionalismo_catalán (дата обращения: 12.03.2023).

4 Renaixenga [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia libre. URL: https://es.wikipedia.org/wiki/Re-naixenga (дата обращения: 12.03.2023).

5 Catalanisme [Электронный ресурс] // Viquipédia, l'enciclopédia lliure. URL: https://ca.wikipedia.org/wiki/Cat-alanisme (дата обращения: 12.03.2023).

6 Nacionalismo catalán [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia libre. URL: https://es.wikipe-dia.org/wiki/Nacionalismo_catalán (дата обращения: 12.03.2023).

7 Catalanisme catalán [Электронный ресурс] // Viquipédia, l'enciclopédia lliure. URL: https://ca.wikipe-dia.org/wiki/Catalanisme (дата обращения: 12.03.2023).

8 1саев I. 1спашя завершуе перюд «амнезп минулого» [Электронный ресурс] // 1сторична правда. 2018. 25 жовтня. URL.: https://www.istpravda.com.ua/columns/5bd19d568cd8b/ (дата обращения: 12.12.2022).

Каталония представляет отдельную политическую нацию, хотя наличие собственной литературной истории признается. Последнее проявляется в попытках редуцировать историю каталoнизма до почти исключительно культурной. В этой ситуации попытки консолидировать испанское общество терпят неудачу (Faber, 2005), что стимулирует обострение мемориальной конфронтации между каталонской и кастильской (испанской) версиями коллективной памяти.

В рамках такого видения национальное возрождение воспринимается почти исключительно как «литературный период от декаданса до модернизма, обрамленный более широким культурным движением и националистическим сознанием (охватывающим все культурные проявления), возникшим внутри буржуазии в результате преобразований, вызванных промышленной революцией»1. Кроме того, не признается и «угнетение» Каталонии со стороны Мадрида. В испанской версии «Википедии» акцентируется внимание на том, что обвинения Испании в экономическом угнетении Каталонии являются необоснованными. В частности, испаноязычные авторы текстов, сфокусированных на истории каталонского национализма, настаивают, что «каталанский язык никогда не терял своего социального значения»2.

В свою очередь каталонская «Википедия» подчеркивает, что активисты были вынуждены восстанавливать престиж каталанского языка, так как тот был подорван доминированием кастильского3. В современных условиях развития исторической коллективной памяти «политические и идеологические сражения могут быть выиграны благодаря подчеркиванию определенных и замалчиванию других моментов истории» (Coakley, 2004: 532). Этим фактически и занимаются авторы как испанской, так и каталонской версий «Википедии», последовательно подвергая историю цензуре, актуализируя одни факты и отвергая другие, которые в меньшей степени соотносятся с продвигаемыми ими проектами идентичности. Испанская «Википедия» особое внимание акцентирует на претензиях Барселоны на международное представительство4, что, по мнению кастильской (испанской) стороны, нелегитимно. В противовес такой точке зрения каталонская «Википедия» продвигает идею, что Каталония политически, эконмически и культурно отличалась от других частей Испании, так как «с экономической точки зрения каталонская буржуазия отличалась от олигархии, имевшей власть на большей части остального государства, поскольку она выступала за принятие протекционистских мер, поощрявших введение тарифов, обременяющих ввоз иностранных товаров»5.

История каталонского национализма как пространство мемориальной конфронтации. Современная специфика обществ, которые немецкий историк Ю. Шеррер определяет как «плюралистические», предполагает «формирование в них различных и даже противоречащих друг другу толкований прошлого» (Шеррер, 2009: 90), о чем свидетельствует опыт виртуализации исторической памяти в Испании. Каталонская и испанская версии «Википедии» различно воспринимают каталонское движение за независимость. В каталаноязычной версии проекта каталонская независимость - это «политическое течение, происходящее от каталонизма, которое выступает за независимость Каталонии или каталонских стран по отношению к Испании и Франции и, таким образом, создание Каталонской республики, провозглашенной несколько раз раннее»6.

Испанская «Википедия» воспринимает движение за независимость не столь нейтрально, подчеркивая, что оно является «сепаратистским», настаивающим на «отделении или независимости Каталонии с ее нынешними административными ограничениями в качестве испанского автономного сообщества или в соответствии с панкаталонским видением, которое включает: Андорру, Арагон, Валенсийское сообщество, Эль-Карче в регионе Мурсия, Балеарские острова, Северную Каталонию в Восточных Пиренеях и Альгеро на Сардинии»7. Если раннее «история перемещалась в центр исторических дебатов» (Lindner, 1999: 631), то в условиях виртуализации коллективной памяти прошлое стало стимулом для мемориальных конфронтаций. Таким образом, две национальные версии «Википедии» воспроизводят различное видение политического каталонизма, актуализируя или его нейтральность, или опасность.

1 Renaixença [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia libre. URL: https://es.wikipedia.org/wiki/Re-naixença (дата обращения: 12.03.2023).

2 Там же.

3 Renaixença [Электронный ресурс] // Viquipédia, l'enciclopédia lliure. URL: https://ca.wikipedia.org/wiki/Re-naixença#Renaixença_a_CataIunya (дата обращения: 12.03.2023).

4 Nacionalismo catalán [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia libre. URL: https://es.wikipe-dia.org/wiki/NacionaIismo_cataIán (дата обращения: 12.03.2023).

5 Catalanisme [Электронный ресурс] // Viquipédia, l'enciclopédia lliure. URL: https://ca.wikipedia.org/wiki/Cat-alanisme (дата обращения: 12.03.2023).

6 Independentisme català [Электронный ресурс] // Viquipédia, l'enciclopédia lliure. URL: https://ca.wikipe-dia.org/wiki/Independentisme_cataIà (дата обращения: 12.03.2023).

7 Independentismo catalán [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia libre. URL: https://es.wikipe-dia.org/wiki/Independentismo_cataIán (дата обращения: 12.03.2023).

Испанская «Википедия» различает собственно каталонский национализм и каталонизм. Если первый определяется как преимущественно политическое движение, основанное на оспаривании территориальной целостности Испании, то второй воспринимается как преимущественно культурное движение, направленное на защиту языка, этничности и ограниченного числа политических прав. Столь критическое отношение к каталонскому национализму не исключает негативного отношения к франкизму, который ставил под сомнение права не только каталонского, но и всех других региональных национализмов Испании1. В сложившейся ситуации история используется для «легитимации государства, для борьбы за равноправие с другими народами» (Rottier, 2004: 470).

Испанская «Википедия» оперирует прошлым для легитимации идеи территориальной целостности, а каталонская, наоборот, основана на оппозиции испанской и каталонской точек зрения. В подобной ситуации сама идея каталонской независимости (Molenda, 2021) усиливает мемориальные конфликты в испанском обществе. В этом контексте различные версии исторической памяти не только стимулируют регионализацию Испании, но и кризис испанской государственной модели (Sasor, 2015), так как кастильский (испанский) национализм остался среди факторов, определяющих основные векторы и траектории развития страны. В целом испанская «Википедия» открыто не соглашается в вопросах истории Каталонии в ее национально ориентированными интерпретациями, характерными для участников каталаноязычной версии проекта. В частности, испанские авторы «Википедии», с одной стороны, не согласны с тем, что «народ Каталонии является суверенной нацией, и утверждением, что Каталония не достигнет своей максимальной культурной, социальной или экономической полноты, пока она является частью Испании»2. С другой - выражается несогласие и с тем, что «Каталония является нацией, угнетаемой Испанией с момента ее оккупации войсками Бурбонов в 1714 г., а также последующего подавления каталонских институтов и запрета их языка»3.

Образы антикаталонизма и франкизма в испанской и каталонской версиях «Википедии» как пространстве мемориальной конфронтации. Несмотря на явные расхождения в восприятии истории каталонского национализма испанская и каталонская версии «Википедии» признают наличие антикаталонизма, который с точки зрения каталонской «Википедии» - «это отвращение к Каталонии, к каталонской культуре и языку или к самим каталонцам»4, а испанская версия проекта воспринимает антикаталонизм как «чувство отторжения Каталонии, ее культуры и языка, а также ее народа, будучи чувством и выражением прежде всего политического движения, которое противостоит идее каталонской нации, состоящей из "каталонцев"»5.

Каталонская «Википедия» в своем восприятии антикаталонизма исходит из уверенности в том, что «существует политическая, институциональная и медийная плотность, которая указывает на постоянную каталонофобию в Испании»6. Поэтому в современных условиях история и память конструируются как «определенные концепты самости, которые основываются на радикальном отделении от какой-либо другой идентичности» (Friedman, 2001: 41). В этой ситуации каталонско-испанская мемориальная конфронтация основана на противопоставлении двух иден-тичностей - каталанской и испанской. Авторы каталонской «Википедии» находят проявления антикаталонизма в испанском праве, указывая на то, что «Конституция Испании 1978 г. не оставляет за некастильскими языками никакой роли на государственном уровне и отводит им второстепенную роль даже на территориях, где они представлены»7.

В свою очередь испанская «Википедия» оправдывает антикаталонизм «антииспанским и сепаратистским характером идеологии каталонского политического класса»8. При написании истории, как полагает Д. Усманова, «неизбежно доминирует своеобразный этноцентризм» (Усманова, 2003: 338), который оказывается чрезвычайно устойчивым даже в условиях виртуализации коллективной памяти, когда не нарративы, но восприятие истории в Сети становится сферой проекции националистических предпочтений. Если, по мнению Т. Адорно, «от прошлого хотят избавиться:

1 Nacionalismo catalán [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia libre. URL: dia.org/wiki/Nacionalismo_catalán (дата обращения: 12.03.2023).

2 Independentísimo catalán [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia libre. dia.org/wiki/Independentismo_catalán (дата обращения: 12.03.2023).

3 Там же.

4 Anticatalanisme [Электронный ресурс] // Viquipèdia, l'enciclopèdia dia.org/wiki/Anticatalanisme (дата обращения: 12.03.2023).

5 Anticatalanismo [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia dia.org/wiki/Anticatalanismo (дата обращения: 12.03.2023).

6 Anticatalanisme [Электронный ресурс] // Viquipèdia, l'enciclopèdia dia.org/wiki/Anticatalanisme (дата обращения: 12.03.2023).

7 Там же.

8 Anticatalanismo [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia dia.org/wiki/Anticatalanismo (дата обращения: 12.03.2023).

URL:

lliure. URL:

libre. URL:

lliure. URL:

libre. URL:

https://es.wikipe-https://es.wikipe-

https://ca.wikipe-https://es.wikipe-https://ca.wikipe-

https://es.wikipe-

это справедливо, потому что в его тени жить невозможно» (Adorno, 2005: 90), a современные кастильские и каталонские агенты исторической политики, которые вовлечены в процессы виртуализации коллективной памяти, наоборот, активно участвуют в мемориальных конфронтациях.

В этой ситуации можно отметить, что каталонская «Википедия» основана на демонизации политики Испании. В качестве жертвы политики Мадрида объявляется соответственно Каталония и каталанский язык, что универсализирует роль стратегии виктимизации (Kubiaczyk, 2021) в функционировании мемориальной культуры. Поэтому авторы каталонской «Википедии» обвиняют Испанию в политике дискриминации, указывая на то, что «каталонский язык рассматривается как препятствие для национальной интеграции, подвергаясь институциональным преследованиям». В вину Мадриду ставится то, что каталанский язык «запрещено использовать в Конгрессе Испании», а испанские власти препятствуют его наделению официальным статусом «в отличие от менее распространенных языков, таких как ирландский»1. Истоки такой ситуации авторами каталонской «Википедии» связываются с франкизмом, когда «каталанский язык был объектом жестокой агрессии и был сведен к семейному употреблению»2.

Нации, как полагал Э. Смит, «создаются в историческом воображении» (Smith, 1992: 60), а в современных условиях мемориальной конфронтации актуализируются в виртуальных пространствах. Испанская и каталонская версии «Википедии» признают факты преследования каталанского языка на протяжении истории, но склонны интерпретировать эти процессы различно. Авторы испанской части проекта настаивают, что падение роли каталанского языка было естественным следствием сокращения его употребления3. Каталонская «Википедия», наоборот, утверждает, что Испания намеренно проводит политику «маргинализации каталанского языка»4, применяя различные формы дискриминации. Если первый шаг в преследовании каталанского языка датируется 1482 г., когда была уничтожена каталаноязычная Библия, то наиболее актуальный дискриминационный жест со стороны Мадрида, по мнению авторов каталонской «Вики-педии», имел место в 2020 г. - испанские власти разрешили использование только кастильского языка в маркировках товаров и продуктов5.

Коллективная память не только становится пространством актуализации взаимных идущих из прошлого политический претензий, которые привели к историческим травмам каталонской и испанской памяти. Подобно академической историографии политика памяти фиксирует «отказ от основанного на детерминистских посылах проекта тотальной истории...», а также то, что «историки обратились к изучению отдельных объектов прошлого» (Досс, 2013: 43). Поэтому и агенты исторической политики, подобно представителям академического сообщества, вынужденно сосредотачиваются на актуализации отдельных исторических травм, важных для того сообщества, к которому они принадлежат. Испанская и каталонская версии «Википедии» связывают преследования каталонизма с режимом Ф. Франко, но политика в отношении этого региона воспринимается различно.

С точки зрения испанской «Википедии», политика в Каталонии была отражением общеиспанской политики в целом. Поэтому кастилоязычная «Википедия» сводит политику Ф. Франко к «авторитарным мерам» в Каталонии, определяемой как «испанский регион»6. Каталонская «Википедия», напротив, воспринимает преследование именно языка и культуры как основу политики Мадрида в регионе в период франкизма7. По мнению испанской «Википедии» франкизм не был изначально направлен против миноритарных культур и языков, так как «диктатура Франко была отмечена подавлением демократических свобод, подавлением инакомыслия, а иногда и подавлением каталонизма»8. В свою очередь авторы каталонской «Википедии» особо подчеркивают, что именно «Каталония была сообществом (регионом), которое больше всего пострадало от ненависти, порожденной во время гражданской войны»9.

1 Anticatalanisme [Электронный ресурс] // Viquipédia, l'enciclopédia lliure. URL: https://ca.wikipe-dia.org/wiki/Anticatalanisme (дата обращения: 12.03.2023).

2 Franquisme a Catalunya [Электронный ресурс] // Viquipédia, l'enciclopédia lliure. URL: https://ca.wikipe-dia.org/wiki/Franquisme_a_Catalunya (дата обращения: 12.03.2023).

3 Minorización del idioma catalán [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia libre. URL: https://es.wik-ipedia.org/wiki/Minorización_del_idioma_catalán (дата обращения: 12.03.2023).

4 Cronologia de la repressió del catalá [Электронный ресурс] // Viquipédia, l'enciclopédia lliure. URL: https://ca.wikipedia.org/wiki/Cronologia_de_la_repressió_del_catalá (дата обращения: 12.03.2023).

5 Там же.

6 Dictadura franquista en Cataluña [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia libre. URL: https://es.wikipedia.org/wiki/Dictadura_franquista_en_Cataluña (дата обращения: 12.03.2023).

7 Franquisme a Catalunya [Электронный ресурс] // Viquipédia, l'enciclopédia lliure. URL.: https://ca.wikipe-dia.org/wiki/Franquisme_a_Catalunya (дата обращения: 12.03.2023).

8 Dictadura franquista en Cataluña [Электронный ресурс] // Wikipedia, la enciclopedia libre. URL: https://es.wikipedia.org/wiki/Dictadura_franquista_en_Cataluña (дата обращения: 12.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Franquisme a Catalunya [Электронный ресурс] // Viquipédia, l'enciclopédia lliure. URL.: https://ca.wikipe-dia.org/wiki/Franquisme_a_Catalunya (дата обращения: 12.03.2023).

Выводы. Различные интерпретации истории каталонского национализма в национальных версиях «Википедии» в Испании в значительной степени связаны с отличающимися друг от друга политическими и идеологическими предпочтениями участников испанской исторической политики, которая формирует мемориальную культуру. Если испанские крайне правые политики могут очень негативно относиться к историческом наследию и современной активности каталонского национализма, то его сторонники, напротив, склонны позитивно воспринимать своих исторических предшественников, что неизбежно переносится на восприятии истории национализма в Каталонии.

Каталонские националисты, если воспринимать во внимание и то, что национализм в этом регионе исторически связан с левыми тенденциями, склонны формировать и продвигать положительный образ истории каталонского национализма, принимая во внимание его многочисленные пересечения в современной исторической памяти с радикалами и левыми. Важной особенностью функционирования образов истории каталонского национализма в мемориальной культуре современной Испании является их постепенная виртуализация, миграция из пространств академической историографии в сферу виртуальных пространств.

Активной миграции коллективной памяти об истории каталонского национализма содействует и то, что в современном обществе интернет стал уникальным культурным пространством, где может развиваться и функционировать коллективная память, которая является анонимной. Именно подобная анонимность и, как результат, деперсонификация мемориальной культуры позволяет агентами исторической политики актуализировать не уникальные, но общие тенденции в конструировании образов каталонского национализма соответственно в кастильской и каталанской языковой реальности испанской «Википедии».

«Классическими» проявлениями такого коллективного восприятия исторического опыта каталонского национализма в дискурсе «Википедии» как форме функционирования памяти является то, как различно и идеологически зависимо формируются образы событий, деятелей и процессов, связанных с историей национализма в Каталонии. Именно поэтому неизбежными становятся не только тенденции виртуализации и анонимизации исторической памяти, но и утрата ею качества единства, так мемориальная культура виртуализируется, фактически превращаясь в набор конкурирующих версий восприятия истории каталонского национализма со стороны испанских и каталонских активистов исторической политики.

Подобная тенденция функционирования мемориальной культуры, связанной с формированием и развитием памяти о каталонском национализме в виртуальных пространствах «Википедии» в целом, актуализирует закономерности развития коллективной исторической памяти испанского общества как общества потребления. Такой тип социума склонен не формировать свои собственные мемориальные культуры, но ассимилировать те, что сложились раннее. Поэтому «Википедия» визуализирует свою роль и значение в функционировании как коллективной памяти, так и мемориальной культуры каталонского национализма.

Список источников:

Досс Ф. Как сегодня пишется история: взгляд с французской стороны // Как мы пишем историю / пер. с фр. Е.И. Ба-лаховской и др.; отв. ред. Г. Гаррета, Г. Дюфо, Л. Пименова. М., 2013. С. 9-56.

Макаров А.И. Историческая память: конструкция или реконструкция? // Историческая экспертиза. 2014. № 1. С. 4-10.

Усманова Д. Создавая национальную историю татар: историографические и интеллектуальные дебаты на рубеже веков // Ab Imperio. 2003. № 3. С. 337-360. https://doi.org/10.1353/imp.2003.0072.

Шеррер Ю. Германия и Франция: проработка прошлого // Pro et Contra. 2009. Т. 13, № 3-4 (46). С. 89-108.

Adorno Th. The Meaning of working through the past // Adorno Th. Critical models: Interventions and catchwords / translated by H. W. Pickford. N. Y., 2005. Р. 89-104.

Agustín Ó. G., Raftopoulos M. Moving towards the future, returning to the past: Catalan collective memories in times of unstable hegemony // Agustín, Ó. G. (ed.) Catalan independence and the crisis of sovereignty. L., 2021. P. 105-125. https://doi.org/10.1007/978-3-030-54867-4_5.

Assmann A. From collective violence to a common future: Four models for dealing with a traumatic past // Gonçalves da Silva, H. (ed.) Conflict, memory transfers and the reshaping of Europe. Newcastle, 2010. P. 8-23.

Boyd C. P. The politics of history and memory in democratic Spain // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 617, no. 1. The politics of history in comparative perspective. P. 133-148. https://doi.org/10.1177/0002716207312760.

Coakley J. Mobilizing past: nationalist images of history // Nationalism and Ethnic Politics. 2004. Vol. 10, no. 4. Р. 531-560. https://doi.org/10.1080/13537110490900340.

Crameri K. History written by the losers: History, memory, myth and independence in twenty-first century Catalonia // Hispanic Issues On Line. 2012. № 11. P. 35-51.

Faber S. The price of peace: Historical memory in post-Franco Spain // Revista Hispánica Moderna. 2005. Vol. 58, no. 1-2. P. 205-219.

Friedman J. History, political identity and myth // Lithuanian Ethnology. Studies in Social Anthropology and Ethnology. 2001. No. 1. Р. 41-62.

Halbwachs M. Les Cadres sociaux de la mémoire. Paris, 1925. 299 p. (на фр. яз.)

Jedlicki J. Historical memory as a source of conflicts in Eastern Europe // Communist and Post-Communist Studies. 1999. Vol. 32. No 1. Р. 225-232.

Keene J. Turning memories into history in the Spanish year of historical memory // Journal of Contemporary History. 2007. Vol. 42, no. 4. P. 661-671.

Kubiaczyk F. Historia, manipulacja i trauma. Przypadek Katalonii. Poznan, 2021. 518 s. (на польск. яз.) ЛЫднер Р. Нязменнасць i змены у постсавецкай пстарыяграфп Беларус // Кантакты i дыялоп. 1996. № 3. С. 20-25. (на белорус. яз.)

Lindner R. New directions in Belarusian studies besieged past: national and court historians in Lukashenka's Belarus // Nationalities Papers. 1999. Vol. 27, no. 4. P. 631-647.

Llobera J. R. The role of historical memory in Catalan national identity // Social Anthropology. 1998. Vol. 6, no. 3. P. 331- 342. https://doi.org/10.1111/j.1469-8676.1998.tb00365.x.

Molenda P. Ruch niepodlegtosciowy w Katalonii i jego znaczenie dla Katalonczyków w drugiej dekadzie XXI wieku // Studia Iberystyczne. 2021. No. 20. S. 177-198. https://doi.org/10.12797/SI.20.2021.20.08. (на польск. яз.)

Nora P. Rethinking France: Les Lieux de mémoire. Vol. 4. Histories and memories. Chicago, 2010. 504 p. Outhwaite W., Ray L. Modernity, memory and postcommunism // Social Theory and Postcommunism. Malden (MA), 2005. P. 176-197.

Rottier P. Legitimizing the Ata Meken: the Kazakh intelligentsia write a history of their Homeland // Ab Imperio. 2004. No. 1. Р. 467-486. https://doi.org/10.1353/imp.2004.0078.

Sasor R. Katalonska pamiçc historyczna i kryzys hiszpanskiej panstwowosci: przyczynek // Studia Iberystyczne. 2015. No. 14. S. 85-107. https://doi.org/10.12797/SI.14.2015.14.06 (на польск. яз.)

Smith A. D. Nationalism and the historians // International Journal of Comparative Sociology. 1992. Vol. 33, no. 1-2. P. 58-80.

References:

Adorno, Th. (2005) The meaning of working through the past. In: Adorno, Th. Critical models: interventions and catchwords. Translated by Pickford, H. W. (2005) New York, pp. 89-104.

Agustín, Ó. G. & Raftopoulos, M. (2021) Moving towards the future, returning to the past: Catalan collective memories in times of unstable hegemony. In: Agustín, Ó. G. (ed.) Catalan Independence and the Crisis of Sovereignty. London, Palgrave Macmillan, pp. 105-125. Available from: doi:10.1007/978-3-030-54867-4_5.

Assmann, A. (2010) From collective violence to a common future: Four models for dealing with a traumatic past. In: Gonçalves da Silva, H. (ed.) Conflict, Memory Transfers and the Reshaping of Europe. Newcastle, Cambridge Scholars Publishing, pp. 8 - 23.

Boyd, C. P. (2008) The politics of history and memory in democratic Spain. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 617 (1), 133-148. Available from: doi:10.1177/0002716207312760.

Coakley, J. (2004) Mobilizing past: nationalist images of history. Nationalism and Ethnic Politics. 10 (4), 531-560. Available from : doi:10.1080/13537110490900340.

Crameri, K. (2012) History written by the losers: History, memory, myth and independence in twenty-first century Catalonia. Hispanic Issues On Line. (11), 35-51.

Doss, F. (2013) Kak segodnya pishetsya istoriya: vzglyad s frantsuzskoy storony [How history is written today: A French perspective]. In: Garreta, G., Dyufo, G. & Pimenova, L. (eds.) Kak my pishem istoriyu [How we write history]. Translated from French by Balakhovskaya, E. I. et al. Moscow, pp. 9-56. (In Russian)

Faber, S. (2005) The Price of peace: Historical memory in post-Franco Spain. Revista Hispánica Moderna, 58 (1-2), 205-219. Friedman, J. (2001) History, political identity and myth. Lithuanian Ethnology. Studies in Social Anthropology and Ethnology. (1), 41-62.

Halbwachs, M. (1925) Les Cadres sociaux de la mémoire. Paris. 299 p. (In French)

Jedlicki, J. (1999) Historical memory as a source of conflicts in Eastern Europe. Communist and Post-Communist Studies. 32(1), 225-232.

Keene, J. (2007) Turning memories into history in the Spanish year of historical memory. Journal of Contemporary History, 42 (4), 661 - 671.

Kubiaczyk, F. (2021) Historia, manipulacja i trauma. Przypadek Katalonii. Poznan. 518 s. (In Polish) Lindnier, R. (1996) Invariance and changes in the post-Soviet historiography of Belarus. Kantakty i dyjalogi. (3), 20-25. (In Belarusian) Lindner, R. (1999) New directions in Belarusian studies besieged past: national and court historians in Lukashenka's Belarus. Nationalities Papers. 27 (4), 631-647.

Llobera, J. R. (1998) The role of historical memory in Catalan national identity. Social Anthropology. 6 (3), 331-342. Available from : doi: 10.1111/j.1469-8676.1998.tb00365.x.

Makarov, A. I. (2014) Istoricheskaya pamyat': konstruktsiya ili rekonstruktsiya? [Historical memory: construction or reconstruction?]. Historical Expertise. (1), 4 - 10. (In Russian)

Molenda, P. (2021) Ruch niepodlegtosciowy w Katalonii i jego znaczenie dla Katalonczyków w drugiej dekadzie XXI wieku. Studia Iberystyczne, 20, 177-198. Available from: doi:10.12797/SI.20.2021.20.08. (In Polish)

Nora, P. (2010) Rethinking France: Les Lieux de mémoire. Vol. 4. Histories and memories. Chicago. 504 p. Outhwaite, W. & Ray, L. (2005) Modernity, memory and postcommunism. In: Outhwaite, W. & Ray, L. Social theory and postcommunism. Malden, MA, pp. 176-197.

Rottier, P. (2004) Legitimizing the Ata Meken: the Kazakh intelligentsia write a history of their Homeland. Ab Imperio. (1), 467-486. Available from: doi:10.1353/imp.2004.0078.

Sasor, R. (2015) Katalonska pamiçc historyczna i kryzys hiszpanskiej panstwowosci: przyczynek. Studia Iberystyczne. (14), 85-107. Available from: doi:10.12797/SI.14.2015.14.06 (In Polish)

Scherrer, Ju. (2009) Germaniya i Frantsiya: prorabotka proshlogo [Germany and France: working through the past]. Pro et Contra. 13, (3-4 (46)), 89 - 108. (In Russian)

Smith, A. D. (1992) Nationalism and the historians. International Journal of Comparative Sociology. 33 (1-2), 58-80. Usmanova, D. (2003) Sozdavaya natsional'nuyu istoriyu tatar: istoriograficheskiye i intellektual'nye debaty na rubezhe vekov [Creating a national history of the Tatars: Historiographic and intellectual debates at the turn of the century]. Ab Imperio. (3), 337360. Available from: doi:10.1353/imp.2003.0072. (In Russian)

Информация об авторе М.В. Кирчанов - доктор исторических наук, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений, доцент кафедры истории зарубежных стран и востоковедения исторического факультета Воронежского государственного университета, Воронеж, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=342670

Information about the author M.V. Kirchanov - D.Phil. in History, Associate Professor, Regional Studies and Foreign Countries Economies Department, International Relations Faculty, History of Foreign Countries and Oriental Studies Department, History Faculty, Voronezh State University, Voronezh, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=342670

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.