Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАТАЛОНЦЕВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАУЧНОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ: ОПЫТ БИБЛИОГРАФИИ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАТАЛОНЦЕВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАУЧНОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ: ОПЫТ БИБЛИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
269
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛИЗМ / СЕПАРАТИЗМ / КАТАЛОНИЗМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прутцков Григорий Владимирович, Говряков Игорь Юрьевич

В представленной статье описаны и проанализированы различные подходы к изучению вопроса национального самосознания каталонского народа в испанском академическом дискурсе с начала 2000-х гг. по настоящее время, охарактеризована динамика теоретической мысли, ее национальная специфика. Проблема национальной идентичности Каталонии в свете событий последних лет является актуальной не только для Испании, но и для всей Европы. Длительная научная полемика сторонников независимости Каталонии с теми, кто выступает за интеграцию с титульным народом Испании, привела к появлению значительного числа научных исследований и публицистических произведений, авторы которых с различных позиций анализируют национализм, межнациональное сотрудничество, работу с аудиторией, особенности пропаганды, манипуляции общественным мнением и другие вопросы, важные для каталонского самосознания. В 2000-х гг. в испанском научном сообществе сформировались несколько крупных научных школ, занимающихся изучением проблем национальной идентичности того или иного региона, причем с прямо противоположными друг другу взглядами. Схожесть подходов к данной теме определяется тем, что все исследования учитывают совокупность политических, экономических, социальных, языковых и культурных факторов, способных генерировать сценарии развития нации и отвечать на современные вызовы. Различие в научных подходах к вопросу самоопределения состоит в трактовках способов и моделей объединения народа, анализе традиций, сложившихся за столетия развития. Исследования о феномене каталонского самосознания делятся по языковому признаку (испаноязычные и каталоноязычные труды) практически поровну, при этом отчетливо прослеживается стабильная тенденция к ангажированности, которая в ряде случаев доходит до политической или идеологической окрашенности научных текстов и, как следствие, внесение в них элементов публицистичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATALANS’ NATIONAL IDENTITY THROUGH THE PRISM OF SCIENCE-BASED JOURNALISM: A BIBLIOGRAPHY STUDY

In the context of the recent years’ events, the problem of Catalonia’s national identity is relevant not only for Spain but for Europe in general. The long-lasting academic debate between supporters of Catalonia’s independence and those who advocate its integration with the titular people of Spain has led to emergence of a large number of researches and journalistic works that analyze nationalism, inter-ethnic cooperation, public relations, features of propaganda and crowd manipulation, and other important issues. The article describes and analyzes the various approaches to studying the problem of the Catalans’ national identity, the dynamic of the thought and its national features in Spanish academic discourse in the period from early 2000s to the present. In that period, Spanish academic community formed several schools of thought focusing on the problem of national identity of particular regions. Although the schools have opposing views on the problem, they all take into account political, economic, social, cultural and linguistic factors that are able to generate scenarios of the nation’s development and face modern challenges. What makes the approaches different is interpretation of the ways and models of people unification, and analysis of the centuries-old traditions. The division of the research works on Catalan’s nationalism by the language criteria into Spanish-written and Catalan-written ones is almost equal. However, there is a stable trend to political or ideological biasing of academic texts, which results in them acquiring elements of journalistic style.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАТАЛОНЦЕВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАУЧНОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ: ОПЫТ БИБЛИОГРАФИИ»

УДК 070:316.77 DOI 10.17150/2308-6203.2020.9(4).700-712

Прутцков Григорий Владимирович

Кандидат филологических наук, доцент Кафедра зарубежной журналистики и литературы, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российская Федерация, г. Москва, e-mail: pruttskov@gmail.com

Grigory V. Pruttskov

PhD in Philology, Associate Professor Department of Foreign Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: pruttskov@gmail.com

Говряков Игорь Юрьевич

Кандидат филологических наук, старший преподаватель Кафедра истории и правового регулирования отечественных СМИ, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российская Федерация, г. Москва, e-mail: sir_paul89@mail.ru

Igor Yu. Govriakov

PhD in Philological Sciences, Senior Lecturer Department of History and Legal Regulation of Russian Media, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: sir_paul89@mail.ru

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАТАЛОНЦЕВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАУЧНОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ: ОПЫТ БИБЛИОГРАФИИ

Аннотация. В представленной статье описаны и проанализированы различные подходы к изучению вопроса национального самосознания каталонского народа в испанском академическом дискурсе с начала 2000-х гг. по настоящее время, охарактеризована динамика теоретической мысли, ее национальная специфика. Проблема национальной идентичности Каталонии в свете событий последних лет является актуальной не только для Испании, но и для всей Европы. Длительная научная полемика сторонников независимости Каталонии с теми, кто выступает за интеграцию с титульным народом Испании, привела к появлению значительного числа научных исследований и публицистических произведений, авторы которых с различных позиций анализируют национализм, межнациональное сотрудничество, работу с аудиторией, особенности пропаганды, манипуляции общественным мнением и другие вопросы, важные для каталонского самосознания. В 2000-х гг. в испанском научном сообществе сформировались несколько крупных научных школ, занимающихся изучением проблем национальной идентичности того или иного региона, причем с прямо противоположными друг другу взглядами. Схожесть подходов к данной теме определяется тем, что все исследова-

ния учитывают совокупность политических, экономических, социальных, языковых и культурных факторов, способных генерировать сценарии развития нации и отвечать на современные вызовы. Различие в научных подходах к вопросу самоопределения состоит в трактовках способов и моделей объединения народа, анализе традиций, сложившихся за столетия развития. Исследования о феномене каталонского самосознания делятся по языковому признаку (испаноязычные и каталоноязычные труды) практически поровну, при этом отчетливо прослеживается стабильная тенденция к ангажированности, которая в ряде случаев доходит до политической или идеологической окрашенности научных текстов и, как следствие, внесение в них элементов публицистичности.

Ключевые слова. Научная публицистика, национальная идентичность, национальное самоопределение, национализм, сепаратизм, каталонизм.

Информация о статье. Дата поступления 15 мая 2020 г.; дата принятия к печати 25 ноября 2020 г.; дата онлайн-размещения 23 декабря 2020 г.

THE CATALANS' NATIONAL IDENTITY THROUGH THE PRISM OF SCIENCE-BASED JOURNALISM: A BIBLIOGRAPHY STUDY

Abstract. In the context of the recent years' events, the problem of Catalonia's national identity is relevant not only for Spain but for Europe in general. The long-lasting academic debate between supporters of Catalonia's independence and those who advocate its integration with the titular people of Spain has led to emergence of a large number of researches and journalistic works that analyze nationalism, inter-ethnic cooperation, public relations, features of propaganda and crowd manipulation, and other important issues. The article describes and analyzes the various approaches to studying the problem of the Catalans' national identity, the dynamic of the thought and its national features in Spanish academic discourse in the period from early 2000s to the present. In that period, Spanish academic community formed several schools of thought focusing on the problem of national identity of particular regions. Although the schools have opposing views on the problem, they all take into account political, economic, social, cultural and linguistic factors that are able to generate scenarios of the nation's development and face modern challenges. What makes the approaches different is interpretation of the ways and models of people unification, and analysis of the centuries-old traditions. The division of the research works on Catalan's nationalism by the language criteria into Spanish-written and Catalan-written ones is almost equal. However, there is a stable trend to political or ideological biasing of academic texts, which results in them acquiring elements of journalistic style.

Keywords. Science-based journalism, national identity, national self-determination, nationalism, separatism, Catalonism.

Article info. Received May 15, 2020; accepted November 25, 2020; available online December 23, 2020.

Введение

Историко-политические условия последних трех десятилетий для каталонских ученых оказались

наиболее продуктивными в контексте изучения всего, что связано с аспектом национальности. Восстановление в последней четверти

ХХ в. демократической системы в обществе, активное культивирование тенденций гласности, публичности и дискутивности позволило исследователям подойти к проблемам, ранее имевшим статус та-буированных, а также применить новые подходы к изучению тем, требующих отказа от традиционных формулировок.

К первой группе гуманитарного дискурса как раз и относится проблема национального самосознания, или идентичности Каталонии и каталонского народа, феномен каталонизма. Каталонизм — социальное, культурное и политическое движение, направленное на утверждение политической, языковой и культурной идентичности Каталонии, а также территорий, где распространен каталанский язык. Несмотря на то, что за долгие годы франкизма какое-либо обсуждение феномена каталонизма было в принципе невозможно, уже вскоре после смерти Франко (1975 г.) появляются первые статьи и монографии, которые затрагивают ту или иную часть каталонского национального дискурса.

Активная исследовательская работа привела к тому, что к началу ХХ! в. в научном сообществе Испании уже сформировались пока еще не структурированные формально, но по всем другим признакам вполне полноправные школы, занимающиеся проблемой национальной идентичности конкретного региона. Причем к сегодняшнему дню в рамках всего дискурса даже успели возникнуть и укрепиться несколько зачастую прямо противоположных подходов к вопросу, со своими трактовками и особенностями. Приме-

чательно, что научные работы, написанные о феномене каталонского самосознания, делятся по языковому признаку почти поровну. О ката-лонизме пишут как по-испански, так и по-каталонски.

Важно отметить, что традиции современной испанской (и каталонской, в частности) научной литературы несколько отличаются от общеевропейских. Так, с начала ХХ в. в работах крупнейших испанских ученых-гуманитариев прослеживается стабильная тенденция к ангажированности. Эта ангажированность в отдельных случаях доходит до отчетливой политической или идеологической окрашенности научного повествования, а стиль серьезного исследования в подобных случаях приобретает элементы публицистичности. Дело в том, что большая часть гуманитарных наук, в число которых входят и исследования о различных аспектах и проблемах национальной идентификации народов Испании, классифицируются в Евросоюзе как науки социальные, что испанским ученым истеблишментом толкуется как синоним актуальной ангажированности. Известный испанский журналист и ученый Жозе Сервера так объяснял этот подход: «Для того чтобы управлять мнениями, надо знать, где мы находимся в данный момент, потому что иначе мы никуда не двинемся. В этом роль науки — дать обществу лучшую оценку сегодняшнего дня, чтобы политика могла определить дальнейший путь» [1]. Интересно, что официальная государственная политика Мадрида коррелирует с этим трендом, однако ее конечная цель существенно разнится с целями научного сообщества.

Подходы к изучению вопроса

национального самосознания

каталонского народа

Работы российских ученых о каталонском национальном самосознании в основном фрагментарны и рассматривают его отдельные аспекты [2]. Вся полнота исследований сосредоточена в Испании и, прежде всего, в ее автономной области Каталония.

Несмотря на разницу в подходах, большинство ученых Испании и Каталонии, занимающихся разработкой проблем национальности, самоопределения и идентификации народа, сходятся в том, что следует принимать сегодня за исходные позиции во всех исследованиях подобного рода. В современных условиях, говорят ученые, национальность и национальное самоопределение складывается из ряда факторов: совокупности политических и общественных структур, экономического, социального и культурного контекста, языковых общностей и наличия у членов конкретного общества сходных друг с другом (а в идеале единых) интересов и задач. Все эти факторы представляются современной испанской наукой как взаимосвязанные переменные, способные как генерировать сценарии развития нации, так и реагировать на изменения уже готовых моделей, успешно подстраиваясь под перемены и подстраивая их под свои интересы.

Разница в научных подходах к вопросу каталонского самоопределения состоит в том, как ученый трактует способы и модели объединения народа, с каких позиций анализирует традиционные modus operandi, сложившиеся у представителей народа

за столетия развития, а также как с точки зрения этической дифференциации он воспроизводит в своих работах перечисленные контексты. Несмотря на то, что, на первый взгляд, нормы и установки западной этики сложились уже в XIX столетии и в классических трудах философов обрели свой кодифицированный, устоявшийся вид, в современной ситуации этические постулаты оказываются под реальной угрозой пересмотра в угоду политической и идеологической тенденции руководящих элит конкретного региона.

Одна из крупнейших монографий последних лет, посвященная вопросам национальной самоидентификации каталонцев, — это книга Мартина Алонсо «Каталонизм. От успеха до экстаза» [3]. Написанная профессором политологии и социологии университета Бильбао в трех томах с привлечением громадного количества материалов, монография претендует на статус фундаментального труда по проблемам каталанского национализма. И действительно, с одной стороны, автор провел впечатляющую работу по выявлению целого ряда основополагающих причин и далеко идущих последствий такого общественного феномена, как ката-лонизм. Алонсо анализирует идентичность каталонцев через язык, риторику публичных выступлений и СМИ, приводит цитаты из политических и революционных программ разных лет, вскрывает механизмы, которые разные стороны политических кризисов Каталонии используют для манипуляций с национальной историей и народной памятью. По мысли ученого, каталонцы всегда имели все необходимые эмоцио-

нальные ресурсы для быстрой и эффективной мобилизации ради окончательного самоопределения, но каждый раз сталкивались с какой-нибудь силой, которая с той или иной долей успеха пользовалась этими благородными чертами каталонского национального характера в своих собственных целях.

Однако, с другой стороны, уже эта четко выраженная полемичность Мартина Алонсо дезавуирует объективность исследования. Исследователь подходит к проблеме с неожиданной позиции: как правило, ученые современной Испании довольно отчетливо делятся на тех, кто рассуждает о процессах, связанных со становлением национального самосознания Каталонии, с известной долей симпатии, и тех, кто свободолюбивые тенденции сегодняшнего каталонского общества не одобряет, считая их сепаратистскими. Алонсо, в свою очередь, придерживается критических позиций, но критикует феномен современного каталонизма не как представитель «мейнстримовой» мадридской точки зрения, завязанной на постулате о единстве и неделимости Испании и ее народа, а как радикально левый мыслитель, видящий в процессах каталонизации Каталонии подлог истинно насущных ценностей, обман народа, игру с националистическими стремлениями большинства населения стремящегося к независимости региона.

В этом плане характерен подзаголовок первого тома книги Мартина Алонсо: «Генезис социальной проблемы». Современные политические элиты, использующие в своей риторике националистические лозунги, по мысли ученого, только рас-

паляют эмоции, раздувают и так уже почти зашедшую в тупик проблему и используют настроения масс в своих интересах. То есть интеграция левосоциальной и националистической струи в политическом тренде региона, по сути, является идеологическим фантомом, не способным реализовать цели каталонцев и отдаляющим регион от обретения суверенитета, а не приближающим к нему. Основной целью критики профессора Алонсо в его книге являются либералы, которые, по его мнению, используют Каталонию в своих интересах еще с конца ХХ в. и выстроили свою стратегию так, что при любом раскладе они (политики) останутся в выигрыше.

Тот же Мартин Алонсо в 2004 г. выпустил монографию «Универсальная ненависть. Верования, эмоции и насилие» [4]. В этой книге профессор проводит глубокий анализ риторики политических деятелей сепаратистских движений Испании, в основном баскских и каталонских, и проводит параллели с теми тенденциями, которые имели место в свободолюбивых регионах страны в период Гражданской войны с Франко (1936-1939 гг.). Автор приходит к выводу, что от лозунгов 1930-х гг. осталось в принципе достаточно мало, а их место в наше время занимают более агрессивные, безапелляционные и зачастую авантюристские речи, звучащие громко, красиво, но на практике не способные подвигнуть народ к созидательным действиям.

Интересна и другая книга профессора Алонсо, которую он написал в соавторстве с коллегой по университету Бильбао Марией Прадо. Она называется «Этика дебатов. Условия, предпосылки и формы дискуссии»

[5]. Ценной для нашего исследования эта книга представляется потому, что в ней авторы глубоко проанализировали выступления каталонских политиков и общественных деятелей за первое десятилетие ХХ в. Опираясь на теоретические постулаты классических европейских философов и обосновывая собственную концепцию этики ведения спора, Алонсо и Прадо делают неутешительный вывод о том, что современная цивилизация в многочисленных дискурсах все дальше отходит от принципов корректности и аргументированности, все чаще используя такие средства языкового воздействия, которые всего полтора века назад наверняка назвали бы аморальными.

Перекликается с этой работой большая статья Мартина Алонсо «Риторика политического насилия»

[6], опубликованная в научном сборнике с характерным названием «Политическое насилие. История, память и жертвы». В статье, как и во всем сборнике в целом, отношение к каталонизму выражено довольно явно как к источнику сепаратистских радикальных настроений, ведущих за собой насилие, этническое и социальное противостояние. Алонсо показывает, как средства массовой информации способны радикализировать массы людей, становясь, по сути, зачинщиками новых конфликтов современности.

Сторонники и противники

каталонизма в научной

публицистике

Более традиционных, относящихся к сложившейся дуали «про-контра» взглядов на вопросы катало-низма и национального самосознания вообще придерживаются авто-

ры других исследований последних двадцати лет. Если анализировать количество исследований, рассматривающих проблему становления каталонского самосознания с «официальной» мадридской точки зрения, и исследований, относящихся к ката-лонизму с симпатией, то результаты подсчетов с той и с другой стороны будут примерно одинаковыми.

Среди самых показательных и влиятельных работ, написанных учеными, которых условно можно назвать антикаталонистами, стоит отметить монографию Жауме Кларета и Мануэля Сантрисо «Конструкция каталонизма. История политических усилий» [7]. Интересно, что один из авторов книги — этнический каталонец, однако оба ученых придержи -ваются консервативных позиций и считают идею каталонизма деструктивным, ярким примером радикального национализма. Правда, данное исследование отличается от других достаточно комплексным подходом к проблеме и глубиной аргументации: в концепции современного катало-низма они усматривают синтез различных идеологий ХХ в., причем как реакционных, так и прогрессивных, и именно в этом внутреннем противоречии они видят главную проблему всех политиков и мыслителей, пытающихся отстаивать самостоятельность каталонской идентичности.

Еще один достаточно влиятельный каталонский интеллектуал, отстаивающий несостоятельность радикального каталонизма и на протяжении многих лет последовательно доказывающий необходимость глубокой интеграции каталонцев в испанское общество, — это ученый и журналист Энрик Хулиана, заместитель главного редактора крупнейшей каталонской

газеты «Ла Вангуардиа» и политический обозреватель в Мадриде. В своих работах Хулиана резко критикует своих соотечественников-националистов, с одной стороны, призывая испанские власти идти на более тесный контакт с регионом ради взаимной выгоды. Находясь на центристских либеральных позициях, публицист отстаивает идеи объединенной Европы и единой Испании. Наиболее известна в мире его первая книга — исследование с ироничным названием «Испания пингвинов. Антибалканский взгляд на испанское будущее: возможно ли согласие?» [8]. Как ясно из заголовка, проблему каталонского сепаратизма Хулиана открыто сравнивает с ситуацией, сложившейся в Восточной Европе в начале 1990-х гг., когда Югославия распалась на несколько враждующих друг с другом государств, что привело к кровопролитным бессмысленным войнам. Чтобы не допустить подобного положения дел на Пиренеях, Хулиана требует от каталонцев большей лояльности к Мадриду и понимания необходимости глубже проникать во все испанские институты власти, осознавая себя в первую очередь представителями единого испанского народа.

Позиции Энрика Халианы перекликаются с взглядами известнейшего испанского философа начала ХХ1 в. Антонио Роблеса. На протяжении нескольких десятков лет он является одним из влиятельных противников каталанского национализма, считающего саму идею ка-талонизма в отрыве от остальной части испанского народа преступной и противоречащей объективному ходу истории. Каталонистов, выступающих в прессе с пропагандой сепаратистских настроений, он

называет «иностранцами в своей стране», чуждыми нации, народной культуре и народному духу. Проанализировав публикации в каталонской прессе с начала 2000-х гг., Ро-блес обнаружил, что большинство радикальных идей в печати и аудиовизуальных СМИ современной Каталонии выходят на национальном языке, в то время как противоположные точки зрения на проблему по-каталански практически не известны публике.

В связи с этим Роблес стал инициатором громкой кампании среди каталонских журналистов, которая получила провокационное название «И по-испански тоже, пожалуйста». Самой значительной книгой философа, посвящённой критике ката-лонизма, можно назвать его работу «История сопротивления национализму в Каталонии» [9], в которой автор доказывает, что значительная часть населения и истеблишмента региона выступает против самоизоляции на всех уровнях.

Интересный подход к проблеме каталонизма обнаруживается в работах другого известного испанского публициста и журналиста Ивана Ту-бау. Будучи защитником испанского единства, он критикует национализм не с позиций этатизма и госу-дарственничества, а с точки зрения либертарных идей. По его мнению, националистические тенденции в современной Каталонии — не более чем грамотный, но оттого не менее деструктивный пропагандистских ход ангажированных журналистов ради эфемерных целей известных политических элит. В книге «Ничего для отечества. Как журналисты изобретают виртуальные государства» [10] Тубау говорит даже не о несо-

стоятельности, а о фиктивности каталонского национализма, объясняя свои взгляды исторически сложившимися условиями, в которых Каталония пребывала на протяжении последних трехсот лет. Имея в свою очередь множество претензий к современной официальной власти Испании, он призывает каталонцев не отмежевываться от общего политического процесса в стране, а, наоборот, забыв бессмысленные противоречия, активно включиться в борьбу за общегражданские права, чтобы повысить уровень жизни во всей стране, а не в конкретном регионе.

Сбалансированный, но, тем не менее, все равно критический подход к проблеме каталонизма демонстрирует еще один известный каталонский публицист, юрист, депутат Женералитата и редактор Статута Каталонии Жоан Ридао. Будучи опытным юрисконсультом, общепризнанным знатоком конституционного права и практикующим адвокатом, он смотрит на вопросы национализма с точки зрения закона и пользы для народа. По его мнению, наиболее приемлемая форма установления каталанской идентичности — это интеграция народа автономии в испанскую нацию по принципу федерализма. В книге «Противоречия каталонизма» [11], полемизируя со сторонниками отделения и изоляции каталонского народа, культуры и политики от Испании, Ридао настаивает на исторической и лингвистической близости региона и метрополии, вписывая Каталонию в контекст современной глобализации. Исследования Жоана Ридао выгодно отличаются от вышеназванных книг своим взвешенным, объективным подходом к теме.

На другом полюсе идеологического противостояния ученых и исследователей, журналистов и публицистов, изучающий вопрос ката-лонизма со всех сторон, находятся те из них, кто воспринимает становление национальной идентичности автономии и ее жителей как позитивный и необходимый этап в развитии испанского общества. Автор десятков книг и статей по истории Испании, известнейший ученый Жозеп Фонтана по праву считается одним из ярчайших представителей этой точки зрения в современной гуманитарной науке Испании. Наиболее влиятельными в среде сторонников каталонизма в последнее время стали две его книги: «Конструкция идентичности. Размышления о прошлом и настоящем» [12] и «Формирование идентичности. История Каталонии» [13], глубоко анализирующие практически все стороны конфликта каталонцев с остальной Испанией.

Каталонизм Фонтана считает закономерным ответом на репрессивную идеологию генерала Франко, которая не могла не появиться в контексте тотального политического и культурного давления, насильственной испанизации народов Испании и диктата одной культуры в муль-тикультурном государстве. Свои исследования по истории отечества Фонтана посвящал в основном вопросам власти и отношения властей и населения, делая акценты на тех эпизодах, когда правительство наиболее отдалялось от народа. Крайним проявлением такого непонимания предстает случай Каталонии, причем перспективы этого противоречия мыслитель представляет неутешительными. Работы Жозепа Фонтана легли в основу идеологии

современных политиков-сторонников немедленного и безоговорочного отделения Каталонии и ее суверенитета.

Еще одним выдающимся ученым, отстаивающим право катало-низма на развитие и борьбу, является каталонский философ Шавьер Руберт де Вентос. Во времена диктатуры Франко он был одним из первых политических диссидентов, отправленных в изгнание за границу. Автор интересной эстетической теории националистического сенсибилизма, он призывает ка-талонистов отказаться от термина «национализм», чтобы избавиться от невыгодных ассоциаций, и обратиться к конструктивному созданию новой национальной идеологии, основанной на глубоком изучении культуры, языка и национального характера, которая, по его мнению, и есть истинный каталонизм. В своем широко известном исследовании «Каталония: от идентичности к независимости» [14], изучая особенности становления каталонской идентичности, Руберт де Вентос делает акценты на тех аспектах проблемы, которые касаются языка и его роли в окончательном формировании осознания народом себя как единой нации. Именно каталонская словесность, транслируемая, воспринимаемая и употребляемая жителями региона ежедневно и осознанно, считает ученый, является ключом к здравому осмыслению каталонизма как народной идеи.

О ведущей роли культуры и языка в развитии самосознания каталонцев говорит и культуролог Патрисия Габанчо, эмигрировавшая в Каталонию из Аргентины. Несмотря на свое неиспанское происхождение,

она неоднократно называла себя каталонской патриоткой и благодаря своим исследованиям по искусству и литературе Каталонии стала одним из ведущих специалистов по каталонизму. В нашумевшей книге «Закрашенное зеркало. Барселона, идентичность и национальный проект» [15] Габанчо проводит мысль о том, что из-за столетий подчинения Мадриду и испанской короне Каталония практически утратила самостоятельное лицо, потеряла независимый культурный облик, став как бы придатком Испании, не интересным ни зарубежным ученым, ни самим испанцам. Являясь членом Национальной ассамблеи Каталонии, Патрисия Габанчо выступает за последовательный и мирный выход автономии из-под влияния испано-ориентированных элит, за восстановление идентичности на основе общих для всех каталонцев языка, традиций и культуры.

Более радикальной позиции придерживается ветеран каталонской журналистики, историк и публицист Жауме Собрекес, который вместе с Рубертом де Вентосом преследовался франкистской полицией как диссидент. Много лет выступая в поддержку каталонских социалистов, Собрекес разочаровался в левых политиках как не способных противопоставить Мадриду самостоятельную и структурированную политическую платформу, которая бы привела Каталонию к самостоятельности, и публично поддержал лидера каталонских националистов Артура Маса. Существование каталонской автономии в составе Испанского королевства публицист считает постоянным угнетением более слабого более сильным («Испания против Катало-

нии. Черная хроника пира истории») [16]. Каталонизм в представлении Жауме Собрекеса — это единственная на сегодняшний день идеология, приемлемая для всех жителей Каталонии, причем как каталонцев, так и представителей других народов. Любое проявление нетерпимости к каталонизму в его глазах выглядит как признак откровенно шовинистических, ксенофобских и имперских стремлений. А режим Франко, который запрещал народам Испании каким-либо образом проявлять свою национальную идентичность, в интерпретации Собрекеса предстает «огромной тюрьмой».

Как и критики национальной самостоятельности региона, Собрекес видит решающий фактор становления суверенной идентичности в единстве, но речь в данном случае идет не об общеиспанском единстве, а единстве всего населения Каталонии, которое вскоре должно прийти к пониманию необходимости выступить единым фронтом против федеральных властей, от которых страдают и каталонцы и некаталонцы, постоянно проживающие в автономии.

На фоне этой идеологической борьбы ученых и публицистов выделяются немногие работы, отличающиеся абсолютно неангажирован-ным подходом к теме каталонизма. Анализ литературы о каталонской идентичности вообще приводит к выводу, что в современном ученом сообществе Европы такая позиция чрезвычайно редка. Наиболее ярким примером подобных исследований можно считать масштабный труд Жозепа Льобера «Бог современности. Развитие национализма в Западной Европе» [17] — книгу, охватывающую несколько столетий

европейской общественной истории, начиная со Средних веков и кончая концом ХХ в. Вышедшая двадцать лет назад, эта монография не утратила своей актуальности. Постулируя важную роль национализма в процессе модернизации и развития общества, Льобер старается отойти от общих оценок типа «черное-белое», анализируя объективный вклад этой идеологии в ее историческом развитии. Важную роль в теории Льобера играет анализ националистических идей, сложившихся на протяжении веков в Каталонии. Ученый признает здравость идеи национализма в общем и каталонизма в частности в тех рамках, которые обеспечивают поступательное и мирное развитие региона, но оговаривается, что в условиях грядущего ХХ! в. увлечение радикальными идеями может пагубно сказаться на развитии каталонского общества и заставить самый экономически развитый регион Испании повернуть от прогресса к регрессу.

Значительный вклад в объективное изучение проблем каталонского самоопределения внесли и зарубежные, не испанские исследователи. Взвешенный и аргументированный взгляд со стороны на испанскую политику уже два десятилетия подряд предлагает британский политолог, кембриджский профессор Томас Джефри Майли. Ему принадлежит целый цикл работ по вопросам каталонского национализма. Интересы Майли охватывают исторический период длиной в последние полвека испанской истории, и это позволяет ученому не только анализировать сегодняшнее положение дел в Испании, но и выводить из результатов своего исследования причинно-след-

ственные связи, и строить осторожные прогнозы. Так, в своих наиболее значимых работах (многие из которых выходили в Каталонии на каталанском и испанском языках) Майли проходит путь от левоориентированного мыслителя, симпатизирующего каталонцам в их стремлении к самоопределению и сепаратизму, до скептически настроенного критика национальной идеи Каталонии (см., например, «Против идеи «гражданской нации»: случай Каталонии в современной Испании» [18]).

Свои сегодняшние взгляды на проблему Майли объясняет тем, что начало 2010-х гг. показало нерешительность и неготовность лидеров каталонского национализма к радикальным переменам. А саму идею каталонизма Майли характеризует как инструмент для заработка политических очков, при этом отдавая ей должное как конструктивной народообразующей концепции, впрочем, оказавшейся нежизнеспособной в современных условиях глобализации.

Примечательно, что значительное место в исследованиях британского политолога занимает анализ ситуации, складывающейся в каталонском обществе вокруг каталанского языка. В частности, большое внимание он обращает на особенности его использования в политической и деловой прессе, парламентской риторике, в литературе испанских мыслителей и публицистов («Национализм и языковая политика: случай Каталонии» [19], «Де-

мократическое представительство и национальные измерения в политике Каталонии и Страны Басков» [20]).

Заключение

В своем стремлении к обретению четкой национальной идентичности каталонский научный истеблишмент за четыре десятилетия достиг противоречивых, но, безусловно, высоких результатов. Ученые разделились на два противоборствующих лагеря: сторонников самостоятельности региона, независимого самоопределения каталонцев, и тех, кто выступает за интеграцию с титульным испанским народом, усматривая плюсы в объединении целей и устремлений близких наций.

Ожесточенная полемика породила значительное количество серьезных, глубоких исследований и публицистических произведений, которые с разных сторон и точек зрения анализируют такие важные для каталонского самосознания вопросы, как национализм, межнациональное сотрудничество, пропаганда, общественное мнение, манипуляции, работа с аудиторией и т.д., так или иначе расширяя гуманитарные знания и продвигая науку региона вперед. Вопрос о национальной идентичности Каталонии остается открытым, более того, на фоне событий последних лет он становится актуальным как никогда, и ученые-публицисты, без сомнения, станут одними из главных действующих лиц в разыгрывающейся на наших глазах драме каталонского самоопределения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Cervera J. Ciencia y Política: el Papel de la Verdad / J. Cervera // Cuaderno de Cultura Científica. — 2017. — Vol. 5. — URL: https://culturacientiflca.com/2017/05/11/ciencia-politica-papel-la-verdad/.

2. Прутцков Г В. Тенденция к самоопределению малой нации в Европе. Опыт Каталонии / Г В. Прутцков. — DOI: 10.17994/IT.2018.16.3.54.6 // Международные процессы. — 2018. — Т. 16, № 3. — С. 113-125.

3. Alonso M. El Catalanismo, del Éxito al Éxtasis / M. Alonso. — Barcelona : El Viejo Topo, 2014. — Vol. I. — 286 p.; 2015. — Vol. II. — 396 p.; 2016. — Vol. III. — 868 p.

4. Alonso M. Universales del Odio. Creencias, Emociones y Violencia / M. Alonso. — Bilbao : Bakeaz, 2004. — 168 p.

5. Alonso M. Una Ética Para el Debate. Condiciones, Fondo y Formas en el Uso de la Discución (con María Laura Pardo) / M. Alonso. — Bilbao : Bakeaz, 2010. — 28 p.

6. Alonso M. Retórica de la Violencia Política / M. Alonso // Violencia Política. Historia, Memoria y Víctimas / A. Rivera, C.C. Herreros (eds). — Madrid : Maia, 2010. — P. 101-166.

7. Claret J. La Construcción del Catalanismo. Historia de un Afán Político / J. Claret, M. Santirso. — Madrid : Los Libros de la Catarata, 2014. — 238 p.

8. Juliana E. La España de los Pingüinos. Una Visión Antibalcánica del Porvenir Español: la Concordia es Posible / E. Juliana. — Barcelona : Destino, 2006. — 222 p.

9. Robles A. Historia de la Resistencia al Nacionalismo en Cataluna / A. Robles. — Barcelona : Biblioteca Crónica Global, 2014. — 698 p.

10. Tubau I. Nada por la Patria. La Construcción Periodística de Naciones Virtuales / I. Tubau. — Barcelona : Flor del Viento Ediciones, 1999. — 278 p.

11. Ridao J. Les Contradiccions del Catalanisme / J. Ridao. — Barcelona : L'Esfera dels Llibres, 2005. — 269 p.

12. Fontana J. La Construcció de la Identitat. Reflexions Sobre el Passat i Sobre el Present / J. Fontana. — Barcelona : Base, 2005. — 125 p.

13. Fontana J. La Formació d'una Identitat. Una Historia de Catalunya / J. Fontana. — Barcelona : Eumo, 2014. — 486 p.

14. De Ventos X.R. Catalunya: de la Identitat a la Independencia / X.R. de Ventos. — Barcelona : Empúries, 1999. — 160 p.

15. Gabancho P. El Mirall Entelat. Barcelona, Identitat i Projecte Nacional / P. Gabancho. — Barcelona : Angle Editorial, 2011. — 125 p.

16. Sobreques J. Espanya contra Catalunya. Crónica Negra d'un Simposi d'Historia / J. Sobreques. — Barcelona : Base, 2014. — 160 p.

17. Llobera J. El Dios de la Modernidad. El Desarrollo del Nacionalismo en Europa Occidental / J. Llobera. — Barcelona : Anagrama, 2006. — 304 p.

18. Miley T. J. Against the Thesis of "Civil Nation": the Case of Catalonia in Contemporary Spain / T.J. Miley // Nationalism and Ethnic Politics. — 2007. — Vol. 13, no. 1. — P. 1-37.

19. Miley T.J. Nacionalismo y Política Lingüística: El Caso de Cataluña / T.J. Miley. — Madrid : Centro de Estudios Políticos y Constitucionales, 2006. — 473 p.

20. Miley T.J. Democratic Representation and the National Dimension in Catalan and Basque Politics / T.J. Miley // International Journal of Politics, Culture, and Society. — 2014. — Vol. 27, no. 3. — P. 291-322.

REFERENCES

1. Cervera J. Ciencia y Política: el Papel de la Verdad. Cuaderno de Cultura Científica, 2017, vol. 5. Available at: https://culturacientifica.com/2017/05/11/ciencia-politica-papel-la-verdad/.

2. Pruttskov G. Self-determination of Smaller Nations in Europe. The Case of Catalonia. Mezhdunarodnye protsessy = International Trends, 2018, vol. 16, no. 3, pp. 113-125. DOI: 10.17994/IT.2018.16.3.54.6. (In Russian).

3. Alonso M. El Catalanismo, del Éxito al Éxtasis. Barcelona, El Viejo Topo, 2014, vol. I. 286 p.; 2015, vol. II. 396 p.; 2016, vol. III. 868 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Alonso M. Universales del Odio. Creencias, Emociones y Violencia. Bilbao, Bakeaz, 2004. 168 p.

5. Alonso M. Una Ética Para el Debate. Condiciones, Fondo y Formas en el Uso de la Discución (con María Laura Pardo). Bilbao, Bakeaz, 2010. 28 p.

6. Alonso M. Retórica de la Violencia Política. In Rivera A., Herreros C.C. (eds). Violencia Política. Historia, Memoria y Víctimas. Madrid, Maia, 2010, pp. 101-166.

7. Claret J., Santirso M. La Construcción del Catalanismo. Historia de un Afán Político. Madrid, Los Libros de la Catarata, 2014. 238 p.

8. Juliana E. La España de los Pingüinos. Una Visión Antibalcánica del Porvenir Español: la Concordia es Posible. Barcelona, Destino, 2006. 222 p.

9. Robles A. Historia de la Resistencia al Nacionalismo en Cataluna. Barcelona, Biblioteca Crónica Global, 2014. 698 p.

10. Tubau I. Nada por la Patria. La Construcción Periodística de Naciones Virtuales. Barcelona, Flor del Viento Ediciones, 1999. 278 p.

11. Ridao J. Les Contradiccions del Catalanisme. Barcelona, L'Esfera dels Llibres, 2005. 269 p.

12. Fontana J. La Construcció de la Identitat. Reflexions Sobre el Passat i Sobre el Present. Barcelona, Base, 2005. 125 p.

13. Fontana J. La Formació d'una Identitat. Una Historia de Catalunya. Barcelona, Eumo, 2014. 486 p.

14. De Ventos X.R. Catalunya: de la Identitat a la Independencia / X.R. de Ventos. — Barcelona : Empúries, 1999. — 160 p. De Ventos X.R. Catalunya: de la Identitat a la Independencia. Barcelona, Empúries, 1999. 160 p.

15. Gabancho P. El Mirall Entelat. Barcelona, Identitat i Projecte Nacional. Barcelona, Angle Editorial, 2011. 125 p.

16. Sobreques J. Espanya contra Catalunya. Crónica Negra d'un Simposi d'Historia. Barcelona,Base, 2014. 160 p.

17. Llobera J. El Dios de la Modernidad. El Desarrollo del Nacionalismo en Europa Occidental. Barcelona, Anagrama, 2006. 304 p.

18. Miley T.J. Against the Thesis of "Civil Nation": the Case of Catalonia in Contemporary Spain. Nationalism and Ethnic Politics, 2007, vol. 13, no. 1, pp. 1-37.

19. Miley T.J. Nacionalismo y Política Lingüística: El Caso de Cataluña. Madrid, Centro de Estudios Políticos y Constitucionales, 2006. 473 p.

20. Miley T.J. Democratic Representation and the National Dimension in Catalan and Basque Politics. International Journal of Politics, Culture, and Society, 2014, vol. 27, no. 3, pp. 291-322.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Прутцков Г В. Национальная идентичность каталонцев через призму научной публицистики: опыт библиографии / Г.В. Прутцков, И.Ю. Говряков. — DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).700-712 // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — Т. 9, № 4. — С. 700-712.

FOR CITATION

Pruttskov G.V., Govriakov I.Yu. The Catalans' National Identity Through the Prism of Science-Based Journalism: a Bibliography Study. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2020, vol. 9, no. 4, pp. 700-712. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(4).700-712. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.