на; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. - 128 с.
4. Бондарева Г. А. Эффективность использования аудиовизуальных технологий в учебном процессе в условиях реализации ФГОС ВО / Г. А. Бондарева // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2016.- №4 (9).- С. 73-76.
5. Рогальский Е.С. Облачные технологии и их роль в развитии электронного обучения // Исследование наукограда. - 2014. - №1(7). С. 42-49.
6. Бондарева Г.А. Интерактивное обучение в контексте инклюзивного образования // Молодежный форум: математические, технические науки и информационные технологии : сборник научных трудов по материалам Региональной научно-практической конференции молодых ученых ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет; Технологический институт сервиса (ФГБОУ ВО "Донской государственный
технический университет"). - Ставрополь, 2016. -С. 117-120.
7. Бондарева Г.А. Инновационные технологии как инструмент интенсификации образовательного процесса в системе высшего образования // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : сборник статей: в 2-х частях / под общей научной редакцией В.Е. Жидкова. - Ставрополь, 2016. -С. 274-278.
8. Бондарева Г.А. Использование электронного обучения в организации учебного процесса // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях : научно-практическая конференция, посвященная 85-летию ДГТУ / под общей научной редакцией
B.Е. Жидкова. - Ставрополь, 2015. - С. 153-156.
9. Бондарева Г.А. Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования / Г.А. Бондарева, Н.П. Петрова // Kant. - 2016. - №3 (20). -
C. 24-27.
О си
к
Q-<
си си
WIKI ENVIRONMENT AS A MEANS OF INTERACTION WITH INTERACTIVE TEACHING CHEMISTRY IN SECONDARY SCHOOL
lliyazova Liiiya Marsovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
E-mail: aspers@yandex.ruOrenburg
Smirnov Nikoiay Vasilievich, Under-graduate student, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg E-mail: tetelesmenosigigmail.com
The paper made an overview of the theoretical literature on the subject of the use of the Wiki environment opportunities identified potential educational Wiki environment for interactive communication with students teaching chemistry in school. The authors introduce the concept and model of methodical system of using the Wiki environment in teaching chemistry, identified appropriate pedagogical conditions: active participation of the teacher for the implementation of feedback and evaluation of high quality of the materials; Wiki diverse work environment; the combination of group work in the classroom and independent work of students at home. The article describes the author's educational Wiki site for XimWiki.tk chemistry, and suggested guidelines for the organization of the work of students in the Wiki environment.
Keywords: modern chemistry lesson; Wiki environment; educational website for chemistry; interactive learning.
ВИКИ-СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УДК 54(07)
ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВАК РФ 13.00.02 ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
щ к^ Г
Ё
13
В статье произведен обзор теоретической литературы на предмет использования возможностей Вики-среды, выявлен потенциал образовательной Вики-среды для интерактивного взаимодействия учащихся при обучении химии в школе. Авторами представлена концепция и модель методической системы использования Вики-среды в обучении химии, выявлены соответствующие педагогические условия: активное участие педагога для реализации обратной связи и оценки доброкачественности материалов; разнообразная работа в Вики-среде; сочетание групповой работы на уроке и самостоятельной работы учащихся дома. В статье дано описание авторского образовательного Вики-сайта по химии XimWiki.tk, и предложены методические рекомендации для организации работы учащихся в Вики-среде.
Ключевые слова: современный урок химии; Вики-среда; образовательный сайт по химии; интерактивное обучение.
© Ильязова Л.М., 2017 © Смирнов Н.В., 2017
В последние десятилетия мы наблюдаем переход от так называемого демонстрационного обучения к деятельностному. В связи с
ИЛЬЯЗОВА Лилия Марсовна, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, aspers@yandex.ru
¥
ш S
О ш
<
С1 ш
14
СМИРНОВ Николай
Васильевич, магистрант,
Оренбургский
государственный
педагогический
университет, Оренбург
tetelesmenos@igmail.com
этим на первый план выходят разнообразные групповые формы работы, направленные на совместное приобретение знания: диалоговые методы обучения, проектная и исследовательская деятельность, и т.д.
Сегодня основные методические инновации деятельности ого обучения связаны с применением интерактивных технологий обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие не только преподавателя и обучающихся, но и взаимодействие между самими обучающимися [3, с. 26].
Интерактивное обучение предполагает вовлечение в процесс познания всех учащихся и постоянный обмен знаниями, идеями, причем главное здесь - не столько продукт этого взаимодействия, сколько само сотрудничество и сотворчество.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методов. Поскольку Интернет прочно вошел в нашу жизнь и стал неотъемлемой ее частью, то неудивительно, что для организации интерактивного обучения мы решили использовать Вики-сре-ду. У Вики-среды есть характерные отличительные особенности, которые делают ее привлекательной для организации интерактивного обучения, но при этом имеется ряд проблемных моментов, являющихся прямым продолжением ее достоинств (табл. 1) [1, с.10].
Таблица 1 - Характеристики Вики-среды
Достоинства Недостатки
1. Множество авторов 1. Дублирование информации
2. Возможность многократно править текст без применения особых языков программирования. Возможность отката к ранней версии 2. Невозможность структурирования
3. Появление изменений сразу после их внесения 3. Отсутствие иерархии гиперссылок
4. Особая система разметки, гипертекстовость 4. Ненадёжность информации, субъективность ее освещения
5. Возможность размещать файлы разного формата 5. Вандализм
Однако грамотная и четкая организация интерактивного обучения позволит избежать представленных недостатков Вики-среды.
Сточки зрения образования Вики-среда способствует организации обучения в духе партнерства, а не соревнования, так как создается особое пространство, которое "требует" работы в группе, учит, как создавать виртуальные сообщества, как действовать в мире, где накопление знаний и информации все больше и больше становится коллективным делом. Вики-технологии позволяют преподавателям следить за активностью и готовностью каждого ученика, вести статистику посещений страниц и записей, наблюдать за дискуссией учеников и участвовать в ней, а также корректировать материалы. Вики-технологии способны объединить учеников не только из одной школы, но города, страны, и при должной реализации даже из других стран.
Перечислим учебные задачи, в осуществлении которых технология \N\k\ может быть особенно полезной:
1. Поиск информации по определенной теме. В данной ситуации каждый ребенок участвует в поиске необходимых материалов и осуществляет редакцию полученных текстовых и иных ресурсов, что позволяет представить разные грани исследуемого вопроса и тре-
бует от каждого критически осмыслить полученную информацию.
2. Сопровождение текстов разных типов фото-, аудио- и видеофрагментами, представление внутри одного рассказа полифонизма мнений, сопоставление различных научных подходов.
3. Написание групповых проектных и исследовательских работ. Благодаря формату Вики-среды учитель может отследить работу каждого учащегося, определить его вклад в полученный продукт.
4. Организация дискуссий и дебатов для демонстрации относительности любого знания. Вики-среда дает возможность сконцентрироваться на письменном ответе оппонента, требует точнее сформулировать свой взгляд на проблему, что, в свою очередь, способствует развитию критического мышления.
Нами разработана концепция и соответствующая ей модель методической системы использования возможностей Вики-среды в обучении химии.
Главная цель концепции - развитие познавательной активности учащихся и формирование элементов информационной компетентности. В основе концепции лежит системно-деятельностный подход. В данном контексте системно-деятельностный подход предполагает, что обучение происходит в деятельности через создание разнообразных информационных продуктов. Ядро концепции составляет система следующих принципов: сознательности и активности обучения, самостоятельности, интерактивности, свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи.
Содержательный компонент формируется за счет содержания школьного курса химии, дополненного интересными сведениями из истории, экологии, а также методики химии.
Организационно-методологический компонент представлен системой методов и форм обучения химии, а также комплексом педагогических условий:
- Работа в Вики-среде требует активного участия педагога, как для реализации обратной связи, так и для оценки доброкачественности материалов.
- Для формирования элементов информационной компетентности работа в Вики-сре-де должна быть разнообразной.
- Сочетание групповой работы на уроке и самостоятельной работы учащихся дома.
Результативно-оценочный компонент предполагает реализацию двух направлений
оценивания: теоретического, осуществляющего оценку теоретических знаний студентов и учащихся с помощью типовых заданий, и практического, осуществляющего оценивание образовательных продуктов студентов и учащихся с помощью ряда критериев и соответствующих им показателей.
Все указанные компоненты целостно взаимосвязаны в модели, т. к. они необходимы для достижения поставленной нами цели.
Центрообразующим элементом модели является созданный нами на основе платформы WordPress Вики-сайтХимУ\Ш (http://ximwiki.tk) и соответсвующая методика по организации работы с ним. Помимо сайта нами создана одноименная группа в социальной сети "Вкон-такте" для того, чтобы участники могли вести общение, а также следить за обновлениями, новостями, анонсами новых записей или записей, которые еще следует написать.
Мы пытались реализовать с помощью нашего сайта многогранные возможности Вики-среды в обучении химии. Это условие определило выбор разделов сайта:
1. "Основные понятия химии". Данный раздел является своего рода копилкой, в которую учащиеся добавляют схемы, таблицы, рисунки, мнемоприемы, позволяющие лучше понять и быстрее запомнить сложные понятия школьного курса химии [2, с. 118].
2. "Галерея великих химиков-органиков". Раздел организован как видеотека биографических фильмов о выдающихся ученых-химиках [2, с. 118].
3. Хроники подготовки к текущим конференциям: сроки, опросы, рекомендуемая литература, списки студентов и учеников, ответственных за проведение конференции [2, с. 118].
4. Ролевые игры "Парниковый эффект" и "Озоновые дыры". Вики-среда позволяет разрабатывать игры разного формата - квесты, ролевые игры и т.д. Представленные игры организованы в формате "Шесть шляп мышления". Все участники высказываются по теме игры с позиции одной из шляп мышления - красной, белой, синей, зеленой, желтой, черной. Ребята, выступая в заданной роли,учатся анализировать проблему с разных точек зрения, выстраивать конструктивный диалог и обмен мнениями в режиме online [2, с. 118].
5. Таблица "Развитие отдельных направлений химии в XX веке". В Вике-среде возможно организовать коллективное заполнение и редактирование таблиц, при этом каждый учащийся отвечает за свою часть таблицы: "Разви-
¥ I
UJ S
о
UJ
<
d UJ
16
тие биохимии в XX веке", "Развитие методики обучения в XX веке" и др [2, с. 118].
6. Форум потеме "Хемофобия и хемофилия". Формат Вики-среды позволяет организовать тематическое общение на любую интересующую ребят тему. Основная задача - помочь друг другу, "столкнуть" разные точки зрения. На данном форуме происходит обмен мнениями по поводу неоднозначного восприятия обществом науки химии [2, с. 118].
7. Проекты. Данный раздел - это копилка проектных работ учащихся. Рубрика имеет подрубрики:
7.1. "Химия вокруг нас". В этой дочерней рубрике собраны проекты, посвященные установлению связи науки химии с повседневной жизнью людей [2, с. 118].
7.2. "Проект "Химия-фронту". Проект - дань памяти подвигу ученых-химиков в годы Великой отечественной войны. Проект направлен на формирование:
- уважительного отношения к нашему историческому прошлому;
- гордости за отечественную химическую науку;
- интереса к личности выдающихся химиков, внесших вклад в дело Победы;
- активной жизненной позиции каждого учащегося [2, с. 118].
Данный проект также является коллективным.
7.3. Проект "Химия и мода" направлен на детальное изучение достижений химии, которые активно используются в сфере моды и красоты [2, с. 118].
Проект может быть как коллективным, так и индивидуальным.
Характер найденного материала определяет формат продукта: статья в формате Вики, веб-страница, блог, буклет в Publisher, газета, анкета или опросник, презентация и другие виды.
Однако только этими рубриками не ограничивается Вики-сайт, любой пользователь может сам добавить интересующую его рубрику или подрубрику и написать свою статью.
Нами также сформулированы рекомендации по использованию возможностей Вики-среды для изучения химии:
1. Перед началом работы учащихся в Вики-среде сайт должен быть частично заполнен по основным рубрикам.
2. Работа в Вики-среде предполагает большую самостоятельную работу, и, прежде всего, дома. На первых этапах знакомства с Вики-сайтом на уроке необходимо начать вместе с детьми работу, и лишь в случае достаточной информированности детей можно ограничиться на уроке сообщением сущности задания.
3. Перед началом работы учащиеся должны быть ознакомлены с критериями оценивания продукта деятельности, а также с образцом подобной работы с иного Вики-сайта.
Нами разработаны критерии оценивания разных продуктов работы в Вики-среде. Например, критерии оценивания Вики-проектов по химии (табл. 2).
Таблица 2 - Критерии оценивания Вики-проектов
Критерий Количество баллов
Степень раскрытия темы
Статья не раскрывает тему 0 баллов
Тема раскрыта не полностью, но статья освещает наиболее важные аспекты темы 1 балл
Тема раскрыта полностью 2 балла
Соблюдение правил оформления
Статья не соответствует правилам оформления 0 баллов
Нарушены правила оформления статьи 1 балл
Незначительные нарушения правил оформления 2 балла
Статья полностью соответствует правилам оформления 3 балла
Ссылки на источники информации
Отсутствие ссылок на источники информации 0 баллов
Ссылки на источники информации соблюдены 1 балл
Иллюстрация статьи
В статье отсутствуют иллюстрации 0 баллов
Иллюстрации недостаточно освещают тему 1 балл
Иллюстрации полностью освещают тему 2 балла
Итого 8 баллов: 1-3 балла - оценка «неудовлетворительно» 4-5 баллов - оценка «удовлетворительно» 6-7 баллов - оценка «хорошо» 8 баллов - оценка «отлично»
4. Нужно помнить об основной идее Вики-среды - постоянном корректировании материалов всеми участниками среды. Поэтому созданные статьи необходимо предлагать оценить и откорректировать иным пользователям сайта.
Таким образом, использование Вики-среды в обучении позволяет создать единую площадку эффективного интерактивного взаимодействия учеников для решения различных учебных задач. При этом важнейшей задачей учителя является грамотная организация и контроль за работой ученического коллектива.
Примечания: // Вестник научных конференций. - 2015. - №6.
1. Патаракин Е.Д. Создание учебной гипертексте- - С. 117-119.
вой энциклопедии в среде ВикиВики: общерос- 3. Суворова Н.И. Интерактивное обучение: новые
сийский проект Летописи.ру / Е.Д. Патаракин, подходы / Н. Суворова. - М.: Учитель, 2000. -№ 1.
Я.С. Быховский, E.H. Ястребцева. - М.: Институт раз- - С. 25-27.
вития образовательных технологий, 2006. - 32 с.
2. Смирнов, Н.В. Вики-среда в обучении химии в средней школе / Н.В. Смирнов, Л.М. Ильязова
О си
INFOGRAPHIC5 IN THE THEORY OF LIMITS £
Islamgulova Galia Fayzeevna, Senior Lecturer, Department of Mathematics, Ufa State Petroleum Technological <C
University, Ufa S E-mail: tetgaie@maii.ru
The base and the prospects for the use of modern information technologies in teaching mathematics at a technical college. Actuality involvement in the educational process of modern forms of teaching mathematics that enhance cognitive activity.
Keywords: visual aids; information; first-year students; the teaching of mathematics; structuring.
ИНФОГРА ФИКА В ТЕОРИИ ПРЕДЕЛОВ УДК 378.147.227
ВАК РФ 13.00.08 В
CU
си
m
Рассматриваются основания и перспективы применения современных инфор- @Исламгулова Г.Ф., 2017 КД^ мационных технологий в обучении математики в техническом вузе. Обосновывается актуальность привлечения в учебный процесс современных форм обучения математике, способствующих повышению познавательной активно-
S
Ключевые слова: визуальные средства; информация; первокурсники; препо- 17
давание математики; структуризация.
Модернизация образования предполагает коренное улучшение качества подготовки специалистов, которое в современных условиях является главным ориентиром и критерием оценки деятельности учебных организаций [7]. Вопрос о повышении качества математического образования особенно актуален для технических вузов [13]. Учебные часы на освоение курса математики значительно сокращены, кроме того, первокурсники имеют разный уровень математической подготовки. Традиционные методы не позволяют преподавателю в отведенное учебными программами время дать обучающимся весь необходимый объем знаний [10]. В таких условиях предпочтительно использовать визуальные средства, информационные технологии, методы и средства создания, сбора, хранения и обработки предметной информации.
При изучении, повторении, обобщении материала перспективно использовать средства инфографики, представляющие собой наглядно и красочно оформленный фрагмент теоретической информации, задачи, диаграммы, исторической справки, рисунки и т.д. Все это позволяет сделать преподавание математики содержательнее, интереснее, эмоциональнее [5,14]. Применение инфографики в преподавании дисциплины математика благоприятствует мотивации студентов на изучение этого предмета, лучшему усвоению математических понятий, развитию математического мышления, обнаруживает обратную связь, способствует формированию умений принимать оптимальное решение в сложных ситуациях, прививает навыки в осуществлении экспериментальной деятельности, развивает пространственное воображение и пространственные представления [6].
ИСЛАМГУЛОВА Галия Файзеевна, старший преподаватель, кафедра Математики, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа te Хда!е@таН. г и