Научная статья на тему 'Образовательный потенциал вебсайта «Мы с химией на ты» при изучении темы «Кислородсодержащие органические соединения»'

Образовательный потенциал вебсайта «Мы с химией на ты» при изучении темы «Кислородсодержащие органические соединения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ / ВЕБСАЙТ / METHODIC OF TECHING CHEMISTRY / WEBCITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирстова Н. В., Мещерякова О. А., Тормосина Е. А.

В статье обсуждаются вопросы технологии работы по методу проектов в группе учащихся десятых классов с целью создания образовательного вебсайта к проекту по теме «Кислородсодержащие органические соединения»‚ а также образовательный потенциал созданного вебсайта «Мы с химией на ты!». Полученные данные показывают‚ что использование вебтехнологий является хорошей мотивацией для изучения предмета‚ способствует поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды‚ рефлекторному мышлению‚ развитию познавательных навыков учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, умению ориентироваться в информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирстова Н. В., Мещерякова О. А., Тормосина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational potential of the website «We are experts in chemistry!» for the studying of the topic «Oxygencontaining organic compounds»

The article looks at various issues of the technology of the use of the project method in a group of tenthgraders with the aim of creating a website for a project on the topic «OxygenContaining Organic Compounds», as well as the educational potential of the recently created website «We are Experts in Chemistry!». Our findings have convincingly shown that the application of webtechnologies strengthens students' motivation for the studying of the subject, helps maintain a healthsaving learning environment, facilitates reflective thinking, the development of students' study skills, the ability to acquire and broaden their knowledge on their own, the ability to orientate themselves in information space.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал вебсайта «Мы с химией на ты» при изучении темы «Кислородсодержащие органические соединения»»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 10 (14)2008

IZ VESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO NATURAL SCIENCES № 10 (14)2008

УДК 372.854

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕБ-САЙТА «МЫ С ХИМИЕЙ НА ТЫ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ»

© н. В. ФИРСТОВА*, о. А. МЕЩЕРЯКОВА**, Е. А. ТОРМОСИНА* *Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра химии и теории и методики обучения химии **МОУ Лицей информационных систем и технологий № 73 e-mail: nfirst@yandex.ru

Фирстова Н. В., Мещерякова О. А., Тормосина Е. А. - Образовательный потенциал веб-сайта «Мы с химией на ты» при изучении темы «Кислородсодержащие органические соединения». - Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2008. № 10 (14). - С. 139-143. - В статье обсуждаются вопросы технологии работы по методу проектов в группе учащихся десятых классов с целью создания образовательного веб-сайта к проекту по теме «Кислородсодержащие органические соединения», а также образовательный потенциал созданного веб-сайта «Мы с химией на ты!». Полученные данные показывают, что использование веб-технологий является хорошей мотивацией для изучения предмета, способствует поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды, рефлекторному мышлению, развитию познавательных навыков учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, умению ориентироваться в информационном пространстве. Ключевые слова: методика преподавания химии, веб-сайт.

Firstova N. V., Meshcheryakova O. A., Tormosina E.A. - The educational potential of the web-site «We are experts in chemistry!» for the studying of the topic «Oxygen-containing organic compounds». - Izv. Penz. gos. pedagog.

univ. im.i V. G. Belinskogo. 2008. № 10 (14). P. 139-143. - The article looks at various issues of the technology of the use of the project method in a group of tenth-graders with the aim of creating a website for a project on the topic «Oxygen-Containing Organic Compounds», as well as the educational potential of the recently created website «We are Experts in Chemistry!». Our findings have convincingly shown that the application of web-technologies strengthens students' motivation for the studying of the subject, helps maintain a health-saving learning environment, facilitates reflective thinking, the development of students' study skills, the ability to acquire and broaden their knowledge on their own, the ability to orientate themselves in information space. Keywords: methodic of teching chemistry, web-cite.

В настоящее время циклы гуманитарных и технических дисциплин в системе педагогического образования практически полностью унифицированы для групп специальностей. Такая унификация делает актуальной разработку педагогами универсальных электронных учебно-методических комплексов, которые могли бы использоваться с равной эффективностью независимо от специальности, в том числе и в системе повышения квалификации. Подобную гибкость может обеспечить построение учебно-методического комплекса на основе наиболее универсальных информационных технологий - технологий Internet.

Использование Internet-технологий (в частности образовательных веб-сайтов), в обучении сегодня уже не является новаторством. И, как показывает опыт многих исследователей образовательный потенциал этого метода обучения велик, поскольку позволяет

осуществлять дистанционное обучение; использовать нетрадиционные методики обучения; использовать материал, на изучение которого в школьной программе уделено мало времени; использовать материал, подготовленный учащимися; осуществлять самопроверку учащихся; обсуждать интересующие вопросы и проблемы. А формирование и оперативное пополнение образовательных веб-сайтов, позволяет обучаемым получать знания, адекватно отражающие современные представления о дисциплине [5].

Создание веб-сайта образовательного назначения - это сложный и трудоёмкий процесс, особенно если этот сайт не просто плод труда педагога, а результат совместной работы учителя и учащихся, т. е. сайт, созданный с использованием проектной методики. Метод проектов предполагает с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обуче-

ния, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки.

Реализация проекта обеспечивается созданием учебно-методического пакета (УМП) - комплекта информационных, дидактических и методических материалов к проекту. Одним из элементов УМП проекта является веб-сайт. Веб-сайт по своей структуре напоминает журнал, который содержит информацию, посвященную какой-либо теме или проблеме. Многие сторонники только традиционных методов в обучении, ставят под сомнение значимость использования Internet, в частности, веб-сайтов в образовательном процессе в школе.

Целью нашей работы было исследование образовательного потенциала веб-сайта «Мы с химией на ты» при изучении темы «Кислородсодержащие органические соединения».

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

Возрастная категория учащихся выбрана в соответствии с готовностью учащихся к восприятию материала, предложенного для работы над созданием вебсайта и в соответствии с учебной программой курса. для работы над групповым проектом были выбраны учащиеся 10 классов лицея информационных систем и технологий № 73 г. Пензы. Группа состояла из 16 человек.

При планировании содержания веб-сайта «Кислородсодержащие органические соединения» учитывались составленное учителем календарно-тематическое планирование и требования к сформированности знаний учащихся. Это позволило нам определить темы, которые должны быть отражены на образовательном веб-сайте: спирты, фенолы, карбоновые кислоты, альдегиды и кетоны, сложные эфиры, жиры.

для реализации цели работы - исследования образовательного потенциала веб-сайта - нами был применен метод анкетирования и тестирования. Мы использовали сплошное (опрос всех представителей выборки) и выборочное (опрос части выборки) анкетирование [1]. По числу респондентов и типов контактов респондентов анкетирование, проводимое нами следует отнести к групповому (несколько респондентов) и очному (в присутствии исследователя-анкетёра) соответственно. Вопросы предложенные учащимся были составлены в закрытой (содержит полный набор возможных ответов) и открытой (ответ целиком и полностью формулирует сам респондент) форме. (В закрытых вопросах респонденту предлагалось выбрать один или несколько из данных ему вариантов (количество выборов оговаривалось после формулировки вопроса). В наших анкетах для закрытых вопросов предъявлялись поливариантная (предусматривает список ответов) или шкальная (с ранжированием степени убеждения, отношения, впечатления и т. д.) форма вариантов ответов.

Образовательный потенциал веб-сайта, в лаконичной форме можно представить как его способность обучать. для исследования этого вопроса нами был применен педагогический тест. Педагогический тест -

это инструментальное средство контроля знаний, при использовании которого можно определить надежность проводимого измерения [2]. Тесты были составлены нами по форме заданий ЕгЭ, то есть содержали блоки А, В и С. Таким образом этот тест составлен преимущественно закрытой формой тестовых заданий. То есть, учащемуся предлагалось выбрать правильный ответ из нескольких возможных, также был использован вариант тестового вопроса на соответствие (это разновидность закрытой формы теста). Одно из заданий (расчетная задача в блоке С) было представлено в открытой форме.

для подведения итога по проводимым тестированиям мы использовали критерий «Степень обучен-ности». По В. П.Симонову степень обученности класса (СОК) вычисляется по формуле [4]:

где :

n5 - количество учащихся, получивших оценку «5» n4 - количество учащихся, получивших оценку «4» n3 - количество учащихся, получивших оценку «3» n2 - количество учащихся, получивших оценку «2» N - количество учащихся в группе.

Результат до 60 % - вторая степень обученности (низкая).

Результат от 60 до 70 % - третья степень обучен-ности (средняя).

Результат от 70 % и выше - четвертая степень обученности (высокая).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ Изначально для работы было выбрано направление, которое бы, по нашему мнению, позволило подготовить учеников 10 класса к созданию глубокого как по масштабу используемого материала, так и по логике изложения проекту. Это направление предусматривало работу по накоплению фактического материала по теме «Кислородсодержащие органические соединения», с целью создания веб-сайта проекта. По нашему мнению такая работа, позволила бы учащимся обучиться работе с обильным фактическим материалом, освоить приёмы выбора нужной информации, как в «бумажной» литературе, так и в различных поисковых системах сети Internet, а также развить навыки работы с компьютером с целью создания «рабочих», динамичных материалов (создание гиперссылок и т. д.). Кроме того, этот материал в дальнейшем мог бы послужить основой при подготовке учащихся к урокам химии.

За время работы над проектом нами было проведено тринадцать занятий (знакомство, «мозговой штурм», формулирование основополагающего и проблемных вопросов; безопасная работа в Интернете; анализ разработанных веб-сайтов к проектам, планирование названия, содержания и оформления веб-сайта к учебной теме «Кислородсодержащие органические соединения»; создание веб-сайта «Мы с химией на ты!» к теме «Кислородсодержащие органические соединения»; презентация веб-сайта «Мы с химией

на ты!»; исследование образовательного потенциала веб-сайта проекта с группой учащихся, участвующих в создании 1п^апе^сайта; проведение тестирования по вопросам, составленным по форме ЕГЭ в группе учащихся, не участвовавших в создании 1п^апе^сайта «Мы с химией на ты!»; исследование образовательного потенциала веб-сайта «Мы с химией на ты!» в группе учащихся, не участвовавших в создании 1п^апе^сай-та, и 5 встреч-консультаций со школьниками. По нашему мнению при работе над проектом такого масштаба этого времени достаточно. В течение этого времени учащиеся «горят» идеей познания чего-то нового и интересного для себя. Они успевают мобилизоваться и реализовать свой потенциал «не перегорев» при этом. Записи о технологии и ходе реализации работы над проектом велись в рабочем журнале.

Одним из важных этапов при работе над проектом, является этап формулирования основополагающего и проблемных вопросов. Здесь задача учителя состоит в умелом руководстве ученической группой. Такое руководство ни в коем случае не предполагает жёсткого назидания, работа должна, с одной стороны вестись в соответствии с интересами коллектива учащихся, а с другой преследовать сформулированные учителем перед самим собой методические и дидактические цели проекта. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов было осуществлено на первом занятии.

Основополагающий вопрос: образовательный веб-сайт - это красиво и необычно, или действительно нужно мне в обучении?

Проблемные вопросы:

1. Всегда ли новые технологии ведут к прогрессу?

2. Веб-сайт по учебному предмету позволяет нам учиться «чему-нибудь и как-нибудь» или даёт доступную, наглядную и глубокую информацию?

3. Разве веб-сайт лучше, чем мой учебник по химии?

Основной целью работы по данному проекту было создание образовательного веб-сайта, который мог бы использоваться как средство обучения, помогающее учащимся в более успешном освоении учебного материала по теме «Кислородсодержащие органические соединения» и обеспечивающее педагогические условия для формирования и развития интереса школьника к химии.

Веб-сайт «Мы с химией на ты!» создавался нами для использования в 1п^апе^сети (1п^апе^системы представляют из себя веб-сайт для внутреннего использования) МОУ Лицей информационных систем и технологий № 73 г. Пензы.

Рубрики веб-сайта «Мы с химией на ты!», которые, отразили работу над проектом: «Информация для прогульщиков» (включает теоретический материал по каждому из классов кислородсодержащих органических соединений в форме презентации», «Словарь терминов и понятий» (включает основные понятия и формулы из каждого класса кислородсодержащих органических соединений), «Химический кроссворд» (представлена кроссвордами по каждому классу кис-

лородсодержащих органических соединений), «Знаете ли вы, что...» (содержит дополнительную, прикладного характера информацию о представителях классов кислородсодержащих органических соединений), «Химический форум» (здесь учащиеся смогут обмениваться мнениями, решать предложенные задачи, пользуясь возможностями Intranet - сети), «Проверь свои знания» (включает тестовые задания по каждому классу кислородсодержащих органических соединений и составлено по форме заданий ЕГЭ).

Первой группе (создатели веб-сайта) по завершении работы над созданием веб-сайта «Мы с химией на ты!» была предложена анкета и вариант тестового задания по форме заданий ЕгЭ.

Целью проведения анкетирования было получение сведений о: мотивации учащегося к созданию веб-сайта; об опыте учащегося по созданию образовательного веб-сайта; об используемых учащимися информационных ресурсах; об образовательном потенциале веб-сайта «Мы с химией на ты!» при изучении темы «Кислородсодержащие органические соединения» для самого участника проекта. В анкетировании приняли участие 16 человек - участников проекта.

Анализ проведённой анкеты показал, что опытом по созданию образовательного веб-сайта по химии обладают 36 % анкетируемых учащихся, остальные 64 % никогда не занимались созданием веб-сайтов. Мотивом для большинства (63 %) участников анкетирования - создателей веб-сайта - послужило получение оценки (по химии и/или информатике). 27 % анкетируемых вступили в проект только для получения опыта по созданию веб-сайта. И лишь 10 % - т. е. один учащийся, с целью получения новых знаний по химии. На вопрос: «Получили ли Вы новые знания по химии кислородсодержащих соединении?», - ответ: «Да, я хорошо усвоил материал» - 45, 5 %; «Да, я хорошо усвоил материал, но только для создаваемой мною странички веб-сайта» - 45,5 %; «Нет» - 9 %. На вопрос: «Прочитываете ли вы текст, собирая информацию для странички в веб-сайте?», - ответ: «Да, всю информацию читаю и стараюсь запомнить» - 84,5 %; «Бегло, главное, чтобы она соответствовала заголовку» - 15,5 %. На вопрос: «как отразилась работа над созданием веб-сайта на понимании материала по органической химии?», - ответ: «Хорошо понял(а) материал по теме, над которой работал(а)» - 45,5 %; «Получил(а) много информации по органической химии в целом» -45,5 %; «Научился создавать веб-сайты» - 9 %

По окончании работы над созданием веб-сайта «Мы с химией на ты!» в группе учащихся непосредственно принимавших участие (группа 1) в создании веб-сайта, было проведено тестирование по одному из вариантов к теме «Спирты и фенолы», составленного по форме заданий ЕгЭ. Данная группа состояла из 16 человек.

итоговая оценка за выполненную работу выставлялась по бальной шкале (0-100 баллов): 0-20 баллов - оценка неудовлетворительно; 20-50 баллов - оценка удовлетворительно; 50-75 баллов - оценка хорошо; 75-100 баллов - оценка отлично.

Для подведения итога по проведённому тестированию мы использовали такой критерий как степень обученности. Этот параметр мы высчитывали по В. П. Симонову, пользуясь формулой (1). В результате «Степень обученности» в группе учащихся, непосредственно принимавших участие в создании веб-сайта «Мы с химией на ты!» составила 62 %, что соответствует третей степени обученности по В. П. Симонову, т. е. среднему уровню. Полученные результаты, по нашему мнению, показали хороший уровень знаний учащихся по теме кислородсодержащие органические соединения.

Тестирование учащихся не принимавших участие в создание веб-сайта (группа 2) проводилось нами с группой учеников десятого класса, состоявшей из 10 человек, дважды. В группу были отобраны ученики с изначально (по оценке ведущего учителя) одинаковым (средним) уровнем знаний по органической химии.

Первое тестирование проводили после предварительного, в течении одной недели, обучения по учебнику О. С. Габриеляна «Химия-10» и повторения пройденного по теме «Кислородсодержащие органические соединения» материала. На этом занятии мы предложили им один из вариантов, созданного нами по форме ЕГЭ теста по теме «Спирты и фенолы». Итоговая оценка за выполненную работу также выставлялась по бальной шкале (0-100 баллов). Для подведения итога по проведённому тестированию мы также использовали критерий степень обученности (1). Врезультате, послепервого тестирования «Степень обу-ченности» в группе учащихся, не принимавших участие в создании веб-сайта «Мы с химией на ты!» составила 50 %, что соответствует второй степени обученности по В. П. Симонову, т. е. низкому уровню.

Второе тестирование учащихся группы 2 проводили после предварительного, в течении одной недели обучения по учебнику О. С. Габриеляна «Химия-10», а также с использованием всей информации, заключённой в созданный группой 1 веб-сайт «Мы с химией на ты!». на этом занятии мы предложили один из вариантов, созданного нами по форме ЕГЭ теста по теме «Спирты и фенолы».

По результатам второго тестирования «Степень обученности» в группе 2 составила 66 %, что соответствует третьей степени обученности по В. П. Симонову, т. е. среднему уровню.

По результатам тестирования № 2 мы сравнили полученные данные вцелом и отследили успешность при совершенствовании знаний с использованием вебсайта у каждого конкретного ученика. В результате 70 % учащихся улучшили свой предыдущий результат.

Второй группе также была предложена анкета. Целью проведения анкетирования с учащимися-пользователями веб-сайта «Мы с химией на ты!» было получение сведений о: мотивации учащегося к использованию веб-сайта «Мы с химией на ты!»; об опыте учащегося по использованию веб-сайтов образовательного назначения; о информационной насыщенности страничек веб-сайта «Мы с химией на ты!»; об образовательном потенциале веб-сайта «Мы с химией

на ты!» при изучении темы «Кислородсодержащие органические соединения» для пользователя. В анкетировании приняли участие 10 человек - пользователей веб-сайта «Мы с химией на ты!».

Анализ проведённой анкеты показал, что опытом по использованию образовательного веб-сайта обладают 40 % анкетируемых учащихся, остальные 60 % никогда не использовали веб-сайты для обучения. Мотив к использованию веб-сайта: исключительно для получения новых знаний по химии - 75 %; исключительно для получения оценки по химии - 8 %; исключительно для участия в исследовании - 17 %.

Анализ данных анкеты с учащимися-пользователями веб-сайта «Мы с химией на ты!» по информационной насыщенности предложенного веб-сайта показал, что наиболее популярными при подготовке к написанию второго тестирования были: все страницы -46 %; рубрика «Информация для прогульщиков», где приведён теоретический материал по каждому из классов органических соединений - 27 %; рубрика «Словарь терминов и понятий» - 18 %; рубрика «Проверь свои знания» - 9 %;

Выводы об образовательном потенциале веб-сайта «кислородсодержащие органические соединения» для пользователя веб-сайта мы делали анализируя следующие ответы на вопросы «Анкеты пользователя веб-сайта»: «какие страницы веб-сайта «кислородсодержащие органические соединения» помогли вам более всего при написании второго тестирования?», а также «Как вы считаете, помог ли вам образовательный веб-сайт «Мы с химией на ты!» в обучении?». Анализ проведённого опроса показал, что 80 % учащихся считают, что созданный веб-сайт «Мы с химией на ты!» помогает в более успешном освоении материала по конкретной теме; 10 % считают, что данный веб-сайт стимулировал их интерес к химии в целом; 10 % респондентов отметили, что «это интересно и необычно, изучать тему не по учебнику».

ВЫВОДЫ

Таким образом нами была разработана технология организации учебного проекта для создания вебсайта «Мы с химией на ты!»; совместно с учащимися 10 классов МОУ Лицей информационных систем и технологий № 73 г. Пензы создан и размещён в сети Intranet лицея образовательный веб-сайт «Мы с химией на ты!». Образовательный потенциал веб-сайта «Мы с химией на ты!» изучен при использовании педагогического тестирования учебных достижений (по форме ЕГЭ), а также выборочного, группового, очного анкетирования. В результате использования созданного веб-сайта, как дополнительного средства обучения, показатель «Степень обученности» (по В. П. Симонову) в группе учащихся 10 классов повысился от 50 % (низкий уровень) до 66 % (средний уровень). А проведённое в группе учащихся-пользователей веб-сайта «Мы с химией на ты!» анкетирование показало, что 80 % учащихся считают, что предложенный образовательный веб-сайт, помог им в более ус-

пешном освоении материала по теме «Кислородсодержащие органические соединения».

Благодарности: Авторы выражают благодарность коллегам и учащимся МОУ Лицей информационных систем и технологий № 73 г. Пензы за помощь в проведении исследования.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология.

СПб.: Питер, 2002. С. 45.

2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. 239 с.

3. Кобардин О. Ф., Земляков А. Н. Тестирование знаний и умений учащихся // Советская педагогика. 1991. №12. С. 26-33.

4. Симонов В. П. Диагностика степени обученности учащихся: учебно-справочное пособие. М.: МПУ, 1999. 45 с.

5. Ястребцева Е. Н., Быховский Я. С. Intel® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft®). М.: Русская редакция, 2005. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.