Научная статья на тему 'Vii Всероссийский конкурс учебных программ и учебно-методических планов профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образаваний'

Vii Всероссийский конкурс учебных программ и учебно-методических планов профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образаваний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
104
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Vii Всероссийский конкурс учебных программ и учебно-методических планов профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образаваний»

Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1.

В.А. Королев

VII ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

учебных программ и учебно-методических планов профессиональной

ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ

квалификации специалистов

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

федерации и муниципальных образований

Уровень образования и компетентности - важнейшая характеристика кадров государственного и муниципального управления. Формирование в Российской Федерации институтов государственной и муниципальной службы предусматривает профессионализацию управленческой деятельности специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления. Кроме безусловно необходимых качеств профессионализма и компетентности для государственных и муниципальных служащих всех групп и категорий важна их способность осваивать и использовать новаторские знания и инновационные управленческие технологии, переучиваться, адаптироваться к изменяющимся условиям работы. Все это обусловливает необходимость обеспечения служащих в процессе их систематического профессионального обучения актуальными инновационными учебными программами, учебно-тематическими планами, учебными пособиями и технологиями, отвечающими установленным профессионально-квалификационным требованиям, структурно-функциональным особенностям конкретного вида государственной и муниципальной службы, групп и категорий государственных должностей.

Эффективной формой выявления и реализации творческого потенциала коллективов российских образовательных учреждений в сфере развития и совершен-

212

Королев В.А. VII Всероссийский конкурс учебных программ...

ствования профессиональной компетентности и навыков государственных гражданских служащих и работников муниципальных органов управления, внедрения новых методов и механизмов государственного и муниципального управления, предусмотренных концептуальными документами по развитию административной реформы в нашей стране, могут служить конкурсы такого рода интеллектуальной деятельности и ее продукции.

заметным событием в этой области стали подготовка и проведение в мае-октябре 2007 г. VII Всероссийского конкурса учебных программ и учебнометодических планов профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - Конкурс).

Министерство регионального развития Российской Федерации в лице Департамента федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления выступило в качестве государственного заказчика Конкурса, а его организатором стали Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) и его Институт государственного и муниципального управления, осуществивший методическое и организационно-техническое обеспечение работ.

Концептуальной основой для определения содержания и требований к участникам Конкурса послужили положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

Были определены и цели VII Всероссийского конкурса учебных программ и учебно-методических планов профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. К ним относятся: оказание содействия органам исполнительной власти в повышении качества государственного управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; оказание содействия органам местного самоуправления и их ассоциациям в становлении эффективной и ответственной власти на местном уровне, в повышении участия местного сообщества в решении проблем муниципального развития; выявление и распространение ориентированных на применение активных обучающих технологий и технологий дистанционного обучения лучших образовательных программ и учебно-методических планов профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специалистов органов власти местного самоуправления.

Для конкурсного рассмотрения принимались учебные программы и планы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, подготовленные в рамках специальностей «Государственное и муниципальное управление» и «Муниципальное право». Для группировки и последующей оценки поступивших на Конкурс учебных программ и планов были выделены и темы. Так, в рамках спе-

213

Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1.

циальности «Государственное и муниципальное управление» к таким темам были отнесены:

• «Основы государственного и муниципального управления»;

• «Профессиональные компетенции муниципального служащего»;

• «Специализированные курсы по предметам деятельности муниципального образования»;

• В рамках специальности «Муниципальное право»:

• «Правовая культура муниципального служащего»;

• «Правовое регулирование организации и деятельности органов местного самоуправления».

К участию в Конкурсе допускались авторы учебных программ и планов профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, научные и образовательные учреждения, творческие коллективы, физические лица и любые иные юридические лица и коллективы, подтвердившие свои авторские права или права на использование представленного на Конкурс образовательного продукта. В результате заявителями выступили 48 образовательных и научных учреждений различных форм собственности из 28 субъектов РФ.

Методическая работа была облегчена тем, что Государственный Университет - Высшая школа экономики в сотрудничестве с рядом российских и зарубежных университетов при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Национального фонда подготовки кадров в 2006 г. разработал проект «Настройка образовательных программ в российских вузах», который получил поддержку программы Европейского Союза «ТЕМПУС». Методические результаты этого проекта были адаптированы для использования при оценке поступивших на Конкурс документов и при подведении итогов Конкурса.

Оценка результатов Конкурса осуществлялась Конкурсной комиссией по специально разработанной методике с использованием метода экспертных оценок по объективным критериям, отражающим актуальность, новизну, соответствие целям и задачам Конкурса, особенности построения, качество исполнения программ и планов и их практическую значимость.

Для руководства Конкурсом был создан Оргкомитет под председательством директора Департамента федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления Минрегионразвития России С.Н. Мирошникова, который одновременно возглавил Конкурсную комиссию (жюри Конкурса).

В состав жюри вошли специалисты, имеющие большой опыт практической и научной работы в системе государственного управления, и организации дополнительного профессионального образования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, владеющие навыками экспертизы документов и конкурсных (творческих) состязаний: А.Г. Барабашев - декан факультета государственного и муниципального управления, профессор кафедры государственной и муниципальной службы ГУ-ВШЭ; А.В. Клименко (зам. председателя жюри) - директор Института проблем государственного и муниципального развития ГУ-ВШЭ; Е.Л. Подшивалова - заместитель директора Международного научно-образовательного центра государственного управления ГУ-ВШЭ; А.С. Пу-

214

Королев В.А. VII Всероссийский конкурс учебных программ...

занов - заместитель директора фонда «Институт экономики города», профессор; В.А. Сивицкий - декан факультета права, профессор кафедры конституционного и административного права ГУ-ВШЭ.

К участию в Конкурсе было допущено 88 работ, признанных соответствующими условиям и требованиям Конкурса, в том числе в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление»:

• «Основы государственного и муниципального управления» - 20 работ;

• «Профессиональные компетенции муниципального служащего» - 12 работ;

• «Специализированные курсы по предметам деятельности муниципального образования» - 43 работы;

• в рамках специальности «Муниципальное право»:

• «Правовая культура муниципального служащего» - 2 работы;

• «Правовое регулирование организации и деятельности органов местного самоуправления» - 11 работ.

Для проведения экспертизы Конкурсная комиссия сформировала группу из 20 экспертов-консультантов. Критериями отбора экспертов были приняты:

• владение углубленными познаниями в области экспертизы;

• опыт работы в экспертных группах международного, федерального и регионального уровней.

Под экспертизой на Конкурсе понималась совокупность действий, направленных на диагностику и оценку содержания, актуальности, инновационного характера и общего качества учебных программ (учебно-методических планов).

Экспертизе подлежали:

• тексты учебных программ и учебно-методических планов (цель экспертизы - отбор претендентов на включение учебных программ в сборник и получение дипломов Конкурса);

• информационная карта участника, включающая данные об участнике / участниках Конкурса, о содержании и особенностях учебных программ, учебно-методических планов (цель экспертизы - уточнение выводов для оформления экспертного заключения).

Экспертиза проводилась на основе критериев, выбранных в соответствии с международной практикой оценки учебных программ в рамках формирования общеевропейского пространства высшего образования (проект «Настройка образовательных программ в российских вузах», 2006). По результатам экспертизы были сделаны выводы, касающиеся:

• компетентности авторов учебных программ;

• содержания учебных программ (учебно-методических планов), их научной обоснованности, выверенности последствий их внедрения в практику работы по повышению квалификации специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

• проявляющихся в процессе развития системы дополнительного профессионального образования, в проблемах и противоречиях, их причинах и последствиях, эффективных способах разрешения;

• перспективных образовательных проектах, нуждающихся в поддержке на государственном уровне.

215

Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1.

Основные недостатки учебных планов и программ, не включенных в состав награжденных по итогам Конкурса, состояли в несоответствии названия программ и заявленных целей обучения их реальному содержанию, в формальном определении целей (например, «повышение квалификации»), в неопределенности целевых аудиторий и категорий обучающихся, в несоответствии содержания состоянию и требованиям современного законодательства (особенно в учебных материалах в области размещения государственных и муниципальных заказов), в том, что содержание учебного плана (программы) носит общий характер, в отсутствии ориентации на изучение и освоение конкретных методов, технологий, правовых норм, в том, что процессом обучения не предусмотрено использование современных образовательных технологий, и т.д.

Проведенная в рамках Конкурса экспертиза создала условия для мониторинга состояния системы дополнительного профессионального образования в рамках специальностей «Государственное и муниципальное управление» и «Муниципальное право» и выявления социально значимых учебных программ и их распространения.

Работа экспертов легла в основу предметной деятельности Конкурсной комиссии, которая рассмотрела результаты экспертизы заявок и после своего анализа утвердила результаты и определила список победителей конкурса и состав учебных программ, рекомендованных для использования в системе повышения квалификации и публикации в сборнике.

По итогам VII Всероссийского конкурса решением Конкурсной комиссии награждены дипломом I степени - 20 работ, дипломом II степени - 17 работ, дипломом III степени - 13 работ. Награжденные дипломами работы рекомендованы к публикации.

Признаны победителями и награждены дипломами I степени следующие учебно-методические планы и учебные программы по номинациям.

В номинации «Основы государственного и муниципального управления»:

• «Основы организации муниципального управления», автор Живодро-ва С.А. (государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет»);

• «Социально-экономическое развитие муниципальных образований», Ба-кушев В.В., Смольников В.Д. (ФГОУ ВПО Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации);

• «Муниципальное управление и муниципальная служба», руководитель Васецкий А.А., члены авторского коллектива: Дунаева Н.В., Китин Е.А. (федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Западная академия государственной службы»);

• «Основы государственного и муниципального управления», руководитель Новокрещенов А.В., член авторского коллектива: Зенков М.Ю. (Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной службы»);

• «Основы муниципального менеджмента», руководитель Нагорная Е.Ю., члены авторского коллектива: Битарова М.А., Гетманцев К.В., Черная Е.А. (ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет»);

216

Королев В.А. VII Всероссийский конкурс учебных программ...

• «Муниципальное управление», руководитель Старостин В.В., члены авторского коллектива: запольнова Л.А., Калмыкова И.Ю., Илларионов А.Е., Калмыков В.В., захарова Ж.А., Мартынова Н.А., Старикова Т.В., Че-кушов А.А., Шаломенцева Е.Г. (Владимирский филиал Российской академии государственной службы при Президенте РФ).

В номинации «Профессиональные компетенции муниципального служащего»:

• «Информационно-аналитическая деятельность в Интернете», автор Журавлева Е.Ю. (Вологодский филиал Северо-западной академии государственной службы);

• «Основы деятельности главы поселения по организации решения вопросов местного значения», авторы: Кузнецов С.Г., Рудой В.В., Буров А.В., Санина Н.О. (Администрация Ростовской области);

• «Государственные и муниципальные финансы», автор Шимширт Н.Д. (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный университет», Международный факультет управления).

В номинации «Специализированные курсы по предметам деятельности муниципального образования»:

• «Управление инновационным развитием муниципальных образований», авторы: Острина И.А., Милькина И.В. (государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет управления»);

• «Стратегический менеджмент в государственном и муниципальном управлении», автор Осташков А.В. (государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет»);

• «Муниципальные финансы и бюджетный учет в системе местного самоуправления», руководитель Юрьева Г.И., члены авторского коллектива: Корнев А.В., Богатырева Т.Н. (НП «Молодежный инновационный бизнесцентр», г. Рязань);

• «Основы деятельности администрации поселения по организации решения вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства», авторы: Кузнецов С.Г., Рудой В.В., Буров А.В., Санина Н.О. (Администрация Ростовской области);

• «Формирование бюджета в условиях реформирования финансов», руководитель Нагорная Е.Ю., члены авторского коллектива: Битарова М.А., Гетманцев К.В., Черная Е.А. (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет»);

• «Проблемы управления муниципальным образованием в условиях реформы местного самоуправления», автор Тютин Д.В. (филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-западная академия государственной службы», г. Калуга);

• «Кадровая политика и кадровая работа в органах местного самоуправления», руководитель Ларин В.А., члены авторского коллектива: Мар-

217

Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1.

ченко И.П. (федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной службы»);

В номинации «Правовая культура муниципального служащего»:

• «Правовые основы местного самоуправления», руководитель Дорохов Н.И., члены авторского коллектива: Чихладзе Л.Т., Поддубная О.С. (НОУ «Московский институт экономики, менеджмента и права»);

В номинации «Правовое регулирование организации и деятельности органов местного самоуправления»:

• «Правовое регулирование труда муниципальных служащих», автор Масленникова Е.В. (государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина»);

• «Правовое обеспечение муниципальной службы», автор запольнова Л.А. (Владимирский филиал Российской академии государственной службы при Президенте РФ);

• «Муниципальное право России», руководитель Барциц И.Н., члены авторского коллектива: Крылова Е.Г., Овчинников И.И., Чепурнова Н.М. (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации).

В опубликованный по результатам Конкурса «Сборник рекомендованных учебных программ и учебно-методических планов профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (Минрегион, ГУ-ВШЭ. Изд. дом ГУ-ВШЭ. М., 2007) вошли 50 работ, награжденных дипломами I, II и III степеней.

На итоговой научно-практической конференции 19 ноября 2007 г., состоявшейся в ГУ-ВШЭ, победителей приветствовал заместитель министра регионального развития Российской Федерации М.Н.Пономарев, отметивший актуальность и общегосударственную значимость осуществляемой участниками Конкурса образовательной деятельности. Участники конференции высказали благодарность Министерству и ГУ-ВШЭ за предоставленную возможность принять участие в Конкурсе и его отличную организацию. Представители администраций Челябинской и Ростовской областей, РАГС при Президенте Российской Федерации, образовательных учреждений Республики Карелия, Оренбургской, Новосибирской Рязанской областей сделали презентации своих учебных планов и программ, высказали ряд соображений и пожеланий в адрес Минрегиона России и органов исполнительной власти в регионах. Так, в частности, в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации внесены следующие предложения:

1. Рекомендовать высшим учебным заведениям, специализирующимся на реализации программ дополнительного профессионального образования кадров государственного и муниципального управления, усилить прикладную направленность соответствующих учебных программ и их методического обеспечения, приняв за основу соответствующие материалы победителей VII Всероссийского конкурса учебных программ и учебно-методических планов профессиональной

218

Королев В.А. VII Всероссийский конкурс учебных программ...

переподготовки и повышения квалификации специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, высшим учебным заведениям, специализирующимся на реализации программ дополнительного профессионального образования кадров государственного и муниципального управления, широко внедрять дистанционные технологии обучения слушателей, в том числе на основе использования современных информационных технологий.

3. В рамках проведения будущего VIII Всероссийского конкурса учебных программ и учебно-методических планов профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предусмотреть дополнительную номинацию «Современные технологии обучения государственных и муниципальных служащих».

В целях совершенствования системы подготовки специалистов муниципальных образований, учитывая специфику городских и сельских поселений и используя модульный принцип формирования программ профессиональной переподготовки, разработать образовательный комплекс дистанционного обучения на основе авторских учебных программ, представленных на конкурсе и получивших высокую оценку экспертов. Выделить отдельными модулями программы по муниципальным финансам, бюджетному учету, построению регламентов и стандартов муниципальных функций и муниципальных услуг.

4. Разработать комплекс унифицированных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки муниципальных служащих. Проводить последующие конкурсы учебных программ для муниципальных служащих по расширенному списку направлений обучения, включая в него социологическое, финансовое, этическое, психологическое, кадровое направления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Объединить усилия вузов страны в деле подготовки, повышения квалификации и переподготовки муниципальных служащих в целях создания высококлассного методического обеспечения. Учебно-методические материалы, разработанные, например, за счет грантов, должны быть доступны для всех вузов, занимающихся повышением квалификации и профессиональной переподготовкой муниципальных служащих. Используя опыт работы муниципальных образований России и опыт взаимодействия учебных заведений с администрациями муниципальных образований, создать общедоступный банк актуальных профессиональных программ и учебно-методических материалов по проблемам муниципального управления.

6. Сформировать государственный заказ и осуществить на конкурсной основе подготовку учебно-методического обеспечения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих.

Более подробно с организацией и результатами Конкурса можно ознакомиться на веб-сайте Конкурса по адресу: http://7vk.hse.ru.

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.