Научная статья на тему 'Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с высшими учебными заведениями'

Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с высшими учебными заведениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1051
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА ВУЗОВ / POWERS OF LOCAL GOVERNMENTS / HIGHER PROFESSIONAL TRAINING / SUPPORT OF THE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданов Антон Владимирович

В статье рассмотриваются правовые механизмы участия органов местного самоуправления в управлении системой высшего профессионального образования. На основе анализа федерального и регионального законодательства проводится классификация полномочий органов местного самоуправления, позволяющих им влиять на развитие высших учебных заведений. Особое внимание уделяется изучению практики организации за счет средств местных бюджетов и осуществления дополнительных мер поддержки системы высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданов Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to legal mechanisms of local governments participation in running the system of higher professional training. Powers of local governments which help them influence development of higher educational institutions have been singled out classified after a through analysis of the federal and regional legislations. The article focuses on the practice of sponsoring the higher education institutions from the local budget finances and from realization of additional measures to support the system.

Текст научной работы на тему «Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с высшими учебными заведениями»

Богданов А.В. Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления...

Богданов А.В.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ

Аннотация

В статье рассмотриваются правовые механизмы участия органов местного самоуправления в управлении системой высшего профессионального образования. На основе анализа федерального и регионального законодательства проводится классификация полномочий органов местного самоуправления, позволяющих им влиять на развитие высших учебных заведений. Особое внимание уделяется изучению практики организации за счет средств местных бюджетов и осуществления дополнительных мер поддержки системы высшей школы.

Ключевые слова: полномочия органов местного самоуправления, высшее профессиональное образование, поддержка вузов.

Публичное управление в сфере образования основывается на разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Конкретизация компетенции органов каждого уровня власти осуществляется в федеральном законодательстве. Базовыми нормативными правовыми актами, определяющими муниципальные полномочия по обеспечению конституционного права граждан на образование, являются Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Федеральный законодатель не включает подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в во-

143

Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3

просы местного значения и, исходя из этого, не наделяет муниципальные органы управления самостоятельными полномочиями в данной области.

В то же время стремление власти местного уровня активным образом участвовать в решении вопросов вузовского обучения очевидно. Ярким примером выступает Программа развития системы высшего образования в Кировском муниципальном районе (Приморский край) на 2008-2010 гг. [1]. Несмотря на то что из двенадцати программных мероприятий лишь по одному непосредственным исполнителем выступает районная администрация, данный факт подтверждает наличие муниципального интереса к проблемам высшей школы.

Более того, подробное изучение федерального и регионального законодательств, муниципальных нормативных актов, а также правоприменительной практики показывает, что взаимодействие местных управленческих структур и высших учебных заведений возможно и приносит ощутимые результаты.

Влияние органов местного самоуправления на систему высшего образования осуществляется как в рамках административно-правовой плоскости посредством реализации законодательно установленных муниципальных властных функций, так и в результате сотрудничества с академическим сообществом на взаимовыгодных условиях.

Таким образом можно выделить три группы полномочий органов местного самоуправления в области высшего профессионального образования:

1) полномочия, предусматривающие прямое участие муниципальных образований в управлении высшими учебными заведениями;

2) полномочия, делегируемые органами государственной власти;

3) «добровольные» полномочия, дополнительно осуществляемые органами местного самоуправления.

Далее остановимся на рассмотрении каждой из приведенных групп муниципально-властных функций.

1. Полномочия, предусматривающие прямое участие муниципальных образований в управлении высшими учебными заведениями

Несмотря на то что статья 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» не наделяет органы местной власти самостоятельными полномочиями по организации предоставления высшего профессионального образования, определенные правовые формы их непосредственного участия в управлении системой высшей школы находят свое закрепление в других нормах данного закона, а также в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и в ряде подзаконных нормативных правовых актов.

Так, к основным полномочиям данной категории относится предоставленная в п. 2 ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» возможность органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов осуществлять функции учредителя муниципальных высших учебных заведений. В отношении городских округов это право является абсолютным и включает в

144

Богданов А.В. Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления...

себя создание, реорганизацию и ликвидацию вузов местного подчинения. В результате изменений, внесенных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ в отдельные законодательные акты, правомочия учредителя для муниципальных районов были ограничены управлением высшими учебными заведениями, находящимися в ведении муниципальных районов по состоянию на 31 декабря 2008 г., а также правом осуществлять реорганизацию и ликвидацию указанных высших учебных заведений, так что теперь органы местного самоуправления муниципальных районов не могут создавать новые вузы.

В настоящее время в общей системе высшей школы, включающей около 1200 учреждений высшего образования, лишь единицы находятся в ведении муниципальных властей. Несмотря на это, успешность и целесообразность подобной практики подтверждается на примерах муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Самарский муниципальный институт управления», «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования» и Воронежского института экономики и социального управления, муниципального образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования «Волгоградский муниципальный институт искусств имени П.А. Серебрякова».

Главным образом наличие в муниципальной подведомственной сети организаций высшего образования направлено на подготовку служащих для местного аппарата управления, а также на обучение по наиболее востребованным в городе или районе специальностям.

Так, согласно Уставу, Самарский муниципальный институт управления является учебным, научным и методическим центром, осуществляющим подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием с учетом нужд и потребностей муниципальных органов власти и управления, а также базовым центром повышения квалификации и переподготовки муниципальных служащих города Самары.

Статус учредителя вуза предусматривает реализацию целого комплекса прав и обязанностей. Основной задачей собственника является обеспечение образовательного заведения необходимой учебно-материальной базой (учебные корпуса, общежития, хозяйственные комплексы, земельные участки) и финансирование доведенного задания. Также требуется принятие соответствующей муниципальной правовой базы.

Так, в Самаре в соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» постановлением главы городского округа Самара от 22 января 2007 г. № 4 утверждена Аттестационная комиссия администрации города по вопросам согласования кандидатур на должность ректора муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Вопросы управления местными вузами в муниципальных образованиях носят далеко не второстепенный характер. В частности, Распоряжением Главы города Воронежа от 8 сентября 2004 г. № 684-р «О взаимодействии с Воронежским институтом экономики и социального управления (муниципальное учреждение высшего профессионального образования)» на

145

Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3

первого заместителя главы администрации города Воронежа по социальноэкономической политике возложены функции куратора Института экономики и социального управления. Кураторство предусматривает исполнение следующих обязанностей:

- подготовка материалов для утверждения и согласования с главой города Воронежа по институту в рамках действующего законодательства;

- оказание практической помощи руководству института в решении стратегических проблем его развития;

- обеспечение условий для прохождения производственной практики студентов института на базе структурных подразделений администрации г. Воронежа и в районных администрациях;

- принятие участия в научно-исследовательской деятельности института, общеинститутских мероприятиях практической направленности;

- оказание консультационной помощи в разработке учебных программ подготовки специалистов управленческого профиля, тематики дипломных работ выпускников с практической направленностью по потребностям муниципального управления города;

- способствование повышению статусного имиджа института, формированию целевых групп администрации по подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих города на его базе, привлечению профессорско-преподавательского состава к исследованию проблем муниципального управления города.

Кроме того, куратору предоставлено право осуществления контроля качества организации образовательного процесса, оценивания системы управления институтом, его эффективности, а также приостановления действия руководства института в случае нарушения законодательства.

В силу пункта 26 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) органам местного самоуправления предоставляется возможность готовить в государственных вузах необходимых специалистов, не неся при этом дополнительных финансовых затрат. В частности, в целях содействия в подготовке специалистов соответствующего уровня образования высшее учебное заведение вправе осуществлять в пределах выделенного учредителем объема финансовых средств целевой прием обучающихся в соответствии с договорами, заключенными с органами местного самоуправления.

Следующим прямым полномочием органов местного самоуправления является согласование создания расположенных на соответствующей территории филиалов (ст. 9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») и представительств (в отношении представительств еще и ликвидация) вузов (п. 21 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)).

Более того, письмом Минобразования Российской Федерации от 29 апреля 1999 г. № 15-20ин/15-11 рекомендовано согласовывать с органом местного самоуправления по месту нахождения филиала также величину и структуру приема студентов на первый курс высшего учебного заведения для обучения в филиале.

146

Богданов А.В. Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления...

Как отмечает в своей монографии, посвященной проблемам функционирования вузов в условиях процессов регионального развития, бывший ректор, а ныне президент Тюменского государственного университета Г.Ф. Куцев, «в советское время планово-централизованное обеспечение практически всех форм отраслей хозяйства и культуры кадрами молодых специалистов формировало слабую региональную профилизацию деятельности высших учебных заведений. Даже в крупных вузовских центрах складывалась узкая специализация вузов с ориентацией на конкретное ведомство, кроме, пожалуй, политехнических вузов» [2, с. 27]. Местные власти были слабо заинтересованы в успешной деятельности находящихся на их территориях вузов и не имели влияния на набор специальностей и объемы подготовки кадров.

В настоящее время ситуация коренным образом изменилась и органы местного самоуправления не просто заинтересованы в успешном функционировании высших учебных заведений, но напрямую связывают их деятельность с социально-экономическим развитием муниципального образования. В связи с этим выполнение рекомендаций Минобрнауки России по согласованию с органами местного самоуправления объемов и структуры приема обучающихся по месту нахождения филиалов вузов поможет в значительной мере преодолеть дисбаланс между выпуском дипломированных специалистов и реальными потребностями территориальной экономики и рынка труда.

Необходимым условием осуществления высшим учебным заведением образовательной деятельности является получение лицензии. Лицензионная экспертиза высших учебных заведений проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в состав экспертной комиссии в обязательном порядке включаются представители органа местного самоуправления, на территории которого расположено высшее учебное заведение.

Учитывая то, что наличие лицензии предусматривает соответствие условий осуществления образовательного процесса в том числе требованиям органов местного самоуправления, считаем, что было бы целесообразным, если представители муниципальных органов также принимали участие в осуществлении последующего контроля за соблюдением вузами условий, предусмотренных лицензией.

2. Полномочия, делегируемые органами государственной власти

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Органы местного самоуправления могут наделяться как полномочиями федеральных органов государственной власти, так и полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примером в сфере высшего профессионального образования выступает делегирование региональными органами государственной власти

147

Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3

органам местного самоуправления полномочий по поддержке отдельных категорий молодежи.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения высшего профессионального образования без взимания платы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 11 Законом Московской области от 29 декабря 2007 г. № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» [3] органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, получивших основное общее или среднее (полное) общее образование.

В рамках реализации данного полномочия главой Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в 2008 г. было принято постановление, поручающее его исполнение управлению образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района и утверждающее Порядок возмещения расходов обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, получивших основное общее или среднее (полное) общее образование [4].

3. «Добровольные» полномочия, дополнительно осуществляемые органами местного самоуправления

Полномочия, входящие в данную группу, не являются обязательными для исполнения местными органами власти и в основном не конкретизированы в федеральном законодательстве.

Правовым фундаментом подобной формы участия органов местного самоуправления в решении проблем высшей школы выступает п. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Таким образом, принятие органами местного самоуправления на себя дополнительных функций должно в полной мере отвечать интересам мест-

148

Богданов А.В. Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления...

ного сообщества и исходить из бюджетной обеспеченности муниципального образования.

Довольно эффективным механизмом развития системы высшего профессионального образования является оказание всевозможных мер поддержки.

Обзор муниципальных правовых актов указывает на распространенность такой формы, как установление стипендий органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц. Так, в целях поддержки и стимулирования интеллектуального и творческого потенциала талантливых и способных обучающихся образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования постановлением главы муниципального образования город Новодвинск [5] учреждена стипендия главы города. Кандидатами на ее получение могут быть студенты, имеющие отличные результаты обучения, являющиеся победителями, призерами и участниками олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе.

Оказание поддержки в сфере высшего образования возможно посредством организации льготного проезда студентов на общественном транспорте. Льготы по проезду автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) на маршрутах регулярного сообщения для обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования установлены Постановлением главы Суздальского района от 05.03.2008 № 448.

Примером такого рода содействия выступает конкурс творческих работ (рефератов) студентов высших учебных заведений, посвященных 220-летию Екатеринбургской городской Думы. Конкурс был учрежден в целях знакомства студенческой молодежи с деятельностью и историей представительного органа местного самоуправления Екатеринбурга, с муниципальными правовыми актами и их влиянием на жизнь жителей города, а также повышения интереса студенческой молодежи к богатой истории города, формирования активной позиции молодого поколения, раскрытия его творческого потенциала, воспитания патриотизма [6]. Победителям конкурса вручаются ценные призы, а лучшие рефераты могут быть рекомендованы в качестве пособия в общеобразовательные учреждения Екатеринбурга для изучения курса истории города.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования. В рамках данного полномочия возможно оказание поддержки системе высшего образования путем передачи объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование высшим учебным заведениям. В качестве примера можно назвать Решение Свободненского городского Совета народных депутатов (Амурская область) от 26 июля 2007 г. № 132, согласно которому в безвозмездное пользование сроком на 49 лет государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» передается недвижимое имущество

149

Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3

общей площадью более 6000 кв. м, а также Решение Совета народных депутатов города Владимира от 16 апреля 2008 г. № 90, предусматривающее передачу в безвозмездное пользование федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» муниципальных нежилых помещений общей площадью 7400 кв. м.

До поправок в Закон Российской Федерации «Об образовании», принятых Федеральным законом от 28 февраля 2008 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)», при лицензировании нередко возникали трудности у вузов, имеющих имущественные объекты на условиях безвозмездного пользования, которые в силу буквального толкования положений п. 4 ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не должны включаться в состав учебно-материальной базы, учитываемой при расчете лицензионных нормативов. Возможность образовательных учреждений оформлять право пользования учебно-материальной базой, необходимой для организации практических занятий, используя договоры безвозмездного пользования (договор ссуды), была предусмотрена лишь письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.10.2005 № 02-436/ин «О документах, подтверждающих наличие у лицензиата учебно-материальной базы, необходимой для организации образовательного процесса», которое не носит нормативноправового характера.

В результате соответствующих изменений в Законе Российской Федерации «Об образовании» было прямо закреплено, что лицензии высшим учебным заведениям независимо от их организационно-правовых форм могут быть выданы также при наличии у них необходимой учебноматериальной базы на правах безвозмездного пользования.

В настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и последующих внесенных в него изменений свобода органов власти распоряжаться объектами государственной и муниципальной собственности существенно ограничена. В результате предусматривается два варианта передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование высшим учебным заведениям, не находящимся в ведении муниципального образования:

1) по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения такого договора (данный способ мало приемлем, так как победителем может оказаться совсем не тот вуз, которому предусматривалась передача имущества, а организация, предложившая наилучшие условия);

2) без проведения торгов в качестве муниципальной помощи на конкретно разрешенные цели при условии предварительного согласования с Федеральной антимонопольной службой (минус указанного варианта обусловлен слишком узким перечнем целей передачи: к вузам приме-

150

Богданов А.В. Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления...

нимо лишь предоставление помощи для проведения фундаментальных

научных исследований).

В целях создания дополнительных гарантий занятости молодежи Постановлением Администрации города Мурманска от 29 марта 2005 г. № 265 введено квотирование рабочих мест для приема на работу выпускников учреждений высшего профессионального образования. На квотируемые рабочие места могут направляться граждане, имеющие стаж работы не более трех месяцев после окончания дневного отделения учреждений высшего профессионального образования и зарегистрированные в Мурманском городском центре занятости населения. Компенсация организациям затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест, входит в расходные обязательства местного бюджета.

Возможности муниципальной поддержки развития высшего образования ограничены бюджетными ресурсами. И сегодня в свете последствий мирового экономического кризиса вопрос сохранения действующих мер содействия и введения новых является наиболее важным.

В Тюмени стала традиционной ежегодная стажировка в городской администрации выпускников высших учебных заведений [7]. Предполагается, что данный институт направлен на формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, приобретение опыта подготовки аналитических, отчетных материалов и предложений, разработки проектов документов. Предполагается, что в результате такой практики сокращается период адаптации при приеме на работу и подборе кандидатов для работы в органах городского управления. Прохождение стажировки оформляется договором, по условиям которого предусматривается выплата стажеру материального вознаграждения.

В силу статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. Наиболее результативной следует признать практику исполнения муниципальными властями данного обязательства путем размещения заказа на подготовку и повышение своих сотрудников в высших учебных заведениях, находящихся на территории соответствующего муниципалитета. В этих целях Постановлением Администрации закрытого административно-территориального образования «Скалистый» (Мурманская область) от 17 января 2002 г. № 22 утверждено Положение о порядке направления муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений, муниципальных предприятий, выпускников образовательных учреждений ЗАТО «Скалистый» на обучение в средние и высшие учебные заведения и финансирования обучения из средств местного бюджета. При этом в рамках гарантий эффективности использования бюджетных средств предусматривается, что муниципальный служащий, работник муниципального учреждения, предприятия или выпускник образовательного учреждения ЗАТО «Скалистый», которому частично или полностью оплачи-

151

Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3

валось обучение из средств местного бюджета, после окончания учебного заведения обязан отработать в соответствии с приобретенной специальностью не менее 5 лет в муниципальных учреждениях или на муниципальных предприятиях ЗАТО «Скалистый». В случае увольнения обучающегося с муниципальной службы или с работы из муниципального учреждения, муниципального предприятия или отчисления обучающегося за неуспеваемость или по иным причинам, предусмотренным нормативными актами учебного заведения, обучаемый возвращает администрации ЗАТО «Скалистый» денежную сумму, оплаченную за все время его обучения из средств местного бюджета с учетом ставки рефинансирования.

В структуре Института государства и права Тюменского государственного университета для проведения повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также лиц, направляемых на работу в органы местного самоуправления, создана Высшая школа государственного и муниципального управления, которая тесно сотрудничает с администрациями муниципальных образований как Тюменской области, так и иных регионов.

Во многих муниципальных образованиях значительное внимание уделяется целевой подготовке специалистов. Данный механизм обеспечивает социально-экономическое развитие муниципалитетов и удовлетворение потребности расположенных на их территориях предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных кадрах с высшим образованием. В Островском муниципальном районе Псковской области мероприятия по данному направлению объединены в Программу «Целевая подготовка специалистов Островского района в учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования на 2008-2010 гг.» [8], включающую получение высшего профессионального образования по специальностям, востребованным на рынке труда; оказание содействия студентам в организации и прохождении стажировок на предприятиях, в учреждениях и организациях района; адресное трудоустройство молодых специалистов. Общий объем направляемых на эти цели средств муниципального бюджета составляет более 1600 тыс. руб.

В числе мероприятий активно реализуемой в стране административной реформы предусматривается проведение антикоррупционной экспертизы принятых и разрабатываемых нормативных правовых актов. По нашему мнению, при определении независимой организации, которой поручается выявление в текстах актов положений, способствующих проявлению коррупции, предпочтение должно отдаваться в первую очередь вузам, осуществляющим подготовку юристов. Во-первых, они лучшим образом отвечают требованиям в части кадрового состава (наличие в штате сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование в соответствующей области и необходимый стаж работы) и, во-вторых, имеют достаточный опыт участия в нормотворческой деятельности. Кроме того, проведение такой экспертизы обеспечивает поддержание вузовскими специалистами практических навыков и умений и направлено на внедрение результатов академической правовой науки в профессиональной отрасли. Так, в 2008 г. экспертами Института государства и права Тюменского госу-

152

Богданов А.В. Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления...

дарственного университета была проведена проверка на наличие коррупционногенных факторов более чем 90 нормативных правовых актов Уват-ского муниципального района Тюменской области.

В рамках исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов возможны и иные формы сотрудничества местных властей с расположенными на их территориях высшими школами. К примеру, в городе Тюмени совместная деятельность осуществляется по следующим направлениям:

- научно-практические конференции с участием общественности и представителей вузов;

- участие вузов в научно-методическом сопровождении образовательной деятельности в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе работа с городскими инновационными школами;

- преподавание школьных предметов педагогами вузов;

- участие представителей вузовского сообщества в государственнообщественном управлении муниципальной системой образования и воспитания;

- организация и проведение совместных мероприятий по формированию социально активного и конкурентоспособного выпускника;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мониторинг и прогнозирование востребованности профессий на муниципальных рынках труда.

В заключение необходимо отметить следующее. Неотъемлемыми факторами социально-экономического развития муниципальных образований является обеспечение местного рынка труда компетентными востребованными специалистами, гарантирование доступности и качества образовательных услуг. Все это определяет активный характер отношений между органами местного самоуправления и высшими учебными заведениями, расположенными на подконтрольных территориях. Влияние местных органов власти на систему высшей школы обеспечивается посредством реализации правовых норм, прямо закрепляющих участие муниципальных органов в решении задач высшего образования, а также в результате принятия и исполнения местными администрациями дополнительных полномочий по финансовому, материальному, организационному содействию академическому сообществу.

153

Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3

ЛИТЕРАТУРА

1. Решение Думы Кировского муниципального района от 23 апреля 2008 г. № 573 «Программа развития системы высшего образования в Кировском муниципальном районе на 2008-2010 гг.».

2. Закон Московской области от 29 декабря 2007 г. № 248/2007-оз «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (в редакции от 27.12.2008) // Ежедневные Новости. Подмосковье. -№ 245. - 30.12.2007.

3. Постановление Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 25 августа 2008 г. № 947 «Об обеспечении в 2008 году возмещения расходов обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, получивших основное общее или среднее (полное) общее образование».

4. Постановление Главы муниципального образования «Город Новодвинск» от 27 марта 2008 г. № 349 «Об утверждении положения о стипендиях Главы муниципального образования “Город Новодвинск” обучающимся образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования» // Новодвинский рабочий. - № 13. - 03.04.2008.

5. Постановление Екатеринбургской городской Думы от 10 октября 2007 г. № 36 «Об утверждении положения “О конкурсе среди студентов высших учебных заведений муниципального образования “Город Екатеринбург” на лучшую творческую работу (реферат), посвященную 220-летию Екатеринбургской городской Думы”».

6. Распоряжение Главы города Тюмени от 7 июня 2006 г. 3 116-рг (в редакции от 28.11.2008) «О порядке прохождения стажировки в администрации города Тюмени».

7. Решение Собрания депутатов Островского района Псковской области от 30 января 2008 г. № 87 (в редакции от 25.03.2008) «Об утверждении программы “Целевая подготовка специалистов Островского района в учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования на 2008-2010 гг.”».

8. Шафранов-Куцев Г.Ф. Университет в региональном сообществе. М.: Изд-во «Высшая школа», 2003. - С. 27.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.