Научная статья на тему 'VII международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» (26-27 ноября 2014 г. )'

VII международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» (26-27 ноября 2014 г. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VII международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» (26-27 ноября 2014 г. )»

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

VII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«КУТАФИНСКИЕ ЧТЕНИЯ» (26-27 ноября 2014 г.)

В рамках VII Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения» на тему «Судебная реформа в России: прошлое, настоящее, будущее», которая прошла 26-27 ноября 2014 г в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА), состоялась работа секции международного частного права.

Руководитель секции — Галина Кирилловна Дмитриева, заведующая кафедрой международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор.

Заместитель руководителя — Мария Викторовна Мажорина, заместитель заведующего кафедрой международного частного права, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

С приветственным словом к участникам обратилась заведующая кафедрой международного частного права Галина Кирилловна Дмитриева. Она сделала акцент на тенденциях и проблемах реформирования российского гражданского законодательства в части регулирования трансграничных частноправовых отношений. Г. К. Дмитриева остановилась и на современных проблемах правоприменения в практике российских судов и международных коммерческих арбитражей, разрешающих трансграничные споры, а также на проблемах признания и исполнения иностранных судебных и арбитражных решений.

Далее работа секции велась по тематическим блокам.

По теме «Некоторые проблемы теории и практики международного частного права» было заслушано несколько сообщений, сопровождавшихся дискуссией, й например:

— Корпоративные нормы в международном частном праве: возможности для е российских организаций (Виктория Ильинична Малкина, магистрант Университета име- т ни О.Е. Кутафина (МГЮА)); конференци

144

дайджест конференции

тз

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

— Источники и реформа международного частного права Китая: опыт и значение для России (Андрей Викторович Сячинов, студент ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»).

По теме «Договорные обязательства в международном частном праве» выступили:

Марианна Ашотовна Калашян, кандидат юридических наук, заместитель директора Института права и политики РАУ, с докладом «Проект Гаагских принципов по выбору права международных коммерческих контрактов: общая характеристика и перспективы развития».

Яна Олеговна Алимова, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), на тему «Особенности гармонизации права международной торговли». Результатом гармонизации права является гармонизационный акт, основная особенность которого заключается в его рекомендательном характере. В зависимости от вида международной организации, которая принимала участие в разработке гармонизационных актов, выделяются: 1) акты, разработанные в рамках Гаагской конференции по международному частному праву; 2) акты, разработанные в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ); 3) акты, разработанные в рамках Международного института по унификации частного права в Риме; 4) акты, разработанные в рамках Международной торговой палаты.

Другим основанием классификации гармонизационных актов является круг трансграничных торговых отношений, на которые распространяется такой акт. Здесь можно выделить: акты, касающиеся общей сферы договорных обязательств (Принципы УНИДРУА 2010; Проект общей системы координат европейского частного права (ООРР); Принципы Ландо), а также акты, касающиеся отдельных специальных вопросов, возникающих в рамках права международной торговли (ИНКОТЕРМС 2010; Типовой закон о международных кредитовых переводах 1992 г; Типовой контракт МТП о международной купле-продаже товаров (готовые изделия) 2013 г и др.).

Следующее основание классификации — форма создания гар-монизационного акта. В результате можно выделить: во-первых, акты, разработанные в форме типовых и модельных законов; во-вторых, акты, разработанные в форме унифицированных правил; в-третьих, акты, разработанные в форме принципов; в-четвертых, акты, разработанные в виде руководств, и в-пятых, акты, разработанные в иных формах: правила, кодексы, типовые контракты и др. Еще одним основанием классификации гармонизацонных актов является уровень распространения. Можно выделить универсальные и региональные гармонизацион-ные акты.

Мария Викторовна Мажорина, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного права, представила доклад на тему «Новые Гаагские принципы о выборе права, применимого к международным коммерческим контрактам, или Еще раз об автономии воли сторон».

В докладе М. В. Мажориной речь шла об оговорке о выборе права в международном коммерческом контракте. Автор отвечала на вопросы о том, какое право предпочитают выбирать стороны международных коммерческих контрактов и почему. Часто ли

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

стороны обращаются к нормам международных унифицирующих договоров типа Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г?

Одной из тенденций в сфере регулирования трансграничной торговли в последние десятилетия выступает движение от правового к нормативному механизму регулирования. Не созданные государствами, но рожденные в рамках международных неправительственных организаций или объединений, не обеспеченные механизмом принудительного и даже обязательного исполнения, соответствующие источники норм приобретают популярность в сфере международного коммерческого сообщества. В международном частном праве появился термин «транснациональные нормы», которые могут быть определены как система общепризнанных норм межгосударственного и негосударственного происхождения, регулирующих трансграничные частные отношения и, как правило, объективированных в писаных источниках, имеющих характер обновляемых сводов. Достаточно отчетливо перемещается активный интерес международного бизнес-сообщества в сторону особого рода норм — принципов и правил трансграничной торговли, в той или иной степени систематизированных в соответствующих сводах.

М. В. Мажорина обратилась также к толкованию принципа автономии воли сторон в новых Гаагских принципах о выборе права, применимого к международным коммерческим контрактам (в редакции 2014 г). Докладчик провела анализ соотношения терминов «нормы права» (Rules of law) и «право государства». Были обозначены тенденции в прогнозируемых автором подходах в сфере обращения к нормам негосударственного регулирования в практике национальных судов и международных коммерческих арбитражей.

Наталия Викторовна Власова, научный сотрудник отдела международного частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, выступила с докладом «Коммерческое агентирование в трансграничных отношениях: специфические особенности и отличительные признаки».

Евгения Николаевна Пузырева, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), сделала сообщение на тему «Понятие трансграничного обращения ценных бумаг». На сегодняшний день понятие «трансграничное обращение ценных бумаг» не нашло своего закрепления ни в одном из международных или национальных актов. Тем не менее включение данного термина в специальную юридическую литературу предполагает необходимость отдельного исследования этого понятия.

Все отношения с ценными бумагами в рамках их обращения можно поделить на две группы: вещно-правовые (отношения собственности) и обязательственно-правовые (вопросы передачи прав на ценные бумаги и по ценным бумагам). Вопроса о собственности на ценные бумаги невозможно избежать, в силу того что большинство отношений, возникающих по поводу ценных бумаг, носят имущественный характер и направлены на приобретение, изменение или отчуждение права собственности. Вторая группа отношений возникает в процессе заключения трансграничных сделок с ценными бумагами. Все сделки с ценными бумагами можно поделить на две группы. К первой относятся сделки, направленные непосредственно на переход права собственности на ценные бумаги. Вторую группу составляют сделки, обеспечивающие (обслуживающие) трансграничный оборот ценных бумаг, способствующие ему: договор поручения, комиссии, доверительного управления и т.д. В последнее время ценные бумаги также стали часто использоваться для обеспечения различного рода обязательств, в виде залога.

Анализируя концепцию иностранного элемента применительно к трансграничному й обращению ценных бумаг, автор приходит к выводу о целесообразности следующего определения: трансграничное обращение ценных бумаг — это совокупность отношений, возникающих из частноправовых сделок, осложненных иностранным элементом, влекущих за собой переход прав на ценные бумаги. конференци

m

П

УНИВЕРСИТЕТА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Целый ряд научных сообщений был посвящен внедоговорным обязательствам в международном частном праве.

С докладом выступила Ольга Вячеславовна Муратова, младший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, на тему: «Международная унификация норм о преддоговорных отношениях между иностранными контрагентами».

Хатиа Давидовна Пирцхалава, кандидат юридических наук, преподаватель Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), представила сообщение «Эволюция института внедоговорных трансграничных обязательств в международном частном праве Испании».

В качестве отдельного блока были выделены сообщения в области права интеллектуальной собственности.

Бениамин Александрович Шахназаров, кандидат юридических наук, старший преподаватель Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), сделал сообщение на тему «Международное право промышленной собственности в условиях членства РФ в ВТО».

Развитие трансграничных торговых отношений в условиях современных глоба-лизационных процессов происходит преимущественно по унифицированным правилам торговли, выработанным в рамках универсальных международных соглашений. Важнейшее для современной трансграничной торговли глобальное правовое поле выработано в рамках основных соглашений Всемирной торговой организации, членом которой является и Российская Федерация (с 2012 г.). Для целей международной торговли именно оборот средств индивидуализации из всего многообразия объектов интеллектуальной собственности представляется наиболее значимым с точки зрения рыночного развития национальных экономик и международной технологической кооперации.

Отдельного внимания в контексте уяснения векторов развития российского законодательства по охране интеллектуальной собственности в целом и прав на средства индивидуализации в частности представляет Доклад о присоединении РФ к ВТО. Наиболее интересной с точки зрения развития международной торговли товарами и услугами представляется модернизация законодательства РФ по охране средств индивидуализации в контексте вступления в ВТО. Российский законодатель дифференцирует результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации неспроста. Регламентация части IV ГК РФ исходит из того, что средства индивидуализации, в отличие от результатов интеллектуальной деятельности, предстают интеллектуальной собственностью лишь в коммерческом обороте и служат для защиты прав хозяйствующих субъектов. Российские переговорщики в п. 1249 Доклада отметили развитие законодательства РФ о регулировании прав на фирменное наименование. Исключительные права на фирменное наименование возникают при государственной регистрации юридического лица, которое владеет этим фирменным наименованием, но не может его передавать по договорам о передаче исключительных прав. Введен и новый объект охраны — коммерческое обозначение.

Эволюция законодательства в рассматриваемой сфере выразилась и в нормах о соотношении доменных имен с товарными знаками.

Б. А. Шахназаров обозначил и проблемные вопросы российского законодательства. В частности, пробел в отношении отдельного коллизионно-правового регулирования прав на товарный знак. В России такое регулирование до сих пор отсутствует. Так и не принят интеллектуальный статут в отношении прав на объекты интеллектуальной собственности (право страны, где испрашивается охрана) — правило, принятое в большинстве государств — членов ВТО, что негативно сказывается на развитии трансграничного оборота прав на средства индивидуализации в контексте неоднозначного

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

российского регулирования в случае нарушения прав на средства индивидуализации.

Александр Сергеевич Прокофьев, кандидат юридических наук, научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, представил свой доклад на тему «Коллизионное регулирование лицензионных договоров о предоставлении права использования товарного знака в условиях реформы законодательства».

В разделе «Международные инвестиции: частноправовые аспекты» выступили:

Наталья Николаевна Викторова, заместитель заведующего кафедрой международного частного права, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), с докладом «Двусторонние инвестиционные договоры: их роль в защите иностранных инвестиций». Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении капиталовложений являются основой правового регулирования трансграничных инвестиционных отношений. Широкое распространение эти соглашения получили в 70-е гг. ХХ в. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в настоящее время заключено 2 816 двусторонних инвестиционных соглашений, 2 114 из них вступили в силу. Специалисты выделяют европейский и американский типовые договоры.

В настоящее время Российская Федерация подписала 73 двусторонних инвестиционных соглашения, 56 из них вступили в силу.

Соглашения содержат определение понятия «капиталовложение», в них закреплено определение понятия «инвестор». Практически во всех соглашениях для определения национальности инвесторов — физических лиц используется критерий гражданства. В отношении инвесторов — юридических лиц двусторонние соглашения используют в основном критерий инкорпорации. В некоторых соглашениях закреплен критерий контроля. Как правило, двусторонние соглашения закрепляют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Некоторые соглашения позволяют инвестору выбрать один из двух указанных режимов, наиболее для него благоприятный.

Соглашения закрепляют гарантии прав иностранных инвесторов, к которым относятся, в частности, гарантия от экспроприации, гарантия компенсации при экспроприации, гарантия беспрепятственного перевода за границу платежей в связи с капиталовложениями, гарантия разрешения споров между иностранным инвестором и принимающим инвестиции государством. Важным средством защиты инвестора является закрепление в соглашениях механизма разрешения инвестиционных споров.

Дмитрий Владимирович Юлов, главный юрисконсульт ОАО «Банк Москвы», аспирант кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), сделал доклад на тему «Особенности передачи трансграничных инвестиционных споров в МЦУИС».

Проблемы брачно-семейных отношений в международном частном праве рассматривались в ряде научных сообщений.

Е а

3 El

X

m П

4

УНИВЕРСИТЕТА

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина(МГЮА)

ЕСТНИК

В частности, Оксана Евгеньевна Савенко, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), исследовала тему «Договор суррогатного материнства в международном частном праве». Суррогатное материнство представляет собой искусственное оплодотворение, имплантацию эмбриона, а также вынашивание ребенка для супружеской пары, для которой данный ребенок будет генетически родным, а для вынашивающей его женщины — «биологически чужим».

На сегодняшний день договоры о суррогатном материнстве между гражданами разных государств уже встречаются в практике. Как следствие, возникают и коллизии, причем ответы на них невозможно найти в рамках существующего законодательного регулирования одной страны. Современная тенденция развития международного частного права представляет собой разработку и введение в действие ранее неизвестных формул прикрепления, а также унификацию уже существующих коллизионных норм.

Основой правоотношений суррогатного материнства является договор суррогатного материнства, поэтому представляется целесообразным прежде всего выделить коллизионные привязки, применимые к данному виду договора. Возможность применения судом коллизионных норм, регулирующих обязательства к отношениям в сфере суррогатного материнства, неоднозначна. В силу того что Семейный кодекс РФ не содержит специальных коллизионных норм, регулирующих отношения в области суррогатного материнства, а также принимая во внимание ст. 4 СК РФ, можно сделать вывод о том, что к договорным обязательствам в сфере суррогатного материнства с участием иностранного элемента могут применяться общие коллизионные нормы, регулирующие договорные отношения.

Между тем, поскольку отношения суррогатного материнства регулируются семейным правом, представляется целесообразным разработать и внести коллизионные нормы, регламентирующие правоотношения суррогатного материнства, в Семейный кодекс РФ.

По мнению автора, применительно к договору суррогатного материнства, в силу сложности и новизны рассматриваемого института, некоммерческого характера данных отношений, а также большой вероятности наличия норм непосредственного применения в праве государств, с которыми отношение суррогатного материнства имеет тесную связь, следует ввести ограничения автономии воли сторон. Целесообразно предоставить суррогатной матери и генетическим родителям право выбирать в качестве применимого права:

а) право государства постоянного места жительства (lex domicilii) суррогатной матери;

б) право государства постоянного места жительства (lex domicilii) генетических родителей;

в) право государства места рождения ребенка. Все более широкое применение альтернативных коллизионных норм представляет собой современную тенденцию развития международного частного права и позволяет учитывать фактические обстоятельства в разных ситуациях.

Исследуя вопросы негосударственного разрешения трансграничных споров, Мадина Ахметовна Цирина, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела международного частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, выступила с докладом: «Последствия реформирования третейских судов Российской Федерации».

Также в работе секции кафедры международного частного права приняли участие аспиранты и соискатели кафедры, студенты, аспиранты других российских вузов, практикующие юристы, коллеги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.